Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24, № 2. С. 24-35. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2022. Vol. 24, по. 1. Р. 24-35.
Научная статья УДК 339.5
https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-2/24-35
ВНУТРЕННЯЯ МОНГОЛИЯ КНР: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И ОРИЕНТИРЫ 14-Й ПЯТИЛЕТКИ (2021-2025 гг.)*
Виктория Очировна Намжилова
Бурятский научный центр СО РАН, 670047, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 8, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены итоги социально-экономического развития Автономного района Внутренняя Монголия в 2016-2020 гг. Динамика экономических показателей свидетельствует об исчерпании эффекта низкой базы, тем не менее, в принятом 14-м пятилетнем плане на 2021-2025 гг. региональные власти закладывают оптимистичные целевые показатели. Показано, что основные ориентиры АРВМ в предстоящей пятилетке тесно увязаны с национальными задачами. В условиях нестабильной международной экономической и эпидемиологической ситуации Китай внедряет модель «двойной циркуляции» экономики и делает акцент на повышении качества экономического роста: во главу угла ставятся рост благосостояния населения, поощрение инноваций, ставка на развитие чистых источников энергии. Национальная энергетическая повестка напрямую влияет на ключевую отрасль экономики АРВМ: заявленные Китаем задачи по достижению углеродной нейтральности диктуют необходимость серьёзно совершенствовать традиционные технологии энергетического производства и осваивать альтернативные способы выработки энергии.
Ключевые слова: Автономный район Внутренняя Монголия, социально-экономическое развитие, 14-й пятилетний план, «двойная циркуляция», благосостояние населения, экологическое зонирование, углеродная нейтральность, диверсификация использования угля, водородная энергетика.
Финансирование: Статья подготовлена в рамках государственного задания № 121030500092-7 (проект «Разработка методологии обоснования направлений стратегического развития депрессивного региона в условиях эколого-экономи-ческих ограничений»).
* © Намжилова В. О., 2022
Для цитирования: Намжилова В. О. Внутренняя Монголия КНР: динамика социально-экономического развития и ориентиры 14-й пятилетки (2021-2025 гг.) // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24, № 2. С. 24-35. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-2/24-35
Original article
INNER MONGOLIA OF THE PRC: DYNAMICS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AND LANDMARKS FOR THE 14TH FIVE-YEAR PLAN (2021-2025)
Victoria O. Namzhilova
Buryat Scientific Centre of SB RAS, 670047, Russia, Ulan-Ude, st. Sakhyanova, 8, [email protected]
Abstract. The article considers the results of socio-economic development of Inner Mongolia Autonomous Region in 2016-2020. The dynamics of economic indicators reveals the exhaustion of the effect of a low base; nevertheless, the regional authorities lay down optimistic targets in the adopted 14th five-year plan for 2021-2025. It is shown that the main landmarks of the IMAR economic development in the upcoming five-year plan are closely linked to national objectives. In an unstable international economic and epi-demiological situation, China has unveiled a "dual circulation" strategy and focuses on improving the quality of economic growth: the focus is on the population welfare, innovations, and clean energy sources. The national energy agenda directly affects the key sector of the IMAR economy: China's stated objectives to achieve carbon neutrality dictate the need to seriously upgrade traditional technologies of energy production and to develop alternative energy sources.
Keywords: Inner Mongolia Autonomous Region, economic development, 14th five-year plan, population welfare, ecological zoning, "dual circulation", carbon neutrality, coal energy sector.
Financing: The article was prepared within the state task №121030500092-7 (project "Development of a methodology to substantiate the directions of strategic development of a depressed region in terms of environmental and economic constraints").
For citation: Namzhilova V. O. Inner Mongolia of the PRC: dynamics of socioeconomic development and landmarks for the 14th five-year plan (2021-2025) // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2022. Vol. 24, no. 2. P. 24-35. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-2/24-35
В 2021 г. начинает отсчёт реализация 14-го пятилетнего плана социально-экономического развития Китая. Условия, в которых он принимался, представляются исключительными: в первую очередь, это разрастание глобальной пандемии и, как следствие, рост неопределённости в мире. Во-вторых, страна впервые находится в открытом технологическом и экономическом противостоянии с Западом. Эти обстоятельства диктуют Китаю необходимость изыскивать пути развития в условиях нестабильной международной экономической и эпидемиологической ситуации. Кроме того, предстоящая пятилетка будет первой после достижения «столетней цели» - к 2020 г. Китай добился построения «среднезажиточного общества». Для дальнейшего формирования сильного внутреннего рынка предлагается модель «двойной циркуляции» экономики: внешняя циркуляция подразумевает ориентацию на международный рынок, а внутренняя - опирается на стимулирование внутреннего потребления. Акцент будет сделан на повышении качества экономического роста и устойчивости страны перед внешними шоками: во главу угла ставятся рост благосостояния населения, поощрение инноваций, ставка на развитие чистых источников энергии. Как эти приоритеты представлены в приграничном регионе - Автономном районе Внутренняя Монголия (АРВМ) - рассмотрим после обзора итогов прошедшей пятилетки.
