2010 История №4(12)
УДК 94(47).084
И.В. Семенченко
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЗЕМСТВА НА УРАЛЕ
в 1917-1918 гг.
Исследуются основные направления социально-экономической деятельности уральского земства, направленные на повышение материального благосостояния народа. Земства способствовали развитию сельскохозяйственного производства, кооперативного движения, дорожного строительства, торговли. Они занимались вопросами народного просвещения, медицины, социальной защиты населения. Земства являлись органами самоуправления и самофинансирования.
Ключевые слова: земство, самоуправление, самофинансирование, социальная защита населения, материальное благосостояние.
«Положением о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. в России были введены органы самоуправления - земства, для «радения о местных пользах и нуждах» [1. Л 10]. По закону земства являлись не только выборными, но и всесословными органами: в них входили представители дворянства, буржуазии и крестьянства. Фактически же господствующее положение в них занимали помещики. Распорядительными органами земств были губернские и уездные собрания, а исполнительными - губернские и уездные управы. Однако земская реформа была непоследовательной и половинчатой. Во-первых, она распространялась только на европейскую часть России. Все другие районы империи с многонациональным населением оставались при старых, даже родовых и племенных структурах. Царская бюрократия исходила из того, что если вообще не удалось избежать местного самоуправления, следовательно, нужно вводить его в губерниях с явным преобладанием помещичьего землевладения. На Урале земское самоуправление появилось позднее: в Вятской губернии - в 1867 г., Пермской - в 1870 г., Уфимской - в 1875 г. и Оренбургской - в 1913 г. Во-вторых, земская реформа не была завершена «сверху» (в виде выборного представительства хотя бы совещательного характера при царе или каком-либо центральном государственном органе) и «снизу». Земства вводились только в среднем звене - в уездах и губерниях. Многие годы, вплоть до свержения самодержавия, шла борьба за создание «мелкой земской единицы» в волостях.
Наиболее яркий и в то же время трагический период в истории земского самоуправления - это период 1917-1918 гг., охватывающий Февральскую буржуазно-демократическую и Октябрьскую революции 1917 г., начало Гражданской и конец Первой мировой войны. В марте - октябре 1917 г. проходили выборы в земства, в результате чего они стали более демократичными. В их состав вошли представители различных классов, социальных групп, политических партий, общественных организаций. На Урале, как и в целом по стране, большинство мест в земствах заняли социалисты-революционеры. Однако на заводах Аша-Балашовском, Миньярском, Симском, Усть-Катав-ском среди избранных гласных земства преобладали большевики. Активизи-
ровалась деятельность земств на местах. Это период отчаянной борьбы земств за власть и их постепенное крушение. В марте 1918 г. земства официально перестали существовать и их функции были переданы советам рабочих и солдатских депутатов или военно-революционным комитетам. Однако в результате свержения советской власти на Урале в мае 1918 г. земства возобновили свою работу и продержались у власти ещё некоторое время. И лишь к августу - сентябрю 1919 г., после полного освобождения территории Урала Красной армией, земства окончательно были ликвидированы.
Проблема земского самоуправления в России периода 1917-1918 гг. занимает серьёзное место в исследованиях историков. После опубликования Временным правительством 21 мая 1917 г. закона о введении волостных земств появляются первые работы, толкующие и популяризирующие этот закон. Волостное земство объявлялось «основой народной свободы земледельческой России», отмечал Б.Б. Веселовский [2. С. 309], а Б. Фроммет называл его «нижним пластом демократического строя России» [3. С. 12]. О разделении полномочий между земствами и Советами писала В. М. Губарева: «Земства - организация хозяйственная, а Советы - политическая, а потому земствам надо действовать самостоятельно» [4. С. 22].
В 90-х гг. ХХ в. в связи с началом децентрализации государства, реформированием системы и снятием большинства идеологических установок к проблеме органов местного самоуправления был проявлен особый интерес такими исследователями, как А.И. Солженицын, Г. А. Герасименко [5-6]. Названные авторы всесторонне раскрыли политическую и социальноэкономическую деятельность земств. А.И. Солженицын рассматривал земские учреждения как ключ к решению всех проблем местного самоуправления, называя их «демократией малых пространств», особенно он отмечает заслугу земств в сфере экономики. Экономическая деятельность уральского земства заключалась в совершенствовании сельскохозяйственного производства, развитии кооперативного движения, дорожного строительства и торговли.
