Научная статья на тему 'Анализ рынка платных услуг Ульяновской области (по данным на 1 июля 2009 года)'

Анализ рынка платных услуг Ульяновской области (по данным на 1 июля 2009 года) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / СТРУКТУРА / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ANALYSIS / STRUCTURE / SERVICES REQUIRING PAYMENT / ULYANOVSK REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погодина Юлия Анатольевна

Анализ рынка платных услуг в Ульяновской области проведен по данным Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области, полученным на 1 июля 2009 года. Для определения уровня Ульяновской области в общероссийском масштабе проведено исследование динамики объема платных услуг по всем Федеральным округам Российской Федерации, с более подробным рассмотрением данных по Приволжскому Федеральному округу. Представленное исследование структуры рынка платных услуг Ульяновской области позволяет выделить наиболее социально-значимые сегменты. Делается вывод о необходимости комплексного подхода к развитию рынка платных услуг на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Погодина Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Federal State Statistics Service of the Ulyanovsk region conducted the market analysis for the services in the region on July 1, 2009. The author determines the level of the Ulyanovsk region (in comparison to other regions in Russia) in terms of the dynamics of paid services volume in all Federal Districts of the Russian Federation, with detailed data examination of the Volga Federal District. The assessment of the market structure for the services in the region identifies socially important segments. The author concludes that the development of the market for the services requires a comprehensive approach at all levels (federal, regional, and municipal).

Текст научной работы на тему «Анализ рынка платных услуг Ульяновской области (по данным на 1 июля 2009 года)»

18. Миронов Б.Н. Историческая социология России: Учебное пособие / Под общ. ред. В.В. Козловского. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. ун-та; Интерсоцис. 2009. 536 с.

19. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1997. С. 232-490.

20. Смирнова Н.М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки» (феноменологические мотивы в современном социальном понимании). / Наталья Михайловна Смирнова. М.: ИФ РАН. 1997.

21. Федотова В.Г. Что может и чего не может наука? // Философские науки. 1989. № 12. Ее же. Истина и правда повседневности // Философская и социологическая мысль. Киев, 1990. № 3-4.

22. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.

23. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 1056 с.

24. Щавелев С.П. Практическое познание. Философско-методологические очерки. / Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та. 1994. 232 с.

УДК 338.482.2

АНАЛИЗ РЫНКА ПЛАТНЫХ УСЛУГ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО ДАННЫМ НА 1 ИЮЛЯ 2009 ГОДА)

Погодина Юлия Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент, redkollegiaMGUS@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва

The Federal State Statistics Service of the Ulyanovsk region conducted the market analysis for the services in the region on July 1, 2009. The author determines the level of the Ulyanovsk region (in comparison to other regions in Russia) in terms of the dynamics of paid services volume in all Federal Districts of the Russian Federation, with detailed data examination of the Volga Federal District. The assessment of the market structure for the services in the region identifies socially important segments. The author concludes that the development of the market for the services requires a comprehensive approach at all levels (federal, regional, and municipal).

Анализ рынка платных услуг в Ульяновской области проведен по данным Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области, полученным на 1 июля 2009года. Для определения уровня Ульяновской области в общероссийском масштабе проведено исследование динамики объема платных услуг по всем Федеральным округам Российской Федерации, с более подробным рассмотрением данных по Приволжскому Федеральному округу. Представленное исследование структуры рынка платных услуг Ульяновской области позволяет выделить наиболее социально-значимые сегменты. Делается вывод о необходимости комплексного подхода к развитию рынка платных услуг на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

Key words: analysis, structure, services requiring payment, Ulyanovsk region Ключевые слова: анализ, структура, платные услуги, Ульяновская область

Сфера услуг играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Однако во многих научных работах, направленных на снижение пространственных и социальных диспропорций в Российской Федерации, практически не уделяется внимание сфере услуг, в том числе платных услуг населению.

В этой связи возникает потребность в анализе территориальной структуры объема платных услуг (табл. 1 на с. 148).

Данные, приведенные в табл. 1, позволяют отметить, что в 1990 году расхождения между показателями по федеральным округам были менее значительные, чем в 2000 году.

