окажет благотворное влияние на последующее развитие локального FM-пространства Челябинска, а выиграет от этого, в конечном итоге, его слушательская аудитория.
Примечания
1 Качалова Л. В небольшом диапазоне // Деловой квартал. 2005. № 5. С. 15.
2 Я не магнат, а просто занимаюсь медиабизнесом... // Chel.ru.
3 Ex Media Group. Медиа-Обзор. Радио. Челябинск, 2004. Окт.-дек. (Данный обзор представляет собой платный информационный бюллетень, предназначенный для того, чтобы обеспечить рекламодателей и СМИ необходимой информацией об их аудиториях).
4 Ex Media Centre Ltd. Медиа-Месяц. Челябинск, 2005. Апр.
5 Ex Media Centre Ltd. Медиа-Месяц. Челябинск, 2005. Авг.
6 Ex Media Group. Медиа-Обзор. Радио. Челябинск, 2004. Окт.-дек.
7 Ex Media Centre Ltd. Медиа-Месяц. Челябинск, 2005. Авг.
8 Ex Media Group. Медиа-Обзор. Радио. Челябинск, 2004. Окт.-дек.
9 Ex Media Centre Ltd. Медиа-Месяц. Челябинск, 2005. Авг.
10 www.intervolna.ru.
11 www.absolutnoe100fm.ru.
12 Тест-Медиа: Исследование аудитории радиостанций г. Челябинска. Челябинск, 2005. Апр.-май.
13 Интервью взято авторами статьи в Челябинске 28 сент. 2005 г.
14 www.lradio.ru.
15 Качалова Л. В небольшом диапазоне. С. 16-17.
16 www.studio1.ru.
17 www.intervolna.ru.
18 www.studio1.ru.
19 Качалова Л. В небольшом диапазоне. С. 19.
Г. К. Валеев
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ
Возникновение национальной прессы на Южном Урале1 связано с осознанием того, что будущее России в силу его географического положения неразрывно связано с Востоком и что изучение Востока и его языков является одной из насущных задач, возникших перед Россией. Для периодических изданий необходима полиграфическая база. Создание первой типографии с арабским шрифтом связано с именем советника Петра I по турецким делам Дмитрия Кантемира, бывшего молдавского господаря, знатока около десяти восточных и западных языков. Во время персидского похода в «плавучей типографии» в Астрахани 15 июля 1722 г. на трех страницах арабскими буквами красивого рисунка на хорошем османском языке был отпечатан манифест Петра I, обращенный к тюркскому населению предполагаемого района военных действий. Коран на арабском языке за казенный счет был отпечатан по распоряжению Екатерины II уже в 1776 г., вероятно, в типографии Императорской Академии наук. В период военной русско-турецкой конфронтации царское правительство было заинтересовано в привлечении на свою сторону пограничных с Россией тюркских народов. С этим связано учреждение в Уфе в декабре 1789 г. Оренбургского магометанского духовного собрания и строительство за счет государства мечетей в Оренбурге, Троицке, Петропавловске, Верхнеуральске, а также издание Корана. Кроме Императорской Академии наук, шрифтами восточных языков располагали университеты: Харьковский (основан 17 января 1805 г.), Казанский (основан 8 февраля 1805 г.); Санкт-Петербургский (основан 8 февраля 1819 г.); Лазаревский институт восточных языков (1814-1815 гг.) в Москве и др. Казанский университет, где, по словам
востоковеда М. А. Кастрена, до 40-х гг. XIX в. было лучшее в мире ориенталистское образование, располагал татарским, персидским, арабскими шрифтами. Университетская типография сильно пострадала во время пожара 1842 г. В 1802 г. в Санкт-Петербурге был опубликован «Букварь татарского и арабского письма» И. И. Ги-ганова с привлечением арабского шрифта, а в типографии Казанского университета в 1819-1821 гг. появилась «Азбука и грамматика татарского языка с правилами арабского чтения» И. Хальфина. Под влиянием все возрастающего военного и политического интереса к Турции после заключения Кучук-Кайнарджийского мира (21 июня 1774 г.) в России выходили турецкие грамматики, словари, разговорники, тексты в латинской, французской, русской транскрипции. Впервые оригинальное (арабское) начертание турецких слов было использовано в двухтомном французско-турецком словаре Г. Разиса (СПб., 1828-1829). Образцы книжного «киргизского» (казахского) языка, писанные арабицей, были помещены в 3-м томе «Турецкой хрестоматии» И. Н. Березина (Казань, 1876).
В связи с тем, что малочисленные государственные типографии и писаря присутственных мест не справлялись с деловой перепиской, как следствие выполнения указа Екатерины II от 24 октября 1773 г. «в облегчение излишнего приказнослужителям затруднения, а паче к постепенному выполнению налагаемых по входящим документам резолюций» начали открываться частные типографии: в Перми - 1792 г., в Симбирске -1797 г., Казани - 1805 г., Уфе - 1865 г.; Челябинске - 1871 г., в Златоусте - 1872 г. К началу ХХ в. все уездные города Оренбургской и Уфимской губерний имели типографии, часто и не одну. По земской статистике можно сделать вывод о том, что несмотря на полукустарный производственный процесс в типографиях, все они были оснащены скоропечатными машинами, называемыми «американками». Ряд из них имел французский и арабский шрифты. Например, в типографии А. П. Бусыгина (основана в Стерлитамаке в 1886 г.) уже в 1895 г. было 13 пудов разных шрифтов. Эти полиграфические предприятия являлись скорее типографиями, нежели издательскими центрами. Так, в Российской империи в 1892 г. в пяти губернских городах частные типографии напечатали лишь по одному сочинению, в Калуге, Смоленске и Уфе - по пять; наибольшее количество в Архангельске и Оренбурге - семь. Первая напечатанная на арабице книга в Уфе - работа башкирского просветителя Мухаметсалима Уметбаева, посвященная 100-летию Оренбургского духовного собрания - издана в электротипографии В. П. Колмацкого и Ко в 1903 г.
