Экономические вопросы управления
Бобылев С.Н., Барабошкина А.В., Джу Сюан Приоритеты низкоуглеродного развития для Китая1
Бобылев Сергей Николаевич — доктор экономических наук, профессор, заслуженный
деятель науки РФ, заведующий кафедрой экономики природопользования,
экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.
E-mail: [email protected]
SPIN-код РИНЦ: 2439-5746
ORCID ID: 0000-0001-5269-9026
Барабошкина Анастасия Валерьевна — преподаватель, Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ) Минэкономразвития России; аспирант, экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 6031-2390
Джу Сюан — сотрудник, Управление по иностранным делам муниципального правительства, г. Циндао, КНР. E-mail: [email protected]
Аннотация
Переход к низкоуглеродному развитию и трансформация глобальной энергетической системы необходимы для устойчивого развития, борьбы с изменением климата и эффективного ответа на современные социо-эколого-экономические вызовы человечеству. Китай, который является крупнейшим потребителем и импортером энергетических ресурсов и занимает первое место по выбросам углекислого газа, оказывает существенное влияние как на ситуацию с глобальными экологическими проблемами, так и на мировые энергетические рынки. В статье проводится анализ проблем экологической устойчивости Китая, лежащей в основе низкоуглеродного развития, а также раскрываются ключевые факторы перехода страны к низкоуглеродной модели и трансформации энергетического сектора. Реализация этих задач находится в рамках провозглашенного страной курса на строительство «экологической цивилизации». Исследование позволяет сделать вывод о том, что приоритеты политики Китая ориентированы на «зеленое развитие» и «энергетический переход» к возобновляемым источникам энергии при сокращении доли ископаемых видов топлива в энергобалансе. Это позволит Китаю значительно уменьшить загрязнение окружающей среды и снизить энергоемкость экономики, повысить уровень жизни населения, выполнить обязательства, предусмотренные Парижским соглашением по климату, повысить национальную энергобезопасность, реализовать собственный инновационный потенциал, обеспечить дальнейшее развитие инструментов «зеленого» финансирования, имплементировать инструменты углеродного регулирования и повысить экономическую конкурентоспособность продукции на внешних рынках. Заметные успехи Китая на пути реализации новой модели низкоуглеродного развития являются сигналом для стран-экспортеров углеводородов, в том числе и России, к проведению структурных реформ национальных экономик с целью снижения рисков зависимости от экспорта сырья.
Ключевые слова
Низкоуглеродное развитие Китая, устойчивое развитие, изменение климата, энергетический переход, экологическая устойчивость, энергетическая трансформация Китая, возобновляемые источники энергии.
DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10095
1 Публикация выполнена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 20-010-00981.
Введение
Приоритеты низкоуглеродного развития в течение последних десяти лет все чаще рассматриваются в научных исследованиях, международных документах, национальных программах. Данная концепция поддержана всеми странами мира в итоговых документах глобальных конференций ООН: Парижском соглашении по климату (2G15 г.)2 и Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (2G15 г.)3. Анализ документов позволяет выделить основные черты, определяющие переход к низкоуглеродным трендам: минимизацию выбросов парниковых газов, негативно воздействующих на климатическую систему; абсолютное и относительное сокращение в энергетическом балансе потребления традиционных ископаемых углеводородов (уголь, нефть, газ); переход на низкоуглеродные и безуглеродные виды топлива и источники энергии, предусматривающий приоритетный рост возобновляемых источников энергии (ВИЭ) (ветровая, солнечная, геотермальная, биотопливо и др.). Процессы перехода к низкоуглеродному развитию часто определяют термином «декарбонизация». В основе такого перехода лежит формирование низкоуглеродной модели экономики.
Сама проблема климатических изменений, вклада в них антропогенного фактора до сих пор остается дискуссионной, в частности в нашей стране в академических кругах. Подавляющее большинство климатологов в мире, международных организаций, правительств развитых стран признают решающий характер воздействия человеческой деятельности на климатические изменения и, соответственно, необходимость радикального изменения модели экономического развития. Исследование экономико-климатических процессов все более явно становится мейнстримом в мировой экономической науке. Это можно проследить на примере трудов ведущих экономистов мира. Так, Нобелевскую премию по экономическим наукам 2018 г. присудили У. Нордхаусу. Он разработал в начале 1990-х гг. первую динамическую комплексную экономико-климатическую модель, которая позволяет производить количественную оценку долгосрочных перспектив развития мировой экономики с учетом растущего влияния фактора климатических изменений4. Ряд ведущих российских ученых,
2 Paris Agreement // United Nations [Электронный ресурс]. URL: https://unfccc.int/files/essential background/convention/application/pdf/english paris agreement.pdf (дата обращения: 17.07.2020).
3 Transforming our world: The 2G3G Agenda for Sustainable Development // United Nations [Электронный ресурс]. URL: https ://sustainabledevelopment.un. org/post2G15/transformingourworld/publication (дата обращения: 17.07.2020).
4 Press release: The Prize in Economic Sciences 2G18 // The Nobel Prize [Электронный ресурс]. URL: https://www.nobelprize.org/prizes/economic-sciences/2G18/press-release/ (дата обращения: 17.G7.2G2G).
115
занимающихся данной проблематикой, также считают научно аргументированным заметный вклад техногенного фактора в глобальные изменения климата и не подвергают сомнению необходимость политики снижения климатических рисков социально-экономического развития [Данилов--Данильян 2019; Порфирьев 2019].
Отдельные аспекты низкоуглеродного развития Китая рассматриваются как зарубежными, так и российскими исследователями. Ряд зарубежных исследователей сосредоточились на климатической повестке и количественном анализе выбросов СО2 в отраслевом разрезе [Shen et al. 2015; Chen et al. 2017; Engels 2018; Liu et al. 2019]. Много иностранных работ посвящено современному состоянию и будущему «зеленых» технологий в Китае [Liu, Gao 2016; Qin 2018; Wang et al. 2019], мерам государственного стимулирования возобновляемой энергетики и других низкоуглеродных инициатив [Cao et al. 2019; Liu 2019]. Особое внимание уделяется стратегиям «озеленения» китайских городов [Liu, Qin 2016; Zhan et al. 2018]. Среди российских ученых следует выделить Ушакова И.В., который дал наиболее полную оценку состояния окружающей среды в Китае и проследил эволюцию экологической политики страны [Ушаков 2008; Ушаков 2016]. Макеева С.Б. рассмотрела существующие теоретико-методологические основы устойчивого развития Китая в социологическом, экологическом, экономическом и системном направлениях и выявила, что особую значимость концепция устойчивого развития получила в результате роста диспропорциональных явлений в пространственной организации китайской экономики и ухудшения экологической ситуации в стране [Макеева 2020]. Анализу изменений в топливно -энергетическом комплексе и развитию «зеленой» энергетики в Китае посвящены работы Салыгина В.И. и соавторов [Салыгин и др. 2015], Авраменко А.А. и Байгускаровой А.Р. [Авраменко, Байгускарова 2018], Епихиной Р.А. [Епихина 2019].
Всемирный экономический форум в Давосе (Швейцария), представляющий экономико-политическую элиту мира, в 2020 г. в своем «Докладе о глобальных рисках 2020 г.» поставил неблагоприятные погодно-климатические явления, вызванные климатическими изменениями, на первые три места среди глобальных рисков для человечества: экстремальные погодные явления, провал климатических действий, природные катастрофы5. Повышение средней температуры на Земле главным образом объясняется стремительным ростом концентрации парниковых газов в атмосфере, основным из которых является углекислый газ. В настоящее время концентрация СО 2 в
5 Global Risk Report 2020 // World Economic Forum [Электронный ресурс]. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF Global Risk Report 2020.pdf (дата обращения: 17.07.2020).
