Научная статья на тему 'СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ « ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» И «ПОСТОРОННИЙ»'

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ « ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» И «ПОСТОРОННИЙ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

419
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
женитьба / любовь / истина / счастье / свобода. / marriage / love / truth / happiness / freedom.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — A. B. Kasimova

В статье исследуется мотивы философии свободы М.Ю. Лермонтова и А. Камю , используемые им в романах «Герой нашего времени» и «Посторонний». В этом романе мы узнаем как через философию свободы человека можно увидеть внутренний мир героев и взаимосвязь их с душой или эго.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE "HERO OF OUR CENTURE" AND " THE STRANGER"

The article examines the motives of the philosophy of freedom of M. Yu. Lermontov and A. Camus, used by him in the novels "A Hero of Our Centure" and "The Stranger". In this novel, we learn how, through the philosophy of human freedom, one can see the inner world of the heroes and their relationship with the soul or ego.

Текст научной работы на тему «СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ « ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» И «ПОСТОРОННИЙ»»

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1384-1396

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ « ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» И «ПОСТОРОННИЙ» A. B. Kasimova

Chirchik State Institute of the Republic оf Uzbekistan

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется мотивы философии свободы М.Ю. Лермонтова и А. Камю , используемые им в романах «Герой нашего времени» и «Посторонний». В этом романе мы узнаем как через философию свободы человека можно увидеть внутренний мир героев и взаимосвязь их с душой или эго.

Ключевые слова: женитьба,любовь,истина,счастье,свобода.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE "HERO OF OUR CENTURE" AND "

THE STRANGER"

ABSTRACT

The article examines the motives of the philosophy of freedom of M. Yu. Lermontov and A. Camus, used by him in the novels "A Hero of Our Centure" and "The Stranger". In this novel, we learn how, through the philosophy of human freedom, one can see the inner world of the heroes and their relationship with the soul or ego.

Keywords: marriage, love, truth, happiness, freedom.

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на высокую разницу появления ина свет произведений Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) и Альбера Камю «Посторонний» (1942 г) по философскому размышлению событий, сюжетно-композиционной постановке действий. Формированию и развязке загадок, созданию необыкновенных и неповторимых образов, простому и общедоступному изложению текста имеются схожие аспекты . В тоже время по мере углубленного изучения романов вываляются отличительные особенности ,которые свойственны сугубо определенному произведению.

Изначально, на наш выглядит целесообразно начать анализ с названия, структуры и художественного направления произведений. А.Камю назвал свое произведение «Посторонний», намекая на то, что главный герой повести

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1384-1396

Мерсо как бы является «чужим» для общества. Повесть состоит из двух частей, где изначально излагается «преступление», а в последующей части «наказание». Произведение написано в своеобразном стиле повествования главным героем Мерсо (от имени первого лица) свою жизнь и последующих событий происходящих с ним ,используя короткие фразы в прошедшем времени. Сартр Ж.П. останавливаясь на стиле изложения «Постороннего» отметил,что «..каждая фраза - это сиюминутное,каждая фраза подобно острову. И мы скачками движемся от фразы к фразе, от небытия к небытию»

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Повествование начинается с рассказа о смерти и заканчивается смертью,указывая на то,что все детали в нем глубоко обдуманы писателем,есть некая философия всего того ,что изложена в нем . «Посторонний» является произведением экзистенциального направления , а автор А.Камю -ярким представителем французского экзистенциализма.

Роман М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» является самым загадочным философским произведением русской классики. В нем изложены события жизни главного героя Печорина на Кавказе и название романа прямым образом направлено на него.

Однако,одностороннее чтение произведения,приводить к

отрицательному мнению о Печорине как о человеке

коварным,самолюбивым,эгоистичным характером.Естественно,это

подталкивает читателя к мысли о несоответствие названия романа,так как герой М.Ю. Лермонтова- Печорин не как не может быть героем того периода, с его отрицательными человеческими качествами. Но, это на первый взгляд...

Более глубокое чтение романа и философское истолкование мыслей, подекстный анализ и интерпретация смыслов художественного произведения,позволит в зашифровке,выявить истину и замысел автора.

А истина такова. «Не приходится сомневаться в том, что Печорин принадлежит к «высшим натурам» с мощной и благородной душой». Обладая редкой способностью самоанализа. Он умеет прямо и умело держать ответ перед своей совестью, осуждать свои слабости и заблуждения, чинить суровый суд над самим собой».

