Научная статья на тему 'Организация эффективного взаимодействия с родительской общественностью'

Организация эффективного взаимодействия с родительской общественностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3225
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ / COOPERATION WITH PARENTS / SOCIAL PARTNERSHIP / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / TRADITIONS AND INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смоленцева Ольга Вадимовна

В статье представлены основные этапы формирования поликультурной позиции личности, пути организации эффективного взаимодействия с родителями, организации эффективного взаимодействия семьи и школы. Автор выделяет организационно-содержательные условия, необходимые для эффективного взаимодействия с родительской общественностью. Установлено, что в работе с родителями необходимо использовать в единстве все виды воспитательного воздействия открытое и незаметное, прямое и опосредованное, причем использовать творчески конкретными многообразными приемами. Доказывается, что необходима не просто искренняя заинтересованность в каждом ребенке и каждом родителе, а включение каждого родителя в активную совместную деятельность, которая развивает все три стороны личности: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную, что позволит обеспечить повышение педагогической культуры родителей, усилить мотивацию к сознательному ответственному родительству и осознанному сотрудничеству со школой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EFFECTIVE COOPERATION WITH THE PARENTS

The article presents the main stages of formation of the multicultural position of a person, ways of effective cooperation with parents, and organization of effective cooperation between family and school. The author reveals the conditions of organization and the content of activities which are necessary for effective cooperation with the parents. It is noted that in the work with parents it is necessary to use all kinds of educational influence in unity open and implicit, direct and indirect and use them creatively with the help of diverse specific techniques. The article argues that what is necessary is not just sincere interest in each child and each parent, but direct inclusion of each parent in active joint activity that develops all three aspects of personality: cognitive-philosophical, emotional-volitional and effective; this will ensure increase of pedagogical culture of parents, increase of motivation to conscious responsible parenthood and conscious relationship with the school.

Текст научной работы на тему «Организация эффективного взаимодействия с родительской общественностью»

УДК 37.018.26

ББК Ч420.5 ГСНТИ 16.21.27 Код ВАК 13.00.02

Смоленцева Ольга Вадимовна,

аспирант, специалист, кафедра управления образовательными системами, Институт менеджмента и права, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: взаимодействие с родительской общественностью; социальное партнерство; духовно-нравственное воспитание; традиции и инновации.

АННОТАЦИЯ. В статье представлены основные этапы формирования поликультурной позиции личности, пути организации эффективного взаимодействия с родителями, организации эффективного взаимодействия семьи и школы. Автор выделяет организационно-содержательные условия, необходимые для эффективного взаимодействия с родительской общественностью. Установлено, что в работе с родителями необходимо использовать в единстве все виды воспитательного воздействия - открытое и незаметное, прямое и опосредованное, - причем использовать творчески - конкретными многообразными приемами. Доказывается, что необходима не просто искренняя заинтересованность в каждом ребенке и каждом родителе, а включение каждого родителя в активную совместную деятельность, которая развивает все три стороны личности: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную, - что позволит обеспечить повышение педагогической культуры родителей, усилить мотивацию к сознательному ответственному родительству и осознанному сотрудничеству со школой.

Smolentseva Ol'ga Vadimovna,

Post-graduate Student, Specialist of Department of Educational Systems Management, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

ORGANIZATION OF EFFECTIVE COOPERATION WITH THE PARENTS

KEYWORDS: cooperation with parents; social partnership; spiritual and moral education; traditions and innovations.

ABSTRACT: The article presents the main stages of formation of the multicultural position of a person, ways of effective cooperation with parents, and organization of effective cooperation between family and school. The author reveals the conditions of organization and the content of activities which are necessary for effective cooperation with the parents. It is noted that in the work with parents it is necessary to use all kinds of educational influence in unity - open and implicit, direct and indirect - and use them creatively with the help of diverse specific techniques. The article argues that what is necessary is not just sincere interest in each child and each parent, but direct inclusion of each parent in active joint activity that develops all three aspects of personality: cognitive-philosophical, emotional-volitional and effective; this will ensure increase of pedagogical culture of parents, increase of motivation to conscious responsible parenthood and conscious relationship with the school.

