Научная статья на тему 'Особенности развития туризма в Новое время'

Особенности развития туризма в Новое время Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1939
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколова М. В.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с факторами, влиявшими на становление и генезис туризма в Новое время, а также предпосылками, способствовавшими возникновению массового туризма. Кроме того, дается характеристика тех видов туризма, которые появились в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Tourism Development in New Times

The article goes into the issues relating to the factors which influenced the formation and genesis of tourism in the New Times, and the factors that led to mass tourism evolvement. Besides, the author characterizes the types of tourism which emerged in the period hereinbefore.

Текст научной работы на тему «Особенности развития туризма в Новое время»

Особенности развития туризма в Новое время

СоколоваМ.В., к.и.н., доцент ИТиГ(филиал МГУС)

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с факторами, влиявшими на становление и генезис туризма в Новое время, а также предпосылками, способствовавшими возникновению массового туризма.

Кроме того, дается характеристика тех видов туризма, которые появились в указанный период.

The article goes into the issues relating to the factors which influenced the formation and genesis of tourism in the New Times, and the factors that led to mass tourism evolvement. Besides, the author characterizes the types of tourism which emerged in the period hereinbefore.

В Новое время интенсивность как путешествий в целом, так и собственно туризма значительно возросла. Этому способствовал ряд факторов. Во-первых, либерализация политической и общественной жизни, явившаяся следствием революционных преобразований в ряде европейских стран и США. Повышение безопасности передвижений явилось следствием окончания периода феодальной раздробленности и, соответственно, появления централизованных государств, имевших большие возможности нивелировать криминогенные ситуации в пределах собственных границ. Во-вторых, развитие транспортных систем, как морских, так и сухопутных,

появление железных дорог. В-третьих, в то время происходило дальнейшее увеличение числа гостиниц и постоялых дворов. В-четвертых, после эпохи Великих географических открытий стало формироваться единое мировое экономическое пространство, что не только неизбежно вело к эскалации количества и объема торговых операций, но и настоятельно требовало исследования и освоения новых территорий. В-пятых, эпоха Просвещения являла собой следующую после Ренессанса ступень научной революции, что приводило не только к увеличению учащихся в уже существовавших университетах и открытию новых, ноик значительному росту числа «путешествий за знаниями» молодежи европейских стран. Данные процессы нашли свое отражение в ряде исторических источников и репрезентативном блоке научной литературы. К источниковой базе относятся многочисленные описания походов как зарубежных [1, 6, 16, 17, 18, 20, 21, 24, 28, 29, 35, 38, 40, 42, 46], таки отечественных путешественников-уче-ных: географов, востоковедов, историков и др.; а также дипломатов, военных, паломников [5, 8, 9, 15, 19, 22, 25, 26, 30, 33, 34, 37, 39].

К исследовательской литературе необходимо отнести труды, анализирующие и описывающие экспедиции и путешествия [2, 7, 10, 11, 13, 31, 32, 36]. Отдельно можно привести работы, где рассматриваются российские путешествия [3,4,23,41,43,44]. Особую ценность представляет материал об организации,

маршрутах и условиях первых туристских групп, содержащийся в специальных периодических изданиях рубежа ХІХ—ХХвв. [49].

В ХУІІ—ХУІІІ вв. существовали определенные торговые маршруты как местные, так и международные и межконтинентальные, по которым курсировали значительные массы людей. Трудно предположить, что все они руководствовались только вопросами наживы и не посещали курортов или не знакомились с памятными историческими местами тех стран, где вели торговлю. Некоторые купцы были друзьями гуманистов, сами прекрасно знали латынь и были знакомы со всеми сколько-нибудь известными литературными произведениями того времени. Сыновья европейских (в частности, английских) купцов, обучавшиеся ремеслу негоцианта, часто проходили стажировку в Смирне, где их опекал английский консул. Из Германии они ехали в итальянские города, например, в Венецию, чтобы изучить там двойную бухгалтерию.

Для крупномасштабной межконтинентальной торговли необходимы были гостиницы и постоялые дворы, где купцы в безопасности могли переночевать во время переездов или жить во время ярмарок, которые были необыкновенно популярны в Европе в то время. Поэтому торговля, развивая гостиничное хозяйство, способствовала и становлению туризма. Целые кварталы, которые выделялись в восточных городах для иноземных купцов, послужили прообразом Немецких дворов в Европе.