атмосфере превышает 400 частей на миллион и является самой высокой за последние 800 тыс. лет6. Общий экономический ущерб только от изменения климата оценивается в 1,2 трлн долларов в год, или в 1,6% мирового ВВП. К 2030 г. эта цифра может возрасти до 3,2% мирового ВВП, а в беднейших и наиболее уязвимых странах — до 11% их ВВП [Юлкин 2018, 12].
Дополнительным импульсом для глобального перехода к низкоуглеродному развитию стало принятие Парижского соглашения на 21-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в 2015 г. В соответствии с Парижским соглашением страны договорились сократить выбросы парниковых газов, чтобы удержать прирост глобальной средней температуры намного ниже 2°С сверх доиндустриальных уровней и приложить усилия для ограничения роста температуры до 1,5°С сверх доиндустриальных уровней7. В 2015 г. в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года государствами-членами ООН были приняты Цели в области устойчивого развития (ЦУР) (Sustainable Development Goals), в частности ЦУР 7 «Недорогостоящая и чистая энергия»8. Одной из важных задач для достижения ЦУР 7 является значительное увеличение доли энергии из возобновляемых источников в мировом энергетическом балансе к 2030 г., что позволит существенно декарбонизировать энергетический сектор.
В мировой экономике в последние годы происходит своеобразная «углеродная революция», связанная с новыми экономическими приоритетами, механизмами и инструментами, изменением структур экономики и энергетического сектора, введением «углеродных» цен и т.д. Уже в ближайшем будущем ключевой характеристикой передовых экономик мира станет низкоуглеродность, связанная с минимальным воздействием на климатическую систему и высокой энергоэффективностью. Многие развитые страны, в том числе Европейское сообщество, ставят своей целью достижение углеродной нейтральности к 2040-2050 гг. По состоянию на 1 апреля 2020 г. Дания, Франция, Швеция, Великобритания и Новая Зеландия официально закрепили в
6 Изменение климата (информационный бюллетень) // Росгидромет [Электронный ресурс]. URL: http://www.meteorf.ru/upload/iblock/054/Izmenenie klimata N72 AprMay 2018n.pdf (дата обращения: 17.07.2020).
7 Paris Agreement // United Nations [Электронный ресурс]. URL: https://unrccc.int/riles/essential background/convention/application/pdf/english paris agreement.pdf (дата обращения: 17.07.2020).
8 Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development // United Nations [Электронный ресурс]. URL: https ://sustainabledevelopment.un. org/post2015/transformingourworld/publication (дата обращения: 17.07.2020).
национальных законодательствах цель по достижению нулевого выброса CO29. По этому пути идут и страны БРИКС, в частности в России был разработан проект Стратегии долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года (март 2020 г.)10. Это первый стратегический документ России с таким далеким горизонтом планирования [Башмаков 2020, 51]. Китай принял «Национальный план Китая по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (2016 г.)11. Среди опубликованных в последние годы китайским правительством документов также важно отметить «Трехлетний план действий — одержим победу в борьбе за голубое небо» (2018 г.)12, согласно которому к концу 2020 г. качество воздуха в стране и уровень удовлетворенности им населения должны значительно повыситься; «13-й пятилетний план развития энергетики» (2016 г.)13 и «Стратегию революционных преобразований в области производства и потребления энергии (2016-2030 гг.)» (2016 г.)14, согласно которым «энергетическая революция», подразумевающая существенное увеличение доли низкоуглеродных источников энергии в энергобалансе страны и рост энергоэффективности экономики, позволит Китаю осуществить переход от промышленной цивилизации к экологической.
Ведущие глобальные корпорации также заявили о целях по трансформации в углеродонейтральные и низкоуглеродные компании (Volvo, Bosch, BP, Volkswagen, Apple и др.). Все это означает, что в ближайшие десятилетия многие экономики мира
9 State and Trends of Carbon Pricing 2020 (May) // The World Bank [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/33809/9781464815867.pdf?sequence=4&is Allowed=y (дата обращения: 18.07.2020).
10 Стратегия долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года (проект) // Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.ru/material/file/babacbb75d32d90e28d3298582d13a75/proekt strategii.pdf (дата обращения: 18.07.2020).
11 (Национальный план Китая по реализации Повестки дня в
области устойчивого развития на период до 2030 года) // Ф^АК^^РЭ^Ь^Ш (Министерство иностранных дел КНР) [Электронный ресурс].
URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa eng/zxxx 662805/W020161014332600450009.pdf (дата обращения: 18.07.2020).
12 iTM^^fölfi^H^T^i+ÄÜ (Трёхлетний план действий — одержим победу в борьбе за голубое небо) // Ф^ЛЕйЭДННШл (Центральное народное правительство КНР) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2018-07/03/content 5303158.htm (дата обращения: 18.07.2020).
13 Йь/^Ж+НЕШЙУ (13-й пятилетний план развития энергетики) // Green Growth Knowledge Platform [Электронный ресурс]. URL: http://www.greengrowthknowledge.org/sites/default/files/downloads/policy-database/China%29%2013th%20Five-year%20Energy%20Development%20Plan.pdf (дата обращения: 18.07.2020).
14 tb/^^ffllMffii^fi^- (2016-2030) (Стратегия революционных преобразований в области
производства и потребления энергии (2016-2030 гг.) // Ф^ЛйЛЭДННШл (Центральное народное правительство КНР) [Электронный ресурс]. URL: http://www. gov.cn/xinwen/2017-04/25/5230568/files/286514af354e41578c57ca38d5c4935b.pdf (дата обращения: 18.07.2020).
будут обладать новой инновационной и технологической основой, важнейшей характеристикой которой будет минимальное воздействие на окружающую среду и климатическую систему. Возникает закономерный вопрос: кому из развитых стран лет через 20-30 будут нужны в больших объемах нефть и газ?
Для перехода к низкоуглеродному развитию для мира критически важной является политика Китая. Это обусловливается прежде всего лидирующим местом Китая в мире по выбросам парниковых газов. Фактически страна выбрасывает столько этих газов, сколько эмитируют следующие за ним по величине выбросов США, Европейский союз и Индия вместе взятые. Российский выброс парниковых газов находится на пятом месте в мире, и он меньше китайского в 8,4 раза. Китай заплатил высокую углеродную цену за гигантский экономический рост после 1990 г. — его эмиссия увеличилась в 3,5 раза (Рисунок 1). Поэтому от того, по какому пути пойдет Китай, во многом зависит и углеродная траектория развития мира.
13,5
Рисунок 1. Объемы выбросов парниковых газов по крупнейшим странам-эмитентам в 1990 и 2017 гг. (в млрд т СО2-экв., в скобках приведена эмиссия 2017 г.
в % от уровня 1990 г.)15
В связи с актуальностью темы представляется крайне важным систематизировать драйверы перехода Китая к низкоуглеродному развитию и на этой основе определить эколого-энергетические приоритеты страны на современном этапе, что и является целью данной статьи. Цель обусловила постановку конкретных задач: оценить экологическую устойчивость Китая, идентифицировать и охарактеризовать
15 Стратегии долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года (проект) // Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. URL: https://economY.gov.ru/material/file/babacbb75d32d90e28d3298582d13a75/proekt strategii.pdf (дата обращения: 18.07.2020).
