Научная статья на тему 'Путь трансформации энергетической экономики в рамках цели «двойного углерода» в период 14-й пятилетки'

Путь трансформации энергетической экономики в рамках цели «двойного углерода» в период 14-й пятилетки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / 13-я пятилетка / 14-я пятилетка / Китай / климат / энергия / двойной угле-род / выбросы CO2 / economy / 13th Five-Year Plan / 14th Five-Year Plan / China / climate / energy / double carbon / CO2 emissions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лю Сюньюе

Изучение пути трансформации энергетической экономики имеет непосредственное отно-шение к достижению цели «двойного углерода», так как промышленные предприятия данного сектора явля-ются основным источником выбросов СО2. Изучение этой проблемы в период 14-й пятилетки особенно важно, так как включение данной цели в официальные планы государства может стимулировать реализацию конкрет-ных мер и программ для трансформации энергетической экономики страны, что имеет существенное значение для борьбы с изменением климата и достижением устойчивого развития. Статья посвящена рассмотрению особенностей реализации планов 14-й пятилетки в контексте перехода Китая к инновационной энергетической экономике. В процессе исследования обозначена взаимосвязь целей «двойного углерода» и устойчивого раз-вития экономики страны. Особое внимание уделено проблемам реализации «зеленых инициатив». Также сформулированы рекомендации, нацеленные на стимулирование достижения целей 14-й пятилетки в области борьбы с изменением климата и повышения энергоэффективности экономики КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Path of Transformation of the Energy Economy under the “Double Carbon” Objective during the 14th Five-Year Plan Period

Exploring the path to transforming the energy economy is directly relevant to achieving the double carbon goal, as the energy sector is a major source of carbon emissions. Studying this problem during the 14th Five-Year Plan period is particularly important, as the inclusion of this goal in the official plans of the state can stimulate the implementation of specific measures and programs to transform the country’s energy economy, which is essen-tial for combating climate change and achieving sustainable development. The article delves into the peculiarities of the implementation of the 14th Five-Year Plan in the context of China's transition to an innovative energy econ-omy. In the course of the study the interrelation between the goals of “double carbon” and sustainable development of the country’s economy is outlined. Particular attention is paid to the problems of implementing “green initiatives”. Recommendations aimed at stimulating the achievement of the goals of the 14th Five-Year Plan in the field of combating climate change and improving the energy efficiency of China’s economy are also formulated.

Текст научной работы на тему «Путь трансформации энергетической экономики в рамках цели «двойного углерода» в период 14-й пятилетки»

Научная статья УДК 332.012.332

https://doi.Org/10.24158/pep.2024.1.15

Путь трансформации энергетической экономики в рамках цели «двойного углерода» в период 14-й пятилетки

Лю Сюньюе

Институт Китая и современной Азии РАН, Москва, Россия, lxy3042077814@outlook.com, https://orcid.org/0000-0002-0283-5656

Аннотация. Изучение пути трансформации энергетической экономики имеет непосредственное отношение к достижению цели «двойного углерода», так как промышленные предприятия данного сектора являются основным источником выбросов СО2. Изучение этой проблемы в период 14-й пятилетки особенно важно, так как включение данной цели в официальные планы государства может стимулировать реализацию конкретных мер и программ для трансформации энергетической экономики страны, что имеет существенное значение для борьбы с изменением климата и достижением устойчивого развития. Статья посвящена рассмотрению особенностей реализации планов 14-й пятилетки в контексте перехода Китая к инновационной энергетической экономике. В процессе исследования обозначена взаимосвязь целей «двойного углерода» и устойчивого развития экономики страны. Особое внимание уделено проблемам реализации «зеленых инициатив». Также сформулированы рекомендации, нацеленные на стимулирование достижения целей 14-й пятилетки в области борьбы с изменением климата и повышения энергоэффективности экономики КНР.

