Научная статья на тему 'ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ш.МУХАММЕДОВА (1865–1923)'

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ш.МУХАММЕДОВА (1865–1923) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ш. Мухаммедов / публицистическая деятельность / жанровая особенность / сатирический журнал / содержание очерков / газеты и журналы / псевдонимы автора / периодические журналы / журнал «Карчыга» / Sh. Mukhammedov / journalistic activity / genre feature / satirical magazine / content of essays and articles / newspapers and magazines in the Tatar language / author's pseudonyms / periodicals and newspapers in the Tatar language / satirical magazine "Karchyga" ("Hawk")

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хайрутдинова Венера Инсуровна

Научная новизна обусловлена тем, что в данной статье приведен анализ публицистических статей Ш. Мухаммедова, ранее не опубликованных в печати. Актуальность темы исследования объясняется тем, что произведения на исторические темы с новым взглядом на события, происходящие в прошлом, всегда вызывают интерес у читателей и литературных критиков, изучение публицистических статей, а особенно сатирических, показывает, какие процессы происходили в отечественной и национальной литературе. Целью исследования является анализ публицистики Ш. Мухаммедова в аспекте проблематики, жанровой особенности, сатирической направленности. В статье перечислены журналы и газеты, в которых опубликованы статьи Ш. Мухаммедва, анализируются их тематика и проблематика. В 1906–1907 гг. в Оренбурге выходил журнал «Карчыга» («Ястреб»), издателем и редактором которого являлся Шакир Мухаммедов. В статье приводится анализ публикаций журнала, дана характеристика их жанрового своеобразия, тематической направленности. Также рассматривается вопрос о псевдонимах, используемых автором, приводится их перечень, который был выявлен в процессе работы с письмами автора в архивах Академии Наук Республики Татарстан и в Оренбурге. Сделан вывод о том, что публицистическая деятельность Ш. Мухаммедова – это широкий спектр изданий, на страницах которых были напечатаны его статьи и очерки, а также широкий круг поднятых им проблем. Героями его статей являются разные представители татарского общества: скупые богачи, имамы-консерваторы, образованные учителя, необразованные шакирды медресе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOURNALISTIC ACTIVITY OF SH. MUHAMMEDOV (1865–1923)

Scientific novelty is due to the fact that this article provides an analysis of journalistic articles by Sh. Muhammedov, which have not previously been published. The relevance of the research topic is explained by the fact that works on historical topics with a new look at events occurring in the past always arouse interest among readers and literary critics; the study of journalistic articles, and especially satirical ones, shows what processes took place in domestic and national literature. The purpose of the study is to analyze the journalism of Sh. Muhammedov in terms of issues, genre features, and satirical orientation. The article lists the magazines and newspapers in which Sh. Muhammedov’s articles were published, and analyzes their topics and problems. From 1906 to 1907, the magazine “Karchyga” (“Hawk”) was published in Orenburg, the publisher and editor of which was Shakir Muhammedov. This article provides an analysis of the journal's publications, characterizing their genre uniqueness and thematic focus. The article also discusses the issue of pseudonyms used by the author and provides a list of them, which was identified in the process of working with the author’s letters in the archives of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan and in Orenburg. It is concluded that the journalistic activities of Sh. Muhammedov include a wide range of publications, where his articles and essays were published, as well as a wide range of problems he raised. The characters of his articles are various representatives of Tatar society: stingy rich people, conservative imams, educated teachers, uneducated madrasah shakirds.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ш.МУХАММЕДОВА (1865–1923)»

DOI 10.24412/2223-0564-2024-1-63-69 В.И. Хайрутдинова УДК 8.82.9.82.92.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ш. МУХАММЕДОВА (1865-1923)

Аннотация

Научная новизна обусловлена тем, что в данной статье приведен анализ публицистических статей Ш. Мухаммедова, ранее не опубликованных в печати. Актуальность темы исследования объясняется тем, что произведения на исторические темы с новым взглядом на события, происходящие в прошлом, всегда вызывают интерес у читателей и литературных критиков, изучение публицистических статей, а особенно сатирических, показывает, какие процессы происходили в отечественной и национальной литературе. Целью исследования является анализ публицистики Ш. Мухаммедова в аспекте проблематики, жанровой особенности, сатирической направленности. В статье перечислены журналы и газеты, в которых опубликованы статьи Ш. Мухаммедова, анализируются их тематика и проблематика. В 1906-1907 гг. в Оренбурге выходил журнал «Карчыга» («Ястреб»), издателем и редактором которого являлся Шакир Мухаммедов. В статье приводится анализ публикаций журнала, дана характеристика их жанрового своеобразия, тематической направленности. Также рассматривается вопрос о псевдонимах, используемых автором, приводится их перечень, который был выявлен в процессе работы с письмами автора в архивах Академии Наук Республики Татарстан и в Оренбурге. Сделан вывод о том, что публицистическая деятельность Ш. Мухаммедова - это широкий спектр изданий, на страницах которых были напечатаны его статьи и очерки, а также широкий круг поднятых им проблем. Героями его статей являются разные представители татарского общества: скупые богачи, имамы-консерваторы, образованные учителя, необразованные ша-кирды медресе.

