Научная статья на тему 'Региональные интеграционные группировки и развитие международного туризма'

Региональные интеграционные группировки и развитие международного туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1275
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международный туризм / региональные интеграционные группировки / региональная интеграция / трансграничное сотрудничество / Европейский союз / АСЕАН / international tourism / regional integration groupings / regional integration / cross-border cooperation / European Union / ASEAN

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ступина Ольга Геннадиевна

Одной из наиболее важных тенденций развития мирового хозяйства в последние годы является рост числа региональных интеграционных группировок. Рассматривается их влияние на развитие туризма, анализируются крупнейшие торговые блоки, их деятельность в туризме и смежных с ним областях. Выделяются три основных направления их деятельности, оказывающих наибольшее влияние на развитие международного туризма: упрощение внутрирегиональных перемещений людей, развитие и маркетинг, трансграничное сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the most important trends of the global economy in recent years is the growing number of regional integration groupings. Examines their influence on tourism development, analyzes the major trading blocs, and their activities in tourism and allied fields. There are three main areas of activity that have the greatest influence on the development of international tourism: facilitation of intraregional movement of people, development and marketing, cross-border cooperation.

Текст научной работы на тему «Региональные интеграционные группировки и развитие международного туризма»

УДК 911.3:338.48(100)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

© 2011 г. О.Г. Ступина

Московский государственный университет, Moscow State University,

ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, г. Москва, 119991, GSP-1, Leninskie Gory, 1, Moscow, 119991,

nauka@geogr.msu. ru nauka@geogr.msu. ru

Одной из наиболее важных тенденций развития мирового хозяйства в последние годы является рост числа региональных интеграционных группировок. Рассматривается их влияние на развитие туризма, анализируются крупнейшие торговые блоки, их деятельность в туризме и смежных с ним областях. Выделяются три основных направления их деятельности, оказывающих наибольшее влияние на развитие международного туризма: упрощение внутрирегиональных перемещений людей, развитие и маркетинг, трансграничное сотрудничество.

Ключевые слова: международный туризм, региональные интеграционные группировки, региональная интеграция, трансграничное сотрудничество, Европейский Союз, АСЕАН.

One of the most important trends of the global economy in recent years is the growing number of regional integration groupings. Examines their influence on tourism development, analyzes the major trading blocs, and their activities in tourism and allied fields. There are three main areas of activity that have the greatest influence on the development of international tourism: facilitation of intraregional movement of people, development and marketing, cross-border cooperation.

Keywords: international tourism, regional integration groupings, regional integration, cross-border cooperation, European Union, ASEAN.

Региональная экономическая интеграция наряду с глобализацией является характерной чертой развития мирового хозяйства. Практически все страны мира в настоящее время затронуты данными процессами, поскольку объединение рынков товаров, услуг, капиталов, труда, технологий, а также унификация налогового, таможенного и инвестиционного режимов позволяет странам-участницам того или иного интеграционного объединения повысить их экономическую эффективность и конкурентоспособность в международном разделении труда.

Региональная экономическая интеграция зародилась в Западной Европе в конце 1950-х гг. и под влиянием демонстрационного эффекта позже распространилась на другие макрорегионы мира. На протяжении второй половины XX - начала XXI в. наблюдалось значительное увеличение числа региональных торговых соглашений, а также расширение сфер их компетенции (по данным ВТО, по состоянию на 31.07.2010 г. в мире насчитывалось 474 региональных торговых соглашения, 283 из которых - действующие [1]). Этот же период был отмечен интенсивным развитием мирового туристского рынка. Так, число международных прибытий путешествующих лиц увеличилось с 25,3 млн чел. в 1950 г. до 880 млн туристов в 2009 г. [2].

Расширение и углубление региональной интеграции в последнее время, а также увеличение конкуренции на глобальном туристском рынке вызвали интерес ученых к изучению влияния этих процессов на развитие международного туризма. В конце 1990 - начале 2000-х гг. в зарубежной экономической и географической лите-

ратуре стали появляться исследования, посвященные данной тематике. Среди них наиболее значимыми являются работы американского географа Д. Тимоти, а также ряда европейских и азиатских ученых (К. Ана-стасиаду, Т. Чанг, К. Гхимире и др.). Отечественные исследования по данной тематике отсутствуют, однако изучение проявлений региональной интеграции в туризме крайне важно, поскольку от владения и эффективного использования ее инструментов во многом зависит положение страны в международном туристском разделении труда.

