Научная статья на тему 'ПУТЬ КИТАЯ К НИЗКОУГЛЕРОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ В 2020-2025 ГГ'

ПУТЬ КИТАЯ К НИЗКОУГЛЕРОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ В 2020-2025 ГГ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
224
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ / УГОЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС / ВЫБРОСЫ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА / КЛИМАТИЧЕСКАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лю Сюньюе

В статье представлено описание эволюции стратегических направлений развития Китая в рамках достижения целей экологизации экономики. Проведен анализ представленного Китаем четырнадцатого пятилетнего плана экономического и социального развития страны с точки зрения перехода к низкоуглеродной экономике. Проанализированы различные варианты сочетания обеспечения экологичности экономики и удовлетворения энергетических потребностей крупнейшей в мире энергоемкой экономики за счет неископаемых видов топлива. Выделено два важнейших аспекта рассматриваемой проблемы: давление общественности и зависимость китайской экономики от ископаемых видов топлива, что снижает вероятность достижения озвученных Китаем целей: снижения энергоемкости, интенсивности выбросов углекислого газа, увеличение доли неископаемой энергии в энергетическом балансе и увеличение лесистости. Обосновано, что для достижения целей трансформации энергетики Китаю необходимо разработать и реализовать комплексные реформы во всех сферах экономики. Прежде всего, необходимо систематически сдерживать растущий спрос на энергию за счет повышения эффективности, оптимизации и комплексного внедрения экономики замкнутого цикла, снижать зависимость от угольных ресурсов, увеличивать долю возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе, модернизировать рынок электроэнергии с целью его оптимизации и сбалансированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лю Сюньюе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA ON THE WAY TO ACHIEVE CARBON NEUTRALITY IN 2020-2025

The article presents a description of the evolution of the strategic directions of China's development in the framework of achieving the goals of greening the economy. The analysis of the fourteenth five-year plan of economic and social development of the country presented by China from the point of view of transition to a low-carbon economy was carried out. Two most important aspects of the problem under consideration are highlighted: public pressure and the dependence of the Chinese economy on fossil fuels, which reduces the likelihood of achieving the goals announced by China: reducing energy intensity, the intensity of carbon dioxide emissions, increasing the share of non-fossil energy in the energy balance and increasing forest cover. It is substantiated that in order to achieve the goals of energy transformation, China needs to develop and implement comprehensive reforms in all sectors of the economy. First of all, it is necessary to systematically curb the growing demand for energy by increasing efficiency, optimizing and comprehensively implementing the circular economy, reducing dependence on coal resources, increasing the share of renewable energy sources in the energy balance, modernizing the electricity market in order to optimize and balance it.

Текст научной работы на тему «ПУТЬ КИТАЯ К НИЗКОУГЛЕРОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ В 2020-2025 ГГ»

Путь Китая к низкоуглеродной экономике в 2020-2025 гг.

Лю Сюньюе

аспирант, Центра «Россия, Китай, мир» Института Китая и современной Азии РАН, lxy3042077814@outlook.com

В статье представлено описание эволюции стратегических направлений развития Китая в рамках достижения целей экологизации экономики. Проведен анализ представленного Китаем четырнадцатого пятилетнего плана экономического и социального развития страны с точки зрения перехода к низкоуглеродной экономике. Проанализированы различные варианты сочетания обеспечения экологичности экономики и удовлетворения энергетических потребностей крупнейшей в мире энергоемкой экономики за счет неископаемых видов топлива. Выделено два важнейших аспекта рассматриваемой проблемы: давление общественности и зависимость китайской экономики от ископаемых видов топлива, что снижает вероятность достижения озвученных Китаем целей: снижения энергоемкости, интенсивности выбросов углекислого газа, увеличение доли неископаемой энергии в энергетическом балансе и увеличение лесистости. Обосновано, что для достижения целей трансформации энергетики Китаю необходимо разработать и реализовать комплексные реформы во всех сферах экономики. Прежде всего, необходимо систематически сдерживать растущий спрос на энергию за счет повышения эффективности, оптимизации и комплексного внедрения экономики замкнутого цикла, снижать зависимость от угольных ресурсов, увеличивать долю возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе, модернизировать рынок электроэнергии с целью его оптимизации и сбалансированности. Ключевые слова: электроэнергетики, угольные электростанции, энергетический баланс, выбросы углекислого газа, климатическая нейтральность

