гогом обучающегося обусловлена опытом профессиональной педагогической деятельности, менталитетом, полом, возрастом, темпераментом, лингвистические (невербальные) особенности общения.
В разных национальных общностях межперсональные связи учитывают положение человека в обществе; в городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро прерываются. В восточных культурах развитие отношений как бы растянуто во времени, а в западных - «спрессовано», динамично.
Выбор того или иного варианта интеграции определяется общедидактическими принципами, например:
- наличие единой цели и общих образовательных задач, которые вытекают из генетической общности учебных предметов;
- общность объектов научного познания, положенных в основу интегрированных предметов;
- наличие близких по содержанию понятий и терминов;
- обеспечение единой логики построения учебной информации.
Примечания
1. Семенов Н. Н. Будьте рыцарями науки! // Техника - молодежи. 1977. № 1. С. 6.
2. Суббето А. И. образовательное общество как форма бытия ноо-сферного общества и реализации стратегии развития образования в России в XXI веке (развитие теоретической системы Ноосферизма). Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006.
3. Бороздина Г. В. Психология делового общения. М., 2004; Данько О. А. Развитие модельных представлений как средство интеграции учащихся в современный информационный социум: дис. ... канд. пед. наук. М., 2012; и др.
УДК 379.85(07)
В. В. Абрамов
О ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМА
В статье рассматриваются варианты периодизации истории развития мирового и отечественного туризма, предложенные российскими и украинскими учеными.
In this article author examines world and domestic tourism development history periodization variants offezed by the Russian and Ukrainian scientists.
Ключевые слова: периодизация, этап, концепция, туризм, переходный период.
Keywords: periodization, stage, conception, tourism, transition period.
Вопросы периодизации развития мирового и отечественного туризма в конце ХХ в. стали привлекать внимание научных работников высших учебных заведений как за рубежом, так и на Украине. Естественно, что среди ученых не всегда бывает единое мнение в некоторых ключевых вопросах, которые имеют важное научно-историческое знание. Так, например, В. Б. Сапрунова [14], исходя из того, что Западная Европа является прародительницей туризма, в 1997 г. предложила разделить историю развития туризма на четыре этапа:
I этап - до начала XIX в. (предыстория туризма);
II этап - начало XIX в. - до начала XX в. (элитный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг);
III этап - начало XX в. - до Второй мировой войны (начало становления социального туризма);
IV этап - после Второй мировой войны - современный этап (массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма).
Автор этой периодизации исходил из следующих критериев:
- технико-экономические предпосылки;
- социальные предпосылки;
- целевые функции туризма на разных этапах его развития.
По мнению доктора педагогических наук, профессора, ректора РМАТ И. В. Зорина [7] четыре этапа истории развития туризма представляются таким образом:
I этап - с древнейших времен до XIX в. (предыстория туризма);
II этап - XIX в. - начало XX в. (зарождение элитного туризма и возникновение специализированных предприятий по производству туристских услуг);
III этап - 20-40-е гг. XX в. - до Второй мировой войны (становление общедоступного туризма);
IV этап - с 50-х гг. XX в. по настоящее время (рост массового туризма, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма).
Первый этап включает следующие эволюционные ступени:
- античные путешествия (когда основными мотивами путешествий были торговля, образование, паломничество, лечение, спортивные соревнования);
- путешествия Средних веков (паломничество, образование, аристократические отношения);
- туризм нового времени (когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция, увеличившая массив рабочего времени и впервые поставившая вопрос о необходимости рекреации рабочих и служащих).
Однако существует другое мнение. В. П. Грицкевич [5] (доктор культурологии, профессор кафедры музееведения и экскурсо-ведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств) предлагает при периодизации истории туризма исходить из специфики этого социокультурного феномена и рассматривает его распределение следующим образом:
I этап - возникновение первых элементов туризма в Древнем мире;
II этап - развитие отдельных видов туризма в Средние века;
III этап - выделение туризма периода Возрождения в самостоятельную отрасль культуры (XV-XVI вв.);
IV этап - оформление туризма как элемента получения политического образования и культурного воспитания в XVII в. и в период Просвещения (XVII-XVШ вв.) и в начале XIX в.;
V этап - развитие туризма в форме организованного массового движения (40-е гг. XIX в. - конец XX в.).
