Научная статья на тему 'ВНУТРЕННЯЯ МОНГОЛИЯ КНР: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И ОРИЕНТИРЫ 14-Й ПЯТИЛЕТКИ (2021-2025 ГГ.)'

ВНУТРЕННЯЯ МОНГОЛИЯ КНР: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И ОРИЕНТИРЫ 14-Й ПЯТИЛЕТКИ (2021-2025 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

234
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНЫЙ РАЙОН ВНУТРЕННЯЯ МОНГОЛИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / 14-Й ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН / «ДВОЙНАЯ ЦИРКУЛЯЦИЯ» / БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗОНИРОВАНИЕ / УГЛЕРОДНАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГЛЯ / ВОДОРОДНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Намжилова Виктория Очировна

В статье рассмотрены итоги социально-экономического развития Автономного района Внутренняя Монголия в 2016-2020 гг. Динамика экономических показателей свидетельствует об исчерпании эффекта низкой базы, тем не менее, в принятом 14-м пятилетнем плане на 2021-2025 гг. региональные власти закладывают оптимистичные целевые показатели. Показано, что основные ориентиры АРВМ в предстоящей пятилетке тесно увязаны с национальными задачами. В условиях нестабильной международной экономической и эпидемиологической ситуации Китай внедряет модель «двойной циркуляции» экономики и делает акцент на повышении качества экономического роста: во главу угла ставятся рост благосостояния населения, поощрение инноваций, ставка на развитие чистых источников энергии. Национальная энергетическая повестка напрямую влияет на ключевую отрасль экономики АРВМ: заявленные Китаем задачи по достижению углеродной нейтральности диктуют необходимость серьёзно совершенствовать традиционные технологии энергетического производства и осваивать альтернативные способы выработки энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Намжилова Виктория Очировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNER MONGOLIA OF THE PRC: DYNAMICS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AND LANDMARKS FOR THE 14TH FIVE-YEAR PLAN (2021-2025)

The article considers the results of socio-economic development of Inner Mongolia Autonomous Region in 2016-2020. The dynamics of economic indicators reveals the exhaustion of the effect of a low base; nevertheless, the regional authorities lay down optimistic targets in the adopted 14th five-year plan for 2021-2025. It is shown that the main landmarks of the IMAR economic development in the upcoming five-year plan are closely linked to national objectives. In an unstable international economic and epidemiological situation, China has unveiled a “dual circulation” strategy and focuses on improving the quality of economic growth: the focus is on the population welfare, innovations, and clean energy sources. The national energy agenda directly affects the key sector of the IMAR economy: China's stated objectives to achieve carbon neutrality dictate the need to seriously upgrade traditional technologies of energy production and to develop alternative energy sources.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННЯЯ МОНГОЛИЯ КНР: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И ОРИЕНТИРЫ 14-Й ПЯТИЛЕТКИ (2021-2025 ГГ.)»

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24, № 2. С. 24-35. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2022. Vol. 24, по. 1. Р. 24-35.

Научная статья УДК 339.5

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-2/24-35

ВНУТРЕННЯЯ МОНГОЛИЯ КНР: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И ОРИЕНТИРЫ 14-Й ПЯТИЛЕТКИ (2021-2025 гг.)*

Виктория Очировна Намжилова

Бурятский научный центр СО РАН, 670047, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 8, [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены итоги социально-экономического развития Автономного района Внутренняя Монголия в 2016-2020 гг. Динамика экономических показателей свидетельствует об исчерпании эффекта низкой базы, тем не менее, в принятом 14-м пятилетнем плане на 2021-2025 гг. региональные власти закладывают оптимистичные целевые показатели. Показано, что основные ориентиры АРВМ в предстоящей пятилетке тесно увязаны с национальными задачами. В условиях нестабильной международной экономической и эпидемиологической ситуации Китай внедряет модель «двойной циркуляции» экономики и делает акцент на повышении качества экономического роста: во главу угла ставятся рост благосостояния населения, поощрение инноваций, ставка на развитие чистых источников энергии. Национальная энергетическая повестка напрямую влияет на ключевую отрасль экономики АРВМ: заявленные Китаем задачи по достижению углеродной нейтральности диктуют необходимость серьёзно совершенствовать традиционные технологии энергетического производства и осваивать альтернативные способы выработки энергии.

