Научная статья на тему 'ПУТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ'

ПУТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

98
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литература / искусство / эстетика / восприятие / творчество / воспитание / художественное воспитание / красота / чувство

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дилафруз Умирова

В данной статье речь пойдет о том, что воспитание элегантности в педагогике это воспитание способности воспринимать, чувствовать, понимать красоту в жизни и искусстве, воспитание участия в воссоздании окружающей среды в соответствии с законами красоты, приобщение к художественной деятельности, воспитание творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1237-1242

ПУТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Дилафруз Умирова

Чирчикский государственный педагогический институт

АННОТАЦИЯ

В данной статье речь пойдет о том, что воспитание элегантности в педагогике - это воспитание способности воспринимать, чувствовать, понимать красоту в жизни и искусстве, воспитание участия в воссоздании окружающей среды в соответствии с законами красоты, приобщение к художественной деятельности, воспитание творческих способностей.

Ключевые слова: литература, искусство, эстетика, восприятие, творчество, воспитание, художественное воспитание, красота, чувство.

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание элегантности - особое значение в литературе и искусстве. Он возбуждает и заряжает энергией учащихся, раскрывает им социальный смысл явлений жизни, побуждает их внимательнее относиться к явлениям окружающей среды, вместе скорбеть, осуждать зло. Эстетическое воспитание средствами искусства выражается термином «художественное воспитание». Наш первый президент ИА.Каримов как отметил «талантливые произведения литературы и искусства-национальное достояние». Нам хорошо известно, что художественное слово, блеск красок, мелодичность звуков вдохновляют современников, передают в душе будущим поколениям воспоминания о нашем поколении, о его волнениях и созиданиях. Изящная наука-Наука, формирующая красоту в воспитании. Необходимо научить учащихся отличать добро и зло от человеческих отношений, уметь воспринимать форму, линию, звук, краски, красоту. Исследования, проведенные совместно психологами и педагогами, показывают, что в последние годы уровень интеллекта и утонченности учащихся значительно возрос. Эта черта проявляется у них с самого раннего возраста. Воспитание изящества-это не изолированная область науки, а область, которая взаимодействует со всеми ее аспектами. От воспитания изящества во многом зависит полноценное умственное и физическое развитие, нравственная чистота и нравственное совершенствование активного отношения к жизни и искусству. Художественные впечатления в раннем школьном возрасте очень сильны и сохраняются в памяти надолго, иногда на всю жизнь.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1237-1242

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДОЛОГИЯ

Для успешного художественного развития школьников педагогу необходимо использовать на уроке различные формы и формы в соответствии с их возрастом. Воспитание элегантности неразрывно связано со временем и во многом определяется им.

В образовательном учреждении необходимо применять методы, которые заключаются в воспитании элегантности.

В настоящее время выдвигаются следующие задачи воспитания элегантности в школе:

1. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственный эмоциональный отклик, радость, волнение, восторг и интерес в систематическом развитии у учащихся восприятия красоты, чувства элегантности и воображения;

2. Воспитывать у школьников потребность и привычку добавлять как можно больше красоты в быт, природу, общественные отношения, всесторонне приближать их к деятельности в искусстве;

3. Формирование у учащихся основ элегантности и вкуса, умения самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни;

4. Развитие художественно-творческих способностей воспитанников деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть полна свободного нравственного стремления, творческого воображения, инициативы. Чем эстетически развитее ученик, тем более зреют его художественные навыки и умения, тем полнее проявляется его творческая активность.

Эстетическое воспитание-ставило своей целью и задачей воздействие на сознание, чувства, воображение, убеждения, мировоззрение, поведение, поведение воспитанника. Воспитание элегантности также практикуется как общая часть этой общей цели и задачи и представляет собой исторически и социально значимое явление. Стоит отметить, что в древнем мире цель общего воспитания проявлялась в воспитании на основе элегантности.

Художественное воспитание-составная часть художественного воспитания, не в полной мере выражающая основное содержание и целевые направления художественного воспитания. Основной целью художественного воспитания является формирование отношений средствами искусства, было бы ошибкой приравнивать художественное воспитание к воспитанию изящества, как смешивать, так и противопоставлять. Следует иметь в виду, что воспитание изящества не ограничивается искусством, но его основное содержание

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1237-1242

заключается в активизации и развитии изящного отношения к действительности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

