Список источников и литературы
1. Абрамова, И.И. Значение «Гранд-тур» в образовании и воспитании джентльмена // Ярославский педагогический вестник. - 2006. - № 3. - С. 75-82
2. Александров Н.Н. Уильям Теккерей. Его жизнь и литературная деятельность. - 1891. -80 с.
3. Гаскелл, Э. Крэнфорд. - М., 2012, 299 с.
4. Кенвуд. Жизнь и творчество Ч. Дарвина, в 3-х томах, - М., 1987.
5. Крючкова, Н.Д. Образ жизни британской элиты в третьей четверти XIX века: Дис. канд. ист. наук. - Ставрополь, 2004. - 247 с. - 97 с.
6. Некрасов А.Д. Чарлз Дарвин. - М., 1957, 472 с.
7. О Лондоне и об англичанах, С.-П., 1908. - с. 50. - 21 с.
8. Пирсон, Х. Диккенс. Перевод с английского М. Кан. М., 1963. - 512 с.
9. Теоретические основы географии туризма. А.Ю. Александрова. [Электронный ресурс] -Режим доступа к статье -http://www.sgu.ru/files/nodes/9769/02.pdf
10. Честерфилд Ф.Д.С. Письма к сыну. - М., 2013. - 368 с.
11. Экономика Великобритании. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье -http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Великобритании
Тутынина Н.В.
Исторический факультет, магистрант Научный руководитель: к.и.н., доцент Женина Л.В.
Роль земства Пермской губернии в распространении культуры сельскохозяйственного и ремесленного производства
В нашей стране идет процесс реформирования системы образования, создания новых образовательных программ, методологических технологий и систем, позволяющих обеспечить образованию целостность и эффективность, отвечающих высоким мировым стандартам. Особое место в этом процессе имеет опыт земских органов самоуправления XIX века.
Ближайшая цель всякой школы - общеобразовательная, однако земские гласные осознавали необходимость включения и тех отраслей знаний, которые отвечали бы требованиям практической жизни, например, знания сельскохозяйственные, коммерческие, технические и др. Так, например, на очередном Пермском губернском земском собрании в 1879 году отмечалось: «В общеобразовательном курсе школы должно быть полное изучение сил и явлений природы и других самых разнообразных отраслей знаний, которые развивали бы среди населения сознательное отношение к оценке явлений общественной жизни и облегчили бы тяжесть их физического труда» (Журналы Пермского губернского земского собрания, 1889, с. 12).
При содействии земства в Пермской губернии открывались четвертые сельскохозяйственные отделения при народных училищах. Совещание преподавателей этих учебных заведений в 1900 г. продемонстрировало различное отношение к подобным учреждениям. Директор народных училищ
А.П. Раменский в 1901 году в Сборнике Пермского земства высказал недовольство тем, что происходит уклонение от предполагавшейся первоначально организации, что «отделения приняли характер научно-образовательно-прикладных учебных заведений, и не имеют связи с местными народными школами» (Раменский, 1901, с.33).
В журнале Пермского губернского очередного земского собрания в 1879 г. перспективу развития данных учебных заведений обрисовал заведующий отделением общей статистики губернского земства Владимирский. Он констатировал, что «деревня до неузнаваемости изменилась, прежний застой её нарушен напором новых веяний, умственный кругозор крестьянина расширен, возникли новые запросы, новые умственные интересы». Он полагал, что «почва для широкой просветительской работы в деревне готова» (Журналы..., 1879, с.13). Он назвал четвертые сельскохозяйственные отделения народных училищ «будущими народными университетами», которые должны взять на себя популяризацию научных знаний.
Как отмечал Б. Б. Веселовский «Восприятие нововведений должно было стать осознанным. Воздействовать на сознание крестьян необходимо не только через распространение знаний, но и через демонстрацию достижений, убеждение в качестве нововведений» (Веселовский, 1909, с. 218). Только в этом случае, по мнению Б. Б. Веселовского, можно было говорить о действительной мо дернизации сельскохозяйственного производства.
