Научная статья на тему 'Путь права и обеспечение экономической безопасности уголовно-правовыми средствами'

Путь права и обеспечение экономической безопасности уголовно-правовыми средствами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панченко Павел Николаевич

В статье анализируются вопросы развития российского права на этапе перехода страны к высокоэффективной экономике, раскрывается значение уголовноправовых средств для обеспечения экономической безопасности страны, намечаются направления их совершенствования. Автор приходит к выводу о том, что стране переходного этапа развития требуется новое уголовное законодательство, которое более эффективно охраняло бы экономику, намечает общие контуры такого законодательства, вносит конкретные предложения на этот счет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Панченко Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Way of Law and Provision of Economic Security by the Criminal-Law Means

The author analyses the issues of development of Russia's law on the stage of the country's change-over to the economy of high efficiency, makes clear the meaning of the criminal-law means which provide economic security of the country, offers suggestions of their improvement. The author comes to the conclusion that the country in the transitory period needs a new criminal legislation, gives ideas of general outlay of such legislation, introduces specific proposals on this account.

Текст научной работы на тему «Путь права и обеспечение экономической безопасности уголовно-правовыми средствами»

ИШРИ^-IlPttBOBblE И OБЩEГЦМЙHИTЙРHЫE ПРOБЛEМЫ OБEСПEЧEHИЯ ЭКOHOМИЧEСКOЙ БEЭOПЯСИOСTИ

П.Н. Панченко

Панченко Павел Николаевич — заведующий кафедрой уголовного права и уголовного процесса Нижегородского филиала Государственного университета — Высшей школы экономики, доктор юридических наук, профессор

E-mail: panvest@mail.ru

Путь права и обеспечение экономической безопасности уголовно-правовыми средствами

В статье анализируются вопросы развития российского права на этапе перехода страны к высокоэффективной экономике, раскрывается значение уголовно-правовых средств для обеспечения экономической безопасности страны, намечаются направления их совершенствования. Автор приходит к выводу о том, что стране переходного этапа развития требуется новое уголовное законодательство, которое более эффективно охраняло бы экономику, намечает общие контуры такого законодательства, вносит конкретные предложения на этот счет.

The author analyses the issues of development of

Russia's law on the stage of the country's change-over to the economy of high efficiency, makes clear the meaning of the criminal-law means which provide economic security of the country, offers suggestions of their improvement. The author comes to the conclusion that the country in the transitory period needs a new criminal legislation, gives ideas of general outlay of such legislation, introduces specific proposals on this account.

с

едс

сре

Развитие права, как и все в этом мире, идет только в одном направлении — из прошлого в будущее, а если говорить конкретнее — от несправедливости к справедливости, от беспорядка к порядку, от произвола во взаимоотношениях к их гармонии, от неправды к правде. А в основе этой правды всегда было стремление человека, общества и государства к расширению их экономических возможностей и имущественному достатку. Но чем более весомыми и широкими становились эти возможности, тем сильнее ощущалась потребность в защите экономических интересов субъектов права, в обеспечении их экономической безопасности.

Если некий средневековый военачальник, по его собственному признанию, носил свое право на кончике своего меча, то любой нынешний властитель, как все мы теперь понимаем, должен носить свое право на кончике мушкетерской шпаги своей высокой юридической мудрости, состоящей в заботе о рациональном использовании, пополнении и защите достигнутого экономического потенциала. Норма права, являющаяся, как известно, большим приобретением ума человеческого, должна, вместе с тем, быть и огромным приобретением честности, порядочности, упорядоченности, справедливости, правды жизни, гарантирующей каждомупра-во на нормальную во всех отношениях жизнь, в том числе на жизнь, свободную от нужды и нищеты.

Право, какписал классик, не имеет собственной истории, но он при этом как бы намекал, по-видимому, на то, что история права — это во многом и есть история самого человечества. Ведь благодаря именно праву человечество обрело состояние

гражданского мира, демократии, созидания, цивилизованности, экономической обеспеченности.

В этом же направлении — от неправды к правде — развивалась и правовая наука. Путь, пройденный правовой наукой, — это именно путь от неправды к правде, от обмана и насилия к честности и справедливости, от экономического произвола к экономическому правопорядку. Совсем не случайно то, что первый крупный памятник отечественного права назывался «Русская Правда». Древние составители этого документа были мудрыми людьми и прекрасно знали, зачем им нужна была правда жизни — для порядка во взаимоотношениях, для того чтобы достоинство, дело и имущество каждого надежно охранялись. И дело не только в том, что людям надо было как-то уживаться друг с другом (хотя и это было важным), но еще и в том, что право как путь к правде, как основное средство ее достижения и поддержания побуждало людей проявлять свои лучшие качества, оказывать в драматических ситуациях друг другу помощь и поддержку, в том числе материальную. Все это не могло не способствовать духовному возмужанию и возвышению человека, а следовательно, и утверждению подлинно человечных принципов функционирования общества и государства. День сегодняшний человека, общества и государства стал возможным только благодаря их вчерашнему дню. И если сегодня планета столкнулась с серьезными экономическими проблемами, то преодолеть их можно только с опорой на право.

Можно констатировать, например, следующие черты правды (своеобразные моменты истины) нашего российского права.

