Научная статья на тему 'Пускал ли герцог Бэкингем собаку Баскервилей нанювчимские болота?'

Пускал ли герцог Бэкингем собаку Баскервилей нанювчимские болота? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пускал ли герцог Бэкингем собаку Баскервилей нанювчимские болота?»

Истоки железоделательного крестьянского промысла в Вычегодском бассейне относят к XV—XVI вв. В писцовых книгах того времени упоминаются кузнецы, работавшие в разных деревнях и починках нашего края [2, 4, 6].

Любопытно, что вычегодские месторождения болотной руды в те стародавние времена привлекли внимание иностранцев. Английский посол Ричард Ченслер еще в 1555 г. имел четкую инструкцию собрать образцы руд, которые можно было бы разрабатывать в русских землях [7]. Историк С. Соловьев также свидетельствует о том, что агенты английской Московской компании имели предписание высылать образцы железа и меди [12].

Историки Коми края описывают интерес англичан к нашим полезным ископаемым следующим образом. В 1569 г. царь Иван IV (Грозный) разрешил англичанам из Московской компании вести поиски железной руды на реках Вычегде и Сысоле и построить там железоделательные предприятия. Сообщается, что англичане нашли руду и в течение 10 лет вывозили ее в Англию, но никакого завода не построили. Затем отношения с Англией испортились, и Иван Грозный горно-рудную деятельность иностранцев здесь запретил [2, 4—6].

Н. Карамзин в «Истории государства Российского» освещает этот факт по иному: в 1567 и 1569 гг. Иван IV дал новые выгоды английским купцам, дозволив им завести селение на реке Вычегде, искать железную руду и плавить ее с условием выучить россиян этому искусству. Для железного завода надлежало отвести несколько десятин леса в окружности 5—6 верст. В случае вывоза железа в Англию оговаривалась пошлина — деньга с фунта. При этом Н. Карамзин высказал гипотезу, что здесь слово pound следует переводить не фунт, а пуд [8]. Из этого видно, что в

ПУСКАЛ ЛИ ГЕРЦОГ БЗКИНГЕМ СОБАКУ БАСКЕРОИЛЕЙ НА НШВЧИМСКИЕ БОЛОТА?

(ОБ ИНТЕРЕСЕ АНГЛИЧАН К ЖЕЛЕЗНЫМ РУДАМ ВЫЧЕГОДСКОГО БАССЕЙНА]

К. г.-м. н.

А. А. Иевлев,

главный специалист Министерства промышленности и энергетики РК ugol.minprom@rkomi.ru

данном случае ничего не говорилось о Сысоле и речь шла о вывозе в Англию изготовленного железа, а не руды.

Интересно свидетельство И. Люби-менко, который, говоря о праве англичан на эксплуатацию железных рудников на Вычегде, называл его «привилегией сэра Томаса Рандольфа» [15]. Т. Рандольф был послом английской королевы Елизаветы I в Московском государстве в 1568—1569 гг.

Профессор П. Любомиров, крупнейший исследователь русской промышленности, так комментировал этот факт: «Попытка англичан наладить выработку железа на Вычегде, где им с этой целью был отведен участок земли в конце 1560-х годов, по-видимому, окончилась неудачей; по крайней мере, об этом «заводе» мы ничего не знаем ни из русских источников, ни от англичан, много писавших о Московии во второй половине XVI и в начале XVII в.» [10]. В. Данилевский, Ф. Бублейников и А. Хабаков тоже свидетельствовали, что эта затея так и не была осуществлена [1, 3, 14]. Все эти исследователи ничего не говорили о Сысоле как объекте интереса англичан.

Известно, что при Иване Грозном был разрешен вывоз железа за границу, и русская сталь (стырь, харалуга, сыродутный уклад) тогда считалась в Англии одной из самых добротных [14]. Позже, в XVIII в., Россия тоже поставляла в Англию железо, но никак не руду. Уильям Вуд в 1720 г. писал: «Англия потребляла ежегодно около 30 тысяч тонн железа, из которого, вследствие нехватки в дре-

весном угле, около 20 тысяч тонн мы должны были покупать у наших соседей» [3]. То есть речь во всех случаях идет о поставке готового продукта (железа), а не сырья для его производства.

Кстати, П. Любомиров отмечал, что все металлургические предприятия России возникли вблизи соответствующих рудных богатств, так как переброска руды на более или менее значительные расстояния было делом очень громоздким и дорогим. Странно было бы ожидать, что английские промышленники в XVI в. строили свои заводы в расчете на поставку руды с края известного им тогда света — из глубин Московии. Корабли англичан заходили лишь в устье Северной Двины и некоторых других рек, а сухопутными транспортными средствами в России тогда были телеги летом и большие сани зимой. Грузоподъемность подводы при одноконной запряжке определялась в 15—25 пудов при скорости передвижения три версты в час. А доставка железа (даже не руды) в Архангельск по рекам и в XVII в. считалась дорогой затеей [1]. По данным С. Соловьева [12], в конце XVI в. для проезда от гавани св. Николая, в устье Северной Двины, где приставали англичане, до Вологды (водою) следовало потратить 14 суток; в летнюю пору сухим путем здесь нельзя было ездить по причине болот; зимою на санях от Белого моря до Вологды можно было проехать за 8 дней. В свете всего изложенного транспортировка железной руды с берегов Вычегды к берегам туманного

Карамзин Николай Михайлович

Альбиона, по нашему мнению, выглядит весьма сомнительной.

Вообще говоря, не факт и то, что англичане планировали разработку руд на территории, которая ныне принадлежит Республике Коми. Вычегда течет и в Архангельской области, где с 1583 г. известно железоделательное предприятие на р. Лахо-ме, снабженное водяным двигателем, приводившим в движение «самоков» — молот [3].

