Научная статья на тему '"Молнией "Яшен" сверкает в облаках народных бед" (Татарские сатирические журналы начала XX в.)'

"Молнией "Яшен" сверкает в облаках народных бед" (Татарские сатирические журналы начала XX в.) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
свобода слова / татарская сатира / октябрьский манифест / Яшен

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гали Булат Талгатович

В статье автор освещает изменения в печати после выхода Манифеста 17 октября 1905 года. Дарованная тогда свобода слова и печати открыла путь сатирическим журналам. Особенностью татарской сатиры было то, что она с одной стороны опиралась на богатые национальные традиции, а с другой – журналы поддерживали постоянные контакты с русскими изданиями, иногда издавались и при поддержке последних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Молнией "Яшен" сверкает в облаках народных бед" (Татарские сатирические журналы начала XX в.)»



(Татарские

сатирические журналы начала XX в.)

Манифест 17 октября 1905 г. среди прочих свобод провозгласил свободу слова. Вслед за ним были изданы временные правила о периодической печати.

Татарская интеллигенция, долгие годы мечтавшая о создании национальной прессы, не преминула воспользоваться предоставленной возможностью. Уже в 1905 г. появились газеты «Фикер» (Мысль) в Уральске, «Вакыт» (Время) в Оренбурге, «Казан мехбире» (Вестник Казани) в Казани, «влфэт» (Единство) и «Нур» (Луч) в Санкт-Петербурге. В 1906 г. возникло 16 новых изданий на татарском языке, в 1907 г. — 13.

На фоне национального подъема возникла потребность в сатирических журналах. С 23 апреля 1906 г. в Оренбурге начал издаваться журнал «Чикерткэ» (Стрекоза). Сигнал был принят в небольшом городке Уральске, где в июне того же года увидел свет журнал «Уклар» (Стрелы), а позднее в том же Оренбурге заявили о себе «Чукеч» (Молот), «Кар-чыга» (Ястреб) и «Кармак» (Крючок). В 1907 г. молодые литераторы наладили в Астрахани выпуск журнала «Туп» (Пушка), правда, столь громкое название не помогло, журнал прекратил свое существование после трех «выстрелов». В Троицке организовали издание юмо-

ристического журнала «Акмулла»*, который «смешил и воспитывал» читателя на протяжении пяти лет (1911-1916 гг.).

С 1908 г. начали издаваться сатирические журналы и в Казани. Г. Тукай, переехавший к тому времени сюда из Уральска, громко приветствует «Яшен» (Молния) стихотворением:

Молнией «Яшен» сверкает В облаках народных бед, Может благодатный ливень Хлынет молнии вослед?

Современники поэта Д. Валиди, Г. Шараф, К. Мустакаев отмечали, что Тукай именно в журнале «Яшен» раскрыл свой незаурядный талант сатирика и публициста. Г. Шараф писал: «Тукай очень любил "Яшен", считал его своим, вкладывал в него много труда, стремился выпускать каждый номер своевременно, беспокоился за рисунки. Тукай терпеть не мог работу на скорую руку, боролся с однообразием, стремился к тому, чтобы номера журнала были один лучше дру-гого»1. Именно здесь Г. Тукай стал, по словам Ф. Амирхана, «самым лучшим юмористом татарского общества»2.

* Журнал был назван в честь поэта-сатирика Акмул-лы. Мифтахеддин Камалетдинович Акмулла (18311895), видный татаро-башкирский и казахский поэт, просветитель.

С марта 1910 г. вместо прекратившего свое существование из-за финансовых трудностей «Яшена» как его продолжение начал выходить журнал с синонимическим названием «Ялт-йолт» (Сверкание), наиболее долговечное по времени и рельефное по содержанию издание (1911-1916 гг.). Его постоянными

Обложка журнала «Ялт-йолт». Из личного архива автора.

авторами были Г. Тукай и его талантливые современники.