Существующие в настоящее время региональные группировки значительно различаются по географическому охвату, числу и уровню развития входящих стран, институциональной форме и глубине интеграции (таблица). Однако общей для них целью является устранение барьеров для торговли товарами и услугами между государствами-членами, что подразумевает дискриминацию по отношению к третьим странам. В самом простом виде региональные соглашения предусматривают постепенное устранение тарифов на торговлю товарами внутри интеграционного объединения, кроме того, многие включают отказ от нетарифных ограничений, а также распространяются на либерализацию в области иностранных инвестиций и некоторых других сферах. Целью более интегрированных региональных группировок является формирование экономического союза, что включает создание совместных исполнительных, судебных и законодательных институтов.

Сравнение некоторых региональных интеграционных группировок, 2008 г.

Показатель ЕС НАФТА КАРИКОМ АСЕАН САДК

Год создания 1957 1994 1973 1967 1992

Число членов 27 3 15 10 15

Численность населения, млн чел. 496,87 443,72 16,69 573,87 263,50

Общая площадь, млн км2 4,18 20,20 0,43 4,33 9,65

ВВП (по текущему курсу), трлн дол. 18,33 16,68 0,07 1,50 0,47

ВВП на душу населения (по текущему курсу), тыс. дол. 36,89 37,60 4,0 2,61 1,79

Число международных туристских прибытий, млн 379,94 97,72 5,96 61,74 21,05

Доходы от международного туризма, млрд дол. 391,48 138,93 7,46 59,90 13,21

Источник: рассчитано по World Development Indicators, 2011 [3]; World Tourism Organization, 2010 [2].

Деятельность большинства интеграционных блоков так или иначе оказывает влияние на развитие индустрии путешествий, так как устранение барьеров между странами стимулирует кооперацию в области туризма среди государств-членов и способствует увеличению поездок путешествующих лиц в пределах регионального объединения. Однако степень и формы вовлеченности интеграционных группировок в функционирование туристского рынка существенно различаются, и зависят от уровня развития стран-участниц, а также от роли туристского сектора в структуре национальных хозяйств. Например, в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) совместным действиям в области туризма уделяется значительно меньшее внимание по сравнению с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) или Карибским сообществом (КАРИКОМ), для стран-членов которых туризм играет ключевую роль в структуре национальных доходов.

Изучение деятельности ряда региональных группировок стран позволило выделить три основные направления, оказывающие наибольшее влияние на развитие туризма: упрощение трансграничных перемещений людей и соответственное увеличение туристских потоков; развитие и маркетинг; трансграничное сотрудничество. Ниже приведено описание каждого из указанных пунктов, которое сопровождается примерами из практики.

1. Свободное передвижение людей в пределах интеграционных группировок оказывает наибольшее влияние на развитие туристской деятельности стран-участниц. Некоторые торговые соглашения в качестве одной из своих целей ставят упрощение процедур пересечения границ для граждан стран-членов и иногда для резидентов прочих государств. Кроме того, отдельные соглашения подразумевают свободное перемещение факторов производства в рамках регионального объединения, в том числе рабочей силы.

Наибольшие успехи в этой области достигнуты в рамках Европейского союза (ЕС). Граждане ЕС имеют право работать в любой стране группировки, что способствует беспрепятственному перемещению людей, занятых в сфере туризма. Полная отмена виз для граждан ЕС при перемещении внутри блока в 1993 г. резко увеличила число внутрирегиональных туристских поездок и способствовала значительному развитию индустрии путешествий Старого Света. Вступление в силу

Шенгенского соглашения в 1995 г. предоставило такие же возможности для туристов из прочих государств при поездках в большинство стран ЕС. Согласно этому договору, внутренние границы подписавших его государств были устранены и заменены одной общей внешней границей. Это также в большой степени способствовало развитию европейского рынка путешествий в середине 1990-х гг., поскольку туристы из стран, неявляющихся членами ЕС, получили возможность за одну поездку посетить несколько стран [4, с. 326].

По пути ЕС в настоящее время идет АСЕАН, уже отменившая визы для резидентов стран-участниц при перемещении внутри региональной группировки и намеревающаяся ввести единую визовую систему, которая позволит гражданам прочих государств въезжать в любую из десяти стран АСЕАН по одной визе.

