Научная статья на тему 'Пути активизации творческого поиска студентов'

Пути активизации творческого поиска студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
979
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раковская О. Л.

Автор в статье раскрывает вопросы обучения творчеству, как вооружение студентов умением осознавать проблему, намеченную преподавателем, формулировать ее самим, способность выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author in clause opens questions of training to creativity as arms of students skill to realize a problem planned by the teacher, to formulate its, ability to put forward hypotheses and to correlate them to conditions of a problem, to carry out stage-by-stage or final check of the decision in several ways.

Текст научной работы на тему «Пути активизации творческого поиска студентов»

ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА СТУДЕНТОВ

РАКОВСКАЯ О.Л.

Автор в статье раскрывает вопросы обучения творчеству, как вооружение студентов умением осознавать проблему, намеченную преподавателем, формулировать ее самим, способность выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами.

В стандартных образовательных программах никогда не уделялось достаточного внимания творчеству. В 70-е годы ХХ в. Ловенфельд [7] назвал творчество «падчерицей образования», и такое положение дел сохранилось до наших дней: в традиционном обучении почти совсем не отводится места для формирования творческого потенциала обучающихся.

Чтобы заполнить эту нишу, необходимо искать пути развития творческой активности учащихся, разрабатывать программы по развитию их способностей к творчеству, к которому, на наш взгляд, наиболее располагает учебная проектная деятельность, предполагающая получение ощутимого результата, воплощение творческих замыслов в жизнь.

Как показало исследование, проведенное на базе ГОУ Колледж городской инфраструктуры, экономики и права и ГОУ СПО Строительный колледж №26 г. Москвы, развитие творческой активности студентов в логике учебной проектной деятельности происходит при соблюдении следующих педагогических условий:

1) высокий уровень информационной грамотности участников образовательного процесса (как преподавателей, так и студентов); психолого-педагогическая подготовленность педагогов к осуществлению проектного обучения;

2) создание такой образовательной среды, в которой преподаватель и студенты смогут реализовать творческие возможности;

3) наличие необходимых технических средств, материально-технического обеспечения учебной творческой деятельности, за счет которых произойдет расширение фонда знаний;

4) соответствие содержания учебного курса логике активной творческой деятельности студентов в рамках учебного проекта, опора на субъективный опыт студентов как на один из источников обучения;

5) оптимальное сочетание разных видов творческих развивающих заданий с целью индивидуализации и дифференциации обучения студентов и, как следствие, развитие их творческой активности;

6) системное взаимодействие участников образовательного процесса с применением компьютерных технологий обеспечит необходимые организационные изменения в учебном процессе и структурировании содержательной части учебного проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей); в научно-методическом обеспечении проектной деятельности студентов;

7) актуализация результатов обучения (практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов, применение приобретенных в процессе творческой проектной деятельности знаний, умений и навыков).

Рассмотрим значимость каждого из психолого-педагогических условий для организации работы по развитию творческой активности студентов колледжа.

Информационная грамотность участников образовательного процесса является необходимой как для более совершенного управления процессом обучения, так и для более полноценного включения их в проектную инновационную деятельность. Чем выше уровень готовности к компьютерному взаимодействию, тем больше возможностей для творческой самореализации в рамках учебного проекта при изучении гуманитарных дисциплин.

The author in clause opens questions of training to creativity as arms of students skill to realize a problem planned by the teacher, to formulate its, ability to put forward hypotheses and to correlate them to conditions of a problem, to carry out stage-by-stage or final check of the decision in several ways.

Материально-техническое обеспечение учебной творческой деятельности - одно из основных условий организации активного творчества студентов, поскольку достаточность и разнообразие техники позволяет строить учебную деятельность при изучении гуманитарных дисциплин в разных формах.