Родоначальником тюркской (арабографической) периодической печати в России является газета «Терджеман» («Переводчик»), которую издавал в 1883-1914 гг. в Бахчисарае крымско-татарский просветитель Исмаил-бей Гаспринский. На Южном Урале: в Оренбурге, Троицке, Уфе - после 1905 г. тоже появляются частные типографии, ориентированные на тюркоязычного читателя. В 1906 г. в Оренбурге была организована типография «Шэрек матбагасы» («Восточная печать») «Товарищества Каримов, Хусаинов и Ко». В 1908 г. открылось его Уфимское отделение, в год открытия была издана одна книга, на следующий год - 7, затем ежегодно 20-30 арабографических книг. Только в Уфе типография с 1908 по 1917 г. выпустила 200 книг общим тиражом 577910 экземпляров. Чаще всего, 18 раз, издавались произведения М. Гафури. 21 февраля 1906 г. в типографии золотопромышленников Рамеевых в Оренбурге начала выходить газета «Вакыт» («Время», редактор Фатих Карими, заместитель Фахретдинов Ризаитдин). Для своего времени это либеральная газета. Стремится отражать жизнь мусульман Уфимской и Оренбургской губерний, их экономическое положение, просвещение, культуру. Публикуются рассказы, очерки, стихи башкирских и татарских писателей Ш. Бабича, Х. Габитова, М. Бурангула, Н. Тагирова, Ф. Валиева, Ф. Туйкина и др. Еженедельно публикуется под разными псевдонимами Р. Фахретдинов. А.-З. Валидов помещает свои исторические статьи и очерки. 13 января 1916 г. в ознаменование своей 10-летней го-
довщины газета «Вакыт» дает обширное обозрение - оценку мусульманской печати России: газет «Нур» («Луч»), «влфэт» («Дружба») - Петербург, Казан мехбире» («Казанский вестник»), «Азад» («Свобода»), «Бэйэнелхак» («Слово правды»), «Азад халык» («Свободный народ»), «Мэктэп» («Школа»), «Ак юл» («Светлый путь»), «Сейембикэ» («Сююмбикэ»), «Мегэллим» («Учитель»), «Йэшен» («Молния») - Казань, «Вакыт», «Урал» - Оренбург, «Эхбар» («Вести»), «Идел» («Волга») - Астрахань, «БорЬан тэрэкки» («Свидетельство прогресса»), «Сибирия» - Омск, журналов «Тэрбиэ этфэл» («Воспитание детей») - Москва, «:Ац» («Сознание»), «Шура» («Совет»), «ЧYкеш» («Молоток»), «Карчыга» («Ястреб»), «:Кармак» («Удочка»), «Яз» («Весна»), «Диниэ вэ мэгишэт» («Религия и жизнь») - Оренбург, «Ислах» («Реформа») - Астрахань, «Уклар» («Стрелы»), «Эл-гасрыл жадид» («Новый век») - Уральск, «Иктисад» («Экономика») -Самара, «Акмулла» - Троицк. В обозрении упоминаются также мусульманские издания, выходящие в Крыму, на Кавказе и русскоязычные газеты для мусульман «В мире мусульманства» и «Мусульманская газета». В 1910 г. по распоряжению Главного управления по делам печати был составлен отчет «Мусульманская печать в России». По этому документу газета «Вакыт» была самой распространенной в России и с тиражом 3600 экз. стояла «во главе мусульманской повременной прессы», ее «характером и тоном статей определялось направление других татарских изданий». Направление «Вакта» -оппозиционное, причем усиленнее всего газета старается проводить свои воззрения в области «школьного вопроса». «На Государственную Думу, - подчеркивает источник, -«Вакт» смотрит с безнадежным пессимизмом: ее отношение к мусульманам не дает никаких надежд на будущее». «Вакыт» выходил на 4 листах большого формата, по 5 колонок на каждом листе. Газета в первые годы выходила 2-3 раза в неделю, с 1913 г. превращается в ежедневную. Всего вышло 2309 номера. 26 января 1918 г. газета «Вакыт» и журнал «Шура» были закрыты, имущество и более полумиллиона рублей денег были конфискованы Оренбургским губернским мусульманским военнореволюционным комитетом во главе с Б. Я. Нуримановым.
30 мая 1906 г. в Уфе выходит газета «Аль галами - ислами» («Мусульманский мир») религиозного направления, официальный редактор Шайхелгаттар имам Абызгильдин. В выпуске газеты активное участие принимали известный философ, затем мударис медресе «Галия» Зияитдин Камали, член Государственной Думы Сабир имам Хасани. В газете публикуются также религиозные стихи и мунажаты. 4 января 1907 г. в Оренбурге начинает издаваться единственная национальная газета революционеров-мусульман «Урал». Официальным редактором была указана Хадиса Ямашева, а издателем - Тимерша Соловьев, но организаторами газеты были татарский большевик Х. Ямашев и башкирский революционер Г. Сайфетдинов. Они очень активно использовали газету для пропаганды коммунистических идей в татарской и башкирской среде. Идеи пролетарской власти ими были высказаны во вступительной статье первого номера «От руководства». Газета успела опубликовать достаточно много статей революционного большевистского содержания и 5 брошюр. Выходила 2-3 раза в неделю на 4 страницах среднего формата в 4 колонки. После выхода 27 апреля 1907 г. 29-го номера газета как «политически вредная» была закрыта, а издатели привлечены к суду.
С 18 октября 1913 г. в Уфе начинает выходить газета «Тормош» («Жизнь», издатель Усманов, редактор Б. Наурузов, с 1914 г. - З. Кадири), из-за недостатка читающей аудитории ее редакция переехала из Омска, где выпускала газету «Сибирия». Свое направление она определила так: «являясь изданием свободной нации, газета будет придавать особое внимание проблемам школы, медресе, имама, учителя, орфографии, торговли, сельского хозяйства, не связанным с политикой. Будет уделять значительное место частной жизни женщины». Газета публикует литературные произведения и рецензии на театральные постановки. В качестве авторов часто
встречаются имена М. Гафури, Ш. Бабича, С. Кудаша, А. Тангатарова и др. А.-З. Ва-лидов и Ш. А. Манатов выступают с научно-публицистическими статьями, с 1915 г. часто печатается татарский писатель и политический деятель Г. Ибрагимов. Несмотря на провозглашенное невмешательство в политические события, газета резко отрицательно встретила пролетарскую революцию, и 29 апреля 1918 г. была закрыта «за распространение контрреволюционных идей». Вышло около 800 номеров. Первый журнал в Уфимской и Оренбургской губерниях, иллюстрированный еженедельный юмористический журнал «Чикерткэ» («Кузнечик») начал выходить в Оренбурге в апреле 1906 г. Материалы публиковались на татарском и русском языках. Вышло всего несколько номеров, которые сейчас трудно обнаружить даже в центральных архивах. Юмористические традиции «Кузнечика» продолжил «ЧYкеш» («Молоток»), начавший выходить в Оренбурге 20 июня 1906 г. Поставил целью «гвоздить буржуазию, ее друга бюрократию, защищать интересы башкирских и казахских казаков». Вначале выходил на 40 страницах, потом лишь на 16-ти. Прекратил свое существование перед первой мировой войной. В сентябре 1906 г. в Оренбурге начал выходить журнал «Карчыга» («Ястреб»). Был много содержательнее и красочнее своих предшественников. Главной целью журнал ставит задачу «клевать подобно ястребу бессердечных угнетателей народа баев, собирателей тысячных стад, буржуазию, капиталистов с голодными глазами, критиковать и высмеивать теневые стороны жизни». Журнал считался лучшим дореволюционным юмористическим изданием. Издатель и редактор-литератор этого журнала - Ш. Мухамадиев. В декабре 1906 г. в Оренбурге начал выходить журнал «Диниэ вэ мэгишэт» («Религия и жизнь»). Журнал выступил оплотом ортодоксального кадимизма и позиционировался как противник идей обновленчества (джадидизма). Вместе с тем в нем появлялись добротные статьи по исламской философии, истории, этике и этикету. Издатель М. Хусаинов, редактор вначале З. Хайруллин, потом Ф. Даутов.