В Новое время продолжал развиваться лечебный туризм, но появляется новшество — морские курорты. После того как английским врачом Ричардом Расселом в середине XVIII в. была доказана и разрекламирована полезность для здоровья морской воды, аристократия Европы начала осваивать южное побережье Англии, Лазурный берег Франции, были возрождены и некоторые курортные места побережья Апеннинского полуострова. Бум, связанный

с морскими курортами, начался в Европе после того, как эти места посетили для лечения коронованные особы. Так было в Англии, когда после пребывания принца Уэлльского в Браттоне появились десятки курортных местечек поблизости. После того как Наполеон III прошел курс лечения в Биаррице, это место на долгие годы превратилось в туристскую Мекку. В России Ялта (а со временем и весь Крым) начала считаться модным курортом также после того, как Ливадия стала летней резиденцией царской семьи.

Но лечение на водах, и не только морских (Баден-Баден, Виши, Карлсбад и др.), было уделом аристократии [27. С. 26]. Отдыхая на признанных европейских курортах, человек как бы приобщался к элите, получал своеобразный «знак качества». Ведь «общество на водах» было не что иное, как высшее общество, — то, что сейчас принято называть VIP. Мода на лечение и вообще отдых «на водах» появляется во второй половине XVIII в. Для развлечения аристократов в курортные места приезжали лучшие театральные и музыкальные коллективы.

Со второй половины XVIII в. все больше молодых англичан завершают свое образование и «вступают в жизнь» после большого путешествия по Европе. И так как в то время Британская империя была, безусловно, самой богатойдер-жавой в мире, это сказалось и на туризме. Многие авторы уже в конце XVIII в. стали называть англичан «нацией путешественников», так как путешествующих англичан можно было встретить в Европе повсюду. Но все большей популярностью для отдыха, а также и для повышения уровня образования, в частности для изучения французского языка, стала пользоваться Швейцария.

Франция, которая долгое время была ведущей страной в области научного туризма, постепенно сдавала свои позиции в области туристских услуг в целом. Причиной тому явилась Великая фран-

цузская революция и последовавшие за ней революционные войны. В Швейцарии же безопасность граждан, а также и уровень сервиса были намного выше. Те туристы, кто хотел совершить культурно-познавательное путешествие, традиционно отправлялись в Италию.

ВХІХв. научные программы по исследованию различных регионов планеты принимают все более организованный и планомерный характер. Квыдающим-ся ученым-путешественникам можно отнести Александра Гумбольдта (1769— 1859), посвятившего практически всю свою жизнь изучению различных регионов Земли: Северной и Западной Европы, Южной Америки, Урала и Сибири. К наиболее известным путешественникам, исследовавшим африканский континент, по праву относят Давида Ливингстона и Генри Мортона Стэнли.

Индия была мало изучена европейцами и потому представляла несомненный интерес для ученых различных специальностей — от религиоведов и лингвистов до географов и биологов. Проведение ряда научных исследований субсидировалось английской Ост-Индской компанией, которая с конца XVIII в., по сути, руководила огромной территорией полуострова Индостан и поощряла ее разносторонние исследования. Одной из самых ранних была экспедиция в 1808 г. Г. Уэбба к истокам Ганга. После того как цель экспедиции была достигнута, путешественники посетили города Бадри-нат и Мана, атакже священный водопад Барсу. В Бадринате путешественники посетили старинный индуистский храм, который был одновременно центром паломнического и лечебного туризма [48. Р. 110]. В отчете Г. Уэбб довольно цинично затронул меркантильную сторону паломнических туров. «Число горячих источников очень велико. У всякого свое название и особое свойство, а брахманы, конечно, ухитряются извлекать пользу из каждого... Многочисленные поборы, которые взимают на этом пути к раю, могли бы привести верующего к выводу,

что хождение по узкой стезе добродетели также обходится недешево» [10. Кн. Тре-тья.С.40].