Устранение паспортно-визовых формальностей на внутренних границах большинства интеграционных группировок сталкивается с рядом трудностей. Они, как правило, связаны со значительной дифференциацией стран-участниц по уровню их социально-экономического развития, а также политической нестабильностью в некоторых государствах, что создает риск возникновения потока мигрантов и террористов [5, с. 260].

2. Осуществление совместного продвижения и маркетинга в рамках интеграционного объединения позволяет значительно сократить затраты на продвижение направления, а также повысить конкурентоспособность региона на мировом туристском рынке. По сути, региональные экономические альянсы, особенно находящиеся на высоком уровне интеграции, формируют общий рынок, подобный национальному. Страны, входящие в состав такого объединения, становятся единой, более крупной, туристской дестина-цией, что способствует росту числа посетителей в регионе, увеличению продолжительности их пребывания и, соответственно, расходов, которые путешествующие лица несут во время поездки. Кроме того, эффект масштаба способствует установлению более низких цен на рынке.

На практике не все страны стремятся осуществлять совместные меры по продвижению регионального объединения в качестве единого направления. В проведении совместного маркетинга, прежде всего, заинтересованы страны Полупериферии и Периферии глобального туристского пространства, в то время как государства Центра больше тяготеют к самостоя-

тельности. (Проблемы неоднородности мирового туристского пространства, его центро-периферическая структура подробно раскрыты А.Ю. Александровой в работе «Структурно-функциональный анализ туристического пространства мира», где выделяется Центр, образованный наиболее развитыми в туристском отношении странами (Франция, Германия, Великобритания, Испания, Италия, Австрия, Швейцария, США, Канада, Япония), отсталая Периферия (латиноамериканские страны, отсталые государства Африки и Южной Азии) и Полупериферия (новые индустриальные страны Азии, государства Центральной и Восточной Европы), занимающая промежуточное положение [6]).

Например, на уровне ЕС подобные меры носят ограниченный характер и в основном являются прерогативой национальных туристских организаций, которые, как правило, выступают против совместных маркетинговых мероприятий. Европейская комиссия финансировала создание единого Интернет-портала www.visiteurope.ru. Сайт был запущен в марте 2006 г., он в основном ориентирован на США, Австралию, Канаду и Бразилию - крупные рынки выездного туризма, в силу большой удаленности от Старого Света рассматривающие ЕС в качестве единого туристического направления. Нежелание проведения более широких маркетинговых мероприятий в рамках объединенной Европы обусловлено, прежде всего, большим разнообразием известных туристских дестинаций и продуктов внутри региона и, как следствие, острой конкуренцией между ними. Кроме того, львиная доля потока путешествующих лиц и доходов от международного туризма в ЕС формируется за счет внутрирегиональных поездок, что снижает значимость общеевропейских мероприятий по продвижению ЕС как единого направления на мировом туристском рынке. Так, в 2007 г. около 72 % доходов государств ЕС от международного туризма было сформировано за счет перемещений резидентов стран ЕС в границах объединения [7, с. 4].

В АСЕАН, где туризм признан в качестве одного из приоритетных направлений интеграции на пути формирования экономического сообщества, совместному продвижению и маркетингу уделяется повышенное внимание. На XIV совещании министров стран АСЕАН в январе 2011 г. был разработан «Стратегический план АСЕАН в области туризма на 2011-2015 гг.», который предполагает продвижение Юго-Восточной Азии как целостного туристического направления, разработку единых стандартов туризма АСЕАН и общей системы сертификации, а также введение единой визовой политики. Совместные маркетинговые мероприятия осуществляются этими странами уже на протяжении двадцати лет. Начиная с 1992 г. здесь периодически проводятся так называемые годы посещения АСЕАН («Visit ASEAN Year» (1992), «Visit ASEAN Millennium Year» (2002)). Созданы Интернет-порталы: www.asean-tourism.com (носит информационный характер) и www.southeastasia.org, где можно не только получить информацию о существующих туристских направле-

ниях и видах отдыха в регионе, но и забронировать номер в отеле, тур или билет на самолет. Кроме того, на крупнейших международных туристских выставках национальные туристские организации стран-членов АСЕАН также призваны совместно представлять направление с целью формирования целостного образа региона, в том числе среди инвесторов и профессиональных участников рынка.

3. Трансграничное сотрудничество. Одной из отрицательных сторон процессов региональной интеграции может стать увеличение разрыва в уровне экономического развития между странами-участницами интеграционного объединения. Для уменьшения проявления этого негативного эффекта и нивелирования социальных и экономических диспропорций внутри региональных группировок в рамках некоторых, наиболее зрелых соглашений, создаются инициативы регионального развития.