Среди экономических округов в 1990 году выделялся в основном Центральный федеральный округ (~ 28% объема платных услуг по РФ).

В 2000 году доля Центрального федерального округа возросла до 41,7%. Во всех остальных

Таблица 1

Объем платных услуг населению в 1990—2008 годы по федеральным округам Российской Федерации

(млн руб.; до 2000 года — млрд руб.)

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Российская Федерация 44,5 113043 б02755 811713 108801б 1430бб9 1789735 2271733 2798774 3407000 4083355

Центральный федеральный округ 12,5 350б8 2514б2 32б917 4315б5 574б78 700128 858524 1047б59 1280500 14б3997

Северо-Западный федеральный округ 5,4 12б38 5В4бВ 81430 111753 147б88 195499 2509бб 307744 378300 451998

Южный федеральный округ б 13245 б11б7 84912 110907 14б125 185931 243б07 303391 377100 4бб345

Приволжский федеральный округ В 17117 В4В34 118471 159950 210234 273278 3б3144 450483 548б00 705б55

Уральский федеральный округ 3,б 10В2б 45953 б5895 89972 11бб71 1439б8 183325 234293 289700 348411

Сибирский федеральный округ 5,8 15515 б450В 84б21 118985 152б00 187242 238750 290223 347300 412995

Дальневосточный федеральный округ 3,2 ВбЗЗ 3б3б4 494б7 б4883 82б73 103б89 13341б 1б4982 193500 233951

округах произошло снижение удельного веса в общем объеме платных услуг: Северо-западный федеральный округ (с 12,1% в 1990 году до 9,7% в 2000 году), Южный ФО (с 13,5% до 10,1%), Приволжский ФО (с 18% до 14%) и т.д.

Анализируя соответствующие данные за 2008 год, заметим, что основные тенденции 2000 года сохраняются. Небольшое снижение удельного веса Центрального федерального округа (с 41,7% в 2000 году до 35,8% в 2008 году) компенсируется небольшим увеличением удельного веса Северо-западного федерального округа (на 1,36%), Южного федерального округа (на 1,32%), Приволжского федерального округа (на 3,28%) и т.д.

Более подробно рассмотрим Приволжский федеральный округ, являющийся лидером повышения доли платных услуг в общем объеме платных услуг в РФ с 2000 по 2008 год. Приволжский федеральный округ состоит из 14

субъектов РФ, данные которых по объему платных услуг в динамике за 1990—2008 годы представлены в табл. 2.

Анализируя табл. 2, заметим, что среди субъектов Приволжского ФО с 1990 по 2008 год выделяются несомненные лидеры: Республика Башкортостан, Республика Татарстан и Самарская область. Доля этих субъектов в 2008 году составила около 49% от общего объема платных услуг Приволжского ФО (рис. 1).

Анализ территориальной структуры объема платных услуг на душу населения в динамике 1990—2008 годов также позволяет определить резкую дифференциацию в Приволжском ФО (табл. 3 на с. 150).

Если сравнить объем платных услуг на одного жителя со средним показателем по Приволжскому ФО (23 336,3 руб. за 2008 год), то выше среднего уровня находятся 4 субъекта: Республика Башкортостан (31 417,9 руб.), Республика Татарстан (31 463,6 руб.), Самар-

Таблица 2

Объем платных услуг населению за 1990—2008 годы по субъектам Приволжского ФО (млн руб.; до 2000 года — млрд руб.)

Субъект 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Приволжский федеральный округ 8,0 17117 84834 118471 159950 210234 273278 363144 450483 548618 705656

Республика Башкортостан 1,0 1967 12087 18276 25424 34325 45427 59692 75725 94417 127399

Республика Марий Эл 0,2 336 1205 1762 2354 3067 4237 5497 7072 8998 10899

Республика Мордовия 0,2 381 1709 2150 2814 3538 4429 5828 7274 8603 11019

Республика Татарстан 0,9 1862 9487 13072 19278 26351 36556 54915 69612 93318 118482