Ключевые слова: Автономный район Внутренняя Монголия, социально-экономическое развитие, 14-й пятилетний план, «двойная циркуляция», благосостояние населения, экологическое зонирование, углеродная нейтральность, диверсификация использования угля, водородная энергетика.

Финансирование: Статья подготовлена в рамках государственного задания № 121030500092-7 (проект «Разработка методологии обоснования направлений стратегического развития депрессивного региона в условиях эколого-экономи-ческих ограничений»).

* © Намжилова В. О., 2022

Для цитирования: Намжилова В. О. Внутренняя Монголия КНР: динамика социально-экономического развития и ориентиры 14-й пятилетки (2021-2025 гг.) // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24, № 2. С. 24-35. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-2/24-35

Original article

INNER MONGOLIA OF THE PRC: DYNAMICS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AND LANDMARKS FOR THE 14TH FIVE-YEAR PLAN (2021-2025)

Victoria O. Namzhilova

Buryat Scientific Centre of SB RAS, 670047, Russia, Ulan-Ude, st. Sakhyanova, 8, [email protected]

Abstract. The article considers the results of socio-economic development of Inner Mongolia Autonomous Region in 2016-2020. The dynamics of economic indicators reveals the exhaustion of the effect of a low base; nevertheless, the regional authorities lay down optimistic targets in the adopted 14th five-year plan for 2021-2025. It is shown that the main landmarks of the IMAR economic development in the upcoming five-year plan are closely linked to national objectives. In an unstable international economic and epi-demiological situation, China has unveiled a "dual circulation" strategy and focuses on improving the quality of economic growth: the focus is on the population welfare, innovations, and clean energy sources. The national energy agenda directly affects the key sector of the IMAR economy: China's stated objectives to achieve carbon neutrality dictate the need to seriously upgrade traditional technologies of energy production and to develop alternative energy sources.

Keywords: Inner Mongolia Autonomous Region, economic development, 14th five-year plan, population welfare, ecological zoning, "dual circulation", carbon neutrality, coal energy sector.

Financing: The article was prepared within the state task №121030500092-7 (project "Development of a methodology to substantiate the directions of strategic development of a depressed region in terms of environmental and economic constraints").

For citation: Namzhilova V. O. Inner Mongolia of the PRC: dynamics of socioeconomic development and landmarks for the 14th five-year plan (2021-2025) // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2022. Vol. 24, no. 2. P. 24-35. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-2/24-35

В 2021 г. начинает отсчёт реализация 14-го пятилетнего плана социально-экономического развития Китая. Условия, в которых он принимался, представляются исключительными: в первую очередь, это разрастание глобальной пандемии и, как следствие, рост неопределённости в мире. Во-вторых, страна впервые находится в открытом технологическом и экономическом противостоянии с Западом. Эти обстоятельства диктуют Китаю необходимость изыскивать пути развития в условиях нестабильной международной экономической и эпидемиологической ситуации. Кроме того, предстоящая пятилетка будет первой после достижения «столетней цели» - к 2020 г. Китай добился построения «среднезажиточного общества». Для дальнейшего формирования сильного внутреннего рынка предлагается модель «двойной циркуляции» экономики: внешняя циркуляция подразумевает ориентацию на международный рынок, а внутренняя - опирается на стимулирование внутреннего потребления. Акцент будет сделан на повышении качества экономического роста и устойчивости страны перед внешними шоками: во главу угла ставятся рост благосостояния населения, поощрение инноваций, ставка на развитие чистых источников энергии. Как эти приоритеты представлены в приграничном регионе - Автономном районе Внутренняя Монголия (АРВМ) - рассмотрим после обзора итогов прошедшей пятилетки.

