Научная статья на тему 'Из истории туризма на территории Пермского края'

Из истории туризма на территории Пермского края Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
785
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРМЬ / ТУРИЗМ / ЭКСКУРСИИ / ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ / СИБИРСКИЙ ТРАКТ / ПУТЕШЕСТВИЕ / PERM / TOURISM / TOURS / SIGHTSEEING / SIBIRSKIY TRAKT / TRAVEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шевырин Сергей Андреевич

В статье рассматриваются предпосылки развития туризма на территории современного Пермского края, основные этапы развития туризма, преобладающие виды туризма, особенности туризма на Урале. А также освещаются вопросы становления и судьбы первых туристических организаций в Перми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the prerequisites for the development of tourism on the territory of modern Perm region, the main stages of tourism development, prevailing kinds of tourism, especially tourism in the Urals. And the issues of the formation and fate of the first tourist organizations in Perm

Текст научной работы на тему «Из истории туризма на территории Пермского края»

УДК 908

Шевырин Сергей Андреевич

доцент кафедры теории и методики физической культуры факультета

физической культуры

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 212-91-21 e-mail: shewirin@mail.ru

ИЗ ИСТОРИИ ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Sergei A. Shevyrin

Associate Professor of Department of Theory and Methodology of Physical Culture

of Faculty of Physical Culture

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: shewirin@mail.ru

THE HISTORY OF TOURISM IN THE PERM REGION

Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки развития туризма на территории современного Пермского края, основные этапы развития туризма, преобладающие виды туризма, особенности туризма на Урале. А также освещаются вопросы становления и судьбы первых туристических организаций в Перми.

Ключевые слова: Пермь, туризм, экскурсии, достопримечательности, Сибирский тракт, путешествие.

Abstract. The article discusses the prerequisites for the development of tourism on the territory of modern Perm region, the main stages of tourism development, prevailing kinds of tourism, especially tourism in the Urals. And the issues of the formation and fate of the first tourist organizations in Perm.

Key words: Perm, tourism, tours, sightseeing, Sibirskiy trakt, travel.

Для развития туризма необходимы определенные предпосылки, в первую очередь - привлекательность и доступность территории. Урал и Сибирь издавна интересовали русских первопроходцев, путешественников и купцов. О богатствах этих земель ходили легенды, в первую очередь о богатствах природы - большом количестве пушного зверя - валюты Средневековья. Поток

© Шевырин С.А., 2016

первопроходцев и купцов привел к появлению первых, еще не обустроенных, дорог на Урал и в Сибирь, которые в последствии превратились в самую длинную сухопутную дорогу в мире - Сибирский тракт. Этот путь, связавший две части света, не раз менял свое направление, но почти всегда проходил через территорию Пермского края.

Появление дорог намного увеличило количество путешественников, среди которых стали появляться и иностранцы. В Европе появились различные описания путешествий на Урал и за Урал, в которых описывались богатство нашего края, приводились легенды о Золотой бабе - языческом идоле местных племен. Одним из первых такое описание оставил польский историк Матвей Меховский в своем сочинении «Трактат о двух Сарматиях, азиатской и европейской» в 1517 г.: «...за областью, называемой Вятка, по дороге в Скифию, стоит большой идол, золотая баба (Zlota baba), что в переводе значит золотая старуха. Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему» [5]. Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, побывавший примерно в те же годы на Руси (1517, 1526 гг.), также оставил сведения о «золотой бабе», правда, «поместив» ее гораздо восточнее - в Сибири, на Оби. В этих описаниях собраны многочисленные мифы и легенды, которые возбуждали любопытство у европейских читателей и несомненно могли способствовать притоку путешественников.