А замысель автора заключается в следующем: поиск художественной истины читателем ,через философское размышление выявление силы зла ,которая воплощена «в образе Максима Максимыча, а не в образе Печорина

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1384-1396

или Казбича. «Силы зла - это не только злодеяния, которые совершает штабс-капитан, но система деспотического режима царизма,олицетворением которой он является. Лермонтов своим романом разоблачает античеловеческую сущность деспотической власти,показывает как «цивилизованное общество разрушает вековые традиции «детей природа» .

Таким образом, по Лермонтову «Герой нашего времени» ( в лице Печорина) не могли ужиться в обществе, где царит ложь,обман и предательство, в связи с чем они покидали родину,оставляя ее в руках людей с двуличием ( у таких как Максим Максимыч).

Необходимо отметить ,что при такой постановке вопроса название романа «Герой нашего времени» более соответствует содержанию произведения.

Роман состоит из двух частей: в первую часть входят рассказы «Бела»,»Максим Максимыч»,»Тамань», а во вторую часть - «Княжна Мери» и «Фаталист». Изложение произведение «Герой нашего времени» отличается от повести «Посторонний» . В нем автор романа (М.Ю.Лермонтов) участвует от лица пересказчика «путевых заметок», Максим Максимыч как пересказчик рассказа . Большая часть романа - рассказы «Тамань»,»Княжна Мери» и «Фаталист» изложена от имени (первого лица) главного произведения Печорина. Сопоставления произведений «Герой нашего времени и «Посторонний», на наш взгляд,необходимо углубить через сопоставления образов. Например, главных героев Печорина и Мерсо. Изначально рассмотрим свойственные черты характеров героев. Печорина и Мерсо. Изначально рассмотрим свойственные черты характеров главных героев.

Григорий Александрович Печорин - индивидуалист,таинственный человек с сильной волей,отважный не бледнеющий никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и дополнить бездонную пустоту своего духа.Душа Печорина - не каменистая почва,не засохшая от зноя пламенной жизни».

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Самоанализ - определяющая черта Печорина. Он отмечает в своем дневнике : «Я давно уж живу не сердцем. А головою. Я взвешиваю разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством ,но без участия . Во мне два человека ,один живет в полном смысле этого слова,другой мыслит и судит его...».

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1384-1396

В месте с тем у него в характере имеются некоторые странности. Вот как описывает его автор романа: «славный был малый,смею вас уверить : только немножко странен. Ведь,например, в дождик, в холод целый день на охоте: все иззябнут,устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате,ветер пахнет,уверяет, что простудился: ставнем стукнет,он вздрогнет и побледнеет: а при мне ходил на кабана один на один: бывало, по целым часам слова не добьешься , зато уж иногда как начнет рассказывать,так животики надорвешь со смеха».

Мерсо-эгоист,индивидуалист,атеист,нигилист,пессимист,романтический злодей,честный,чужой для общества и человек абсурда. «он (Мерсо) напоминает и язычески раскрепощенную личность ,выпавшую из лона церкви, и лишнего человека,и аутсайдера ,который оформился в литературе второй половине ХХ века.

Мерсо представляет собой индивида,которого ничего не интересует и который не на что проявляет живой интерес. «Я может быть не всегда уверен в том,что именно меня интересует,но совершенно уверен в том, что не представляет для меня никакого интереса».

Ему все равно,он всему безразличен.Он даже равнодушен к собственной матери, к ее смерти.

«Сегодня умерла мама. А может быть,вчера-не знаю «Мы давно перестали общаться,потому что нам стало не о чем говорить друг с другом».. «Я не знал в точности сколько маме лет».

У Мерсо сохранился интерес только к еде,сну и Мари. Да и и к последней, у него отсутствует эмоциональная привязанность. «Он (Мари.А.К) спросила,думаю ли я жениться на ней. Я ответил,что мне все равно,но если ей хочется, то можно и пожениться. Тогда она осведомилась,люблю ли я ее. Я ответил точно так же,как уже сказал ей один раз,что это никакого значения не имеет,но вероятно, я не люблю ее».

Единственное наслаждение он получал от общения с природой ,-от жгучего солнца,от моря,от раскаленного песка и от ручья, с холодной водой. Поэтому многие критики художественной литературы Мерсо называли «человеком природы»,»инопланетным» и,т,д.