Итоги 13-й пятилетки для АРВМ

Итоги социально-экономического развития АРВМ в 13-й пятилетке (20162020 гг.) неоднозначны. С одной стороны, основные поставленные задачи выполнены, развитие экономики шло поступательно, достигнуты определённые успехи в построении среднезажиточного общества. Среднегодовые темпы прироста региональной экономики составили 4,5%, по показателю ВРП на душу населения (более 10 тыс. долл.) регион занимает десятое место в Китае. За годы прошедшей пятилетки укрепилась роль АРВМ как базы энергетических и стратегически важных ресурсов - первое место по добыче и поставкам угля, выработке и переброске электроэнергии. Доля возобновляемых источников энергии в совокупной установленной мощности энергоустановок выросла до 36,1 %, повысился коэффициент конверсии редкоземельных металлов до 75 %. При этом активно развиваются производство и переработка сельскохозяйственной продукции. В целом, рост промышленного производства и аграрного сектора АРВМ способствовал повышению уровня жизни и социального благополучия всего населения региона.

Однако на фоне других китайских регионов экономика АРВМ демонстрирует вялую динамику. В годы 13-й пятилетки, впервые в новом столетии, произошла смена траектории, когда темпы роста экономики АРВМ стали ниже среднекитай-ского уровня (рис. 1). Более того, по итогам коронакризисного 2020 г. АРВМ находится на предпоследнем месте в рейтинге китайских регионов по темпам прироста

ВРП (+0,2 %). Таким образом, можно сделать ключевой вывод, что в период 13-й пятилетки наглядно проявилось исчерпание эффекта низкой базы [1]. По размеру экономики АРВМ спустился с 20 места в 2016 г. на 22-е место в 2020 г.

25 20 15 10 5 0

20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 00010203 04 05 060708 091011 12131415 1617181920 КНР 8 8 9 101011 131410 9 11 10 8 8 7 7 7 7 7 6 2 АРВМ 11 11 1318212418191817151412 9 8 8 7 4 5 5 0

Рис. 1. Динамика темпов прироста ВРП АРВМ и ВВП Китая, %, 2000-2020 гг.

Источник: сайт Государственного статистического управления КНР. - URL:

http://data.stats.gov.cn/

Как известно, 13-я пятилетка стала решающим периодом для КНР в построении среднезажиточного общества. Регионам удалось достичь исторических успехов в повышении уровня жизни населения и полной ликвидации нищеты в стране. По отчёту властей АРВМ за последние пять лет из бедности было выведено 802 тыс. человек. Власти сфокусировались прежде всего на борьбе с бедностью в деревнях, где крайняя нищета встречается гораздо чаще, чем в городах. Меры поддержки включали адресную помощь бедным семьям, различные образовательные программы, инвестиции в инфраструктуру и улучшение медицинского обслуживания.

14-й пятилетний план: приоритеты развития и показатели

7 февраля 2021 г. Народное правительство АРВМ выпустило уведомление об опубликовании «14-го пятилетнего плана экономического и социального развития АРВМ и долгосрочных целей развития до 2035 г.» [2]. Положения данного документа, ранее одобренного на четвертой сессии регионального собрания народных представителей 13-го созыва, содержат ключевые показатели социально-экономического развития АРВМ на ближайшие пять лет и дорожную карту для их достижения. Как и план общенационального уровня, пятилетний план АРВМ довольно сжат: в нём мало цифр, отсутствует множество целевых показателей, ранее широко обнародовавшихся. Эксперты связывают это с осторожностью властей в условиях возросшей неопределённости и, в целом, со сменой подходов к долгосрочному

планированию [3]. Так Пекин делает акцент на качественном экономическом развитии во избежание гонки регионов за показателями «любой ценой» (раздутые инфраструктурные проекты, дублирование производства и пр.). В отличие от национального плана, где показатели экономического роста оставлены без конкретных цифр с формулировкой «рост в допустимых рамках» и с возможностью устанавливать годовые показатели с учётом фактических обстоятельств, в плане АРВМ указан показатель среднегодового роста ВРП примерно на 5% (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели СЭР АРВМ на период 14-й пятилетки (2021-2025 гг.)