В течение одиннадцати лет, до запрещения в начале 1918 г., регулярно выходило одно из самых авторитетных изданий того времени - ежемесячный журнал «Шура» («Совет»). Историко-педагогический, научно-популярный журнал с начала 1908 г. выпускался 1 раз в 2 недели в Оренбурге. С первого номера национальное издание широкого профиля освещает актуальные проблемы современной истории, экономики, просвещения, культуры, литературы, религии мусульман Урало-Поволжья. В каждом номере приводились материалы о разных странах, народах, развитии науки в мире, философии. Систематически публиковались статьи по истории, этнографии, устном народном творчестве, музыке, письменных памятниках башкир, татар, казахов, узбеков, туркмен и других народов. С журналом сотрудничали М. Гафури, Г. Тукай, Г. Ибрагимов, Ш. Камал, Ш. Бабич, М. Файзи, М. Бурангул, Ф. Сулейманов (А. Инан), Г. Рафики, З. Башири и др. Близко к журналу стояли и некоторые пропагандисты идеалистической религиозной философии - Муса Бигиев и др. Первым издателем (1908-1910 гг.) был поэт Дардменд. Р. Фахретдинов сам публикует много статей по разным отраслям знаний. Энциклопедическая широта и научная глубина журнала снискали ему славу самого авторитетного журнала среди татар, башкир и других мусульманских народов. «Шура» распространялся среди мусульман Сибири,
Казахстана, Туркменистана и Кавказа и сыграл большую роль в подъеме национального самосознания, в изучении литературы и культуры всех тюркских народов. Был закрыт одновременно с газетой «Вакыт».
«МЭfлYмЭт мэхкэмэи шэргиэ эл-Ырынбургиэ». («Известия Оренбургского духовного управления») начали выходить в Уфе в феврале 1908 г. Это издание поставило себе задачу, как «Петербургские ведомости» и епархиальные православные журналы, освещать проблемы российского ислама, Оренбургского духовного управления, рассказывать о мечетях, мусульманских приходах-махалле, медресе,
публиковать инструкции и религиозные документы. Публиковались духовные стихи и мунажаты. В этом журнале поэт Г. Исянбердин издавал свои стихи. Когда в 1910— 1911 гг. журнал начал публиковать материалы по экономике, это не понравилось правлению ОМДС и муфтию Мухамедьяру Султанову, и журнал был закрыт. При муфтии М. Баязитове в 1916 г. журнал возрождается, но после Февральской революции его окончательно закрывают. 34-страничный журнал хорошего полиграфического исполнения выходил два раза в месяц.
«Акмулла» - иллюстрированный юмористический журнал, начавший выходить два раза в месяц с июля 1911 г. в Троицке. В первом номере сообщалось, что спустя пятнадцать лет со дня гибели поэта Акмуллы, который был далек от «образца подражания» в науке, но был образцом в поэзии, в поисках истины, своевременно мог открыть перед каждым зерно первозданного смысла, «Акмулла» на поэтическом поприще хочет оказаться достойным и необходимым. В журнале постоянно публикуются башкирские поэты Ш. Бабич, Я. Юмаев, А. Галимов, они же под псевдонимами в каждом номере помещают сатирические стихи, фельетоны, юмористические статьи. Журнал выходил на 14 страницах маленького формата до 1916 г.
В 1911-1915 гг. в Троицке издается первый казахский журнал «Ай^ап» (название -условный призыв приобщиться к культуре) просветительского характера, звавший казахский народ к культуре, оседлости, земледелию, обучению детей. Журнал был связан с газетой «Казахстан» также просветительского направления, выходящей в 1911-
1913 гг. в Урде и Уральске. Основал и издавал журнал казахский поэт-демократ, впоследствии большевик Мухамеджан Сералин, учившийся в 1880 г. в одном из троицких медресе. В своих статьях М. Сералин поддерживал просветительские идеи И. Алтынсарина, регулярно печатал в «Ай^апе», свои расказы, стихи, переводы из «Шахнаме» (Фирдоуси) под названием «Рустам и Зораб». Вокруг журнала «Ай^ап» группировались прогрессивные творческие силы: С. Торайгыров, с осени 1913 г. работавший секретарем журнала «Ай^ап», С. Донентаев, С. Сейфуллин, Б. Майлин и др. Журнал сыграл большую роль в становлении казахской прозы, драматургии, литературной критики, а также казахского литературного языка, уделял особое место переводам русских классиков. Как орган казахской демократической интеллигенции «Ай^ап» противостоял националистическому направлению казахской культуры, которое группировалось вокруг газеты «К азах» и возглавлялось поэтом М. Дулатовым. Журнал закрыт во время империалистической войны по цензурным соображениям.
Журнал «Мегэллим» («Учитель») выходил в Оренбурге с октября 1913 г. Издание, адресованное школьному учителю, раз в две недели выступало по методикопедагогическим вопросам мусульманских школ, джадидистской (обновленческой) реформе образования, новой орфографии, публикует статьи по проблемам языка. Приводятся образцы башкирского народного творчества, народные песни. Издателем, по словам журнала, являются оренбургские учителя, редактор Хасан Гали. Среди авторов были Х. Габитов, Ф. Сулейманов (А. Инан), объем - 28 листов.
Журнал «Кармак» («Удочка», издатель и редактор М. Маржани) выходит в Оренбурге 15 января 1914 г. Из дореволюционных юмористических и сатирических журналов самый последний и самый продолжительный по изданию. «Удочка», подражая русским толстым журналам, выходит на толстой бумаге с хорошими рисунками в трех цветах. Публикует очень острые для своего времени фельетоны, статьи, стихи. Здесь Ш. Бабич опубликовал большую часть своей серии эпиграмм «Китабеннас» («Книга людей») и балладу «Клоп». Другим активным автором был поэт Я. Юмаев. После революции 1905 г. и до 20-х гг. ХХ в. центром духовной жизни мусульман Южного Урала был Оренбург. Здесь еще непродолжительное время издавались юмористические журналы: «Яз» («Весна», март 1907 г.) и «Ислах
кетепханасы» («Библиотека реформатора», июль 1913 г., вышло 2 номера по 180 листов). В Уфе издавался переводной «Журнал сельской жизни» (начало издания -
1914 г.). Последний представлял собой татарский перевод «Уфимского сельскохозяйственного листка».
17 марта 1917 г. в Троицке после Февральской революции появляется первая в Урало-Поволжском регионе национальная газета «Хер миллэт» («Свободная нация»). Выходящая два раза в неделю газета желает видеть «турецко-татарскую нацию» в национальном и религиозном отношении равной другим нациям. Газета ясно представляет себе роль рабочего класса Петербурга как главной силы Февральской революции и говорит, что и татарская и башкирская нация представляет собой массу беднейшего населения страны и поэтому недостаточно образована, чтобы разобраться в происходящих событиях. Газета выходит до осени 1917 г., большинство ее номеров не встречается в книгохранилищах страны. Но в любом случае выпуск газеты с ясным пониманием цели революции и задач тюркского населения связано с именем Ш. Бабича и передовой татарской, башкирской учащейся молодежи Троицка. Здесь Ш. Бабич опубликовал свои стихи «Да здравствует рабочие!», «Подарок свободы», «Обломок статуи».