Ключевые слова: экономика, 13-я пятилетка, 14-я пятилетка, Китай, климат, энергия, двойной углерод, выбросы CO2

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Лю Сюньюе. Путь трансформации энергетической экономики в рамках цели «двойного углерода» в период 14-й пятилетки // Общество: политика, экономика, право. 2024. № 1. С. 110-114. https://doi.org/10.24158/pep.2024.1.15.

Original article

The Path of Transformation of the Energy Economy under the "Double Carbon" Objective during the 14th Five-Year Plan Period

Liu Xunyue

Institute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, lxy3042077814@outlook.com, https://orcid.org/0000-0002-0283-5656

Abstract. Exploring the path to transforming the energy economy is directly relevant to achieving the double carbon goal, as the energy sector is a major source of carbon emissions. Studying this problem during the 14th Five-Year Plan period is particularly important, as the inclusion of this goal in the official plans of the state can stimulate the implementation of specific measures and programs to transform the country's energy economy, which is essential for combating climate change and achieving sustainable development. The article delves into the peculiarities of the implementation of the 14th Five-Year Plan in the context of China's transition to an innovative energy economy. In the course of the study the interrelation between the goals of "double carbon" and sustainable development of the country's economy is outlined. Particular attention is paid to the problems of implementing "green initiatives". Recommendations aimed at stimulating the achievement of the goals of the 14th Five-Year Plan in the field of combating climate change and improving the energy efficiency of China's economy are also formulated.

Keywords: economy, 13th Five-Year Plan, 14th Five-Year Plan, China, climate, energy, double carbon, CO2 emissions

Funding: Independent work.

For citation: Liu Xunyue (2024) The Path of Transformation of the Energy Economy under the "Double Carbon" Objective during the 14th Five-Year Plan Period. Society: Politics, Economics, Law. (1), 110-114. Available from: doi: 10.24158/pep.2024.1. 15 (In Russian).

В 2022 г. Северное полушарие охватила рекордная жара. Климатический кризис в настоящее время составляет реальную угрозу для человечества. Волатильность на рынке энергоресурсов в Европе, вызванная военным конфликтом в Украине, привела к возобновлению работы угольных электростанций в странах, ставших первопроходцами в переходе к нулевым выбросам

© Лю Сюньюе, 2024

углерода. В то же время, несмотря на обязательства правительств по сокращению объемов загрязнения атмосферы CO2, принятые ими на саммите ООН в 2021 г., мир все еще находится на пути к катастрофическому потеплению более чем на 2,4 °C, что превышает целевой показатель в 1,5 °C (Телегина, Халова, 2022).

Некоторые западные государства в этой ситуации перекладывают вину на развивающиеся страны, прежде всего на Китай, за то, что они запаздывают с реализацией климатического плана. Однако, принимая во внимание тот факт, что экономический подъем КНР в последние десятилетия был в основном обеспечен за счет угля, страна сегодня входит в число крупнейших в мире инвесторов в зеленую энергетику, эффективно интегрирует цели по выбросам углерода в общую картину защиты окружающей среды, а также экономического и социального развития. В основе этой трансформации лежат цели Си Цзиньпина по «двойному углероду»: первая - достичь максимального снижения выбросов до 2030 г., вторая - обеспечить углеродную нейтральность страны до 2060 г. (Lan Liu et al., 2023).

Механизм «двойного контроля» общего энергопотребления и энергоемкости в Китае разрабатывался в течение нескольких лет. Впервые он был реализован в той или иной форме с момента его введения в 13-й пятилетке в 2016 г. и продолжил свое развитие в 14-м пятилетнем плане на период 2021-2025 гг., в котором была зафиксирована цель «улучшить двойной контроль над общим потреблением энергии и интенсивностью, сосредоточив внимание на объемах потребления ископаемого топлива» (Jun Nie et al., 2023).

