ISSN 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №2
357
раздел ИСТОРИЯ
УДК 070
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ТАТАРСКОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕНННОГО
БАШКОРТОСТАНА
© И. К. Фазлутдинов
Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина Россия, Республика Татарстан, 420008 г. Казань, ул. Кремлевская, 18.
Тел.: +7 (843) 238 77 01.
E-mail: fla 79@mail. ru
Проведен комплексный анализ проблем становления национальной печати на территории современного Башкортостана в 1906-1917 годах в контексте развития общенациональной печати в России в начале ХХ века.
Ключевые слова: Башкортостан, национальная печать, газета, общественность, духовно-культурные потребности, народ, злободневные темы.
Официально историю становления национальной печати на башкирском и татарском языках на территории современного Башкортостана принято рассматривать в тесной взаимосвязи с газетой «Башкортстан», которая была учреждена в городе Оренбурге 1 марта 1918 года Временным революционным Советом Башкортостана. Редактировал ее известный большевик Бахтигарей Шафиев. После захвата Оренбурга войсками атамана Дутова Временный революционный Совет Башкортостана был разогнан, и данная газета прекратила свое существование. Вышло только пять номеров первой официальной национальной газеты Башкортостана.
14 сентября 1919 года газета уже начала выходить в столице Малой Башкирии Стерлитамаке под названием «Башкортстан хэбэрлэре» («Известия Башкортостана»). После принятия 14 июня 1922 года декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О расширении границ Башкирской советской автономной республики за счет Уфимской губернии и переводе ее столицы со Стерлитамака в Уфу» редакция газеты также переехала в Уфу и возобновила издание как «Башкорт-стан». Начиная с 1924 года, газета «Башкортстан» начала издаваться преимущественно на башкирском языке, в связи с чем назрела необходимость учреждения отдельного издания и для татарского населения республики. Если с 13 апреля по август газета «Башкортстан» регулярно давала приложение на татарском языке «Яна авыл», то 2 августа 1924 года обком Всероссийского Комитета Партии большевиков принял постановление реорганизовать еженедельную газету «Башкортстан» и начать издание двух самостоятельных газет на татарском и башкирском языках, с периодичностью три раза в неделю. Таким образом, газеты «Башкортстан» и «Яна авыл» («Коммуна», «Кызыл тан») в последующем получили свое развитие как два самостоятельных издания [1].
В то же время необходимо заметить, что 90летний период - это лишь советский и постпере-строечный этап в истории развития национальной печати в Башкортостане. История ее зарождения намного богаче. Работа с архивными документами подтвердила, что в начале ХХ века на территории современного Башкортостана сформировалась
вполне зрелая национальная периодическая печать на башкирском и татарском языках.
В этой связи революция 1905 года стала решающим событием в зарождении национальной печати в России, которая до этого всячески приту-шалась царской властью. В манифесте от 17 октября были провозглашены незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов, что и стало кульминацией в решении проблемы национальной печати в России. Разумеется, не осталась в стороне от этого процесса и передовая башкирская и татарская общественность Башкортостана. 21 февраля 1906 года в Оренбурге начала издаваться газета «Вакыт» («Время»). 30 мая в Уфе вышел первый номер газеты «Эл-галэми-эл-ислами» («Мир ислама»). 4 января 1907 года увидел свет первый номер газеты ре-волюционеров-мусульман «Урал». 18 октября 1913 года уфимская татарская и башкирская общественность обзавелась еще одним печатным органом -газетой «Тормыш» («Жизнь»). Широкое развитие получило также издание журналов. Так, в апреле того же года в Оренбурге начал выходить журнал «Чикерткэ» («Стрекоза»), в июне - «Чукеч» («Молот»), в сентябре - «Карчыга» («Ястреб»), в декабре - «Дин вэ мэгыйшэт» («Религия и жизнь»), а до этого, в марте 1907 года, вышел журнал «Яз» («Весна»). Еще через год увидел свет завоевавший большую популярность историко-педагогический и научно-популярный журнал «Шура» («Совет»). Кроме перечисленных, по инициативе татарской и башкирской общественности в дореволюционный период в разные годы издавались журналы «Мэгъ-лумат мэхкэмэи эль Ырынбургия» («Оренбургские губернские ведомости») (1908), «Мэгълумат жэди-дэ» («Вестник прогресса») (1911), «Акмулла» (1911), «Мугаллим» («Учитель») (1913), «Кармак» («Крючок») (1914), «Авыл конкуреше журналы» («Журнал сельской жизни») (1914) [2].