Президент РФ в своих выступлениях часто упоминает о том, что образование должно чутко реагировать на происходящие социальные и культурные изменения, отражать их. Но на самом деле перед образованием и воспитанием сегодня стоят две задачи: формировать эти изменения, влиять на них и одновременно блокировать, пресекать негативные, разрушительные тенденции современного общества. И решить эти задачи в одиночку, без активного вовлечения родителей в образовательный процесс учителя не смогут.

Правовыми актами, определяющими необходимость взаимодействия педагога с семьей и общественностью, являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (от 29 декабря 2012 г.), Профессиональный стандарт педагога (хотя введение этого стандарта отложили до 2017 года, готовиться надо уже сейчас), Единый квалификационный спра-

вочник должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС.

Сегодня родители и общественность являются полноправными членами образовательного сообщества, участвуют в школьном самоуправлении. Но проблема заключается в том, что активных родителей, на самом деле включенных в школьную жизнь, по-прежнему мало. Учителя часто жалуются на индифферентность основной массы родителей, формальное участие в школьной жизни и стремление уклониться от участия в воспитательном процессе [2].

Что необходимо учесть, чтобы организовать успешное, эффективное взаимодействие с родителями?

Во-первых, не искать спасения в экзотических методиках, а опираться на

© Смоленцева О. В., 2015

народную педагогику. Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не рассматривались народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы часто зависит от умелого использования педагогических средств народа, в которых обучение и воспитание осуществляются в гармоничном единстве.

Внутрисистемное совершенствование школы, по нашему глубокому убеждению, должно не проводиться в виде ломки сложившихся традиций и слепого копирования чуждого нам образовательного опыта, а основываться на качественном улучшении и обновлении того, что уже существует в отечественном образовании, опираться на выработанные веками основные социально-педагогические принципы: народность, духовность, научность и гуманность [13].

Сегодня принимается тезис об изменчивости и гибкости культурной традиции, она воспринимается как нечто подвижное и вариативное. Традиция развивается потому, что тот, кто является ее носителем, стремится создать что-то лучшее, более подходящее. Система традиций любого народа -это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой национальный характер и психологию сменяющих друг друга поколений. Труд в народной педагогике занимает особое место. Многообразные дела, полезные для семьи, соседей, односельчан, людей вообще, народа - вот на что делает ставку народная педагогика.

Традиции выполняют роли социальных механизмов передачи опыта старшего поколения. Благодаря преемственности обеспечивается передача и освоение новых традиций, идей, форм и средств культурного развития, которые передаются из поколения в поколение. «Без памяти исторической - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности -нет народа» [4].

Во-вторых, необходимо учитывать, что Российская Федерация, согласно Конституции, - многонациональное государство. На территории России проживает более 180 народов, поэтому развитие поликультурного воспитания для нашей страны особенно актуально. Сейчас решается сложнейшая задача переосмысления понятия «нация», роли от-

дельного народа в мировом сообществе, взаимодействия и диалога различных этнических групп в рамках не только одной страны, но и всего мира.

Вопросы поликультурного воспитания в той или иной степени изучали такие педагоги-исследователи, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ф. Гансберг, Л. Гур-литт, В. С. Библер, В. В. Виноградов, В. И. Матис, В. П. Борисенков, О. В. Гука-ленко, А. Я. Данилюк, В. В. Макаев, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, Т. В. Разумовская, Л. В. Колобова, П. В. Сысоев, Е. В. Абрамова и др.

На данном этапе развития нашего общества поликультурное воспитание относится к инновационным приоритетам модернизации российского образования. Это отражено в ведущих российских государственных документах: «Закон об образовании в Российской Федерации», «Концепция государственной национальной политики», «Национальная доктрина образования в РФ (на период до 2025 г.)»

Формирование поликультурной позиции школьников - одна из первостепенных задач педагога.

Существует 5 этапов сформированное™ поликультурной позиции личности:

- на когнитивном (познавательном) этапе - освоение образцов и ценностей родной и мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта человечества;

- на ценностном (аксиологическом) этапе - формирование предрасположенности к межкультурной коммуникации и обмену, толерантности по отношению к другим народам, культурам, социальным группам;

- на оценочном (коннотативном) этапе - формирование умения четко формулировать собственное отношение к событиям и явлениям, ясно выражать свою точку зрения и аргументировать высказываемые суждения;

- на деятельностном (поведенческом) этапе - активное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной языковой и культурной компетенции;

- на социально-психологическом этапе - формирование гармоничной российской идентичности на основе этнокультурного и национально-территориального самосознания [14; 15].

