Научная статья на тему 'Путешествия принца Жозефа де Линя в контексте эпохи Просвещения'

Путешествия принца Жозефа де Линя в контексте эпохи Просвещения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — И. И. Свирида

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Путешествия принца Жозефа де Линя в контексте эпохи Просвещения»

Польские эго-тексты сарматской эпохи демонстрируют переходный характер в изображении путешествий: паломничество по-прежнему остается главным и особым жанром путешествия (М.К. Радзивилл Сиротка), в иных случаях авторы игнорируют детальное описание других стран и народов, ограничиваясь лишь эпизодами, оставившими наиболее сильные эмоциональные впечатления (буря на море, экзотический ландшафт), способ выражения которых также подчиняется барочной поэтике (Ту-шиньский, Цедровский). Однако появляются и более индивидуализированные «народоописательные» тексты (С. Маскевич), авторы которых стремятся не только информировать, но и проанализировать причины складывания иных обычаев и нравов, причем не только в этноцентрическом ключе.

И.И. Свирида

(Институт славяноведения РАН)

Путешествия принца Жозефа де Линя в контексте эпохи Просвещения

Принц Шарль Жозеф де Линь (1735-1814) - одна из наиболее привлекательных персонификаций апаеп regime, он воплощал рафинированность уходящего века и, вместе с тем, заключал в себе достоинства деятеля эпохи Просвещения, выступал носителем ее идей и вкусов. Человек рыцарской храбрости, теоретик военного дела, он был также талантливым дипломатом, посредником между монархами крупнейших европейских держав (особенно заметной оказалась его роль в отношениях России и Австрийской монархии). А.В. Суворов, в турецкой кампании которого принц активно участвовал как командующий артиллерией, так писал к нему: «Никогда не прервется мое к тебе уважение, почтение и дружество ... клеврет [сотоварищ в одном из значений этого устаревшего слова] знаменитый, имеющий чистое сердце, чистый ум!».

Обладавший внутренней свободой, непосредственный, открытый и чувствительный, принц был интереснейшим собеседником, его афоризмы и шутки, часто ироничные, иногда фривольные, знал весь просвещенный мир. Де Линь привлекал не только высокой образованностью, но и своим шармом. Принц получил признание и как многосторонний литератор, который рассматривается в настоящее время в качестве крупнейшей фигуры бельгийской литературы рубежа XVIII-XIX вв. Без де Линя эпоха лишилась бы одной из ее ярких и неповторимых фигур, а сведения о событиях, происходивших в разных сферах жизни - военной, политиче-

ской, культурной, светской, оказались бы без его мемуаров менее полными или утраченными. Завсегдатай парижских интеллектуальных салонов, он общался с Вольтером и Руссо, оставив их литературные портреты, точные и живые, подобно описаниям других исторических лиц, сделанным им. С личностью и сочинениями де Линя были знакомы Байрон, Пушкин, Толстой, Цветаева, используя их как достоверный источник.

Глубоко индивидуальный во всех своих проявлениях, де Линь был причастен творению культурных, политических и бытовых реалий, определявших облик Европы во второй половине XVIII в. Благодаря его обширным европейским контактам, а также корреспонденции, он, в частности, влиял на представления о России, которые складывались в то время.

Здесь он побывал не однажды. Это было связано с личными делами (1780), дипломатическими поручениями Иосифа II (1782), военными событиями (1788-1793). Наиболее примечательным оказалось участие в крымском путешествии по приглашению Екатерины II и просьбе австрийского императора (1787). Дружественные отношения де Линя с императрицей установились уже с первого приезда, и поддерживались путем переписки.

В российских поездках принца слились две страсти той эпохи -любовь к садам и склонность к путешествиям. Однако путешествие (путь, дорога) и сад не просто как мотив, но и как особые понятия, представления, связанные с жизненным опытом, проходят через всю историю культуры. Они восходят к библейскому Эдему, египетским садовым рельефам, процессиям, запечатленным в древней ассирийской пластике. Путешествия в пространстве и передвижения во времени по дорогам жизни постоянно происходили в сочинениях Гомера. Благодаря этому дорога и сад приобрели, по сути, характер культурных универсалий, которые занимают свое прочное место в картине мира каждого времени, выйдя в эпоху Просвещения на первый план. Те и другие рассматривались как способствующие воспитанию добродетельной и просвещенной личности.

Путешествия и сады, в том числе как объект описаний, стали индивидуальным признаком сочинений и жизни де Линя. В докладе анализируются его тексты, посвященные и путешествиям, и садам. У него они часто сливаются в садовые путешествия, которые стали отличительным знаком XVIII в. В их описаниях выступают признаки эпохи Просвещения, выработанные различными сферами культуры, связанные с трактовкой взаимоотношений натуры и культуры, сенсуализмом, утопизмом, идеями социального равенства, дидактическими проблемами, категорией

вкуса. В эти описания попадает и люд, населявщий окрестности его садов, которые принц культивировал в своих родовых владениях в Белёй.

Необычность маршрутов принца (во время турецкой кампании он, по его словам, три года жил «в Татарии, Молдавии, Новой и старой Сербии, Шти-рии, Моравии и почти в Силезии») позволила ему значительно расширить географию садовых описаний, в том числе славянских территорий, по сравнению с тем, что обычно попадало в поле зрения авторов садовых трактатов и путешественников в целом. При этом де Линь характеризовал сады, постройки, а в ряде случаев и природные ландшафты Австрии, Англии, Венгрии, Германии, Голландии, Италии, Литвы, Молдавии, Польши, России, Украины, Франции, Чехии, Швейцарии. Сады для него были неотделимы от окружающей природы. Если англичанин Уильям Чемберс ввел Китай в европейскую садовую литературу, то Шарль де Линь - Крым с его восточными садами, которым подражал и в собственных садах. Принц рассматривал Крым также как связующее звено между античностью и своей современностью.

Т.И. Чепелевская

(Институт славяноведения РАН)

Чешские земли Австро-Венгрии глазами русской путешественницы (по материалам путевых записок начала XX в. Елизаветы Ивановны Витте)

В докладе представлен анализ книг путевых очерков Елизаветы Ивановны де Витте (1833/1834 - после 1915), русского педагога, писательницы и публициста, которая в начале XX в., несколько раз путешествовала по славянским землям Балканского полуострова, посещала соседние земли австрийских славян, о чем оставила объемные путевые очерки. Ее произведения отличает внимание к самым разным сторонам жизни народов, населяющих регион, уважение к их истории и культуре. В каждой из своих книг она не только обращается к историческому пути славянских народов, но и стремится показать черты того нового, что появилось в общественно-политической и повседневной жизни их стран в наступившем XX веке. Особое внимание уделено чешским землям, основным вехам исторического пути чешского народа от эпохи Средневековья до начала XX в., развитию школьного образования (создание чешских школ) и патриотического воспитания (развитие сокольского движения) у чехов в разные исторические периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.