В начале 1899 г. по данным, опубликованным в Пермской земской неделе, в с. Камгорт «в отделении состояло 30 учеников, из них в старшей группе - 12, и в младшей - 18. Ученики летом занимались полевыми работами на опытном хозяйстве» (Пермская земская неделя, 1907, с. 8).
По свидетельству Пермской земской недели за 1907-1911 гг. одним из направлений внешкольного образования жителей Чердынского уезда можно считать получение сельскохозяйственных знаний в зимний период времени, «чтобы длинный зимний период в селах проводился с желательным интересом и с возможною для местного населения пользой» (Там же, с.7).
Одним из средств, ведущих к получению сельскохозяйственных знаний, по мнению земских гласных, следует считать более полное использование грамотности, путем чтения печатных книг, газет и журналов, как общего содержания, так и особенно специального, сельскохозяйственного. На земском собраний Чердынского уезда так же указывалось на пользование книгами из школьных библиотек как на «один из ближайших способов, получения сельскохозяйственных знаний» (Там же, с. 23).
Земский гласный того же уездного земского собрания в письме опубликованном в Пермской земской неделе отмечал: «В сознание наших поселян - земледельцев, по крайней мере, лучших из них, начинает входить прочное убеждение в крайней необходимости приобретения сельскохозяйственных знаний. В этом приходится убеждаться из разговоров со многими крестьянами» (Там же, с. 14). По мнению земских гласных «пользу этих знаний следует видеть не только в том, что они дают ясное указание, как нужно делать то или другое практическое дело, но еще и в том, что они развивают ум человека, делают его более восприимчивым ко всяким добрым
влияниям» (Шилов, 1995, с. 23). Воспитывается самодеятельность, усиливается энергия человека, то есть его трудолюбие и желание постоянно работать с пользой для себя и других.
В Чердынском уезде одним из эффективнейших средств распространения сельскохозяйственных знаний можно считать сельскохозяйственные курсы. Первые сельскохозяйственные курсы в уезде открылись в 1913г. Занятия на курсах заключались в осмотре устроенных ко времени съездов сельскохозяйственных выставок, в испытании одноконных плугов разных типов и в обсуждении различных вопросов местного хозяйства на общих заседаниях.
Кочевские сельскохозяйственные курсы для взрослых проводились Чердынским уездным земством с 23 февраля по 20 марта 1913 г. при земском опытном хозяйстве. Лекции читались в земской школе. От земства курсистам было выдано пособие по 8 руб. в месяц и оплачен проезд от места жительства до с. Кочево и обратно по 3 копейки за версту, живущим от Кочева далее 30 верст. Жители Кочева пособия в размере 8 рублей не получали. В свободное время курсистами читались книги, которые они получали из библиотеки, организованной для курсов.
В начале XX в. в Пермской губернии появилась целая сеть профессионального ремесленного образования. Это, прежде всего низшие ремесленные школы, ремесленные классы при низших сельскохозяйственных училищах, при земских фермах, при приютах, учебные мастерские. Земство полагало, что приблизить школу к населению, сделать обучение ремеслу доступным широким массам возможно только при значительном количестве школ и мастерских.
Четыре ремесленных отделения Чердынское уездное земское собрание решило открыть в селах Камгорт, Пянтег, Коса, Гайны.
Что касается, профессионального ремесленного образования, то в 1912 -1913 гг. доклад земской управы насчитывает в Пермской губернии 45 профессиональных учебных заведений. В большинстве случаев профессиональные учебные заведения находились в городах (Пермская земская неделя, 1915 - 1917гг., с. 12).
Анализируя историко-статистические таблицы по Пермской губернии П.А. Голубева, можно увидеть, что «в Чердыни существовало всего 1 профессиональное училище» (Голубев, 1904, с.23). Содержалось оно полностью на ассигнования земства. Деятельность Чердынского уездного земства наглядно показала нам, что изменение традиционной сельскохозяйственной культуры только при внешнем воздействии было невозможно. Свидетельством этого может послужить значительное расширение сети сельскохозяйственных и ремесленных учебных заведений, распространение среди населения усовершенствованных сельскохозяйственных орудий и машин, которое способствовало улучшению качества сельскохозяйственного и ремесленного производства.