У поликультурного воспитания особая миссия - возрождение гуманистических принципов межкультурного общения, диалога культур и наций.

Третье условие успешности - создание развивающей педагогической

среды. Настоящий период в России является кризисным и достаточно спорным как в экономическом контексте, так и в рамках модернизации отечественной системы образования. Данный этап рождает определенные противоречия и предпосылки создания инновационной образовательной среды, учитывающей происходящие социокультурные изменения [13]. Основными проблемами выступают вопросы частного и практического характера, а именно:

- организация образовательного пространства и жизнедеятельности образовательной организации;

- построение управления и дисциплины на основе финансово-хозяйственной деятельности;

- воспитание личности и индивидуальности в контексте поликультурного общества, а также вопросы дифференциации в коллективе;

- определение символики и ритуалов образовательного пространства;

- обоснование необходимости присутствия эмоционального переживания в обучении всех субъектов образовательного процесса;

- вопросы ответственности и наказания и др.

Проблемы весьма схожи с проблемами 20-х - 30-х годов прошлого столетия.

А. С. Макаренко создал прецедент социально-педагогического проектирования развивающей среды, а также заложил основы практического решения данной проблемы, апробировав на практике схему деятельности по созданию развивающей педагогической среды:

1) педагогический замысел (для организации деятельности в неопределенной ситуации);

2) механизмы его реализации (детско-взрослая общность, система разновозрастной кооперации, демонстрация образцов педагогического взаимодействия в «живой» коммуникации);

3) осмысление опыта деятельности (педагогические труды).

Главными принципами педагогической системы А. С. Макаренко были оптимизм и принцип социального гуманизма, основу которого составляла глубокая вера в творческие силы человека, в большие его возможности. Новый человек, новая личность рождается не в результате каких-то педагогических воздействий, а в совместном преодолении трудностей, в совместном поиске выхода из сложнейших ситуаций, в сопереживании успехов -словом, в совместном проживании неудач и успехов. И позиция педагога при этом не над ребенком, даже не рядом с ребенком, а вместе с ребенком. Таков один из педагогических по-

стулатов методики коллективного творческого воспитания [10].

Организованная образовательная среда строится прежде всего на принципе единства жизни и воспитания, общества и образовательной организации, обучения и производства.

В-четвертых, Учитель и Родители сегодня — социальные партнеры, у которых имеется взаимная ответственность за результат - воспитание Ребенка, нового гражданина современной России.

Выявление проблемных зон в период школьного довузовского образования, профессионального самоопределения учащихся, определение конкретных действий в подготовке конкурентоспособного выпускника, специалиста обеспечат качество образования, воспитание всесторонне развитой личности. Актуально также увязывание исследований рынка труда и не стихийная организация профилей (при профильном обучении), других образовательных услуг для учащихся. Грамотный и оптимальный выбор учащимися профиля с перспективой на профессиональное образование должен быть увязан с запросами рынка труда.

Организационно-педагогическими условиями обеспечения профориентационно значимого партнерства являются:

- введение в школах дополнительной функции по организации социального партнерства с целью повышения готовности учащихся к профессиональному выбору;

- использование интерактивных форм и методов;

- создание единой информационной среды;

- обеспечение повышения педагогического мастерства всех субъектов - участников педагогической и информационной поддержки.

Особенности и преимущества социального партнерства для школы:

- обеспечение вариативности содержания образовательного процесса, предоставление широкого спектра образовательных услуг, ориентированных на потребности учащихся и запросы рынка труда;

- создание новой информационно-образовательной среды, эффективное использование имеющихся ресурсов городской системы образования, оптимизация управления, то есть новый управленческий механизм;

- повышение интеллектуального потенциала, служащего основой для накопления наиболее ценного педагогического и управленческого опыта, то есть формирование педагога новой формации;

- сетевой проект социального партнерства как экономический, социальный ре-

зультат; для региональной системы управления образования он актуализирует проблемы профильного обучения в образовательных организациях, для школ сетевого проекта - это средство развития собственного содержания, повышение их инвестиционной привлекательности;

- процесс интеграции с вузом наиболее востребованных образовательных программ как на базе школы, так и на базе вуза с привлечением школьных и вузовских преподавателей в идеале для школьников является благоприятной нишей успешного освоения основ базовых дисциплин, что обеспечивает качественную довузовскую подготовку, подготовку к ЕГЭ, осознанный выбор профессии.

