Научная статья на тему 'ПУЛЬСОМЕТРИЯ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ'

ПУЛЬСОМЕТРИЯ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
455
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПРЕДБОЛЕЗНЬ / БОЛЕЗНЬ / СТРЕСС / КОРРЕКЦИЯ / ДОМИНАНТА МОЗГА

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Башкин В. М.

В статье показана методика вариационной пульсометрии с помощью которой определяются симптомы переутомления, предболезни, патологических изменений сердечно-сосудистой и мозговой деятельности студентов в вузе. Впервые раскрыты психофизиологические показатели, с помощью которых производится оценка функционального состояния организма студентов. Практическая значимость исследования состоит в возможности быстрого определения функционального состояния человека и показана возможность различными методами осуществить коррекцию этого функционального состояния и приведения его в норму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEART RATE MONITORING AS A METHOD OF ASSESSING THE FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

The article shows the method of variation heart rate monitoring, which is used to determine the symptoms of fatigue, pre-pain, pathological changes in the cardiovascular and brain activity of students at the university. For the first time, psychophysiological indicators are disclosed, which are used to assess the functional state of the students' body. The practical significance of the study is the ability to quickly determine the functional state of a person and shows the possibility of various methods to correct this functional state and bring it back to normal.

Текст научной работы на тему «ПУЛЬСОМЕТРИЯ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ»

Таким образом, анализ полученных данных развития координационных способностей у детей с ДЦП показал, что в тесте «Перекладывание фишек» средне групповой показатель составил 39,5 (с), в тесте «Ловля линейки» средне групповой показатель составил 22,9 (см); в тесте с колышками средне групповой показатель составил 19,1 (см).

По результатам тестирования можно сделать вывод о необходимости применения дополнительных комплексов упражнений мелкой моторики с применением музыкального сопровождения, как в образовательном процессе, так и в самостоятельной деятельности учащихся, что позволит улучшить показатели развития координационных способностей детей с ДЦП.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батищева Л.Д. Развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением зрения / Л. Д. Батищева, М.И. Евстигнеева // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики : материалы XV Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. - С. 94-96

2. Лучанинова, В.Н. Эффективность реабилитации детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. / В.Н. Лучанинова, С.В. Осмоловский, Т.И. Бурмистрова // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 9-3. - С. 431—434

3. Малюкова, И.Б. Абилитация детей с церебральными параличами. Формирование движений. Комплексные упражнения творческого характера / И.Б. Малюкова. - Москва : ГНОМ и Д, 2014. - 112 с.

4. Немкова, С.А. Ранняя диагностика и комплексное лечение детского церебрального паралича / С.А. Немкова. // Практика педиатра. - 2014. - №. 4 - С. 5-9

5. Юнусов, Ф.А. Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами. Практическое руководство / Ф.А. Юнусов, А.П. Ефимов. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 144 с.

REFERENCES

1. Batishcheva, L.D. and Evstigneeva, M.I. (2018), "Development of coordination abilities of children of primary school age with visual impairment", Physical culture and sport: integration of science and practice: materials of the XV International Scientific and Practical Conference, Stavropol, pp. 94-96.

2. Luchaninova, V.N. (2011), "Effectiveness of rehabilitation of disabled children suffering from cerebral palsy", Fundamental research, No. 9-3, pp. 431-434.

3. Malyukova, I.B. (2014), Habilitation of children with cerebral palsy. Formation of movements. Complex exercises of a creative nature, Gnom and D, Moscow.

4. Nemkova, S.A. (2014), "Early diagnosis and complex treatment of infantile cerebral palsy" Practice of pediatrician, No. 4, pp. 5-9.