В 1808 г. для исследования Пенджаба, где находилось государство сикхов, была послана новая английская экспедиция. Кроме этнографических наблюдений за сикхами были внимательным образом исследованы и рынки городов этого региона, в особенности г. Амритсара. Но большое внимание уделялось и проблемам, связанным с паломничеством сикхов [10. Кн. Третья. С. 42]. Участники этой экспедиции посетили Лахор, заметив, что «на этот город, как на Дели и Агру, время наложило свою тяжелую разрушающую руку», не могли не полюбоваться красотами Тадж-Махала, азатем возвратились в Дели. Очевидно, что участники «вояжа», выполняя конкретный заказ компании, также по мере возможности ознакомились со всеми достопримечательностями, которые находились на данной территории.

Одним из наиболее значимых научных предприятий XIX в. стала кругосветная экспедиция, в которой участвовал великий натуралист Чарлз Дарвин (1809—1882). В «Автобиографии» ученый писал: «Путешествие на «Бигле» было, конечно, самым важным событием моей жизни, определившим всю мою последующую деятельность». Мемуары Ч. Дарвина об этом путешествии представляли столь высокую научную и познавательную ценность, что их многократные переиздания помогли воспитать не одно поколение естествоиспытателей и географов. «На мой взгляд, — отмечал ученый, — для молодого натуралиста не может быть ничего лучше путешествия в дальние страны... Возбуждение, вызываемое в нем невиданными предметами, и возможность успеха побуждают его к более энергичной деятельности... Путешествие, однако, доставило мне слишком глубокое наслаждение, чтобы я не посоветовал его каждому натуралисту... С нравственной точки зрения, путешествие

научит его добродушному терпению» [18. С. 423]. Таким образом, во время своего путешествия Ч. Дарвин отметил не только его высокую познавательную, но и релаксационную ценность.

Исследованием австралийского материка в 30-40-х гг. XIX в. занимались английский путешественник Томас Митчелл и немецкий путешественник Людвиг Лейхгардт, совершивший трансконтинентальное путешествие в 1844 г. Арктику и Антарктику изучали такие выдающиеся путешественники-полярники, как Джеймс Уэдделл, Джон Бис-ко, Джон и Джеймс Россы, Роберт Мак-Клур, Нильс Норденшельд, Джордж де Лонг, Фритьоф Нансен и др. Безусловно, их экспедиции в неисследованные области Земли носили черты и экстремального туризма.

С точки зрения развития туризма XIX в. был рубежным. Даже формально само слово «турист» возникло в начале этого века. Оно появилось на страницах книги англичанина Педжа, который констатировал, что «путешественника в наши дни называют туристом» [27. С. 34]. Нет ничего удивительного в том, что термин был введен, по всей вероятности, англичанами, хотя одновременно он начал использоваться и жителями материковой Европы.

Еще с конца XVIII в. в Великобритании возникла, как указывалось, «мода» на путешествие по Европе молодых людей по окончании школы. Со временем масштабы этого явления увеличились. В 1888 г., например, Ла-Манш пересекли полмиллиона англичан [27. С. 41]. Очевидно, что не все покидали Британские острова как туристы. Расширяя колониальную империю и осваивая новые рынки, английское правительство в основном делало ставку на предпринимателей и торговцев, а также на колониальную администрацию, которые прокладывали путь туристам. Благодаря этим социальным стратам в восточных странах создавались «колониальные кварталы», которые по уровню комфорта начинали

постепенно соответствовать европейским стандартам. Но и в самой Европе появлялось все больше отелей, которые, возникнув еще в XVII в., стали отличаться от обычных постоялых дворов большим набором и качеством услуг, в частности, тем, что у каждого постояльца была своя отдельная спальня.

Именно в Великобритании в 1857 г. был организован Английский альпийский клуб — первое объединение любителей путешествий в горах. Местом высокогорных восхождений первоначально были Альпы. Затем география путешествий английских альпинистов расширилась до Кавказа, Гималаев и гор Новой Зеландии. По их примеру развивался туризм и на континенте: в Швейцарии, Италии, Австрии, Германии и Франции также создавались альпийские клубы, а со временем стали выходить и периодические издания — к концу XIX в. их насчитывалось уже около трех сотен [47. С. 188]. Первым из них был вышедший в 1863 г. в Лондоне «Альпийский журнал». На страницах этих изданий шла не только популяризация альпинизма, но и реклама, а также печатались научные статьи, содержащие сведения о горах.