Премьер-министр Китая представил проект четырнадцатого пятилетнего плана экономического и социального развития страны. Среди целей, в том числе снижение энергопотребления на 13,5%, увеличение лесистости на 24,1%. Однако ожидалось большего в контексте очень многообещающего заявления президента Си Цзиньпина в сентябре 2020 года Генеральной Ассамблее ООН о том, что Китай будет стремиться к достижению климатической нейтральности. В настоящее время страна несет ответственность за 30% глобальных выбросов СО 2, более половины потребления угля и половина мощности угольных электростанций. Среди целей такие, как: снижение энергоемкости на 13,5 %, снижение интенсивности выбросов углекислого газа на 18 %, увеличение доли неископаемой энергии в энергетическом балансе с 15,8 % в 2020 году примерно до 20 % в 2025 г. и увеличение лесистости до 24,1% [11].

Ожидается, что в течение периода «14-й пятилетки», с дальнейшим совершенствованием стандартов тестирования и сертификации экологически чистых продуктов в стране, а также потребительским взглядом на все более низкоуглеродное и ориентированное на защиту окружающей среды потребление, изменения в стороне спроса приведет к зеленой трансформации стороны предложения в отрасли. Предполагается поощрять больше предприятий повышать рыночную конкурентоспособность своей продукции, участвуя в зеленой цепочке поставок, например, увеличивая инвестиции в охрану окружающей среды и технологические инновации в дизайне продукции, закупке сырья, производственные процессы, транспорт и логистика, переработка и переработка продукции. Это откроет еще один мощный эндогенный источник энергии для Китая, чтобы продвигать свои цели по достижению углеродной нейтральности [5, 8].

Статистические данные подтверждают, что уголь -это основное сырье для поддержания энергетической независимости и стабильности. Китайское правительство также признало, что уголь необходим для удовлетворения энергетических потребностей страны и что нельзя полагаться на возобновляемые источники энергии [9-10].

Для достижения установленных целей Китай предпринял шаги по увеличению ветровой, солнечной и ядерной мощности. В 2021 году ветровая энергетика увеличилась на 71,6 ГВт, а солнечная - на 48,2 ГВт. Китайские эксперты предсказывают, что эти силы более чем утроятся в течение десятилетия. Доля возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе страны при этом составит 47%. В настоящее время он остается на уровне 30% (рис.1).

X X

о

го А с.

X

го т

о

О

м «

<

00 о

Рисунок 1. Топ-20 государств по эмиссии С02 [9]

Проблема несбалансированного энергетического баланса не является чем-то новым в публичных дискуссиях Китая. На протяжении десятилетий китайские ученые изучают способы сочетания экономического развития и защиты окружающей среды. В 1990-х годах ученые предложили экономику замкнутого цикла, или иначе известную как экономика замкнутого цикла. Ожидается, что эта новая модель поможет Китаю достичь устойчивого экономического будущего. С тех пор эта концепция стала неотъемлемой частью национальных стратегий и разрабатывалась в рамках последних четырех пятилеток. Закон о содействии экономике замкнутого цикла, утвержденный в 2008 г., вывел Китай в лидеры по его реализации. Этот акт был сосредоточен, в первую очередь, на традиционных решениях 3R (сокращение, повторное использование, переработка), такие как управление бытовыми отходами, использование побочных материалов промышленной деятельности и сокращение выбросов парниковых газов [1].

Нынешняя трансформация энергии имеет фундаментальное значение для успешного внедрения экономики замкнутого цикла. Это также позволило бы Китаю стать независимым от внешних поставок во все более турбулентной международной среде. Циркулярная экономика в значительной степени согласуется с построением экологической цивилизации — философской концепции, продвигаемой Си Цзиньпином [2].

Однако стратегические цели, озвученные Китаем, вызвали удивление во всем мире, поэтому как в китайской, так и в западной литературе не так много прогнозов, позволяющих оценить реальность устремлений Китая. Удовлетворение энергетических потребностей крупнейшей в мире энергоемкой экономики за счет неископаемых видов топлива является сложнейшей задачей. Первый обсуждаемый сценарий исходит от Института изменения климата и устойчивого развития Университета Цинхуа (ICCSD) и 18 других китайских исследовательских институтов, которые 12 октября 2020 года опубликовали Стратегию низкоуглеродного развития Китая и пути трансформации. Интересно, что до того, как Си Цзиньпин объявил о своем стремлении к климатической нейтральности к 2060 году, проф. Чжан Сили-анг из Института энергетики, окружающей среды и экономики Университета Цинхуа выступил с докладом об энергетических и экономических последствиях достижения углеродной нейтральности к 2050, 2060 и 2070 годам, что, по-видимому, повлияло на выбор контрольной даты 2060 года [10-11].