К методике художественного обучения относится дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ученику. Кабалевский говорил, что» красота пробуждает добро". Цель воспитания элегантности и ее конкретные задачи изложены в школьных программах. Художественная деятельность совместима с различными видами искусства, литературы, она направлена на вовлечение воспитанников в занятия живописью, пением, танцами, постановочными играми и т.д. К средствам, используемым в этом месте, можно отнести художественную литературу, музыку и множество других примеров. Они помогают овладеть различными способами передвижения. Потому что именно посредством этих действий происходит процесс эстетического созревания воспитанников. Полученные результаты свидетельствуют о достижении поставленной цели. При знакомстве с воспитанниками оценивается уровень развития каждого из них. Для усиления воспитательного и развивающего характера обучения необходимо применять методы воспитания, а также методы обучения, воспитывающие самостоятельную инициативу, творчество. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, учитель должен применять обобщающие методы, которые являются основой конкретных методик. К таким методам относятся:

• Способы выражения слуховых, зрительных ощущений, умение воспринимать выразительные изобразительные средства каждого вида искусства (должно основываться на восприятии воспитанниками художественных произведений)

• Способы достижения читателями идейно-эмоционального содержания произведений путем их участия и совместного горя (необходимый эстетический эффект может быть достигнут, если ученик приучен к совместному горю)

• Приемы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям (учащиеся, как правило, непосредственно и целостно воспринимают произведение, однако овладение навыком разграничения средств выразительности по их противопоставлению или сходству помогает им более полно и глубоко воспринимать произведение при его последующем прочтении)

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1237-1242

• Способы ориентации на самостоятельные действия в восприятии, исполнении и продуктивное творчество.

Таким образом, при изучении произведений или решении художественных задач необходимо активно использовать средства, позволяющие целенаправленно управлять ощущениями учащихся, их эмоциональным восприятием, целостно дифференцированной, самостоятельной творческой деятельностью. Занятия художественным вкусом как организационной формой обучения позволяют планомерно и систематически воздействовать на формирование у воспитанника интересного отношения к материалу и процессу обучения. Здесь речь идет не только о музыке, живописи, поэзии, но и о развитии речи, приобщении к общественным явлениям и природе. Такой эффект достигается за счет использования материала, хода процесса обучения и его аспектов. Например, учитель ведет материал интересно, в хорошем темпе, умело закрепляя объяснение, задавая вопросы и показывая картинки. Учащиеся с интересом и удовольствием выполняют все задания.

ОБСУЖДЕНИЕ

Эстетическое сознание может отставать от некоторых форм общественного сознания. Например, в общественной жизни политическая зрелость достигала высокого уровня, но эстетические вкусы отставали. Одним из проявлений относительной независимости эстетического сознания является преемственность. Потому что новые эстетические взгляды, идеи, теории не возникают на пустом месте. Они действуют как вклад, накопленный в результате предшествующего эстетического и художественного развития общества, и как продолжение запаса умственных производных, знаний. Под преемственностью эстетического сознания понимается сохранение тех богатств прошлого, которые служат новым условиям, интересам и целям развития эстетических взглядов, теорий, перспектив, поглощают их в определенный период. Преемственность относится ко всем эстетическим воззрениям и теориям эстетического сознания, к звеньям эстетического вкуса и эстетического чувства. Эстетическое сознание является восприятием социальной жизни и занимает важное место в жизни общества. Оказывает всестороннее влияние на жизнь общества. В жизни общества нет ни одного аспекта, вещи, частицы, которые были бы отклонены от эстетических вкусов, мечтаний и взглядов. Эстетическое сознание оказывает непосредственное влияние на все сферы

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1237-1242

материального производства. Эстетическое сознание как особая форма общественного сознания неразрывно связано с эстетической деятельностью и формируется в процессе эстетической деятельности. Эстетическое сознание-это, по сути, форма эстетической деятельности. Эстетическое сознание тесно связано с художественным сознанием, которое, хотя и является близким понятием, не означает одно и то же. В то время как эстетическое сознание возникает в процессе восприятия и переработки действительности во всем ее существовании, художественное сознание проявляется в процессе создания и восприятия искусства. Сфера отражения эстетического сознания, выраженного в системе художественных произведений, достаточно широка, она находит свое выражение в трудовой деятельности людей, во всех ценностях ее результатов и материально-духовной духовности. От проявления эстетического сознания в качестве общественного сознания отличается появление эстетического сознания отдельного человека. Эстетическое сознание отдельного человека-это определенное сознание. Эстетическое сознание и сознание отдельного человека также различаются по степени владения своими субъектами. В то время как социальные слои, слои, группы, нации, нации, народы названы субъектами эстетического сознания, субъектом индивидуального эстетического сознания является конкретный человек. Эстетическое сознание отдельного человека отличается по своей продуктивности. Содержание эстетического сознания в обществе гораздо шире и богаче, чем эстетическое сознание отдельного человека, и может служить примером. Потому что он воплощает в себе все духовные знания, присущие данной личности. Но эстетическое сознание отдельного человека выступает в составе Общественного эстетического сознания. То есть между общественным эстетическим сознанием и эстетическим сознанием отдельного человека существует неразрывная внутренняя связь. Отличить их друг от друга можно только путем научно-теоретического анализа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Художественное сознание эстетическое сознание общества, выраженное в системе художественных произведений, будет состоять из ряда частей, находящихся в сложной системно подвижной, неразрывной взаимосвязи. Устойчивыми и гармоничными частями эстетического сознания являются эстетические чувства, мечты, взгляды и теории. Поэтому остановимся на них отдельно. эстетические чувства становятся неотъемлемой частью человеческого