Следует отметить,что и Печорин также очаровывался природой. Он наслаждался красотою Кавказа: «Весело жить в такой земле! Какое -то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чисти свеж,как поцелуй

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1384-1396

ребенка,солнце ярко,небо синё -чего бы,кажется,больше? Зачем страсти,желания,сожаления?...»

Еще одним похожим аспектом в характере сопоставляемых главных героев является их отношение к свободе.Печорин готов был на все жертвы кроме свободы: «двадцать раз жизнь свою,даже честь поставлю на карту.но свободы моей не продам».

Мерсо осознает величие свободы,после того как попадает в тюрьму.»В начале заключения самым тяжелым было то,что в мыслях я все еще был на воле. Мне,например,хотелось быть на пляже и спускаться к морю. Я представлял себе,как плещутся волны у моих ног и как я вхожу в воду и какое чувство освобождения испытывало, и вдруг я чувствовал,как тесно мне в стенах тюремной камеры». В этом изложении проявляется одна сторона свободолюбии Мерсо.Другой аспект его свободы наблюдается в действиях Мерсо. По определению С.В.Великовского Мерсо уже не спрашивает о границах возможного само собой разумеется ,что для него возможно все! Он свободен абсолютно,ему «все дозволено».

Необходимо подчеркнуть ,что понятие свободы проявляется во многих отношениях человеческой деятельности. В частности, в отрицательном отношении человека к женитьбе или же к богу.

Поэтому, Печорин ни когда не хотел жениться. «Как бы странно я ни любил женщину,если она мне даст только почуствовать,что я должен на ней жениться -прости Любовь! Мое сердце превращается в камень, и ни что его не разогреет снова».

Отсюда и его отношение к противоположному полу: «женщина,как цветок,которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца: его надо сорвать в эту минуту и,подышав им досыта,бросить на дороге : авось кто-нибудь поднимет».

Отличительно от Печорина,отношение Мерсо к женитьбе или к женщинам выражается в безразличии. Он на них смотрит как на воду или на еду,которые удовлетворяют жажду или потребность.

В тюрьме Мерсо томило влечение к женщине.Однако он никогда не думал именно о Мари.Он думал о женщине ,о женщинах .... Он заговорил о женщинах с тюремным надзирателем,который сказал «Ведь свобода - это женщины». ограничив допуск к ним «вас лишают свободы» - и с этой мыслью Мерсо согласился.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1384-1396

Различные взгляды главных героев сопоставляемых произведений по отношению к религии. Печорин христианин.Умирающая Бэла «начала печалиться о том,что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретиться с душою Григорья Александровича , и что на том свете душа ее никогда не встретиться с душою Грирогрья Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой».

В месте с тем,он относится к фаталистам,которые вверят в поверье, «будто судьба человека написана на небесах». Поэтому он суеверен и надеется на судьбу. «Когда я был еще ребенком,одна старуха гадала про меня моей матери: она предсказала мне смерть от злой жены. Это меня тогда глубоко поразило. В душе моей родилась непреодолимое отвращение к женитьбе».

Главный герой повести «Посторонний» Мерсо -атеист. При допросе следователя и беседе со священником Мерсо со свойственным ему прямой ответил, что не верит бога,даже не побаиваясь о последствиях и дальнейшего интерпретации этих действий. «Почему вы отказываетесь принимать меня ,когда я прихожу?- спросил он (священник. А.К. ) На это я (Мерсо А.К.) ответил,что не в бога. Осведомился ,убежден ли в своем неверии. И я сказал, что мне нечего и спрашивать себя об этом: вопрос о боге не имеет для меня никакого значения».

Мерсо абсолютно свободен потому,что «абсурд царит», а он себя осознает героем абсурдного мира, в котором нет Бога,нет смысла,есть одна истина - истина смерти. Роман Камю со смерти начинается, смерть центральная точка повествования и его финал. Финал, в ракурсе которого все и оценивается - и все не имеет никакой цены,не имеет значения. Мерсо приговорен к смерти - как и все смертные, а потому оне подлежит суду,отсуствие смысла освобождает его от вины,от греха.

Нельзя сказать,что взгляды главных героев относительно к смерти рассматриваемых приозведений одинаковы. Печорин на смерть смотрит через призму фатализма,то есть суждено умереть,то того не избежать. «Ведь хуже смерти ничего не случится- а смерти не минуешь».

Отличительно,от этого в «Посторонний» Мерсо находит жизнь абсурдных,поэтому он безразличен к смерти.