В-пятых, духовно-нравственное воспитание — базовая основа современного образования детей и молодежи. Задачи духовно-нравственного воспитания российских школьников впервые рассматриваются за последние 20 лет в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте нового поколения в качестве ключевых. При этом теоретической основой деятельности школы в данном направлении является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009).

Этапами духовно-нравственного развития личности в русле концептуальных идей «Концепции» являются следующие.

1 этап. Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Ценности семейной жизни усваиваются ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

2 этап. Осознание и принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

3 этап. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации - это более высокая ступень духовно-нравственного развития.

4 этап. Российская гражданская идентичность - высшая ступень духовно-нравственного развития личности россиянина, результат его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального на-

рода Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Программы духовно-нравственного развития гражданина России, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными организациями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающихся с семьей, культурно-религиозным сообществом, многонациональным народом РФ, открытым для диалога с мировым сообществом [7]. «Школа и традиционные религии России являются союзниками в формировании у молодежи высоких духовно-нравственных качеств, доброты и милосердия, совестливости и благочестия, толерантности к другим этносам и культурам, единения всех граждан России» [7]. Учителю принадлежит ведущая роль в координации действий различных субъектов воспитания (семьи, школы, общества) в организации постоянного социального и культурного диалога. Это предполагает наличие у специалистов образовательной сферы и будущих учителей фундаментальных социально-гуманитарных знаний, сформированности гражданской позиции и ценностного отношения к своей профессии, владение компетенциями (психолого-педагогическими и социально-педагогическими) на достаточно высоком уровне [1; 8]. Учитель должен знать свои достоинства и недостатки, верить в себя и свое призвание и при этом проявлять глубокое уважение и любовь к личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание как основа современного образования детей и молодежи ориентирует на усвоение и принятие обучающимися базовых национальных ценностей, которые пронизывают все учебное содержание, весь школьный уклад жизни, всю деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

В-шестых, необходим единый подход к самому понятию «образование». Следует отметить, что сегодня в педагогике отсутствует единый подход к определению этого понятия [1]. Это понятие имеет многоаспектный характер: в педагогической науке оно рассматривается в культурно-антропологическом, социологическом, образовательно-экономическом и других аспектах. В связи с этим в словарях по педагогике дается определение этого понятия с учетом аспекта анализа его содержания. Наиболее распространенным (общепризнанным) определением является следующее: образование - «процесс педагогически организованной социализации,

осуществляемой в интересах личности и общества» [11].

Образование - «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (Закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Образование - «целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, результатом которого выступают усвоение индивидом систематизированных знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, достижение гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Основной путь получения образования - обучение в учебных заведениях, самообразование, культурно-просветительская работа, участие в общественно-трудовой деятельности» [3].

Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспи-ров отмечают, что образование - это складывание, становление, развитие, рост самой личности как таковой, обретение образа, формирование образа мыслей, действий человека в обществе.

По мнению В. А. Мижерикова и П. И. Пидкасистого, образование - это «единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны» [12]. В. И. За-гвязинский и А. Ф. Закирова считают, что образование - это «процесс и результат становления «образа» человека, то есть его личности на базе усвоения культуры и накопленных человечеством опыта, знаний о природе, обществе, человеке и его деятельности в специально организованном педагогическом процессе или самостоятельно (самообразование)» [ 6 ]. Сегодня образование трактуется как учебно-воспитательный процесс, осуществляющийся в образовательных учреждениях с помощью целей, специальных программ и методов в рамках определенного содержания образования.

Седьмое условие - взаимодействие должно основываться на принципе органического единства преемственности и инновационности, традиций и инноваций. Эта идея получила обоснование в исследованиях отечественных ученых конца 1990-х гг. (А. В. Лоренсов, М. М. Поташник, О. Г. Хомерики и др.)

и первого десятилетия XXI в. (А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов и др.) Так, А. М. Кондаков и А. А. Кузнецов отмечают, что при создании Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения в полной мере учитывается в качестве методологической установки принцип органического единства преемственности и инновационности [7; 8].