в

о

в

то

&

о-

I

в

о

I

ти

с

о

1

с

2

о

з

е

Ю

й

кой

с

е

о

I

S

3 е и

I

е

4 е

с

с

е

Ю

о

а

в

а

&

Ї

с

ко

I

е

ч

I

со

о

со

&

0

1 со

0

1

£

о

0

1

о

<3

с

о

со

ф

ю

>5

8

О

0

1

8

со

0)

I

Ф

Ф

С

О

ф

ю

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сз

со

сз

&

с~

I

с

52

I

ш

I

С~

1. Право, закрепив и развив дальше основные морально-нравственные и духовные ценности жизни, существенно возвысило человека, преобразовало его из человека разумного в человека нравственного, а также указало направление дальнейшего его возвышения — из человека нравственного в человека высоконравственного. Оно возвело человека в ранг высшей ценности, а заботу о нем — в ранг официальной государственной политики. Безопределен-ной имущественной силы человека нет его ни интеллектуальной, ни нравственной, ни духовной силы.

2. Право придало обществу характер гражданского, то есть такого, в котором граждане во всех отношениях полноправны, а во многих — и равноправны, обладают способностью эффективно постоять за себя перед лицом различных угроз, в том числе путем объединения в различные общественные структуры, являющиеся в совокупности неотъемлемой составной частью политической и экономической систем общества.

3. Право побудило государство к переходу на путь развития в состояние правового, то естьв такое его состояние, при котором оно не только имеет по отношению к обществу и гражданам определенные права, но и несет перед ними определенные обязанности, а следовательно, и ответственность за невыполнение этих обязанностей. Первейшая обязанность государства перед гражданином состоит в том, чтобы дать ему все необходимое для жизни. Или (и), по крайней мере, не отбирать у него то, что принадлежит ему по праву.

4. Право заставило быть правовым не только государство, но и его экономику, то есть оно заставило ее основываться не только на традициях и власти денег, но и на власти закона.

5. Право подвигло не только граждан, но и целые государства взаимодействовать и создавать межправительственные и иные наднациональные структуры, способствующие миру и безопасности человечества, а также общемировому прогрессу, расцвету экономических процессов на всей планете на основе межгосударственного, международного, межнационального, межконфессионального, международного взаимоуважения, сотрудничества и устремленности в будущее на межличностном уровне.

Понятно, что перечислить все достоинства и «заслуги» права, вкладывающегося в понятие правды жизни, не представляется возможным. Ввиду неизбежного отставания права в той или иной своей части от потребностей времени оно характеризуется и отдельными недостатками, выражающимися, в частности, в том, что право пока еще:

1) не сформировалось в том виде, при котором оно могло бы стать эффективным средством контроля государства над обществом, а общества — над государством;

2) не стало эффективным средством управления общественными процессами;

3) не обеспечило оптимального функционирования экономики, политики, социальной и других сфер жизнедеятельности;

4) не добилось снижения преступности до того минимального уровня, который в принципе возможен, достижим и безопасен;

5) не выработало рациональных мер правового противодействия преступлениям и иным правонарушениям, а поэтому, как и сотни, тысячи лет тому назад, полагается в этом деле, прежде всего, на грубую, то есть репрессивную, силу закона, а именно на лишение свободы и штрафы.

Ставка на строгие наказания всегда была и остается теперь в нашей уголовной политике, к сожалению, доминирующей. На время переходного периода, когда страна только поднимается из руин после потерь, понесенных на стыке веков и тысячелетий, эта ставка, может быть, и имеет под собой определенные основания, но стратегический курс государства в деле борьбы с преступностью должен состоять все же в том, чтобы, как требует того Президент РФ Д.А. Медведев, «меньше сажать». Понятно, что такая политика диктуется не только и не столько принципом гуманизма, сколько острой жизненной необходимостью. Как справедливо полагает министр юстиции РФ А. Коновалов, «смягчение системы наказаний — отнюдь не благотворительность и не альтруизм. Эта политика направлена в первую очередь на обеспечение безопасной жизни населения России»1. В том числе, разумеется, и экономической безопасности страны.

Совершенно очевидно, что сегодня в непростых экономических условиях в стране нет достаточных средств для строительства новых объектов уголовно-исполнительной системы, а существующие — переполнены. Ощущаются трудности с содержанием почти миллионной армии обитателей колоний и следственных изоляторов. Нормально кормить их, одевать и обувать страна уже не в силах. Она теперь будет отправлять домой с микро-чиповыми «браслетами» на руках или (и) ногах, перекладывая на само общество обязанности по исправлению преступников. И именно острая жизненная необходимость заставила суды назначить зимой 2008/2009 года и последовавшей затем весной почти ста тысячам воров, грабителей, хулиганов и насильников вместо реального лишения свободы условное наказание2. Власть вынуждена была это сделать, в том числе еще и потому, что в связи с неблагоприятной демографической ситуацией и общим болезненным состоянием подрастающего поколения стало уже по существу некого призывать на военную службу3.

Избыточная нагрузка на уголовно-исполнительную систему заставила Министерство юстиции РФ инициировать в 2009 году декриминализацию многих деяний, признававшихся преступлениями, а также отказ от лишения свободы в отношении целого ряда преступлений, не относящихся к категории тяжких или особо тяжких.