Однако такие, с одной стороны, актуальные и понятные ориентиры, не в полной мере соответствуют природе китайской экономики, основанной на использовании ископаемого топлива, что позволило КНР приобрести статус мировой экономической державы. Соответственно, на сегодняшний день существует проблема установления баланса между достижением целей «двойного углерода» и экономическим ростом страны. Кроме того, трудности, связанные с переводом китайской экономики на более высокую ступень развития - в частности, от низкосортного промышленного производства с высоким уровнем выбросов к экологически чистому и низкоуглеродному производству - усугубляются политическими противоречиями, обусловленными укоренившимися интересами и бюрократической инертностью.

Таким образом, изучение преимуществ и возможностей новой энергетической экономики Китая, а также анализ различных проблем, связанных с переходом к «двойному углероду», составляют на сегодняшний день актуальную научно-практическую задачу, которая и обусловила выбор темы данной статьи.

Несмотря на широкий интерес научной общественности к проблемам энергетического перехода Китая, ряд дискуссионных вопросов в данной сфере остается открытым. Так, в более детальном анализе нуждается технология и ориентиры многоцелевого энергетического планирования для достижения Китаем «двойных целей» по выбросам углерода. Фрагментарными и несистемными являются исследования в области системы ограничений интенсивности выбросов углерода, которые должны быть внедрены в рамках энергетического перехода. Более четких формулировок требуют этапы отказа китайских предприятий от угля.

Принимая во внимание вышеизложенное, цель настоящей статьи мы определили как изучение путей трансформации энергетической экономики Китая в рамках цели «двойного углерода» в период 14-й пятилетки.

Восстановление народного хозяйства страны после пандемии открывает широкие возможности для ускорения перехода к углеродно-нейтральной экономике. В плане предусмотрено шесть широких задач, направленных на достижение этой цели:

1. Перемещение производства вверх по цепочке создания стоимости.

2. Повышение экономической самодостаточности.

3. Обеспечение энергетической безопасности за счет как диверсификации источников, так и разработки собственных энергетических ресурсов.

4. Постепенная декарбонизация энергетической системы.

5. Повышение эффективности внутреннего производства.

6. Снижение воздействия промышленного сектора на окружающую среду.

План требует сократить потребление энергии на единицу внутреннего валового продукта (ВВП) на 13,5 % - это так называемая «энергоемкость» - и снизить выбросы CO2 на единицу ВВП на 18 % - это «интенсивность». Также в программе действий предлагается увеличить долю неископаемых источников в общем потреблении энергии примерно до 20 % к 2025 г. по сравнению с 15,8 % в 2020 г. Глава китайского государственного инвестиционного банка, подсчитал, что для достижения углеродной нейтральности потребуется 139 трлн юаней (21,21 трлн долл. США) до 2060 г., или около 2 % годового ВВП Китая (Александров, 2022).

В табл. 1 представлен расчет воздействия целей пятилетнего плана на экономику, климат и энергетику. В качестве базового периода использовался 2021 г.

Таблица 1 - Расчет воздействия целей 14-го пятилетнего плана на экономику, климат и энергетику (Chunxue Shi et al., 2020)

Table 1 - Calculating the Impact of the 14th Five Year Plan Targets

on Economy, Climate and Energy (Chunxue Shi et al., 2020)

Показатель 2021 2022 Комментарии

ВВП 100 106 На 6 % больше, чем в 2021 г.

Интенсивность выбросов, % 100 96,4 На 3,6 % меньше, чем в 2021 г.

Энергоемкость, % 100 97,3 На 2,7 % меньше, чем в 2021 г.

Доля возобновляемых источников энергии, % 15 16 Запланировано, что доля возобновляемых источников энергии увеличится на 5 % к 2025 г.

Использование возобновляемых источников энергии, % 15 16,5

Доля невозобновляемых источников энергии, % 85 84

Использование невозобновляемой энергии, % 85 86,64

Данные табл. 1 демонстрируют безусловно положительное влияние запланированных мероприятий в трансформации энергетической экономики на пути достижения целей «двойного углерода». Однако будущие результаты и перспективы не так однозначны, поскольку связаны они не только с внутренней конъюнктурой и спецификой хозяйственной системы Китая, но и с геополитическими тенденциями, а также с волатильностью мировой экономики. Рассмотрим риски и проблемы более подробно.