Восьмое условие - в организации взаимодействия необходимо учитывать явление социальной стратификации. Становление капиталистического уклада и сопровождающее его резкое социальное расслоение населения кардинально изменили социальную ситуацию развития обучающихся и обусловили необходимость учета позиции их семей в системе социальной стратификации. Социальная стратификация выступает как неотъемлемое свойство (атрибут) образовательного пространства, поскольку все обучающиеся независимо от пола, возраста, состояния здоровья, индивидуально-типологических особенностей являются носителями социального статуса родителей.

Согласно официальным данным, разница в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян в 1 квартале 2010 г. составила 15 раз (Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики), в то время как приемлемым считается в 5-7 раз (Н. Е. Тихонова «Страшно богатые»).

Принадлежность родителей к определенному социальному слою обуславливает характер восприятия ими социальной действительности и специфику вырабатываемого к ней отношения, которое ретранслируется детям благодаря естественности усвоения социального опыта в семье, особой значимости родительского авторитета. Появляющиеся еще в подростковом возрасте способность к рефлексии и новый уровень самосознания формируют способность обучающихся к социальной самоидентификации, обуславливают присвоение социальных представлений родителей. Таким образом, будучи представителями тех или иных социальных слоев, обучающиеся присваивают, впитывают социальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и эмоциональные явления (потребности, отношения, интересы, настроения) своего социального строя.

Одним из следствий резкого социального расслоения является широкое распространение аутсайдерских настроений среди родителей, социальная апатия, неспособность передать детям конструктивные стратегии адаптации и автономизации (обособления) в обществе, не говоря уже о стратегиях самоактуализации и самореализации.

Данные переживания свойственны большим массам людей, в связи с чем формируются отдельные ветви в психологической науке - психология бедности и психология богатства. Памятуя о диалектической связи психологии и педагогики, нельзя допустить появления педагогики бедности и педагогики богатства.

Социализация обучающихся зависит от совокупности различных ресурсов семьи. Культурно-образовательный потенциал родителей обуславливает объем и характер их помощи в учебе. Материальные возможности позволяют создать содержательную образовательную среду. От жилищно-бытовых условий зависит режим и организация учебного труда дома. Отношение между обучающимся и средой характеризуется местом семьи в социальной иерархии.

Педагогическая наука не должна дистанцироваться от проблем социализации обучающихся в условиях резкого социального расслоения, жесткой конкуренции и идеологии личного успеха [9]. Необходим поиск подходов к анализу социально-педагогических явлений. Основа для развития социально-критического направления заложена выдающимися учеными, философами и педагогами Г. П. Щедровицким, Э. В. Ильенковым, В. В. Давыдовым,

В. И. Загвязинским и другими, рассматривающими феномен образования в широком социально-культурном контексте, стремящимися переосмыслить его роль и устройство в направлении прогресса всего общества, а не обслуживания интересов элитных социальных групп.

Наконец, самое важное - в работе с родителями использовать в единстве все виды воспитательного воздействия - открытое и незаметное, прямое и опосредованное, использовать творчески - конкретными многообразными приемами. Необходима искренняя заинтересованность в каждом ребенке и каждом родителе. Б. М. Бим-Бад утверждал: чтобы человек чего-то добился, им нужно «восторгнуться» [3]. Необходимо включение КАЖДОГО родителя в совместную деятельность, которая развивает все три стороны личности: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную. Таким образом, мы будем формировать научные знания (повышать педагогическую культуру родителей), мотивацию к сознательному ответственному ро-дительству и осознанному сотрудничеству со школой, организуем успешное взаимодействие с родителями по созданию эффективной образовательной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов О. С. Современное образование: от рассудочности к разумности // Образование и наука. 2014. № 3. С. 107-115

2. Бенин В. Л., Фролов О. В. Социально-философские проблемы высшего про-фессионального образования в условиях кризиса культуры // Образовани е и наука. 2014. № 2. С. 47-59.

3. Бим-Бад Б. М., Петровский А. В. Образование // Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т./ гл. ред. В. В. Давыдов. М: Большая рос. энциклопедия, 1991. Т. 2.

4. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М. : Педагогика, 1999.