Не менее значимым условием является соответствие содержания учебного курса логике творческой деятельности студентов, которого можно добиться при дидактической обработке содержания учебных программ, выстроить логику изучаемого материала (в нашем случае - гуманитарного характера) в соответствии с особенностями творческой деятельности студентов. Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой, чтобы охватить круг вопросов, связанный с задачами подготовки будущего специалиста, и учесть индивидуальные особенности и интересы студентов. Она может быть связана с содержанием учебного процесса по изучаемой гуманитарной дисциплине или в смежных областях обучения с использованием знаний по данному учебному предмету.

В образовательном процессе, ориентированном на творчество в рамках учебного проекта, активную роль играет разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий при изучении гуманитарных дисциплин содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу преподавателя в зоне ближайшего развития каждого из студентов.

Одним из методов выработки творческих идей является предложение студентам списка всевозможных категорий, качеств, вопросов и путей решения, какие только можно придумать относительно существующей задачи. Такие списки называются контрольными списками творческих идей. Заставляя изменять готовый ответ, можно добиться повышения гибкости мышления.

Творческие способности выступают и как предпосылки усвоения знаний, умений и навыков, и как результат, и критерий уровня обученности студентов, уровня успешности их обучения. Применительно к ситуации обучения гуманитарным дисциплинам в колледже творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей студентов, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- творческие задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей - памяти, внимания, мышления, воображения, т.е. развитию творческой активности;

- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, к эвристическим, проблемным, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;

- система познавательных задач в процессе изучения гуманитарных дисциплин должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглости мысли (количество идей, возникающих за единицу времени); гибкости ума (способность переключаться с одной мысли на другую); оригинальности (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых; любознательности (чувствительность к проблемам в окружающем мире); умения выдвигать и разрабатывать гипотезы.

При традиционных формах обучения студент, приобретая и усваивая в учебном процессе некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, упражнений и т.п.

Однако он не принимает участие в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает опыта поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специального опыта. Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельно-

сти, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в проектной деятельности самих студентов. Для решения ряда проблем приходится рассматривать традиционные пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения.

Учебные проекты в процессе изучения гуманитарных дисциплин в своей сути предполагают обязательность взаимного обмена, взаимной критики и взаимопонимания автора будущего проекта и мира культуры. Проектирование новых возможностей в области гуманитарных дисциплин происходит «на основе критического мышления и творческого воображения» (К. Поппер) [9].

Участники учебной проектной деятельности в первую очередь обращают внимание на то, что в процессе творческой деятельности целенаправленно качественно изменяются какие-либо объекты, процессы или явления. Самое важное, что любой студент имеет возможность сравнить и оценить то, что было до начала проекта, и то, что получилось в его результате. В основе учебного проекта лежит проблема, для решения которой студенту (и преподавателю) необходимо пересмотреть старые цели и средства своей деятельности.

Например, на уроке литературы преподаватель предлагает студентам написать малое эпическое произведение на свободную тему. Казалось бы, что здесь говорит о проекте? Но незадолго до того, как студент получил задание, был изучен курс теории литературы, и задание предполагает не только творческий и нестандартный подход, но и применение полученных знаний. В процессе творческой работы должно возникнуть собственное настоящее эпическое произведение, соответствующее всем теоретико-литературным канонам, но главная задача в том, чтобы его с интересом прочел потенциальный читатель. Так намечается проект, который впоследствии перерастет в более крупный - издательский, который, в свою очередь, приведет к новым открытиям и неожиданным результатам.

Подлинный учебный проект начинается с организации педагогом ситуации, в которой у студента появляется вопрос, который возникает в сознании студента и, несмотря на все его усилия, не оставляет его в покое и заставляет самоопределяться в проблемном поле его возможного решения.

Системное взаимодействие участников образовательного процесса в логике учебного проекта с применением компьютерных технологий может быть построено на базе практико-ориентированных разделов образовательной программы в соответствии с целями, принципами и условиями подготовки специалиста. Необходима систематизация этапов проектной деятельности с обязательным учетом того, что творческая активность по сути своей не может быть заключена ни в какие структурные рамки.