Прежде всего необходимо отметить, что между климатическими и экономическими приоритетами Китая нет внутреннего конфликта. Более того, будущая модель развития народного хозяйства, которая должна быть сформирована согласно плану, отражает экономику, в которой экологически чистые, низкоуглеродные технологии стимулируют рост, который когда-то поддерживался нефтью и углем.

Опасения промышленников усилились на фоне нестабильности мировых рынков после начала военного конфликта в Украине и возрождения в апреле 2021 г. вируса COVID, который привел к закрытию предприятий и массовым сбоям в работе (Лэй, 2022). В сложившихся условиях есть вероятность того, что отказ от угля поставит под угрозу национальную энергетическую безопасность, а также промышленное производство и общую стабильность страны в целом - отсюда и возникшая напряженность в политике, несмотря на то, что министерства продолжают предпринимать усилия, направленные на поддержку «зеленого» перехода (например, запуск производных продуктов, связанных с углеродом, введение для системы торговли квот на выбросы, разработка новых экологических стандартов и т.п.).

Чтобы обеспечить переход к «двойному углероду», Китаю необходимо кардинально изменить структуру энергопотребления, увеличив долю неископаемого топлива до 84 % и полностью отказаться от угольных электростанций к 2070 г. (Kejun Jiang et al., 2021). Избавление от угля в Китае в период 14-й пятилетки будет, вероятно, осуществлено с помощью развития альтернативных источников энергии, таких как солнечная и ветровая, а также в результате использования более чистых методов добычи угля, например, при помощи установки фильтров и технологий для снижения выбросов парниковых газов.

Во многих случаях инициатива продолжения добычи угля исходит от местных органов власти, которые зависят от роялти. Устранение этой зависимости предполагает совместное определение альтернативных налоговых функций для местных органов власти, а также мер налоговой и ценовой политики. Не подлежит сомнению тот факт, что такие реформы должны проводиться одновременно с принятием решений о прекращении строительства новых угольных электростанций и развитии возобновляемой энергетики. Кроме того, необходимо оказать поддержку пострадавшим угольным сообществам и обеспечить «справедливый переход» для работников. Предпринимаемые действия должны соответствовать прозрачной и всеобъемлющей политике в области компенсаций и медицинской помощи, а также включать программу профессиональной переподготовки, которая поможет угольщикам построить свое будущее.

Помимо этого, переход к контролю за суммарными выбросами углерода в регионе или на конкретном предприятии требует высокой степени мониторинга загрязнения окружающей среды как со стороны правительств, так и со стороны компаний. Согласно действующим в Китае правилам торговли квотами на выбросы углерода, предприятия обязаны раскрывать точную информацию об объемах парниковых газов, продуцируемых ими в атмосферу. Сбор и анализ данных о выбросах

требует выделения дополнительных ресурсов и, следовательно, может привести к увеличению операционных расходов субъектов хозяйствования. В то же время внедрение инструментов и механизмов снижения выбросов углерода и повышения энергосбережения является дорогостоящим и трудоемким мероприятием. Это может стать обременительным для компаний, которые еще не начали учитывать затраты на снижение углеродного следа в своих бизнес-планах.

Основываясь на цели достижения CO2-нейтральности и реальной ситуации в деятельности предприятий, Министерство экологии и охраны окружающей среды и другие ведомства КНР совместно выпустили ряд программных документов для руководства и продвижения строительства ESG (Environmental, Social and Corporate Governance - экологическое, социальное и корпоративное управление) соответствующих предприятий в части раскрытия климатической информации и измерения энергопотребления1. Центральные государственные предприятия и платформы сегодня становятся лидерами в построении системы ESG и в инвестировании в нее, а также в реализации концепции «зеленого» развития на практике. ESG в значительной степени соответствует китайской цели «зеленой» и низкоуглеродной трансформации, и в будущем такая политика станет важным инструментом для ускорения «зеленого» развития Китая и роста экологических инвестиций.