В связи с этим следует внести одно уточнение: в список дореволюционной национальной печати Башкортостана мы включили некоторые оренбургские издания не только потому, что в начале ХХ века Башкортостан находился в составе Оренбургской губернии, но и исходя из соображений того,
358
раздел ИСТОРИЯ
что в формировании и организации работы этих изданий ключевую роль сыграли видные общественные и литературные деятели Башкортостана. В 1907 году активными авторами газеты «Вакыт» были поэт Мажит Гафури и просветитель и общественный деятель Ризаитдин Фахретдинов. Позднее к ним присоединились Ахмет Заки Валиди тоган, Шаехзада Бабич, Хабибулла Габитов, Мухаматша Бурангулов, Файзи Валиев, Фазыл Туйкин, Бахте-гарей Мирзанов, Гали Ходаяров и многие другие. Активную общественно-политическую, духовнокультурную и литературную деятельность вели эти авторы и на страницах журнала «Шура». На страницах «Шуры» регулярно печаталась публицистика Галимзяна Ибрагимова, Мажита Гафури, Шарифа Камала, Шаехзады Бабича, Мирхайдара Файзи на наиболее острые темы современности [3]. Таким образом, есть серьезные основания рассматривать историю развития национальной печати Башкортостана в неразрывной связи с появлением таких знаковых изданий, как газеты «Вакыт», «Шура» и «Тормыш». К тому же, многие авторы, участвовавшие в работе этих изданий, в последующем стали видными журналистами, писателями и руководителями официальных национальных изданий Башкортостана. Например, у истоков нынешней республиканской газеты «Кызыл тан» стоял первый народный поэт Башкортостана Мажит Гафури.
Что касается исторических предпосылок становления татарской национальной печати на территории современного Башкортостана, то среди ученых существуют и другие мнения относительно ее истоков. Литературовед С. Г. Сафуанов связывает зарождение газеты «Кызыл тан» с газетой «Урал» и приводит следующие доводы: «После того, как был принят декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о расширении границ Башкирской Автономной Республики, в связи с переводом столицы республики из Стерлитамака в Уфу, газета «Башкортстан хэбэрлэре» также была переведена в новую столицу. В ее последнем номере от 20 июня 1922 года, вышедшем еще в Стер-литамаке, было помещено такое объявление: «Управление газеты «Башкортстан хэбэрлэре» переезжает в Уфу, в Стерлитамаке остаются местные газеты на русском и татарском языках». В свою очередь, до того как был налажен выпуск газеты «Башкортстан хэбэрлэре» на новом месте, вместо нее подписчикам доставляли номера газеты «Урал». А с 1 августа новое производство было налажено, в связи с чем в обеих газетах были помещены новые извещения о прекращении выхода газеты «Урал». Все сотрудники ее перевелись на работу в газету «Башкортстан хэбэрлэре» [4].
Разумеется, данный факт еще не дает основания утверждать, что «Кызыл тан» берет свое начало именно в газете «Урал». Более основательной представляется связь истории газеты «Кызыл тан» с газетой «Башкортстан». Учрежденная Временным
Революционным Советом Башкортостана 1 марта 1918 года, «Башкортстан» изначально зарекомендовала себя как общественно-политическая газета, что соответствует официальному статусу газеты «Кызыл тан» и по сей день. Как пишет журналист и ученый У. Г имадиев, «в первое время в газете преобладали декреты и постановления Советской власти. Будучи единственной официальной газетой в Башкортостане, газета огромное внимание уделяла разъяснению на родном языке этих документов. Регулярно помещались также последние новости в стране и за рубежом. Вместе с тем, огромное внимание уделялось освещению процесса становления Советской власти в Башкирских кантонах, работе партийных и комсомольских ячеек, вопросам образования и культуры. Изучая архив газеты этих лет, можно представить полную картину общественнополитической, духовно-культурной жизни молодой республики» [5].
Как видим, приведенные примеры указывают на единый идейно-тематический стержень газет «Башкортстан» и «Кызыл тан», что доказывает, что именно в газете «Башкортстан» берет свое начало газета «Кызыл тан». Однако истоки газеты «Кызыл тан» и в целом национальной печати Башкортостана нельзя ограничивать рамками лишь одного издания. Общие ее корни составляют синтез лучших традиций, выработанных целым рядом изданий дореволюционного периода, которые после Октябрьского переворота по известным причинам прекратили свое существование, а их лучшие традиции могли бы быть продолжены единственным оставшимся национальным изданием республиканского уровня - газетой «Башкортстан». В свою очередь, становлению газеты «Башкортстан», не целиком «красной», как того требовала советская власть, способствовал и тот факт, что основной ее творческой силой были люди, проработавшие в редакциях или тесно сотрудничавшие с передовыми дореволюционными национальными изданиями. Таким образом, газета «Башкортстан» вобрала в себя лучшие традиции прогрессивной национальной журналистики начала ХХ века, выработанные в течение более десяти лет. Они нашли достойное продолжение в ней и в последующем умножились в отдельных изданиях.
Национальная печать Башкортостана, в том числе и татарская национальная печать, включают в себя вековую историю.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузбеков Ф. Г. Башкирская журналистика как явление этнической культуры. Уфа: Китап, 2006. -384 с.
2. Амирханов Р. У. Татарская дореволюционная пресса в контексте: «Восток - Запад» ( на примере развития русской культуры). Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. -240 с.
3. Хусаинов Г. Б. // Ватандаш. 2000. №1. С.54-62.
4. Сафуанов С. Г. // Кызыл тан. 2003. № 153.
5. Гимадиев У. И. // Кызыл тан. 2003. № 62.
Поступила в редакцию 18.03.2006 г.