Вслед за троицкой газетой «Свободная нация» в Уфе и Оренбурге появляются ряд демократических газет. Уже 30 марта в Уфе начинает издаваться газета «Ирек» («Свобода») с лозунгами: «Народу - землю и волю! Да здравствует федеративное народное государство! Долой войну!» Как бы утверждая эти лозунги, появляются знаменитые стихи М. Гафури «Красное знамя», «Хлеб», «Пусть кончится война», «Это время» и др. Роль газеты «Ирек» в воспитании революционного духа мусульманского населения Урала неоценима. Постепенно газета занимает левоэсеровские позиции. Газета освещает все мусульманские съезды России и башкирские курултаи. Редколлегию составляли Г. Ибрагимов, Ф. Сайфи Казанлы, Г. Фахретдинов, Г. Баимбетов, М. Гафури, С. Кудаш и др. Газета выходит в неделю 2-3 раза, до 11 сентября вышло 35 номеров. «Ырынбург мехбире» («Оренбургский вестник») издается с июля 1917 г. один раз в неделю. Публикует в основном официальные материалы. Ориентируется на политику Временного правительства, публикует материалы по национально-культурной проблеме. 17 июля 1917 г. до осени того же года в Оренбурге выпускается газета «Эшче» («Рабочий»). Свою задачу газета видит в том, чтобы, приравняв сельского рабочего к пролетариату, продолжить борьбу до полного удовлетворения прав всего угнетенного народа. В основном публикует длинные статьи и обращения. 21 сентября 1917 г. после объединения газет «Ирек», «Ауыл халкы» («Сельский житель», выходила июнь - сентябрь 1917 г.), «Салдат телэге» («Желание солдата») в Уфе начинает выходить газета «Безнец юл» («Наш путь»). Ставит целью, объединив усилия сельского и городского мусульманского населения, солдат с идеологией социал-революционеров, бороться за свободу, землю и свои права. Редактор Г. Ибрагимов выступает с многочисленными публицистическими материалами и обзорами. В газете появляется стихотворение «Башкортостан» и статьи Ш. Худайбердина. Активно в работе газеты участвуют М. Гафури, С. Кудаш, Ш. Бабич. Прекращается 28 марта 1918 г. на 58-м номере. С 4 августа до декабря 1917 г. в Уфе выходит 7 номеров газеты «Алга» («Вперед», редактор А. С. Хабиби, с газетой сотрудничал башкирский революционер Б. Нуриманов) органа ЦИК Татарской СДРП. Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В ноябре публикует декларацию нового правительства России «О правах народов». С одобрением относится к идее создания башкирским правительством воинских формирований. Наряду с революционными публикациями появляются и эклектичные путаные статьи. «Алга» распространяется среди башкирского и татарского населения Уфимской, Оренбургской губерний. Ее посылают на фронт и в районы с многочисленным татарским населением,
такие, как Харьков, Донбасс и др. Фатих Карими, редактор газеты «Вакыт», не соглашаясь с направлением редактируемой им самим газеты, с 1 ноября 1918 г. в Оренбурге начинает выпускать свою газету «Яцы вакыт» («Новое время»). Вначале старается сохранять нейтральное отношение со всеми политическими партиями и объединениями, показать себя независимым свободолюбивым прогрессивным изданием. События, происшедшие в стране после Февральской революции, оценивает критически. Смело проводит мысль о захвате власти народом, поэтому Октябрьскую революцию встречает с одобрением. Постепенно отношение к пролетарской революции охладевает, редактор чувствует, что она не оправдывает чаяний трудовых масс. В первый месяц газета выходит ежедневно, затем выходит все реже. С 12 марта до 10 мая 1918 г. в Оренбурге издается газета «Туплан» («Сплачивайся!», редактор С. Рахмати, лозунг: «Да здравствует молодежные союзы!») - орган одноименного объединения революционной татарской и башкирской молодежи. Известно 10 номеров газеты.
14 июня 1917 г. в Оренбурге (по другим источникам - в Челябинске) выходит башкирская национальная газета «Башкорт». Первоначальное (до 15 июля 1917 г.) полное название «Башкорт иттифаки бюроЬыныц мехбире» («Известия Башкирского областного бюро», редакторы С. Мирас, Ф. Сулейманов (А. Инан), Г. Фахретдинов, Т. Гисмати. Газета выходила под лозунгом борьбы башкирского народа за национальную автономию. После выхода 19-го номера и ареста по инициативе Оренбургского губернского Военно-Революционного Комитета и Оренбургского мусульманского ВРК 16 февраля 1918 г. членов Башкирского правительства, газета была закрыта, а типография конфискована. 20-й номер газеты вышел уже под редакцией Ф. Сулейманова и Т. Гисмати 14 июня 1918 г. в Челябинске. После взятия Оренбурга белыми войсками в июле 1918 г. Башкирское правительство А.-З. Валидова переехало туда, а редакция газеты «Башкорт» осталась в Челябинске. В Оренбурге организуется новая газета «Башкорт тауышы» («Голос башкира») под редакцией Х. Габитова в качестве органа Оренбургского военного комитета Башкирского правительства. Публикуются материалы по военному строительству, положению на фронтах гражданской войны. 1-й номер газеты 17 июля 1918 г. открывается объявлением Центрального совета башкирского правительства за подписью Н. Тагирова. С 20 августа 1918 г. официальным органом Башкирского правительства становится «Башкортстан хе^мэтенец теле» («Вестник правительства Башкирии») под редакцией Х. Габитова и Г. Фахретдинова, который имеет и русский вариант, в нем публикуются решения по башкирскому войску и фарманы (приказы) Башкирского правительства. Последний известный номер газеты «Башкорт» (38-й) вышел 29 сентября 1918 г. с большой статьей религиозного деятеля и просветителя Зии Камали. Только после этого, видимо, окончательно слились газеты «Башкорт» и «Башкортостан хе^мэтенец теле». В 1918 г. вместо «Вестника правительства Башкирии» один месяц выходит газета «FилЭYЭсе».
15 июня 1917 г. в Уфе выходит первая из национальных военных газет «Уфа мосолман гэскэри шурасы хэбэрлэре» («Известия Уфимского мусульманского военного совета»). Еженедельная небольшого формата двухстраничная революционная газета адресована башкирским и татарским солдатам. В июне-июле 1917 г. вышло всего
4 номера. Дело «Известий...» продолжила газета «Салдат телэге» («Желание солдата», редактор Ф.Ахмадуллин - Фатхи солдат), начавшая выходить в Уфе в конце июня 1918 г. Еженедельная газета, вышло всего 14 номеров, находилась под влиянием газеты «Ирек» («Свобода») и выходила при ее финансовой поддержке. В газете публикуются рассказы, очерки, стихи Ш. Худайбердина, С. Кудаша, Ш. Бабича, Т. Янаби. 21 сентября 1917 г. уфимские газеты «Желание солдата», «Свобода», «Сельский житель», объединившись, начинают выходить под названием «Безнец юл» («Наш путь») с
лозунгами «Социализация земли! Федерация! Отдельные мусульманские полки!». До 28 марта 1918 г. вышло 33 номера.