Примечательно, что Дж. Р. Уокер [19] также разделил историю туризма на пять периодов (или эпох), где, однако, четыре из них он связывает с изобретением новых транспортных средств передвижения.
I период- Предындустриальный период (до 1840 г., т. е. использование крайне примитивных средств передвижения);
II период - Век железных дорог;
III период - Век автомобиля;
IV период - Век реактивных авиалайнеров;
V период - Век круизов на морских лайнерах.
Но 5 этапов периодизации развития туризма - это еще не предел.
Так, доцент, зав. кафедрой «Специальных туристских дисциплин» Института туризма Федерации профсоюзов Украины Т. Г. Сокол [15] за основу периодизации взяла две главные характеристики путешествий - их мотивы и условия совершения, в результате чего ею было предложено шесть периодов:
I этап - Предыстория (примитивный мотив способа совершенствования путешествий: поиск еды, безопасность приюта, поиск новых более удобных и богатых земель);
II этап - Древний мир;
III этап - Средневековье (У-ХУ1 вв.);
IV этап - ХУП-ХУШ вв.;
V этап - XIX в. - первая половина XX в.;
VI этап - вторая половина XX в. - начало XXI в.
В том, что туризм своими корнями уходит глубоко в историю, что основные тенденции, характерные для современного туризма, зарождались еще до нашей эры, подтверждают Л. П. Воронкова, М. В. Соколова и Г. Ф. Шаповал. Причем в их трудах большое внимание уделяется изложению событий из истории географических знаний.
Другая группа ученых, среди которых необходимо выделить В. А. Квартальнова, Г. П. Долженко, В. В. Дворниченко, Г. С. Усы-скина, М. Б. Биржакова, В. К. Федорченко и А. А. Иванова, основное внимание уделяет вопросам становления и развития отечественного туризма и, в частности, на современном этапе, т. е. тогда, когда туризм стал характеризоваться как массовое явление, доступное широким слоям населения.
Несмотря на рассмотренные примеры, необходимо отметить, что в настоящее время в учебной литературе [18] устоялся стереотип периодизации истории развития туризма, состоящий из четырех этапов:
Первый - с древнейших времен до 1841 г. - начальный (первоначальный) этап развития туризма.
Второй - с 1841 г. до 1914 г. - этап становления организованного туризма.
Третий - с 1914 г. до 1945 г. - формирование индустрии туризма (туристской отрасли).
Четвертый - с 1945 г. до наших дней - этап массового туризма и глобализации туристской индустрии (отрасли).
При рассмотрении первого этапа наблюдается «английский след», так как многие авторы учебников по истории туризма считают, что современная эпоха туризма связана с английским пастором баптистской общины, бывшим краснодеревщиком, Томасом Куком (1808-1892), организовавшим 5 июля 1841 г. массовую железнодорожную поездку из г. Лестера в г. Лафборо протяженностью в 32 км для 570 прихожан своей общины, которые также являлись членами общества «Друзей трезвости»2. В этой посылке есть доля правды, если рассматривать этот вопрос с точки зрения зарождения планового, организованного, коммерческого туристского оперейтинга. Британец, которого часто называют отцом туризма3, впервые применил в своей деятельности системный подход, соединив основополагающие составляющие туристской отрасли (проезд, питание, развлечение, кроме проживания), которые существовали еще до 1841 г. Но ради справедливости надо отметить, что еще до Т. Кука велась эпизодическая туроператорская деятельность: так, в декабре 1777 г. идею организации комплексного группового путешествия выдвинул содержатель благородного пансиона в России Вениамин Генш, который в приложении к газете «Московские ведомости» опубликовал «План предприемлемого путешествия в чужие края», предусматривавший знакомство молодых дворян с европейскими университетами и достопримечательностями посещаемых стран. В 1815 г. путешественник и писатель Дж. Галиньяни организовал в Париже первое коллективное путешествие.