факторы низкоуглеродного развития и связанной с ним энергетической трансформации страны. Для решения поставленных задач авторы применяют системный подход, методы группировки и обобщения, статистического, сравнительного и логического анализа, опираются на анализ динамики и структур, используют табличные и графические приемы визуализации данных.
В качестве информационной базы использовались данные Всемирного банка, ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международного энергетического агентства (IEA), компании British Petroleum (BP), Государственного статистического управления КНР (ГСУ КНР), Национального центра возобновляемой энергетики Китая (CNREC), Ассоциации электроэнергетический предприятий КНР, а также публикации в научных и периодических изданиях.
Экологическая устойчивость Китая: современное состояние и тенденции
Согласно концепции «энергетической трилеммы», разработанной Мировым энергетическим советом, каждому государству необходимо соблюдать баланс между тремя элементами трилеммы: энергетической безопасностью, энергетическим равенством и экологической устойчивостью. В рамках данной статьи нас будет интересовать именно экологическая устойчивость, лежащая в основе низкоуглеродного развития. Она оценивается по таким параметрам, как «выбросы и загрязнение», «эффективность использования энергоресурсов» и «декарбонизация». В 2019 г. Китай за экологическую устойчивость получил всего 49 баллов из 10016, однако если посмотреть на ее динамику, видно, что страна сделала большой шаг вперед, повысив уровень устойчивости на 57%17 за последние два десятилетия (Рисунок 2).
16 World Energy Trilemma Index 2019 // World Energy Council [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldenergy.org/assets/downloads/WETrilemma 2019 Full Report v4 pages.pdf (дата обращения: 19.07.2020).
17 World Energy Trilemma Index // World Energy Council [Электронный ресурс]. URL: https://trilemma.worldenergy.org/ (дата обращения: 19.07.2020).
120
Экологическая устойчивость
Рисунок 2. Динамика экологической устойчивости Китая18
Рассмотрим динамику наиболее важных показателей, которые включают в себя вышеуказанные параметры экологической устойчивости.
Как уже отмечалось, Китай занимает первое место в мире по выбросам углекислого газа. Хотя темпы прироста выбросов в стране замедляются, абсолютные объемы продолжают расти (Рисунок 3). В 2019 г. на страну приходилось около трети глобальных выбросов СО2 от сжигания ископаемого топлива19.
12000 10000 8000
¡5 6000
а
4000 2000
0
1990 1995 2000 2005 2010 2015 2019 Китай США Индия Россия Япония Германия
Рисунок 3. Динамика выбросов углекислого газа от сжигания ископаемого
топлива, топ-6 стран20
18 World Energy Trilemma Index // World Energy Council [Электронный ресурс]. URL: https://trilemma.worldenergy.org/ (дата обращения: 19.07.2020).
19 Statistical Review of the World Energy 2020 // BP [Электронный ресурс]. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2020-full-report.pdf (дата обращения: 20.07.2020).
20 Составлено авторами по Statistical Review of the World Energy 1965-2019 // BP [Электронный ресурс]. URL: https://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html (дата обращения: 20.07.2020).
Согласно данным компании IQAir, по уровню загрязнения воздуха Китай занимает 11 место в мире. В 2019 г. на территории континентального Китая21 среднегодовая концентрация PM2.5, являющаяся ключевым параметром оценки качества воздуха, составила 39,1 мкг/куб. м, что превышает среднегодовой лимит для частиц PM2.5, рекомендованный ВОЗ — 10 мкг/куб. м. 48 китайских городов входят в 100 самых загрязненных городов мира, среди которых г. Хэтянь в Синьцзян-Уйгурском автономном районе занимает второе место, уступая лишь индийскому городу Газиабад. В 2019 г. среднегодовая концентрация PM2.5 в г. Хэтянь составляла 110,1 мкг/куб. м22. По оценкам Health Effects Institute, высокий уровень PM2.5, основным источником которого является сжигание угля, привел к 852000 преждевременных смертей в Китае в 2017 г.23
По оценкам Б.Н. Порфирьева, ущерб от загрязнения воздуха вредными веществами (прежде всего углеродом в виде взвешенных частиц PM2.5) составлял в мире в целом 5% мирового ВВП по сравнению с примерно 0,5% мирового ВВП ущерба от последствий изменений климата, в Китае — 8% ВВП и менее 1% ВВП, в Европе — 4% ВВП и 0,35% ВВП, России — 6% ВВП и 0,5% ВВП соответственно [Порфирьев 2019, 6].
Хотя ситуация с загрязнением воздуха в Китае остается серьезной, следует отметить значительный прогресс в этой области. В 2019 г. только один китайский город вошел в десятку самых загрязненных, тогда как в период 11-й пятилетки (2006-2010 гг.) 7 из 10 городов мира с худшими показателями качества воздуха находились в Китае [Zhang, Crooks 2012, 55]. Среднегодовая концентрация PM2.5, достигнув максимума в 2011 г., снижается (Рисунок 4).
21 Континентальный или материковый Китай — территория Китайской Народной Республики (КНР) без учета Гонконга, Макао, также в нее не включается Тайвань.
22 World' Air Quality Report 2019 // IQAir [Электронный ресурс]. URL: https ://www. iqair. com/world-most-polluted-cities (дата обращения: 20.07.2020).
23 Is air quality in China a social problem? // ChinaPower [Электронный ресурс]. URL: https://chinapower.csis.org/air-quality/ (дата обращения: 20.07.2020).
122
120
100
80
ю
S? 60
40
20
1990 2000 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Индия Китай ЮАР Россия Бразилия
Рисунок 4. Динамика среднегодовой концентрации PM2.5 в странах БРИКС24
Особую актуальность содержание мелкодисперсных частиц в атмосфере приобрело в условиях пандемии COVID-19. Это связано с тем, что частицы PM (PM0.1, PM2.5 и PM10) могут переносить вирусы. Проведенное итальянскими учеными исследование выявило положительную корреляцию между индексом качества воздуха (AQI) и случаями заражения коронавирусом нового типа [Zoran et al. 2020].
Благодаря структурным изменениям в экономике, переходу от модели экстенсивного развития к новой модели, предполагающей более медленное, но в то же время более устойчивое развитие, Китаю удалось существенно снизить энергоемкость ВВП — более чем в три раза по сравнению с 1990 г.25 Однако он по-прежнему уступает многим странам мира по эффективности использования энергоресурсов (Таблица 1).
0
24 Составлено авторами по World Development Indicators // The World Bank [Электронный ресурс]. URL: http://wdi.worldbank.org/table/WV.3 (дата обращения: 21.07.2020).
25 Data and statistics // IEA [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/data-and-statistics (дата обращения: 21.07.2020).
Таблица 1. Энергоемкость ВВП отдельных стран мира (Международное энергетическое агентство, 2020)26
Страна Энергоемкость ВВП (т н. э./тыс. долл. по паритету покупательной способности)
Россия 0,227
Китай 0,147
США 0,124
Швеция 0,108
Индия 0,105
Бразилия 0,100
Норвегия 0,094
Япония 0,089
Германия 0,085
Италия 0,074
Великобритания 0,068
Дания 0,064
Несмотря на увеличение доли возобновляемых источников энергии и атомной энергии в производстве электроэнергии, ископаемое топливо остается преобладающим в Китае. По данным Ассоциации электроэнергетических предприятий КНР, в 2010 г. доля ТЭС в совокупной выработке электроэнергии составила 80,8%, в 2019 г. — 68,9%27. Основным энергоносителем в стране является уголь. По данным Международного энергетического агентства, в 2010 г. доля угля в генерации электроэнергии в Китае составляла 77%, в 2017 г. — 68%, что значительно выше мирового показателя — 38 % (без учета Китая — 28%)28. Хотя доля нетрадиционных ВИЭ29 в выработке электроэнергии в Китае по-прежнему относительно небольшая, нельзя не отметить ее существенного роста: если в 2010 г. доля электростанций, работающих на НВИЭ, составляла всего 1,2%, то в 2019 г. — 8,5% (Рисунок 5).
