Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА И КОРРЕКЦИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И АДАПТИВНОГО РЕЗЕРВА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ'

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА И КОРРЕКЦИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И АДАПТИВНОГО РЕЗЕРВА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
93
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / РЕЗЕРВ МОЗГА / АДАПТАЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ / FUNCTIONAL DIAGNOSTICS / RESERVE OF BRAIN / ADAPTATION / CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Башкин Виктор Михайлович

Разработка диагностики и коррекции здоровья студентов является одной из актуальных научно-практических задач. Известно, что среди студентов вуза невелик процент практически здоровых лиц, зато у многих имеется в разной степени нарушенное здоровье, так называемые, «болезни регуляции». В данной статье предлагаются методики оценки, и коррекции функционального состояния головного мозга человека которые позволяют оперативно и без применения сложных тестов и клинических исследований определить функциональное состояние мозга человека и всего организма в целом, на основе результатов обследования выдать четкие рекомендации по коррекции функционального состояния и провести эти корректирующие воздействия с целью - приведение функционального состояния организма в норму и увеличения функционального резерва мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL ESTIMATION AND CORRECTION OF WORKING CAPACITY AND ADAPTIVE RESERVE OF STUDENTS IN HIGHER SCHOOL

Development of diagnostics and correction of health of the students is one of the actual scientifically-practical problems. It is known, that among the students of higher school the percent of practically healthy persons is insignificant, but many show broken health of a different degree, so-called, “illnesses of regulation”. In the given articles the authors have offered the techniques for estimation and correction of the functional condition of brain of the person, which allow us operatively and without application of the complex tests and clinical researches to define the functional condition of brain of the person and all organism as a whole, on the basis of the results of inspection to give out the precise recommendations on correction of the functional condition and to lead up these correcting influences with the purpose - keeping the functional condition of the organism in norm and increasing the functional reserve of brain.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА И КОРРЕКЦИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И АДАПТИВНОГО РЕЗЕРВА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ»

УДК 796.015.6

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА И КОРРЕКЦИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И АДАПТИВНОГО РЕЗЕРВА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Виктор Михайлович Башкин, доктор педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Аннотация

Разработка диагностики и коррекции здоровья студентов является одной из актуальных научно-практических задач. Известно, что среди студентов вуза невелик процент практически здоровых лиц, зато у многих имеется в разной степени нарушенное здоровье, так называемые, «болезни регуляции». В данной статье предлагаются методики оценки, и коррекции функционального состояния головного мозга человека которые позволяют оперативно и без применения сложных тестов и клинических исследований определить функциональное состояние мозга человека и всего организма в целом, на основе результатов обследования выдать четкие рекомендации по коррекции функционального состояния и провести эти корректирующие воздействия с целью - приведение функционального состояния организма в норму и увеличения функционального резерва мозга.

Ключевые слова: функциональная диагностика, резерв мозга, адаптация, коррекция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p40-43

FUNCTIONAL ESTIMATION AND CORRECTION OF WORKING CAPACITY AND ADAPTIVE RESERVE OF STUDENTS IN HIGHER SCHOOL

Victor Mikhaylovich Bashkin, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Space Instrument Making

Abstract

Development of diagnostics and correction of health of the students is one of the actual scientifically-practical problems. It is known, that among the students of higher school the percent of practically healthy persons is insignificant, but many show broken health of a different degree, so-called, "illnesses of regulation". In the given articles the authors have offered the techniques for estimation and correction of the functional condition of brain of the person, which allow us operatively and without application of the complex tests and clinical researches to define the functional condition of brain of the person and all organism as a whole, on the basis of the results of inspection to give out the precise recommendations on correction of the functional condition and to lead up these correcting influences with the purpose - keeping the functional condition of the organism in norm and increasing the functional reserve of brain.

Keywords: functional diagnostics, reserve of brain, adaptation, correction.

ВВЕДЕНИЕ

Повышение работоспособности человека и проблемы связанные с этим решались в зависимости от развития научных знаний о законах жизнедеятельности. Растущие методические возможности изучения функций и процессов в организме человека не компенсировали отсутствие единой общей теории, раскрывающей механизмы возможностей человека: как живой самоорганизующейся системы, имеющего не только физическую, но и т.н. психическую энергию. Поэтому проблема работоспособности должна решаться не отдельно в области биолого-физиологического и психологического знания, но и с помощью комплексного психофизиологического подхода. Психофизиологический подход к человеку невозможно осуществить лишь на основе механического соединения физиологических и психологических методик исследования и получения при этом фактов. Человека необходимо рассматривать как целостную систему с позиций системного подхода [1].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Внедрение фундаментального психофизиологического подхода и инновационных методических технологий в учебно-тренировочный процесс в условиях высшей школы

отвечает актуальной государственной задаче - обеспечения «здоровье сохраняющего» обучения, подготовки специалистов, способных к профессиональному росту в условиях интенсификации и информатизации умственного труда.