Однако если рассматривать туризм как массовое социально-экономическое явление, то было бы справедливо вести отчет современной эпохи туризма с 1786 г. Как известно, в 1741 г. английский исследователь и литератор Ричард Покок и 24-летний профессиональный военный Виндхам посетили Шамони (район французских Альп), где обратили внимание на гордо возвышавшийся Монблан. Интерес к этой вершине не остался незамеченным. Швейцарский естествоиспытатель Орас Бенедикт де Соссюр (1740-1799), очарованный в 1760 г. горным массивом Монблана,
2
«Саме п'яниць та курщв вш зробив першими туристами» [18]. Некоторые представители научного мира Украины, как, например, Львовский институт экономики и туризма провел в ноябре 2011 г. региональную научно-практическую конференцию под девизом: «Томас Кук -людина, яка придумала туризм».
пообещал крупное вознаграждение тому, кто сможет открыть путь на вершину. Однако реализовать мечту женевского натуралиста Соссюра смогли только через 26 лет. Общество не без интереса наблюдало за многочисленными попытками взойти на вершину, которые долго оканчивались неудачами, и это еще больше подогревало и интриговало как любителей горных восхождений, так и простых обывателей, в результате чего накапливалась социальная энергетика, впоследствии материализовавшаяся массовым увлечением отдыхать в горных регионах.
7 августа 1786 г. сын крестьянина-охотника, хрустальных дел мастер, с детства имевший талант проводника, 24-летний Жак Бальма и 29-летний врач из Шамони Мишель-Габриель Паккар благополучно подошли под вершину Монблана. Изучив с помощью подзорной трубы возможности пути, Жак Бальма 8 августа сделал попытку взойти на вершину и в 18 часов 23 минут того же дня достиг ее. Следом за ним на вершину взошел и М. Паккар, положив тем самым начало не только туризму, но и альпинизму.
1 августа 1787 г. из Шамони вышла экспедиция, которую возглавил О. Б. Соссюр. 3 августа Соссюр вместе с 18 проводниками (в некоторых источниках с 17) достиг вершины и провел на ней более 4 часов, произведя научные наблюдения: сделал замер температуры и влажности, наблюдал за поведением магнитной стрелки, изучил толщину снежного покрова, контуры вершины и впервые определил ее высоту - 4807 м. Это восхождение комментировалось во многих газетах Европы как необычно смелое мероприятие всех времен. Слава первопроходцев многим не давала покоя.
К 1802 г. в районе массива Монблана путешествующих обслуживали 300 профессиональных проводников и 200 владельцев мулов. Со временем создается ассоциация гидов, которая в 1868 г. насчитывала 236 членов, а к 1914 г. - 1460 человек. Человеческое тщеславие, подталкиваемое стремлением быть около самой высокой вершины Европы, сработало на руку предпринимателям. В это время Кавказ был еще слабо посещаем любителями горного туризма, а об Эльбрусе (5,5621 м и 5,5642 м) мало кто знал вообще. Для обустройства и приема нахлынувших путешественников в пределах Альп активно начали строиться дороги, гостиницы, хижины, рестораны. И хотя генератором современного туризма, по нашему убеждению, был естествоиспытатель, для которого познание было выше прибыли, многие авторы научных трудов по истории туризма пальму первенства отдают ловкому английскому пастору - предпринимателю, который немало сделал на пути человеческого прогресса.
Неиссякаемый поток путешественников еще больше увеличился, когда в 1809 г. на вершине Монблан побывала первая женщина, француженка из Шамони Мари Парадиз, а еще через 30 лет триумф повторила Анриетта д Анжевиль, прозванная впоследствии «невестой Монблана».
В 1860 г. французский городок Шамони посетил император Наполеон III с супругой Евгенией, и это в дальнейшем существенно повлияло на развитие данного региона. Впоследствии Олимпийский комитет в знак уважения к родине современного горного туризма, альпинизма и горнолыжного спорта в 1924 г. провел первые современные зимние Олимпийские игры именно в Шамони, а в 1932 г. там же состоялся учредительный конгресс Международного союза альпийских ассоциаций (УИАА).