Реально же правоохранительные органы все еще продолжают размахивать «дубиной» уголовного права, видя в этом какую-то собственную правду, в том числе в борьбе с неправдой. Это

подчас выражается в фальсификации доказательств, а также в подмене профилактической работы мерами сугубо уголовно-правового характера, которые требуют гораздо меньших усилий4.

Не секрет, что при этом правоохранители подчас и сами втягиваются в преступления, причем не только в типичные для них коррупционные и иные должностные, но и в преступления общеуголовные. Можно понять руководителей правоохранительных ведомств, которые больше полагаются в кадровой работе на полиграфы («детекторы лжи»), на свои установки, чтобы алкоголиков, наркоманов и преступников на работу в милицию не брать, на службы собственной безопасности, нацеленные на избавление рядов правоохранительных органов от коррупционеров и прочих нарушителей порядка и дисциплины, поскольку ни на что другое не остается ни времени, ни средств, ни сил5. Вместе с тем, нельзя забывать и о том, что в развитых государствах мира давно уже хорошо зарекомендовали себя такие системы «подбора и расстановки кадров» в правоохранительных органах, как конкурсная основа, рекомендации авторитетныхсотрудни-ков спецслужб, приличная зарплата, различные льготы, стимулы высокоэффективной работы, разного рода страховки, система стажировок и других средств повышения квалификации, перспектива получения хорошей пенсии, наконец.

Мы можем сколько угодно говорить об отсутствии денег в стране, о тяжких последствиях мирового финансового кризиса, об отсутствии в обществе достаточного числа порядочных, физически и интеллектуально подготовленных людей, которых можно было бы взять на службу, скажем, в ту же милицию, о том, что те люди, которых можно было бы взять в милицию, не хотят идти туда, а ищут и, как правило, находят другие сферы приложения своего таланта, своих сил и возможностей.

Но все это — та же неправда, которую нам сообщают изо дня в день вот уже в течение многих лет средства массовой информации и которая используется определенными официальными кругами для оправдания собственной бездеятельности. Правда же состоит здесь в том, что если все корни преступлений и иных правонарушений — в неэффективности нашей экономики, то все решения этой проблемы — в обретении нашей экономикой необходимой силы. Однако вместо поиска и осуществления путей активизации экономических процессов, руководители нашей экономики предпочитают и дальше говорить о безысходности. Так, министр финансов А. Кудрин в апреле 2009 года официально заявил на заседании коллегии своего министерства о том, что «в ближайшие 10— 20 и даже 50 лет мы не будем иметь таких благоприятных экономических условий, которые имели в период с 2000 по 2004 год»6. Даже западные экономисты-аналитики — например, нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман — более оптимистично настроены относительно перспектив дальнейшего развития нашей экономики7.

Причинами сложившейся сегодня неблагоприятной ситуации является то, что:

— экономика страны в сильной степени зависит от состояния экономическихпроцессов за рубежом;

— эффективные меры по освобождению отечественной экономики от сырьевой зависимости пока не предпринимаются;

— средства, накопленные страной за счет вывоза нефтегазовыхи другихресурсов, хранилисьиисполь-зовались нерационально, что привело к фактическому их исчезновению и существенно обострило для нас последствия мирового финансового кризиса;

— производство по-прежнему остается у нас в целом малоэффективным;

— качество производимых товаров и оказываемых услуг далеко еще не на высоте, а их конкурентоспособность на мировых рынках, как правило, нулевая, а внутри страны — в лучшем случае минимальная;

— сельское хозяйство — в упадке;

— высоким остается удельный вес теневой экономики.

Душат экономику, наряду с ширящимся монополизмом:

— прямое вторжение в нее чиновничества;

— произвольное обращение государства с интеллектуальной собственностью;

— незаинтересованность самих ученых во внедрении своего же интеллектуального продукта в практическую экономическую деятельность8;

— участие в работе экономических министерств и ведомств некоторых запятнавших себя руководящих работников, в том числе находящихся под следствием в связи с обвинением в корыстных преступлениях9;

— коррупция, совершаемая на столь же крупные суммы (в том числе на десятки миллионов рублей), причем доходящая до высоких кабинетов руководителей следственных инстанций, в том числе до кабинетов руководителей Главного следственного управления Следственного комитета при Генеральной прокуратуре России10;

— слияние бизнеса с властью, а власти с бизнесом.

При всем при этом:

— катастрофически падаетинтеллектуальный, трудовой, морально-нравственный, духовный и культурный потенциал народа11;

— новая элита воспринимается населением страны как нечто ему чуждое и враждебное по отношению к нему, поскольку часто порождает фальшивые ценности12, подобно тому, как наша экономика часто выбрасывает на рынок фальшивые товары и услуги, в том числе смертельно опасные «медикаменты»;

— едва ли не со всего света в страну хлынули криминальные элементы, в том числе такие, которые стремятся установить контроль над нашей экономикой13;

— по существу со всего мира в страну свозятся недоброкачественные товары, которые не толь-

СО

о

со

&

0

1

со

о

I

ти

с

о

I

с

пас

о

з

е

б

>5

8

с

е

о

I

8

СО

е

и

I

е

ч

е

п

с

е

б

о

а

со

а

&

с1

I

с

ко

I

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч

I

со

о

со

&

0

1 со

0

1

£

о

0

1

о

<3

с

о

со

ф

ю

>5

8

О

0

1

8

со

0)

I

Ф

Ф

С

О

ф

ю

о

сз

со

сз

&

с~

I

с

I

ш

I

С~

ко не делают нашу жизнь лучше, но и буквально убивают отечественное производство;

— страна постепенно превращается во всемирную «прачечную», отмывающую порожденные преступностью мутные финансовые потоки.