Оба сценария показывают, что к 2050 году сектор электроэнергетики должен будет достичь почти нулевых выбросов, а затем начать производить «отрицательные выбросы», которые будут поступать от улавливания и

хранения углерода (BECCS). Это необходимо для компенсации трудноустранимых выбросов от промышленных процессов, сельского хозяйства и других секторов. Второй сценарий прогнозирует, что производство электроэнергии на основе угля прекратится в 2050 году, но к 2060 году значительное количество угля все еще будет использоваться вне энергетического сектора. В сценарии ICCSD доля угля в общем энергетическом балансе в 2050 г. падает ниже 5%. Поэтапный отказ от ископаемых видов топлива означает, что к 2050 году более 85% всей энергии и более 90% электроэнергии должны поступать из неископаемых возобновляемых и ядерных источников [9-10].

В отличие от предыдущих планов, четкой пятилетней цели по росту ВВП не установлено, цель будет устанавливаться ежегодно в зависимости от обстоятельств. Это делает рост выбросов Китая в этот период еще более непредсказуемым. Анализ показывает, что, если фактический годовой рост ВВП превышает 3,9%, в пятилетнем плане выбросы углерода в Китае будут продолжать расти.

Китай обязался достичь климатической нейтральности к 2060 году, а запущенная в феврале система торговли квотами на выбросы должна стать первым шагом на пути к обезуглероживанию экономики. Между тем представленный экономический план до 2025 года указывает на то, что Китай еще долгое время будет оставаться зависимым от угля. Несмотря на заявления о климатической нейтральности и использовании экологически чистой энергии, в Китае откроется несколько угольных электростанций. Это больше похоже на сохранение текущей тенденции, чем на стремление к углеродной нейтральности [3, 7].

Китай в прошлом году закрыл свои угольные электростанции общей мощностью 29,8 ГВт. В то же время они построили новые угольные электростанции, которые обеспечивают 38,4 ГВт электроэнергии, чистый прирост мощности (8,6 ГВт), соответствующий 30 атомным электростанциям, свидетельствует о том, что уголь остается важнейшим видом топлива в Китае.

В новых сценариях электрификация является основной стратегией поэтапного отказа от ископаемого топлива, а это означает, что безуглеродная энергетика должна будет заменить не только китайские угольные электростанции (половина всех в мире), но и значительную долю потребления угля и нефти, которая приходится на промышленность, транспорт и сектор теплоснабжения. Основываясь на втором сценарии, к 2050 году должно быть 7-кратное увеличение ветровой и ядерной энергии и 10-кратное увеличение солнечной мощности. Тогда в Китае должно быть в четыре раза больше солнечной фотоэлектрической энергии и в три раза больше энергии ветра, чем сегодня в остальном мире. Ядерная энергетика должна обеспечить 80% от текущего глобального показателя. Солнечные и ветряные установки должны увеличиться почти вдвое, а для атомной энергетики в 2020-2050 годах рост должен быть более чем вдвое по сравнению с периодом 20162020 годов. Оба сценария предусматривают значительное повышение энергоэффективности, при этом общее потребление энергии достигнет пика к 2035 году, после чего увеличение чистой энергии полностью заменит текущее потребление ископаемого топлива. Это контрастировало бы с текущей тенденцией, когда выбросы растут, несмотря на увеличение доли экологически чистой энергии, из-за быстрого увеличения общего спроса

на энергию. Прогноз ICCSD требует инвестиций в размере 100 трлн юаней или около 15 трлн долларов в 2020-2050 годах, что составляет 1,5-2,0% ВВП Китая за этот период [9].

Экономическая модель Китая, несомненно, очень хороша для мобилизации больших объемов инвестиций, поэтому расширение использования экологически чистой энергии, электрического транспорта и других важных технологий может не стать самой большой проблемой для достижения углеродной нейтральности к 2060 году. Управление экономическими, политическими и социальными последствиями постепенного отказа от ископаемого топлива представляется более серьезной проблемой для страны [6].