5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009.

6. Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. Творческое ядро в структуре научного исследования проблем образования / / Образование и наука. 2014. № 10. С. 4-16.

7. Кондаков А. М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя // Педагогика. 2010. №5. С. 18-23.

8. Кондаков А. М., Кузнецов А. А. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования : доклад РАО // Педагогика. 2008. №10. С. 9-28.

9. Ларин Ю. В. Образование в поисках принципа сообразности // Образование и наука. 2014. № 1. С. 3-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания: учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Ч. 1. Деловые и личные письма и статьи 1921-19281Т. / сост. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. Н. Новгород, 2007.

11. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М. : Высшая школа, 2004.

12. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасисто-го. М. : ТЦ Сфера, 2004.

13. Фоменко С. Л. Условия и детерминанты профессионального становления и развития педагогического коллектива современной школы // Образование и наука. 2014. № 4. С. 43-54.

14. Шапошников. Л. Е., Терентьев А. А. Стратегия развития российской школы и перспективы XXI века // Педагогическое обозрение. 2001. №4. С. 4-13.

15. Шеболкина Е. П. Этнокультурное образование в Республике Коми: цели и принципы // Образование в Республике Коми. 2011. № 1. С. 40-43.

REFERENCES

1. Anisimov O. S. Sovremennoe obrazovanie: ot rassudochnosti k razumnosti // Obrazovanie i nauka. 2014. № 3. S. 107-115

2. Benin V. L., Frolov O. V. Sotsial'no-filosofskie problemy vysshego pro-fessional'nogo obrazovaniya v uslo-viyakh krizisa kul'tury / / Obrazovani e i nauka. 2014. № 2. S. 47-59.

3. Bim-Bad B. M., Petrovskiy A. V. Obrazovanie // Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya : v 2 t./ gl. red. V. V. Davydov. M: Bol'shaya ros. entsiklopediya, 1991. T. 2.

4. Volkov G. N. Etnopedagogika. M. : Pedagogika, 1999.

5. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospi-taniya lichnosti grazhdanina Rossii. M. : Prosveshchenie, 2009.

6. Zagvyazinskiy V. I., Zakirova A. F. Tvorcheskoe yadro v strukture nauchnogo issledovaniya problem obra-zovaniya // Obrazovanie i nauka. 2014. № 10. S. 4-16.

7. Kondakov A. M. Federal'nyy gosudarstvennyy standart obshchego obrazovaniya i podgotovka uchitelya // Pedagogika. 2010. №5. S. 18-23.

8. Kondakov A. M., Kuznetsov A. A. O Federal'nom gosudarstvennom obrazovatel'nom standarte obshchego obrazovaniya : doklad RAO // Pedagogika. 2008. №10. S. 9-28.

9. Larin Yu. V. Obrazovanie v poiskakh printsipa soobraznosti // Obrazovanie i nauka. 2014. № 1. S. 3-16.

10. Makarenko A. S. Shkola zhizni, truda, vospitaniya: uchebnaya kniga po istorii, teorii i praktike vospita-niya. Ch. 1. Delovye i lichnye pis'ma i stat'i 1921-1928gg. / sost. A. A. Frolov, E. Yu. Ilaltdinova. N. Novgorod, 2007.

11. Polonskiy V. M. Slovar' po obrazovaniyu i pedagogike. M. : Vysshaya shkola, 2004.

12. Slovar'-spravochnik po pedagogike / avt.-sost. V. A. Mizherikov; pod obshch. red. P. I. Pidkasistogo. M. : TTs Sfera, 2004.

13. Fomenko S. L. Usloviya i determinanty professional'nogo stanovleniya i razvitiya pedagogiche-skogo kol-lektiva sovremennoy shkoly // Obrazovanie i nauka. 2014. № 4. S. 43-54.

14. Shaposhnikov. L. E., Terent'ev A. A. Strategiya razvitiya rossiyskoy shkoly i perspektivy KhKhl veka // Pedagogicheskoe obozrenie. 2001. №4. S. 4-13.

15. Shebolkina E. P. Etnokul'turnoe obrazovanie v Respublike Komi: tseli i printsipy // Obrazovanie v Res-publike Komi. 2011. № 1. S. 40-43.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С. Л. Фоменко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.