Список источников и литературы
1. Брайант А. Эпоха рыцарства. Санкт-Петербург. 2001. с 15.
2. Джефферсон Т. Общий обзор прав Британской Америки. Москва. 1969. с 2.
3. Иванян Э. А. История США. Москва. 2004. с 40.
4. С. Адамс - Д. Уоррену,15 июля 1776 г. - The writings of Samuel Adams. V. III. P. 297.
5. Токвиль А. Демократия в Америке. Москва. 1992. с 44.
6. Хиггинботам Д. Война за Американскую Независимость. Нью-Йорк. 1971. с 119.
7. БСЭ (Большая советская энциклопедия). Патриотизм [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://slovari. yandex.ru/~книги/БСЭ (Дата обращения: 10.04.2014).
Сайранова У.Ш., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент М.А. Оболонкова
Путешествие в викторианскую эпоху как досуговая практика
аристократического класса
Досуг как социальное явление - отражение общественной и духовной сущности человека. Его содержание зависит от историко-культурного контекста и меняется вместе с господствующей в обществе системой ценностей. Характер досуга определяется укладом жизнедеятельности людей, сложившимися традициями и обычаями, социальными нормами, правилами, эстетическими предпочтениями (Александрова, 2010, с.12). В Викторианскую эпоху появился досуг в современном его понимании.
Досуг викторианцев имел множество граней: рисование, рукоделие, танцы, спорт, карты, клубы, музыка. Более того, многие виды досуга появились именно в Викторианской Англии. Не стало исключением и путешествие как форма проведения культурного досуга. В наше время это понятие получило название туризма.
То, что путешествие получило широкое развитие в Великобритании раньше, чем в других странах, объясняется рядом причин, среди которых более высокий в то время экономический уровень по сравнению с другими странами и, соответственно, выше уровень жизни населения; быстрая урбанизация; введение всеобщего начального и развитие среднего и высшего образования; передовое трудовое законодательство, установившее для всех наемных работников ежегодный оплачиваемый отпуск и ограничившее рабочее время. Имело значение и хорошее развитие для того времени железнодорожного
и морского транспорта, а также близость к континентальной Европе, удобная связь с ней через пролив Ла-Манш.
Мы попытались классифицировать путешествия викторианцев. После проведенного анализа нам удалось выявить три классификации путешествий.
1) Классификация по цели путешествий:
• Завершение образование;
• Отдых;
• Работа, научные исследования;
2) Классификация по месту путешествия (территориально):
• Британия;
• Европа;
• Восточные колонии;
• Россия;
3) Классификация путешествий по географическим параметрам:
• Морское путешествие;
• Путешествие по континенту;
• Путешествие к морскому побережью;
В рамках данного исследования мы рассмотрим первую
классификацию.
Завершение образования. И.И. Абрамова утверждает, что «одним из наиболее важных видов образовательной практики XVII-XVIII вв., завершавшим процесс обучения и воспитания английского джентльмена, была «большая поездка» (Grand Tour) - продолжительное путешествие по континентальной Европе, преимущественно по Франции и Италии в сопровождении наставника (Абрамова, 2006, с.75). Со всей ответственностью можно говорить о том, что и в XIX веке отношение к путешествию не изменилось.
По мнению русского путешественника В. Боткина, в английском высшем обществе принимались только люди высокообразованные и аристократы, много путешествующие и обладающие более широким кругозором (Крючкова, 2004, с.97).
Автор буклета «О Лондоне и об англичанах» (1908) считал страсть к путешествиям характерной национальной чертой англичан. «Не только англичанину, но и англичанке не сидится на месте; при первой возможности они пускаются в путь и готовы путешествовать целые годы. В Европе нет ни одной чем бы то ни было примечательной местности, которая не посещалась бы ежегодно англичанами» (1908, с.21).
И действительно, едва ли не каждый родитель отправлял свое чадо в путешествие по Европе для завершения его воспитания. Еще в XVIII веке граф Честерфилд отправил своего незаконнорожденного сына Филиппа в путешествие и по несколько раз в неделю писал своему сыну письма, интересуясь его успехами в обучении. Эти письма были опубликованы позднее вдовой Филиппа и стали великолепным образцом эпистолярного жанра и дидактическим трактатом (Честерфилд, 2013).