Категория Показатель 2020 2025 Среднегодовой / совокупный рост Атрибут

Экономи- Рост ВРП (%) 0,2 - ~5 Ожидае-

ческий мый

рост Рост производительности труда(%) -0,5 ~5 (> роста ВВП) Ожидаемый

Степень урбанизации (%) 64,1 66 (65) - Ожидаемый

Инновации Рост расходов на НИОКР (%) 2,2 - 12 (>7) Ожидаемый

Число патентов на высоко- 0,93 1,8 - Ожидае-

классные изобретения на (6,3) (12) мый

10 000 человек населения

Доля добавленной стоимости 2 (7,8) ~2,5 - Ожидае-

основных отраслей цифровой (10) мый

экономики от ВРП (%)

Благо- Рост располагаемых доходов 3 - -5 Ожидае-

состояние на душу населения (%) мый

Уровень безработицы среди 6,3 - -6 Ожидае-

городского населения (%) (<5,5) мый

Среднее число лет образова- 10,4 11 - Обяза-

ния, полученного лицами (11,3) тельный

трудоспособного возраста (%)

Число сертифицированных 3,18 3,6 - Ожидае-

врачей на 1000 человек (%) (3,2) мый

Окончание табл. 1

Число сертифицированных врачей на 1000 человек (%) 3,18 3,6 (3,2) - Ожидаемый

Охват населения базовым пенсионным обеспечением (%) 82 (91) >90 (95) Ожидаемый

Число мест в детских садах для детей до трех лет на 1000 человек 0,8 1,3 (4,5) Ожидаемый

Средняя продолжительность жизни 77 - 0,5 Ожидаемый

Экология Снижение уровня потребления энергии на единицу ВРП (%) -16 * (13,5) Обязательный

Снижения уровня выбросов CO2 на единицу ВРП (%) -14 - * (18) Обязательный

Доля дней с хорошим качеством воздуха в городах уровня префектуры и выше (%) 90,8 (87) * (87,5) Обязательный

Доля поверхностных вод класса III и выше (%) 69,2 * - Обязательный

Площадь лесного покрова (%) 23 23,5 (24,1) - Обязательный

Безопасность Общий объем производства зерна (млн тонн) 36,64 - * Обязательный

Общий объем производства энергии (сотен млн тонн угольного эквивалента) 7,7 >8,2 (>46) Обязательный

Примечание: * - аналогично национальным целевым показателям. В скобках () указаны значения для всего Китая.

Источник: сайт Народного Правительства Автономного района Внутренняя Монголия. URL: https://www.nmg.gov.cn/zwgk/zfxxgk/zfxxgkml/ghxx/202102/t20210210_887052.html

В Китае особое внимание уделяется поощрению инноваций со стратегической целью превращения в глобального лидера технологических разработок, что на фоне напряжённых отношений с США получает новое идейное наполнение. Поэтому в 14-м пятилетнем плане чётко дана постановка целей по укреплению стратегической научно-технической мощи страны и расширению возможностей предприятий в сфере технологических инноваций и усилению их доминирующих позиций. Для

того, чтобы снизить до минимума зависимость от иностранных технологий, ежегодный темп роста государственных и корпоративных расходов на НИОКР должен составлять не менее 7 %. АРВМ ставит более высокий показатель - рост расходов на уровне 12 % в год. При этом значительно скромными выглядят два другие показателя по сравнению с национальными: число патентов на высококлассные изобретения в расчёте на определённое количество людей ниже в 7 раз, а удельный вес добавленной стоимости основных отраслей цифровой экономики в валовом продукте - в 4 раза. Это объясняется сложившейся отраслевой структурой экономики и ограниченными возможностями инновационных разработок, наиболее конкурентные из которых связаны с освоением редкоземельных металлов и энергетическими решениями.

В отличие от урезанных показателей экономического роста, блок показателей «благосостояние населения» в новом пятилетнем плане расширен, что отражает концепцию развития, ориентированную на человека, и отвечает ожиданиям населения в отношении повышения уровня жизни [4]. Рост доходов населения в АРВМ планируется на уровне темпов роста ВРП. На 2020 г. по показателю среднедушевого располагаемого дохода (31 497 юаней) АРВМ занимает 10-е место среди китайских регионов, тем не менее, показатель остается ниже среднекитайского уровня (32 189 юаней). В целом среди планируемых государственных мер обеспечения общественного благополучия - дальнейшее развитие систем социального страхования, здравоохранения, образования.