Ключевые слова: Ш. Мухаммедов, публицистическая деятельность, жанровая особенность, сатирический журнал, содержание очерков, газеты и журналы, псевдонимы автора, периодические журналы, журнал «Карчыга»

Venera I. Khayrutdinova

JOURNALISTIC ACTIVITY OF SH. MUHAMMEDOV (1865-1923)

Abstract

Scientific novelty is due to the fact that this article provides an analysis of journalistic articles by Sh. Muhammedov, which have not previously been published. The relevance of the research topic is explained by the fact that works on historical topics with a new look at events occurring in the past always arouse interest among readers and literary critics; the study of journalistic articles, and especially satirical ones, shows what processes took place in domestic and national literature. The purpose of the study is to analyze the journalism of Sh. Muhammedov in terms of issues, genre features, and satirical orientation. The article lists the magazines and newspapers in which Sh. Muhammedov's articles were published, and analyzes their topics and problems. From 1906 to 1907, the magazine "Karchyga" ("Hawk") was published in Orenburg, the publisher and editor of which was Shakir Muhammedov. This article provides an analysis of the journal's publications, characterizing their genre uniqueness and thematic focus. The article also discusses the issue of pseudonyms used by the author and provides a list of them, which was identified in the process of working with the author's letters in the archives of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan and in Orenburg. It is concluded that the journalistic

Хайрутдинова Венера Инсуровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Набережночелнинского педагогического университета (Набережные Челны), e-mail: venni@mail.ru

Venera I. Khairutdinova, Cand. Sci. (Philology), Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Primary and Preschool Education of Naberezhnye Chelny Pedagogical University (Naberezhnye Chelny), e-mail: venni@mail.ru

activities of Sh. Muhammedov include a wide range of publications, where his articles and essays were published, as well as a wide range of problems he raised. The characters of his articles are various representatives of Tatar society: stingy rich people, conservative imams, educated teachers, uneducated madrasah shakirds.

Key words: Sh. Mukhammedov, journalistic activity, genre feature, satirical magazine, content of essays and articles, newspapers and magazines in the Tatar language, author's pseudonyms, periodicals and newspapers in the Tatar language, satirical magazine «Karchyga» («Hawk»)

Введение. Публицист, издатель, общественный деятель, писатель Шакир Мухаммедов сыграл весомую роль в развитии татарской литературы начала ХХ века. В истории татарской литературы его творчество является яркой страницей и не перестает притягивать к себе внимание критиков и литературоведов. Революционные годы были временем значительного развития журналистики в самом Оренбурге и в некоторых близлежащих городах. Такие знаменитые татарские и башкирские писатели, как Г. Тукай, М. Гафури, М. Акмулла, Ш. Бабич, жили там и занимались творческой деятельностью. Одним из таких был татарский писатель и публицист Ш. Мухаммедов. В своих публицистических статьях и художественных произведениях он инициативно призывал татарский народ к развитию, получению образования.

Основная часть. В результате наших исследований по изучению его творческого пути, были обнаружены некоторые письма и публикации, которые ни в каких литературоведческих источниках не упоминались. Некоторые письма Ш. Мухаммедова хранятся в архиве Института языка литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ш. Мухаммедов адресовал их своим родственникам и друзьям, где содержится значимая информация о жизни, публицистической и творческой деятельности писателя. Среди них обнаружены письма, адресованные им редакторам газет «Шэркый Рус» («Восточная Русь»), «Казан мехбире» («Казанские ведомости»). Изучив их содержание, мы убедились в том, что Ш. Мухаммедов был подписан на все современные периодические издания того времени, регулярно отправлял свои публикации в различные печатные органы, на их страницах стремился высказать свою позицию в связи с событиями, происходящими в жизни общества, смело высказывал собственную точку зрения.