26 Составлено авторами по Energy intensity // IEA [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/reports/sdg7-data-and-proiections/energy-intensitv (дата обращения: 21.07.2020). Примечание: т н.э. — тонна нефтяного эквивалента.
27 иШШ^^Ш (Анализ отраслевой статистики) // China Electricity Council [Электронный ресурс]. URL: https://www.cec.org.cn/template2/index.html? 177 (дата обращения: 21.07.2020).
28 Data and statistics // IEA [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/data-and-statistics? (дата обращения: 21.07.2020).
29 Без учета гидроэнергии.
16.2
1.16% 2010
' 0.006
А/
5.5%
2019
■ТЭС ■ГЭС ■АЭС ВЭС
ТЭС
ГЭС
АЭС
ВЭС
■ Другие
■ СЭС
Рисунок 5. Структура производства электроэнергии в Китае, 2010 и 2019 гг.30
Таким образом, несмотря на проблемы, связанные с экологической устойчивостью, Китай смог добиться определенных успехов в этой сфере, о чем говорит положительная динамика по большинству из рассмотренных выше показателей. По всем параметрам, которые включает в себя экологическая устойчивость, наблюдается прогресс: замедляются темпы прироста выбросов углекислого газа, улучшается качество воздуха в китайских городах, увеличивается эффективность использования энергетических ресурсов, структура производства электрической энергии диверсифицируется и становится все более «зеленой». Эти изменения свидетельствуют о постепенном переходе Китая к низкоуглеродному развитию.
Факторы низкоуглеродного развития и энергетической трансформации
Китая
Можно выделить семь ключевых факторов или задач, решение которых будет способствовать низкоуглеродному развитию и энергетической трансформации Китая:
- решение социально-экологических проблем;
- обеспечение населения современными и чистыми источниками энергии;
- выполнение международных обязательств и климатической повестки;
- повышение энергетической безопасности страны;
- раскрытие собственного инновационного потенциала и научно -технический прогресс;
- углеродное регулирование;
- конкурентная борьба на внешних рынках в условиях декарбонизации мировой экономики.
30 Составлено авторами по (Анализ отраслевой статистики) // China Electricity Council
[Электронный ресурс]. URL: https://www.cec.org.cn/template2/index.html? 177 (дата обращения: 21.07.2020).
Важной задачей перехода Китая к низкоуглеродному развитию является решение социально-экологических проблем, некоторые из которых были рассмотрены выше в рамках концепции экологической устойчивости. Китай, локомотив мировой экономики и лидер по масштабам роста материального благосостояния своих жителей, добился впечатляющих экономических результатов во многом за счет недоучета социальных и экологических факторов. Загрязнение воздуха в стране сокращает среднюю ожидаемую продолжительность жизни примерно на 3 года31; огромных масштабов достигла деградация земель, лесов, водных ресурсов [Бобылев 2020]. Высокая социально-экологическая цена экономического роста обусловила необходимость перехода Китая к новой модели развития, одним из базисов которой стало строительство «экологической цивилизации»32.
Термин «экологическая цивилизация» впервые был озвучен в Китае в 2005 г. [Ушаков 2013, 52]. В том же году нынешний Председатель КНР, а тогда секретарь парткома провинции Чжэцзян Си Цзиньпин выдвинул концепцию «Изумрудные воды и зеленые горы — это горы золота и серебра»33, тем самым показав, что именно благоприятная экологическая среда лежит в основе всеобщего благополучия. На XVIII съезде Коммунистической партии Китая (КПК) в 2012 г. строительство «экологической цивилизации» было включено в план из «Пяти взаимосвязанных компонентов строительства "прекрасного Китая"», включающего в себя экономическое, политическое, культурное, социальное строительство и строительство «экологической
цивилизации» 2018, 253]. В 2017 г. концепция «Изумрудные
воды и зеленые горы — это горы золота и серебра» была внесена в доклад XIX съезда КПК34, в 2018 г. понятие «экологическая цивилизация» было включено в Конституцию
31 China Could Lift Life Expectancy by Nearly Three Years If It Meets WHO Smog Standards: Study // EPIC [Электронный ресурс]. URL: https://epic.uchicago.edu/news/china-could-lift-life-expectancy-by-nearly-three-years-if-it-meets-who-smog-standards-study/ (дата обращения: 23.07.2020).
32 (2016-2030) (Стратегия революционных преобразований в области
производства и потребления энергии (2016-2030 гг.) // Ф^ЛйЛЭДННШл (Центральное народное правительство КНР) [Электронный ресурс]. URL: http://www. gov.cn/xinwen/2017-04/25/5230568/files/286514af354e41578c57ca38d5c4935b.pdf (дата обращения: 23.07.2020).
33 (Изумрудные воды и зеленые горы — это горы золота и серебра) // ^^lllfSlIl (Xinhua) [Электронный ресурс]. URL: http://www. xinhuanet. com/politics/szzsyzt/lsqs2017/index.htm (дата обращения: 23.07.2020).
34 Экологическая концепция Си Цзиньпина показала свои возможности // Российская Газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/04/01/ekologicheskaia-koncepciia-si-czinpina-pokazala-svoi-vozmozhnosti.html (дата обращения: 23.07.2020).
КНР35. Приведем несколько высказываний Си Цзиньпина, чтобы продемонстрировать, насколько важным для Китая является идея построения «экологической цивилизации»: «Если процветает экология, процветает и цивилизация, но если экология пребывает в упадке, то и цивилизация пребывает в упадке»; «К экологии следует относиться как к собственной жизни»; «"Экологическая цивилизация" — это великое достижение прогресса человеческого общества. Человечество прошло этапы первобытной, аграрной, индустриальной цивилизации, «экологическая цивилизация» — это продукт выхода индустриальной цивилизации на новый этап развития и новое требование для гармоничного развития человека и природы»; «Продвижение к новой эпохе «экологической цивилизации» и строительство «прекрасного Китая» — это важная часть
осуществления мечты о великом возрождении китайской нации» [ 2018, 248-252].
Обеспечение населения современными и чистыми источниками энергии — второй фактор низкоуглеродного развития и энергетической трансформации страны. Хотя к 2014 г. 100% населения Китая получило доступ к электричеству, важной проблемой остается использование твердого топлива — основного источника загрязнения воздуха внутри жилых помещений — для приготовления пищи и отопления. В 2016 г. уголь и дрова использовало более 30% китайских жителей, в сельской местности эта доля могла превышать 50% [Zhang et al. 2019, 73].
Третий фактор — климатическая повестка и выполнение международных обязательств. В 2016 г. Китай ратифицировал Парижское соглашение, взяв на себя обязательство к 2030 г. уменьшить выбросы углекислого газа на единицу ВВП на 6065% (от уровня 2005 г.) и не позднее 2030 г. приступить к сокращению абсолютной величины выбросов СО236.