В месте с тем име.тся схожие черты взглядов главных героев сопоставлямых произведений относительно к смерти. В Рассказе «Княжна Мэри» перед дуэлью с Грущницким Печорин выглядить пессисмистичным.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1384-1396

«Что ж? Умереть,так умереть! Потеря для мира не большая. Да и мне самому порядочно уж скучно».

Такой же пессимистичный взгляд наблюдается и у Мерсо,когда он думает о смерти. «В сущности,не имеет большого значения, умрешь ли ты в тридцать или семдесять лет,- в обоих случаях другие-то люди, мужчины и женщины,будут жить, итак идет уже многие тысячелетия».

Заключение повести «Посторонний» мы можем увидеть феноменальный эпизод. Мерсо- прямо смотрящей в глаза смерти,содругнулся перед одиночеством. «Для полного завершения моей судьбы ,для того,чтобы я почуствовал себя менее одиноким ,мне остается пожелать только одного: пусть в день моей казни соберется много зрителей и пусть они встретят меня криками ненависти».

Интересно в связи с этим отметить, что у главного героя романа «Героя нашего времени» - Печорин такое же отношение к одиночеству. Он отказывается написать завещание перед дуэлью. А на вопрос Вернера «неужели у вас нет друзей,которым бы вы хотели послать свое последнее прости»? Он качает головой,знаком нет. Печориин долго думает ночью перед дуэлью о смерти и о человеке его полностью понявшего в жизни. «И может быть,я завтра умру!... И не останется на земле ни одного существа,которое бы поняло меня совершенно».

Главным и в то же время сложным изображенным сюжетом сопоставимых произведений является формирование и развязка отношений Мерсо и Печорина с обществом.

Мерсо попадая на скамью полусудимых,ничего не скрывая,излагает факты,которые в суде истолковывается как извращенное .Он чувствует себя в суде как лишний, отстраненный от дела человек». Его обыкновенная жизнь перелицовывается прокурором как «житье злодея». Поведения Мерсо на похоронах матери истолковывается как оскорбление к отношение матери,вечер,проведенный с Мари на следующий день после похорон матери -как святотатство , а дружеские отношения с Раймоном (сутенером- как принадлежность к приступному миру. Следовательно,после такого образа в суде ,общество видит в Мерсо «бессовестной личности»,чужого человека для данной среды. Ему выносится смертный приговор,его отправляют на эшафот,в сущности,не за совершенное убийство, а за восприятия им общипринятых правил.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1384-1396

Если в первой части Камю изображает человека абсурда,который совершает убийство ,то во второй части речь идет об абсурдности карающего его общества и той морали,согласно которой общество убивает человека».

Главным и в то же время сложным изображением сюжетом сопоставимых произваедений является формирование и развязка отношений Мерсо и Печорина с обществом.

Мерсо попадая на скамью подсудимых,ничего не скрывая. Излагает факты,которые в суде истолковывается как извращение. Он чувтсвует себя в суде как «лишний, отстраненный от дела человек». Его обыкновенная жизнь перелицовывается прокурором как «житье злодея». Поведение Мерсо на похоронах матери истолковывается как оскорбление к отношению матери,вечер проведенный с Мари на следующий день после похорон матери - как святотатство,а дружеские отношения с Раймоном (сутенером) -как принадлежность к престомному миру.Следовательно,после такого образа в суде,общество видит в Мерсо «бессовестной личности», чужого человека для данной среды. Ему выносится смертный приговор,его отправляют на эшафот,в сущности, не на совершенное убийство, а за неприятия им общепринятых правил.

«Если в первой части Камю изображает человека абсурда,который совершает убийство,то во второй части речь идет об абсурдности карающего его общества и то морали,согласно которой общество убивает человека.

В романе "Герой нашего времени» общество не осудило Печорина.Однако,таких как они хотят и пытаются внести свою поправку в жизнь общества или даже управлять ими.Кроме этого он является очень даже странным человеком.Поэтому все герои романа сначала относятся к нему нейтрально , а иногда просто не замечают, а потом же просто «возненавидят» егот в прямом смысле этого слова. Еще Печорин обладает таким странным свойством,рушить судьбы и даже быть «причиной» смерти некоторых героев романа.Возможно,поэтому многие герои романа к нему плохо относятся и просто считают его «лишним в их жизни.

И сам Печорин ищет возможность уйти подальше о этого обществаю»Как только будет можно,отправлюсь - только не в Европу,избави боже -поеду в Америку,в Армению,в Индию,- авось где-нибудь умру на дороге!»