Первый номер журнала «Ялт-йолт» открывался статьей Г. Тукая «Начало августа»*, где были названы те социальные слои, против которых будут направлены сатирические «стрелы». Предполагалось выводить «на чистую воду подхалимов», тянущих руки к народному добру воров, «подлецов-паразитов», «ленивых мулл», «мурз-лежебоков», «баев-кровососов» и других предателей. «Ялт-йолт» вел постоянную полемику с клерикальными изданиями типа «Дин вэ мэгыйшэт» (Религия и жизнь).

После кончины Тукая в 1913 г. «Ялт-йолт» превратился в серое издание.

* Здесь и далее для удобства читателей автор публикации переводит названия статей и цитаты из них на русский язык (прим. ред.).

В начале 1915 г. издатель А. Урманчеев попытался наладить издание журнала в Москве, сделав его приложением к газете «Иль» (Отчизна), где ведущую роль играл крупный писатель и общественный деятель Г. Исхаки. Однако «Иль» отказался от журнала «Ялт-йолт». Попытки восстановить его в 1918 г. также потерпели неудачу (был выпущен всего один номер).

Наиболее смелым в оценке общественно-политических событий оказался журнал «Кармак» (Крючок), выходивший в Оренбурге в 1915-1917 гг. Редактором издания был прогрессивный талантливый писатель Махмут Галяу (1886-1938), в советские годы ставший автором исторических романов. Он сумел привлечь к сотрудничеству в журнале Ф. Амирхана, Т. Ченакая, С. Кудаша, Х. Габдушева, Н. Джамала, Г. Карама и других талантливых авторов.

Журнальные издания тех лет не были чисто сатирическими и юмористическими, а были «всеядными». Они вбирали в себя разносторонний литературно-публицистический, политико-исторический, морально-этический материал своего времени, живо откликаясь на многие события начала XX в. Издаваемые на татарском языке в различных регионах страны, они «обслуживали» не только татар, но и все тюркоязычное население России. Так, по свидетельству историка Р. И. Нафигова, татарские сатирические журналы «Уклар», «Яшен», «Ялт-йолт» читали в Азербайджане, Казахстане, Таджикистане, Башкирии и Якутии. Туркмены выписывали «Ялт-йолт», а узбеки были знакомы с «Яшен» и «Чу-кеч»3. Вокруг этих изданий сплотились крупные писатели и общественные деятели.

В сатирические журналы шел взаимосвязанный поток сообщений со всей страны: из Алма-Аты, Москвы, Бишкека, Акмолинска, Ташкента, Баку, Ашхабада и других городов и селений. Материалы о стачках, забастовках, торговых и светских делах, интересных и смешных происшествиях передавались чередой новостей, заметок.

Татарские сатирические журналы в пестром мире печати не являлись отдельным островком. Они, с одной стороны, опирались на богатые традиции национальной сатиры, с другой — имели

50

В БЛОКНОТ ИСТОРИКА. АРХИВНЫМ КАЛЕЙДОСКОП

постоянные контакты с аналогичными русскоязычными изданиями, иногда и издавались при поддержке последних. Так, Г. Тукай в одной из обзорных статей в журнале «Ялт-йолт» (1912, № 40) назвал семь сатирических журналов, выходивших в начале века на русском языке, с содержанием которых он был знаком. В татарском журнале, фактическим редактором которого он был, Г. Тукай частенько публиковал свои переводы из «Сатирикона», «Будильника»4. Тукай помещал в журнале «Ялт-йолт» сатирические стихи классика азербайджанской литературы Сабира, карикатуры, сделанные по мотивам его произведений. Регулярную связь с азербайджанскими сатирическими журналами «Молла На-среддин» и «Занбура» (Оса) поддерживали и другие татарские издания, в частности «Чукеч» и «Акмулла».