Декарбонизация невозможна без наращивания доли «зеленых» источников энергии в энергобалансе страны. Исходя из условий Парижского соглашения и долгосрочных приоритетов энергетической политики Китая, направленной на формирование низкоуглеродной и эффективной энергосистемы, Национальный центр возобновляемой энергетики Китая (CNREC) составил прогноз развития
35 ФФЛЕ^ПИШ£(2018^Ш) (Конституция КНР (в ред. 2018 г.) // Ф^ЛЕЙЭДИИИШл (Центральное народное правительство КНР) [Электронный ресурс]. URL: http://www. gov. cn/guoqing/2018 -03/22/content 5276318.htm (дата обращения: 23.07.2020).
36 World Energy Outlook 2017 // IEA [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2017 (дата обращения: 25.07.2020).
электроэнергетического комплекса страны на долгосрочную перспективу. Согласно климатическому сценарию «ниже 2°С», в 2050 г. практически вся электроэнергия в Китае будет вырабатываться именно на базе неископаемых источников энергии — 91 %, причем главную роль будут играть ветер и солнце — на них придется 73%37 от суммарного объема генерации (Рисунок 6).
Рисунок 6. Структура производства электроэнергии в Китае, 2018 г., 2035 г. и
2050 г.38
По оценкам СКЯЕС, в Китае к 2050 г. доля неископаемых источников энергии в общем предложении первичной энергии будет составлять 65%, из них на ВИЭ придется 58%. Предложение угля и нефти существенного сократится, в то время как доля природного газа — самого чистого из ископаемых видов топлива — увеличится: с 8% в 2018 г. до 16% в 2050 г. Благодаря этому объем выбросов углекислого газа от энергетического сектора страны сократится с 9,8 млрд тонн в 2019 г.39 до 2,5 млрд тонн в 2050 г.40
37 China Renewable Energy Outlook 2019 // CNREC [Электронный ресурс]. URL: http://boostre.cnrec.org.cn/wp-content/uploads/2019/12/CREO2019-Summary-191206.pdf (дата обращения: 25.07.2020).
38 Там же.
39 Statistical Review of the World Energy 2020 // BP [Электронный ресурс]. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2020-full-report.pdf (дата обращения: 25.07.2020).
40 China Renewable Energy Outlook 2019 // CNREC [Электронный ресурс]. URL: http://boostre.cnrec.org.cn/wp-content/uploads/2019/12/CRE02019-Summary-191206.pdf (дата обращения: 25.07.2020).
Пандемия коронавируса нового типа может внести некоторые коррективы в прогноз CNREC. В январе - марте 2020 г. выработка электроэнергии в Китае снизилась на 6,8% по сравнению с аналогичным период предыдущего года, отпуск электроэнергии с ТЭС сократился еще сильнее — на 8,2%. Положительная динамика восстановилась только в апреле41. Выработка электроэнергии на ветровых и солнечных электростанциях в 1-м квартале 2020 г., напротив, выросла на 5,7% и 10,9% в годовом исчислении [Tu 2020, 23], что говорит об успешности текущей энергетической политики Китая, направленной на декарбонизацию энергетического сектора. В то же время, учитывая значительные объемы угля, которыми располагает Китай, и его ценовую доступность, возможно широкое использование данного энергоносителя для восстановления экономической активности. Это приведет к увеличению выбросов СО2 в стране. Такой вариант развития событий подтверждается тем, что в 1 -м квартале 2020 г. было одобрено строительство новых угольных электростанций суммарной мощностью около 10 ГВт [Ibid., 25].
Четвертым фактором перехода к низкоуглеродному развитию является обеспечение энергетической безопасности страны. В настоящее время коэффициент зависимости страны от импорта нефти составляет около 70%, от импорта природного газа — около 40%42. Показательно, что в «13-м пятилетнем плане по развитию энергетики (2016-2020 гг.)» впервые появился «коэффициент самообеспечения энергоресурсами» (рассчитывается как отношение собственного энергопроизводства к совокупному предложению энергоресурсов). Согласно плану он не должен опускаться ниже 80%43. Это корреспондирует со стратегической целью Китая по укреплению энергобезопасности страны. В условиях, когда значительный объем поставок углеводородов осуществляется через неспокойные Малаккский и Ормузский проливы44 и идет из таких нестабильных государств, как, например, Нигерия, Ирак, Венесуэла45,
41 иШШ^^Ш (Анализ отраслевой статистики) // China Electricity Council [Электронный ресурс]. URL: https://www.cec.org.cn/template2/index.html? 177 (дата обращения: 25.07.2020).
42 НШШШ (Государственная статистика) // National Bureau of Statistics [Электронный ресурс]. URL: https ://data. stats. gov. cn/easyquery. htm?cn=C01 (дата обращения: 25.07.2020).
43 ШШШ&^^^ШШ (13-й пятилетний план по развитию энергетики (2016-2020 гг.) // National Energy Administration [Электронный ресурс]. URL: http://www.nea.gov.cn/135989417 14846217874961n.pdf (дата обращения: 25.07.2020).
44 2 Choke Points That Threaten Oil Trade Between the Persian Gulf and East Asia // Forbes [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/iohnmauldin/2017/04/17/2-choke-points-that-threaten-oil-trade-between-persian-gulf-and-east-asia/#7efd4a084b96 (дата обращения: 25.07.2020).
45 Statistical Review of the World Energy 2020 // BP [Электронный ресурс]. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2020-full-report.pdf (дата обращения: 25.07.2020).
стране жизненно необходимо повышать уровень внутреннего производства энергии и диверсифицировать поставщиков.
Пятый фактор низкоуглеродного развития и энергетической трансформации — раскрытие собственного инновационного потенциала и научно -технический прогресс, призванные обеспечить прочную базу для крупномасштабного распространения «зеленых» технологий и обеспечить оптимальное соотношение цена-качество. В 2011 г. новая энергетика была включена в перечень семи новых стратегических отраслей, определенных в «12-м пятилетнем плане социально-экономического развития КНР (2011-2015 гг.)»46.
Одним из основных инструментов развития чистых технологий является «зеленое» финансирование. Правительство Китая активно продвигает «зеленые финансы», которые Народный банк Китая определяет как «финансовые услуги, предоставляемые для экономической деятельности, способствующей улучшению состояния окружающей среды, смягчению последствий изменения климата и более эффективному использованию ресурсов». В сентябре 2016 г. Народный банк Китая обнародовал Руководство по созданию «зеленой» финансовой системы — впервые в мире центральный банк выпустил такие рекомендации47.
Политика «зеленого» финансирования Китая стимулирует инвестиции в широкий спектр активов, включая проекты в области возобновляемых источников энергии, водоочистные сооружения, перерабатывающие предприятия и экологически чистый транспорт [Dai et al. 2016, 22]. В 2018 г. политика «зеленого» финансирования Китая помогла мобилизовать сотни миллиардов юаней (десятки миллиардов долларов)
для соответствующих проектов [^М 2019].
Наибольшая активность в сфере «зеленого» финансирования в Китае наблюдается в области «зеленых» облигаций. В 2018 г. объем выпуска китайских «зеленых» облигаций составил около 283 млрд юаней (примерно 43 млрд долларов). Это было на 12% больше, чем в 2017 г., и стало вторым по величине показателем среди всех стран после США. В 2018 г. около 28% поступлений от «зеленых» облигаций Китая было направлено на проекты в области солнечной энергии, ветра и других экологически
46 The 12th Five-Year Plan for Economic and Social Development of the People's Republic of China // Green Growth Knowledge Platform [Электронный ресурс]. URL: http://www.greengrowthknowledge.org/national-documents/12th-five-year-plan-economic-and-social-development-peoples-republic-china (дата обращения: 27.07.2020).