Итоги 13-й пятилетки для АРВМ
Итоги социально-экономического развития АРВМ в 13-й пятилетке (20162020 гг.) неоднозначны. С одной стороны, основные поставленные задачи выполнены, развитие экономики шло поступательно, достигнуты определённые успехи в построении среднезажиточного общества. Среднегодовые темпы прироста региональной экономики составили 4,5%, по показателю ВРП на душу населения (более 10 тыс. долл.) регион занимает десятое место в Китае. За годы прошедшей пятилетки укрепилась роль АРВМ как базы энергетических и стратегически важных ресурсов - первое место по добыче и поставкам угля, выработке и переброске электроэнергии. Доля возобновляемых источников энергии в совокупной установленной мощности энергоустановок выросла до 36,1 %, повысился коэффициент конверсии редкоземельных металлов до 75 %. При этом активно развиваются производство и переработка сельскохозяйственной продукции. В целом, рост промышленного производства и аграрного сектора АРВМ способствовал повышению уровня жизни и социального благополучия всего населения региона.
Однако на фоне других китайских регионов экономика АРВМ демонстрирует вялую динамику. В годы 13-й пятилетки, впервые в новом столетии, произошла смена траектории, когда темпы роста экономики АРВМ стали ниже среднекитай-ского уровня (рис. 1). Более того, по итогам коронакризисного 2020 г. АРВМ находится на предпоследнем месте в рейтинге китайских регионов по темпам прироста
ВРП (+0,2 %). Таким образом, можно сделать ключевой вывод, что в период 13-й пятилетки наглядно проявилось исчерпание эффекта низкой базы [1]. По размеру экономики АРВМ спустился с 20 места в 2016 г. на 22-е место в 2020 г.
25 20 15 10 5 0
20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 00010203 04 05 060708 091011 12131415 1617181920 КНР 8 8 9 101011 131410 9 11 10 8 8 7 7 7 7 7 6 2 АРВМ 11 11 1318212418191817151412 9 8 8 7 4 5 5 0
Рис. 1. Динамика темпов прироста ВРП АРВМ и ВВП Китая, %, 2000-2020 гг.
Источник: сайт Государственного статистического управления КНР. - URL:
http://data.stats.gov.cn/
Как известно, 13-я пятилетка стала решающим периодом для КНР в построении среднезажиточного общества. Регионам удалось достичь исторических успехов в повышении уровня жизни населения и полной ликвидации нищеты в стране. По отчёту властей АРВМ за последние пять лет из бедности было выведено 802 тыс. человек. Власти сфокусировались прежде всего на борьбе с бедностью в деревнях, где крайняя нищета встречается гораздо чаще, чем в городах. Меры поддержки включали адресную помощь бедным семьям, различные образовательные программы, инвестиции в инфраструктуру и улучшение медицинского обслуживания.
14-й пятилетний план: приоритеты развития и показатели
7 февраля 2021 г. Народное правительство АРВМ выпустило уведомление об опубликовании «14-го пятилетнего плана экономического и социального развития АРВМ и долгосрочных целей развития до 2035 г.» [2]. Положения данного документа, ранее одобренного на четвертой сессии регионального собрания народных представителей 13-го созыва, содержат ключевые показатели социально-экономического развития АРВМ на ближайшие пять лет и дорожную карту для их достижения. Как и план общенационального уровня, пятилетний план АРВМ довольно сжат: в нём мало цифр, отсутствует множество целевых показателей, ранее широко обнародовавшихся. Эксперты связывают это с осторожностью властей в условиях возросшей неопределённости и, в целом, со сменой подходов к долгосрочному
планированию [3]. Так Пекин делает акцент на качественном экономическом развитии во избежание гонки регионов за показателями «любой ценой» (раздутые инфраструктурные проекты, дублирование производства и пр.). В отличие от национального плана, где показатели экономического роста оставлены без конкретных цифр с формулировкой «рост в допустимых рамках» и с возможностью устанавливать годовые показатели с учётом фактических обстоятельств, в плане АРВМ указан показатель среднегодового роста ВРП примерно на 5% (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели СЭР АРВМ на период 14-й пятилетки (2021-2025 гг.)