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1237-1242

сознания в целом. Реальность воспринимается в чувствах, как и другие особенности психической жизни школьников. Это восприятие своеобразно, в нем переплетаются знания, переживания, оценки. Эмоции возникают главным образом в связи с удовлетворением человеком собственных потребностей или в связи с их противоположностью. Эстетические чувства, наряду с психическими и нравственными, относятся к числу высших социальных чувств. Здесь социальное выражение возникает на лоне общества эстетических чувств и развивается в его лоне. Эстетические чувства формируются в процессе овладения природными условиями человеческой элегантности на протяжении многих тысячелетий. Эстетические чувства как сложное социальное явление наряду с такими понятиями, как элегантность, гармония, мелодические формы, гармония, охватывают и такие понятия, как восторг, восхищение, удивление, восторг, презрение. Эстетические чувства также имеют определенные физиологические основания и предпосылки. Они связаны с функционированием как первой, так и второй систем оповещения, и их психофизиологическое исследование также имеет важное значение. Содержание эстетических чувств ярче проявляется в деятельности человека, направленной на определенную цель. Чувства элегантности, благородства, смеха-самые сложные и стойкие эстетические чувства. Человек воспринимает действительность естественным и свободным способом через чувство красоты, элегантности, в результате чего получает особое чувство радости и удовольствия. Эстетические чувства проявляются в связи с переживаниями, протекают с субъектом как процесс субъекта. Слияние субъекта и объекта поглощение субъекта в объятиях объекта является отличительной чертой переживания. Эстетическое переживание определяется особой деятельностью субъекта, в частности, фантазией, способностью к воображению. Конец эстетического переживания-эстетическое наслаждение.

REFERENCES

1. Karimov.I.A. Yuksak manaviyat - yengilmas kuch. Toshkent. "Manaviyat", 2008.

2. Ботирова Ш. (2020). Адабиётшуносликка кириш. Укув-услубий кулланма, 124 Б.

3. Safarov.O. (2012). Oliy o'quv yurtlarida o'quvchilar adabiyotini o'qitish muammolari. "Til va adabiyot talimi", 3-4-sonlar.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1237-1242

4. Zaynutdinova M. (2010). Oquvchilarning mustaqil fikrlash faoliyatlarini rivojlantirish omillari. Xalq talimi jurnali, № 1.

5. Botirova Sh.I. (2020). FORMING PATRIOTIC SPIRIT WITHIN PEDAGOGICAL EDUCATION CLUSTER. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8(10), 200-205.

6. Botirova Sh.I. (2018). The Role of Artistic Literature In The Spiritual Development of Youth. Мировая наука, 5(14), 26-28.

7. Ботирова Ш.И. (2020). Инсон ва хдёт вокелигини метафорик уйгунлаштиришда бадиий психологизмнинг урни. Суз санъати, 2(3), 19-23.

8. Ботирова Ш.И. (2020). Бадиий психологизм критерийлари ва замонавий узбек романчилиги. Tafakkur ziyosi, 2(2), 146-148.

9. Botirova Sh.I. (2018). Methodology And Technology оf Social And Pedagogical Activity. Теория и практика современной науки, 1(31), 14-16.

10. Botirova Sh.I. (2018). The Role оf Artistic Literature In The Spiritual Development оf Youth. Мировая наука, 5(14), 26-28.

11. Botirova Sh.I. (2019). Poetics of artistic psychologism. Теория и практика современной науки, 2(44), 31 -34.

12. Botirova Sh.I. (2018). Symbolic-figurative talk and psychological relations. «Экономика и социум». 12(55), 114-118.

13. Ботирова Ш.И. (2019). Символически-образной интерпретацией и психологизм. Преподавание языка и литературы, 2(2), 28-29.

14. Ботирова Ш.И. (2019). Поэтика художественного психологизма. Преподавание языка и литературы, 12(12), 55-57.

15. Ботирова Ш.И. (2020). Педагогик таълим инновацион кластери янги устувор йуналиш сифатида. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 1(3), 487-494.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.