Почему же Великобритания стала лидером в области туризма? Этот факт взначительной мере объясняется тем, что именно в этой стране, первой в мире, начался промышленный переворот, выдвинувший государство на передовые позиции в мире практически во всех областях жизни. Для темы данного исследования крайне важно, что именно в Великобритании в 1825 г. возник и новый вид передвижения — железная дорога, что резко интенсифицировало и удешевило передвижения населения.

Характеризуя развитие туризма до XIXв., можно сказать, что он развивался не благодаря, а скорее вопреки той инфраструктуре, которая тогда существовала. Оценил же достоинства железной дороги для развития туризма Томас Кук. С массовой поездки «с целью прогулки», состоявшейся в 1841 г., в которой приня-

ло участие 600 человек, можно отсчитывать эру современного туризма. Т. Куку принадлежат слова: «Мы должны иметь железную дорогу для миллионов» [47. С.40]. Туризм возможно развивать лишь при развитии, в свою очередь, средств транспорта и мирохозяйственных связей в целом.

В 1844 г. Т. Кук заключил соглашение с Midland Railway Company об оптовых скидках на билеты для туристических групп. С 1847 г. его контора стала распространять специальные билеты, как на групповые, так и на индивидуальные экскурсии по городам Великобритании, а затем и Европы. Открытие Суэцкого канала в 1869 г. было превращено в туристическое шоу, и Т. Куком был организован туристский маршрут — его бюро предлагало туристу полный комплекс туруслуг. Для туристов стали бронировать гостиницы, вводить различные скидки, разрабатывать новые маршруты, втом числе паломнические — в Палестину, а также экзотические — например, в Крым и на Кавказ. Даже сам проезд по железной дороге вскоре был превращен в туристское путешествие. В 1883 г. состоялась первая поездка на «Восточном экспрессе» по маршруту: Париж—Бухарест. Вслед за Т. Куком в Великобритании было открыто туристское бюро Фреймза и сэра Ген-риЛанна [45. С. 17].

После Великобритании второй страной, где стал развиваться массовый туризм, стала Швейцария. Деятельность ее многочисленных агентств по распространению специальных афиш, плакатов, листовок о предлагаемых туруслугах с 80-х гг. приобрела панъевропейский характер. В конце же XIX в. во всех европейских странах были созданы многочисленные общества, специализирую-щиесянатуруслугахиихрекламе. Во всех сколько-нибудь солидных газетах появились рубрики, дающие информацию о путешествиях и их маршрутах. К началу XX в. туризм стал частью жизни европейцев. В швейцарском справочнике по народномухозяйствуза 1905 г. отмечено

следующее: «Туризм — феномен новейшего времени, возникший вследствие усиления потребности в восстановлении сил и перемене климата, пробуждении эстетического интереса кпроизведени-ям искусства и природным ландшафтам, стремление к общению с природой» [27. С. 47].

Туризм был явлением строго социальным. Только горожане, но никак не сельские жители, принимали участие втуристских мероприятиях. Урбанизация шла слишком активными темпами, и, чтобы избежать излишних экологических и психических нагрузок, городские жители «изобрели» различные виды туризма. Так появился дачный туризм. Асоциал-демократами Австрии первоначально в Вене в 1895 г., а затем в Германии и Швейцарии была создана специальная организация — «Друзья природы». Она организовывала для рабочих заводов и фабрик коллективные «поездки выходного дня». Этот выезд за город с членами семьи, сопровождавшийся экскурсией по памятным местам, был ярким туристским мероприятием.

Молодежь Германии в начале ХХв. создала союз «Перелетные птицы». Члены этого союза путешествовали не только по Германии, но маршруты их походов, как правило, пролагались по сельским местностям, так как «Wandervбgel», как они себя называли, хотели быть как можно ближе к природе. В походах они нередко вели краеведческие исследования. С ростом популярности спорта с середины XIX в. в Англии, а с конца века и в других европейских странах стали появляться разнообразные спортивные объединения — общества циклистов (велосипедистов), горные (альпинистские) клубыидр.