Для формирования и развития творческой активности, по мнению многих теоретиков и практиков, требуется специально организованная нерегламентированная среда с демократическими отношениями. Можно предположить, что коллективное и групповое решение творческих задач при условии отсутствия ярко выраженной оценки деятельности студента позволяет добиться такой непринужденной, творческой атмосферы. Поэтому в качестве основного можно выдвинуть принцип ориентации на конечный результат, а вот на контрольных мероприятиях различного типа приобретенные умения решать творческие задачи уже обязательно оцениваются.

При этом создание и развитие творческой среды базируется на принципах: научности; деятельности; интеграции знаний; конструктивного и совместного взаимодействия преподавателя и студентов; единства учебной и научно-исследовательской работы.

В 60-е гг. ХХ в. группа ученых под руководством С. Парнса [8] предложила следующие рекомендации по созданию творческой обстановки в ходе обучения. В своем исследовании мы старались придерживаться данных рекомендаций, т.к. на сегодняшний день они считаются общепризнанными в мировом научно-педагогическом сообществе:

1. устранять внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы студенты были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружаю-

щими. Их не должно тревожить, будут ли приняты или осмеяны их соображения. Они не должны бояться допустить ошибку.

2. уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи смогут на мгновение «показаться на поверхности»; важно вовремя зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и использовать.

3. воздерживаться от оценок. Благодаря этому студенты смогут расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделить свободному размышлению над проблемой.

4. показывать студентам возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей. Психологические исследования творческих процессов показывают, что возможности творческого поиска расширяются за счет неочевидных сопоставлений, сравнений. Образное мышление на основе метафорических сравнений многие считают «природной способностью» детей, однако и у детей эта способность нуждается в поддержке и развитии. В юношеском возрасте работа с метафорами предполагает не просто побуждение к образному мышлению, но и сочетание спонтанности в создании образов и целенаправленности в их осмыслении, включении в решение творческой задачи.

5. давать возможность умственной разминки. Поначалу сама обстановка совместного группового поиска решений может показаться непривычной, вызвать растерянность. Надо дать возможность студентам освоиться в новой для них ситуации, например, дать «разогревающие» упражнения (обычно не связанные с содержанием предстоящей деятельности).

6. поддерживать живость воображения. Это рекомендация общего плана, но ее очевидность кажущаяся. Вопреки распространенному мнению, будто фантазирование - признак незрелости мышления и уместно лишь за пределами систематического учебного процесса, необходимо поддерживать проявления фантазии, свободного воображения в учебной обстановке, так как они являются фундаментом творческого мышления.

7. «дисциплинировать» воображение, фантазию, контролировать их. Создавая обстановку внутренней свободы, преподаватель и студенты помнят, что после некоторого «периода созревания идей» все соображения будут критически пересматриваться, и часть их будет отброшена.

8. развивать восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия всего окружающего. Эта задача может стать предметом специальной работы на занятиях по изобразительному искусству, истории мировой культуры и литературы. Однако она может решаться преподавателями и попутно, например, в специальных упражнениях на развитие наблюдательности, восприимчивости.

9. расширение фонда знаний. Объем имеющихся сведений - это база, на основе которой создаются новые идеи. Однако зависимость творческих возможностей от осведомленности, информированности неоднозначна. Усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умение думать.

10. помогать студентам увидеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, развитие собственных возможностей решать творческие задачи. Без такого понимания все упражнения, стимулирующие творческую деятельность, будут восприниматься лишь как развлечение.

Едва ли стоит специально пояснять, что все перечисленные рекомендации осуществимы лишь в условиях свободного обмена мнениями, идеями, в обстановке живого обсуждения, творческой дискуссии, творческой проектной деятельности. Еще одна их черта - личностная включенность студентов в творчество, создать которую можно лишь при соответствующей включенности самого преподавателя.

Стимулом к активной творческой деятельности служит и проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей эле-

ментов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.