Поскольку экологическая повестка в Китае сохраняет острую актуальность, более того - вынуждена учитывать строгие рамки глобального курса на декарбонизацию, показатели блока «экология» являются обязательными для выполнения. Региональные целевые показатели АРВМ по снижению уровня потребления энергии и углеродной эмиссии запланированы такими же, как в национальном плане. Новшеством стала разработка гибкой экологической политики, определяющей параметры природопользования с учётом особенностей расселения и пространственного размещения производства. В соответствии с ней территория АРВМ подвергается экологическому зонированию на три категории: 422 зоны приоритетной защиты (особо охраняемые природные территории, охраняемые зоны централизованных источников питьевой воды), 651 зоны ключевого контроля (промышленные зоны, города, месторождения - зоны с высоким вовлечением природных ресурсов и выбросами загрязняющих веществ) и 62 зоны общего контроля. Предполагается, что к 2035 г. качество экологической среды в автономном районе достигнет фундаментального улучшения, включая показатели качества воды, атмосферы и почвы [5].

В заключительном блоке «безопасность» привлекает внимание обязательный показатель общего объёма производства энергии - в АРВМ он запланирован на уровне 8,2 млн тонн условного топлива. При соотнесении с национальным планом

мы видим, что доля региона в общей выработке энергии к концу 14-й пятилетки составит 17,8%. Это свидетельствует о том, что значимость Внутренней Монголии как энергетической базы Китая будет только повышаться. При этом перед АРВМ стоит сложная задача трансформации энергетической отрасли, когда страна делает ставку на чистые источники энергии и стремится к углеродной нейтральности.

Энергетика: вызовы времени и новые возможности

К настоящему времени АРВМ успешно реализовал свой богатый энергетический потенциал и преимущества географического расположения, став крупнейшим энергетическим форпостом на севере Китая [6]. Итоги 2020 г. впечатляют: добыча угля превысила 1 млрд тонн (доля АРВМ в национальной добыче составляет 26 %), регион вышел на первое место по производству электроэнергии (581 млрд кВт/ч), оттеснив постоянно лидирующие провинции Шаньдун, Цзянсу и Гуандун. Однако, в отличие от них, АРВМ энергопрофицитен - значительную часть выработанной электроэнергии (около 1/3) поставляет за пределы региона. В этом заключается его уникальная роль энергетического донора, именно поэтому столь важно своевременно реагировать на вызовы, возникающие вследствие ужесточения экологических требований как в мире, так и в самом Китае.

В прошлом году Китай заявил о стремлении достичь пиковых значений выбросов углекислого газа к 2030 г. и углеродной нейтральности1 к 2060 г. Таким образом, по мнению экспертов, в стране впервые обозначена четкая долгосрочная траектория декарбонизации [7]. В первую очередь курс на декарбонизацию национальной экономики, подразумевающий постепенный отказ от угля в качестве топлива, затронет угольную отрасль АРВМ: в эпоху перемен ей предстоит поиск новых ориентиров. Очевидно, что ставка будет сделана на диверсификацию переработки угля, дальнейшее развитие углехимической промышленности [8]. Иными словами, оптимизация в отрасли потребует масштабирования уже реализованных проектов по ожижению и газификации угля. При этом использование традиционного энергоресурса на электростанциях, скорее всего, продолжится с условием внедрения технологий улавливания углеводорода.

Необходимость развития низкоуглеродной экономики смещает акценты на «озеленение» энергетической отрасли. Стоит отметить, что трансформация энергетической системы в АРВМ в части внедрения альтернативных источников энергии ведется давно. Климатические и географические условия позволяют масштабно разворачивать проекты по использованию энергии ветра и солнца: как уже отмечалось, возобновляемые источники энергии представляют уже более трети суммарной установленной мощности региона. На этой базе в регионе намечено развитие

1 Углеродная нейтральность подразумевает нулевые выбросы углекислого газа и его аналогов в процессе производства или компенсацию этих выбросов за счёт углеродно-отрицательных проектов.