Своим идеалом татарские писатели-сатирики, публицисты считали достижение всеобщей демократии, свободы личности, равноправия всех наций, населяющих Россию, европейского уровня в образовании и культуре. Одни из них связывали решение этих задач с либеральными ценностями, другие — с социалистическими. Так, Г. Исхаки и Ф. Туктаров поддерживали платформу эсеров, были убежденными сторонниками революционных преобразований. Татарские сатирические журналы, как и русские, азербайджанские, не скрывали своего отрицательного отношения к царской власти и к ее многочисленным исполнительным ответвлениям. Так, «Туп» открыто декларировал, что будет бороться «против быка самовластия»5. Журнал «Чикерткэ» опубликовал сказку, где царь и его ближайшее окружение были выведены в обличьи насекомых-паразитов6. Многие журналы призывали народ встать на путь активной революционной борьбы. В центре внимания ряда изданий оказалась оценка событий, связанных с подавлением революции 1905-1907 гг. «Карчыга» констатировал, что «черные тучи сгущаются над Россией, мир становится мрачнее»7. «Уклар» в том же году с сарказмом заметил, что сажать борцов за свободу уже «не хватает тюрем и полицейских участков, поэтому все гимназии и школы будут временно превращены в тюрьмы»8. Вот одно из подобных высказываний журнала «Карчы-

га» о событиях за границей: «Передают из Варшавы: "Одна половина населения города сбежала, другая половина повешена и расстреляна, поэтому теперь, слава богу, очень спокойно. На улицах людей нет, бродят только собаки"»9.

В различных вариациях объектом карикатур становились председатель Совета министров С. Ю. Витте и Министр внутренних дел П. А. Столыпин10. В числе душителей свободы, культуры был назван обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. В журнале «Чикерткэ» он именуется «махровым защитником монархии». Министра внутренних дел П. Н. Дурново обзывали «дурным дураком», а царского генерала

A. Н. Кульбарса — «кровожадным тигром». Без внимания не остался и петербургский генерал-губернатор Д. Ф. Трепов, названный «кровожадным палачом народа»11. Другие журналы также подвергали этих чиновников социально-психологическому и остро сатирическому «просвечиванию».

Не были обойдены критикой политические деятели, руководители партий и фракций. Чаще всех встречается мрачная фигура В. М. Пуришкевича, одного из вдохновителей черносотенного «Союза русского народа» и «Союза Михаила Архангела». Он — действующее лицо почти всех журналов, карикатурно выведенный как враг и душитель свободы, «махровый шовинист», ярый защитник царского режима. Председатель «Союза русского народа» А. И. Дубровин, лидеры партии «Союз 17 октября» П. А. Гейден, А. И. Гучков, М. А. Ста-хович, публицисты-защитники державной власти, редакторы монархических газет С. Ф. Шарапов, П. И. Крушивак,

B. А. Ригмут также были «частыми гостями» татарских сатирических журналов, где изображались в роли наймитов и лакеев самодержавия.

Доставалось «на орехи» местным чиновникам, баям, жадным до денег клерикалам. Так, журнал «Уклар» привел текст «телеграммы в Думу из Казани», под которым подписались А. Сайдашев,

C. Имангулов, Г. Салихов и другие завсегдатаи Сенного базара, требовавшие сохранения монархии и усиления борьбы с инакомыслящими. Их образ вывел Г. Тукай в знаменитой сатирической поэме «Сенной базар, или Новый Ки-

«МОЛНИЕИ "ЯШЕН" СВЕРКАЕТ В ОБЛАКАХ НАРОДНЫХ БЕД

» 2»

секбаш». В борьбе против демократии и передовых национальных сил мусульманское духовенство шло на сближение, по словам Тукая, даже с «неверными», с христианскими служителями культа12.

Разоблачение политики царя и его чиновников не было самоцелью для журналистов. Они стремились освободить читателей от рабской покорности властям и судьбе, сохранить в них веру в счастливое будущее. Сатирические журналы явились рассадниками новых идей, борцами против средневекового феодального застоя, косности и «патриархальщины». Они ратовали за конкурентоспособность татарской нации, мечтая видеть ее равной среди других передовых народов.