К началу XX в. Россия по-прежнему оставалась аграрной страной, в которой, несмотря на высокие темпы роста промышленного производства, сельское хозяйство занимало доминирующие позиции. На Урале преобладание экстенсивной системы земледелия было обусловлено общим уровнем развития производительных сил, зависимостью результатов крестьянского труда от природно-климатических условий региона. Однако начатая по инициативе П. А. Столыпина аграрная реформа, промышленный подъём дали мощный толчок для роста сельскохозяйственного производства, которое в Уральском крае развивалось на базе крупного землевладения и арендного землепользования в двух направлениях - зерновом и животноводческом. Наряду с объективными причинами оживления сельского хозяйства весомую роль в наращивании темпов экономической модернизации в регионе сыграли и органы местного самоуправления. Именно они интенсифицировали крестьянское хозяйство, взяв курс на «обучение хозяйствовать не вширь, а вглубь».
Одной из важных проблем земств являлось создание грамотной и эффективной системы управления сельским хозяйством. Для осуществления этой задачи земства прилагали немало сил. Принимавшиеся земскими собраниями программы работ по улучшению сельскохозяйственных промыслов в уездах
претворялись в жизнь имеющимися в распоряжении управ силами, в том числе и специально вводившейся агрономической службой. При губернских и уездных управах предусматривалось обязательное создание агрономических и ветеринарных отделов, призванных не только осуществлять контроль, но и оказывать сельскому населению практическую помощь в ведении хозяйства. При непосредственном участии органов местного самоуправления была создана многоуровневая структура экономических органов, гибко реагировавших на изменения потребностей населения и содействовавших развитию крестьянских хозяйств. Основной костяк агрономического отдела был представлен агрономами различных региональных уровней: губернский агроном -уездный - участковый агроном с помощником. Для решения насущных проблем они ежегодно собирались на агрономические съезды, по мере необходимости созывались агросовещания. Второй уровень агроотдела составляли уже узкие специалисты: мастера и инструкторы по различным отраслям сельского хозяйства. Сферой их деятельности было создание и развитие опытнопоказательных участков, полей, сельскохозяйственных курсов, складов, хранение семенных материалов и их распространение среди крестьянства, организация и проведение выставок и др. По аналогичной схеме создавалась ветеринарная служба, главным предназначением которой являлось оказание содействия крестьянству в развитии перспективных пород молочного и мясного крупного рогатого скота, лошадей, овец.
Создание узкоспециализированных сельскохозяйственных служб потребовало привлечения к их работе значительного количества специалистов: ветеринаров, агрономов, бухгалтеров, счетоводов, мастеров различного профиля. Это, в свою очередь, поставило их труд на новый уровень, дало толчок расширению сети специальных училищ, также содержавшихся за счет земских органов, высших учебных заведений России. Именно посредством распространения сельскохозяйственных знаний, передовых агротехнических приемов и технологий земства пытались решить извечно сложный для многомиллионной страны продовольственный вопрос. Увеличение товарной продукции, по мнению земцев, в свою очередь, ставило актуальный вопрос развития перерабатывающей промышленности, которая создавала рынок сбыта для предприятий, производивших оборудование, необходимое для работы маслозаводов, мельниц, пекарен, колбасных и мясоконсервных заводов. Многие земцы считали, что именно таким должен быть путь превращения России из аграрной в индустриальную державу.