еще одного, относительно нового, направления в энергетике - производства «зелёного» водорода качестве энергоносителя для решения климатических задач, получения, накопления, хранения и доставки энергии1. Поскольку водород является вторичным энергоносителем, то есть требуется дополнительная энергия для его производства, АРВМ представляется оптимальной площадкой для апробирования и дальнейшего расширения водородных энергосистем. Именно здесь реализуются пилотные проекты компании 8торес, направленные на создание узлов для добавления и очистки водорода, хранилищ, средств транспортировки. Компания намерена построить одну тысячу узлов для добавления водорода в газовые трубопроводы, а также создать мощности по выпуску «зелёного» водорода в размере более 1 млн т/год к 2025 г. [9]. Несмотря на то, что подобные проекты зачастую носят демон-страционно-репутационный характер, власти АРВМ уже формируют стратегическое видение развития водородной энергетики в регионе [10].

***

14-й пятилетний план социально-экономического развития АРВМ тесно увязан с национальными задачами по осуществлению социалистической модернизации к 2035 г., включая урбанизацию, индустриализацию нового типа, информатизацию и модернизацию сельского хозяйства. Инновации, повышение благосостояния, ставка на «зеленую» энергетику проходят красной линией в плане на 2021-2025 гг. Многие меры энергетической политики Пекина, такие как ограничение использования угля и развитие «чистой» энергетики, создают вызовы ключевой отрасли АРВМ - энергетике. Приоритеты в использовании энергопрофицита выглядят следующими: диверсификация генерирующих мощностей, развитие углехимии и водородной энергетики.

Новая модель «двойной циркуляции» экономики, заявленная в приоритетах национальной 14-й пятилетки, имеет свои особенности в случае с АРВМ, поскольку, в отличие от экономики приморских провинций, региональная экономика изначально больше ориентирована на внутренний рынок, а вклад экспорта в формирование экономической динамики незначителен [11]. Стратегический ориентир -превращение АРВМ в форпост внешнеэкономической открытости Китая в северном направлении - сохраняет свою актуальность на период ближайшей пятилетки. Развитие системы пунктов пропуска и обеспечение инфраструктурной взаимосвязанности с Монголией и Россией, с одной стороны, будут ориентированы на приток ресурсов из соседних стран, а с другой - на конкурентоспособное включение в международные грузоперевозки.

1 «Зелёным» считается водород, получаемый методом электролиза воды при помощи возобновляемой энергии и используемый в основном в качестве экологически чистого, С02-нейтрального топлива или для накапливания энергии для последующего использования.

Список источников

1. Намжилова В. О. Экономика Автономного района Внутренняя Монголия: курс на высококачественное развитие // Вестник Белгородского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2019. № 4. С. 49-56.

2. 14-й пятилетний план экономического и социального развития АРВМ и долгосрочные цели развития до 2035 г. // Сайт Народного Правительства Автономного района Внутренняя Монголия. URL: https://www.nmg.gov.cn/zwgk/ zfxxgk/zfxxgkml/ghxx/202102/t20210210_887052.html. Кит.

3. Китайские эксперты о новом пятилетнем плане КНР. Аналитические записки Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ К6/03/2021 / рук. проекта В. Б. Кашин. URL: https://cceis.hse.ru/news/456293066.html.

4. Ориентир на человека. Более трети показателей 14-й пятилетки связаны с благополучием народа // Российская газета. URL: https://rg.ru/2021/04/27/bolee-treti-pokazatelej-14-j-piatiletki-sviazany-s-blagopoluchiem-naroda.html.

5. Внутренняя Монголия проводит экологическое зонирование // ИА Синьхуа. URL: http://www.nmg.xinhuanet.com/2021-01/28/c_1127047286.htm. Кит.

6. Намжилова В. О. Внутренняя Монголия как энергетический форпост Китая // Азия и Африка сегодня. 2020. № 2. С. 22-29.

7. Китай пообещал прекратить выбросы углерода в атмосферу к 2060 году // Российская газета. URL: https://rg.ru/2020/09/23/kitaj-poobeshchal-prekratit-vybrosy-ugleroda-v-atmosferu-k-2060-godu.html.

8. Шуплецов А. Ф., Чжан Яньцзе. Кластер Внутренней Монголии Китая по диверсифицированной переработке бурых углей // Baikal Research Journal. 2021. Т.12, № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klaster-vnutrenney-mongolii-kitaya-po-diversifitsirovannoy-pererabotke-buryh-ugley/viewer.

