УДК 911.3:379.85(100) А.Ю. Александрова1
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА МИРА
В статье рассматривается территориальная структура мирового рынка туризма, в основе которого лежит общественное разделение труда. Выделены этапы общего и частного разделения труда в сфере туризма. Освещаются вопросы пространственной поляризации мирового рынка туризма. Показано формирование современной центропериферической структуры глобального туристического пространства. Дается подробная характеристика его Центра, Полупериферии и Периферии, а также связей между ними.
Ключевые слова: мировое развитие, общественное разделение труда, мировой рынок туризма, индустрия туризма, глобальное туристическое пространство, центропериферическая структура, туристские потоки.
Введение. Современный мировой рынок туризма — сложное, системно организованное явление. В его основе лежит общественное разделение труда, оно стало общей причиной обособления туризма в самостоятельную сферу хозяйствования.
Туризм в процессе общественного разделения труда. Общественное разделение труда в сфере путешествий и туризма проходило поэтапно. На первом этапе, начавшемся до нашей эры, два вида общественного разделения труда имели решающее значение для возникновения туризма — обособление умственного труда от физического, а торговли от ремесла и земледелия. Превращение умственного труда в относительно самостоятельную область деятельности привело к появлению досуга. В эпоху Античности аристократия проводила досуг, занимаясь наукой и наслаждаясь искусством. Одной из развитых форм проведения досуга были путешествия, участившиеся в греко-римскую эпоху. Разделение физического и умственного труда создавало возможность путешествовать с образовательными, исследовательскими и развлекательными целями.
Другое крупное общественное разделение труда — отделение обращения от производства — сыграло важную роль в зарождении современной индустрии туризма. По мере того как акты купли-продажи приобретали все более регулярный характер и расширялись торговые связи, активизировались путешествия. Рост торговли привел к дальнейшему разделению труда — обслуживание путешествующих лиц выделилось в самостоятельный вид экономической деятельности. Организация их размещения, питания, а также развлечений — первый, но чрезвычайно важный этап становления всей системы жизнеобеспечения человека в пути. Соответствующие трудовые функции закреплялись
за определенными группами людей, перерастая в профессии гостинщика, повара, проводника и т.д. Появляется первичное отраслевое хозяйственное звено в виде заведений гостеприимства (постоялые дворы, караван-сараи, харчевни и пр.).
В это же время складывается географическое разделение труда в сфере путешествий. Оно проявляется, с одной стороны, в пространственном разрыве между районами формирования соответствующих потребностей и спроса, а с другой — районами их удовлетворения. В эпоху Античности существовали курорты на водах, расположенные вблизи целебных источников, для отдыха и лечения также использовали места с комфортными климатическими условиями (в горах, в лесу, у моря). В Древней Греции славились Эпидавр и Кос, где находились святилища Асклепия, в Риме был знаменит светский морской курорт Байи [8]. Курорты и другие места концентрации путешествующих выступали одновременно центрами их обслуживания.
Второй этап общего разделения труда в сфере путешествий наступил во второй половине XIX в. Он был связан с индустриальными революциями в Европе, техническими нововведениями, прежде всего на транспорте, и состоял в обособлении организаторской и посреднической деятельности. Торговля туристическими услугами отделилась от их производства. Возникло новое хозяйственное звено в лице туристической фирмы — организатора и продавца поездок. Она связала воедино отдельных поставщиков туристических услуг (транспортные компании, средства размещения и питания, объекты развлечений) и замкнула весь этот комплекс на потребителе (туристе). Это ознаменовало появление современного туристического бизнеса.
Третий этап отмечен углублением общественного разделения труда внутри самого туристическо-
1 Кафедра рекреационной географии и туризма, профессор, докт. геогр. н., доцент, e-mail: analexan@yandex.ru; analexan@mail.ru
11 ВМУ, география, № 4
го бизнеса. Среди туристических фирм выделяются турагенты — розничные магазины путешествий и туроператоры, которые выполняют функции и завода-сборщика турпродукта, и предприятия оптовой торговли пакетами туристических услуг по единой цене. По существу, происходит промышленная революция в самой сфере туризма: турпродукт формируется для последующей продажи оптом и в розницу по инициативе туроператора. В результате турпродукт появляется в массовом рыночном обороте по доступным ценам, что способствует расширению географии туристских потоков. На этом этапе происходит территориальное разделение труда между туроператорами, работающими на прием и вывоз туристов. Первые географически тяготеют к территориям, богатым туристическими ресурсами, вторые — к странам и городам с высоким уровнем доходов населения [9].
