Научная статья на тему 'Публичный разум в медиапространстве жизненного мира повседневности'

Публичный разум в медиапространстве жизненного мира повседневности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПОСТРАНСТВО / ПУБЛИЧНЫЙ РАЗУМ / ЖИЗНЕННЫЙ МИР ПОВСЕДНЕВНОСТИ / МЕДИАКАРТИНА МИРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / MEDIA COMMUNITY / PUBLIC MIND / VITAL WORLD OF DAILY LIFE / WORLD MEDIA MAP / INTELLECTUAL POTENTIAL OF SOCIETY / SOCIAL CREATIVITY / INNOVATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Владимирова Татьяна Николаевна, Панферова В. В., Шкондин М. В.

В статье характеризуются условия и факторы публичности жизненного мира повседневности в условиях интеллектуализации важнейших социальных реальностей - экономической, политической, научной, образовательной и др., а также дается анализ медиареальностей, обеспечивающих информационный обмен в медиапространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Владимирова Татьяна Николаевна, Панферова В. В., Шкондин М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PUBLIC MIND IN THE MEDIA SPACE OF THE DAILY LIFE’S VITAL WORLD

The article describes conditions and publicity factors of the daily life’s vital world in the terms of intellectual integration of the most important social realities - economic, political, scientific, educational and others, as well as provides an analysis of media areas that ensure information exchange in the media space.

Текст научной работы на тему «Публичный разум в медиапространстве жизненного мира повседневности»

Коммуникации в глобальном информационном обществе

УДК 070

йО! 10.34823/802.2020.4.51398

Т.Н. ВЛАДИМИРОВА доктор педагогических наук, проректор, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ

В.В. ПАНФЕРОВА кандидат философских наук, профессор кафедры коммуникационного менеджмента, рекламы и связи с общественностью МПГУ

М.В. ШКОНДИН доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Публичный разум в медиапространстве жизненного мира повседневности

В статье характеризуются условия и факторы публичности жизненного мира повседневности в условиях интеллектуализации важнейших социальных реальностей - экономической, политической, научной, образовательной и др., а также дается анализ медиареальностей, обеспечивающих информационный обмен в медиапространстве.

Ключевые слова: медиапостранство, публичный разум, жизненный мир повседневности, медиакартина мира, интеллектуальный потенциал общества, социальное творчество, иннова ционная система.

' Владимирова Татьяна Николаевна, e-mail: [email protected]

T.N. VLADIMIROVA Doctor of Pedagogy, Vice-Rector, Director of the Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University

V.V. PANFEROVA PhD in Philosophy, Professor at the Chair of

Communication Management, Advertising and Public Relations, Moscow Pedagogical State University

M.V. SHKONDIN

Doctor of Philology, Full Professor, Leading Research at the Chair of Periodical Press of the Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University

The public mind in the media space of the daily life's vital world

The article describes conditions and publicity factors of the daily life's vital world in the terms of intellectual integration of the most important social realities - economic, political, scientific, educational and others, as well as provides an analysis of media areas that ensure information exchange in the media space.

Keywords: media community, public mind, vital world of daily life, world media map, intellectual potential of society, social creativity, innovation system.

В условиях современного этапа цивилизационного развития возрастает необходимость в исследовании публичности как информационного обмена, обеспечивающего интеллектуальное взаимодействие в жизненном мире повседневности, рассматриваемой как реальность во всей ее сложности и динамичности. Участники данного обмена выступают как субъекты цивилизационного процесса, непрерывно обновляющие в социальном творчестве интеллектуальный потенциал общества в рамках различных социальных реальностей: экономической, политической, научной, образовательной, художественной и др., различных способов освоения и преобразования мира и осваивающие этот потенциал в ходе практической деятельности. В статье предпринимается попытка охарактеризовать аспекты целостности медиапространства как структурного образова-

ния, обеспечивающего его функционирование в жизненном мире повседневности как публичного пространства, создающего оптимальное интеллектуальное взаимодействие между участниками социальной практики, несущее оптимальное целеполагание этим участникам.

Чтобы обеспечить единство сознания и деятельности в рамках социальной практики, необходим оптимальный информационный обмен между ее участниками1. На основе такого обмена осуществляется интеллектуализация этой

практики, оптимизируя интеллектуальную культуру субъек-

2

тов цивилизационного процесса .

Жизненный мир повседневности как главная социальная реальность призван обеспечивать интегративное взаимодействие между экономической, политической, научной, образовательной, художественной и другими социальными реальностями, чтобы на этой основе формировать и непрерывно обновлять интеллектуальную зрелость участ-

3

никое социального творчества .