Между тем при нынешних особых экономических трудностях, ложащихся, прежде всего, на рядовых тружеников, чиновничество позволяет себе продолжать с упорством, достойным лучшего применения, «накручивать» себе зарплаты, разного рода другие выгоды и льготы. Дело доходит до того, что, как подсчитали специалисты, только один министр ежегодно берет на свое содержание у налогоплательщиков такие суммы, которых хватило бы для того, чтобы прокормить в течение года как минимум 112 россиян14. Иначе как мародерством, причем наиболее опасным из всех видов подобного явления, это, конечно же, назвать нельзя. Не лучше в этом смысле ведут себя многие предприниматели, позволяющие обеспечивать себе полное материальное торжество за счет страданий собственных же работников15. Часто все это приобретает довольно выраженную криминальную окраску.

Небезынтересно узнать, что, по данным опроса, проведенного Фондом «Открытая социология» в начале апреля 2009 года, 43,5% россиян винят в создавшейся в нашей стране сложной экономической ситуации Правительство России, 31,8% — олигархов и банкиров, 28,5% — Соединенные Штаты Америки и Запад в целом, 20,3% — Президента РФ, 17,4% — местнуювласть, 16,3% — Председателя Правительства РФ16. Сложившиеся условия заставляют даже состоятельных людей экономить на многом, в том числе на отдыхе и развлечениях (так ответили 45,7% состоятельных людей и 86% людей бедных), на покупке бытовой техники (соответственно 42,6% и 83%), на покупке одежды (40% и 90,1%), на покупке лекарств и оплате медицинских услуг (20% и 78,2%), на продуктах питания (17,1% и 95,1%), на поездках на транспорте (14,3% и 68,3%). Только 3,8% опрошенных уверенно указали на то, что партия власти «Единая Россия» активно работает над преодолением последствий кризиса17.

Непременным условием единства и целостности страны является обеспечение единства и целостности ее экономического и правового пространства. Ясно, что опасность дальнейшего развала России будет сохраняться, если не устранить асимметрию ее государственного устройства, при котором 83 регионами руководят 54 губернатора, 7 глав региональных администраций, 6 глав республик, 2 председателя правительства и один мэр (г. Москва). По-разному именуются в регионах законодательные органы: в Томской области — Государственная дума, в Башкирии — Курултай, в Татарстане — Госсовет. Один из вариантов унификации — такой: субъектом Федерации (губернией) руководит губернатор, законодательный орган губернии — региональная дума, ее исполнительный орган — исполком региона. Президент, Госу-

дарственная дума и Правительство нужны лишь на федеральном уровне.

Что конкретно можно сказать относительно решения вставших перед страной проблем, связанных с задачей обеспечения ускоренного движения права антикриминальной направленности. Комплекс соответствующих формулируемых здесь положений с учетом сложившейся в стране ситуации включает, в частности, следующие меры.

1. Декларирование в праве антикриминальной направленности человека как высшей ценности с многозначащей оговоркой о том, что человек, совершающий преступления и иные правонарушения, попирающий нормы морали и нравственности, — бездуховная личность, нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах не может признаваться высшей ценностью, хотя в принципе и заслуживает правовой охраны.

2. Прямое указание в уголовном праве, запрещающем и наказывающем преступления, о том, что оно (уголовное право), вместе с тем, признает недопустимыми и все другие правонарушения и даже аморальные проступки, а равно любые иные проявления бездуховности, цинизма и вседозволенности.

3. Доведение праваантикриминальной направленности до той степени строгости, которая была бы адекватна нынешней ситуации в стране и состоянию в ней правопорядка и преступности.

4. Учреждение в стране межведомственного (при Правительстве РФ) научно-исследовательского института по изучению правопорядка и разработке мер борьбы с преступностью с преобразованием ведомственных НИИ правопорядка в филиалы данного института.

5. Образование при каждом правоохранительном ведомстве лишь по одному специализированному высшему учебном заведению с преобразованием региональных специализированных вузов такого рода в филиалы соответствующих федеральных вузов.

6. Издание массовыми тиражами полноценных статистических сборников преступности и предпринимаемых в целях борьбы с ней мер с предварительной разработкой системы соответствующих статистических показателей и правил объективного учета сведений.

7. Издание такими же (массовыми) тиражами ежегодных отчетов правоохранительных органов об их деятельности — налогоплательщики должны знать, на что тратятся их деньги.

8. Ежегодное издание массовыми тиражами сведений о причинах преступлений различных видов и категорий, с тем чтобы граждане имели возможность избегать ситуаций, грозящих им преступными посягательствами. В особенности это важно делать применительно к причинам криминальных ДТП, ежегодно уносящих до тридцати и более тысяч жизней.

9. Обновление всего права антикриминальной направленности, поскольку существующее право

такого рода принималось в 90-е годы прошлого века и начале нового века не как право переходного периода, а как право общества, которое будто бы уже трансформировалось в состояние, характерное для развитыхстран мира.