В период гражданской войны Южный Урал превращается в район ожесточенных боев. Газеты в этих условиях оказываются эффективным средством пропаганды и используются обеими противоборствующими сторонами. Газеты национальных ВРК перерастают во фронтовые газеты политотделов дивизий, армий, они плохо сохранились, поэтому об их судьбе мало известно. Газетой, стоявшей на большевистской платформе, была «Мехбир» («Известия»), орган Оренбургского губернского мусульманского ВРК, выходившая под редакцией Б. Нуриманова и А. Хабиби, издававшими до этого в августе 1917 г. газету «Алга» («Вперед») в Уфе. Организована на базе газеты «Вакыт», типография которой была конфискована. «Целью газеты «Мехбир» является просвещение рабочих и деревенской бедноты, а также ознакомление их с современным положением». Газета призывала крестьян быстрее организовать Советы, вступать в ряды Красной Армии. В переводе на татарский язык помещались речи Ленина, декреты Советской власти, решения I съезда Советов Оренбургской губернии; ЦИК Татарской СДРП, переехавшей в Оренбург во главе с Б. Нуримановым и Г. Шамигуловым. Газета выходила с 6 февраля по 18 мая 1918 г. Всего вышел 31 номер. 16 февраля 1918 г. Оренбургским губернским ВРК были арестованы члены Башкирского правительства валидовского состава, в тот же день в зале Караван-Сарая на собрании трудовых масс башкирского народа избирается Временный революционный совет Башкортостана (ВСРП) для создания советской автономной Башкирской республики. ВСРП начал издавать в типографии конфискованного журнала «Религия и жизнь» газету «Башкортостан» (редактор Б. Шафиев и А. Давлетшин). Лозунги: «Да здравствует Башкортостан!»,
«Да здравствует объединенное Русское государство, построенное на основе народовластия!» Газета на башкирском и русском языках публиковала большое количество воззваний, пропагандистских статей, в которых излагались цели и задачи создания Башкирской АСР. С 1 по 21 марта вышло пять номеров газеты. Она прекратила свое существование в связи с постановлением Оренбургского губисполкома о роспуске ВСРП. Газета «Башкорт» Башкирского центрального совета валидовского правительства и орган ВСРП «Башкортостан» сейчас оба признаны родоначальниками центральной газеты современной Республики Башкортостан, которая с 1990 г. снова называется «Башкортостан».
5 марта 1919 г. в центре Малой Башкирии, с. Темясово (ныне Баймакский район Республики Башкортостан), в типографии Башкирского правительства выходит газета «Башкортостан хэрби инкилап комитетыныц мехбире» («Известия Башкирского военно-революционного комитета»). Лозунг: «Да здравствует единство угнетенных народов!». Она явилась продолжением газеты «Башкортостан». Известен только один номер газеты. В статье «Пусть нас не опасаются!» говорится: «Башкир каждому известен своей светлой открытой душой. Мы, Слава Аллаху, не воевали, чтобы возвести на престол монархию, Дутова, старика Миколая <...> Наши геройские предки, известные в русской истории как бунтовщики, на самом деле были для своего времени «революционерами», «большевиками». В связи с новым административным
устройством Башкортостана столицей становится г. Стерлитамак, и газета после продолжительного перерыва с 12 сентября 1919 г. продолжается в Стерлитамаке с новым названием «Башкортостан хэбэрлэре» («Известия Башкортостана») как орган ВРК Башкирской Советской Республики и Политотдела Военного комиссариата. Лозунги: «Да здравствует Башкирское Советское государство!», «Да здравствует его геройское Красное войско!», «Светлая жизнь и счастье беднякам!», «Несчастья и меч врагам!» Газета три года издается в Стерлитамаке под названием «Кызыл курай» («Красный курай»), редакторы: Х. Юмагулов (1919 г.), З. Музафари (1919 г.), З. Юсупов
(Шарки, 1919-1921 гг.), Даут Юлтый (1921-1924 гг.). С организацией Большого Башкортостана со столицей в Уфе редакция переезжает в Уфу. Активные сотрудники газеты: М. Гафури, Г. Фахретдинов, Г. Гумер, Т. Янаби, Х. Габитов, Г. Вильданов, С. Мирас, М. Халиков, Х. Кушаев, С. Кудаш, Ш. Худайбердин, Н. Тагиров, А. Тунгатаров и др. Газета как центральный орган Государственного Собрания -Курултая и Кабинета Министров Республики Башкортостан под названием «Башкортостан» выходит до сегодняшнего дня.
В Уфе с 24 января по 3 июля 1918 г. выходили известия Уфимского губревкома Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Мусульманского военного совета под названием «Керэш» («Борьба») с лозунгом «Да здравствует татаробашкирская республика!» Вышло 68 номеров. Казахская периодическая печать тоже начиналась на Южном Урале. Как орган Киргизского краевого комитета ВРК в Оренбурге выходила газета «¥ш^ын» («Искра»), № 1 - 17 декабря 1919 г.; № 37 - 27 октября 1920 г., с 13 ноября 1920 г. «Енбек туы» («Трудовое знамя»), орган Областного бюро РКП(б) и Киргизского ЦИК (Оренбург), с 1932 г. «Социалды Казакстан» («Социалистический Казахстан»). В Челябинске 16 мая 1918 г. Мусульманская секция Челябинского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов выпустила газету «Урал тауышы» («Голос Урала»), известен 1 номер. Затем при Челябинском губернском бюро коммунистов тюркских народов при губкоме РКП(б) и Татаро-башкирском политотделе при губернском отделе по делам национальностей начинает выходить газета «Кызыл Урал» («Красный Урал»), № 1 - 27 августа 1920; № 72 - 15 января 1922 г. В качестве приложения к «Красному Уралу» 3 сентебря 1920 г. вышел 1 номер газеты «Яшьлэр» («Молодежь»). Троицкая организация РКП(б), Военный совет Троицкого укрепрайона и Троицкого ревкома выпускали газету «Степная мысль». При ней в качестве органа Мусульманской секции РКП(б) с 15 января по 12 июня 1920 г. выходила газета «Ирек» («Свобода»). Лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Известно 37 номеров.
Газеты на тюрки (татарском, башкирском и казахском), чувашском, марийском, удмуртском языках выходили при политотделах 1, 2, 3, 4, 5-й и Туркестанской армий, ряда дивизий, действовавших на Южном Урале. Первая армия для солдат-мусульман с июня 1919 г. по 9 сентября 1920 г. выпускала газету «Кызыл йолдыз» («Красная звезда», редакторы Э. Эльмухамедов, И. Рамеев, Н. Еникеев, Г. Хусаинов), указанные места издания: Сызрань, Бузулук, Уфа, Оренбург. Известно 129 номеров. В Уфе и Оренбурге газета выпускалась совместно с отделами мусульман Башвоенкомата, Оренбургской губернской мусульманской секцией РКП(б), совместно с последней 8 августа 1919 г. был выпущен один номер газеты «Алга» («Вперед»). Известно, что в Челябинском сражении принимали участие 2, 3, 5-й армии красных войск. Мусульманская секция 2-й армии в октябре-декабре 1918 г. выпускала газету с популярным названием «Алга» и «Кызыл Урал» («Красный Урал»), а татарская секция выпускала газету «Кызыл маяк» («Красный маяк»). Известен один номер за 1 мая. Татаро-башкирский подотдел 3-й армии выпускал газету «Кызыл Яу» («Красная Армия»). Других данных о газете нет. Одноименная газета 3 раза в неделю выпускалась и Реввоенсоветом 5-й армии советских войск Восточного фронта. Известны номера с 5-го (декабрь 1918 г.) по 101-й (7 ноября 1919 г.), издавалась в Бугульме, Уфе, предположительно с 81-го номера в Челябинске. Редактор Г. Баижбатов (видимо, Г. Баимбетов), в 1919 г. - Ф. А. Ахметов. С июня 1919 г. в Уфе газета «Красная Армия» выпускала еще дополнительную газету «0ндЭY» («Призыв», известно 10 номеров) и «Кызыл Идел» («Красная Волга»), известен один номер. Пятая армия была самой интернациональной, это отражает и ее печать. Чувашский подотдел политотдела выпускал газету «Чухансен сасси» («Голос бедноты»), выходил с 26 сентября 1918 г. в Казани, с 25 номера в Бугуруслане, последний номер (110-й) 8 августа вышел в Симбирске. Марийская секция подотдела
выпускала на марийско-луговом газету «Темер ташазе» («Трудящийся пролетарий»). В походной типографии 5-й армии под руководством и редакцией Я. Гашека для воинов-интернационалистов в 1919 г. выходили газеты «A Szabadsadert = Fur Freiheit» («За свободу») на венгерском, немецком и русском языках, «Hirek = Nachrichten» («Известия» Иностранной секции) на венгерском и немецком языках, «Voros Europa = Rotes Europa» («Красная Европа») на венгерском, немецком и русском языках. Каждой газеты вышло всего от одного до четырех номеров, но они помогли пополнить интернациональную бригаду 720 военнопленными и привлечь еще 500 пленных к работе на челябинских предприятиях.