Категория Показатель 2020 2025 Среднегодовой / совокупный рост Атрибут
Экономи- Рост ВРП (%) 0,2 - ~5 Ожидае-
ческий мый
рост Рост производительности труда(%) -0,5 ~5 (> роста ВВП) Ожидаемый
Степень урбанизации (%) 64,1 66 (65) - Ожидаемый
Инновации Рост расходов на НИОКР (%) 2,2 - 12 (>7) Ожидаемый
Число патентов на высоко- 0,93 1,8 - Ожидае-
классные изобретения на (6,3) (12) мый
10 000 человек населения
Доля добавленной стоимости 2 (7,8) ~2,5 - Ожидае-
основных отраслей цифровой (10) мый
экономики от ВРП (%)
Благо- Рост располагаемых доходов 3 - -5 Ожидае-
состояние на душу населения (%) мый
Уровень безработицы среди 6,3 - -6 Ожидае-
городского населения (%) (<5,5) мый
Среднее число лет образова- 10,4 11 - Обяза-
ния, полученного лицами (11,3) тельный
трудоспособного возраста (%)
Число сертифицированных 3,18 3,6 - Ожидае-
врачей на 1000 человек (%) (3,2) мый
Окончание табл. 1
Число сертифицированных врачей на 1000 человек (%) 3,18 3,6 (3,2) - Ожидаемый
Охват населения базовым пенсионным обеспечением (%) 82 (91) >90 (95) Ожидаемый
Число мест в детских садах для детей до трех лет на 1000 человек 0,8 1,3 (4,5) Ожидаемый
Средняя продолжительность жизни 77 - 0,5 Ожидаемый
Экология Снижение уровня потребления энергии на единицу ВРП (%) -16 * (13,5) Обязательный
Снижения уровня выбросов CO2 на единицу ВРП (%) -14 - * (18) Обязательный
Доля дней с хорошим качеством воздуха в городах уровня префектуры и выше (%) 90,8 (87) * (87,5) Обязательный
Доля поверхностных вод класса III и выше (%) 69,2 * - Обязательный
Площадь лесного покрова (%) 23 23,5 (24,1) - Обязательный
Безопасность Общий объем производства зерна (млн тонн) 36,64 - * Обязательный
Общий объем производства энергии (сотен млн тонн угольного эквивалента) 7,7 >8,2 (>46) Обязательный
Примечание: * - аналогично национальным целевым показателям. В скобках () указаны значения для всего Китая.
Источник: сайт Народного Правительства Автономного района Внутренняя Монголия. URL: https://www.nmg.gov.cn/zwgk/zfxxgk/zfxxgkml/ghxx/202102/t20210210_887052.html
В Китае особое внимание уделяется поощрению инноваций со стратегической целью превращения в глобального лидера технологических разработок, что на фоне напряжённых отношений с США получает новое идейное наполнение. Поэтому в 14-м пятилетнем плане чётко дана постановка целей по укреплению стратегической научно-технической мощи страны и расширению возможностей предприятий в сфере технологических инноваций и усилению их доминирующих позиций. Для
того, чтобы снизить до минимума зависимость от иностранных технологий, ежегодный темп роста государственных и корпоративных расходов на НИОКР должен составлять не менее 7 %. АРВМ ставит более высокий показатель - рост расходов на уровне 12 % в год. При этом значительно скромными выглядят два другие показателя по сравнению с национальными: число патентов на высококлассные изобретения в расчёте на определённое количество людей ниже в 7 раз, а удельный вес добавленной стоимости основных отраслей цифровой экономики в валовом продукте - в 4 раза. Это объясняется сложившейся отраслевой структурой экономики и ограниченными возможностями инновационных разработок, наиболее конкурентные из которых связаны с освоением редкоземельных металлов и энергетическими решениями.