Начиная с первого курса, нами поэтапно вводились элементы исследования во все формы и виды учебной и внеурочной деятельности, позволяя эффективно использовать все виды самостоятельности студентов с охватом межпредметных и внутрипредметных связей, индивидуализировать обучение.

Сначала студенты овладевали общеучебными умениями, навыками творческой, совместной деятельности. Постепенно студенты приобщались к участию во внеурочной творческой самостоятельной деятельности. Происходило обсуждение разнообразных подходов к разработке учебных проектов при внешнем руководстве педагога. Таким образом, происходила подготовка к осуществлению творческой деятельности в логике учебного проекта.

Затем постепенно, шаг за шагом, формировались умения выполнять творческие задания, работать в творческом коллективе, представлять и оценивать результаты индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. Приобщение студентов к учебной проектной деятельности происходило совместно с педагогом, руководившим проектом, но уже присутствовало внешнее и частично самостоятельное управление деятельностью.

Наконец наступил черед реализации творческой самостоятельности студентов при выполнении учебного проекта. Творческая деятельность становилась полностью самостоятельной (от выбора темы до получений практического результата проекта). Проект получал внутренне управление, взаимодействие с педагогом происходило лишь при необходимости проконсультироваться.

На учебных занятиях первого курса обеспечивалось погружение студентов в систему теоретических понятий гуманитарных дисциплин. Одной из составляющих учебной и внеурочной творческой деятельности являлось выполнение заданий творческого типа, когда создавались условия для осуществления маленьких открытий, позитивного эмоционального настроя и ощущения радости от полученного результата в итоге творческого труда. Например, попадая на урок литературы, многие студенты уверены в том, что они будут только читать и обсуждать прочитанное, им не знакомы теоретико-литературные понятия, они далеки от понимания художественных особенностей литературного текста.

И вдруг им предлагается создать свое художественное произведение, в котором будут присутствовать сюжет, композиция, художественные средства, а главное - идея. Кроме того, их произведение по определенным канонам должно соответствовать тому или иному жанру и роду литературы. Или другой пример, при повторении темы «Лирика» студентам предлагается попробовать свои творческие силы в различных литературных играх, таких как, буриме, акростих, тавтограмма, фигурный стих и др., им предлагается придумать свой акростих или сонет. И вот тут начинается творчество.

Педагогические условия, перечисленные выше, и ведут к необходимости создания образовательной творческой среды, в которой осуществляется, развивается, совершенствуется учебный процесс. Если эти условия в достаточной степени обеспечивают эффективность учебного процесса, то качество подготовки будущего специалиста будет адекватно поставленным учебным задачам.

Главная педагогическая цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и грамотный путь формулировки целей проекта - выбор подходящих для данного проекта учебных умений и навыков: 1) рефлексивные умения; 2) поисковые (исследовательские) умения; 3) навыки оценочной самостоятельности; 4) умения и навыки работы в сотрудничестве; 5) организаторские умения и навыки; 6) коммуникативные умения; 7) презентационные умения и навыки. Учебные умения и навыки, формирующиеся в процессе деятельности в логике учебного проекта, представлены в таблице

1.

Таблица 1 - Учебные умения и навыки, формирующиеся у студентов колледжа в ло_________________________гике учебного проекта_________________________

№ п/п Классификация учебных умений Содержание учебных умений и навыков

1 Рефлексивные умения - осмысление задачи, для решения которой недостаточно знаний; - ответы на вопрос о том, чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2 Поисковые (исследовательские) умения - самостоятельное генерирование идей, т.е. изобретение способа действия путем привлечения знаний из различных областей; - самостоятельный поиск недостающей информации в информационном поле; - запрос недостающей информации (у эксперта: преподавателя, консультанта, специалиста); - стремление найти несколько вариантов решения проблемы; - выдвижение гипотез; - установление причинно-следственных связей.

3 Навыки оценочной самостоятельности - объективная оценка результатов своей деятельности и деятельности партнеров.