Столь массовое увлечение горными путешествиями породило создание не только альпийской индустрии (а в Южой Америке она бы, возможно, называлась андистской - по названию горной системы Анд) как коммерческого направления с сопутствующими системами (горно-спасательной, учебной, исследовательской в области разработки горного, горнолыжного, альпинистского и спортивного инвентаря), но и созданием общественных спортивно-специализированных культурно-просветительстких учереждений -альпийских, а впоследствии - альпинистских горных клубов.
По общему мнению специалистов, альпинизм является разновидностью высокогорного туризма, если исходить из определения, что такое туризм, данное ЮН ВТО. Он относится к экстремальным формам отдыха, как и спортивный туризм. Заметим, что если быстро подниматься в горы (т. е. резко набирать высоту) без правил акклиматизации, то уже на высоте 2500 м может наступить горная болезнь, а при 3500 м возможен отек легких. Кроме того, альпинизм как вид спорта требует от первовосходителей хорошей физической и моральной подготовки, а также наличия технической и тактической подготовки для преодоления ледовых трещин, ледопадов, ледовых и скальных стен. Так что называть восхождение двух человек в 1786 г. на Монблан экскурсией4, а тем более массовой, по крайней мере, нонсенс, не говоря уж о рекламной цели.
4 Примечание: экскурсия - коллективное посещение под руководством экскурсовода достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительными целями [16].
Такое подробное описание вышеизложенного события автор статьи сделал для того, чтобы поставить под сомнение утверждение уважаемой Людмилы Петровны Воронковой [3], профессора, доктора философских наук, заведующей кафедрой культурологии МГУ им. М. В. Ломоносова о том, что в 1786 г. была совершена массовая экскурсия на гору Монблан в Альпах с рекламной целью. К сожалению, к этой версии присоединились Л. Н. Устименко и И. Ю. Афанасьев [18].
Рассматривая временные рамки третьего этапа (19141945 гг.), необходимо отметить, что Первая мировая война длилась с 1914 г. по 1918 г., а Вторая мировая война - с 01.09.1939 г. по 01.09.1945 г. Поэтому вряд ли можно рассматривать развитие туризма в Европе с 1914 г. по 1918 г., а тем более с 1939 г. по 1945 г., когда театр военных действий не ограничивался только Европейским континентом. Возникает вопрос о справедливости ограничивать этап периодизации датами с 1914 г. по 1945 г.
Исходя из вышесказанного, автор предлагает свое видение периодизации развития мирового туризма следующим образом:
I этап - с древнейших времен до 1786 г.;
II этап - с 1786 г. до 1914 г. (т. е. до Первой мировой войны);
III этап - с 1918 г. до 1939 г. (т. е. до Второй мировой войны);
IV этап - с 1945 г. до наших дней.
Хотя было бы, наверно, справедливо начинать IV этап с 1947 г., когда был создан Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО) - предшественник Всемирной туристской организации объединенных наций (ЮНВТО - UN WTO).
Особый интерес вызывает периодизация развития отечественного туризма с небольшой ремаркой в отношении Западной Украины, которая до 1939 г. входила в состав Польши, Румынии и Венгрии и где туризм развивался в рамках общеевропейской и национальной специфики.
Первая попытка осветить поэтапно развитие отечественного туризма советского периода была сделана в 1978 г. председателем Центрального совета по туризму и экскурсиям Алексеем Хуршудо-вичем Абуковым [1].
I этап: начало 20-х гг. - 1936 г. - зарождение и формирование организационной структуры;
II этап: 1936-1969 гг. - передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов и создание предпосылок для формирования индустрии туризма;
III этап: с 1969 г. до середины 80-х гг. ХХ в. - период интенсивного развития туризма в условиях зрелого социалистического общества, превращение в крупную отрасль обслуживания населения.
Среди современных российских ученых и практиков наиболее известны следующие варианты периодов:
I вариант [6]:
- дореволюционный;
- довоенный;
- послевоенный (до рубежа 50-60 гг. ХХ в.);
- период развития социализма (охватывает 70-80-е гг.);
- переходный период (90-е гг.);
- 2000-е гг.