«Яркой страницей» У. Гимадиев называет публицистическую деятельность Ш. Мухаммедова в своем очерке, вошедшем в сборник о выдающихся татарских публицистах. В заключении автор подчеркивает многообразие публицистических жанров, отличающих творчество автора. Например,

он выделяет его фельетоны, памфлеты, сатирические статьи, пародии, миниатюры и другие [4].

В результате работы в архивах города Казани и Оренбурга нами установлено около двадцати статей Ш. Мухамедова, которые были опубликованы с 1906 по 1915 год в газетах «Казан мехбире», «Вакыт» («Время»), «Тан йолдызы» («Утренняя звезда»). На страницах вышеуказанных передовых печатных изданий Ш. Мухаммедов стремился донести свои мысли до сознания народа, дать характеристику происходящим событиям, объяснить свою личную позицию.

Активная публицистическая деятельность Ш. Мухаммедова началась еще до революции 1905 года. Но в связи с тем, что периодических изданий на татарском языке не было, он публиковал свои статьи в тюркоязычных изданиях. Например, в газете «Шэркый Рус», выходившей на азербайджанском языке в г. Тифлис, редактором которой был литературный деятель Мамедкулизада [4]. В письме Ш. Мухаммедова есть этому подтверждение: «...Отправлял в редакцию газеты «Шэркый Рус» статью с подписью «Татар углы» («Сын татарина»), напечатали в 96-ом номере. Еще одну статью отправил, надеюсь, опубликуют» [6].

В номерах газеты «Шэркый Рус» 1903-1904 гг. было обнаружено более десяти публикаций Ш. Мухаммедова, многие из которых подписаны псевдонимом «Татар углы», остальные его настоящим именем. О принадлежности этого псевдонима Ш. Мухаммедову так же выяснили, изучив письма автора, адресованные редакции газеты.

Следует отметить, что все публикации Ш. Мухаммедова выходили в рамках рубрики <^з мехбиребездэн» («От нашего корреспондента»), а это, на наш взгляд, подчеркивает регулярность его публикаций и их значимость.

Содержательная и весьма объемная статья «Ж^алэт вэ нэтищэсе» («Невежество и его последствия») была опубликована в 17-ом номере газеты под псевдонимом «Татар углы». В ней автор затрагивает актуальные проблемы татарского общества, положения в нем женщин и детей. Ш. Мухаммедов пытается обратить внимание

на проблему публичных домов, в которых девушки вынуждены зарабатывать себе на жизнь. В основе критики публициста можно выделить отдельные вопросы: женское равноправие, уровень образованности и положение в обществе, проблема хиджаба, особенности повседневного быта татарки [14].

В 37-ом номере газеты под заголовком «Кыйммэтле бер эсэр» («Одно драгоценное произведение») вышел очередной очерк, в котором Ш. Мухаммедов таким произведением называет вышедшее в Оренбурге произведение «МэшhYP хатыннар» («Знаменитые женщины»), автором которого является Ризаитдин Фахритдинов. Вот как описывает это событие Ш. Мухаммедов: «На днях в Оренбурге, в типографии Ф. Каримова было издано произведение многоуважаемого писателя и журналиста Р. Фахритдинова под названием «МэшhYP хатыннар». В книге, состоящей из 448 страниц, рассказывается об известных мусульманках: о врачах, писательницах, учительницах. Мусульмане всей России могут поздравить Р. Фахритдинова с выходом такой значимой книги»[10 ].

Следующая статья вышла под заголовком «Кырымга сэяхэт» («Путешествие в Крым»), подписанная настоящим именем автора. В ней Ш. Мухаммедов выступает с ярковыраженными просветительскими идеями, призывая читателей к овладению необходимыми знаниями в разных отраслях науки. Он пишет о необходимости путешествовать, тем самым имея возможность получать новые знания. «Путешествуя, человек просвещается, узнает много нового, развивается. У человека, обладающего знаниями, образованного и культурного, но никуда не выезжающего из своего города, остается еще много неизученного и неизвестного... Путешественники все лично видят, узнают, интересуются, а затем, все то, что видят и слышат, записывают. Приведя это все в соответствующий порядок, печатают в форме заметок путешественника (саяхатнаме). Среди европейских и русских писателей очень много подобных произведений. В последнее время и среди наших писателей стали появляться произведения, написанные в виде заметок о путешествиях. Так на днях увидело свет произведение «Кырымга сэяхэт», автором которого является уважаемый Фатих Каримов. Редактор газеты «Тэр^еман» («Переводчик») И. Гаспринский пригласил Ф. Каримова по случаю празднования двадцатилетнего юбилея газеты «Тэр^еман», выходящей в

Бахчисарае. В данной книге автор описывает свое путешествие из Оренбурга в Крым. Ф. Каримов пишет о таких городах как Бахчисарай, Севастополь, Ялта. О незабываемых встречах в Крыме с интересными людьми, о крымских татарах» [11].