Разработка функциональной диагностики и профилактической коррекции здоровья студентов является одной из актуальных научно-практических задач. Известно, что среди выпускников школ, поступающих в высшие учебные заведения невелик процент практически здоровых лиц, зато у многих имеется в разной степени нарушенное здоровье, так называемые, доклинические симптомы «болезней регуляции», своевременно не всегда обнаруживаемые средствами традиционной медицины, что приводит к дальнейшей потере здоровья и росту преждевременной инвалидности [1].

В последние десятилетия нарастает интерес ученых к системному подходу в комплексном, многопараметрическом исследовании человека для решения сложных проблем психофизиологии, педагогики, валеологии. Наблюдаются усиленные поиски системных критериев нормы реакции организма человека на факторы влияния внешней и внутренней среды. Известны многочисленные попытки найти критерии индивидуальных различий. В то же время следует отметить, что целый ряд современных многопараметрических исследований человека не отвечает основному требованию системного подхода, поскольку способ комплексирования показателей на основе статистического факторного анализа не опирается на критерий выделения системообразующего фактора.

Нами разработаны психофизиологические методики для функциональной оценки работоспособности и выявления адаптивного резерва студентов в условиях напряженной умственной деятельности. По результатам этой оценки применяются корректирующие воздействия.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методики для определения работоспособности и адаптивного резерва.

Оценка состояния мозга по параметрам хронотопического анализа электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Разработан способ спектрально-корреляционного анализа ЭЭГ на кратких (0.25-1.0 с.) интервалах структурной однородности (ИСО), соответствующих смене мозговых доминант. Практическим результатом введения системного анализа ЭЭГ на ИСО является повышение информативности ЭЭГ метода в оценке индивидуальных доминант мозга, индивидуальных колебаний нормы реакции и уточнении доклинических диагнозов болезней регуляции, в группах риска при пограничных состояниях здоровья, психоневрозах, переутомлении, интеллектуальных отклонениях. Разработаны критерии выделения индивидуальных доминантных состояний мозга по градиентам лобно-затылочной и межполушарной активации, что упрощает компьютерный анализ хронотопа ЭЭГ. По нормограмме определяют типы индивидуальных режимов работы мозга в норме, при утомлении, и на доклинических стадиях заболеваний. Проводится расчет вероятностного проявления режимов работы мозга в хронотопе ЭЭГ на интервалах структурной однородности.

Оценка по параметру глазодоминирования в адаптированной дигаплоскопической методике восприятия информативного материала (ДГМ-ИМ). Разработан способ хроно-топического анализа дигаплоскопических матриц глазодоминирования при восприятии информативного материала (ДГМ-ИМ) на разном цветовом фоне. По специальным гапло-тестам изучают тип, устойчивость и смену мозговых доминант. Методика позволяет быстро выявить индивидуальный профиль и устойчивость лево- и правополушарного доминирования, эффективно используется с целью выявления и коррекции межполушар-ного взаимодействия для ускорения процесса обучения и развития творческого потенциала мозга. ДГМ-ИМ - простой и эффективный аналог трудоемкой методики ЭЭГ. По нормограмме выявляют функциональное состояние коры головного мозга по двум шкалам: норма-утомление и лево-право полушарность.

Оценка по параметру физиологической лабильности, измеряемой по критической частоте световых мельканий (КЧСМ) при дигаплоскопическом способе подачи цветового импульсного воздействия (ДГМ-КЧСМ) [2].

Разработан способ измерения физиологической лабильности по КЧСМ на цветовое импульсное воздействие нарастающей интенсивности на фоне дихоптической перцепции (восприятия) информативного материала. Метод впервые позволяет количественно сравнивать по общей шкале сдвиги уровня функционального состояния мозга и имеющийся индивидуальный адаптивный резерв (надежность) при лево- и правополушарных режимах доминирования. На основе ДГМ-КЧСМ создана новая методика цвето-пространственной коррекции доминантных состояний мозга в группах риска при переутомлении, психоневрозах, посттравматической астении [3].

По нормограммам оцениваются показатели сдвигов функционального состояния мозга и величина адаптивного резерва.

Оценка по параметрам бимануальных сенсомоторных реакций

Разработаны два теста: 1) бимануальный таппинг-тест; 2) бимануальная рефлексо-метрия (на красные, зеленые и звуковые сигналы). Проводится оценка и коррекция меж-полушарного взаимодействия при сенсомоторных и нервно-психических нарушениях (левополушарные психоневрозы).