Удмуртская Республика 0,4 787 3811 5456 7462 9925 11853 15102 18713 22093 26999

Чувашская Республика 0,3 530 3158 4343 6135 8262 10370 12628 15706 18764 23699

Пермский край 0,8 2448 10211 13966 17710 22932 29067 39333 46168 50227 68629

Кировская область 0,4 906 3779 5278 6958 8788 10733 13825 16353 19850 26692

Нижегородская область 0,9 1839 9435 12221 15478 19223 24755 34160 43905 50909 67500

Оренбургская область 0,5 1174 5039 7052 9351 12451 15461 19634 23135 29358 40151

Пензенская область 0,3 399 2941 4441 5743 7833 10098 13033 16100 18745 23627

Самарская область 1,0 2397 12310 16689 23024 30179 41201 52534 66003 80673 95585

Саратовская область 0,7 1286 6255 8561 11396 14490 17892 22987 27937 32991 40774

Ульяновская область 0,3 805 3407 5204 6826 8870 11199 13976 16781 19650 24199

В среднем по Приволжскому ФО 0,6 1222,6 6059,6 8462,2 11425,2 15016,7 19519,9 25938,9 32177,4 39185,4 50404

Ул ьяновская област ь

3%

Саратовская область

6%

Самарская область 14%

Пензенская область

3%

Оренбургская область

6%

Нижегородская область 10%

Кировская область 4%

Республика Башкортостан 17%

Республика Марий Эл 2%

Республика Мордовия 2%

Республика Татарстан 16%

Пермский край 10%

Удмуртская Республика 4%

Чувашская Республика

3%

Рис. 1. Доля субъектов Приволжского ФО в общем объеме платных услуг в 2008 году

ская область (30 133,1 руб.) и Пермский край (25 293,7 руб.).

Если сравнивать объем платных услуг на одного жителя со среднероссийским показателем (28 764,9 руб. за 2008 г.), то на этом

уровне находятся лишь 3 субъекта: Республика Башкортостан, Республика Татарстан и Самарская область. Остальные субъекты Приволжского ФО имеют соответствующие показатели ниже среднероссийского уровня,

Таблица 3

Объем платных услуг на душу населения за 1990—2008 годы по субъектам Российской Федерации в Приволжском ФО (руб.; до 2000 года — тыс. руб.)

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Российская Федерация 0,3 768,2 4141,4 5560,6 7544,3 9973,1 12542,8 16002,4 19806,3 24098,3 28764,9

Приволжский федеральный округ 0,3 533,8 2683,1 3770,1 5124,9 6781 8870,9 11863,3 14804,6 18698 23366,3

Республика Башкортостан 0,3 482,8 2935,6 4445 6192,9 8377,5 11118,9 14662,5 18664,3 23789,6 31417,9

Республика Марий Эл 0,2 444,4 1625,5 2393,9 3225,4 4234,9 5890,3 7696,3 9972,5 12652,9 15532,6

Республика Мордовия 0,2 400,8 1871 2381,6 3155,3 4015,3 5082,8 6762,9 8535 10632,6 13169,2

Республика Татарстан 0,3 495,7 2504,4 3454,4 5100,4 6979,9 9694,7 14585,6 18509 24809,5 31463,6

Удмуртская Республика 0,2 487,5 2394,2 3446,5 4743,3 6345,2 7615,4 9752 12142,4 14868,7 17639,8

Чувашская Республика 0,2 394 2372,3 3281,2 4663,1 6314,2 7964,1 9745,3 12182,6 15249,5 18500,7

Пермский край 0,3 828,9 3559,4 4903,9 6267,8 8183,1 10454,1 14256,3 16852,2 20658,8 25293,7

Кировская область 0,2 560,4 2445,6 3455,2 4612,1 5901 7300,2 9520,8 11396,7 15048,5 18967,9

Нижегородская область 0,2 494,1 2612,5 3418,9 4378,2 5496,2 7149,8 9964,5 12927,6 15840,7 20147,4

Оренбургская область 0,2 529,9 2282,9 3210 4283,4 5739,6 7169,6 9157,3 10852,9 14193,3 18981,5