Проанализировав статьи Ш. Мухаммедова, вышедшие в газете «Шэркый Рус» в 1903-1904 гг., можно сделать следующие выводы. В своих публикациях автор, стараясь дать идейную оценку действительности, обращал внимание читателей на наиболее актуальные вопросы современности: воспитание будущего поколения, защита интересов простого народа и необходимость его просвещения, важность внедрения в обучение новых, современных методик. В некоторых своих публикациях информировал читателей о вновь вышедших в Оренбурге литературных произведениях, давая при этом им свою положительную оценку. Героями его статей являются разные представители татарского общества: скупые богачи, имамы-консерваторы, образованные учителя, необразованные шакирды.

Таким образом, на основе обзора и анализа публикаций Ш. Мухаммедова в газете «Шэркый Рус» можно сделать вывод, что желая сохранить нацию, он во главу угла ставил именно национальное начало, видя в нем первоначальную основу спасения татарской самобытности. Не отталкивая полностью религию, он верил, что только этнический фактор сумеет спасти татарскую нацию от полного исчезновения. Ш. Мухаммедов выступал убежденным противником и критиком кадимистской школы, методов обучения в ней. Отношение его к кадимистам было очень жестким, иногда жестоким. Критикуя в многочисленных своих публикациях позиции кадимистов в отношении введения в медресе светских наук, Ш. Мухаммедов в числе остальных целей преследовал одну, очень важную: в публикациях он не только высказывал свою позицию по тому или иному вопросу, но и искал себе сторонников в борьбе за воплощение своих идей.

Публикации Ш. Мухаммедова позже появляются и в казанской газете «Казан мехбире». Первая из них опубликована в 18-ом номере под заголовком «Татар хатыннарыныц бишек тирбэт^е» («Колыбельная татарских женщин»). Данная статья начинается словами: «Спи, мое дитя, спи!», усыпляя сына, мать убеждает его в том, что все спят, все вокруг спит... Статью эту можно охарактеризовать как остро политическую печатную публикацию, в которой автор затрагивает волнующие его социально-политические проблемы, влияющие

на судьбу нации. Ш. Мухаммедов задает много риторических вопросов, на которые сам же пытается дать ответ. В частности, автор ставит актуальный риторический вопрос о будущем нации: «Кем ты будешь, дитя мое?», а далее выдвигаются версии: одним из бездельников, бандитов-разбойников, одним из высланных в Сибирь... В этих ответах скрыты пессимистические прогнозы по поводу будущего нации и татарского народа, ее худшее положение по сравнению с другими нациями. Ш. Мухаммедов приводит отрицательные сравнения и метафоры, таким образом, прямо высказывая свое несогласие, выражая протест против такой ситуации.

Публикация звучит как колыбельная всей нации, слова которой, по сути направленные на усыпление и на успокоение, звучат, проникая прямо в сердце и душу, не усыпляя, а, наоборот, пробуждая. Пытаясь объяснить причины такого положения, Ш. Мухаммедов возвращается в прошлое, вспоминает жизнь дедов и прадедов, преодолевших горы, моря и пустыни.

«Расцвет еще очень далеко, .на востоке (в мусульманских государствах) все в сладком и безмятежном сне: и люди, и горы, и леса - все спят.». Так, автор указывает на бездействие, спокойствие, пассивность мусульман, по причине которых светлого будущего им не видать [12].

Таким образом, данную публикацию Ш. Мухаммедова можно отнести к числу статей с ярко выраженной просветительской идеей. В колыбельной песне матери проникновенно звучат слова писателя-патриота, неравнодушного к судьбе своего народа, глубоко переживающего за будущее нации.

В письме редактору газеты «Казан мехбире» Ш. Мухаммедов изъявляет желание сотрудничать с изданием: «Уважаемый господин редактор! С этим письмом высылаю три рубля денег, на эту сумму прошу Вас присылать мне газету «Казан мехбире» с первого января 1906 года до начала июля, то есть полгода.

Также с этим письмом высылаю еще два рубля. На эти два рубля прошу вас на четвертой странице газеты «Казан мехбире» напечатать нижеследующее объявление. Было бы хорошо, если выходило бы один раз в три-четыре дня.