Таким образом, круг мероприятий земств в области сельского хозяйства был очень разнообразным. Это и подбор квалифицированных сельскохозяйственных кадров, и забота о зерновом производстве, и ветеринарная служба, и организация сельскохозяйственных курсов, и распространение сельскохозяйственных знаний; создание опытно-показательных участков и полей, садов и огородов, устройство выставок, складов и т.д. К примеру, Оренбургское губернское земство устроило в 1917 г. 16 мелкорайонных выставок по животноводству, в частности, в Оренбургском уезде - 6 выставок, Челябинском - 4, Верхнеуральском - 2 , Троицком - 1, Орском - 3, на которые было потрачено 6000 рублей [7. Л. 95]. В Челябинском уезде были устроены показательные пасека, сад и огород в селе Птиченском. В других сёлах этого уез-
да - 14 показательных огородов; в Оренбургском уезде - 3 показательные пасеки, 5 садов и огородов; в Орском уезде были проведены показательные работы по садоводству и огородничеству, а также организован ягодный питомник [7. Л. 97]. К 1917 г. значительно повысился сбор зерновых культур на Урале. Например, сбор хлебов в Пермской губернии в целом превышал показатели средней урожайности в европейской части России. Так, средний урожай ржи в Европейской России составил 44 пуда с 1 дес., а в Пермской губернии - 48, овса - в европейской части России - 42 пуда с 1 дес., а в Пермской губернии - 53, пшеницы соответственно 50-57, ячменя - 38-58 [8. Л. 4]. В Вятской губернии чистый сбор хлебов в 1917 г. составил 100885193 пуда, а валовой - 131973845 [9. Л. 34]. В частности, урожай ржи превысил прежние показатели на 32 %, овса и ячменя - на 5 %. Показатели урожайности по уездам были самыми высокими в Челябинском уезде Оренбургской губернии, где средняя урожайность с десятины составила 61,1 [10. Л. 8]. Именно челябинцы оставили далеко позади хозяйства других уездов региона. Лидерство крестьян уезда во многом объясняется тем, что агрономической службе местной земской управы удалось убедить крестьян в необходимости культивирования наиболее урожайных сортов того времени - пшеницы «белотурка», «черноколоска», «благодать», «кубанка».
Следовательно, роль земств в развитии сельскохозяйственного производства на Урале была велика. Они способствовали подъёму производительных сил края и укреплению его материальной базы. Всё это, в конечном итоге, влияло на рост благосостояния народа. Среди деятелей земства наибольший вклад в развитие сельскохозяйственного производства внесли заведующие оренбургским губернским отделом А. Д. Смыслов, И. И. Калмыков; пермские губернские агрономы В.Н. Поносов, И.В. Соболев, С.И. Филатов, И.В. Власов, А.Г. Радченко; челябинский уездный агроном И.В. Кабанов, златоустовский - В. П. Селезнев.
Земства на Урале широко содействовали кооперативному движению. «Земства, как представители хозяйственных интересов населения и кооперации, не могут идти разными дорогами к общей цели, и необходимость тесного их единения более чем очевидна», - говорилось в докладе Уфимской губернской земской управы «О содействии земства кооперативному делу», сделанном на совещании представителей уездных земств и касс мелкого кредита, проходившем в мае 1917 г. в Уфе [11. Л. 14]. И действительность подтвердила это определение. Земская работа везде шла в более или менее тесной связи с кооперативами.
На Урале, как и в целом по стране, были распространены две формы кооперативов: производственные и обслуживающие. Существовали всевозможные виды кооперации: кредитные товарищества, общества потребителей, артельные лавки и т. д. Крупным кооперативом, к примеру, являлся Союз Сибирских маслодельных артелей, который был создан в ноябре 1907 г. с центром в Кургане. Получив у правительства ссуду, он заключил договор на сбыт масла в Англии и приобретение там оборудования. За короткое время Союз Сибирских маслодельных артелей сосредоточил в своих руках почти все производство и продажу масла в Западной Сибири, Зауралье и Казахста-
не. Он объединял 380 артелей, в том числе и Челябинские маслодельные [12. Л. 20].
На Урале существовали такие кооперативы, как кожевенные и кирпичный (в Челябинске), пуховязальный (в Оренбурге), деревообрабатывающие (в Уфе), металлообрабатывающие (в Уфе, Златоусте) и др. В Челябинском уезде, к примеру, до 1916 г. существовало 15 кооперативов, с 1917 г. ещё 25. Среди известных - это Даньковская и Сухоборская маслодельные артели, Воскресенское сельскохозяйственное общество, Половинское и Введенское кредитные товарищества, Куртамышское, Чумлякское, Белоярское, Шуми-хинское общество потребителей, Товарищество 7 крестьян д. Озерской, Товарищество Челябинского союза потребительских кооперативов и др. На развитие названных кооперативов была затрачена земством в 1917 г. сумма в 77590 руб. [13. Л. 26]. Основные мероприятия земств в деле содействия кооперации были следующими: изучение кооперации земской статистикой, создание штата инструкторов по кооперации, организация кооперативных съездов и курсов, устройство библиотек при кооперативах. Благодаря земствам кооперативное движение развивалось по всей стране и способствовало обеспечению населения необходимыми товарами.