В конце XVI в. появляется более удобная и короткая Бабиновская дорога, а в XVIII - уже государственный Сибирский тракт, по которым проезжали большинство путешественников, купцов, чиновников. Интересные сведения оставил в своем путевом дневнике профессор химии и натуральной истории Иоганн Георг Гмелин. Гмелин в 1733-1734 гг. пересек всю Россию в составе второй Камчатской экспедиции. Экспедиция уже продвигалась по новой Сибирской дороге. Конечно же в это время на Урале и в Сибири, кроме дороги, не было никакой инфраструктуры для путешественников - не было гостиниц, столовых и ресторанов. Путешественникам приходилось все покупать самим и даже готовить: «Мы вынуждены были готовить совсем незнакомым для нас до сих пор и необычным способом. Здесь ничего не знают о кухне, и все варится в печке, от коей отапливается горница, и чей дымоход в комнате. Дело идет весьма медленно, и во время варки в комнату попадает много дыма. Нужда научила нас все делать и терпеть, и мы приготовили пищу, которая, правда, сама по себе была плохой, но на наш вкус была вполне сносной.». Таким образом, иностранные профессора и академики окунулись в самую глубь народного быта и, вероятно, многому научились. В Пермь - тогда Ягошиху (в настоящее время принято писать Егошиха. - Прим. ред.) - путешественники не заехали, зато остановились в городе Кунгуре. Остановились участники экспедиции, за неимением гостиницы, у городского бургомистра, который «не был рад тому». На следующий день путешественники отправились в ледяную пещеру, «.которую имеют привычку осматривать все любопытные путешественники» [3].

Поток путешественников по Сибирскому тракту содействовал возникновению определенной инфраструктуры - почти туристической - на ямских станциях стали появляться гостиницы, трактиры. Так, проехавший в 1790 г. по Сибирскому тракту Александр Радищев в своем путевом дневнике отметил наличие постоялых дворов при ямских станциях, в которых можно было переночевать и поесть. С 1847 г. часть Сибирского тракта была отдана на откуп частным лицам, появилась так называемая вольная почта. Участок вольной почты начинался в Казани и продолжался до Шадринска и Тюмени. На этом участке для привлечения клиентов появились достаточно удобные гостиницы, трактиры при ямских и почтовых станциях.

В XIX в. - веке промышленности - строились новые дороги, появлялись новые средства передвижения - пароходы, паровозы, что немало способствовало развитию туризма. Железная дорога, прошедшая через Пермь в конце XIX в., сделала наш город еще доступнее для туристов. В 1901 г. пермская газета так видела туристское будущее Перми: «город наш оживится, появится множество приезжих и проезжих, появятся туристы, которые будут бродить по городу, везде и всюду заглядывать, всем интересоваться. Богатые петербуржцы, москвичи будут ездить в Пермь есть пельмени и наслаждаться пермской оперой, а богатые пермяки будут наезжать в Москву и в Питер послушать цыган... Знатные и незнатные иностранцы будут обязательно останавливаться в Перми, снимать фотографии с дома Мешкова, пить пиво Поклевского. ... Пароходы на Каме превратятся в плавучие гостиницы. Короче, Перми предстоит блестящая будущность. ... И. (дерзкая мысль) Пермь будет «окном в Азию», так же, как Петербург, - окном в Европу. ... Так мечтает пермяк, узнавший о новой железной дороге» [6, с. 48].

Но мечты газетчиков остались только на бумаге, а значительный шаг в развитии туризма в Пермской губернии сделал путешественник и фотограф Александр Хлебников. Побывав в Америке, Европе, Китае и Японии, Хлебников в родном Кунгуре арендовал в мае 1914 г. у местных крестьян Ледяную пещеру для организации в ней экскурсий. Хлебников расчистил и благоустроил пещеру, провел рекламную кампанию и до конца своей жизни водил экскурсии для многочисленных туристов. Одна из рекламных листовок Хлебникова предлагала экскурсии и различные удобства: «Первая в России мировая редкость или грандиозная "Ледяная пещера" в окрестностях г. Кунгура. Пещера еще с незапамятных времен считается известной в нашем мире и как памятник прошлого хранит на стенах своих несметное множество записей почетных имен и фамилий увековечивших себя потомству на родном языке и (есть даже надписи на иностранных языках). ... Дорога в пещере сухая, но по видоизменению своему весьма разнообразная, где она то круто поднимается вверх под темными высокими сводами (льда и гипса), то пролегает по глубинам бездны, где царит вечный хаос и мрак, среди которых раздается только одно вторящее эхо, отчего невольно в зрителе возникает полное вдохновение и все окружающее глубоко запечатлевается в его памяти.