«Если хотите посмеяться, спрашивайте». Вышел рассказ, под названием «Японская война», написанный на казанском языке о приключениях торговца по имени Батыргали, добровольно ушедшего на войну, спрятавшись от жены и раненого

на войне татарского солдата. Книга иллюстрирована, и понравится солдатам, вернувшимся с войны. Одна - 20 копеек, десять штук - 1 рубль 50 копеек. Будет отправлено по почте. Распространителям дешевле. Адрес: г. Оренбург, дом Кукушкиной» [7].

Ш. Мухаммедов некоторые из своих публикаций подписывал своим настоящим именем, а другие подписывал такими псевдонимами как «Озын колак» («Длинноухий») и «Карчыга» («Ястреб»). Следует заметить, что к вышеупомянутым псевдонимам У. Гимадиев добавляет несколько новых, ранее не упоминаемых: «Озын колак» («Длинное ухо»), «Попугай», «Тэртэ башы» («Голова оглобли»), «Саескан» («Сорока»), «Торна» («Журавль»), «Тынлаучы» («Слушающий») [4]. По тематике, жанру и содержанию статьи очень разнообразны: одни носят сатирический характер, другие социально-политический и критико-аналитический. Относятся к таким жанрам, как очерк, фельетон и памфлет.

В своих публикациях Ш. Мухаммедов высказывается по наболевшим проблемам в жизни общества, не оставляет без внимания актуальные проблемы образования и культуры, литературы и искусства. Доводит до своих читателей свои откровенные мысли, о том, что жизнь меняется, наступает абсолютно новый этап - этап преобразований в социальной и образовательной сферах.

В Оренбурге в 1906 г. вышло местное периодическое издание - газета под названием «Вакыт» она усилила публицистическую деятельность Ш. Мухаммедова. Заметно увеличилась частота выхода и количество публикаций издателя. В первом же номере газеты «Вакыт», в очерке «Аз булса да алга барабыз» («Понемногу идем вперед») Ш. Мухаммедов излагает свои мысли о положительных моментах происходящих преобразований, реформ в современном обществе. В статье «Термэлэр тулды» («Тюрьмы заполнены»), вышедшей в 14-ом номере газеты «Вакыт» он критикует власти, приводит убедительные факты о несправедливом заключении невинных людей в тюрьмы [13].

Ш. Мухаммедов придавал большое значение публицистике и поднимаемым на страницах газет проблемам, в частности, в одном из писем своему другу Зарифу в Харбин он пишет следующее: «... На днях высылал тебе бандеролью по почте газеты, выходящие в Казани: «Казан мехбире» «Азат» («Свободный»), и Петербурге: «Нур» («Луч»), и газету, выпускаемую Фатихом эфенди «Вакыт», а

также русскоязычный журнал «Капелька». Надеюсь, получите. Заплатил за три месяца на подписку газеты «Вакыт». Надеюсь, начала приходить. Сейчас газет стало много как камней. В Казани выходят газеты «Казан мехбире», «Азат» («Свободный»), «Тан йолдыз» («Утренняя звезда»), в Петербурге «Нур» («Луч»), «Элфэт» («Единство»), в Уральске «Фикер» («Мысль»), «Элгасрел^эдид» («Новый век»), в Оренбурге «Вакыт» [8].

Как видно, внимание Ш. Мухаммедова к событиям современой жизни было постоянным, объективно эти материалы служили распространению прогресивных идей среди татарских читателей. Публицист разоблачал эксплуататорские классы, заставлял читателей задуматься над жизненно важными вопросами.

В своих публицистических статьях Ш. Мухаммедов отстаивет интересы простого народа, его беспокоили страдания невинных людей. Автор видел выход из бесправного положения трудящихся всех народностей в их братской дружбе, в интернационализме, в объединении против царского строя, против существующей власти. Утверждение идеалов о свободной личности и нации для татарской литературы начала ХХ в. было одной из актуальных тем. Писатели-реалисты, как и писатели-романтики, уделяли много внимания утверждению демократических идеалов в татарском обществе с целью возрождения татарской нации. В связи с этим идейная направленность публицистики Ш. Мухаммедова была созвучна мыслям и духовным устремлениям татарской интеллигенции того времени.