Пензенская область 0,2 257,3 1970,9 3010,1 3939,9 5429,9 7064,7 9207,7 11483,3 14021,4 17072,6

Самарская область 0,3 725,7 3748,7 5111,6 7095,4 9353,1 12837,6 16442,1 20731 25735,5 30133,1

Саратовская область 0,3 470 2312,3 3181,6 4263,5 5460,8 6791,1 8783,8 10737,7 13033,3 15814,1

Ульяновская область 0,2 546,8 2398,7 3704,6 4919,7 6466,5 8248,8 10404 12628,6 15371,4 18492,3

в том числе Ульяновская область: она занимает 9 место (18 492,3 руб. в год), не «дотягивая» даже до среднего уровня по Приволжскому ФО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2008 году население области потребило платных услуг на сумму 24,2 млрд рублей, затратив на эти цели на 23,15% больше средств, чем в предыдущем году. В структуре объема платных услуг населению преобладают, как и прежде, жилищно-коммунальные, транспортные услуги и услуги связи — услуги, «обязательные к оплате», которые в совокупности занимают 80%. При этом наблюдается тенденция снижения доли бытовых, транспортных услуг, связи при росте расходов населения на оплату жилищно-коммунальных, медицинских услуг, культуры и системы образования.

Уровень потребления населением платных услуг находится в прямой зависимости от материальной обеспеченности домашних хозяйств. В 2008 году реальные денежные доходы населения, по отчетным данным, увеличились по сравнению с 2007 года на 8,2%, реальная начисленная зарплата — на 9,3%.

По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проведенным Федеральной службой государственной статистики по Ульяновской области в 2008 году,

расходы на оплату услуг у 10% населения с наименьшим уровнем располагаемых ресурсов составили 531 рубль в месяц на члена домохозяйства, в то время как у 10% населения с наибольшим уровнем располагаемых ресурсов — 1743 руб. Доля расходов на оплату услуг в потребительских расходах у наиболее обеспеченных составила 14,4%, у наименее обеспеченных — 26,2%.

Домашние хозяйства с разным уровнем материального достатка имеют и разную видовую структуру расходов на оплату услуг. В низкодоходных домашних хозяйствах (первая группа) 65,9% всех расходов на услуги составляют жилищно-коммунальные платежи, 13,2% — транспортные расходы и 13,4% — оплата услуг связи. Таким образом, в бюджете малообеспеченного домашнего хозяйства набор потребленных услуг на 92,5% представлен услугами, «обязательными к оплате».

В высокодоходных домашних хозяйствах (десятая группа) доля расходов на оплату перечисленных видов услуг составляет 53,0%. Существенен удельный вес затрат на услуги медицинские (2,9% против 1,3% у малообеспеченных), бытовые (17,0% против 1,0%), образовательные (15,9% против 3,4%) в 1 дециль-ной группе.

I □ Крупные и средние организации □ Субъекты малого прелпринимательства I

Рис. 2. Структура формирования отдельных видов платных услуг населению Ульяновской области по каналам реализации в 2008 году (в процентах)

Существенно отличается уровень потребления платных услуг городским и сельским населением. В 2008 году, по данным вышеуказанного бюджетного обследования, денежные расходы на оплату услуг в среднем на члена домохозяйства в месяц в городской местности составили 1112 руб., в сельской местности — 483 руб.

Различия в уровне потребления городским и сельским населением платных услуг обусловлены, с одной стороны, более низким материальным достатком сельчан, а с другой — расположением организаций сферы услуг в основном в городской местности.

Значительную роль в формировании объема платных услуг населению играет малый бизнес. В 2008 году на его долю приходилось 20,1% объема платных услуг населению, из которых 16,6% — это услуги, оказанные физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Определяющей (от 45,0 до 92,7%) является доля малого предпринимательства в объемах бытовых, туристских, медицинских, транспортных и правовых услуг (рис. 2).

В силу специфики платных услуг динамика потребления их населением в натуральном выражении находится под влиянием ценового фактора (удорожание услуг ведет к снижению спроса на них и наоборот) и покупательского поведения на потребительском рынке товаров. Статистически она измеряется индексом физического объема платных услуг, в котором устранено влияние инфляционной составля-

ющей с помощью индекса потребительских цен на услуги.