47 Guidelines for Establishing the Green Financial System // The People's Bank of China [Электронный ресурс]. URL: http://www.pbc.gov.cn/english/130721/3133045/index.html (дата обращения: 27.07.2020).
чистых источников энергии. Примерно 33% было отправлено на низкоуглеродистый транспорт, в том числе для городского общественного транспорта48.
Драйвером перехода Китая к низкоуглеродному развитию является и необходимость введения в стране углеродного регулирования, что обусловлено как внутренними, так и внешними причинами, связанными с возможными ограничениями со стороны импортеров из-за занижения экологических издержек и нечестной конкуренции. В стране ширятся попытки использования инструментов углеродного регулирования, в частности углеродного налога (Carbon Taxes) и системы торговли выбросами парниковых газов (Emissions Trading System). В настоящее время свыше 40 стран уже применяют эти инструменты, покрывая около 60% мирового ВВП. Разброс углеродной цены весьма велик: от 1 до 123 долл. за 1 т СО2-эквивалента. В 2019 г. в мире схемы ценообразования на углерод принесли 48 млрд долларов. Международный валютный фонд намерен способствовать повышению среднего углеродного налога за выбросы 1 т СО2 среди своих членов с 2 долл. до 75 долл. к 2030 г. Китай сейчас реализует пилотные проекты по формированию систем торговли выбросами парниковых газов в 8 провинциях при диапазоне цены от 1 долл. за 1 т СО2-эквивалента (провинция Фуцзянь) до 12 долл. в наиболее углеродоемком Пекине [Postic, Fetet 2020].
С углеродным регулированием связан еще один фактор низкоуглеродного развития для Китая — обеспечение конкурентоспособности своей продукции на внешних рынках на фоне тенденции к декарбонизации мировой экономики. Евросоюз является крупнейшим торговым партнером Китая: в 2019 г. ЕС импортировал из Китая товаров на сумму 362 млрд евро, что составило 19% от общего объема импорта49. В случае планируемого Евросоюзом введения пограничных углеродных налогов (Border Tax Adjustments), направленных против производителей товаров с высоким углеродным следом, Китай может понести серьезные убытки. В Таблице 2 показано, что крупнейшие в мире эмитенты парниковых газов, такие как Китай, Россия, Индия, являются нетто-экспортерами выбросов СО2, а многие европейские страны, напротив, нетто -импортерами. Переход к подсчету выбросов от потребления позволяет сфокусироваться на стороне спроса [Макаров, Соколова 2014]. В подавляющем большинстве развитых
48 China Green Bond Market 2018 // Climate Bonds Initiative and China Central Depository & Clearing Company [Электронный ресурс]. URL: https://www.climatebonds.net/files/reports/china-sotm cbi ccdc final en260219.pdf (дата обращения: 27.07.2020).
49 EU and China in world trade goods // Eurostat [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/China-EU -
international trade in goods statistics#EU and China in world trade in goods (дата обращения: 28.07.2020).
стран высокий уровень благосостояния и снижение выбросов парниковых газов обеспечиваются за счет импорта высокоуглеродной продукции. Здесь перед богатыми странами встает сложнейшая проблема изменения моделей потребления, базирующихся на товарах и услугах с высоким уровнем воздействия на окружающую среду и климат. Такое направление предусматривает Цель 12 устойчивого развития ООН, направленная на изменение моделей потребления и производства. В связи с этим, с одной стороны, введение углеродных пошлин поможет европейским странам сократить долю СО2 в конечном потреблении и решить проблему «утечки углерода»50, которая мешает борьбе с изменением климата, с другой стороны, данная мера является стимулом для стран-экспортеров СО2 сокращать использование ископаемого топлива и переходить на «зеленую» энергию.
Таблица 2. Сопоставление выбросов от производства и потребления в отдельных
странах51
Страна Выбросы от Выбросы от Чистый экспорт
производства потребления выбросов
% от
Млн т Млн т Млн т выбросов страны
Китай 9281 7978 1303 14%
Россия 1488 1168 320 22%
Индия 2043 1919 124 6%
Норвегия 52 60 -8 -15%
Швеция 44 70 -26 -59%
Испания 263 294 -31 -12%
Италия 347 423 -76 -22%
Германия 766 853 -87 -11%
Франция 312 445 -133 -43%
Заключение
Китайская экономика находится на перепутье: период бурного роста, принесший огромные успехи стране, может уйти в прошлое. Перед страной встали новые вызовы, в том числе связанные с решением внутренних экологических проблем, сохранением роли ведущего экспортера мира, что невозможно без снижения выбросов
50 Термин «утечка углерода» означает, что в результате перемещения производства из стран с более жесткими требованиями в области изменения климата в страны с более либеральными стандартами происходит повышение выбросов углерода.
51 Составлено авторами по Carbon dioxide emissions embodied in international trade // OECD. Stat [Электронный ресурс]. URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=IO GHG 2019 (дата обращения: 28.07.2020); Макаров И.А. Выбросы от потребления: суть концепции и связь с неравенством // Высшая школа экономики [Электронный ресурс]. URL: https://we.hse.ru/mirror/pubs/share/356583760.pdf (дата обращения: 28.07.2020).
парниковых газов. Все это требует трансформации энергетического сектора страны, формирования низкоуглеродной модели развития, «энергетического перехода» к широкому использованию возобновляемых источников энергии. Тем самым проводимая Китаем, крупнейшим энергопотребителем и импортером энергоресурсов, политика будет оказывать существенное влияние на решение глобальных экологических проблем и на мировые энергетические рынки. За последние годы страна достигла определенных успехов в деле строительства «экологической цивилизации», ориентации эколого -энергетической политики страны на дальнейшее повышение экологической устойчивости и «озеленение» экономики, что подтверждается тенденциями изменения ряда ключевых индикаторов. Можно выделить следующие факторы низкоуглеродного развития и энергетической трансформации Китая: необходимость решения острых социально-экологических проблем; обеспечение населения современными и чистыми источниками энергии; выполнение международных обязательств и климатической повестки; повышение энергетической безопасности страны; раскрытие собственного инновационного потенциала и создание новых и чистых технологий, что происходит во многом за счет имплементации инструментов «зеленого» финансирования; углеродное регулирование; конкурентная борьба на внешних рынках в условиях декарбонизации мировой экономики. Когда такая мощная экономика, как китайская, активно развивает собственные «зеленые» технологии и переходит к низкоуглеродному развитию, странам-экспортерам углеводородов, в том числе и России, следует адаптироваться к новым реалиям, которые готовит китайский «энергетический переход», путем проведения структурных реформ национальных экономик с целью снижения рисков зависимости от экспорта сырья.
Список литературы:
Авраменко А.А., Байгускарова А.Р. Экологические аспекты энергетической политики Китая // Вестник Евразийской науки. 2018. Т. 10. № 3. URL: https://esj.today/PDF/09ECVN318.pdf (дата обращения: 28.07.2020). Башмаков И.А. Стратегия низкоуглеродного развития российской экономики // Вопросы экономики. 2020. № 7. С. 51-74. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-7-51-74. Бобылев С.Н. Устойчивое развитие: новое видение будущего? // Вопросы политической экономии. 2020. № 1. С. 67-83. DOI: 10.5281/zenodo.3753332.