К 2050 году, согласно прогнозам ICCSD, уголь будет обеспечивать менее 5% энергии Китая, что приведет к отключению почти всех 3000 электростанций. угольных блоков и 5000 угольных шахт, работающих в настоящее время в Китае. Угольные электростанции закроются через 30 лет эксплуатации. Это соответствует опыту КНР, где выведено из эксплуатации более половины электростанций, построенных до 1990 г. Однако для всех новых проектов, одобренных к реализации в 2021 году или в ближайшие годы, шансы на эксплуатацию по-прежнему уменьшаются. Последствия трансформации также могут быть драматичными для зарубежных экономик, зависящих от экспорта ископаемого топлива. Новая экономическая политика Китая по принципу «двойной циркуляции» и его четкая направленность на энергетическую безопасность означают наращивание усилий по замещению импорта внутренними поставками. В сочетании с обязательством по нейтральности выбросов СО2, что снижает спрос на ископаемое топливо, и крупными инвестициями в местную добычу угля, нефти и газа, это может означать быстрый отказ от импорта ископаемого топлива [4].

Кроме того, при сравнении различных прогнозов бросается в глаза важность определенных ключевых деталей, которые все еще открыты для интерпретации. В частности, различные предположения о том, какие выбросы покрываются обязательством и сколько СО2 может быть поглощено экосистемами или удалено с помощью технологий «отрицательных выбросов», приводят к значительным различиям в бюджетах выбросов энергетического сектора. Оптимистичные предположения об удалении СО2 указывают на то, что облесение оставит больше места для остаточных выбросов ископаемого топлива.

Также ясно, что для реализации концепции нейтральности выбросов СО2 потребуются работы по обезуглероживанию в секторах, которые в настоящее время считаются «трудноразрешимыми», в частности, в секторах производства стали, цемента и технологических выбросов в химической промышленности, а также в сельском хозяйстве и авиации. Их обязали действовать до пиковых выбросов в период, охватываемый текущим пятилетним планом (2021-2025 гг.).

Анализируя китайские стратегии, можно сделать вывод, что одной из ключевых целей является достижение энергетической безопасности, независимости от нестабильных поставок ископаемого топлива, в основном, морскими путями. Однако возобновляемая энергия и ядерная энергия также подвержены опасности поставок. Представленные планы посылают неоднозначный сигнал о климате, особенно в контексте большой экономической и геополитической неопределенности.

С точки зрения климата первоначальные указания из 14-го пятилетнего плана Китая разочаровывают и не указывают на скоординированный подход к отказу от угля. Положительно то, что этот план подтверждает приверженность к углеродной нейтральности к 2060 году и достижению максимальных выбросов к 2030 году, но мало указаний на изменения, необходимые для достижения этой цели. Важно увидеть более подробные планы сокращения выбросов углерода через пять, это позволит международному сообществу лучше оценить будущее роста выбросов Китая и его обязательств по борьбе с изменением климата.

Для достижения целей трансформации энергетики Китай должен провести комплексные реформы практически во всех сферах экономики. Ему следует систематически сдерживать растущий спрос на энергию за счет повышения эффективности, оптимизации и комплексного внедрения экономики замкнутого цикла. Кроме того, следует увеличить использование биомассы, биотоплива и биоэнергии, а также развивать рынок водорода.

Еще одним важным элементом являются четкие стратегические планы и инвестиционные обязательства по развитию линий электропередач (особенно СВН-IRET), необходимых для поддержки производства энергии из возобновляемых источников по всей стране. Это позволит решить текущие основные проблемы, связанные с сокращением возобновляемой энергетики.

Необходимо реформировать рынок электроэнергии. Китай осознает эту проблему и предпринимает шаги по устранению препятствий для управления возобновляемыми источниками энергии. Безопасность поставок также будет зависеть от вариантов хранения, чтобы помочь сбалансировать спрос и предложение.

Правительство могло бы показать, что оно серьезно относится к декарбонизации, используя государственный Китайский банк развития (CDB) и его активы в триллион долларов для финансирования перехода тяжелой промышленности на углеродно-нейтральный режим. CDB имеет успешный опыт предоставления необходимого начального финансирования, скажем, чрезвычайно успешной индустрии солнечной энергетики в Китае.

Литература

1. Беликова С. С., Беликов А. В. Восток и запад: глобальные вызовы на пути достижения углеродной нейтральности // Управление. 2022. №2. С.5-13.