В конечном итоге Печорин уезжает в персию. Сформировавшая среда нравы и мораль России того периода заствили Печорина покинуть страну,гду он умер.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1384-1396

Таким образом,и в романе «Герой нашего времени» и в повести «Посторонний2 главные герои не в прямом, а в косвенном виде были устранены (убить) обществом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Делая некоторые заключительные выводы,следует подчеркнуть, что оба произведения имели, и будут иметь высокую значимость воспитания человеческой личности,заставляют философски размышлять о собственной жизни, и ее стоимости,изменить нравы и мораль общество ротносительно индивидов,которые не влезают в общипринятую раму, и отличаются от общества нравственные и духовными качествами.

Сопоставление произведений М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и

А.Камю «Посторонний»

Главный герой романа «Герой нашего времени»-Печорин Главный герой повести «Посторонний» - Мерсо

Схожие аспекты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Герой (Печорин и Мерсо) оценивают жизнь в грош и относятся к нему безразлично. Если все люди побольше рассуждали,то убедились бы что жизнь не стоит того,чтобы об ней так много заботиться стр 26 Жизнь человека бессмысленно,потому рано или поздно каждый кмрет в одиночку,исчезнув без следа. Неизвестно,зачем является человек,неизвестно,куда потом исчезает стр 26

Нигилистические отношение к бытию,обществу. Общество мне также надоело.Влюблялся в светсвих красавиц и был любим.,но их любовь только раздражала мое воображение. А в сердце осмталось пусто. Я стал читать,учиться наука также надоела.Тогда мне сало скучнт (стр 65)ю Ну вот,подумав я, восресенье я скоротал,маму уже похоронили,завтра я опятьт пойду на работу, и в общем ничего не изменилось стр

Бесчуственные хищнические отношение к женщинат Женщины как цветок.которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца: его надо сорвать в эту минуту и,подышав им досыта.бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет Я никогда не думал именно о Мари. Но я столько думал о женщине. О женщинах, о всех женщинах ю..(стр 27)

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1384-1396

(стр 93)

Пессимистичное безразличное отношение к смерти Что ж? умереть так умереть!Потеря для мира не большая.Да и мне самому порядочно уж скучно (стр 118 В сущности, не имеет большего значения, умрешь ли ты в тридцать или в семьдесят лет,- в обоих случаях другие-то люди,мужчины и женщины, будут жить, и так идет уже многие тысячелетия.

Боязливое отношение к одиночеству И может быть, я завтра умру! И не останется на земле ни одного существа,которое бы поняло меня совершенно (стр 120). Для полного завершения моей судьбы для того чтобы я почуствовал себя менее одиноким,мне остается пожелать только одного: пусть в день моей казни соберется много зрителей и пусть они встретят меня криками и ненависти.

Романтическое отношение к природе главных героев сопоставимых произведений. «Весело жить в такой земле! Какое -то оградное чувства разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж,как поцелуй ребенка;солнце ярко,небо синё -чего бы,кажется ,больше? Зачем страсти,желания ?сожаления? »(стр64) Я подумал о холодном ручье,протекавшем за скалой. Мне захотелось вновь услышать его журчание,убежать от солнцаот всяких усилий,от женских слез и отдохнуть наконец в тени .(стр 21)

Отличительные черты

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1384-1396

Моя мать умерла сегодня , а может и вчера,не знаю точно.(стр1) Я конечно очень любил маму,но это ничего не значит.Все здоровые люди желали смерти тем,кого они любили (стр 23)

Фатальное отношение к смерти Печорина, безразличное -Мерсо Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь (стр 128) Но ведь,всем известно,что жизнь не стоит того, чтобы цепляться за нее. (стр 26)

Реалистическое отношение к свободе главного героя романа «Герой нашего времени» оптимистическое - героя повести. Я готов на все жертвы,кроме этой: двадцать раз жизнь свою,даже честь поставлю на карту... но свободы моей не продам.(стр111) В начале заключения самым тяжелым было то,что в мыслях я все еще был на воле.Мне,например,хотелось быть на пляже и спускаться к морю.Я представлял себе,как плещутся волны у моих ног и как я вхожу в воду и какое чувтство освобождения испытываю,и вс\друг я чувствовал,как тесно мне в стенах тюремной камеры. (стр 27)