Вход в пещеру находится среди жилых построек на расстоянии 1 версты от ст. железной дороги Кунгур и всегда виден из мимо проходящего поезда. Ввиду вышеизложенного прошу внимание гг. проезжающих мимо ст. Кунгур, обратите особое внимание на то, что пещера для гг. посетителей находится открытой всегда, т.е. во всякое время каждого дня и ночи во весь круглый год. Воздух в пещере нормальный и весьма чистый, температура нормальная у входа, в средине пещеры около воды 8 градусов тепла. Время, чтобы осмотреть пещеру до 1 большого озера проходит 3 или 5 часов зависящее от числа или количества лиц. При пещере находится теплое помещение, где от арендатора можно приобрести описание, план и фотографические снимки с пещеры у него же имеются специальные туристические костюмы (обувь) фотоаппарат для снимков и проч. первой необходимости. Освещение для прохода по пещере необходимо для каждого, на что имеются всегда в обилии факелы или свечи и бенгальский огонь. На Кунгурском вокзале в помещении 1 кл. есть в обычной особой форме курьера проводник до пещеры. В помещении при пещере можно получить молоко, яиц и домашнего хлеба» [7].

Реклама оказалась действенной. В июле 1914 г. в Пермскую губернию прибыли высокие гости - сестры российской императрицы Александры Федоровны Виктория Баттенбергская с дочерью Луизой (будущей королевой Швеции) и Великая княгиня Елизавета Федоровна. Елизавета Федоровна совершила паломнический тур в Белогорский монастырь, а Виктория Баттенбергская с дочерью поехали в Кунгурскую ледяную пещеру. Кроме этого они осмотрели город и посетили Мотовилихинский пушечный завод [8]. Пушечный завод к этому времени стал настоящей туристической достопримечательностью. В пермских архивах сохранились десятки прошений туристических групп на посещение завода. Так, уже в 1878 г. директор Алексеевского реального училища писал горному начальнику Пермских пушечных заводов: «Имею честь покорнейше просить Вас, милостивый государь, разрешить преподавателю вверенного мне училища инженеру-технологу Станиславу Никодимовичу Степневскому бывать на вверенных вам заводах вместе с учениками для практического ознакомления с механизмами заводов» [9]. Документы начала XX века - запрос Первого Сибирского Коммерческого училища цесаревича Алексея из Томска, Коростомышевской учительской гимназии и др. [10]. Экскурсии на завод устраивались не только для учащихся. Так, в 1895 г. было создано Российское общество туристов, при котором вскоре была образована Комиссия экскурсий по России. Эта комиссия разрабатывала экскурсионные и туристические поездки по всей России, в том числе в Пермь. Маршрут в Пермь предполагал посещение Мотовилихинского завода. Обычно на пушечном заводе экскурсанты осматривали паровой молот, мартен, литейный, лафетный и снарядный цеха [11]. В архиве сохранился полицейский отчет 1910 г. о негласном наблюдении за группой туристов из Москвы. Время тогда было неспокойное, появлялись революционные агитаторы, особенно из Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому за группой туристов сразу по прибытии в Пермь был установлен негласный надзор и обо

всех передвижениях туристов доносили в департамент полиции. Из этого отчета можно узнать, что экскурсанты из Перми в Мотовилиху и обратно путешествовали на пароходе и «.ни каких разговоров экскурсанты с рабочими не имели, а прямая цель их приезда была осмотреть снаряды и пушки больших размеров, ни каких политических проявлений и выступлений не было» [12].