Как видим, от публикации к публикации Ш. Мухаммедов становится настойчивее в своих позициях и понимает, что готов к изданию собственного журнала. Под необычным для периодики названием «Карчыга» в Оренбурге в сентябре 1906 г. вышел первый номер сатирического журнала под редакцией Ш. Мухаммедова. Следующий номер вышел в ноябре 1906 г., затем журнал публиковался ежемесячно. К сожалению, всего девять номеров смогли выйти в печать: в 1906 г. три номера и шесть номеров в 1907 году. Издание журнала «Карчыга» было запрещено существующими официальными органами в июле 1907 г., поэтому Ш. Мухаммедов был вынужден полностью прекратить деятельность по его выпуску. Но следует отметить, что за такой сравнительно короткий срок, журнал «Карчыга» успел заявить о себе и на своих страницах осветить большое количество актуальных проблем.

В городе Оренбург в начале XX века существовали три татарские типографии (1905-1917 гг.), издавались журналы и газеты на татарском языке: «Вакыт», «Урал», «Шура» («Совет»), «Кармак» («Крючок»), «Дин вэ мэгыйшэт» («Религия и жизнь»), «Икътисад» («Экономика»), «Чикерткэ» («Саранча») и другие публицистические издания. Журнал «Карчыга» («Ястреб») на их фоне отличался своей острой сатирической направленностью. Публицистика и сатира журнала были направлены на образовательно-просветительскую и общественно-политическую тематику, тем самым и вызвали недовольство органов власти.

Первые его статьи представляют достаточно серьезное содержание. На титульной странице первого номера журнала обозначено: «сатирический журнал с картинками», но в открывающей издание статье «Максат» («Цель»), как видим из заголовка, редакцией четко поставлена основная цель данного журнала «Карчыга». Редактор обозначает, что ««Карчыга» ставит своей целью защиту интересов рабочего народа, приказчиков и конторщиков, живущих своим трудом, и их непримиримую борьбу против капитализма. Каждое несправедливое действие против деревенских жителей будет подробно сатирически описано.» [9].

Во многих публицистических статьях, опубликованных в журнале, отражены актуальные вопросы просвещения, культуры, образования подрастающего поколения. В статье «Театр hэм музыка» («Театр и музыка») Ш. Мухаммедов пишет: «...в театр могут прийти и русские, знающие татарский язык. Наконец-то, по новым законам Государственной Думы в театр с мужчинами на равных правах могут прийти и женщины-мусульманки»[15].

На последних страницах каждого номера журнала публиковались по содержанию необъемные короткие рубрики: «Игъланнар» («Объявления»), «Сонгы хэбэрлэр» («Последние новости»), «Газитэ идарэсенэ» («В правление газеты») и другие.

Журнал «Карчыга» первым же номером показал себя как сатирическо-политический печатный орган, на страницах последующих своих номеров смело отразил многие актуальные острые проблемы того времени, объяснил широкому кругу простых читателей горькую правду сложившегося положения дел в государстве и призывал народ к объединению и активным действиям. Как было отмечено выше, в журнале освещались социальные и политические вопросы.

Сделав некоторые выводы, хотелось бы отметить, что журнал «Карчыга», смело выступая против существующей власти, защищая простой народ, не смог угодить местным властям, и они нашли способ закрыть его, в связи с чем свет успело увидеть всего девять номеров данного издания.

Журнал «Карчыга» по праву можно считать одним из первых образцов сатирических журналов в татарской публицистике. От других современных изданий его отличало более широкое освещение политической жизни татар, острота сатиры, целостность мышления, народность. Доказательством последнего являются многочисленные обращения к отдельным социальным группам с просьбой присылать новости и информацию о происходящих в отношении их неспроведливых действиях. Несмотря на то, что журнал был сатирическим, в нем поднимались очень серьезные и важные для того времени темы и проблемы. Авторы статей высказывали свое мнение по поводу деятельности Государственной Думы, выступали за бесплатную раздачу крестьянам помещичьих земель, защищали интересы рабочих и крестьян, отстаивали свои взгляды по вопросам равноправия мужчин и женщин. Ш. Мухаммедов является автором вступительных статей, многих политических очерков, фельетонов, рассказов, поэтических произведений, марсельез, которые публиковались на страницах журнала «Карчыга». Не все статьи подписаны настоящим именем Ш. Мухаммедова, но в ходе исследования, мы выяснили, что многие подписаны псевдонимами, принадлежащими ему, в них прослеживается его стилистическая характеристика и его редактирование. Автор сам публиковался под различными псевдонимами, редактировал письма или заметки, присланные из разных городов, был очень внимательным к многочисленным письмам читателей. Ш. Мухаммедов с особой остротой высмеивал тех, кто в притворной форме, участвуя в общественных делах, заботясь об интересах народа, при этом думал лишь о выгоде для себя.