В ЕС туристский сектор признан одной из сфер, способной содействовать решению проблем территориального развития, как в границах всего объединения, так и в пределах отдельных стран-участниц. Финансирование трансграничного сотрудничества в рамках региональной политики осуществляется из средств Европейского фонда регионального развития (ЕФРР). В современном программном периоде (2007 - 2013 гг.) на цель «европейское территориальное сотрудничество» выделено 7,75 млрд евро (2,5 % ЕФРР), из которых 73,9 % предусмотрено для финансирования трансграничного сотрудничества, 20,9 % - транснационального сотрудничества, 5,2 % -внутрирегиональной кооперации [8, с. 41].

Начиная с конца 1950-х гг. в странах Западной Европы создаются различные трансграничные структуры, наиболее распространенными формами которых являются рабочие сообщества и еврорегионы, их количество к настоящему времени уже превысило 100 единиц. Туризм является важной составляющей трансграничного сотрудничества в Европе. Например, в еврорегионе «Боденское озеро» (Alpenrhein-Bodensee-Hochrhein), возникшем в рамках крупного трансграничного туристского района, включающего австрийскую землю Форарльберг, немецкие Баварию и Баден-Вюртемберг, княжество Лихтенштейн и некоторые кантоны Швейцарии, значительная часть реализуемых проектов относится к сфере путешествий. Почти во всех существующих еврорегионах важной составляющей является реализация транспортных инфраструктурных проектов, что оказывает существенное влияние на развитие их туристских комплексов.

В АСЕАН финансовая поддержка трансграничных инициатив значительно меньше, чем в ЕС. Здесь большинство усилий сосредоточено на создании трех «треугольников экономического роста» и развитии субрегиона Большой Меконг (совместный проект с Китаем для реализации экономического потенциала стран, расположенных вдоль реки Меконг - Мьянмы, Камбоджи, Вьетнама, Лаоса, Таиланда и провинции Юннань КНР). В сфере туризма примером такого сотрудничества может служить кооперация на границах Индонезии (о-ва Риау), Малайзии (штат Джохор) и Сингапура. Этот треугольник развивается, используя сконцентрированные

на относительно небольшой территории, но разделенные государственными границами объекты рекреации и транспортной инфраструктуры: аэропорт и пассажирский порт Сингапура, курорты Малайзии и Индонезии с их высококлассными пляжами и полями для гольфа и относительно недорогим обслуживанием.

Подводя итог изучению основных направлений деятельности региональных интеграционных группировок, оказывающих воздействие на функционирование мирового туристского рынка, следует отметить, что региональные торговые соглашения оказывают существенное влияние на развитие международного туризма, что скорее является естественным результатом действия интеграционных процессов, чем специальных мер, направленных на поддержание туризма в том или ином регионе. Проведение наднациональной туристской политики, даже в наиболее зрелых интеграционных группировках, пока находится на начальной стадии.

Литература

1. Regional trade agreements // WTO. 2010. URL: http://www. wto.org/english/tratop_e/region_e/region_e.htm (дата обращения: 18.04.2011).

Поступила в редакцию

2. Tourism Highlights 2010 Edition // UNWTO. 2010. URL: http://www.unwto.org/facts/eng/highlights.htm (дата обращения: 18.04.2011).

3. World Development Indicators // The World Bank. 2011. URL: http://www.data.worldbank.org/indicator (дата обращения: 18.04.2011).

4. Anastasiadou C., de Sausmarez N. The role of Regional trading blocs in the development and management of tourism: an analysis of the European Union and the Association of Southeast Asian Nations // International j. of tourism research. 2006. № 8. P. 317 - 332.

5. Timothy D. J. Supranationalist alliances an tourism: insights from ASEAN and SAARC // Current issues in tourism. 2003. № 3. P. 250 - 266.

6. Александрова А.Ю. Структурно-функциональный анализ туристического пространства мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2009. № 4. С. 21 - 26.

7. EU residents spent €94.2bn outside the EU for travel purposes in 2007 // Eurostat: Statistics in Focus. 2009. № 23. 8 p.

8. Council Regulation (EC) No 1083/2006 of 11 July 2006 laying down general provisions on the European Regional Development Fund, the European Social Fund and the Cohesion Fund and repealing Regulation (EC) № 1260/1999 // Official J. L 210. 31.7.2006. P. 25 - 78.

29 апреля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.