Дальнейшее развитие общественного разделения труда, в том числе территориального, было сопряжено с углублением специализации туристических центров, появлением новых турпродуктов и видов туризма, ускорением перехода на новые формы обслуживания клиентов, системы продаж, информационной поддержки, резервирования турпродуктов.
Высшей ступенью в процессе общественного разделения труда является международное разделение труда, которое вышло за национальные границы, приобрело глобальные масштабы и определяет отраслевые и территориальные пропорции между странами, туристское движение представляет собой разновидность внешнеторговых связей. В 83% стран туризм служит одним из основных источников иностранной валюты [3]. На современном этапе международное разделение труда в туризме реализуется не только с помощью обмена туристическими услугами, но и путем ввоза и вывоза капитала. Наряду с традиционным международным разделением труда оно охватывает также транснациональное разделение труда [6], т.е. внутренние связи в транснациональных структурах — гостиничных и ресторанных цепях, транснациональных корпорациях тематических развлечениях, международных туроператорских сетях и т.д. В результате международного туристического разделения труда складывается единый мировой рынок туризма.
Формирование Ядер глобального туристического пространства. Мировой рынок туризма имеет неоднородную пространственную структуру. Она носит центропериферический характер, который сложился во второй половине XIX в. "Сердце" индустрии туризма, как и "сердце" всего мирового хозяйства, тогда находилось в Европе, где с конца XVIII в. мировым лидером становится Великобритания — страна, в которой сложилась традиция путешествовать. Сделав самые крупные накопления
капитала и возвысившись над остальным миром, она генерировала нововведения с последующей их диффузией, часть которых имела непосредственное отношение к туризму. В данном контексте железные дороги, породившие индустриальные формы туризма и коренным образом изменившие географию туристского движения, первая в мире турфирма Т. Кука и ее продукт — тур предстают в виде нововведений. Подготовленность предпринимательской среды в туризме к восприятию такого рода инноваций отчасти объясняет их быстрое распространение в туристическом экономическом пространстве Европы.
Распространению инноваций способствовали английские туристы — носители определенных ценностных установок, новых вкусов и предпочтений. В 50—70-е гг. XIX в. англичане составляли большинство иностранных туристов, путешествовавших по Европе [5]. Под их влиянием менялась традиционная культура и утверждались более высокие стандарты обслуживания туристов. Так, в странах континентальной Европы, прежде всего в Швейцарии, с конца XIX в. стали строить отели с повышенным уровнем комфорта. Прежние гостиницы со скромными названиями, например "Старая почта", вытеснялись роскошными отелями с названиями "Бристоль", "Палас", "Савой", не имевшими ничего общего с местными традициями.
Географическая среда распространения новшеств в сфере туризма выходила за пределы Европы. Она охватила часть Северной Америки, Африки и Азии — колониальные владения Великобритании. Вслед за английской (и не только английской) коммерческой и колониальной экспансией расширялось пространство туризма. На осваиваемых территориях строились европейские кварталы для размещения колониальной администрации и гостиницы для коммерсантов, открывались филиалы конторы Т. Кука, т.е. появлялись очаги цивилизации, которые могли обеспечить путешественнику безопасное и комфортное пребывание. Благодаря этому Т. Кук смог организовать в 1872—1873 гг. первое кругосветное путешествие для группы туристов продолжительностью 222 дня и дальностью более 25 тыс. миль [7].