В начале XX в. бурно развивался образовательный туризм. Ученики пермских училищ, семинарий, школ в начале XX в. активно путешествовали по Уралу и всей России. Конечно же никаких турфирм тогда не существовало и организацией путешествий занимались преподаватели и администрация учебных заведений. Они писали прошения о скидках на транспорт, о спонсорской или меценатской помощи, о размещении в месте путешествия. Так, летом 1914 г. ученицы пермской учительской семинарии отправились в образовательную экскурсию в Москву. Путешествие должно было состояться в июне, а уже в начале марта из учительской семинарии начали уходить письма - в правление общества пароходов «Кавказ и меркурий», в пароходство братьев Каменских, в администрацию железных дорог о скидках. Пароходчики сделали значительную скидку для экскурсанток, а пермский купец П.С. Жирнов пожертвовал на это путешествие 300 рублей. Московская женская гимназия предоставила помещение для проживания пермячек. В итоге 37 учениц и 8 преподавателей осмотрели Казань, Нижний Новгород, Кострому, Троице-Сергиеву лавру, Владимир-на-Клязьме, пробыли в Москве 10 дней [13]. Летом 1912 г. воспитанники Пермской духовной семинарии в количестве 85 человек отправились в Екатеринбург для осмотра обсерватории, гранильной фабрики и музея [14].

В это же время начинают появляться специализированные организации, помогающие путешественникам. Так, в 1909 г. в Перми возникло Общество содействия начальному образованию при Кирилло-Мефодиевском училище. Одной из задач общества было устройство общеобразовательных экскурсий для учеников начальных школ Перми и Пермской губернии. В летние каникулы обществом открывались бесплатные квартиры для экскурсантов из губернии. Квартиры располагались в здании Кирилло-Мефодиевского училища и были оборудованы всем необходимым (койками, подушками, мебелью, посудой, телефоном и т.п.). За 3 года на этих квартирах останавливалось и жило 1680 человек экскурсантов-учащихся Пермской губернии, приехавших в Пермь для осмотра города и его окрестностей. Общество даже выпустило «Краткий путеводитель по городу Перми и его окрестностям». В путеводителе предлагалось несколько экскурсионных маршрутов, приводились адреса недорогих гостиниц, аптек, больниц, почты. В январе 1914 г. в Перми состоялось учредительное собрание общества «Экскурсии по Уралу». Инициаторами создания общества стали студенты, занимающиеся в обществе любителей естествознания. Студент Токарев так выразил задачи экскурсионного общества: «Они (экскурсии) знакомят учащуюся молодежь с природой края и после длинного учебного периода, укрепляют физическое

здоровье учащихся и освежают их психику. Следуя примеру Западной Европы, надо сделать экскурсии явлением обычным, развить это дело и поставить широко - для этого необходим объединяющий центр, экскурсионное бюро» [15].

Спортивно-оздоровительное направление туризма также было представлено в Перми. В конце XIX в. стал модным велосипед. Тысячи людей начали путешествовать на велосипедах, поправляя здоровье и осматривая достопримечательности. В 1895 г. в Санкт-Петербурге было создано Российское общество велосипедистов-туристов, которое через некоторое время трансформировалось в Российское общество туристов, или Русский туринг-клуб. Одной из главных задач этого клуба была разработка и организация велосипедных маршрутов по России и за границу [1]. В 1899 г. были заключены договоры с владельцами гостиниц о льготных ценах для членов общества. К 1900 г. велосипедисты могли останавливаться в санкт-петербургской гостинице «Отель Эрмитаж», царскосельской гостинице Уткина, гатчинской гостинице Веревкина, тамбовской «Славянской», тифлисской «Ориент». На рубеже веков общество отказалось от узкой специализации - организации только велосипедных путешествий. В журнале «Русский турист» была представлена новая концепция туристического общества: «.Теперь, когда мы уже освободились от односторонности обособленного Общества велосипедистов, всякий истинный друг туризма, путешествующий пешком, на лодке, пароходе или по железной дороге, пусть присоединяется к нам. Теперь мы, кажется, имеем право и возможность спросить себя: "Почему же не все русские люди — члены Российского общества туристов?". Ведь общая наша задача и цель — познавать родную страну и через это научиться любить ее, достигается путем разработки и устройства экскурсий, прогулок для посещения городов, монументов, менее известных мест».