В журнале неоднократно поднимались вопросы просвещения, образования и воспитания молодого поколения. Острой критике подвергался учебно-воспитательный процесс в медресе, плачевное состояние школ. Путем выхода из данной ситуации автор предлагал проведение образовательной реформы в стране.

Как отмечает У. Гимадиев, «Полицейские гонения, цензурные припятствия, нападки реакционеров, черносотенных газет являлись

лишним доказательством того, что журнал «Карчыга» вел непримиримую борьбу против существующих порядков, против эксплуатации и несправедливости, за гражданские права и свободу трудящихся» [4].

Разнообразие жанровых форм, неповторимые карикатуры, различная верстка журнальных материалов делают это издание еще более влиятельным. На страницах журнала с острым политическим фельетоном в одном ряду стояла политическая басня или сатирическая марсельеза, аллегорическая сатирическая сказка, интересные объявления, загадки на актуальные темы и произведения других жанров. Журнал «Карчыга» открыто декларировал свою позицию по отношению к актуальным проблемам общества и вошел в историю татарской журналистики как печатный орган революционно-демократической сатиры. Он внес неоспоримый вклад в развитие передового общественно-политического мышления среди татар.

Заключение. Сатирический журнал «Карчыга» просуществовал недолго, но его публицистика составляет одну из замечательных и важнейших страниц в истории татарской общественной мысли. Журнал оказал огромное влияние на своего читателя, а также предопределил направление журналам, появившимся после.

Таким образом,публицистическаядеятельность Ш. Мухаммедова - это широкий спектр изданий, на страницах которых были напечаны его статьи и очерки, а также широкий круг поднятых им проблем. Он открыто высказывал свю позицию, тем самым заставлял читателей задуматься над жизненно важными вопросами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика начала XX века. Изд. 2-е, доп. Казань: Татар. кн. изд-во, 1983. 352 с.

2. Гайнуллин М. Шакир Мехэммэдиев. Казан: Татгосиздат, 1958. 407 б.

3. Гимадиев У.И. Сатира, ее жанры и художественные средства (Борьба сатирических журналов за народность и реализм в татарской литературе начала ХХ века). Уфа, 1980. 92 с.

4. Гыймадиев У. Якты сэхифэ. Эйдэ халыкка хезмэткэ: (кYренекле татар публицистлары). Казан: Татар кит. нэшр., 1985. 131 б. (Гимадиев У. Яркая страница. Пойдем служить народу: видные татарсие публицисты. Казань: Тат. кн. изд., 1985. 131с.).

5. Сафонов Д.А. Периодика Оренбургского края. Вып. I. Первые сто лет. Оренбург, Изд-во «Оренбургская губерния», 2000. 504 с.

6. Пистмо Хтуису: Центр писоменнош и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова

иен рт. ф. яе, оп. 2, е. 2ргн. 60,

7. HCo.iC6o.2i2 <<KeroH мвбриее» .«»Гаеенское ведомости»): Центр шгсьменнош и музыкального ноуледия ИЯЛИ им.ГИбдогрмоеоАН ]иТ. с0. п« , оп. с, ек. х^рк. 42.

8. Письмо Зарифу в Хтрбин (№ 261^): Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им.Г.да0 агиров а АН РТ Ф.2], оп. — ед.хрнн. 27.

9 . . б. j-Мо . - .1906 -.бЦ^О \\ 6^6«

МухаммедовШ. «Цель» // «Ястреб». 1906. № 1. С. У.

10. .^jJLOVI .W о JJJJ В 1 • f 6jjji — .OJJJ ¿5j>"> \\ jjl

Мухамедов Ш. «Одно офагоцешюе дроитиедбнисе» ДО ««Вододондр В<Ось» 19°». Nb 257 №51 март.

.Г.'Ь"''1" 1V . 6 VV ojjxjj 4.Í. — .(»« <¿«4 \\

Мухоммедод Ш. оПуоешр«рвде ib Крым» «/ «Носдочнеш Русь»>. »«ТИ.Рб ЮТ.24 сентабяя.

12. . J, И.Л

ó' \\ ¿jjjjj» I iHijjÍjjBl.i. jVJj .^.«»jj«» I ,(_J ' «»-7

MyxaMMedoj Ш. «Колыбяльшя татарстив тоенщиноу /»«Жщднсби« бхдоуости». (0ДД. Иш В». ((« дяктбря.