10. Реформирование всей правоохранительной системы с приданием ей более динамичного и результативного характера.

11. Подчинение всех сил и средств государства и общества задачам и целям права антикриминаль-ной направленности.

12. Перевод основной части права антикрими-нальной направленности (как и значительной части всего права в целом) из ведения федерального центра в ведение субъектов Федерации; на первом этапе, возможно, — в ведение законодательных органов федеральных округов (если таковые — законодательные органы — будут созданы), а по мере укрупнения субъектов Федерации до оптимального их количества (30—35 субъектов) — в ведение их.

13. Принятие на время переходного периода нового Уголовного кодекса РФ, который следовало бы в этом случае именовать Уголовным кодексом Российской Федерации переходного периода. В преамбуле к кодексу предлагается дать пояснение о том, что переходный период — это период, который будет продолжаться до обретения нашей экономикой полной сырьевой независимости, выхода ее на передовые позиции на мировом рынке и обретения страной достаточно высокого социального и культурного уровней развития18. Идеальным было бы положение, при котором каждый субъект Федерации получил бы право принимать свой собственный уголовный кодекс, разумеется, как и все другие кодексы, включая гражданский, административный, трудовой. За федеральным центром целесообразно было бы в этом случае сохранить право устанавливать лишь ключевые положения (основы) отраслей законодательства. Применительно куголовному законодательству это могли бы быть, в частности, важнейшие положения его Общей части, а также положения, касающиеся ответственности за наиболее опасные преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества. Страна наша — достаточно большая, и нет никакой необходимости унифицировать все законодательство в общегосударственном масштабе.

14. Включение в число предпосылок освобождения от уголовной ответственности, условного осуждения, отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, а также условно-досрочного освобождения залога в суммах, соразмерных с реальным имущественным положением виновного лица19.

15. Существенное усиление ответственности за преступления против личности, в сфере экономики, а также за коррупционные преступления, учи-

тывая отсутствие в стране во время переходного периода ее развития средств, которые были бы достаточными для проведения необходимой кримпрофилактической работы.

16. Включение во все уголовно-правовые санкции указания относительно штрафа как дополнительной меры наказания и компенсационныхвып-лат потерпевшим (а при отсутствии потерпевшего — в бюджет), включая издержки, связанные с расследованием преступлений и рассмотрением дел в суде, а также выплаты, связанные с необходимостью компенсации причиненного преступлением морального вреда. Убийца, хулиган, лицо, причинившее вред здоровью потерпевшего, или насильник должен платить буквально все компенсационные выплаты, в том числе по компенсации причиненного преступлением морального вреда не только непосредственному потерпевшему (травмированному или оскорбленному), но и всем его близким, которым, конечно же, небезразлична судьба последнего20.

17. Перевод основной массы преступлений небольшой тяжести в разряд административныхпра-вонарушений с установлением в отношении них достаточно строгих административныхнаказаний21.

18. Поднятие нижнего и верхнего пределов наказуемости так называемого простого убийства соответственно до 10 и 20 лет лишения свободы, а квалифицированного убийства — до 15 и 20 лет соответственно с сохранением в санкции указания на пожизненное лишение свободы.

19. Дополнение ст. 105 УК РФ ч. 3, в которой устанавливалась бы еще более строгая ответственность за наиболее опасные из убийств, названных в ч. 2 данной статьи, например, за убийство трех или более лиц, убийство, совершенное с особой жестокостью, общеопасным способом, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), по мотиву кровной мести, политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

20. Введение указания в примечание к ст. 105 УК РФ о том, что в случае, если покушение на убийство сопровождается причинением вреда здоровью потерпевшего, действия виновного следует квалифицировать как по ст. 105 УК РФ, так и по другой статье кодекса, предусматривающей ответственность за умышленное причинение вреда здоровью соответствующей тяжести. В случае если покушение на убийство влечет такой вред здоровью, который, в свою очередь, влечет смерть потерпевшего, то независимо от продолжительности истекшего до наступления смерти времени содеянное надлежит квалифицировать как оконченное убийство.

21. Признание ч. 4 ст. 111 УК РФ, предусматривающей ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, утратившей

со

о

СО

&

0

1 СО

о

I

ти

с

о

I

с

пас

о

з

е

б

>5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

с

е

о

I

8

СО

е

и

I

е

ч

е

п

с

е

б

о

а

со

а

&

с1

I

с

ко

I

е

ч

I

с

едс

сре

со

о

со

а

&

0

1

со

о

I

ти

с

о

I

с

а

с

о

со

е

ю

й

кой

с

е

о

I

8

со

е

и

I

е

е

С

с

е

ю

о

а

со

а

&

с~

I

с

ко

I

е

I

с:

силу, имея в виду, что если умышленно причиненный потерпевшему тяжкий вред здоровью влечет его смерть, то неосторожность в отношении такого последствия исключается, поскольку виновное лицо в этом случае не можетне желать или, по крайней мере, сознательно не допускать ее.

22. Приравнивание заражения ВИЧ-инфекцией по наказуемости к покушению на убийство, а если это деяние (заражение ВИЧ-инфекцией) влечет в конечном счете все же смерть потерпевшего, — к убийству.