Критическому анализу в татарской журналистике была подвергнута деятельность всех четырех государственных дум. Оренбургский «Чукеч» предупреждал читателей, что послушная I Дума не решит наболевшие народные проблемы, не выступит защитником демократии и «без Учредительного собрания не обой-тись»13. Редакция журнала не скрывала симпатии к фракции трудовиков, выражавшей в основном интересы крестьян.

Журнал «Карчыга» также ратовал за Учредительное собрание, которое смогло бы, по его мнению, дать крестьянам землю, рабочим — восьмичасовой день, всем — желанную свободу. А для достижения этих целей необходимо было свергнуть царя, разогнать полицейский режим.

Татарские сатирические журналы высказывали недоверие к дееспособности депутатов, подвергая критике депутатов из татар и мусульман за боязливость, неумение отстаивать интересы народа. К примеру, Г. Тукай так описал депутата Думы С. Максуди в поэме «Сенной базар, или Новый Кисекбаш»:

— Может обратиться к Садри Максуди: Ты, мол, входишь в Думу, ты и рассуди.

— За него мы клали белые шары, Как-никак обязан нам с той поры.

Журнал «Туп» был более суров в оценке деятельности С. Максуди. Похожий на Максуди депутат жалуется со страниц журнала: «В Париже мне не объяснили, что означает слово "амнистия"». Слушателем депутата при этом

оказывается пустозвон из д. Каргалы Х. Усманов, изображенный в чалме, с тростью в одной, с четкой в другой руке14.

Журнал «Чукеч» опубликовал памфлет «Мерило». Его читатели из уст буфетчика, обслуживавшего депутатов всех трех дум, узнали, что депутаты первого и второго созывов пили сельтерскую воду и лимонад, а депутаты Третьей Думы «так нажираются и глушат водку, что подавать еле успеваем»15.

В журналах «Чукеч» и «Яшен» за бездеятельность были осмеяны депутаты Ш. Махмудов (статья под названием «Чучело — депутат»), Дж. Байбурин («Бай булыйм» — «Буду богатым»). Под обстрел критики за слабое знание русского языка попал даже С. Максуди. Особенно гротескную сатирическую характеристику мусульманским депутатам дал «Ялт-йолт», обозвав их «сборищем каменных истуканов»16.

В газетах и журналах тех лет активно дискутировался вопрос о необходимости создания единой фракции мусульманских депутатов. «Туп» подчеркивал, что единство невозможно, так как у депутатов-мусульман кошельки разной величины (толстые, тонкие, тощие и т. п.), поэтому в экономических вопросах они заранее обречены на разобщение и ровным счетом ничего полезного для своей нации и религии не сделают17. В журнале отмечалось, что многие депутаты-мусульмане, за исключением историка Х. Атласи, поддерживавшего платформу трудовиков, и некоторых интеллектуалов, таких как С. Максуди, заботились лишь о личном благополучии18.

В начале XX в. на общественно-политической арене появилась либерально-демократическая партия «Иттифак аль-муслимин» (Союз мусульман), члены которой участвовали в работе Государственной думы. Татарское общество оценило ее деятельность весьма неоднозначно. Например, Г. Тукай счел необходимым съязвить в отношении устава «Союза мусульман» в памфлете «Условия»: «Если хочешь стать членом "Союза мусульман" и считаться мусульманином, необходимо лишь признавать: 1) богатство, 2) земельную собственность, 3) помещичьи привилегии, 4) тю-бетееношение, 5) подхалимство перед каждым спесивым профаном в стам-

252:

В БЛОКНОТ ИСТОРИКА. АРХИВНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

бульской форме...». Тукай также не во всем был согласен с политической линией газеты «Тарджеман», считавшей, что мусульмане должны составлять единое целое19. «Леворадикальные силы на страницах газет "Тац йолдызы", "Азат халык", "Фикер", журналов "Туп" и "Чу-кеч" и т. д. резко критиковали программу "Союза мусульман" и работу третьего съезда, отрицая его способность и желание бороться за интересы народа»20. «Чукеч» считал, что разговоры о единстве нации необходимы лишь материально обеспеченным для сохранения своих богатств. Они никогда не поймут чаяний бедного рабочего и портного, сапожника и плотника, ибо у них жизненные интересы разные. Членов ЦК «Союза мусульман», избранных на третьем съезде партии, «Чукеч» назвал «самозванцами», «дармоедами» и «шарлатанами»21.