Для успешного ведения хозяйства (поставок и сбыта продукции, связей с другими регионами) необходимо было создание современной для того времени инфраструктуры. К началу ХХ в. дороги разных уровней и всевозможные дорожные сооружения находились в крайне неудовлетворительном состоянии. Вся тяжесть исправления и содержания гужевых дорог лежала почти исключительно на плечах местного населения и притом не всего, а только податной его части, т.е. крестьян. Это было их натуральной повинностью. Правительство же строило и ремонтировало за свой счёт только наиболее важные дорожные сооружения на почтовых трактах, требующие крупных затрат.
Исправление же полотна трактов, мелких мостов, труб и прочее входило в обязанности приписанных к каждому участку селений, находившихся иногда за 200 верст от того места, куда им приходилось ездить на работу. На такое ненормальное положение дорожного дела земство обратило внимание с первых шагов своей деятельности, и на очередных земских собраниях были подняты вопросы о железнодорожном строительстве, об урегулировании судоходства и о гужевых путях сообщения. Бездорожье тормозило товарообмен, был стеснён и сбыт, и приобретение товаров и продуктов; оно вредило и всем социальным начинаниям земства: развитию медицины, школьного дела, культуры. При губернских и уездных земских управах были созданы специальные дорожные отделы, в задачи которых входило: проведение обследования дорог, выяснение их экономического значения и, в случае необходимости, строительство дорожных сооружений на просёлках, планирование сети дорог с разделением их на категории, создание очерёдности улучшения дорог за счет дорожного капитала.
В 1917 г. Челябинское уездное земство израсходовало на дорожностроительные нужды 52 011 руб. Была реконструирована дорога с. Станово -Половинное - Альменево - Иваново - Птичье, улучшен подъездной путь Султаево - Дербишево - ст. Аргаяш, построены железобетонный мост в
дер. Мавлютово, деревянные мосты через реки Кандыбулак и Шартым (близ дер. Туляковой). В Верхнеуральском уезде были построены дорожные сооружения на сумму 17 928 руб., к примеру, деревянные мосты через р. Урля-да, р. Урал и др. Оренбургское уездное земство истратило 45 211 руб. на содержание в исправности и ремонт дорожных сооружений по Уфимскому почтовому и Старо-Казанскому трактам [7. Л. 50].
Земства способствовали развитию торговли на Урале. Они организовывали ярмарки, базары, устраивали торги. В 1905 г. в 45 волостях Пермской губернии было организовано 16 базарных пунктов, 32 ярмарки, 98 торжков. В Красноуфимском уезде в 49 селениях было проведено 36 ярмарок, открыто 25 базаров и 2 торжка [8. Л. 5]. Регулярно проводились ярмарки в Челябинске, Уфе, Златоусте. Земства возлагали на себя различные организационные задачи и материальную поддержку в проведении всех этих мероприятий.
Серьёзное внимание земства уделяли развитию народного образования, как школьного, так и внешкольного. Органы местного самоуправления создали на Урале качественно новую систему образования, занимались вопросами введения всеобщего начального обучения детей, формировали профессиональные учительские кадры для школ. Уделяя большое значение физическому воспитанию подрастающего поколения, земства выделяли средства на создание спортивных площадок для детских игр и физических упражнений, проводили гимнастические соревнования среди учащихся земских школ. Если раньше в ведении земств находились только земские школы, то с 20 июля 1917 г., согласно постановлению Временного правительства, им подчинены были министерские и церковно-приходские школы, в основу руководства которыми был положен принцип децентрализации прежней системы. Это способствовало улучшению материального обеспечения школ, позволяло на местах изыскать средства, находить помещения, быстро реагировать на изменения экономической обстановки.
Земства Урала играли большую роль в создании и развитии высших начальных училищ. Они изыскивали средства на строительство и ремонт зданий, приобретение различных учебных пособий, поощрение учительского персонала, помощь беднейшим ученикам. В ведении земств находились различные профессиональные учебные заведения. Земства оказывали содействие в развитии средних учебных заведений - гимназий, реальных училищ, духовных и учительских семинарий и др. Земства уделяли значительное внимание развитию инородческого образования. На Урале регулярно проводились 3-годичные курсы подготовки преподавателей-мусульман для русско-татарских и русско-башкирских начальных училищ. Такие курсы были организованы уездными земскими управами в Уфе, Белебее, Оренбурге, Челябинске, Бирске, Златоусте. Немалый вклад в совершенствование системы народного образования на Урале внесли заведующие школьными отделами земских управ: Оренбургской - К. И. Березников, Челябинской - А. А. Стакан, Златоустовской - А.В. Милюков, Белебеевской - А.Я. Михайлов и др., заведующий отделом профессионального образования Челябинской уездной земской управы В.А. Фёдоров. Земства Урала сыграли колоссальную роль в развитии народного образования, оно стало доступным для всех категорий граждан и способствовало подготовке грамотных и квалифицированных кадров.