23. Дополнение примечания к ст. 123 УКРФ указанием на то, что незаконное производство аборта всегда должно квалифицироваться еще и по совокупности с покушением на умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, поскольку данное деяние способно привести к нарушению детородной функции организма потерпевшей. При наступлении у потерпевшей бесплодия следует констатировать оконченное умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.

24. Дополнение ст. 125 УК РФ ч. 2 и 3, которые устанавливали бы ответственность за оставление в опасности, повлекшее последствия соответственно в виде причинения потерпевшему вреда здоровью средней тяжести или в виде причинения его здоровью тяжкого вреда либо смерти.

25. Дополнение ст. 124 и 125 УК РФ примечаниями, в которых содержалось бы указание о том, что если при умышленном неоказании помощи больному или при умышленном оставлении в опасности, когда виновный сознает неизбежность или высокую вероятность (вероятность свыше 50%) соответствующих опасных последствий, которые могут наступить в результате бездействия, содеянное квалифицируется еще и по совокупности с соответствующей статьей УК РФ о преступлении против здоровья или жизни.

26. Примечания к статьям Особенной части УК РФ, устанавливающие основания освобождения от уголовной ответственности в связи с действиями виновного, дезавуирующими совершенное преступление, представляется целесообразным излагать по схеме: лицо, которое в разумные сроки добровольно или по требованию властей дезавуирует совершенное преступление, освобождается от уголовной ответственности; в случае же наличия в фактически совершенном деянии состава иного преступления, виновный отвечает только за данное («иное») преступление.

27. Необходимость дополнительного снабжения примечаниями такого же рода и другихстатей Особенной части УК РФ, предусматривающих ответственность за преступления, в отношении которых сохраняется возможность их дезавуирования, например, ст. 127 и 158 УК РФ.

28. Преобразование состава использования рабского труда (ст. 1272 УКРФ) в состав обращения человека в рабское состояние, то есть в состояние, при котором труд человека организуется с существенным нарушением трудового законодательства.

29. Устранение из диспозиции ч. 1 ст. 136 УКРФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» ее концовки, начиная со слов: «...в зависимости отего пола...», так как любые обстоятельства, не имеющие отношения к делу (все их перечислить невозможно), не должны учитываться при принятии решения, касающегося прав и свобод человека и гражданина.

30. Снабжение ст. 139 УК РФ «Нарушение неприкосновенности жилища» примечанием, в котором указывалось бы на то, что если данное деяние совершено в целях совершения какого-либо другого преступления, то виновное лицо отвечает, наряду с нарушением неприкосновенности жилища, еще и за это другое преступление — с учетом степени его оконченности.

31. Преобразование состава воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ) в состав воспрепятствования законной профессиональной деятельности, так как все профессии одинаково важны — будь-то профессия пожарного, врача, адвоката или ассенизатора, и поэтому все они должны подлежать равной уголовно-правовой охране.

32. Преобразование состава неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних^. 156 УКРФ) в состав жестокого обращения с несовершеннолетними.

33. Включение вымогательства в той его части, которая связана с завладением чужим имущества, в разряд хищений с увеличением строгости наказания за такого рода преступление вплоть до пожизненного лишения свободы — в случае совершения хищения в особенно крупном размере, то есть на сумму свыше 10 млн. рублей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Определение стоимостных критериев размеров хищений и всех других преступлений в сфере экономики с учетом курса рубля по его состоянию на 8 декабря 2003 года (дата установления стоимостных критериев преступности деяний в твердой денежной сумме). То же самое предлагается сделать в отношении стоимостных критериев наказуемости деяний.

35. Признание утратившей силу ст. 164 УК РФ «Хищение предметов, имеющих особую ценность» с введением признака посягательства на предметы, имеющие особую ценность, наряду с признаком посягательства на жизненно важное имущество (автомобили, компьютеры, недвижимое имущество и т. п.), в качестве квалифицирующего применительно ко всем видам и формам посягательств на собственность, и приравниванием этого признака по наказуемости соответствующего деяния к признаку совершения его в сверх-крупном размере.

36. Определение в законе общего понятия хищения как корыстного завладения чужим имуществом, причинившего ущерб его владельцу.

37. Определение в УКРФ нижнего стоимостного порога наказуемости кражи, мошенничества, присвоения и растраты суммой, указанной в ст. 7.27

Кодекса РФ об административных правонарушениях применительно к верхнему стоимостному пределу мелкого хищения.

38. Определение в ч. 1 ст. 162 УК РФ состава разбоя как завладения или покушения на завладение чужим имуществом, совершенных с насилием, опасным для здоровья или жизни потерпевшего, либо с угрозой его применения.

39. Рассмотрение состава вымогательства без признаков хищения (вымогательство услуг) в новой (дополнительно включенной в УК РФ) статье (ст. 1631) в следующем виде: «Вымогательство услуг, то есть требование безвозмездного или лишь частично возмездного оказания услуг путем шантажа или иных угроз, осуществить которые виновный предполагает в иное время — по отношению ко времени предъявления требования».

40. Дополнение состава причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УКРФ) альтернативным указанием на иной способ, также на отсутствие признаков не только хищения, но и иного преступления.