Для белогвардейских частей и армии Колчака также выпускались газеты на национальных языках: «Безнец фекер» («Наше мнение») - Самара, «Ватан»
(«Отчизна»), «Агизел» («Белая река») - Уфа, «:ХэkиkЭт» («Правда») - Омск, «Том hYзе» («Голос Томи») - Томск, «Берек» («Единство») - Белебей и др. Типичная городская газета этого периода «Эфе хэбэрлэре» («Уфимские новости»), первый номер которой вышел 26 июня 1918 г. после захвата власти в городе белочехами. Издательство -«Объединение мусульманских союзов», редактор Ямалетдинов. Лозунг: «Да
здравствует союз народов!» Контрреволюционная газета выступает против Советов, большевиков, особенно ругает татаро-башкирских коммунистов. Основные рубрики: «Внешние новости» и «Внутренние новости». Со второго номера дается много рекламы. Любопытно, что в этом номере профессионально анализируется и рекомендуется книга некоего Хабиба Зайни «Футбол». Вышло всего 3 номера. «Агизел» - газета администрации Колчака, редактор В. Наурузов, 1-й номер вышел 19 мая 1919 г. В нем дается обширное обращение к башкирскому народу Верховного правителя и Главнокомандующего адмирала Колчака. Как продолжение «Уфимских новостей» 16 августа начала выходить газета «Яцы хЭят» («Новая жизнь»), стоящая также на радикальных буржуазных позициях. В ноябре 1918 г. в Уфе выходит газета «Ил теле» («Голос страны»). Она о себе пишет: «Тюркско-татарская общественно-политическая газета членов комитетов Учредительного собрания по распространению культуры и просвещения». Лозунг: «Вся власть Учредительному собранию!», «Нация всегда едина!». Все эти газеты выходили непродолжительное время, с отступлением белочехов и колчаковцев они прекратили свое существование. Вместе с колчаковцами ушла значительная часть башкирских войск, не перешедшая вместе с правительством А.-З. Валидова на сторону Советской власти. Для них лидер башкир М.-Г. Кур-бангалиев 19 октября 1919 г. начал издавать в Омске газету, войсковой орган башкирских полков «Kаhарман баш^рт» («Герой башкир») с лозунгом: «Вернемся к старой системе управления».
Зауральская Башкирия, вошедшая по решению Башкирского центрального совета
15 ноября 1917 г. в состав Аргаяшского кантона Малой Башкирии, до 17 января 1934 г. функционировала в качестве административно-территориальной единицы Башкирской автономной республики. Аргаяшский кантон, находившийся как анклав внутри огромной Уральской области, с разделением последней Постановлением Президиума ВЦИК от 17 января 1934 г. на три области, отошел к вновь организуемой Челябинской области на правах Аргаяшского башкирского национального округа. Аргаяшский округ решением того же ВЦИК от 1 октября 1934 г. был полностью передан в состав Челябинской области. Национальные издания на территории современной Челябинской области в советское время возникли в связи с административной реформой СССР. В ходе выполнения решений XVI съезда ВКП(б) широко распространяется термин «коренизация». В 1930 г. в Башкортостане кантоны были разукрупнены и ликвидированы. На месте Аргаяшского кантона было организовано два района -Аргаяшский и Кунашакский. Коренизация предусматривала открытие школ, педтехникумов на родном языке, перевод делопроизводства в нацменских районах на
местный язык, организацию газет на родных языках, переход на латинизированный тюркский алфавит - яналиф. Печать на документах имела двойной текст: на коренном и русском языках. 30 июня 1930 г. Башкирский обком ВКП(б) впервые утвердил сеть районных газет на 1930-1931 гг. В число восьми районов был включен и Аргаяшский. Штатное расписание газеты вместе с типографскими работниками включало 9 единиц. В Аргаяше газета под названием «Колхозсы» («Колхозник») начала выходить 14 августа 1930 г. Ее редактором был утвержден Лутфи Баязитов. «Колхозсы» издавалась на башкирском языке арабским шрифтом тиражом 5000 экземпляров для двух районов: Аргаяшского и Кунашакского. Газета просуществовала до 22 декабря 1930 г. Вышло всего 30 номеров. 16 октября 1930 г. Кунашакский райком ВКП(б) принял решение об оставлении на постоянную работу в районе Аргаяшской передвижной типографии, мотивировав его низким процентом коллективизации на селе, наличием 90% башкирского населения и чрезмерной удаленности района от столицы. 15 апреля 1931 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О сельской районной и низовой печати», во исполнение которой Башкирский обком ВКП(б) постановил учредить в двух районах -Зилаирском и Аргаяшском - свои газеты. Первый номер аргаяшской газеты «Ецербез» («Победим») вышел 6 августа 1931 г. Редактором был назначен опытный журналист Гали Ризванов, переведенный из Бураевского р-на БАССР. «Ецербез», начиная с № 6 от
6 сентября 1931 г., заменила заголовок на латинский, а с № 28 от 8 января 1932 г. стала полностью печататься на башкирском латинизированном алфавите - яналифе. Первые десять номеров были напечатаны в Кунашаке, затем латинский шрифт был привезен в Кыштымскую типографию, и газета стала печататься там. В становлении газет Аргаяшского и Кунашакского районов помощь оказали зав. сектором печати Башкирского обкома ВКП(б) писатель-журналист Б. Ишемгулов, зав. отделами центральных башкирских газет «Башкортостан» и «Коммуна» Г. Ишбулатов, историк Р. Кузыев. С газетами сотрудничали писатели К. Киньябулатова, М. Хай, К. Даян. С 1 января 1938 г. (№ 1) до 22 января 1953 г. (№ 7) выходит под названием «Большевик», в 1953-1960 гг. - «Путь к коммунизму». С 1960 г. - «Восход». Газета в 1936-1952 гг. издается на двух языках - русском и башкирском, с 1952 г. - на русском языке. С 2002 г. газета выпускает ежемесячное приложение «Аргужа» на башкирском языке. Редактор Г. М. Аккужина. После передачи передвижной типографии газеты «Колхозсы» Кунашакскому району, газета выходит через пять дней тиражом 1500 экз. Редактируется М. А. Алмаевым, К. А. Закировым, Усмановым, Ш. Шакировым, Г. Гильметдиновым. В 1934 г. газета перешла на два языка - башкирский и русский, с 1947 г. - по апрель 1954 г. выходит на русском и татарском языках под названием «Колхозчы». С 1955 г. издательство стало выходить на русском языке как «Колхозник», с 1958 г. - «Знамя труда». С 2002 г. печатаются ежемесячные приложения -двухполосные вкладыши на башкирском («Аманат») и на татарском («Чишма») языках. 13 февраля 1945 г. за счет разукрупнения Аргаяшского и Кунашакского района были образованы соответственно Кулуевский и Буринский районы. В 1946 г. были учреждены свои районные газеты: «Колхоз юлы» («Колхозный путь») и «ЕцеY байрагы» («Знамя Победы»). Первые номера вышли 13 мая. Первым редактором газеты «Знамя Победы» был К. М. Сафин. Газеты выходили на двух языках - башкирском и русском -два раза в неделю. Газеты «Колхозный путь» в 1952 г. и «Знамя Победы» в 1954 г. перешли только на русский язык. Затем они перестали выходить в связи с тем, что 24 мая 1956 г. Кулуевский и Буринский районы были упразднены, а территории возвращены Аргаяшскому и Кунашакскому районам. Выполняя установку на «коренизацию» общественной жизни, Челябинский ГК ВКП(б) и горсовет с 1931 г. (извещениие № 3 за 25 декабря) начинают выпускать газету на татарском языке «ТезY ударниге» («Ударник стройки»), с марта 1934 г. - орган Челябинского обкома ВКП(б) и облисполкома. С 8 апреля 1935 г. (№ 33) - «Коммунист». До закрытия газеты в 1938 г.