Развитие медицины было одной из основных задач органов местного самоуправления. При земских управах существовали отделы здравоохранения, которые проводили организационную работу по совершенствованию медицинского обслуживания населения. На заседаниях земских управ регулярно рассматривались вопросы о необходимости борьбы с заразными заболеваниями, составлялись специальные диаграммы и отчёты и после анализа этих данных намечался комплекс мер, направленный на ликвидацию выявленных болезней. Благодаря земствам повысилось качество медицинского обслуживания населения: строились больницы и фельдшерские пункты в сельской местности, расширялась сеть аптек, приглашались на работу врачи и созывались их съезды, организовывались фельдшерские и акушерские курсы, налажено было правильное оспопрививание.
В мае 1917 г. Челябинская уездная земская управа провела съезд фельдшеров и акушеров. Съезд рассмотрел различные вопросы, касавшиеся укрепления материально-технической базы больниц и приёмных пунктов, обеспечение их всеми необходимыми медикаментами, организации бесед и лекций среди населения о важности прививок, соблюдения правил гигиены, закаливания организма, занятия спортом и т.д. Кроме того, был поднят вопрос об увеличении заработной платы младшему медицинскому персоналу. Фельдшера стали получать с мая 1917 г. 90 руб. в месяц жалованья и 15 руб. квартирных, акушерки - 65 руб. Уже к осени 1917 г. повысилась заработная плата медработников. Фельдшера и акушерки стали получать от 120 до 150 руб. в месяц, врачи - от 300 до 350 руб. [14. Л. 27]. Известными земскими врачами Челябинского уезда являлись Э.М. Грубель, Т.Ф. Лентовская, С.И. Антонова, С.Н. Сотникова, С.И. Тюмеев, Я.С. Талызин; Уфимского - В.М. Вакуленко, А. Ф. Федотов, Д. Н. Попов. Таким образом, земства сыграли немалую роль в развитии медицины на Урале, благодаря системе различных мероприятий они способствовали ликвидации многих болезней и оздоровлению населения.
Круг деятельности земств по социальной защите населения был очень разнообразным. Это и страхование граждан от несчастных случаев и их имущества от пожаров, наводнений и других бедствий; и материальная помощь населению: выплата пособий малоимущим гражданам, покалеченным воинам, вдовам, детям-сиротам, а также семьям лиц, призванных на военную службу; обеспечение стипендией бедных учеников; назначение пенсий по старости; борьба с дороговизной продуктов; забота о беженцах и т.д.
Исторические уроки земства необходимо использовать в настоящее время. Принципы самоуправления и самофинансирования в жизни земства проявились наиболее полно. Они сами избирали свои руководящие органы, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов. Основное финансирование шло за счёт самостоятельного налогообложения. Это позволяло сохранять относительную независимость от государственных органов и проводить собственную прогрессивную работу на местах.
Литература
1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 130. Оп. 1. Д. 8.
2. Веселовский Б.Б. Программа бесед о волостном земстве // Волостное земство. 1917. № 13-14.
3. ФромметБ. Народное земство. Пг., 1917.
4. Губарева В.М. Развертывание социалистической революции в деревне по материалам Петроградской губернии. Л., 1957.
5. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию. Посильные соображения // Комсомольская правда. 1990. 18 сент.
6. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990.
7. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 43. Оп. 1. Д. 628.
8. Государственный архив Пермской области (ГАПО). Ф. 44. Оп. 2. Д.16.
9. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 616. Оп. 1. Д.254.
10. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. И - 9. Оп. 1. Д. 119. Л. 8.
11. Центральный государственный архив Республики Башкортостан (ЦГИАРБ). Ф. И -151. Оп. 1. Д. 21.
12. ГАОО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 105.
13. ОГАЧО. Ф. И - 203. Оп. 1. Д. 4.
14. ОГАЧО. Ф. И - 9. Оп. 1. Д. 131.