5. Yunusov, F.A. and Efimov, A.P. (2015), Habilitation of children with cerebral palsy and its syndromes, Practical guide, Infra-M, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.05.2021

УДК 796.015

ПУЛЬСОМЕТРИЯ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Виктор Михайлович Башкин, доктор педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Аннотация

В статье показана методика вариационной пульсометрии с помощью которой определяются симптомы переутомления, предболезни, патологических изменений сердечно-сосудистой и мозговой деятельности студентов в вузе. Впервые раскрыты психофизиологические показатели, с помощью которых производится оценка функционального состояния организма студентов. Практическая

значимость исследования состоит в возможности быстрого определения функционального состояния человека и показана возможность различными методами осуществить коррекцию этого функционального состояния и приведения его в норму.

Ключевые слова: функциональное состояние, предболезнь, болезнь, стресс, коррекция, доминанта мозга.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p42-46

HEART RATE MONITORING AS A METHOD OF ASSESSING THE FUNCTIONAL

STATE OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY Viktor Mikhailovich Bashkin, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

Abstract

The article shows the method of variation heart rate monitoring, which is used to determine the symptoms of fatigue, pre-pain, pathological changes in the cardiovascular and brain activity of students at the university. For the first time, psychophysiological indicators are disclosed, which are used to assess the functional state of the students' body. The practical significance of the study is the ability to quickly determine the functional state of a person and shows the possibility of various methods to correct this functional state and bring it back to normal.

Keywords: functional state, pre-illness, disease, stress, correction, brain dominant.

ВВЕДЕНИЕ

Качественная оценка состояния переутомления, предболезни и патологических сдвигов в организме человека - и последующая коррекция этого состояния возможна при внедрении фундаментального психофизиологического подхода и инновационных технологий в практику. Это направление отвечает актуальной государственной задаче - подготовки специалистов, способных к профессиональному росту в условиях интенсификации труда, информатизации и развития новых трудоемких технологий.

Важнейшую роль для работы организма в целом играет функциональное состояние (ФС) центральной нервной системы (ЦНС) и периферической нервной системы (ПНС). Мозг человека контролирует все процессы, происходящие в организме, и является главным звеном в системной реакции организма, проявляющейся в виде комплекса функций и качеств нервных структур, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности мозга, включаясь в конкретную деятельность, преобразует ФС для ее реализации. Ресурсы мозга можно рассматривать на энергетическом, активационном, операционном уровне, в качестве отдельных компонентов выступают: память, мышление, интеллект, внимание. Кора головного мозга как высший регулятор и интегратор функций обеспечивает взаимодействие организма как единого целого с внешней средой [1].

Поступающая в нервные центры информация оценивается и возникает адекватная ответная реакция. По мере усложнения системного ответа происходит изменение структуры ФС мозга за счет присоединения необходимых элементов, либо за счет начальной мобилизации всех элементов системы, включая избыточные звенья, которые формируют резерв и обеспечивают надежность работы. Любая деятельность человека требует формирование особого ФС, возникающего за счет возбуждения различных систем активации. Какова же причина, изменения функционального состояния и снижения работоспособности организма. Одна из важнейших причин - это влияние психоэмоционального стресса на функциональное состояние организма. Психоэмоциональный стресс расстраивает нормальное корково-подкорковое взаимоотношение. Нарушения, возникающие в пределах неспецифического входа к специфическим интегративным системам мозга, ведут к дезорганизации поведения [1]. Высвобождение подкорковых структур от контроля коры сопровождается вегетативными расстройствами в виде рассогласования нормального

равновесия нейромедиаторных систем, дистонии сосудов головного мозга. Дальнейшее усиление стресса может привести к снижению скорости локального мозгового кровотока и церебральной циркуляторной гипоксии, которая становится причиной микроструктурных нарушений мозга с соответствующими функциональными расстройствами В конечном виде все эти нарушения приводят к возникновении предболезни и к патологическим изменениям в организме [2].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Разработан системно-динамический подход к психофизиологическому исследованию мозга человека с целью выявления индивидуальных доминантных состояний по новым системным показателям, по которым определяются наиболее ранние признаки переутомления, предболезни, патологических изменений и проводится последующая коррекция для приведения этих показателей в норму. Такой системный подход включает в себя методику вариационной пульсометрии [3] в которой при регистрации кардиоинтер-вала одновременно выявляется функциональное состояние организма по восьми показателям (таблица 1).