Многие знаменитые викторианцы также уезжали на некоторое время за границу, чтобы учиться, набраться опыта, впечатлений. Так Уильям Мейкпис Теккерей, будучи девятнадцатилетним молодым человеком, покинул страну, чтобы учиться живописи. Вернулся он лишь через сем лет. Художником он не стал, зато начал заниматься литературной деятельностью. О своих путешествиях он написал три произведения: «Книга парижских зарисовок», «Книга ирландских зарисовок», «От Корнхилла до великого Каира» (Александров, 1891, с.15).
Отдых. В 1840 г. проповедник Кук из английского городка Мельбурн основал первую в мире туристскую фирму. Через год фирма организовала для пятисот членов Общества трезвенников поездку по пригородам Лондона, а в 1844-1846 гг. - экскурсии по разным частям Англии и Шотландии. К началу 50-х годов того же века в Великобритании существовало уже несколько туристских фирм, и ежегодно в поездках по стране участвовало более 160 тыс. человек. В 1856 г. фирмой Кука была организована первая групповая туристская поездка по странам Западной Европы. Эту дату обычно считают началом международного туризма. В конце XIX в. туристические путешествия по своей стране и за рубежом приобрели в Великобритании массовый характер, и вышли за пределы Европы. В 1860-70-е годы проводились туристские поездки в США, а в 1878 г. на Всемирную выставку в Париж из Великобритании прибыло 75 тыс. человек. Создание этой фирмы позволило людям со средним достатком ничуть не отставать от представителей высшего класса (Экономика Великобритании, электронный ресурс).
Излюбленными местами пребывания аристократии были средиземноморское побережье, швейцарские курорты и, конечно, Мадейра, где аристократические семьи владели собственными особняками и тесно контактировали с представителями местной знати. Все большую популярность приобретали выезды на охоту и рыбалку в Норвегию, Карпатские горы и Северную Америку.
Принципиальная разница между путешествиями высшего среднего класса и нижестоящими группами населения была в том, что первые не ограничивались отдельными поездками. Следуя аристократическому образцу, они старались покупать или арендовать виллы, чтобы стать постоянными посетителями той или иной местности. Особенно характерно это было для творческой элиты. Скульпторы, живописцы, романисты, поэты, философы и историки в поисках вдохновения устремлялись в южные страны, и часто их пребывание там выходило за рамки курортного сезона и растягивалось на более длительный срок.
В пределах Британии знаменитым курортом был Бат, хотя благодаря принцу-регенту не менее известным стал Брайтон - «город роскоши, удовольствий, модный город», как писал о нем Л.Блан. В таких местах аристократические резиденции составляли целые городские кварталы, к которым пристраивались виллы среднего класса. Местные строители зарабатывали немалые состояния, обеспечивая разбогатевших людей новыми домами на побережье. Некоторые из них проводили на курортах только часть
времени, а многие находили для себя более удобным постоянно проживать там. Они смешивались с городскими джентри, проживающими в южных и прибрежных городках, и в конце XIX в. вместе с ними формировали существенную часть местного населения. С одной стороны, тихая и размеренная жизнь в курортных местечках в обычное время напоминала все более ценимую сельскую, а с другой стороны, это была возможность разделить курортный сезон с «лучшим обществом» (Крючкова, 2004, с.163).
Работа, научные исследования. Великобритания была великой колониальной державой, поэтому для жителей Англии поездки в восточные колонии не были диковинкой. Истинным певцом восточных колоний был Редьярд Киплинг. Он всю свою жизнь провел в путешествиях. Индия, Америка, Китай, Япония, Африка, Азия - всех мест, где был Киплинг не перечесть. Он был журналистом, поэтому постоянные приключения были для него привычными. Они нашли отражение в его романах, ставших настоящими бестселлерами того времени. Киплинга называли литературным приемником Диккенса.
Викторианская эпоха стала временем развития для множества наук: биология, химия, физика, география и т.д. Люди старались узнать как можно больше о Земле, на которой они жили. Путешествие из-за научных исследований неоднократно отражалось в художественной литературе. Так в романе Элизабет Гаскелл «Жены и дочери» один из главных героев, Роджер Хэмли, неоднократно отправлялся в путешествие для изучения Африки (Гаскелл, 2012, с.299).