II вариант [6]:
- просветительский (до 90-х гг. Х1Х в.);
- предпринимательский (1890-1917 гг.);
- туристско-экскурсионная работа (1917-1930 гг.);
- организационно-централизованный (1930-1970 гг.);
- административно-нормативный (1970-1990 гг.);
- переходный (с 1990 г.);
- современное состояние российского туристского рынка.
Однако необходимо отметить, что еще в октябре 1992 г. ректор РМАТ, доктор исторических наук В. А. Квартальнов в докладе
-й российско-германской конференции в Берлине озвучил периодизацию отечественного туризма в следующей трактовке [10]:
I период - до 1880 г. - характерен отдельными экскурсиями, походами, путешествиями прежде всего в целях школьного образования;
II период - с 1880 г. до 1917 г. - элитарный туризм состоятельных слоев, экскурсионный и рекреационный туризм интеллигенции;
III период - с февраля 1917 г. до конца 60-х гг. ХХ в. - доминирование идеологических функций над хозяйственными;
IV период - с 1969 г. до 1985 г. - характеризуется быстрыми темпами развития социального туризма и еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран;
V период - с 1985 г. - современный этап (переходный период), который характеризуется четырьмя тенденциями:
Первая - изменение в структуре спроса в сегменте туррынка.
Вторая - переход от монопольности к многоукладному туристскому хозяйству, к развитию частных средних и малых предприятий.
Третья - переход к использованию турресурсов на основе новых экономических отношений.
Четвертая - разработка специального законодательства о туризме и использование в туристской деятельности четких правовых норм.
В 1998 г. В. А. Квартальнов совместно с А. А. Романовым [11] дали следующую трактовку пяти этапам развития отечественного туризма:
I этап - до 1890 г. - просветительский; основное направление - развитие лечебно-оздоровительного отдыха;
II этап - с 1890 г. по 1917 г. - предпринимательский; основные направления - элитарный туризм для представителей состоятельных социальных групп и рекреационный туризм интеллигенции;
III этап - с 20-х до 60-х годов ХХ в. - организационно-централизованный; наиболее характерная черта этого этапа, имеющего два больших периода: довоенный и послевоенный, - это преобладание социальных функций над хозяйственными и централизация руководства туризмом;
IV этап - с 1970 г. по 1990 г. - административно-нормативный, который характеризуется сохранением быстрых темпов развития планового социального туризма при нарастании отставания качества туристского обслуживания от мировых стандартов;
V этап - с 1991 г. - переходный. Для этого этапа характерными являются новые тенденции развития туристской отрасли в условиях экономических реформ. В ходе преобразований очевидными стали такие аспекты, как изменение структуры рекреационных потребностей, начало сегментации туррынка, переход от монопольного турхозяйства к многоукладному, активизация малых и средних турпредприятий, использование природных рекреационных ресурсов и культурных достопримечательностей на основе экономических отношений.
Окончательный вариант периодизации истории туризма В. А. Квартальным и И. В. Зориным был озвучен в 2001 г. в монографии «Туристика» [8].
I этап - до 1890 г. - превалирование просветительских концепций;
II этап - с 1890 г. по 1927 г. - на передний план выходят предпринимательские концепции;
III этап - с 1927 г. по 1969 г. - полная победа и монополия организационно-централизованной концепции;
IV этап - с 1969 г. по 1990 г. - приоритет административно-нормативной концепции развития туризма;
V этап - с 1990 г. до наших дней - нынешний этап развития туризма. На момент составления представленной концепции во многих бывших республиках СССР не было создано собственной национальной концепции развития туризма.
Свою оригинальную трактовку развития туризма в 2011 г. дали Г. П. Долженко и Ю. С. Путрик [6]:
I период - с 1696 г. по 1878 г. - предыстория организованного туризма: одиночные события туристского характера;
II период - с 1878 г. по 1936 г. - добровольно-общественная форма организации туристской деятельности;
III период - с 1936 г. по 1985 г. - профсоюзно-государствен-ное руководство туризмом в стране;
IV период - с 1985 г. до наших дней - коммерческие формы туристской деятельности и их государственное регулирование.