13. .. № «7» — .1V Jl j»O — — ХО» \\ '

.> \ а"! «X AJt]í й^4_7]»)а> аа ' i«7e .

Мухаммедов Ш. «Пенимнноу идем впесад» /' «В^мя». 19(^(5. № O». Ш2.VeBpveN.

]4. .У-O .р- - » .<_(!V V. В V ujj/sjj . « f 4-Ти .(в»« j«» \\ ^««ОрИ jХр« .Дь»1 «»Я

(СыИ «CTBpCHN «НеТДЖИРТИОИ NTO ИОСб.ДСТ«ИЯ »

//»»Восточдао Русь». 190№»7 . 13февраля.

15. .ч-га\а00Oj]3»j7i i .вьв »906. i вчо.

Теанр ит мезыгга // «<Яс(феб». № 1.

REFERENCES

1. Gaenullin М. Tatarskaya literatura ipublicistika nachalaXXveka iTataa Hlurature aadtousnalinm of the e2ria XX centuss]. Kszao, »913. ep» p. (in Russssnl.

2. Gujkullis, M. Shakii Mukhammidoo. Ka!an: Titg.íslzdat, 1U18. 407 p . (in Tataj).

3. Ghimathiev, U. Satira, ee zhanry' i xudozhestvenny'e sredstva(Borba satiricheskix zhur-nalov na narodnosf i realizm v tatarskoj literature nachala XX veka) [Satire, its genres and artistic means (The s°tiogle oi^atirica1 magazines for nationality and realism m Tatar literature of the early XX century)]. Ufa, 19n0. 92 p.(in RusTi0n) .

4. Ghimathiev, U. Yakty sshifs. djds halykka hezmstks: (isyreneMe ?<99as publicistlary) [A bright nage. 9Lst's serve the people: (famous Tatar publicists)]. Kazan, 1985. 131 p. (in Tatar).

5. oTfonov, D. LariodTka Orenburgskogo kraya. P<amejeo .9l i?^? [].eriodicals of the Orenburg region. The first hundred years]. Vol. 1. Orenburg, 2004. 504 p. (in Russian).

6. Pis'mo Harisu [Letter to Haris]. The Center of Written and Musical Heritage of G. Ibragimov IYALI of the Academy of Sciences of the Republic of Tatar-strn. Fond 21 , opis2, delo 60. (in Russian).

7. ft's '210 «6ia^an meh6ire» («Kazanskie vedomo-sti»6 [Letter "Kazan Vedomosti"]. The Center of Written andMusical Heritage of G. Ibragimov IYALI of the Academyof Scien ces of the Republic of Tatarstan. FondPi,opis 2, d6^o ,2. (.in Russian).

8.pis'mo Zarif6v Horbio [Letter to Zarif in Harbin]. The Center of Written and Musical Heritage of G. Ibragimov IYALIoCtSe Academy of Sciences of Che e;Sbpail)li(oafTa^t^i^^ai^.t^(^nd 21, opis 2, delo 27. (in Rustiarn).

9. MFhammedov, iih. «Cel'» [«Goal»]. In: The Hawk. 2)o. i. 1906. 1 p. (m Old Turkic).

10. Muhcfnedov, C^lc.cOdno dragocennoeproizve-Jf^/e)! [i<(0>iict preoioes cecrk». In: «Vostochnaya Rus'» .«E'smern k(P((i|[. SNo. 37. (in Old Turkic).

Id. Mfhamm edov, S1i. «Puteshestvie v Krym» [«Journey to fte . In: «Vostochnaya Rus'»

[«Easstem ^iii5Piiis>«. ldet. )No. 174. (in Old Turkic).

12. Maampmedon, .h. <rKolybel'naya tatarskih zhenshchin» [«Lullaby of Tatar women»]. In: «Kazanskie vedomosti» [«Kazan Vedomosti»]. 1906. No. 18. (in Old Turkic).

13. Muhammedov, Sh. «Ponemnogu idem vpered» [«Little by little we are moving forward»]. In: «Vre-mya» [«Time»]. 1906. No. 1. (in Old Turkic).

14. Syn tatariva «Nevazhestvo i ego posledstviya» [The son o«a Tttar <Tgnorance and its consequences»]. In: s<Vo3to2hnayn Rus'a .«Eastern Russia»]. 1904. No. 9"7. .m Olp Turkic).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Teaft" i .4007^(2 [Tneater and music]. In: «Yasfrez» [«The H°wk»]. 1906. No. 1. (in Old TuAic).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.