С другой стороны, достижение двойных целей по выбросам углекислого газа представляет собой процесс созидательного разрушения. Суть его заключается в том, что многие отрасли, включая автомобилестроение и энергетику, будут трансформированы. Временные рамки дадут возможность многим промышленным секторам в Китае возможность сменить динамику развития и занять лидирующее место в поддержке энергетической экономики страны.

На примере прогресса в отраслях энергетики можно проследить взаимосвязь между двойными углеродными целями и экономическим ростом страны. В 2021 г. объем продаж новых энергетических автомобилей в Китае превысил 3,5 млн единиц, увеличившись примерно в 1,6 раза по сравнению с предыдущим годом. Доля подобных транспортных средств на рынке достигла 13,4 %, увеличившись почти в 2,6 раза по сравнению с 2020 г. В 2022 г. благодаря расширению внутреннего и внешнего спроса, фотоэлектрическая энергетическая промышленность продолжила высокий рост, чистая прибыль отрасли увеличилась на 30,9 % по сравнению с 2021 г.

Для предприятий достижение двойных целей требует поддержки со стороны государства в плане сочетания климатических целей и финансовых рамок, активного применения концепций ESG, чтобы движение капитала соответствовало пути снижения выбросов парниковых газов и климатически адаптивного развития страны.

На основе проведенного анализа можно сформулировать ряд рекомендаций, направленных на стимулирование перехода к энергетической экономике в Китае в рамках цели «двойного углерода».

Во-первых, необходимо регулирование цен на энергоносители. В Китае они в основном устанавливаются правительством и являются относительно низкими по сравнению с международными стандартами. Повышение цен, например, путем проведения рыночных реформ и интеграции стоимости углерода, позволит повысить конкурентоспособность энергоэффективных компаний и увеличить объем инвестиций, а не отвечающие этим требованиям предприятия будут вынуждены модернизироваться.

Во-вторых, важно обеспечить регулирование цен на вывоз мусора и выбросы. Повышение их приведет к тому, что компании будут вкладывать средства в снижение загрязнения окружающей среды и уменьшение количества отходов. В идеале это приведет к выпуску продукции более высокого качества, требующей меньшего обновления, и, следовательно, к повышению ее стоимости, а производственные процессы станут более эффективными и менее затратными.

В-третьих, необходима оптимизация работы национального углеродного рынка в Китае. В настоящее время он включает только энергетические отрасли с высоким уровнем загрязнения (например, тепловую энергетику). Национальный углеродный рынок должен содержать большее число секторов, в том числе и обрабатывающую промышленность, и позволять компенсировать выбросы углерода возобновляемыми источниками энергии. Если бы компаниям было разрешено покупать и продавать квоты на выбросы, это создало бы экономический стимул для сокращения последних.

В целом, следуя целям и программе 14-й пятилетки, Китай имеет широкие возможности для перехода к высокоэффективной энергетической экономике и занятия лидерских позиций в мире в области борьбы с изменением климата. Важно отметить, что программа - это общее направление, а конкретные стратегии ее реализации должны рассматриваться более детально и в зависимости от фактической ситуации.

1 ESG ЙЙМЙШКЖ7M I "+И£" WMESGMä^MM = Видение и перспективы ESG в период 14-го пятилетнего плана [Электронный ресурс] // Xueqiu.com. URL: https://xueqiu.com/1145329483/173648048 (дата обращения: 12.01.2024). (на кит. яз.)

Список источников:

Александров И.О. Особенности зеленого перехода в китайской экономике // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2022. Т. 12, № 2 (38). С. 5-14.

Лэй Г. О проблемах и перспективах перехода КНР к низкоуглеродной экономике // Российско-китайские исследования. 2022. Т. 6, № 3. С. 163-171. https://doi.org/10.17150/2587-7445.2022.6(3). 163-171.