4 Умения и навыки работы в сотрудничестве - коллективное планирование: - взаимодействие с любым партнером; - оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - поиск и исправление ошибок в работе других участников группы;

5 Организаторские умения и навыки - проектирование процесса; - планирование деятельности, времени, ресурсов; - принятие решений и прогнозирование их последствий; - анализ собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6 Коммуникативные умения - инициирование учебного взаимодействия со взрослыми (диалог, конференция и т.д.); - ведение дискуссии; - отстаивание своей точки зрения; - поиск компромисса; - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

7 Презентационные умения и навыки - навыки монологической речи; - уверенное поведение во время выступления; - артистизм; - использование различных средств наглядности при выступлении; - ответы на незапланированные вопросы.

Для того чтобы помочь студентам актуализировать творческую активность в учебном проекте, развить ее в ходе эксперимента, мы опирались на 12 стратегий, разработанных Р. Стернбергом и Т. Любартом [6; 4], на основе которых сформулировали следующие правила:

- Служить примером для подражания. Творческие активность развивается не тогда, когда говорят студентам о необходимости ее развития, а тогда, когда педагог умеет развивать их сам и показывает это студентам в общении.

- Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно,

студенты не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.

- Разрешать делать ошибки. Когда студентов ругают за ошибки, они в результате боятся их совершать, и, следовательно, боятся рисковать, думать независимо, не создают что-то новое, свое. Не стоит ругать за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегать критики, резких высказываний, которые подавляют их творческую активность.

- Поощрять разумный поиск. Позволяя студентам рисковать в учебной проектной деятельности, поощряя в них это стремление, помогать раскрыть их творческий потенциал. Если студент пошел на разумный риск, работая над сочинением (презентацией, видеофильмом и др.), выражая свое мнение, поощрять его, даже если преподаватель не удовлетворен результатом работы.

- Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы студентам демонстрировать творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у студентов была возможность применить и продемонстрировать свой творческий потенциал. Например, на уроке литературы предложить студентам вообразить себя в роли литературного персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки: «представьте, что...»; «сочините»; «изобретите»; «предложите гипотезу».

- Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.

- Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая студентам задания, объяснять, что ждут от них не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться, учить студентов переживать радость творческого открытия, воспитывать потребность к творчеству.

- Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество - это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.

- Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до студентов незамысловатую идею: у творчества нет конца.

Придерживаясь теории Роберта Стернберга [6], считаем, что для творчества необходимо наличие 6 источников: 1) интеллектуальных способностей; 2) знаний; 3) личностных характеристик; 4) мотивации; 5) окружения; 6) стилей мышления.

Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л.С. Выготского [1], творчество - норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная), и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый студент на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. И это должен учитывать преподаватель.

Согласно исследованиям И.Я. Лернера [2;3], В.А. Сухомлинского [5], обучение творчеству - это вооружение студентов умением осознавать проблему, намеченную преподавателем, а позднее -формулировать ее самим. Это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; способностей переноса знаний и действий в нестандартную ситуацию или создания нового способа действий.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967. - С. 41.

2. Лернер И.Я. Проблема методов обучения и пути её исследования // Вопросы методов педаго-

гических исследований / Сб. научных трудов под ред. М.Н. Скаткина. - М., 1973. - С. 40-55.

3. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., Просвещение. 1982. С. 34-52

4. Любарт Т., Муширу К. Творческий процесс. 2005. T. 2, № 4. - C. 74-80.

5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 3. - М., 1981.

6. Стернберг Р. Дж. и др. Практический интеллект.- СПб.: Питер, 2002.

7. Lovenfeld V. Creative and Mental Growth. - New York: Macmillan, 1970. - Р. 18.

8. S. J. Parnes Creative Behaviour Book New-York: Charles Scribner's Sons, 1967.

9. См., например: Popper К.-X. Objektive Knowledge: An Evolutionary Approach, Clarendon Press. -Oxford, 1972. (Рус. пер.: Поппер К.-Р. Объективное знание. Эволюционный подход. - М: УРСС, 2002.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.