Научная статья на тему 'Чтение и письмо в викторианскую эпоху как досуговая практика аристократического класса'

Чтение и письмо в викторианскую эпоху как досуговая практика аристократического класса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
513
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / ДОСУГ ВИКТОРИАНЦЕВ / ЧТЕНИЕ / ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР / СОЦИАЛЬНЫЕ РОМАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чтение и письмо в викторианскую эпоху как досуговая практика аристократического класса»

Сайранова У.Ш., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент М.А. Оболонкова

Чтение и письмо в викторианскую эпоху как досуговая практика аристократического класса

Досуг как социальное явление - отражение общественной и духовной сущности человека. Его содержание зависит от историко-культурного контекста и меняется вместе с господствующей в обществе системой ценностей. Характер досуга определяется укладом жизнедеятельности людей, сложившимися традициями и обычаями, социальными нормами, правилами, эстетическими предпочтениями (Александрова, 2002, эл. ресурс). В Викторианскую эпоху появился досуг в современном его понимании.

Досуг викторианцев имел множество граней: рисование, рукоделие, танцы, спорт, карты, клубы, музыка. У каждого человека был свой определенный набор досуговых практик, соответствующий личным предпочтениям и, что важно, гендерной принадлежности. Так, женщина не могла посещать клубы, а мужчина оказался бы в неудобном положении, застань его кто-то за вышиванием. Среди общих для мужчин и женщин видов досуга важное место занимали чтение и письмо.

Чтение было привилегией аристократического класса. Ни один истинный джентльмен не представлял своей жизни без газет. Утро начиналось с того, что к завтраку подавалась и газета. Это был почти священный ритуал для джентльмена. У каждого мужчины были свои газетные предпочтения. Выбрав свое издание в молодости, джентльмен почти никогда не изменял ему, как герой Ж. Верна Филеас Фогг, который ежедневно в одно и то же время читал свежую «Таймс» (Верн, 1956, эл.ресурс). Азнаворианц-Азнауров отмечал: «Отличительной чертой теперешних англичан является то, что они почти не читают заграничных газет, книг, журналов и не признают ничего заграничного: у них все лучшее -и материи, и кожи, и газеты, и взгляды, и порядки» (Азнаворианц-Азнауров, 1905, с.7). Герой романа У. Теккерея «Книга снобов» описывал джентльмена почтенного возраста, который любил расположиться на вечернем выпуске «Таймс», причем «Морнинг кроникл» он держал на коленях, «Генералд» у него был засунут между сюртуком и жилетом, «Стандарт» под мышку справа, «Глобус» под мышку слева, а сам он при этом читал «Дейли ньюз», но позже он еще попросил «Панч» у своего соседа, который только что смеялся при чтении этого журнала (Теккерей, 2011, эл.ресурс).

Заметим, что издание газет было прибыльным делом, хотя стоимость газеты была невелика (2-6 шилл.) (London News). Тиражи постоянно росли. Газеты, содержавшие разнообразные материалы о политике, экономике, светской жизни, спорте, о бракосочетаниях, смерти и др., были едва ли не единственным источником информации о событиях и жизни людей в стране и за ее рубежом в то время.

Большой популярностью у викторианцев пользовались романы. Неудивительно, что у А. Конан Дойла доктор Ватсон был повергнут в шок

полнейшим незнанием литературы мистером Шерлоком Холмсом (Дойль, 1887, эл.ресурс).

Особое место в литературе эпохи занимали «социальные романы». Романы Ч. Диккенса («Домби и сын», «Николас Никльби», «Оливер Твист»), У. Теккерея («Карьера Барри Линдона», «Ярмарка тщеславия», «Из записок Желтоплюша», «Книга снобов, написанная одним из них») - своеобразные энциклопедии викторианской жизни, имевшие массу читателей.