В отличие от урезанных показателей экономического роста, блок показателей «благосостояние населения» в новом пятилетнем плане расширен, что отражает концепцию развития, ориентированную на человека, и отвечает ожиданиям населения в отношении повышения уровня жизни [4]. Рост доходов населения в АРВМ планируется на уровне темпов роста ВРП. На 2020 г. по показателю среднедушевого располагаемого дохода (31 497 юаней) АРВМ занимает 10-е место среди китайских регионов, тем не менее, показатель остается ниже среднекитайского уровня (32 189 юаней). В целом среди планируемых государственных мер обеспечения общественного благополучия - дальнейшее развитие систем социального страхования, здравоохранения, образования.
Поскольку экологическая повестка в Китае сохраняет острую актуальность, более того - вынуждена учитывать строгие рамки глобального курса на декарбонизацию, показатели блока «экология» являются обязательными для выполнения. Региональные целевые показатели АРВМ по снижению уровня потребления энергии и углеродной эмиссии запланированы такими же, как в национальном плане. Новшеством стала разработка гибкой экологической политики, определяющей параметры природопользования с учётом особенностей расселения и пространственного размещения производства. В соответствии с ней территория АРВМ подвергается экологическому зонированию на три категории: 422 зоны приоритетной защиты (особо охраняемые природные территории, охраняемые зоны централизованных источников питьевой воды), 651 зоны ключевого контроля (промышленные зоны, города, месторождения - зоны с высоким вовлечением природных ресурсов и выбросами загрязняющих веществ) и 62 зоны общего контроля. Предполагается, что к 2035 г. качество экологической среды в автономном районе достигнет фундаментального улучшения, включая показатели качества воды, атмосферы и почвы [5].
В заключительном блоке «безопасность» привлекает внимание обязательный показатель общего объёма производства энергии - в АРВМ он запланирован на уровне 8,2 млн тонн условного топлива. При соотнесении с национальным планом
мы видим, что доля региона в общей выработке энергии к концу 14-й пятилетки составит 17,8%. Это свидетельствует о том, что значимость Внутренней Монголии как энергетической базы Китая будет только повышаться. При этом перед АРВМ стоит сложная задача трансформации энергетической отрасли, когда страна делает ставку на чистые источники энергии и стремится к углеродной нейтральности.
Энергетика: вызовы времени и новые возможности
К настоящему времени АРВМ успешно реализовал свой богатый энергетический потенциал и преимущества географического расположения, став крупнейшим энергетическим форпостом на севере Китая [6]. Итоги 2020 г. впечатляют: добыча угля превысила 1 млрд тонн (доля АРВМ в национальной добыче составляет 26 %), регион вышел на первое место по производству электроэнергии (581 млрд кВт/ч), оттеснив постоянно лидирующие провинции Шаньдун, Цзянсу и Гуандун. Однако, в отличие от них, АРВМ энергопрофицитен - значительную часть выработанной электроэнергии (около 1/3) поставляет за пределы региона. В этом заключается его уникальная роль энергетического донора, именно поэтому столь важно своевременно реагировать на вызовы, возникающие вследствие ужесточения экологических требований как в мире, так и в самом Китае.
В прошлом году Китай заявил о стремлении достичь пиковых значений выбросов углекислого газа к 2030 г. и углеродной нейтральности1 к 2060 г. Таким образом, по мнению экспертов, в стране впервые обозначена четкая долгосрочная траектория декарбонизации [7]. В первую очередь курс на декарбонизацию национальной экономики, подразумевающий постепенный отказ от угля в качестве топлива, затронет угольную отрасль АРВМ: в эпоху перемен ей предстоит поиск новых ориентиров. Очевидно, что ставка будет сделана на диверсификацию переработки угля, дальнейшее развитие углехимической промышленности [8]. Иными словами, оптимизация в отрасли потребует масштабирования уже реализованных проектов по ожижению и газификации угля. При этом использование традиционного энергоресурса на электростанциях, скорее всего, продолжится с условием внедрения технологий улавливания углеводорода.
Необходимость развития низкоуглеродной экономики смещает акценты на «озеленение» энергетической отрасли. Стоит отметить, что трансформация энергетической системы в АРВМ в части внедрения альтернативных источников энергии ведется давно. Климатические и географические условия позволяют масштабно разворачивать проекты по использованию энергии ветра и солнца: как уже отмечалось, возобновляемые источники энергии представляют уже более трети суммарной установленной мощности региона. На этой базе в регионе намечено развитие
1 Углеродная нейтральность подразумевает нулевые выбросы углекислого газа и его аналогов в процессе производства или компенсацию этих выбросов за счёт углеродно-отрицательных проектов.