Пермь не стояла в стороне от велосипедно-туристического движения. «Пермские губернские ведомости» писали в 1887 г., что пермяк Ф.И. Яковлев сделал своими руками велосипед-«паук» на веревочных шинах по образцу виденного им велосипеда в Екатеринбурге. В это время в Перми было всего 6-7 счастливых обладателей велосипедов. Интерес к велосипедам был большой, но останавливала пермяков высокая цена на заграничные велосипеды. Яковлев начал производить кустарным способом велосипеды, которые были достаточно надежны. Так, в 1895 г. житель Пермской губернии М. Серебренников купил велосипед, изготовленный Яковлевым, который весил 2 пуда (32 кг) и совершил на нем путешествие из Кунгура в Москву.

В 1896 г. пермские любители спорта и путешествий обратились с ходатайством об открытии кружка велосипедистов по образцу санкт-петербургского общества велосипедистов-туристов. Открыто общество было только в 1898 г. В обществе состояло несколько десятков человек. Так, в 1904 г. было всего 31 человек. Эмблемой общества стало изображение велосипедного колеса с крыльями [4]. Первоначально пермские велосипедисты следовали традициям Российского общества туристов, т.е. организовывали велосипедные

познавательные экскурсии. Так пермские газеты описывали летнее путешествие, совершенное в 1899 г.: «В воскресенье в 4 часа дня члены местного общества велосипедистов-любителей собрались на велодроме, где с группы велосипедистов было снято несколько фотографических снимков. Затем велосипедисты в стройном порядке направились по Сибирскому тракту на прогулку, сделав конец в 10 верст, . В 9 часов экскурсанты вернулись в город». Организовав несколько загородных велосипедных экскурсий, пермское общество стало больше спортивным и в дальнейшем организовывало только заезды и соревнования. Экскурсии и туризм были забыты, пермские велосипедисты, по меткому выражению журналистов, стали «циклистами». Гонки, чемпионаты, рекорды быстро наскучили пермякам, а спортивные занятия велосипедистов, заключавшиеся в наматывании кругов по велодрому, вызывали улыбку. В городе появился анекдот: «У отца было три сына: один очень умный, второй - так себе, а третий - вовсе велосипедист». Уже в 1903 г. пермская газета писала: «Племя это (велосипедисты) можно отнести к числу вымирающих. Занимались только побитием рекордов. Будучи в гимназии, уроков не учили, потому кончали таковую до срока, с учетом» [6, с. 23]. Российское общество туристов не ограничивалось только гонками. К 1910 г. московское отделение общества разработало целый цикл дальних экскурсионных поездок на велосипеде по стране - на Кавказ, Черное море, Урал. При этом на местах организаторами и экскурсоводами выступали местные члены РОТ. Так, маршрут на Урал, рассчитанный на 28 дней, включал посещение Нижнего Новгорода, Уфы, Златоуста, Екатеринбурга, Кунгура, Перми.

Первая мировая война, революции, Гражданская война, разруха надолго задержали развитие туризма. Но тем не менее в пришедшем на смену Российской империи советском государстве уже в 1918 г. начали возрождаться некоторые формы туризма - экскурсионно-познавательные, оздоровительные. Экскурсионным и туристическим поездкам в начале 1920-х гг. придавалось политическое содержание. Экскурсии и путешествия должны были содействовать сближению города и деревни, просвещению деревенской молодежи путем демонстрации лучших фабрик и заводов [16]. А в оздоровительном туризме появились новые термины. Например, из инструкции народного комиссара здравоохранения за 1923 г. можно узнать о специальных «санаторных парткойках», на которые 27 «парттоварищей» выехали из Перми в Крым, на Кавказские Минеральные Воды, абхазские и черноморские курорты, курорты Украины и Сибири, в кумысолечебные районы Оренбуржья [17]. Для рабочих были свои способы отдыха. Администрации заводов и фабрик в выходные организовывали для рабочих так называемые маевки и массовки. Обычно это был массовый выход на природу -в лес, на реку, с гармошкой, закуской и выпивкой. Именно в то время появилась присказка: «Начинается массовка, открывается перцовка». Докладная Юго-Камского завода от 15 мая 1927 г. описывает одну такую маевку: «На пикник