Автором социальных романов был даже премьер-министр Б. Дизраэли, один из любимых писателей самой королевы Виктории. Первый его роман (1844 г.) провозглашал идеалы «Молодой Англии» — объединение всех социальных слоев нации в лоне эстетизированной государственной церкви под отеческим попечением земельной аристократии, омоложённой слиянием с новым классом промышленников, и под высшим протекторатом природного отца нации — монарха. Так свою литературную работу в её лучшей части Дизраэли сделал средством пропаганды своих социально-политических взглядов (Биография Б.Дизраэли, эл.ресурс).

Особую популярность в Викторианскую эпоху получил эпистолярный жанр. Недаром именно в Англии в 1820 г. торговцем бумаги Бревером из Брайтона был изобретён конверт. В Англии же в 1840 г. после проведения почтовой реформы Хилла был осуществлен первый в мире выпуск почтовой марки (Фрик, 2011, с.599). Эти события связаны с новым этапом в развитии эпистолярного жанра, характеризующимся невиданным всплеском его популярности. Для исследователя письма викторианцев - ценный источник историко-культурной информации, позволяющий рассмотреть эпоху «изнутри». Именно в этом аспекте изучение эпистолярия имеет наиболее давние традиции (Там же).

Не менее важен и взгляд «снаружи». В начале 1860-х гг. Великобританию посетил И. С. Тургенев, который в письмах П.В. Анненкову делился своими впечатлениями: «С тех пор как я не писал Вам, я был в Англии - и, благодаря двум-трем удачным рекомендательным письмам, сделал множество приятных знакомств, из которых упомяну только Карлейля, Теккерея, Дизраели, Маколея; - если бы я не уехал так скоро, меня хотели представить Палмерстону, принцу Альберту (меня и так познакомили с герцогом Омгальским)...» (Тургенев, мемуары, эл.ресурс). Безусловно, такие знакомства были чрезвычайно важны и интересны русскому писателю, поскольку его представили высшему свету британской литературы того времени, что вряд ли было возможно без рекомендательных писем. Оценивая значение писем писателей, М.П. Алексеев подчеркивал: «Писательские эпистолярии не только историческое свидетельство: они имеют черты "отличные" от любого другого бытового письменного памятника, архивной записи или даже прочих эпистолярных документов: письмо находится в непосредственной близости к художественной литературе и может порой превращаться в особый вид художественного творчества, видоизменяя свои формы в соответствии с литературным развитием, сопутствуя последнему

или предупреждая его будущие жанровые и стилистические особенности» (Фрик, 2011, с.599).

Интересна судьба дневниковых записей королевы Виктории, тоже очень распространенного вида письменной практики. Виктория вела дневники с 13-ти лет. Эти ежедневные записи трансформировались в мемуары. Превращение дневника из банальных прикладных записей в литературный жанр стало возможно тогда, когда частный человек стал интересен не только самому себе, но и окружающим. Ведь дневниковые записи фиксируют опыт, который читателем расценивается одновременно как уникальный и всеобщий. История интересна нам, когда она воплощена в мыслях и чувствах конкретных людей - таких же, как мы сами (Кобрин, 2003, эл.ресурс).

Перед смертью Виктория поручила своей младшей дочери Беатрис отредактировать эти записи перед тем, как их отправят в архив и опубликуют. Принцесса провела за редактированием журнала матери тридцать лет, она переписала от руки все записи, а оригинал сожгла, завершив свою миссию в 1931 г. Сейчас 111 томов записей Королевы Виктории хранятся в Королевском Архиве в Виндзорском замке (Дневник королевы, эл.ресурс).

Виктория, как и многие другие ее современники, зачитывалась мемуарами Фанни Бёрни, английской писательницы, дочери известного органиста и композитора Чарлза Бёрни. Для потомков Фанни Бёрни осталась едва ли не исключительно автором дневников, которые вела на протяжении жизни и которые были изданы после её смерти. Таковы «Ранние дневники» (опубл. 1889), которые дают картину литературной и общественной жизни Британии тех лет, и более поздние «Дневники и письма» (опубл. 1842— 1846), в которых много места уделяется подробностям придворного быта (Биография Ф.Берни, эл.ресурс).