вышло 482 номера. В 1933-34 гг. «Ударник стройки» издавался и на казахском языке -«Курылыс екпіндісі». В Уральской области, в состав которого входил Челябинский округ, с 28 мая 1933 г. до 23 января 1934 г. в качестве национального органа обкома ВКП(б) и облисполкома выпускается газета «Урал большевиге» («Большевик Урала») на башкирском языке. С разделением Уральской области - до 24 апреля 1934 г. орган Свердловского обкома, предположительно до 1938 г. - Челябинского обкома и облисполкома. Возможно, башкирские областные газеты «Коммунист» и «Урал большевиге» были объединены, достоверных сведений на этот счёт нет. Райком и райисполком Ялан-Катайского района Уральской, с 17 января 1934 г. Челябинской области с 1931 г. по 26 ноября 1938 г. (№ 142/143) издают газету «Колхозчылар тавышы» («Голос колхозников»). С 1938 г. - «Коммунист», с разделением 17 декабря 1940 г. Ялан-Катайского района на Сафакулевский и Альменевский - газета двух районов. С организацией в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 февраля 1943 г. Курганской области, Сафакулевский и Альменевский районы передаются новой области. До 1951 г. издается на татарском и русском языках, затем только на русском языке. 29 июня 1941 г. для Альменевского района организуется самостоятельная газета, которая до 29 июня 1951 г. выходит под названием «Уцыш ечен» («За урожай»), до 28 ноября 1957 г. - «Колхозный путь», с 1957 г. - «Звезда». Газеты в 1940-1950 гг. выходят на татарском и русском языках. Последние номера газет вышли 31 и 30 мая 1956 г. На строительстве Магнитогорского металлургического комбината работали десятки тысяч рабочих и специалистов разных национальностей. Для них были открыты начальные, семилетние и фабрично-заводские школы и начали выпускать газеты. 6 июля 1931 г. вышел первый номер газеты «Магнит эшчесе» («Рабочий Магнитки», редактор К. А. Закиров, затем А. Гисматуллин), выходившей на татарском, башкирском языках один раз в неделю по пятницам. Магнитогорский окружной ВКП(б) своим решением от 5 апреля 1935 г. утвердил газету в качестве окружной с тиражом 4 тысячи экземпляров и периодичностью 15 номеров в месяц (редактор Асанов). Тот же округ, установив, что число подписчиков не более 1600 человек, на заседании 21 июля 1935 г. посчитал нецелесообразным дальнейшее издание газеты «Магнит эшчесе». Последний номер газеты вышел 15 августа 1935 г., всего издано 490 номеров. Магнитогорский окружной комитет ВКП(б), окрисполком, окрпрофсовет и Управление комбината им. Сталина 8 января с 1934 г. по 30 декабря 1936 г. издают газету «Магнитогор жумысшысы» («Магнитогорский рабочий») на казахском языке.
В течение сорока лет, с 50-х гг. ХХ в., в Челябинской области газеты и книги на национальных языках не издавались, фонды массовых библиотек на языках народов СССР были уничтожены. В Челябинском областном архиве и в книгохранилище Публичной библиотеки сохранились лишь разрозненные номера российских и южноуральских татарских и башкирских газет с 1913 по 1954 г. на арабской, латинской и русской графических основах (всего 19 названий). В 90-е гг. ХХ в. с возрождением и развитием национальной жизни зарождаются центры национальных культур и национально-культурных автономий. В 2004 г. Главное управление Министерства юстиции РФ по Челябинской области зарегистрировало 37 общественных организаций, объединенных 13 мая 1997 г. в Ассамблею народов Челябинской области (президент профессор Л. М. Алмаева, Р. Х. Гибадуллин, профессор В. И. Лавришин). Еще более 10 объединений действуют, не образуя юридического лица. Правительство Челябинской области от 18 декабря 2003 г. утвердило Постановление «Основные направления реализации национальной государственной политики в Челябинской области на 20042010 гг.», которое предусматривает содействие изданию газет на языках народов Челябинской области. Одно из первых национально-культурных образований, возникших в СССР, - Центр башкирской и татарской культуры (1988 г.). Центр начал
издавать газеты «Тыуган як» («Родной край») на башкирском языке и «Дуслык» («Дружба») на татарком языке, тиражом 1000 экземпляров каждая. Газеты печатались в типографиях Уфы, Салаватского района Республики Башкортостан, в Аргаяшской типографии, с получением башкирских шрифтов - сначала в Челябинске, в типографии «Транспорт», затем постоянно в Межрайонной типографии. Редакция «Челябинского рабочего» курировала выпуск национальных газет, первые номера которых считались спецвыпусками органа Челябинского обкома КПСС. В январе-июне 1990 г. в «Челябинском рабочем» печатались анонсы и отзывы на каждый номер газет «Дуслык» и «Тыуган як». Первым редактором по совместительству был редактор аргаяшской газеты «Восход» Ш. З. Айбулатов, затем У. К. Сафиуллин, Ф. Ф. Янышев, И. Сабиров, Л. Р. Закирьянова. С организацией информационного центра «Дуслык» газеты также были объединены и стали выходить на татарском, башкирском и русском языках на восьми полосах. После выпуска в 2005 г. только одного майского сдвоенного номера 12 (114-115) под единым названием «Дуслык», газеты прекращают своё существование из-за отсутствия финансирования. Газета «:Тыуган як» была общей газетой двух центров - Центра татарской и башкирской культуры и башкирского народного Центра, учреждена 5 января 1991 г. (председатель У. К. Сафиуллин, А. Ш. Каримов).