2. Бобылев С.Н., Барабошкина А.В., Джу Сюан Приоритеты низкоуглеродного развития для Китая // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. №82. С. 114-139. doi: 10.24411/2070-1381-2020-10095

3. Бояркина А.В. Экологическое направление во внешнеполитической стратегии КНР // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2021. №2. C.325-337.

4. Дун Чжанфэнь. Пора зеленых финансов // Китай. 2021. № 5 (187). С. 21-23. URL: http://www.kitaichina.com

5. Ершов Д.Н. Проблемы и перспективы развития "зеленого" роста // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2022. №1. С.19-33.

6. Кранина Е.И. Китай на пути к достижению углеродной нейтральности // Финансовый журнал. 2021. №5. С.51-61.

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

7. Мозиас П.М. Экологическая политика в Китае: вверх по лестнице, ведущей вниз? // Общество и государство в Китае. 2016. № 2. С. 274—314.

8. Bloomfield, J. The Politics of the Green New Deal / J. Bloomfield, F. Stewart // The Political Quarterly. - 2020. -Vol. 91, № 4.

9. China Electric Power Research Institute. URL: http://www.epri.sgcc.com.cn/

10. Statistical Review of World Energy 2021. 70th edition. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2021-full-report.pdf

11. 14-я пятилетка»: «углеродный» путь «зеленой трансформации» Китая >. URL: https://www.cma.org.hk/uploads/ckfinder/files/Research/Co mmentandAnalysis/20210427.pdf

China on the way to achieve carbon neutrality in 2020-2025 Liu Xunyue

Centre "Russia, China, World" IFES RAS

JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49

The article presents a description of the evolution of the strategic directions of China's development in the framework of achieving the goals of greening the economy. The analysis of the fourteenth five-year plan of economic and social development of the country presented by China from the point of view of transition to a low-carbon economy was carried out. Two most important aspects of the problem under consideration are highlighted: public pressure and the dependence of the Chinese economy on fossil fuels, which reduces the likelihood of achieving the goals announced by China: reducing energy intensity, the intensity of carbon dioxide emissions, increasing the share of non-fossil energy in the energy balance and increasing forest cover. It is substantiated that in order to achieve the goals of energy transformation, China needs to develop and implement comprehensive reforms in all sectors of the economy. First of all, it is necessary to systematically curb the growing demand for energy by increasing efficiency, optimizing and comprehensively implementing the circular economy, reducing dependence on coal resources, increasing the share of renewable energy sources in the energy balance, modernizing the electricity market in order to optimize and balance it. Keywords: electric power industry, coal-fired power plants, energy balance,

carbon dioxide emissions, climate neutrality References

1. Belikova S. S., Belikov A. V. East and West: global challenges on the way

to achieving carbon neutrality. Upravlenie. 2022. №2. pp.5-13.

2. Bobylev S.N., Baraboshkina A.V., Ju Xuan Low-carbon development

priorities for China // Public Administration. Electronic Bulletin. 2020. No. 82. pp. 114-139. doi: 10.24411/2070-1381-2020-10095

3. Boyarkina A.V. Ecological direction in the foreign policy strategy of the

People's Republic of China // Bulletin of the People's Friendship University of Russia. Series: International relations. 2021. №2. C.325-337.

4. Dong Zhangfen. It's time for green finance // China. 2021. No. 5 (187). pp.

21-23. URL: http://www.chinachina.com

5. Ershov D.N. Problems and prospects for the development of "green"

growth // Bulletin of the VolSU. Series 3: Economy. Ecology. 2022. №1. pp.19-33.

6. Kranina E.I. China on the way to achieving carbon neutrality // Financial

magazine. 2021. №5. S.51-61.

7. Mozias P.M. Environmental Policy in China: Up the Downward Ladder? //

Society and state in China. 2016. No. 2. S. 274-314.

8. Bloomfield, J. The Politics of the Green New Deal / J. Bloomfield, F. Stewart

// The Political Quarterly. - 2020. - Vol. 91, no. 4.

9. China Electric Power Research Institute. URL: http://www.epri.sgcc.com.cn/

10. Statistical Review of World Energy 2021. 70th edition. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-

sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2021-full-report. pdf

11. 14th Five-Year Plan: Carbon Path of China's Green Transformation >. URL:

https://www.cma.org.hk/uploads/ckfinder/files/Research/CommentandA nalysis/20210427.pdf

fO СЧ

о

СЧ fO

о

Ш

m

X

<

m О X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.