Если в 2000—2003 годах происходило падение физического объема платных услуг населению, то в 2004—2008 годах на потребительском рынке услуг наблюдался его рост. За 2008 год объем вырос по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 3,2%.

Особенно интенсивный рост в 2008 году наблюдался по услугам в сфере культуры, по услугам связи, туристским, физкультуры и спорта, в системе образования, спрос на которые предъявляется, главным образом, высокодоходными слоями населения (табл. 4 на с. 152).

Бытовое обслуживание является одним из социально-значимых видов платных услуг. Эта отрасль обеспечивает сокращение времени населения на удовлетворение бытовых нужд в домашних условиях, способствуя увеличению свободного времени граждан на цели самообразования, отдыха, удовлетворения культурных потребностей и т. п. Динамика объема бытовых услуг на душу населения по субъектам Приволжского ФО за 1995—2008 годы показывает, что в 1995 году Ульяновская область была лидером потребления бытовых услуг на душу населения (197 руб.), в 2000 году занимала уже скромное пятое место (675 руб.), оставаясь при этом выше среднего уровня по Приволжскому ФО, который составлял в 2000 году 659 руб. В 2008 году соответствующий показатель Ульяновской области (1862 руб.) опустился ниже среднего уровня по Приволжскому ФО (2737 руб.) (рис. 3 на с. 152).

Таблица 4

Структура объема платных услуг населению (в процентах)

2003 2004 2005 2006 2007 2008

Все оказанные услуги 100 100 100 100 100 100

в том числе:

бытовые 12,1 10,9 9,1 10,3 10,1 10,1

транспортные 17,7 16,7 16,4 16,2 16,4 21,6

связи 20,1 21,6 20,8 19,6 19,1 19,6

жилищно-коммунальные 29,0 29,6 33,8 34,5 34,7 22,3

культуры 0,6 1,0 1,5 1,7 1,9 1,9

туристские 0,3 0,3 0,5 0,3 0,5 1,7

услуги гостиниц и аналогичных средств размещения 1,4 1,5 1,3 1,1 0,9 2,6

физической культуры и спорта 0,1 0,1 0,1 0,2 0,3 0,6

медицинские 4,2 3,9 4,2 3,9 4,0 5,1

санаторно-оздоровительные 2,9 2,3 2,4 2,1 1,8 1,4

ветеринарные 0,3 0,2 0,3 0,3 0,3 0,2

правового характера 2,1 1,7 1,7 1,3 1,4 2,8

системы образования 5,8 6,2 6,6 6,8 7,1 6,9

прочие виды платных услуг 3,4 4,0 1,3 1,7 1,5 3,2

^^“Приволжский федеральный округ НИН Республика Башкортостан А Республика Татарстан

Самарская область Ж Ульяновская область

Рис. 3. Объем бытовых услуг на душу населения по некоторым субъектам Приволжского ФО

В структуре объема бытовых услуг доминируют услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (32,0%), техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (12,6%), ритуальные услуги (12,1%).

Отрасли социальной сферы (здравоохранение, образование и др.) традиционно были

ориентированы на предоставление населению услуг в основном на бесплатной основе.

Проводимая в настоящее время модернизация российской системы образования и здравоохранения предполагает стимулирование притока в отрасль средств из внебюджетных источников, включая средства населе-

ния. Это означает развитие платных услуг. Так в 2007/2008 учебном году в государственных вузах уже больше 50% студентов обучались на коммерческой основе.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

В ситуации, которая сложилась на сегодняшний день на потребительском рынке, предприятия, предоставляющие населению услуги, оказались в непростом положении. Большая часть населения, испытывая экономические затруднения, ограничивается минимальным спектром услуг или не в состоянии пользоваться услугами вообще. Предприниматели сталкиваются с кризисными ситуациями.

По мнению автора, необходима координация комплексного развития рынка платных услуг на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) за счет более глубокого анализа происходящих изменений и применения современных научных разработок.