В европейских странах, в частности в Германии, стал развиваться познавательно-пешеходный туризм. Во время выходных дней жители прирейнских городов не только стремились на природу, но старались по мере возможности посетить старинные замки, узнать исто-

рические подробности, связанные с их прошлым, возможно, и воскресить ка-кие-нибудьтрадиции [12. С. 17 — 23].

В связи с увеличением масштабов путешествий дальнейший импульс развития получило и гостиничное хозяйство. В 1829 г. в Бостоне была открыта гостиница, в которой имелся посыльный, номера для гостей запирались на ключ, в каждом номере размещались ванна и туалет [14. С. 9]. Это стало своего рода стандартом для американских отелей на многие годы. Чаще всего отели возникали недалеко от железнодорожных станций, так как железные дороги являлись частью курортного бизнеса и курортной собст-венности. С конца XIX в. начинают возникать гостиничные цепи. В Европе, например, Цезарем Ритцем впериод с 1870 по 1907 г. была сформирована цепь отелей Ритца, большинство из них были лицензированы для последующей работыподименемКйг [14. С. 9].

Резюмируя развитие путешествий и туризма в Новое время, можно отметить, что в ХУ11—ХУ111 вв. масштаб путешествий увеличился: «обыденными» стали кругосветные путешествия, сотни судов ежегодно пересекали акватории Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Международная торговля совершенствовалась, а деятельность торговых компаний охватывала все боль-

Литература

1. Амундсен Р. Южный полюс.-М.: Мысль,1972.

2. Аусвейт Л. Как открывали земной шар. - М.: Географгиз, 1939.

3. Берг Л.С. Очерки по истории русских географичес-кихоткрытий. - М-Л.: Академия наук СССР, 1949.

4. Берг Л.С. Путешествия Н.М. Пржевальского. - МЛ: Детгиз, 1952.

5. Бронников К. Путешествие к св. местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенные

в 1820 и 1821 гг. - М.: В типографии С. Селиванов-скаго, 1824.

6. Бугенвиль Л.А. Кругосветное путешествие на фрегате «Будез» и транспорте «Этуаль» в 1766-1769 гг.-М.: Географгиз,1961.

7. Варшавский А.С. Путешествие Дюмон-Дюрвиля. - М.: Знание, 1977.

шие территории и вовлекала в нее все возрастающее количество людей. В век Просвещения все чаще совершались экспедиции с сугубо научными целями, началось планомерное изучение материков. Интенсификация межгосударственных контактов стала носить планетарный характер. При этом продолжали развиваться паломнический и лечебный туризм, в последнем выделилось новое направление — морские курорты.

В XIX — начале XX в. сохранились и получили дальнейшее развития все те виды туризма, которые существовали ранее. Революционным же является возникновение предпосылок для массового туризма. Это стало возможным благодаря коренному изменению в средствах транспорта и в связи с появлением «среднего класса», а также с повышением общего уровня и качества жизни в ведущих индустриальных странах мира. Кроме того, стали появляться фирмы, которые специализировались именно на реализации на рынке туристских услуг. Путешествия также привели к тому, что европейцы создали в странах Востока «анклавы» западной цивилизации, устраивая там комфортабельные гостиницы. Осваивая колонии, европейцы, кроме того, определяли районы и медицинские показатели для местных курортов.

8. Венюков М.И. Очерки современного Китая. - М.: б/и, 1874.

9. Венюков М.И. Путешествия по окраинам Русской Азии и записки о них. - М.: Типография Московского университета, 1868.

10. Верн Ж. История великих путешествий. В 3 книгах. Кн. 2-3. - М.: Изд. центр «Терра», 1993.

11. Владимиров В.Н. Дж. Кук. - М.: Географгиз, 1938.

12. Гейне Г. Путешествие по Гарцу. Соч. В4т,- М.: Художественная литература, 1970. Т. 4.

13. Гехтман Г.Н. Выдающиеся географы и путешест-венники.-Тбилиси: Тб. Гос. ун-т, 1962.

14. Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. Чудновского А.Д. - М.: ЭКМОС, 2000.