Данилов-Данильян В.И. Глобальная климатическая проблема и возможности прогнозирования // Век глобализации. 2019. № 4(32). С. 3-15. DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2019.04.01.
Епихина Р.А. Ветроэнергетика в Китае: проблемы развития и роль рынка в их решении // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 5. С. 163-177. DOI: 10.24411/2073-6487-2019-10065.
Макаров И.А., Соколова А.К. Оценка углеродоемкости внешней торговли России // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 18. № 3. С. 477-507. Макеева С.Б. КНР: стратегия устойчивого развития регионов (1980-е - 2000-е гг.) // Азия и Африка сегодня. 2020. № 4. С. 19-25. DOI: 10.31857/S032150750009101-3. Порфирьев Б.Н. Парадигма низкоуглеродного развития и стратегия снижения рисков климатических изменений для экономики // Проблемы прогнозирования. 2019. № 2. С. 3-13.
Салыгин В.И., Гулиев И.А., Рябова М.И. Проблемы и перспективы развития сектора возобновляемых источников энергии в Китае // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 4. С. 36-45.
Ушаков И.В. Загрязнение окружающей среды в Китае // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 4. С. 81-92.
Ушаков И.В. Экологический лабиринт. Социально-экологические аспекты природопользования в Китае. М.: ИД ФОРУМ, 2008.
Ушаков И.В. XVIII съезд КПК и экологический императив Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 2. С. 51-56.
Юлкин М.А. Низкоуглеродное развитие: от теории к практике. М.: АНО «Центр экологических инвестиций», 2018.
Cao J., Ho S.M., Jorgenson W.D., Nielsen P.Ch. China's Emissions Trading System and an ETS-Carbon Tax Hybrid // Energy Economics. 2019. Vol. 81. P. 741-753. DOI: https://doi.org/10.1016/_i.eneco.2019.04.029.
Chen W., Wu F., Geng W., Yu G. Carbon Emissions in China's Industrial Sectors // Resources, Conservation and Recycling. 2017. Vol. 117. Part B. P. 264-273. DOI: https://doi.org/10.1016/_i.resconrec.2016.10.008.
Dai W., Kidney S., SonerudB. Roadmap for China: Green Bond Guidelines for the Next Stage of Market Growth. London: Climate Bonds Initiative, 2016.
Engels A. Understanding How China is Championing Climate Change Mitigation // Palgrave Communications. 2018. Vol. 4. Is. 1. DOI: https://doi.org/10.1057/s41599-018-0150-4.
Liu J. China's Renewable Energy Law and Policy: A Critical Review // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2019. Vol. 99. P. 212-219. DOI: 10.1016/j.rser.2018.10.007. Liu J., Yang Q., Zhang Yu, Sun W., Xu Y. Analysis of CO2 Emissions in China's Manufacturing Industry Based on Extended Logarithmic Mean Division Index Decomposition // Sustainability, MDPI, Open Access Journal. 2019. Vol. 11. DOI: https://doi.org/10.3390/su11010226.
Liu W., Qin B. Low-Carbon City Initiatives in China: A Review from the Policy Paradigm Perspective // Cities. 2016. Vol. 51. P. 131-138.
DOI: https://doi.org/10.1016/j.cities.2015.11.010.
Liu X., GaoX. A Survey Analysis of Low Carbon Technology Diffusion in China's Iron & Steel Industry // Journal of Cleaner Production. 2016. Vol. 129. P. 88-101. DOI: https://doi.org/10.1016/i.iclepro.2016.04.115.
Postic S., FetetM. Global Carbon Accounts 2020. Paris: Institute for Climate Economics, 2020. Qin J. The Status and Prospect of New Energy and Renewable Energy in China // AIP Conference Proceedings. 2018. Vol. 1971. Is. 1. DOI: https://doi.org/10.1063/1.5041140. Shen W., Cao L., Li Q., Zhang W., Wang G., Li Ch. Quantifying CO2 Emissions from China's Cement Industry // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2015. Vol. 50. P. 1004-1012. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rser.2015.05.031.
Tu K. COVID-19 Pandemic's Impacts on China's Energy Sector: A Preliminary Analysis. New York City: Columbia University, 2020.
Wang Q., Qu J., Wang B., Wang P., Yang T. Green Technology Innovation Development in China in 1990-2015 // Science of the Total Environment. 2019. Vol. 696. DOI: https://doi.org/10.1016/_i.scitotenv.2019.134008.
Zhan C., de JongM., de Bruijn H. Funding Sustainable Cities: A Comparative Study of Sino-Singapore Tianjin Eco-City and Shenzhen International Low-Carbon City // Sustainability, MDPI, Open Access Journal. 2018. Vol. 10. P. 1-15.
Zhang D., Li J., Phoumin H. A Multidimensional Measure of Energy Poverty in China and Its Impacts on Health: An Empirical Study Based on the China Family Panel Studies // Energy Policy. 2019. Vol. 131. P. 72-81.
Zhang Q., Crooks R. Toward an Environmentally Sustainable Future: Country Environmental Analysis of the People's Republic of China. Mandaluyong City: Asian Development Bank, 2012.
Zoran M.A., Savastru R.S., Savastru D.M., Tautan M.N. Assessing the Relationship between Ground Levels of Ozone (O3) and Nitrogen Dioxide (NO2) with Coronavirus (COVID-19) in
135
Milan, Italy // Science of The Total Environment. 2020. Vol. 738. DOI: https://doi.org/10.1016/i. scitotenv.2020.140005.
^Ш^ЖЩНШШЖ^Ж/ ШШШ±Ш. ИЖ: 2018. (Идеи Си Цзиньпина о
политике реформ и открытости / Под ред. Шэнь Хайсюна. Пекин: Народное издательство, 2018).
иж тш, 2019.
(Чжан Мо. Единые стандарты ускорения формирования системы политики «зеленого» финансирования в Китае. Пекин: Информационное агентство «Синьхуа», 2019).
Дата поступления: 04.08.2020
Bobylev S.N., Baraboshkina A. V., Zhu Xuan Priorities of Low-Carbon Development for China
Sergey N. Bobylev — DSc (Economics), Professor, Honored Scholar of Russian Federation, Head of Department of Environmental Economics, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-5269-9026
Anastasiia V. Baraboshkina — teacher, Russian Foreign Trade Academy (RFTA), Ministry of Economic Development of the Russian Federation; postgraduate student, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Zhu Xuan — staff member, Foreign Affairs Office of Qingdao Municipal Government, Qingdao, People's Republic of China. E-mail: [email protected]
Abstract
Low-carbon development and global energy transformation are vital for transitioning to sustainable development, combating climate change and responding effectively to the ecological and socio-economic challenges that humanity faces today. As the world's largest energy consumer, the largest net importer of energy and the largest emitter of carbon dioxide, China has a great influence both on the global environmental problems and global energy markets. The paper analyzes the problems of China's environmental sustainability — the basis of low-carbon development. It also characterizes the key factors of China's transition to low-carbon development and its energy sector transformation. The achievement of these goals corresponds with the country's policy of building an "ecological civilization". The research allows us to conclude that China's policy priorities include "green" development and "energy transition" to renewables and the energy mix with fossil fuels' shrinking share. Such transformation will help China to significantly reduce environmental pollution and energy intensity, improve the living standards of the Chinese people, fulfil its commitments under the Paris Agreement, protect national energy security, realize its own innovative potential, ensure the further development of green financial instruments, implement the instruments of carbon emission regulation and increase international competitiveness. China's significant progress in implementing the new model of low-carbon development is the signal for hydrocarbon-exporting countries, including Russia, to undertake structural reforms and modernize their national economies by transforming the development model based on the export of raw materials.