41. Признание утратившей силу ст. 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения», так как она по существу дублирует в соответствующей части другие статьи УКРФ (ст. 158—164).

42. Существенное усиление ответственности за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества вплоть до пожизненного лишения свободы. Установление более строгой дифференциации ответственности за данное преступление с учетом размера причиненного ущерба — значительного, крупного, особо крупного и сверх-крупного.

43. Дополнение составов преступлений в сфере экономической деятельности квалифицирующим признаком особо крупных размера, ущерба, дохода либо задолженности (те составы, в которых такой признак отсутствует), а также квалифицирующим признаком сверхкрупных размера, ущерба, дохода либо задолженности с соответствующим повышением строгости наказания, вплоть до 20 лет лишения свободы.

44. Установление нижнего стоимостного порога наказуемости преступлений в сфере экономики в размере10 тыс.рублей(ст. 174,1741,175и др. УКРФ).

45. Максимально полное раскрытие содержания бланкетных диспозиций статей Особенной части УК РФ с детальным описанием правил, нарушение которых наиболее часто приводит к соответствующим опасным последствиям.

46. Признание утратившей силу главы 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях» с расширением соответственно понятия должностного лица за счет включения в него лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, и сохранением предусмотренных в примечании 2 к ст. 201 УК РФ элементов диспози-тивности применительно к особенностям уголов-

ного преследования лиц, выполняющих управленческие функции.

47. Унификация содержания составов незаконного оборота денег или иного имущества, полученных преступным путем либо поддельных (фальсифицированных), а равно предметов, запрещенных к обороту или находящихся в ограниченном обороте, а именно наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, ядерных материалов, радиоактивных веществ, оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатыхвеществ, взрывных устройств, предметов, имеющихособую ценность, и др. Важно характеризовать как преступные весь набор действий с указанными предметами (веществами, устройствами и т. п.), в том числе таких как их приобретение, хранение, передача, переноска (ношение), перевозка, пересылка, изготовление, переработка (ремонт), производство, сбыт, совершение сделок, хищение, вымогательство, нарушение правил обращения с ними22.

Перечень предложений по совершенствованию права антикриминальной направленности в целях обеспечения большей приспособленности его к задачам внедрения в общество правды, в направлении повышения экономической безопасности страны можно было бы продолжать. Вместе с тем, думается, это далеко не безуспешно может быть сделано другими юристами-аналитиками, которые заинтересуются поставленными в настоящей статье вопросами и предложенными в ней ответами на них.

Примечания

1. Куликов В. Статья без заключения. Под эгидой министра юстиции готовится пакет законопроектов, которые сократят тюремное население страны (интервью с министром юстиции РФ А. Коноваловым) // Российская газета. — 2009. — 5 мая. — С. 1, 4.

В числе мер, направленных на смягчение уголовно-правового реагирования на преступления, министр предлагает, в частности, учреждение спецприемников (вместо следственных изоляторов) для менее опасных преступников, снижение уровня наказуемости нетяжких преступлений, перевод некоторых из них в разряд административных правонарушений — с повышением строгости административных наказаний за эти деяния, возврат к спецкомендатурам, где осужденные отбывали бы наказание в условиях ограничения свободы, но с обязательным привлечением их к труду, адаптацию освобождающихся из исправительных колоний лиц (ежегодно число их составляет до 300 тысяч) к условиям открытого пространства. Снижению численности лиц, находящихся в местах лишения свободы, будет способствовать и вводимый в наше законодательство институт «сделки с подсудимым», состоящий в том, что чистосердечное признание виновного в совершении преступления будет гарантировать ему существенное снижение назначаемого наказания (см.: Куликов В. Суд предлагает сделку. За чистосердечное признание преступникам будут снижать половину срока // Российская газета. — 2009. — 29 апреля. — С. 3).

2. См.: Гаврилов Ю. Встать в строй! Около ста тысяч потенциальных солдат имеют неснятую или непога-

с

сре

в

о

в

&

0

1

в

о

I

ти

с

о

I

с

пас

о

з

е

б

>5

8

с

е

о

I

8

СО

е

и

I

е

ч

е

п

с

е

б

о

а

в

а

пра

с1

I

с

ко

I

е

ч

I

с

едс

сре

в

о

в

а

&

0

1

в

о

I

ти

с

о

I

с

а

с

о

со

е

Ю

й

кой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

е

о

I

8

со

е

и

I

е

е

С

с

е

ю

о

а

в

а

&

с1

I

с

ко

I

е

I

с:

шенную судимость // Российская газета. — 2009. — 16 апреля. — С. 11.

3. Однако нельзя согласиться с тем, что за весьма опасные преступления, в том числе за убийства, суды порой назначают наказание условно (см., например: Козлова Н. Условное убийство. За тяжкие преступления суды стали наказывать сроками без посадки // Российская газета. — 2009. — 16 апреля. — С. 10).

4. См., например: Белова Н. Перепутал науку. При получении взятки задержан ректор Северного государственного медицинского университета (СГМУ) Павел Сидоров // Российская газета. — 2009. — 29 апреля. — С. 4; Ярошенко А. Уроки чтения. Дело амурского экс-губернатора составило 30 томов // Российская газета. — 2009. — 30 апреля. — С. 3.