Со временем Великобритания начала утрачивать лидирующие позиции как в мировом хозяйстве, так и на рынке международного туризма. Ослабление ее экономического могущества сопровождалось возвышением США. Избежав военных действий на своей территории и сведя к минимуму потери в живой силе, США в отличие от европейских государств вышли из Первой и особенно из Второй мировой войны экономически окрепшими и при этом далеко продвинувшимися в научно-техническом отношении. В 1950—1960-е гг. США как лидер и главный генератор развития мировой экономики, страна, имеющая высокий уровень благосостояния населения, становится центром мирово-
го туризма. В 1950 г. США занимали первое место в мире по числу международных прибытий туристов [13]. Эта страна задала вектор развития всей индустрии туризма на последующие десятилетия, предвосхитив наступление информационной эры в туризме. Работы по созданию компьютерных систем резервирования туристических услуг увенчались созданием системы "Сейбр".
Превосходство США над конкурентами в экономической сфере в целом и международном туризме в частности было недолгим. Оправившись после Второй мировой войны, Западная Европа и Япония демонстрировали более высокие темпы развития, постепенно меняя соотношение сил на мировом рынке. Италия, Франция, Испания, Австрия, Германия прилагали немалые усилия для привлечения иностранных туристов, главным образом из долларовой зоны. Например, Франция первой из европейских стран упразднила въездные визы вначале для туристов из США, а затем и из ряда других стран. В 1955 г. она ввела "туристический курс" обмена иностранной валюты (370 фр. за 1 долл. вместо 350 фр.) При проезде по железным дорогам страны иностранным туристам предоставлялась скидка до 35%. Благодаря принятым мерам въездной туристский поток во Францию в 1950-е гг. возрастал на 10—20% в год [4]. Те же годы в Великобритании были отмечены кардинальными изменениями в организации авиаперевозок туристов — появлением чартера. Он позволил снизить цены на транспортную составляющую туров, сделал их доступными средним слоям общества и открыл Южную Европу для массового туризма. В результате европейские страны оттеснили США по числу международных туристских прибытий с первой позиции в 1950 г. на пятую в 1970 г. [13].
Активизировался международный туризм и в Японии. Бум туризма в этой стране пришелся на период "экономического чуда", особенно на десятилетие с середины 1960-х гг., когда были сняты все ограничения на путешествия японцев за границу, до середины 1970-х гг., когда темпы прироста выездного туризма в Японии были самыми высокими. В 1971—1972 гг. они держались на отметке 45%, а в 1973 г. достигли 64,4% [1]. Япония превратилась в основной генератор международных туристских потоков на Востоке, оказав решающее влияние на формирование азиатско-тихоокеанского рынка туризма.
К 1980-м гг. на глобальном туристическом рынке окончательно сложилась олигополистиче-ская триада: Северная Америка во главе с США — Западная Европа — Япония. Триединому Центру мирового туризма противостоит Периферия. Это два объективно существующих полюса глобального туристического пространства. В начале XXI в. Периферия превосходила страны триады по площади в 2 раза, а по численности населения —
в 4 раза. В то же время доля Периферии в международных туристских прибытиях в мире составляла около 11%, т.е. в 5 раз меньше, чем доля Центра. Еще значительнее было ее отставание от Центра по такому финансовому показателю, как поступления от международного туризма, — более чем в 7 раз. Промежуточное положение в системе международного разделения труда в туризме занимает Полупериферия, которая смягчает полярность пространственной структуры.
Современная пространственная структура мирового рынка туризма. В настоящее время Центр глобального туристического пространства образуют ведущие страны мира: в Европе — Франция, Германия, Великобритания, Испания, Италия, Австрия, Швейцария, в Америке — США и Канада, в Азии — Япония. Они выделяются не только экономическим и научно-техническим, но и туристическим потенциалом. Их отличает диверсифицированный рынок туризма, на котором представлены практически все известные виды путешествий, а также высокая интенсивность обмена туристами. Здесь зарождаются и сюда же направляются основные мировые туристские потоки. Сложившиеся в них системы туризма отличаются от вновь создаваемых разнообразием функций и особой внутренней устойчивостью. Эти системы характеризуются обоснованными пропорциями структуры, придающими им стабильность. Рост происходит медленно, поддерживая сформировавшиеся (близкие к оптимальным) рыночные пропорции.