еще одного, относительно нового, направления в энергетике - производства «зелёного» водорода качестве энергоносителя для решения климатических задач, получения, накопления, хранения и доставки энергии1. Поскольку водород является вторичным энергоносителем, то есть требуется дополнительная энергия для его производства, АРВМ представляется оптимальной площадкой для апробирования и дальнейшего расширения водородных энергосистем. Именно здесь реализуются пилотные проекты компании 8торес, направленные на создание узлов для добавления и очистки водорода, хранилищ, средств транспортировки. Компания намерена построить одну тысячу узлов для добавления водорода в газовые трубопроводы, а также создать мощности по выпуску «зелёного» водорода в размере более 1 млн т/год к 2025 г. [9]. Несмотря на то, что подобные проекты зачастую носят демон-страционно-репутационный характер, власти АРВМ уже формируют стратегическое видение развития водородной энергетики в регионе [10].
***
14-й пятилетний план социально-экономического развития АРВМ тесно увязан с национальными задачами по осуществлению социалистической модернизации к 2035 г., включая урбанизацию, индустриализацию нового типа, информатизацию и модернизацию сельского хозяйства. Инновации, повышение благосостояния, ставка на «зеленую» энергетику проходят красной линией в плане на 2021-2025 гг. Многие меры энергетической политики Пекина, такие как ограничение использования угля и развитие «чистой» энергетики, создают вызовы ключевой отрасли АРВМ - энергетике. Приоритеты в использовании энергопрофицита выглядят следующими: диверсификация генерирующих мощностей, развитие углехимии и водородной энергетики.
Новая модель «двойной циркуляции» экономики, заявленная в приоритетах национальной 14-й пятилетки, имеет свои особенности в случае с АРВМ, поскольку, в отличие от экономики приморских провинций, региональная экономика изначально больше ориентирована на внутренний рынок, а вклад экспорта в формирование экономической динамики незначителен [11]. Стратегический ориентир -превращение АРВМ в форпост внешнеэкономической открытости Китая в северном направлении - сохраняет свою актуальность на период ближайшей пятилетки. Развитие системы пунктов пропуска и обеспечение инфраструктурной взаимосвязанности с Монголией и Россией, с одной стороны, будут ориентированы на приток ресурсов из соседних стран, а с другой - на конкурентоспособное включение в международные грузоперевозки.
1 «Зелёным» считается водород, получаемый методом электролиза воды при помощи возобновляемой энергии и используемый в основном в качестве экологически чистого, С02-нейтрального топлива или для накапливания энергии для последующего использования.
Список источников
1. Намжилова В. О. Экономика Автономного района Внутренняя Монголия: курс на высококачественное развитие // Вестник Белгородского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2019. № 4. С. 49-56.
2. 14-й пятилетний план экономического и социального развития АРВМ и долгосрочные цели развития до 2035 г. // Сайт Народного Правительства Автономного района Внутренняя Монголия. URL: https://www.nmg.gov.cn/zwgk/ zfxxgk/zfxxgkml/ghxx/202102/t20210210_887052.html. Кит.
3. Китайские эксперты о новом пятилетнем плане КНР. Аналитические записки Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ К6/03/2021 / рук. проекта В. Б. Кашин. URL: https://cceis.hse.ru/news/456293066.html.
4. Ориентир на человека. Более трети показателей 14-й пятилетки связаны с благополучием народа // Российская газета. URL: https://rg.ru/2021/04/27/bolee-treti-pokazatelej-14-j-piatiletki-sviazany-s-blagopoluchiem-naroda.html.
5. Внутренняя Монголия проводит экологическое зонирование // ИА Синьхуа. URL: http://www.nmg.xinhuanet.com/2021-01/28/c_1127047286.htm. Кит.
6. Намжилова В. О. Внутренняя Монголия как энергетический форпост Китая // Азия и Африка сегодня. 2020. № 2. С. 22-29.
7. Китай пообещал прекратить выбросы углерода в атмосферу к 2060 году // Российская газета. URL: https://rg.ru/2020/09/23/kitaj-poobeshchal-prekratit-vybrosy-ugleroda-v-atmosferu-k-2060-godu.html.