15. Грум-Гржимайло Г.Е. Описание путешествия в Западный Китай - М.: Типография Моск. ун-та, 1907.

16. Гумбольдт А. Путешествие в 1829 г. по Сибири

и Каспийскому морю. - СПб.: при Императорской Академии наук, 1837.

17. Гумбольдт А. Путешествие в равноденственные области Нового Света в 1799-1804 гг.ВЗт.-М.: Наука, 1963-1969.

18. Дарвин Ч. Путешествие натуралиста вокругсвета на корабле «Бигль». - М.: Мысль, 1983.

19. Дмитриевский П.А. Записки переводчика... - М.: б/и, 1892.

20. Дневник Абела Янсзона Тасмана. Путешествие к неведомой Южной Земле 1642 г. - М.: Географгиз, 1948.

21. Дюмон-Дюрвиль Ж. Путешествие вокруг света.

- СПб.: при Императорской Академии наук, 1843.

22. Записки флота капитана П.И. Рикорда о плавании к японским берегам в 1812-1813 гг. и об отноше-нияхсяпонцами.-СПб.:б/и, 1816.

23. История Русской Америки (1732-1867). Т. 1-2. М.: Международныеотношения, 1997.

24. Камерон В.А. Пересекая Африку. - М.: Наука, 1981.

25. Коцебу О.Е. Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Предприятие» в 1823-1826 гг. - М.: Наука, 1981.

26. Крузенштерн И.Ф. Путешествие вокруг света

в 1803,1804,1805 и 1806 гг. - М.: Дрофа, 2007.

27. Крючков А.А. История международного и отечест-венноготуризма.-М.: Высшая школа, 1999.

28. Кук Дж. Путешествие к Южному полюсу и вокруг света. - М:Географгиз, 1948.

29. Кук Ф.А. Мое обретение полюса. - М.: Мысль,

1987.

30. Литке Ф. Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан. - СПб.: Морская типография 1828.

31. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. Т. 3-4. - М.: Просвещение, 1984-1985.

32. Малаховский К.В. В поисках Южной Земли. - М.: Наука, 1983.

33. Миклухо-Маклай Н.Н. Собр. соч. Вбт,- М.: Наука, 1996.

34. Минаев И.П. Дневники путешествий в Индию и Бирму 1880—1885 гг. - М.: Географгиз, 1955.

35. Нансен Ф. В странубудущего. Великий северный путь из Европы в Сибирь через Карское море.

- Красноярск: Кн. Изд-во, 1982.

36. Нойкирхен Г. Мореплавание вчера и сегодня.-Л.: Лениздат, 1977.

37. НоровА.С.ПутешествиепоСвятой землев1835г.

- М.: Международный фонд единства православных народов, 1999.

38. Пири Р. Северный полюс. - Вильнюс: Витурис,

1988.

39. Пржевальский Н.М. Путешествия по Азии. - М.: Армада-Пресс, 2006.

40. Путешествие в Южное море французского флота капитана Жана Сюрвиля. - СПб.: б/и, 1797.

41. Русаков B.C. Русские колумбы и робинзоны. - М.:: Гос. публ. Ист. Б-ка России, 1903.

42. Рэли У. Открытие Гвианы. - М.: Знание, 1963.

43. Сафронов Ф.Г. Русские на северо-востоке Азии в XVII - середине XIX в. - М.: Наука, 1978.

44. Северин Н.А. Отечественные путешественники и исследователи. - М.: Географгиз, 1956.

45. Усыскин Г.С. Очерки истории российскоготуризма.

- М.-СПб.: Издательский Торговый дом «Герда», 2000.

46. Форстер Г. Путешествие вокруг света в 1772—

1775 гг. - М.: Наука, 1986.

47. Шаповал Г.Ф. История туризма. - Минск: Экоперспектива, 1999.

48. Majupuria Trilok Chandra, Majupuria Indra. Holy places of Buddhism in Nepal&lndia. - Bangkok, 1987.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49. Журналы: «Всемирный путешественник», «Известия Кавказского альпийского клуба», «Записки Крымского горного клуба», «Ежегодник Русского горного общества», «Ежегодник Кавказского горного общества, «Русский турист».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.