Единственными представителями интеллигенции в деревне являлись учителя народных школ и духовенство. Но в деле агрономической помощи, в деле проведения агрономических знаний и умений учителя могли быть полезными лишь в ограниченной степени. Они могли только знакомить население с разными отраслями знаний путем бесед, чтений и разговоров. Наглядного же примера они дать не могли, потому что земли при школах, по большей части, совсем не было, или была, но очень мало.
И земствами и правительственными учреждениями было признано, что одним из способов проведения агрономических знаний и умений в полуграмотную и некультурную деревню следует считать организацию образцово - показательных хозяйств.
Образцово - показательные хозяйства устраивались на принадлежащих отдельным хозяевам - крестьянам надельных землях, отведенных к одному месту, купленных у крестьянского банка и даже временно арендованных.
Съездом агрономических смотрителей в 1895г. был разработан проект преобразования образцовых хозяйств в опытно - показательные. В вопросах финансирования гласные Пермского Губернского земства проявили чрезмерную осторожность. Гласные заявляли, что «деньги, испрашиваемые на опытно- показательные хозяйства большие, а польза неизвестна. Член управы гласный Теплоухов доказывал полезность показательных хозяйств, говоря о них как о «служащих проводником в население понятий о современной обработке почвы и употреблении усовершенствованных сельскохозяйственных орудий» (Пермская земская неделя, 1907 - 1911гг., с. 22). По свидетельству Теплоухова: «В показательных хозяйствах под надзором и руководством земских и правительственных агрономов применяются уже испытанные и неподлежащие сомнению в их полезности и надежности технические приемы. Данный путь распределения агрономических знаний и умений, до некоторой степени новый, но при некультурности местного населения, единственно верный и надежный, по мнению Теплоухова, может оказать сильное влияние на население и ускорить преобразование крестьянской земледельческой техники» (Там же).
Чрезмерная рачительность земских гласных тормозила распространение данных мероприятий в Пермской губернии. Однако, процесс появления в Пермской губернии опытно- показательных хозяйств проходил довольно активно.
Типичным примером практического воплощения аграрного просвещения в Пермской губернии явилось опытно- показательное хозяйство Чердынского уезда. Местное сельское общество отвело в безвозмездное пользование земству участок земли, на котором создавалось образцовое хозяйство. Цель его основания по свидетельству земского общества «быть проводником усовершенствованных приемов техники сельского хозяйства и вводить улучшенные семена хлебов и трав» (Там же, с.18).
Хозяйство на Кочевском опытно - показательном поле велось согласно плану, утвержденному 35 очередным уездным земским собранием. На полях Кочевского хозяйства введено несколько севооборотов, выделены постоянные делянки, на которых ежегодно производились те или иные опыты. Благодаря
тому, что опыты велись с 1899 г., хозяйство накопило довольно богатый опытный материал, имеющий немаловажное значение для местного населения. Кроме того, хозяйство распространяло улучшенные семена, скот; имелись сортировальные и случные пункты.
Одним из видов показательной деятельности Кочевского образцово -показательного хозяйства являлось сравнение ранней летней вывозки навоза с осенней вывозкой.
На основании приведенных опытов с разновременной вывозкой и заделкой навоза были сделаны следующие выводы: «ранняя летняя вывозка и заделка оказываются наилучшими как для ржи и ячменя, так и для овса; осенняя вывозка навоза с запашкой его после ярового сева повышает урожай ржи, хотя и не в такой степени, как ранняя летняя вывозка, но урожай ячменя и посеянного овса при этой вывозке получается хуже, чем при ранней и позднее летних вывозках; поздняя летняя вывозка значительно понижает урожай ржи, за - то повышает в меньшей степени, чем ранняя летняя вывозка» (Абамалек -Лазарев, 1890, с. 112).