5. См., например: Фалалеев М. Чистка рядов и оружия. МВД ужесточает требования к приему сотрудников на службу // Российская газета. — 2009. — 29 апреля. — С. 2.

6. Лавров А. Кудрин: «В России еще 50 лет не стоит ждать благоприятных экономических условий» // Комсомольская правда. — 2009. — 15 апреля. — С. 2.

7. См. там же.

8. См.: МедведевЮ. Интеллектуальная госсобственность. Ученые по-прежнему не заинтересованы в реализации собственных разработок // Российская газета. — 2009. — 16 апреля. — С. 4.

9. См.: Лавров А. Указ. соч. — С. 2. В данном случае имеется в виду, в частности, участвующий в заседаниях коллегии Министерства финансов РФ заместитель руководителя этого ведомства С. Сторчак, обвиняющийся в приготовлении к хищению путем мошенничества на сумму 43 миллиона 400 тысяч долларов США (см.: Федосенко В. Дело Сторчака: третий подход // Российская газета. — 2009. — 17 апреля. — С. 6).

10. См., например: Федосенко В. Генерал-фигурант. В Москве начался процесс над Дмитрием Довгием // Российская газета. — 2009. — 16 апреля. — С. 6.

11. См.: Бояркина Н. Почему чем больше реформируют образование, тем ниже потенциал народа? // Аргументы и факты. — 2009. — № 16. — С. 10.

12. См.: Костиков В. А кто же в кумирах и вожаках? Суррогатная элита порождает фальшивые ценности // Аргументы и факты. — 2009. — № 16. — С. 6.

13. Например, по признанию президента Грузии М. Саакашвили, одной из основных статей экспорта этой страны «стали воры в законе, которые нашли убежище в России и составляют там 90% всего криминального мира» (Репов С. Кредит недоверия / С. Репов, А. Фу-фырин // Аргументы и факты. — 2009. — № 16. — С. 4).

14. См.: Почем нынче министр? Члены Правительства отчитались о своих доходах (редакционный материал) // Аргументы и факты. — 2009. — № 16. — С. 4.

15. См., например: Островская Н. Пока рабочие голодают, хозяин прячется на Сейшелах // Комсомольская правда. — 2009. — 15 апреля. — С. 6.

16. Опрашиваемым предоставлялась возможность давать на поставленный вопрос два или даже более ответа. При этом 3% опрошенных вообще никого ни в

чем не винили, а 17,4% их — затруднялись в ответах. См.: Мацейко Е. У нижегородцев своя программа борьбы с кризисом. Фонд «Открытая социология» обнародовал результаты своего исследования // Нижегородский рабочий. — 2009. — 16 апреля. — С. 3 .

17. См. там же. — С. 3.

18. Как верно отмечает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В. Лукин, «переходный период, в который вступила Россия без малого двадцать лет назад, еще далеко не завершен» (см.: Лукин В. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год // Российская газета. — 2009. — 17 апреля. — С. 15).

19. К такому выводу нас подвели участившиеся случаи освобождения из следственных изоляторов лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в том числе привлеченных к ответственности за тяжкие экономические преступления (см., например: Федосенко В. Покатился под Николину Гору. Арестанта выпустили из тюрьмы под залог в 10 миллионов рублей // Российская газета. — 2009. — 15 апреля. — С. 6).

20. В данной связи следует признать половинчатой (однобокой) позицию Верховного Суда РФ, состоящую в том, что «убийца должен выплачивать компенсацию всем родственникам жертвы» (см.: Орлов П. Смерть по расчету // Российская газета. — 2009. — 15 апреля. — С. 6). Компенсировать причиненный моральный вред, как отмечалось выше, должен не только убийца, но и любой другой преступник, посягнувший на честь, достоинство и (или) репутацию человека. Иначе получается так, что если потерпевший от причиненного ему преступлением увечья умирает, то родственники получают возмещение нанесенного ему морального вреда, а если тот по какой-то случайности остается жив (хотя, может быть, стал в результате полученных увечий инвалидом), они возмещения нанесенного ему морального вреда не получают, то есть остаются ни с чем. Получается так, что Верховный Суд РФ вольно или невольно как бы подталкивает заинтересованных в получении компенсации родственников выжившего потерпевшего к тому, чтобы те все же «помогли» ему как-то уйти из жизни.

21. Данное предложение отвечает предпринимаемым в настоящее время в стране мерам по повышению строгости административных наказаний, что в сочетании с декриминализацией многих преступлений небольшой тяжести могло бы привести к существенному снижению численности нашего «тюремного населения» (см.: Куликов В. Арест вместо тюрьмы. Минюст намерен увеличить срок наказания за административные нарушения // Российская газета. — 2009. — 14 апреля. — С. 9).

22. В данной связи представляются обоснованным предложения МВД России дополнить, например, ст. 186 УК РФ «Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг» указанием на такие действия, как хранение и транспортировка поддельных денег или ценных бумаг. По данному поводу средства массовой информации резонно отмечают, что без этого «у сыщиков выпадает целое звено в раскрытии преступной схемы, и виновники оказываются безнаказанными» (см.: Фалалеев М. Грустный Франклин родом из Прибалтики. Подавляющее большинство поддельной валюты в Россию приходит из стран Европы, как правило, из Балтии // Российская газета. — 2009. — 15 апреля. — С. 6).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.