Телегина Е.А., Халова Г.О. Геоэкономические и геополитические вызовы энергетического перехода. последствия для мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2022. Т. 66, № 6. С. 26-34. https://doi.org/10.20542/0131 -2227-2022-66-6-26-34.

Chunxue Shi, Xiwen Feng, Zhennan Jin. Sustainable Development of China's Smart Energy Industry Based on Artificial Intelligence and Low-Carbon Economy // Energy Science & Engineering. 2020. Vol. 10, iss. 1. Р. 243-252. https://doi.org/10.1002/ese3.856.

Jiang Kejun, He Chenmin, Jiang Weiyi, Chen Sha, Dai Chunyan, Liu Jia, Xiang Pianpian. Transition of the Chinese Economy in the Face of Deep Greenhouse Gas Emissions Cuts in the Future // Asian Economic Policy Review. 2021. Vol. 16, iss. 1. Р. 142162. https://doi.org/10.1111/aepr.12330.

Jun Nie, Shuang Wang, Yi Xu, Lingling Gao, Yang Yu, Atif Jahanger, Tangyang Jiang. Energy-Related-CO2 Emissions in China's Electricity and Heating Industry: A Dual Perspective of the Economic "New Normal" // Natural Resources Forum. 2023. Vol. 8, iss. 2. Р. 25-31. https://doi.org/10.1111/1477-8947.12355.

Lan Liu, Xin Wang, Zegao Wang. Recent Progress and Emerging Strategies for Carbon Peak and Carbon Neutrality in China // Greenhouse Gases: Science and Technology. 2023. Vol. 13, iss. 5. Р. 732-759. https://doi.org/10.1002/ghg.2235.

Reference:

Aleksandrov, I. O. (2022) Features of the Green Transition in the Chinese Economy. Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova. Vstuplenie. Put' v nauku. 12 (2 (38)), 5-14. (In Russian)

Chunxue Shi, Xiwen Feng & Zhennan Jin (2020) Sustainable Development of China's Smart Energy Industry Based on Artificial Intelligence and Low-Carbon Economy. Energy Science & Engineering. 10 (1), 243-252. Available from: doi:10.1002/ese3.856.

Jiang Kejun, He Chenmin, Jiang Weiyi, Chen Sha, Dai Chunyan, Liu Jia & Xiang Pianpian (2021) Transition of the Chinese Economy in the Face of Deep Greenhouse Gas Emissions Cuts in the Future. Asian Economic Policy Review. 16 (1), 142-162. Available from: doi:10.1111/aepr.12330.

Jun Nie, Shuang Wang, Yi Xu, Lingling Gao, Yang Yu, Atif Jahanger & Tangyang Jiang (2023) Energy-Related-CO2 Emissions in China's Electricity and Heating Industry: A Dual Perspective of the Economic "New Normal". Natural Resources Forum. 8 (2), 25-31. Available from: doi:10.1111/1477-8947.12355.

Lan Liu, Xin Wang & Zegao Wang (2023) Recent Progress and Emerging Strategies for Carbon Peak and Carbon Neutrality in China. Greenhouse Gases: Science and Technology. 13 (5), 732-759. Available from: doi:10.1002/ghg.2235.

Lei, G. (2022) On the Problems and Prospects of China's Transition to a Low-Carbon Economy. Russian and Chinese Studies. 6 (3), 163-171. Available from: doi:10.17150/2587-7445.2022.6(3).163-171. (In Russian)

Telegina, E. A. & Khalova, G. O. (2022) Geoeconomic and Geopolitical Challenges of Energy Transition. Implications for World Economy. World Economy and International Relations. Available from: doi:10.20542/0131-2227-2022-66-6-26-34. (In Russian)

Информация об авторе Лю Сюньюе - аспирант Центра социально-экономических исследований, Институт Китая и современной Азии РАН, Москва, Россия.

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author Liu Xunyue - PhD student in Economics, Center for Socio-Economic Research, Institute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 14.12.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.01.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 23.01.2024.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.