По нормограммам выявляют индивидуальный профиль право-леворукости (лево-правополушарности) при выполнении волевых психомоторных актов.

Оценка функционального состояния по параметрам вариационной пульсометрии

(ВП).

Методика вариационной пульсометрии используется в новом варианте: при регистрации кардиоинтервала одновременно выявляются текущие доминанты мозга по методике ДГМ-ИМ.

По результатам сопоставления данных 8 показателей ВП с ЭЭГ, впервые созданы особые нормограммы для выявления наличия эмоционального и интеллектуального дис-стресса, переутомления, донозологических симптомов сердечно-сосудистой и мозговой предпатологии. Впервые по индексу напряжения ВП установлены критерии устойчивости левополушарной доминанты мозга, обеспечивающей целеустремленность, концентрацию активного внимания. Разработан способ функциональной коррекции, при котором вырабатывается навык саморегуляции функционального состояния мозга и сердца. Оценочная нормограмма включает две шкалы для сопоставления текущих доминант мозга и симпа-тико-парасимпатического баланса.

Методы коррекции функционального состояния организма

- Укрепление рабочих доминант мозга при дигаплоскопическом воздействии цветовых зрительных образов.

- Коррекция функционального состояния мозга человека с помощью резонансного акустического комплекса.

- Кратковременное холодо-гипоксического воздействие

- Альга-терапия.

Функциональная коррекция проводиться под контролем регистрации ЭЭГ, ВП при наличии психофизиологической обратной связи по методике вариационной пульсометрии и ДГМ-ИМ во время оптимизирующих воздействий.

ВЫВОДЫ

Своевременная функциональная диагностика по здоровью чрезвычайно важна для лиц интенсивного умственного труда, как правило, не осознающих начало развития хронического переутомления и донозологических форм расстройства здоровья («болезней

регуляции»). Как следует из полученных нами данных, у работников напряженного умственного труда, в том числе студентов, обнаруживается синдром хронического «левопо-лушарного» переутомления. Вынужденное длительное доминирование одного из полушарий мозга, в данном случае левого полушария, ускоряет развитие в нем функционального расстройства.

С помощью психофизиологических методов диагностики определяются индивидуальные нормограммы. На их основе производится соответствующее корректирующее воздействие результатом которого является:

- нормализации индивидуальных доминантных состояний мозга по их типу, силе, устойчивости и по гибкости межполушарного взаимодействия.

- нормализация симпатико-парасимпатического баланса по показателям вариационной пульсометрии.

- формирования адаптивной доминанты организма.

- выработка «психофизиологического иммунитета» к факторам техногенной и социальной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Павлова Л.П. Физиологическая лабильность и принцип доминанты в проблеме функционального состояния / Л.П. Павлова, А.Д. Ноздрачев // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 3. - 2005. - Вып. 2. - С. 68-88.

2. Башкин В.М. Педагогическая диагностика как метод управления тренировочным процессом спортсменов / В.М. Башкин, А.А. Кабанов // Теория и практика физической культуры. -2016. - № 3. - С. 78-82.

3. Башкин В.М. Доминанта мозга как системообразующий подход к проблеме здоровья студентов вуза / Башкин В.М., Кабанов А.А. // Неделя науки СПбПУ : материалы научной конференции с международным участием (Институт физической культуры, спорта и туризма). - Санкт-Петербург, 2019. - С. 14-16.

REFERENCES

1. Pavlova, L.P. and Nozdrachev, A.D. (2005), "Physiological lability and a principle of a dominant in a problem of a functional condition", Bulletin of St, Petersburg State University, Series 3, Issue 2, pp. 68-88.

2. Bashkin, V.M. and Kabanov, A.A. (2016), "Pedagogical diagnostics as a method of management of training process of athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 78-82.

3. Bashkin V.M. (2019), "Dominant of a brain as system the approach to a problem of health of students of high school", International scientific forum "Week of science - 2019 ", St. Petersburg, pp. 14-16.

Контактная информация: fri-spb@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 10.10.2020

УДК 796.011.3

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

Игорь Михайлович Бодров, старший преподаватель, Павел Александрович Кондратьев, старший преподаватель, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва; Денис Александрович Кокорев, преподаватель, Российская таможенная служба, Москва

Аннотация

В исследовании определен уровень физической подготовленности студентов в рамках соревнований по общей физической подготовке. Соревнования включали в себя: подъем туловища из положения лежа на спине, наклон вперед, сгибания и разгибания рук в упоре лежа, прыжки на ска-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.