Страны Центра, с одной стороны, ведут между собой борьбу за мировое лидерство в сфере туризма, а с другой — объединяют и координируют свои усилия в целях контроля над рынками сбыта. Для них характерны очень высокий уровень концентрации капитала и та ведущая роль, которую корпорации каждой из этих стран играют в мировой индустрии туризма. В качестве Центра мирового туристического пространства эти страны генерируют инновации в сфере туризма, которые затем в ходе пространственной диффузии получают распространение в мире. Все эти страны широко представлены в международных туристических организациях.
Полупериферия мирового туристического пространства значительно укрепила свои позиции на мировом рынке туризма за последнее десятилетие. В ней доминируют новые индустриальные страны Азии "первой" и "второй волн" и страны Центральной и Восточной Европы. Такие страны, как Малайзия, Таиланд, Филиппины, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, ускоренно проходят стадию формирования современного рынка туризма, которая характеризуется ростом числа международных туристских прибытий и высокой интенсивностью обмена туристами между странами. Однако развитие международного туризма, в целом имеющее положительную тенденцию, отличается
неравномерностью и нестабильностью. Рынок предложения насыщен туристическими продуктами широкого спектра, отвечающими мировым стандартам. Созданная инфраструктура туризма постоянно обновляется и расширяется, улучшается качество обслуживания, расширяется спектр предложений в туристическом бизнесе, осваиваются новые рекреационные зоны. Вклад международного туризма в национальную экономику этих стран пока незначителен, но он является высокодоходной сферой экономики. Государство играет важную роль в развитии туристического сектора экономики.
Активно включившись в процессы глобализации, эти страны вступили в открытую борьбу за рынки сбыта в сфере туризма с признанными лидерами международного туризма, демонстрируя свою конкурентоспособность. Их доля на мировом рынке путешествий возрастает. Страны этого типа специализируются на нескольких видах туризма: ку-пально-пляжном, конгрессно-выставочном, инсен-тив-туризме (поощрение сотрудников компании по итогам работы в виде бесплатной туристической поездки), а также познавательном и спортивном. Подавляющая часть туристских потоков имеет внутрирегиональную направленность. Отмечается рост объема межконтинентальных поездок.
Периферия мирового туристического пространства имеет неоднородную структуру. В ней выделяются Периферия "продвинутая" и "глубокая". Костяк "продвинутой" Периферии составляют латиноамериканские страны, прежде всего малые островные государства Карибского бассейна. Быстрому росту международного (въездного) туризма в странах Карибского бассейна способствуют комфортные природно-климатические условия, природная аттрактивность и близость к крупнейшему в Западном полушарии рынку выездного туризма — Северной Америке (США). Современная инфраструктура туризма своим стремительным развитием обязана притоку иностранного капитала главным образом из США. Для привлечения иностранных инвестиций созданы офшорные зоны. Страны Карибского бассейна имеют отсталую структуру экономики, в которой международный туризм наряду с сельским хозяйством часто выступают основными отраслями хозяйства. Этим объясняется активная государственная поддержка сферы туризма. Страны этой группы моноспециализирова-ны на приморском оздоровительном туризме. Они развивают преимущественно зимний купально-пляж-ный и круизный туризм, рассчитанный на массовый спрос.
"Глубокую" Периферию образуют экономически отсталые страны Африки и Южной Азии, где рынок туризма находится на начальной стадии формирования. Развитие туризма носит анклавный характер. Большая часть территорий этих стран исключена из сферы туризма. Современные туристиче-
ские центры, созданные с привлечением иностранного капитала и отвечающие мировым стандартам обслуживания, сосуществуют с патриархальными формами жизни и резко контрастируют с окружающей социально-экономической средой. Внутренний туризм практически отсутствует. Международный туризм носит элитарный характер, отличается низкой интенсивностью туристских прибытий в эти страны и особенно отбытий из них. Международный туризм существенно влияет на национальную экономику. Он рассматривается как важный источник валютных поступлений в страну, средство повышения занятости населения и борьбы с бедностью. Государственная политика направлена на поддержку туристического сектора. Страны этой группы, обладающие уникальным природным потенциалом, специализируются на природоориен-тированном туризме.
Пространственная структура мирового туризма характеризуется относительной стабильностью. На протяжении последнего десятилетия выделенные группы стран не менялись. В процессе развития международного туризма увеличивается отрыв США от остальных стран Центра мирового туристического пространства, сокращается разрыв между странами Центра и Полупериферии и увеличивается между Полупериферией и Периферией [2].