Откровенный ответ атеиста .. ,он(следователь А.К) спросил верю ли я в бога. Я (Мерсо, А.К) ответил ,что нет,не верю.Он рухнул в кресло от негодования .Он сказал мне, что это невозможно: все люди верят в бога,даже те, кто отвратил от него лицо свое.(24)

Фаьтальное отношение к судьбе Печорина. «Когда я был еще ребенком ,одна старуха гадала мне про меня моей матери:она предсказала мне смерть от злой жены.Это меня тогда глубоко поразило. В душе моей родилась непреодолимое отвращение

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1384-1396

к женитьбе..(стр45)

Чувство ненависти Печорина к Грущницкому Равнодушное отношение Мерсо к врагу.(Отношение к врагу,чувства во время выстрела) Я до сих пор стараюсь объяснить себе,какого рода чувство кипело тогда в груди моей: то было и досада оскорбленного самолюбия, и призрение, и злоба.. Я выстрелил... (130 стр) Я выстрелил еще четыре раза и неподвижное тело, в которое пули вонзались незаметно. Я как будто постучался в дверь несчастья четырехьмя короткими ударами (стр 22)

Отношение к преступлению покаяние Печорина, бесчувственность Мерсо. (После дуэли А.К.) отвязав лощадь, а шагом пустился домой. У меня на сердце был камень.Солнце казалось мне тускло,лучи его меня не грели.не доезжая до Слободки,я повернул направо по ущелью.Вид человека был бы мне тягостен: я хотел быть один (129) В течении многих месяцев следствия ни разу этого человека не взволнавала мысль,что он совершил ужасное злодеяние (30 стр).

«Немотивированное преступление»- Мерсо. Дуэль Печорина с Грущницким за оскорбление княжны Меры. Прошу вас,сейчас же отказаться от ваших слов (обращение) Грущницкому (А.К) :Вы очень хорошо знаете,что это выдумка. Я не думаю,что равнодушие жензины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение. Подумайте хорошенько: поддерживая ваше мнение,не теряете прав на имя благородного человека и рискуете жизнью (стр116) Председатель (суда А.К.) сказал,что будет очень рад,если я до выступления моего адвоката уточню,какими мотивами был вызван мой поступок. Я быстро сказал,путаясь в словах и чувствуя,как я смешон, что все случилось из-за солнца. (стр37)

Нигилистическое отношение к будущему Чего я ждуот будущего? Право равно ничего (стр134)

Эгоистическое отношение к счастью путем достижения власти,вершины гордости. Что такое счастье? Насыщенная гордость .Если б я почитал себя лучше,могущественее всех на свете, я был бы счастлив:

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1384-1396

если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви (стр 93)

Отрицательное отношение к женитьбе Печорина,безразличное -Мерсо Как бы странно я ни любил женщину,если она мне даст только почуствовать что я должен на ней жениться -прости Любовь! Мое сердце превращается в камень, и ни что его не разогреет снова (ср95) Она спросила ,думаю ли я жениться на ней. Я ответил,что мне все равно,но если ей хочется,то можно и пожениться.Тогда она осведомилась,люблю ли я ее. Я ответил точно так же,как уже сказал ей один раз,что это никакого значения не имеет, Но вероятно, я не люблю ее (стр15-16)

Безразличное отношение к должностному росту в работе Он (патрон А.К) намеревается открыть в париже контору,. и он хотел узнать,не соглашуст ли я поехать туда. Это позволило бы мне жить в Париже, а часть года разъезжать. Вы молоды. И, по моему, такая жизнь должна вам нравиться. Я ответил:да, но мне, и сущности,все равно (стр 15)

REFERENCES

1. Андреев Кривич С.А. Вопросы творчества и биографии М... АН СССР 1954.

2. Антология Дагестанской поэзии Т. Г. С 11

3. Асмус В. Круг идей Лермонтова.- «Литературное наследство». 1941 № 43-44.

4. Афоризмы старого Китая. М. Наука 1988 с.85

5. Бальнов О. Введение в экстензию философию.

6. Белинский В.Г. Собр соч. в 9 г. М. Художественная литература 1978 Т.З.С 84

7. Бордуков О.В. Смерть в экзистенциализме.

8. Бродский Н.М.Ю.Лермонтов Биография Огиз. Гослитиздат.1945 с.89

9. Бродский Н.М.Ю Лермонтов Биография Огиз Гослитиздат 1945 С.89.

10. Бордуков О.В. Смерть в экзистенциализме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.