В этом же году А. А. Иванов [9] предложил свою периодизацию истории отечественного туризма в следующей интерпретации:
I период - с Х в. по 1721 г. - предыстория туризма;
II период - с 1721 г. по 1917 г. - имперский этап;
III период - с 1917 г. по 1991 г. - советский этап;
IV период - с 1991 г. по настоящее время - современный этап.
Автор исходил из того, что в разные исторические периоды
туризм выполнял возложенные на него государством функции, завися от существующей экономической, политической, социальной, идеологической системы.
В 2000 г. в альманахе Харьковского областного туристско-спор-тивного союза «Годы и тропы», посвященном 50-летию харьковского туризма, автором данной статьи была сделана попытка озвучить свою версию периодизации развития отечественного туризма [4], а в 2001 г. в сборнике «Туризм в XXI столгт» [17] им была представлена более полная периодизация истории отечественного туризма:
I этап - 1777 г. по 1890 г. - предтеча современного организованного планового туризма;
II этап - с 1890 г. по 1917 г. - зарождение организованного отечественного туристского движения;
III этап - с 1917 г. по 1936 г. - становление туристско-экскур-сионного дела в СССР;
IV этап - с 1936 г. по 1969 г. - внедрение новых организационных форм управления массовым туризмом;
V этап - с 1969 г. по 1985 г. - совершенствование структуры управления туристско-экскурсионной системой;
VI этап - с 1985 г. по 1991 г. - период интенсивного развития туризма;
VII этап - с 1991 г. по 1995 г. - деструктуризация системы социального туризма;
VIII этап - с 1995 г. до настоящего времени - переходный период к созданию национальной туристской отрасли.
1777 год ознаменован идеей организации комплексной груп-
____Г"> __1 1 _
повой поездки в страны Западной Европы, которую выдвинул владелец дворянского пансиона в России Вениамин Геншер (первый русский теоретик туризма). В приложении к «Московским ведомостям» в декабре 1777 г. он опубликовал «План предприемлемого путешествия в чужие края». В соответствии с «Планом» предусматривалась поездка молодых дворян в один из немецких, итальянских или французских университетов, затем проезд по маршруту, следующему через Швейцарию, Италию и Францию, для ознакомления с искусством этих стран и фабричным делом. Условия путешествия оговаривались в специальном контракте. Таким образом, в России была сделана попытка осуществить грант-тур. На наш взгляд, это имеет большое преимущество над первым учебным туром молодых дворян, отправленных Петром Великим в 1696 г., на который ссылаются уважаемые Г. П. Долженко и Ю. С. Путрик, хотя их посылка заслуживает серьезного внимания.
Вторая рамковая дата первого этапа - 1890 г. - выбрана не случайно, так как 25 января того года Министерство внутренних дел Российской империи утвердило устав Крымского горного клуба, правление которого размещалось в Одессе. Клуб просуществовал в качестве уже Крымско-Кавказского горного клуба (ККГК) до осени 1920 г. Членами этого клуба были жители Одессы, Севастополя, Ялты, Санкт-Петербурга, Киева, Харькова, Херсона, Москвы,
Екатеринослава, Владикавказа, Тифлиса5, Самарканда и других городов России. Мнение некоторых ученых о том, что второй этап начинается с 1877 г. (в некоторых источниках - 1878 г.), проблематично. Тогда в Тифлисе при Кавказском отделении Российского географического общества было создано «Общество любителей естествознания и альпийского кавказского клуба», которое просуществовало до 1884 г. Однако положение этой общественной организации не было утверждено официальным органом Российской империи, и оно не было самостоятельным юридическим лицом.
Живой интерес вызывает диспут по поводу даты 1917 г. Так, Г. П. Долженко и Ю. С. Путрик считают, что второй период необходимо датировать 1878 г. и 1936 г., ссылаясь на добровольную общественную форму организации туристских обществ. Такая посылка, естественно, имеет право на жизнь. Однако здесь необходимо учитывать несколько существенных факторов.
Во-первых, альпклуб в Тифлисе, который был в составе Кавказского отделения Русского географического общества, не был самостоятельной единицей.