9. В Китае задумали «зелёный» мегапроект // ИА Лента. URL: https://lenta.ru/news/2021/08/18/mega_chi/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop &utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D.

10. Стратегия развития водородной энергетики в АРВМ. URL: http://nyj .nmg.gov.cn/tzgg/gg/202107/t20210715_1788442.html. Кит.

11. Намжилова В. О. Состояние и перспективы внешнеторговой деятельности Автономного района Внутренняя Монголия // АТР: экономика, политика и право. 2019. № 3. С. 29-36.

12. Актамов И. Г., Бадараев Д. Д., Ван И. Д. Система жизнеобеспечения Внутренней Монголии КНР: теоретическая модель и практическая реализация // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 2, № 9. С. 147-162.

References

1. Namzhilova V. O. Economy of the Autonomous Region of Inner Mongolia: a course towards high-quality development. Bulletin of the Belgorod State University. Economics and Management, 2019, no. 4, pp. 49-56. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. The 14th five-year plan for the economic and social development of the IMAR and long-term development goals until 2035. Website of the People's Government of the Autonomous Region of Inner Mongolia. URL: https://www.nmg.gov.cn/zwgk/zfxxgk/ zfxxgkml/ghxx/202102/t20210210_887052.html. (In Chin.).

3. Kashin V. B. (project manag.). Chinese experts on the new five-year plan of the PRC. Analytical notes of the Center for Comprehensive European and International Studies NRU HSE K6/03/2021. URL: https://cceis.hse.ru/news/456293066.html. (In Russ.).

4. Orientation to the person. More than a third of the indicators of the 14th five-year plan are related to the well-being of the people. Rossiyskaya Gazeta. URL: https://rg.ru/2021/04/27/bolee-treti-pokazatelej-14-j-piatiletki-sviazany-s-blagopoluchiem -naroda.html. (In Russ.).

5. Inner Mongolia Conducts Ecological Zoning. Xinhua News Agency. URL: http://www.nmg.xinhuanet.com/2021-01/28/c_1127047286.htm. (In Chin.).

6. Namzhilova V. O. Inner Mongolia as an energy outpost of China. Aziya i Afrika segodnya, 2020, no. 2, pp. 22-29. (In Russ.).

7. China promised to stop carbon emissions into the atmosphere by 2060. Ros-siyskaya Gazeta. URL: https://rg.ru/2020/09/23/kitaj-poobeshchal-prekratit-vybrosy-ugleroda-v-atmosferu-k-2060-godu.html. (In Russ.).

8. Shupletsov A. F., Zhang Yanjie. Cluster of China's Inner Mongolia for Diversified Lignite Processing. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 1. URL: https://cyber leninka.ru/article/n/klaster-vnutrenney-mongolii-kitaya-po-diversifitsirovannoy-pererabot ke-buryh-ugley/viewer. (In Russ.).

9. A "green" megaproject was conceived in China. IA Lenta. URL: https://lenta.ru/news/2021/08/18/mega_chi/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm _referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D. (In Russ.).

10. Strategy for the development of hydrogen energy in the ARVM. URL: http://nyj.nmg.gov.cn/tzgg/gg/202107/t20210715_1788442.html. (In Chin.).

11. Namzhilova V. O. State and prospects of foreign trade activities of the Inner Mongolia Autonomous Region. ATR: ekonomika, politika, pravo = Pacific RIM: economics, politics and law, 2019, no. 3, pp. 29-36. (In Russ.).

12. Aktamov I. G., Badaraev D. D., Wang I. D. The life support system of Inner Mongolia of the PRC: theoretical model and practical implementation. Sociological science and social practice, 2021, vol. 2, no. 9, pp. 147-162. (In Russ.).

Информация об авторе

Виктория Очировна Намжилова - кандидат экономических наук, научный сотрудник, Бурятский научный центр СО РАН, г. Улан-Удэ, Россия.

Information about the author

Victoria O. Namzhilova - Candidate of Economics, Research Fellow, Buryat Scientific Centre of SB RAS, Ulan-Ude, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.