откуда возьмется сервис?
пути формирования благоприятных условий
для развития предприятий сферы услуг
Объем потребления услуг населением является одной
_из характеристик его уровня жизни и эффективности работы
_предприятий сферы сервиса как сектора экономики. Сфера услуг
_динамично развивается, о чем свидетельствуют статистические
данные, ежегодно публикуемые Федеральной службой
_государственной статистики. Динамика развития в сфере услуг
_показывает, что в 2008 г. в целом по стране объем платных услуг
_для населения стал на 4,9% больше чем в 2007. Похожая динамика
_наблюдается и по отдельно взятым округам, например
_в Приволжском федеральном округе прирост составил 9,5%,
_что несколько выше общего показателя по стране. Наибольший
темп роста в Приволжском федеральном округе показала республика
_Башкортостан (116,2% по отношению к 2007 г.).В Самарской
области, на примере которой проводилось исследование, темп роста _объема оказанных населению платных услуг составил 105,9%-
На 1 января 2007 г. более 25 % малых предприятий были заняты в сфере услуг. Рассмотрим соотношение крупных, средних и малых предприятий изучаемой сферы по доминирующим отраслевым группам [1].
Объем платных услуг на 74,8% формировался крупными и средними предприятиями (в 2006 г. эта цифра составляла 74,6%, в 2005 г. - 78,5%). Доля малого предпринимательства - 25,2% (соответственно 25,3% и 22,5 %), в том числе физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе, некорпоративными предприятиями было обеспечено 19,5% (соответственно 15,7% и 16,7%) от общего объема оказанных услуг.
Несмотря на высокие показатели отличительной особенностью сектора услуг, оказываемых
ВолковаАА.
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти уо1коуа [email protected]
еативная экономика, 2009, № 5
Таблица 1
Распределение объема платных услуг для населения по секторам реализации в 2007 г.
Оказано платных услуг
Крупными и средними предприятиями Субъектами малого предпринимательства
Млн руб. В % к общему объему Млн руб. В % к общему объему
Платные услуги в том числе: 60348,6 74,8 20324,8 25,2
Бытовые 2752,9 36,4 4807,5 63,6
Транспортные 8396,7 56,2 6536,6 43,8
Связи 15996,1 96,2 630,4 3,8
ЖКХ 20059,6 96,7 646,4 3,3
Медицинские 2862,5 71,6 1137,4 28,4
Системы образования 6535,5 81,1 1519,9 18,9
малыми предприятиями, продолжает оставаться высокая доля теневого бизнеса. По экспертным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства.
На наш взгляд, формирование благоприятных условий и поддержка малых предприятий сферы услуг являются приоритетными направлениями ее развития в регионе. Малые предприятия обладают определенными особенностями и присущими только им преимуществами и недостатками. Изучение литературных источников, посвященных проблемам малого бизнеса, и анализ современного состояния малого предпринимательства в России и, в частности, Самарской области позволили обобщить сильные и слабые стороны этого экономического субъекта. Попытка рассмотреть их применительно к малым предприятиям сферы услуг (МПСУ) показала необходимость систематизации данной информации. Для этих целей нами разра-
малый бизнес
Ключевые слова:
сфера услуг,
макроуровень,
мезоуровень,
микроуровень,
инфраструктура
региональной
поддержки
Характеристика малых предприятий сферы услуг
Таблица 2
Критерии Сильные стороны МПСУ Слабые стороны МПСУ
В экономической сфере -относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; -более низкая потребность в первоначальном капитале; - относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала - нехватка финансирования; - нехватка достоверной информации о рынке; - конкуренция со стороны родственных по профилю предприятий; - нестабильный спрос потребителей услуги
В сфере производства - высокая гибкость и приспособляемость; -быстрая реакция на желания потребителей; - совмещение нескольких направлений и видов деятельности; - быстрое развитие типовой и ассортиментной структуры услуг - нехватка производственных площадей; - низкий уровень технической вооруженности
В сфере управления - большая независимость в действиях; - свобода поиска и поощрения инициативы; - отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов - нехватка квалифицированных кадров; - совмещение должностей
В инновационной сфере -значительный инновационный потенциал; - восприимчивость к новым идеям и их быстрая апробация; - готовность к риску - неопределенность сроков инновационного процесса; - недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями
В сфере государственного регулирования - государственная поддержка малых предприятий - несовершенство законодательства в области налогообложения и защиты интеллектуальной собственности
ботана классификация сильных и слабых сто- _
рон МПСУ по функциональным сферам (см. _
табл. 2). _
Слабые стороны, или проблемы развития в _
целом можно охарактеризовать как проблемы _
неразвитости инфраструктуры, обеспечиваю- _
щей появление новых и развитие существую- _
щих малых предприятий, в том числе и в сфере _
услуг. _
С нашей точки зрения, решение указанных _
задач требуется одновременно на макро- _
(государство), мезо- (регион) и микроуровне _
(малое предприятие сферы услуг). _
В настоящее время на федеральном уровне _
реализуется ряд мероприятий, направлен- _
ных на осуществление комплексной подде- _
ржки субъектов малого предпринимательства. _
Государство в существующих условиях должно _
стимулировать широкомасштабный спрос на _
услуги. Только в сочетании со стимулировани- _
ем спроса деятельность организаций инфра- _
структуры поддержки и обслуживания малого _
бизнеса в сфере услуг приобретает полноцен- _
ный экономический смысл. При этом главная _
задача государства состоит в том, чтобы ука- _
зывать приоритетные направления развития _
данной отрасли с учетом национальных инте- _
ресов. _
Сфера услуг ориентирована на региональный _
рынок. Предприятия данной отрасли должны _
находиться в непосредственной доступности _
для населения, поскольку услуги предоставля- _
ются конкретному заказчику. В связи с этим _
производство и потребление услуги тесно вза- _
имосвязаны, они не могут _
быть разорваны. формирование благоприятных
Проблемы, решаемые на
мезоуровне, должны согла- условий и поддержка малых совываться с федеральными
задачами и ориентировать- предприятий сферы услуг ся на местные особенности, _
предусматривающие: являются приоритетными
• создание социально-ори-
ентированного механизма направлениями ее развития
регионального хозяйство- _
вания; в регионе _
малый бизнес
Ь
основные механизмы • стимулирование конкретных видов услуг, которые отве-
поддержки сферы услуг чают интересам и потребностям внутреннего рынка;
через систему малых • реальную поддержку малых
предприятий.
предприятий должны Таким образом, макроуровень
создает необходимую почву
разрабатываться именно для функционирования мпсу,
а микроуровень - предпри-
нарегиональном (мезо-) ятий сферы услуг, интеграция __совместных усилий по раз__уровне витию данной отрасли осу__ществляется на мезоуровне.
_ Поэтому основные механизмы поддержки
_ сферы услуг через систему малых предпри-
_ ятий должны разрабатываться именно на реги-
_ ональном (мезо-) уровне.
_ Таким образом, региональная инфраструктура
_ поддержки сферы услуг должна быть ориенти-
_ рована на создание социально-привлекатель-
_ ного имиджа территории и взаимосвязи ее
_ составляющих - региональной администра-
_ ции, предприятий промышленности и сферы
_ услуг, общественных организаций, ориенти-
_ рованных на потребителя конкретного вида
_ услуг.
Литература
1. Статистический ежегодник «Социально-экономическое положение Самарской области». - Самара: Самарастат, 2007.
креативная экономика, 2009, № 5