Интеллектуальная зрелость - это характеристика участников социальной практики как коллективного субъекта цивилизационного процесса. Механизм формирования этой зрелости включает в себя как непосредственный, так и опосредованный информационный обмен в рамках жизненного мира повседневности, рождающий такую интегратив-ную информационную целостность, как публичность, дефицит которой существенно сказывается на характере социальной практики. Этой проблеме посвящены работы многих зарубежных авторов (И. Кант, Х. Арендт, Ю. Хабермас, Н. Луман и др.), а также авторов отечественных (Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский, А.С. Пую, С.Г. Корконосенко, Б.Н. Лозовский, В.В. Тулупов, М.А. Бережная, С.С. Бодрунова, Б.Я. Мисонжников, В.А. Сидоров, Е.В. Сивякова и др.). Среди современных зарубежных исследователей сегодня нас-

1 См.: Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2018; Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975; Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

2 См.: Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994; Ростовых ДА. Социальный интеллект как фактор общественного развития в условиях информатизации // Социальная политика и социология, 2007, № 3, с. 258-262.

3 См.: Корконосенко С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение. М., 2010; Теория журналистики в России / Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2018.

тойчиво говорят о производстве публичности как о ведущей миссии журналистики, характеризуют ее различные системные качества, различные характеристики целостности1. С.Г. Корконосенко интегративной функцией журналистики считает обеспечение ею публичности текущей практики для ее участников как субъектов цивилизационного процесса, социального творчества, оптимизирующих свою интеллектуальную культуру, свою социальную зрелость2. Эта идея анализируется в работах других отечественных авторов, изучающих характер целостности медиапространства как фактора оптимизации жизненного мира современности в условиях развития интеллектуального потенциала общества на основе массовизации социального творчества участников практической деятельности из различных сфер со- 3

циума, в том числе различных социальных реальностей .

Медиапространство как структурное образование является важным фактором оптимизации публичного пространства в результате использования визуальных, текстуальных и других медиасообщений4. На их основе формируется и непрерывно обновляется в повестке дня СМИ потенциальный публичный интеллект, публичный разум как результат социального творчества.

Мы рассматриваем главную социальную реальность -жизненный мир повседневности, интегрирующий в цивили-зационном процессе все названные выше реальности, как информационную систему, располагающую функцией обеспечения социального взаимодействия, и прежде всего взаимодействия интеллектуального, а структурой, обеспечивающей выполнение этой функции, - медиапространство как структурное образование, охватывающее весь жизненный мир повседневности.

Журналистика как социокультурный феномен играет особую роль в системе социального взаимодействия. При этом

1 См.: Splichal S. Publicness - Privateness: The Liquefaction of "The Great Dichotomy". Javnost - The Public, 2018, 25: 1-2, 1-10.

2 См.: Корконосенко С.Г. Информационная культура и коммуникационная свобода личности // Global Media Journal, 2011, т. 2, вып. 1.

3 См.: Vartanova E. Media theory in Russia: A current wave of fermentation // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, 2018, № 1, с. 22-29.

4 См.: Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В. Медиапубличность как фактор социального созидания // Вопросы теории и практики журналистики, 2019, т. 8, № 2, с. 229-243.

само социальное взаимодействие носит интегральный характер и включает три не отделимых друг от друга аспекта. Как отмечает П.А. Сорокин, это «1) личность как субъект взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами; 3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие

лица, и совокупность носителей, которые объективируют,

1

социализируют и раскрывают эти значения» .

Нельзя не обратить внимание на то, что П.А. Сорокин говорит не только о духовной, но и материальной составляющей культуры. Это приобретает особую значимость в условиях стремительного развития информационных технологий, оказывающих огромное влияние на социальное взаимодействие и социокультурные процессы в целом. И к журналистике это имеет непосредственное отношение

Автор подчеркивает, что «социокультурный порядок неразделим, и никто не может создать специальную науку на

основе одного его аспекта, скажем, социального, игнорируя

2

культурные и личностные аспекты» .

На современном цивилизационном этапе остро встает вопрос об осовременивании жизненного мира повседневности, так как он, по мнению многих исследователей, пока еще слабо использует в текущей социальной практике новые достижения, которыми все больше обогащается интеллектуальный потенциал общества, идущего по пути массови-зации социального творчества. В этих условиях важнейшее значение приобретает интеллектуализация жизненного мира повседневности, текущей социальной практики в нем.

Следует остановиться на самом понятии повседневности. Имеет место упрощенный подход к трактовке его содержания, сведения к обыденности, бытовой практике личности. Между тем повседневность - это сложный феномен, значение которого с развитием общества меняется.

В культуре XX в. повседневность рассматривается как сложно структурированный мир.