Более известны современному читателю мемуары А. Кристи «Автобиография», в которой писательница рассказывает о своей жизни с раннего детства: учебе, танцах, нарядах, балах, то есть обо всем том, что наполняло ее жизнь (Кристи, автобиография, эл.ресурс).

В 1839 г. во Франции вышла книга Юлии Гуро «Мемуары куклы», а в 1864 г. - ее же «Переписка двух кукол». Повествование в книгах ведётся от лица куклы. Описывается повседневная жизнь, приключения, приёмы, кукольные балы (История фарфоровой куклы, эл.ресурс). Обе книги расходятся по миру, переводятся на русский и английский языки. Популярность книг во многом объясняется популярностью жанра писем и мемуаров.

Можно заключить, что в жизни викторианцев письма, дневники и мемуары как досуговая практика играли большую роль. Они позволяли выразить отношение реальных людей к реальным событиям в их личной жизни, что важно для изучения микроистории, и к событиям в стране и мире, что помогает объемному исследованию исторической реальности эпохи.

Чтение служило мужчинам источником информации, женщины же в большей степени находили в чтении способ сублимации социальной активности.

Эпистолярный жанр стал популярен и как форма изложения своих мыслей интимного характера (дневник) и как способ представления своих мыслей на суд общественности (мемуары).

Список источников и литературы

1.The Illustrated London News. [Электронный ресур]. - Режим доступа к статье -www.ru.wikipedia.org/wiki/The_Illustrated_London_News

2.Азнаворианц-Азнауров Ф.М. Мысли очевидца об Англии, С.-Б., 1905.с.7

3.Александрова, А.Ю. Международный туризм [Электронный ресурс] : учебник / А.Ю. Александрова. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 470 с. - Режим доступа : http://tourlib.net/books_tourism/aleks.htm.

4.Анненкову, П.В. Письма (1855-1858).Мемуары и переписка .Тургенев Иван Сергеевич. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье - www.ivan-turgenev.ru/memyari/083-241.html

5.Берни, Ф.. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье -www.ru.wikipedia.org/wiki/Бëрни,_Фанни

6.Верн, Ж. Вокруг света за восемьдесят дней. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье - www.lib.ru/inofant/vern/arndwrld.txt

7.Дизраэли, Б. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ru.wikipedia.org/wiki/ Дизраэли,_Бенджамин

8.Дойль, Артур Конан. Этюд в багровых тонах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lib.ru/AKONANDOJL/sh_scarl.txt

9. История фарфоровой куклы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье -www.izuminki.com/2012/12/09/i storiya-farforovoj -kukly/

10.Кобрин К. Похвала дневнику. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье -www.magazines.russ.ru/nlo/2003/61/kobrin-pr.html

11.Кристи, А. Автобиография. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье - www.e-reading-lib.org/book.php?book=109082

12. Теккерей, У.М. Книга Снобов, написанная одним из них. [Электронный ресурс]. -Режим доступа к статье - www.royallib.ru

13. Фрик, Т.Б. Переписка Н.М. Карамзина с членами царствующего дома как литературный факт (к постановке проблемы). Вестник науки Сибири. 2011. - №1 (1). С. 599.

14. Цитаты из дневника королевы Виктории. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье - http://www.ahmadtea.ua/371/

Сезонова Л. А., исторический факультет,

кафедра культурологии Научный руководитель: к. ф. н., доцент Маленьких А. Н.

Аспекты изучения творчества лысьвенского драматического

театра им. А. А. Савина

Лысьвенский драматический театр им. А. А. Савина исследуется нами уже 4 год. Это провинциальный театр, который находится в городе Лысьва. 8 июня 1944 года Комитет по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР издал указ об организации Лысьвенского государственного драматического театра (Савина, 2009, с.3). Датой его основания считается 7 октября 1944 года. Именно тогда театр открыл свой первый сезон спектаклем Ф. Кнорре «Встреча в темноте».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.