Связи между Центром, Полупериферией и Периферией глобального туристического пространства. Центр, Полупериферия и Периферия мирового туристического пространства связаны потоками туристов, рабочей силы, капитала, информации. Ключевую роль в развитии мирового туризма играет обмен туристами между странами. Основные туристские потоки зарождаются в странах Центра и направляются в них. Большая связность мирового туристического пространства достигается благодаря обмену туристами между Центром, с одной стороны, и Полупериферией и Периферией — с другой. Показательны в этом отношении устойчивые потоки туристов из США и Канады на приморские курорты стран и территорий Карибского бассейна. Расширяется обмен туристами между странами Центра (Великобританией, Францией, Испанией), в прошлом метрополиями, с их бывшими и настоящими владениями при явном доминировании первых. Характерная черта современной пространственной структуры мирового туризма — увеличение встречных потоков туристов из нецентральных ареалов в страны олигополистической триады. Перспективный рынок туризма для стран триады находится в Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, переживающей бум въездного и выездного туризма. Туристский поток из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу, прежде всего в Западную относится к самым крупным межрегиональным миграциям туристов в мире (около 15 млн прибытий в 2002 г.) [11].
Вторая форма экономических отношений на мировом рынке туризма возникла по поводу миграции капитала и его вложений в индустрию туризма за рубежом. Одна из особенностей вывоза капитала состоит в том, что он движется вслед за туристами. В географии миграции капитала в индустрии туризма происходят глубокие изменения. В конце XIX — начале XX в. экспорт капитала происходил из развитых стран, метрополий, генерировавших туристские потоки, в отсталые, зависимые от них страны Периферии. Капитал также переливался между развитыми странами с разными темпами формирования национальных рынков туризма, например из Великобритании во Францию или из Франции в Германию.
В связи с активизацией туризма после Второй мировой войны в развитых странах возросла потребность в иностранном капитале. Между этими странами усилилось перекрестное движение инвестиций в туризм, которое продолжается по настоящее время. Миграция капитала происходит на разных уровнях — по межгосударственным каналам и внутрикорпоративным каналам туристических ТНК. По последним данным ЮНКТАД, в 2002 г. прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в мировую индустрию гостеприимства и общественного питания оценивались в 80 млрд долл., или 2% всех ПИИ в сферу услуг. (Для сравнения: такая же доля ПИИ приходилась на сектор строительства.) Развитые страны экспортировали 90% и импортировали 71% ПИИ [12].
В настоящее время растет инвестиционная активность в индустрию туризма развивающихся стран и стран с переходной экономикой. При этом происходит перекрестное движение инвестиций не только между развитыми странами или между развивающимися странами, но также между этими группами стран, причем потоки капиталов имеют восходящий характер — из Полупериферии и Периферии в Центр мирового туризма. Например, российские инвестиции идут в гостиничное хозяйство Испании, другой пример — вливание капиталов в американскую экономику из стран Азии через китайские кварталы, многие из которых стали своеобразными туристическими диснейлендами (рисунок).
Миграция капитала в мировой индустрии туризма: I — Центр, II — Полупериферия, III — Периферия мирового туристического пространства; а — конец XIX — начало XX в.; б — вторая половина XX в.; в — конец XX — начало XXI в.
Третья форма экономических отношений на мировом рынке туризма сложилась в отношении внешней миграции рабочей силы. Индустрия туризма отличается высокой трудоемкостью. На каждую единицу капвложений в ней создается больше рабочих мест, чем во многих других секторах экономики. По данным Всемирного совета по путешествиям и туризму, в 2004 г. в мировой индустрии туризма были заняты 70 млн человек, а с учетом косвенной занятости — 201 млн человек, или каждый 13-й работник в мире. К 2013 г. эта цифра возрастет до 250 млн человек [14].