Таблица 1 - Функциональные показатели вариационной пульсометрии

№ п/п Показатель Норма Начало патологии Примечание

1 Пу 60-75 75 и больше

2 П 0-2 больше 8

3 Э 0-3 больше 3

4 Р 10-30 30-100

5 А 100-300 300-800

6 Ь 2-7 больше 7

7 В 10-20 меньше 10

8 Н 100-400 больше 400

Оценочная характеристика показателей вариационной пульсометрии

Пу - сердечный пульс в нормальном состоянии.

П - в нормальном спокойном состоянии (0- 2) в возбужденном состоянии может быть до 8, - сердцу нужны дополнительные паузы для восстановления. Если в спокойном состоянии показатель П доходит до 10, то это уже патология. (полушария находятся в спутанном состоянии).

Э - наличие экстрасистол, норма (0-3), в спокойном состоянии если больше, то плохо - это перебои сердечного ритма. (мозг спутан).

Р - колебания ритма сердца, (10- 30) норма - хорошо, когда от замера к замеру разница минимальная (0-5) (человек находится на левом полушарии.) от 30 до 100 - плохое состояние (большие колебания ритма сердца) спутанное состояние мозга.

А - амплитуда колебаний ритма сердца, (100-300) норма, - «хорошая дисциплина сердца». Если доходит до 900, то сердце разболтано, мозг в спутанном состоянии.

Ь - показатель стабилизации сердечной функции, (2-7) хороший, стабильный ритм, если больше - начало патологии.

В - хорошо, когда в пределах (10-20), если ниже - «скорбное сердце».

Н - индекс напряжения центральных регуляторных систем, чем сильнее напряжение, тем выше показатель, (100-400) - оптимум.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По результатам сопоставления и оценки данных 8 показателей ВП с электроэнце-фолограммой (ЭЭГ), впервые созданы особые нормограммы для выявления наличия эмоционального и интеллектуального дисстресса, переутомления, донозологических симптомов сердечно-сосудистой и мозговой предпатологии и патологии [4]. Впервые по индексу напряжения ВП установлены критерии устойчивости левополушарной доминан-

ты мозга, обеспечивающей целеустремленность, концентрацию активного внимания. Разработан способ функциональной коррекции, при котором вырабатывается навык саморегуляции функционального состояния мозга и сердца. Оценочная нормограмма включает две шкалы для сопоставления текущих доминант мозга и симпатико-парасимпатического баланса.

Методы коррекции функционального состояния организма

Функциональная коррекция проводиться под контролем регистрации ЭЭГ, при наличии психофизиологической обратной связи по методике вариационной пульсомет-рии:

- укрепление рабочих доминант мозга при дигаплоскопическом воздействии цветовых зрительных образов (воздействие на зрительный анализатор - глаза импульсов различной частоты и цветового окраса);

- коррекция функционального состояния мозга человека с помощью резонансного акустического комплекса;

- кратковременное холодо-гипоксического воздействие.

ВЫВОДЫ

Диагностика функционального состояния по здоровью чрезвычайно важна для лиц интенсивного умственного труда (особенно студентов), как правило, не осознающих начало развития хронического переутомления и донозологических форм расстройства здоровья («болезней регуляции»). Как следует из полученных нами данных, у работников напряженного умственного труда, в том числе студентов, обнаруживается синдром хронического «левополушарного» переутомления. Вынужденное длительное доминирование одного из полушарий мозга, в данном случае левого полушария, ускоряет развитие в нем функционального расстройства.

С помощью психофизиологических методов вариационной пульсометрии определяются индивидуальные нормограммы. Эти результаты анализируются и на их основе производится соответствующее корректирующее воздействие результатом которого является:

- нормализации индивидуальных доминантных состояний мозга по их типу, силе, устойчивости и по гибкости межполушарного взаимодействия.

- нормализация симпатико-парасимпатического баланса по показателям вариационной пульсометрии.