было доставлено 18 бутылок очищенного вина и около 25 ведер пива. В результате всего этого некоторые остались в лесу, так как не в силах были уйти, а на другой день было несколько прогулов» [18]. Кроме маевок рабочие могли поехать в Кунгурскую ледяную пещеру. Вот как описывает одну из таких поездок газета «Звезда» за 1925 г.:

«Поезд остановился на станции Кунгур. Экскурсантов -железнодорожников около 90 человек. Гуськом, один за другим, направились по узкой тропинке. Местность гористая. Пещера находится в полутора верстах от станции. Издалека завидев пещеру, многие бросились бежать, чтобы попасть первыми. Там нас уже дожидался проводник. Пошли. Передний несет факел. Прежде всего, нам пришлось около трех саженей ползти на четвереньках. .Мы спели несколько революционных и народных песен, зажгли факелы и тронулись в обратный путь» [2].

В дальнейшем советский туризм развивался и рос, но направленность его часто носила идеологический характер. Даже созданный в 1920-х гг. «Интурист» главной своей задачей ставил следующую: «Иностранный туризм должен стать мощным рычагом политического влияния Союза ССР на трудящиеся массы капиталистических стран.». Тем не менее туризм, путешествия, экскурсии знакомили жителей нашей страны с родным краем, тем самым прививая любовь к Родине, уважение к истории и культуре своей страны и всего мира. В 1966 г. всеми видами туризма - путешествия, экскурсии, активный и самодеятельный туризм, дома отдыха и курорты - в Пермской области воспользовались 1,5 миллиона человек, т.е. каждый второй житель области (на 1 января 1968 г. в Пермской области проживало 3 миллиона человек). Для пермяков были построены десятки турбаз, туристско-оздоровительных лагерей и домов охотника, рыбака, ледяная пещера была освещена электричеством, был пробит новый тоннель для удобства туристов. При заводах, школах, вузах действовало 300 туристских секций, в которых занимались около 90 тысяч жителей области. В выходные дни организовывались поезда здоровья, любителей грибов, любителей ягод, рыболовов. Этот несомненно важный исторический опыт следует знать и учитывать в современной туристической стратегии.

Список литературы

1. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1988. С. 42.

2. Звезда: газ. 1926. 4 апр.

3. Иоганн Георг Гмелин и его путешествие по Уралу в 1733-1734 годах (отрывок из путевого дневника). Пермь, 1999. С. 8-23.

4. Красноперова Н.В. Пермское общество велосипедистов-любителей // Смышляевский сборник: исследования и материалы по истории и культуре Перми. Вып. 3 / Центр. город. б-ка им. А.С. Пушкина (Дом Смышляева). Пермь, 2011. С. 68-76.

5. Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1936. С. 200.

6. Прогулки по старой Перми: страницы городского фельетона конца XIX - начала XX в. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1998. С.47-48.

7. ГАПК. Ф. 161. Оп. 2. Д. 32. Л. 23.

8. ГАПК. Ф. 185. Оп. 1. Д. 24. Л. 2.

9. ГАПК. Ф. 34. Оп. 1. Д. 74. Л. 1-24.

10. ГАПК. Ф. 65. Оп. 2. Д. 485. Л. 79.

11. ГАПК. Ф. 65. Оп. 2. Д. 485. Л. 83, 96.

12. ГАПК. Ф. 65. Оп. 2. Д. 513. Л. 22.

13. ГАПК. Ф. 65. Оп. 2. Д. 514. Л. 29-33.

14. ГАПК. Ф. Р-790. Оп. Оп.1. Д. 3767. Л. 1.

15. ГАПК. Ф. Р-953. Оп. 1. Д. 77.

16. ПермГАНИ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 9. Л. 30.

17. ПермГАНИ. Ф. 553. Оп. 1. Д. 51. Л. 4.

18. ПермГАНИ. Ф. 557. Оп. 4. Д. 455. Л. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.