Keywords
China's low-carbon development, sustainable development, climate change, energy transition, environmental sustainability, China's energy transformation, renewable energy sources.
DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10095
References:
Avramenko A.A., Bayguskarova A.R. (2018) Environmental Aspects of the Energy Policy of
China. Vestnik Evraziyskoy nauki. Vol. 10. No 3.
Available: https://esj.today/PDF/09ECVN318.pdf (accessed: 28.07.2020).
Bashmakov I.A. (2020) Russian Low Carbon Development Strategy. Voprosy Ekonomiki.
No. 7. P. 51-74. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-7-51-74.
Bobylev S.N. (2020) Sustainable Development: A New Vision of the Future? Voprosy
politicheskoy ekonomii. No. 1. P. 67-83. DOI: 10.5281/zenodo.3753332.
Cao J., Ho S.M., Jorgenson W.D., Nielsen P.Ch. (2019) China's Emissions Trading System and
an ETS-Carbon Tax Hybrid. Energy Economics. Vol. 81. P. 741-753.
DOI: https://doi.org/10.1016/j.eneco.2019.04.029.
Chen W., Wu F., Geng W., Yu G. (2017) Carbon Emissions in China's Industrial Sectors. Resources, Conservation and Recycling. Vol. 117. Part B. P. 264-273. DOI: https://doi.org/10.1016/j.resconrec.2016.10.008.
Dai W., Kidney S., Sonerud B. (2016) Roadmap for China: Green Bond Guidelines for the Next Stage of Market Growth. London: Climate Bonds Initiative.
Danilov-Danil'yan V.I. (2019) Global'naya klimaticheskaya problema i vozmozhnosti prognozirovaniya [The global climate problem and forecasting capabilities]. Vek globalizatsii. No. 4(32). P. 3-15. DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2019.04.01.
Engels A. (2018) Understanding How China is Championing Climate Change Mitigation. Palgrave Communications. Vol. 4. Is. 1. DOI: https://doi.org/10.1057/s41599-018-0150-4. Epikhina R.A. (2019) Wind Energy in China: Problems of Development and the Role of the Market in Solving Them. VestnikInstituta ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk. No. 5. P. 163177. DOI: 10.24411/2073-6487-2019-10065.
Liu J. (2019) China's Renewable Energy Law and Policy: A Critical Review. Renewable and Sustainable Energy Reviews. Vol. 99. P. 212-219. DOI: 10.1016/j.rser.2018.10.007. Liu J., Yang Q., Zhang Yu, Sun W., Xu Y. (2019) Analysis of CO2 Emissions in China's Manufacturing Industry Based on Extended Logarithmic Mean Division Index Decomposition. Sustainability, MDPI, Open Access Journal. Vol. 11.
DOI: https://doi.org/10.3390/su11010226.
Liu W., Qin B. (2016) Low-Carbon City Initiatives in China: A Review from the Policy Paradigm Perspective. Cities. Vol. 51. P. 131-138.
DOI: https://doi.org/10.10167i.cities.2015.11.010.
Liu X., Gao X. (2016) A Survey Analysis of Low Carbon Technology Diffusion in China's Iron & Steel Industry. Journal of Cleaner Production. Vol. 129. P. 88-101. DOI: https://doi.org/10.10167i.iclepro.2016.04.115.
Makarov I.A., Sokolova А.К. (2014) Carbon Emissions Embodied in Russia's Trade. Ekonomicheskii zhurnal VSE. Vol. 18. No. 3. P. 477-507.
Makeeva S.B. (2020) China: Strategy of Regions' Sustainable Development (1980-2000s).
Aziya i Afrika segodnya. No. 4. P. 19-25. DOI: 10.31857/S032150750009101-3.
Porfiriev B.N. (2019) The Low-Carbon Development Paradigm and Climate Change Risk
Reduction Strategy for the Economy. Problemyprognozirovaniya. No. 2. P. 3-13.
Postic S., Fetet M. (2020) Global Carbon Accounts 2020. Paris: Institute for Climate
Economics.
Qin J. (2018) The Status and Prospect of New Energy and Renewable Energy in China. AIP Conference Proceedings. Vol. 1971. Is. 1. DOI: https://doi.org/10.1063/1.5041140. Salygin V.I., Guliyev I.A., Ryabova M.I. (2015) Renewable Energy in China. VestnikMGIMO-Universiteta. No. 4. P. 36-45.
Shen W., Cao L., Li Q., Zhang W., Wang G., Li Ch. (2015) Quantifying CO2 Emissions from China's Cement Industry. Renewable and Sustainable Energy Reviews. Vol. 50. P. 1004-1012. DOI: https://doi.org/10.1016/_i.rser.2015.05.031.
Tu K. (2020) COVID-19 Pandemic's Impacts on China's Energy Sector: A Preliminary Analysis. New York City: Columbia University.
Ushakov I.V. (2008) Ekologicheskiy labirint. Sotsial'no-ekologicheskiye aspekty prirodopol'zovaniya v Kitaye [Ecological labyrinth. socio-economic aspects of nature management in China]. Мoscow: ID "Forum".
Ushakov I.V. (2013) The XVIII Congress of CPC and Environmental Imperative of China. Problemy Dal'nego Vostoka. No. 2. P. 51-56.
Ushakov I.V. (2016) Environmental Pollution in China. Problemy Dal'nego Vostoka. No. 4. P. 81-92.
Wang Q., Qu J., Wang B., Wang P., Yang T. (2019) Green Technology Innovation Development in China in 1990-2015. Science of the Total Environment. Vol. 696. DOI: https://doi.org/10.1016/_i.scitotenv.2019.134008.
Yulkin М.А. (2018) Nizkouglerodnoye razvitiye: ot teorii k praktike [Low-carbon development: from theory to practice]. Moscow: ANO «Tsentr ekologicheskikh investitsiy». Zhan C., de Jong M., de Bruijn H. (2018) Funding Sustainable Cities: A Comparative Study of Sino-Singapore Tianjin Eco-City and Shenzhen International Low-Carbon City. Sustainability, MDPI, Open Access Journal. 2018. Vol. 10. P. 1-15.
Zhang D., Li J., Phoumin H. (2019) A Multidimensional Measure of Energy Poverty in China and Its Impacts on Health: An Empirical Study Based on the China Family Panel Studies. Energy Policy. Vol. 131. P. 72-81.
Zhang Q., Crooks R. (2012) Toward an Environmentally Sustainable Future: Country Environmental Analysis of the People's Republic of China. Mandaluyong City: Asian Development Bank.
Zoran M.A., Savastru R.S., Savastru D.M., Tautan M.N. (2020) Assessing the Relationship between Ground Levels of Ozone (O3) and Nitrogen Dioxide (NO2) with Coronavirus (COVID-19) in Milan, Italy. Science of The Total Environment. Vol. 738. DOI: https://doi.org/10.1016/i. scitotenv.2020.140005.
ШШШ±Ш. ИЖ: 2018. [Shen Haixiong (ed.)
(2018) Xi Jinping's ideas of reform and opening-up policy. Beijing: People's Publishing House].
иж: rn^ra, 2019.
[Zhang Mo (2019) Unified Standards Accelerate the Formulation of China Green Financial Policy System. Beijing: Xinhuanet].
Received: 04.08.2020