8. Шуплецов А. Ф., Чжан Яньцзе. Кластер Внутренней Монголии Китая по диверсифицированной переработке бурых углей // Baikal Research Journal. 2021. Т.12, № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klaster-vnutrenney-mongolii-kitaya-po-diversifitsirovannoy-pererabotke-buryh-ugley/viewer.
9. В Китае задумали «зелёный» мегапроект // ИА Лента. URL: https://lenta.ru/news/2021/08/18/mega_chi/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop &utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D.
10. Стратегия развития водородной энергетики в АРВМ. URL: http://nyj .nmg.gov.cn/tzgg/gg/202107/t20210715_1788442.html. Кит.
11. Намжилова В. О. Состояние и перспективы внешнеторговой деятельности Автономного района Внутренняя Монголия // АТР: экономика, политика и право. 2019. № 3. С. 29-36.
12. Актамов И. Г., Бадараев Д. Д., Ван И. Д. Система жизнеобеспечения Внутренней Монголии КНР: теоретическая модель и практическая реализация // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 2, № 9. С. 147-162.
References
1. Namzhilova V. O. Economy of the Autonomous Region of Inner Mongolia: a course towards high-quality development. Bulletin of the Belgorod State University. Economics and Management, 2019, no. 4, pp. 49-56. (In Russ.).
2. The 14th five-year plan for the economic and social development of the IMAR and long-term development goals until 2035. Website of the People's Government of the Autonomous Region of Inner Mongolia. URL: https://www.nmg.gov.cn/zwgk/zfxxgk/ zfxxgkml/ghxx/202102/t20210210_887052.html. (In Chin.).
3. Kashin V. B. (project manag.). Chinese experts on the new five-year plan of the PRC. Analytical notes of the Center for Comprehensive European and International Studies NRU HSE K6/03/2021. URL: https://cceis.hse.ru/news/456293066.html. (In Russ.).
4. Orientation to the person. More than a third of the indicators of the 14th five-year plan are related to the well-being of the people. Rossiyskaya Gazeta. URL: https://rg.ru/2021/04/27/bolee-treti-pokazatelej-14-j-piatiletki-sviazany-s-blagopoluchiem -naroda.html. (In Russ.).
5. Inner Mongolia Conducts Ecological Zoning. Xinhua News Agency. URL: http://www.nmg.xinhuanet.com/2021-01/28/c_1127047286.htm. (In Chin.).
6. Namzhilova V. O. Inner Mongolia as an energy outpost of China. Aziya i Afrika segodnya, 2020, no. 2, pp. 22-29. (In Russ.).
7. China promised to stop carbon emissions into the atmosphere by 2060. Ros-siyskaya Gazeta. URL: https://rg.ru/2020/09/23/kitaj-poobeshchal-prekratit-vybrosy-ugleroda-v-atmosferu-k-2060-godu.html. (In Russ.).
8. Shupletsov A. F., Zhang Yanjie. Cluster of China's Inner Mongolia for Diversified Lignite Processing. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 1. URL: https://cyber leninka.ru/article/n/klaster-vnutrenney-mongolii-kitaya-po-diversifitsirovannoy-pererabot ke-buryh-ugley/viewer. (In Russ.).
9. A "green" megaproject was conceived in China. IA Lenta. URL: https://lenta.ru/news/2021/08/18/mega_chi/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm _referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D. (In Russ.).
10. Strategy for the development of hydrogen energy in the ARVM. URL: http://nyj.nmg.gov.cn/tzgg/gg/202107/t20210715_1788442.html. (In Chin.).
11. Namzhilova V. O. State and prospects of foreign trade activities of the Inner Mongolia Autonomous Region. ATR: ekonomika, politika, pravo = Pacific RIM: economics, politics and law, 2019, no. 3, pp. 29-36. (In Russ.).
12. Aktamov I. G., Badaraev D. D., Wang I. D. The life support system of Inner Mongolia of the PRC: theoretical model and practical implementation. Sociological science and social practice, 2021, vol. 2, no. 9, pp. 147-162. (In Russ.).
Информация об авторе
Виктория Очировна Намжилова - кандидат экономических наук, научный сотрудник, Бурятский научный центр СО РАН, г. Улан-Удэ, Россия.
Information about the author
Victoria O. Namzhilova - Candidate of Economics, Research Fellow, Buryat Scientific Centre of SB RAS, Ulan-Ude, Russia.