Башкирский народный центр 13 марта 2000 г. учредил свою газету «Уралым» («Мой Урал»), которая стала одновременно газетой Курултая (Собрания) башкир Челябинской области; учреждена 27 марта 1993 г. (председатель П. Юсупов, З. Бикбулатов,
Т. Хаиров, М. Камалов). Редактор У. К. Сафиуллин. Газета выходит нерегулярно, один раз в две недели (№ 81 - март 2005 г.). Магнитогорский башкирский народный центр в 1990 г. начал издавать свою газету «Яик», редактор Д. Еникеев, известно 2 номера. Челябинская областная общественная организация - Азербайджанский культурный центр «Озан» (озан - носитель народных обычаев и культуры) с 2003 г. нерегулярно один раз в два месяца (№ 20 - апрель 2005 г.) выпускает многоцветную одноименную газету. Председатель центра и главный редактор Р. Р. Кулиев, редактор В. Л. Писанов. Газета выходит на русском языке, на азербайджанском языке даются небольшие перепечатки из прессы Республики Азербайджан и стихи поэта, секретаря газеты Аслана Гёрархылы. Центр «Озан» издал книгу на русском языке «Шелковый путь дружбы: Баку - Челябинск» (Челябинск, 2004). Армянский культурный центр в 2005 г. начал издавать газету «Урарту»; редактор Л. Э. Саркисян, статьи на русском языке. На армянском языке приводятся образцы армянской классической поэзии. Вышло 6 номеров (март 2005 г.). АНО «Информационно просветительский центр еврейской культуры при поддержке Уральского филиала фонда «Джойт» и «Еврейский благотворительный центр «Хэсэд нэхама» с сентября 2002 г. издают на русском языке челябинскую ежемесячную газету «Еврейские окна» и единственный в РФ ежеквартальный еврейский литературный молодежный журнал «Кэрэн - Луч». Руководитель проекта и главный редактор поэтесса Анна Гильдина (Кипнис), редатор газеты «Еврейские окна» Полина Зильберман. Тираж каждого издания 500 экзмпляров. По инициативе главного редактора «Челябинского рабочего» Б. Н. Киршина с 17 ноября 2004 г. областная газета стала выпускать башкирскую и татарскую страницы, приложение-вкладыш (1 полоса) в «Челябинском рабочем». В месяц печатаются попеременно две «страницы южноуральских башкир» - «Башкорт» и две «страницы южноуральских татар» - «Ак-барс», шеф-редактор И. Крехова. Название «Башкорт» устанавливает преемственную связь с первой башкирской национальной одноименной газетой, выходившей летом 1917 г. в Челябинске. Татарская страница названа по гербу Республики Татарстан, на котором изображен снежный барс. Страницы на родных языках знакомят читателя с жизнью челябинских башкир и татар, информируют о самых значительных событиях в Республике Башкортостан и Республике Татарстан. Центральное место занимает очерк о яркой личности из челябинских башкир и татар или неординарное событие в национальной жизни области. Даются анонсы о культурных мероприятиях и рецензии на них. Юмористический уголок знакомит
челябинского читателя с творчеством авторов сатирических журналов «^ЭнЭк» («Вилы», Башкортостан) и «Чаян» («Скорпион», Татарстан). Важно, что «башкирские» и «татарские» страницы не являются региональными приложениями «Челябинского рабочего» для двух «нерусских» - Аргаяшского и Кунашакского - районов, где проживает только 16% из 371,5 тыс. (2002 г.) татарского и башкирского населения Челябинской области, а вкладываются в каждый номер 30-тысячного издания.
Примечания
1 Источниковедческой базой статьи послужили следующие издания: Кононов А.Н. История изучения тюркских языков в России: Дореволюционный период. Л., 1982; Периодическая печать Урала. Вып. 2. Газеты 1917-1920 гг.: Библиографич. указ. Свердловск, 1986; Газеты СССР: 1917-1960: Библиогр. указ.: В 8 т. Т. 2. М., 1976; Т. 3. М., 1978; Т. 4. М., 1980; Т. 5. М., 1984; Хусаинов Г. Б. Альбом национальной печати Башкортостана // Ватандаш = Соотечественник. 2000. № 2; Багуманова М. Альбом национальной печати Башкортостана // Ватандаш = Соотечественник. 2000. № 5; Сибагатов Ф. Летопись века // Агидель. 2000. № 2-5; История казахской литературы: В 2 т. Т. 2. Кн. 2. Алматы, 1965; Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика начала XX в. Казань, 1966; Магнитогорск: Краткая энциклопедия / Под ред. Б. А. Никифорова. Магнитогорск, 2000; Кунашак - земля предков / Авт.-сост. В. Г. Супрун. Челябинск, 2000; Кузыев Р. У. Рождение газеты // Восход. 1981. 6 июня; Кузыев Р. У. Имена, ставшие легендами. Уфа, 1977; «Ай^ап» // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 1. М., 1962; С юбилеем, «Тыуган як»! // Тыуган як. 2000. № 3; Хайруллина Г. Развитие частных типографий Уфимской губернии во второй половине XIX - начале XX века // Ватандаш = Соотечественник. 2002. № 2; Газета «Вакт» издавалась в Оренбурге // Ислам минбэре (Трибуна Ислама - газета Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России). 1977. № 2; Государство и национально-культурные объединения. Социальное партнерство: Документы и публикации. Челябинск, 2004.
СМИ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Л. Б. Зубанова
РЕЙТИНГИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: АУДИТОРНЫЕ И ЦЕННОСТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВИДЫ
В 1996 г. в США был снят фильм-комедия режиссера Роберта Вула «Открытие сезона», рисующий ситуацию поломки всех устройств, подсчитывающих рейтинги телепрограмм. Телестудии, заваленные мешками самых сумасшедших «творческих предложений»: полицейский сериал... секс-комедия... новая оригинальная трактовка «Гамлета»... Что запускать в производство и от чего отказываться, если не известны вкусы и запросы зрителей? «Легкий» по жанру фильм, тем не менее, демонстрировал тяжелый ущерб, соизмеримый с последствиями катастрофы. Для российской аудитории как конца 1990-х гг., так, пожалуй, и сегодняшней, «катастрофа» фильма напоминает, скорее, «ЧП районного масштаба». Слово «рейтинг» для большинства из нас узнаваемо, но пока не до конца прочитан и декодирован его смысл, не в полной мере осознано его значение в регулировании разнообразных сфер действительности. Несмотря на актуализацию обращения к рейтинговым исследованиям со стороны социологов, на широкое распространение публикаций конкретных рейтинговых замеров в области СМИ, политической, экономической, образовательной, спортивной сферах; на буквальную «включенность» рейтингов в специализированную и повседневную область использования, данное понятие пока не обернулось для большинства потребителей «вещью для себя», сохраняя загадочный смысл «вещи в себе».
60