К началу Первой мировой войны из десяти сатирических журналов остались лишь «Ялт-йолт» и «Акмулла». Правда, с 1915 г. в Оренбурге начал издаваться «Кармак». Эти журналы в полной мере смогли отразить общее настроение татар-мусульман к войне.

Первые месяцы войны, когда Россия одерживала победы, в обществе доми-

нировали патриотические настроения. Печать была заполнена рассказами о героизме татарских солдат на фронте. В издательстве «Магариф» в самых различных вариантах тиражировались «Баиты о войне». Существовала необходимость в освобождении народа от «угара лжепатриотизма». Здесь как нельзя лучше подходил арсенал сатиры. Так, «Ялт-йолт» осмеивал издания «Мага-рифа»: «Кровожадный немец», «Баит о немце», «Баит о войне», «Кровавый баит о войне» и т. п.22 «Кармак» обращал внимание на другую сторону подобных опусов. Чтобы отвлечь народные массы от социально-политических проблем, некоторые издатели отдавали предпочтение бульварным сочинениям. В частности, критиковались подобные произведения М. Бигиева («Сладкий сон в короткую ночь»), Г. Гафурова-Чыгытая («Фатый-ма и ее совершенствование»)23.

В целом татарские сатирические журналы проводили самостоятельную политическую линию левого спектра. Они приобщали читателя к активному восприятию событий прошлого и настоящего, проблем развития татарской нации.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Современники о Тукае. Сборник воспоминаний, статей и литературных произведений. - Казань, 1960. - С. 101.

2. Аль-ислах. - 1908. - 24 ноябрь.

3. Нафигов Р. И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли (Очерк истории 1895-1917 гг.). - Казань, 1964. - С. 381-382.

4. Спиридонова (Евстигнеева) Л. Русская сатирическая литература начала XX века. - М., 1977. - 302 с.; Есин Б. И. История русской журналистики (1703-1917). - М., 2000. - 464 с.

5. Туп. - 1907. - № 1. - Б. 1.

6. Манифест // Чикерткэ. - 1906. - № 4. - Б. 2-3.

7. Карчыга. - 1906. - № 2. - Б. 2.

8. Уклар. - 1906. - № 1. - Б. 4.

9. Карчыга. - 1906. - № 1. - Б. 8-9.

10. Чукеч. - 1906. - № 7. - Б. 4.

11. Чикерткэ. - 1906. - № 3. - Б. 11.

12. Уклар. - 1906. - № 2. - Б. 18-20.

13. Государственная дума // Чукеч. - 1906. - № 1. - Б. 1-6.

14. Туп. - 1907. - № 1. - Б. 2.

15. Чукеч. - 1909. - № 36. - Б. 7-8.

16. Ялт-йолт. - 1915. - № 99. - Б. 5.

17. Туп. - 1907. - № 2. - Б. 2-3.

18. Циунчук Р. А. Думская модель парламентаризма в Российской империи: этноконфессиональное и региональное измерения. - Казань, 2004. - 415 с.

19. Уклар. - 1906. - № 6. - Б. 93.

20. Хабутдинов А. Лидеры нации. Татарин нового века. Садри Максуди. - Казань, 2003. - С. 30.

21. Чукеч. - 1906. - № 8. - Б. 16.

22. Ялт-йолт. - 1915. - № 91. - Б. 15.

23. Кармак. - 1915. - № 1. - Б. 8.

Булат Гали, кандидат исторических наук

«МОЛНИЕИ "ЯШЕН" СВЕРКАЕТ В ОБЛАКАХ НАРОДНЫ1Х БЕД

» 253

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.