Иммиграция является важным источником пополнения рынка труда в индустрии туризма развитых стран. В индустрии туризма основная масса трудящихся-мигрантов — работники, занятые низкооплачиваемым, неквалифицированным, непрестижным трудом. В Западной Европе образовавшиеся на рынке труда в индустрии туризма свободные ниши низкоквалифицированных кадров заполняются в основном благодаря потокам трудовых мигрантов из развивающихся и восточноевропейских стран, в США — из латиноамериканских стран. Например, в Германии закусочные сети Макдоналдс предоставляют работу иммигрантам из стран Центральной и Восточной Европы, у которых возникают проблемы с трудоустройством из-за языкового барьера и отсутствия опыта работы [10]. Что касается миграции квалифицированных кадров, их потоки в индустрии туризма пока незначительны.
С развитием туристического рынка меняется характер труда. Он усложняется, углубляется его специализация. Выполнение должностных обязанностей требует профессиональных знаний и навыков. В индустрии туризма открываются возможности для карьерного роста, что будет способствовать изменению ситуации на рынке труда мировой индустрии туризма.
Наконец, связность мирового туристического пространства возросла благодаря применению информационных технологий, более интенсивному обмену информацией. Существуют глобальные дистрибутивные системы ("Амадеус", "Галилео" и др.), появились туристические веб-сайты, интернет-порталы. Быстрое и широкое внедрение электронных технологий в деловую практику туризма обусловлено особенностями турпродукта, главная из которых состоит в его нематериальном характере. Электронные технологии, прежде всего интернет, выполняют функции не только передачи информации и обмена ею: на их базе осуществляется коммерческая деятельность. Во второй половине 1990-х гг. интернет, набрав критическую массу пользователей и значительно расширив территориальный охват, превратился из маркетингового рычага в инструмент продаж. Этот полноценный, репрезентативный самостоятельный канал сбыта активно осваивается предприятиями мировой индустрии туризма.
Заключение. Благодаря многомерным связям между субъектами туристической деятельности возникает целостная сложная глобальная система — мировой рынок туризма. Модель его пространственной поляризации отражает современные представления о территориальных структурах туризма в
планетарных масштабах. Она органично вписывается в интеграционный образ мышления и отвечает велению времени, выраженному известным лозунгом Римского клуба "Мыслить глобально — действовать локально (регионально)!"
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: Аспект-Пресс, 2004.
2. Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. М.: Пресс-Соло, 2002.
3. География туризма / Под ред. А.Ю. Александровой. М.: КНОРУС, 2008.
4. Зачиняев П.Н., Фалъкович Н.С. География международного туризма. М.: Мысль, 1972.
5. Крючков А.А. История международного и отечественного туризма. М.: Луч, 1999.
6. Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства: международное разделение труда. М.: Аспект-Пресс, 2006.
7. Нешков М. Пътнически агенции и пътнически транспорт. Варна: Университетско издательство, Иконо-мически университет, 1996.
8. Словарь Античности. М.: Прогресс, 1989.
9. Шпилько С.П. Туризм и разделение труда // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Тр. Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 27-28 апреля. 2006 г. М.: РИБ "Турист", 2006. С. 30-39.
10. Human resources development, employment and globalization in the hotel, catering and tourism sector: Report Int. Labors Office. Geneva: ILO, 2001.
11. Tourism Market Trends. Europe / World Tourism Organization. Madrid: WTO, 2003.
12. World Investment Report 2004: The Shift Towards Services. Overview/UNCTAD. N.Y.; Geneva: United Nations, 2004.
13. World's Top Tourism Destinations by Tourist Arrivals / World Tourism Organization (www.world-tourism.org/ facts/menu.htm/).
14. Официальный сайт Всемирного совета по путешествиям и туризму (http://www.wttc.org/).
Поступила в редакцию 26.01.2009
A.Yu. Alexandrova
STRUCTURAL-FUNCTIONAL ANALYSIS OF THE WORLD TOURISTIC SPACE
Territorial structure of the world tourist market based on the social division of labor is discussed. Stages of general and specific labor division in the sphere of tourism have been identified. Spatial polarization of the world tourist market is described, as well as formation of modern central-peripheral structure of the global touristic space with its Centre, Semi-Periphery and Periphery and links between them. This model facilitates the analysis of tourism within the context of world development.
Key words: world development, social division of labor, world tourist market, touristic industry, global touristic space, centre-periphery structure, touristic flows.