Помимо описанных, на хозяйстве закладывались и другие опыты частичных улучшений, как например: опыты с различными минеральными удобрениями для хлеба и травы; опыты по удобрению торфом; опыты, имеющие целью выяснить норму навозного удобрения; опыты различной заделки семян и прочее.
В культурных успехах, делаемых земледельческой промышленностью наглядным образом убеждают нас отчеты о деятельности земских сельскохозяйственных складов. Хорошо осознавая пользу, приносимую земскими сельскохозяйственными складами, крестьянское население в большинстве случаев, являлось весьма исправным плательщиком за товар, взятый в кредит в земских складах. При существовании уездных земских складов задача губернских земств заключалась, главным образом, в объединении деятельности уездных складов в снабжении их товарами, оборотными средствами из капиталов, находящихся в распоряжении губернских земств.
Сельскохозяйственные склады имелись в Чердыни, в Косе и Юрле, кроме того, продажа производилась в отделениях - Искорском, Шакшерском и Верхне - Язьвинском.
Таким образом, мы видим, что дело распространения сельскохозяйственных знаний, улучшенных сельскохозяйственных орудий и машин в деревне было оформлено земством всеми благоприятными условиями, быстро шло вперед, и крестьянскому населению предоставлялись возможности обзаводиться хорошим инвентарем и тем самым поднимать уровень развития сельского хозяйства в уезде.
В 1892 г. на агрономическом совещании при губернской управе была разработана программа сельскохозяйственных мероприятий. Она содержала как узкопрактические задачи - распространение среди населения сельскохозяйственных знаний, улучшения техники сельского хозяйства, введения новых сельскохозяйственных производств, так и более широкую задачу - «вывести крестьянскую мысль с пути чисто практических наблюдений
и завещанных преданий на дорогу осмысленного отношения к сельскохозяйственной деятельности, через ознакомление крестьян с современными агрокультурными знаниями» (Женина, 2004, с. 12).
Таким образом, на рубеже XIX - ХХ вв. земцы разработали целенаправленную программу по воздействию на традиционную культуру сельскохозяйственного производства.
Не смотря на то, что мероприятия земства в области улучшения качества ведения сельского хозяйства сталкивались с недоверием, скептическим отношением консервативных жителей Чердынского уезда, постепенно принимались крестьянами как норма. Благодаря деятельности земства в данном направлении произошло кардинальное улучшение урожая сельскохозяйственных культур, тогда как до деятельности земств уезд постоянно страдал от «недорода хлебов». Постепенно крестьяне стали использовать в своих хозяйствах новые изобретения, которые так же способствовали эффективности крестьянского труда, экономии времени.
Список источников и литературы
1. Голубев П. А. Историко - статистические таблицы по Пермской
2. губернии 1904г.
3. Журналы Пермского губернского первого очередного земского
4. собрания.- Пермь: Типография губернского правления,1879 г.
5. Раменский А. Народное образование в Пермской губернии \\ Сборник Пермского земства 1901 г. №6.
6. Шилов А. В. Россия XIX век II половина: документы, материалы, комментарии. Пермь, 1995г.
7. Пермская земская неделя - 1907 - 1911гг., 1915 - 1917гг.
8. Абамалек - Лазарев С. С. Земское хозяйство в Пермской губернии.- Пермь, 1890.
9. Веселовский Б. Б. История земства за сорок лет. СПб.1909г.
10. Женина Л. В. Земство Урала: взаимодействие с властью и обществом - диссертация на соискание степени канд. ист. наук. Пермь 2004 г.
11. Шлемин П. И. Местное самоуправление: российский вариант. - М., 1993 г.
Бушмакина Ю.В., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент П.А. Корчагин
О закономерностях территориальной динамики Пермских вотчин
Строгановых
Пермская вотчина Строгановых сформировалась во втор. пол. XVI в., вплоть до нач. XVIII в. увеличивалась в размерах, однако затем начинается медленное сокращение вотчины, заканчивающееся в нач. XX в. ее национализацией. События и процессы, происходившие в XVI-XVII вв.