В «Концепции стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года» практически не уделяется внимание развитию сферы услуг, которое рассматривается в контексте только инновационного сценария развития Ульяновской области: «Формирование качественной городской среды в совокупности с повышением доходов населения будет стимулировать развитие сферы услуг (особенно гостиничного и ресторанного бизнеса), в том числе за счет создания системы малых и средних организаций».

Инновационный сценарий характеризуется тем, что правительство Ульяновской области ориентируется на привлечение в регион инвестиционных проектов, ориентированных на коммерциализацию научных разработок, производство высокотехнологичных продуктов, высокую степень переработки сырья. Однако этих мер недостаточно для создания благоприятной среды роста сферы услуг, потому что из всех видов платных услуг уделено внимание лишь транспортным услугам, услугам системы образования, медицинским, культуры и искусства, физкультуры и спорта. Остальные виды платных услуг, включая бытовое обслуживание населения, не представлены.

Автором предлагается взять за основу опыт соседних регионов (например, Самарской области), имеющих положительные тенденции социально-экономического развития.

Анализируя документ «Сценарные условия

социально-экономического развития Самарской области в 2008—2010 годы» можно сделать

основные выводы.

1. Социально-экономическое развитие муниципальных образований Самарской области происходит в условиях, определяемых влиянием как федеральных и региональных факторов, так и «специализаций» и конкурентоспособностью конкретной территории, эффективностью использования имеющихся ресурсов.

2. Эффективно применяется программно-целевой метод, в том числе, реализуются областные целевые программы отраслевого характера «Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Самарской области на 2004—2010 годы», «Развитие культуры малых и средних городов Самарской области на 2004—2008 годы», «Развитие туризма в Самарской области на 2004—2010 годы», «Модернизация и развитие сети автомобильных дорог Самарской области до 2025 года» и др.

3. Развиваются механизмы частно-муниципального партнерства: взаимодействие органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления с бизнес-сообществом в направлении активизации его участия в социально-экономическом развитии конкретной территории.

4. Основные меры по снижению уровня бедности населения направлены на создание условий для роста доходов на основе расширения занятости населения и повышения оплаты труда во всех секторах экономики, а также совершенствования форм адресной социальной поддержки социально незащищенных категорий граждан за счет средств областного бюджета. Развиваются механизмы частно-государственного партнерства, позволяющие объединять средства государства, бизнес-структур и общественного секторов для совместной разработки и реализации мероприятий по сокращению бедности. Важное значение придается эффективному взаимодействию органов власти с представителями делового сообщества и профсоюзными объединениями области, направленному на выполнение положений областного трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений на 2006—2010 годы.

5. Решению проблем в сфере занятости сельских районов способствует развитие малого предпринимательства на основе областной целевой программы «Развитие кредитной кооперации в Самарской области на 2007— 2012 годы».

Необходима серьезная работа над стратегией пространственного развития Улья-

новской области, разработка направлений и форм ее реализации с учетом требований к перспективному территориальному планированию области, уделяя особое внимание развитию сферы услуг как фактору стабильности в обществе, влияющему на снижение безработицы и повышающему уровень жизни населения.

Литература

Гурова Л.Г. Региональный механизм формирования и развития рынка платных услуг в сфере бытового обслуживания. Автореф. дис... канд. экон. наук. Тамбов, 2002.

Концепция стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года. http: //econom.ulgo v. ru/

Котилко В.В., Санин И.И. Стратегия развития сферы услуг. М., Сатурн-С, 2003. 248 с.

ПлатоноваН.А. Бытовое обслуживание в период реформирования рынка. М., 1995.

И.К. Беляевский, Г.Д. Кулагина, А.В. Коротков и др. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / под редакцией И.К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1995.

Статистический сборник. Сфера услуг в Ульяновской области. Ульяновск, 2009.

Сценарные условия социально-экономического развития Самарской области в 2008—2010 годах. http://www.economy.samregion.ru/

Фирсукова В.В. Развитие сферы бытовых услуг в Московской агломерации: теоретико-методологический аспект. М., 2006.

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.