- формирования адаптивной доминанты организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Павлова Л.П., Доминанты деятельного мозга человека. Системный психофизиологический подход к анализу ЭЭГ / Л.П. Павлова // Санкт-Петербург : Информ-Навигатор. 2017. - 432 с.

2. Башкин В.М. Доминанта мозга как системообразующий подход к проблеме здоровья студентов вуза / В.М. Башкин, А.А. Кабанов // Неделя науки СПБПУ : материалы научной конференции с международным участием Санкт-Петербург, 2019. - С.14-16.

3. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма в космической медицине / Р.М. Баевский // Физиология человека. - 2002. - Т. 28, № 2. - С. 70-82.

4. Башкин В.М. Оценка и коррекция функционального состояния головного мозга человека / В.М. Башкин // Научная сессия ГУАП : сборник трудов конференции. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 194-198.

REFERENCES

1. Pavlova, L.P. (2017), Dominants of the active human brain. System psychophysiological approach to EEG analysis, Inform-Navigator, St. Petersburg.

2. Bashkin V.M. and Kabanov, A.A., (2019), "Brain dominant as a system-forming approach to the problem of health of university students", SPbPU Science Week, proceedings of a Scientific Confer-

ence with International Participation, St. Petersburg, pp. 14-16.

3. Baevsky R.M. (2002), "Analysis of heart rate variability in space medicine", Human Physiology, Vol. 28, No. 2, pp. 70-82.

4. Bashkin, V.M. (2017), "Assessment and correction of the functional state of the human brain", Scientific session of SUAI: collection of conference proceedings, St. Petersburg, pp. 194-198.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.04.2021

УДК 373.51

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АГРАРНЫХ ВУЗАХ НА ПРИМЕРЕ

ПРИМОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

АКАДЕМИИ

Светлана Анатольевна Берсенева, кандидат биологических наук, доцент, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, г. Уссурийск; Наталья Викторовна Репш, кандидат биологических наук, доцент, Александр Никитович Белов, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток; Наталья Геннадьевна Розломий, кандидат биологических наук, доцент, Елена Николаевна Демиденко, заведующий лабораторией биотехнологий, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, г. Уссурийск

Аннотация

В статье рассмотрена концептуально-логическая приоритетность экологического образования в аграрных вузах. Цель исследования: показать опыт организации и развития системы экологического образования и воспитания обучающихся на примере ФГБОУ ВО Приморская ГСХА. Результаты проведенных исследований позволяют отметить приоритетность экологического образования Приморской государственной сельскохозяйственной академии, которая отличается системностью, включающей возможность получения не только базового образования во взаимосвязи с экологической составляющей, но, и дополнительного образования в широком спектре направлений и направленностей. Показана связь непрерывного экологического образования в неразрывной цепочке образовательного пространства «школа - высшее учебное заведение - производство». Отмечено, что данная форма образования используется и как площадка для проведения различного рода экологических мероприятий, учебных занятий, научно-исследовательских работ с обучающимися общеобразовательных, специальных профессиональных учебных заведений.

Ключевые слова: экология, обучающиеся, экологическое образование, культура, Приморская государственная сельскохозяйственная академия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p46-51

ECOLOGICAL EDUCATION IN AGRARIAN UNIVERSITIES ON THE EXAMPLE OF PRIMORSKAYA STATE ACADEMY OF AGRICULTURE

Svetlana Anatolyevna Berseneva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Pri-morskaya State Academy of Agriculture, Ussuriisk; Natalya Viktorovna Repsh, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Alexander Nikitovich Belov, the candidate of agricultural sciences, senior lecturer, Far Eastern Federal University, Vladivostok; Natalya Genna-

dyevna Rozlomy, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Elena Nikolaevna Demidenko, the head of laboratory of biotechnology, Primorskaya State Academy ofAgricul-

ture, Ussuriisk

Abstract

The article discusses the conceptual and logical priority of ecological education in agricultural universities. The purpose of the study is to show the experience of organizing and developing the system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.