Во-вторых, Российское общество туристов (РОТ), родившееся в 1901 г. в недрах Общества велосипедистов-туристов (Русский ту-ринг-клуб), основанного 15 апреля, после окончания Гражданской войны (1918-1920 гг.) хотя и возродило свою деятельность летом 1923 г., просуществовало до 1928 г. (т. е. до ликвидации нэпа). РОТ на тот момент не было массовым (до 500 членов общества) и в основном обслуживало группы туристов старой интеллигенции, в связи с чем возник вопрос о его реорганизации в более массовую организацию, что произошло в 1927 г. с последующим переименованием 3 июня 1929 г. в Общество пролетарского туризма РСФСР (ОПТ РСФСР), насчитывающего около 1500 молодых туристов.
В-третьих, 7-8 декабря (24-25 октября) 1917 г. произошла смена социально-экономической формации с соответствующей идеологической направленностью. Свершившаяся Октябрьская революция привела к власти большевиков. Поэтому с момента зарождения ОПТ РСФСР ставило перед собой задачу, кардинально отличающуюся от задач буржуазного туризма. Рабочие, служащие, студенты, интеллигенция, составляющие отечественное туристское
5 Екатеринослав - Днепропетровск, Владикавказ - Орджоникидзе, Тифлис - Тбилиси.
движение масс, выступили как пропагандисты новых социальных идей, как форма участия трудящихся в строительстве социалистического общества, в идейно-политическом воспитании людей, в осуществлении культурной революции.
В-четвертых, деятельность ОПТ РСФСР, а с 8 марта 1930 г. Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), по своей идеологической направленности (хотя и было независимо от государственных органов), в отличие от их предшественников (ККГК и РОТ), полностью удовлетворяло государственные структуры, которые способствовали его деятельности. В 1935 г. ОПТЭ объединяло около 730 тыс. членов.
В 1936 г. ОПТЭ распускается, и туризм передается профсоюзам (ВЦСПС). В этот период профсоюзы СССР были самой массовой непартийной общественной организацией, объединяющей на добровольных началах рабочих и служащих всех профессий без различия расы, национальности, пола, религии и убеждений [2]. Высокую оценку значимости профсоюзов как общественной организации, которая является связывающим звеном между государством и другой общественной организации (руководящей и направляющей силой советского общества) - партии рабочего класса (впоследствии - КПСС) дал В. И. Ульянов (Ленин). «Управлять страной и осуществлять диктатуру без тесной связи с профсоюзами, без горячей поддержки их, без самоотверженнейшей работы их не только в хозяйственном, но и в военном строительстве мы, разумеется, не смогли бы не только в течение 2,5 лет, но и 2,5 месяца. ... Иначе как через профсоюзы, через взаимодействие их с партией рабочего класса нигде в мире развитие пролетариата не шло и идти не могло» [13]. Таким образом, функции одной общественной туристской организации (ОПТЭ), отвечающей за развитие туризма в стране, были переданы другой общественной организации (ВЦСПС).
Четвертый этап развития отечественного туризма заканчивается в 1969 г. На этом этапе происходит завершение создания единой централизованной туристско-экскурсионной системе, которую возглавил Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ). Эта система в период с 1969 г. по 1985 г. совершенствовала свою структуру управления, уделив особое внимание созданию системы подготовки и переподготовки работников туристско-экскурсион-ной отрасли и научно-исследовательской базы по изучению туристского и курортного потенциала страны.
Шестой этап (1985-1991 гг.) ознаменовался принятием долгосрочной программы развития туризма с 1985 г. по 2000 г. Эта программа была посвящена повышению качества обслуживания туристов и экскурсантов, переходу предприятий, объединений и организаций туристско-экскурсионной системы на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, изменению организационной структуры самодеятельного туризма.
Седьмой этап (1991-1995 гг.) знаменателен деструктуризаци-ей самого развитого социального туризма. Дата начала восьмого этапа, по мнению автора, может быть разной, так как она определяется годом, когда был принят закон о туризме в бывших республиках Советского Союза, т. е. созданием национальных законодательных баз туризма. В Украине это произошло в 1995 г., в Туркменистане в 1995 г., в Российской Федерации в 1996 г., в Республике Беларусь в 1999 г. и т. д.