Оно упоминается во всех исследованиях по металлургии России как «завод в нижнем течении р. Вычегды». Сохранилась «деловая» (от слова «делить». — Авт.) имущества между Семеном и Максимом Строгановыми от 1583 г., где указано: «.. .да на Лахоме досталось мне же Семену самоков... а лес и руда ввоб-че по обе стороны против Ильи пророка. а пруд попортился Лахомский» [9]. На настоящий момент это самое ранее упоминание о такого рода предприятии в России. Правда, следует уточнить, что р. Лахома, находясь в районе нижнего течения р. Вычегды, впадает в р. Пине-гу — правый приток Северной Двины.

Известно, что из России английские купцы в то время вывозили меха, кожи, смолу, вар, деготь, воск, сало, лен, ворвань, корабельный лес, зерно, икру, соль, пеньку и масло. По данным Д. Флетчера, английского посла в Москве, в 1589 г. из России было вывезено мехов на сумму в полмиллиона рублей, воска 10 тысяч пудов и кожи 30 тысяч штук [7]. Кроме того, известна торговая книга XVI в., содержащая исчерпывающую номенклатуру («главник») товаров, вывозимых англичанами из России, — «колмогорс-ких мест цену русскому товару, как немцам продавати». В этом «главнике» имеется перечень 59 товаров, в том числе «нефть черная», «нефть белая», «слюда оконичная», но нет никакого упоминания о какой-либо руде [13].

О неудаче англичан во времена Ивана Грозного начать железоделательное производство на Вычегде свидетельствуют и данные историка С. Соловьева. В седьмом томе «Истории России с древнейших времен» он пишет о приезде в Москву осенью 1588 г. английского посла Д. Флетчера к царю Федору Иоановичу. Целью визита было подтвердить у царя ранее жалованные анг-

лийским купцам грамоты. И опять, как 20 лет назад, речь шла о дозволении «англичанам на Вычегде двор поставить, руды железной искать и железо выделывать, и лесу дать им верст на семь или восемь около тех мест, где станут дворы и мельницы железные ставить, за что англичане будут платить тамги по московке за каждый фунт» [12, с. 248]. Послу ответили, что царь этим англичан пожалует. Очевидно, если бы речь шла об уже осуществленном начинании, то следовало просить царя не о дозволении его организовать, а разрешить продолжить дело.

Конечно, окончательную точку в дискуссии могли бы поставить данные русской таможни. К сожалению, имеющиеся в государственном архиве Архангельской области фонды таможен-

Царь Федор Иванович. Парсуна конца 16 века

ных учреждений (Холмогорской таможенной избы, Архангельской таможни и таможенной экспедиции Архангельской казенной палаты) включают в себя самые ранние документы, датированные лишь 1633 г., т. е. более позднего периода. В них сведений о перевозке руды из бассейна р. Вычегды в Англию не имеется.

По-видимому, дарованное Иваном Грозным согласие на просьбу англичан начать разработку Вычегодских железных руд было, говоря современным

языком, своеобразным договором о намерениях, которые никогда не были реализованы. Поэтому «Юнион Джек» (английский флаг) в те времена не реял над Нювчимскими болотами, а местные жители были избавлены от встреч с иноземцами. С герцогом Бэкингемом и собакой Баскервилей население Коми познакомится гораздо позже.

А первый в Коми крае небольшой кустарный железоделательный заводик, состоявший из 8 ручных плавильных горнов, построили в 1730 г. крестьяне Кузьма Модянов и Петр Москательни-ков в Жешаргской волости [11].

Литература

1. Бублейников Ф. История открытий ископаемых богатств нашей страны. М.: ОГИЗ, 1948. 342 с. 2. Геологическая изученность СССР. Период 1611—1913. Сыктывкар, 1962. Т. 5, вып. 1, 92 с. 3. Данилевский В. В. Русская техника. Л., 1948. 547 с.

4. Жеребцов И. Л., Сметанин А. Ф. Коми край: очерки о десяти веках истории. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2003. Т 1. 368 с.

5. Жеребцов И. Л., Таскаев М. В., Рогачев М. Б., Колегов Б. Р. Историческая хроника. Республика Коми с древнейших времен. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2002. 344 с.

6. История Коми с древнейших времен до конца XX века. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2004. Т. 1. 560 с. 7. Ионичев Н. П. Внешние экономические связи России (IX— начало XX века). М.: Аспект-Пресс, 2001. 399 с. 8. Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. I, II, III. М.: Книга, 1989 (Репринтное воспроизведение издания 1842—1844 гг.). 9. Колчин Б. А. Обработка железа в Московском государстве в XVI в. // Материалы и исследования по археологии СССР. М.; Л., 1949. Т. II. С. 204. 10. Любомиров П. Г Очерки по истории русской промышленности. М.; Л.: Гос. изд-во полит лит-ры., 1947. 763 с. 11. Мацук М. А., Юшкин Н. П. Истоки горнодобывающей и горно-металлургической промышленности России (горные промыслы в Коми крае в XV—XIX вв.) // Известия вузов. Горный журнал, 2002. № 3. С. 184— 191. 12. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. IV. М.: Мысль, 1989. Т. 7—8. 752 с. 13. Трапезников В. Торговые сношения англичан с Россией через Северный край в XVI—XVII веках // Северный край, 1922. № 1. 14. Хабаков А. В. Очерки по истории геолого-разведочных знаний в России (Материалы для истории геологии). М.: МОИП, 1950. Ч. I. 212 с. 15. Lioubimenko I. Les relation commerciales et politiques de l’Angleterre aves la Russie avant Pierre le Grand. Paris, 1933.

Соловьев Сергей Михайлович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.