В реальной жизни в 1931 году двадцатидвухлетний Чарльз Дарвин садится на борт британского экспедиционного корабля «Бигль». Этот молодой человек тогда еще не знал, что ему будет суждено в корне изменить представление людей о Земле, происхождении видов животных и происхождении людей. Путешествие было вокруг света, и вернулся он без малого через пять лет. Свое путешествие он описал в работе «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль» (1839), которое неоднократно переиздавалось (Некрасов, 1957, с.472).
Чарльз Диккенс совместил приятное с полезным. За 25 лет он посетил США, Италию, Швейцарию, Францию, Ирландию, Шотландию и не по одному разу. В каждой из этих стран он был минимум дважды. Во время поездок он делал сразу несколько дел: рекламировал свои произведения, поднимал вопросы о защите авторских прав, искал вдохновение для новых своих работ и, наконец, осуществлял свою мечту. Из-за финансовых проблем семьи он не смог в молодости совершить путешествие, поэтому уже, будучи самостоятельным финансово он воплотил эти свои мечты в реальность (Пирсон, 1963, с.512).
Можно заключить, что в жизни викторианцев путешествия как досуговая практика играли большую роль. Любовь к путешествиям была характерной национальной чертой британцев. Разнообразие видов путешествий говорит о том, что этот вид досуга был действительно популярным и интересным для них. А также, путешествие было для них мерилом не только материального положения и статуса, но и воспитанности и образованности.
Список источников и литературы
1. Абрамова, И.И. Значение «Гранд-тур» в образовании и воспитании джентльмена // Ярославский педагогический вестник. - 2006. - № 3. - С. 75-82
2. Александров Н.Н. Уильям Теккерей. Его жизнь и литературная деятельность. - 1891. -80 с.
3. Гаскелл, Э. Крэнфорд. - М., 2012, 299 с.
4. Кенвуд. Жизнь и творчество Ч. Дарвина, в 3-х томах, - М., 1987.
5. Крючкова, Н.Д. Образ жизни британской элиты в третьей четверти XIX века: Дис. канд. ист. наук. - Ставрополь, 2004. - 247 с. - 97 с.
6. Некрасов А.Д. Чарлз Дарвин. - М., 1957, 472 с.
7. О Лондоне и об англичанах, С.-П., 1908. - с. 50. - 21 с.
8. Пирсон, Х. Диккенс. Перевод с английского М. Кан. М., 1963. - 512 с.
9. Теоретические основы географии туризма. А.Ю. Александрова. [Электронный ресурс] -Режим доступа к статье -http://www.sgu.ru/files/nodes/9769/02.pdf
10. Честерфилд Ф.Д.С. Письма к сыну. - М., 2013. - 368 с.
11. Экономика Великобритании. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье -http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Великобритании
Тутынина Н.В.
Исторический факультет, магистрант Научный руководитель: к.и.н., доцент Женина Л.В.
Роль земства Пермской губернии в распространении культуры сельскохозяйственного и ремесленного производства
В нашей стране идет процесс реформирования системы образования, создания новых образовательных программ, методологических технологий и систем, позволяющих обеспечить образованию целостность и эффективность, отвечающих высоким мировым стандартам. Особое место в этом процессе имеет опыт земских органов самоуправления XIX века.
Ближайшая цель всякой школы - общеобразовательная, однако земские гласные осознавали необходимость включения и тех отраслей знаний, которые отвечали бы требованиям практической жизни, например, знания сельскохозяйственные, коммерческие, технические и др. Так, например, на очередном Пермском губернском земском собрании в 1879 году отмечалось: «В общеобразовательном курсе школы должно быть полное изучение сил и явлений природы и других самых разнообразных отраслей знаний, которые развивали бы среди населения сознательное отношение к оценке явлений общественной жизни и облегчили бы тяжесть их физического труда» (Журналы Пермского губернского земского собрания, 1889, с. 12).
При содействии земства в Пермской губернии открывались четвертые сельскохозяйственные отделения при народных училищах. Совещание преподавателей этих учебных заведений в 1900 г. продемонстрировало различное отношение к подобным учреждениям. Директор народных училищ