Сам факт принятия законов о туризме является эпохальным для периодизации истории туризма потому, что в СССР такого закона не существовало. Термин «туризм» упоминался в Конституции СССР (ст. 41) [12], где говорилось, что «граждане СССР имеют право на отдых», и это право также обеспечивалось «развитием массового спорта, физической культуры и туризма...». Основными руководящими документами по развитию туризма в стране были совместные постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС, а в 1985 г. совместно и с ЦК ВЛКСМ (т. е. три общественные организации и одна исполнительная), которые де-юре не являлись законодательными актами, а де-факто были основными руководящими и направляющими документами по развитию туристской отрасли в стране.
Исходя из вышеозвученных примеров периодизации развития международного и отечественного туризма, можно прийти к выводу, что туризм при всем своем многообразии является социально-экономическим феноменом в мировой истории. Это позволяет согласиться с разными вариантами периодизации: географическими, историческими, экономическими и социокультурными, так как каждый ученый вправе излагать свою точку зрения на историю туризма. Это, по мнению автора статьи, только обогащает науку о туризме.
Примечания
1. Абуков А. Х. Туризм сегодня и завтра. Туристско-экскурсионная работа профсоюзов. М.: Профиздат, 1978. 272 с.
2. Большая Советская Энциклопедия: (в 30 т.) / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 21. Проба - Ременсы. М.: Сов. энцикл., 1975. 640 с.
3. Воронкова Л. П. История туризма и гостеприимства: учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 304 с.
4. Годы и тропы: к пятидесятилетию харьковского спортивного туризма / отв. ред. В. В. Абрамов. Харьков: Кн. Рекламное агентство «РА», 2000. 332 с.: ил. (Сер. «Харьковский туризм»). На рус. и укр. языках.
5. Грицкевич В. П. История туризма в древности. СПб.: Издательскй дом Герда, 2005. 336 с.
6. Долженко Г. П., Путрик Ю. С. История туризма в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации: 1696 г. - современность. Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», Феникс, 2010. 304с. (Туризм и сервис).
7. Зорин И. В. Феномен туризма: избр. соч.: Миссия и функции туризма. Этнологические начала путешествий. Профессиональное туристское образование. Образование и карьера в туризме / Российская международная академия туризма. М.: Наука, 2005. 552 с.
8. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Туристика: монография. М.: Сов. спорт, 2001. 288 с.
9. Иванов А. А. История российского туризма (ГХ-ХХ вв.): учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2011. 320 с. (Высшее образование).
10. Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: в 5 т. Т. I. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. М.: Финансы и статистика, 1998. 192 с.
11. Квартальнов В. А., Романов А. А. Международный туризм: политика развития: учебное пособие. М.: Сов. спорт, 1998. 142 с.
12. Конституция СССР. Харьков: Полиграфкомбинат изд-ва «Сощалютична Харювщина», 1981. 16 с.
13. Ленин В. И. ПСС. Т. 41. Изд. 5-е. М.: Госполитиздат, 1963. 695 с.
14. Сапрунова В. Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинга. М.: «Ось-89», 1997. 160 с.: ил.
15. Сокол Т. Г. Основи туристично! дiяльностi: Пщручник / За заг. ред. В. Ф. Орлова. Киев: Грамота, 2006. 264 с.: Бiблiогр. 260 с.
16. Туристский терминологический словарь: справочно-методическое пособие / Авт.-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. М.: Сов. спорт, 1999. 664 с.
17. Туризм у ХХТ столгт: глобальт тенденци i регюнальш особливостг Матерiали П-го! Мiжнародноl науково-практично! конференцп (10-11 жовтня, 2001 р. / Редкол.: В. I. Цибух (голова) та ш) Киев: Знання Укра!ни, 2002. 560 с.
18. Устименко Л. М., Афанасьев Л. Н. Iсторiя туризму: Навчальний поЫбник. 2-е вид., переробл. та допов. Киев: Альтерпрес, 2008. 354 с.: ш.
19. Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство: учебник / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1999. 463 с.