Повседневность - это «<...> целостный социокультурный мир, предстающий в функционировании общества как "естественное", самоочевидное условие человеческой жизне-

1 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992, с. 218.

2 Сорокин П.А. Указ. соч., с. 220.

деятельности. Повседневность может рассматриваться как онтология, как граничное условие человеческой деятельности. <...> В настоящее время повседневность как специфическая область социальной реальности выступает в качестве объекта междисциплинарных исследований (история, социальная и культурная антропология, культурология)»1.

В полной мере это относится к журналистике, исследующей повседневность как реальную практику творчества человека. Творчества в широком плане, поскольку оно включает не только интеллектуальное и художественное творчество, но и творчество реальной практики в любой сфере жизнедеятельности общества. Задача журналистики - отражать целостный мир, текущую реальность через репрезентацию многогранной повседневности, создавать «летопись современности».

Журналист - не ученый и не практический деятель, призванный воплощать в практику инновации и результаты многообразной творческой деятельности в разных сферах общественной жизни. Его роль - давать полную, адекватную и объективную информацию, реализуя эффективное информационное взаимодействие в обществе, без обеспечения которого задача объективации продуктов творческой деятельности человека не может быть успешной. В этом смысле журналист солидаризируется с ученым. Роль информации в данном аспекте очень точно отметил известный социолог, теоретик информационного общества М. Кастельс: «Я не знаю, куда идет мир. Я не могу сказать вам, что делать, у меня нет никаких предписаний. Но я могу сказать, что происходит и дать вам информацию,

подкрепляющую мой анализ (выделено курсивом нами), так

2

что вы сможете оценить его точность» .

Мировая и отечественная наука уделяют большое внимание проблемам жизненного мира повседневности. Этот интерес объясняется началом нового этапа цивилизацион-ного развития, становления массового характера социального творчества. Обогащающийся в этих условиях интеллектуальный потенциал российского общества, включающий в себя рожденные социальным творчеством интеллектуаль-

1 Новая философская энциклопедия / Науч.-ред. совет: В.С. Стёпин и др. М., 2010.

2 Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000, с. 22.

ные ресурсы, остается в значительной мере невостребованным текущей социальной практикой. Одна из причин этого - отсутствие должной оптимизации системы целепола-гания и целеосуществления в жизненном мире повседневности1. Инновационность этой системы, вплетенной в повседневную реальность, не может быть достигнута при имеющейся значительной дисфункциональности инфосферы, и прежде всего медиапространства повседневной реальности, не оптимизированного в соответствии с тием условий жизни общества. Существует острая необходимость в развитии в рамках жизненного мира повседневности широкой инновационной системы, опирающейся на публичное медийное пространство2. Значительное внимание этой системе уделяют многие исследователи, представляющие философские, социологические, филологические, экономические, политические и другие науки3. С.Г. Корконосенко отмечает, что журналистика призвана быть одним из факторов оптимизации и

4

развития этой системы .

Повседневность - это непрерывно изменяющийся жизненный мир настоящего, непрерывно вбирающий в себя ресурсы будущего и освобождающийся от устаревших ресурсов прошлого. Пространство повседневности - это пространство взаимодействия старого и нового, изменчивого и устойчивого, ординарного и креативного, потенциального и фактического, возможного и действительного, частного и общего, рутинного и творческого, настоящего, прошедшего и будущего. Это также взаимодействие способов освоения мира, в том числе духовно-теоретического, духовно-практического и практического. Это взаимодействие экономической, политической, научной, образовательной, художественной и других социальных реальностей.

1 См.: Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Как построить эффективную организацию // Проблемы экономики и менеджмента, 2012, № 1(5), с. 6-11.

2 См.: Вартанова Е.Л. К вопросу об актуализации теории журналистики и теории СМИ // Вопросы теории и практики журналистики, 2017, т. 6, № 1, с. 5-13. DOI: 10.17150/2308-6203.2017.

3 См.: Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал // В диапазоне гуманитарного знания: Сб. к 80-летию проф. М.С. Кагана, 2001, вып. 4, с. 1-13.

4 См.: Корконосенко С.Г. Теория журналистики: от схематизма к реализму // Вопросы теории и практики журналистики, 2016, т. 5, № 4, с. 536545. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.

Таким образом, специфика повседневности состоит в доминировании потенциальности в структуре опыта, виртуальности, и одной из главных ее функцией можно назвать функцию освоения и преобразования мира, основанного на интеллектуальном взаимодействии участников текущей социальной практики, в результате чего должно происходить активное освоение участниками текущей социальной практики обновляющихся ресурсов интеллектуального потенциала общества, которые должны активнее охватываться системой целеполагания и целеосуществления, действующей в жизненном мире повседневности1.

Важную роль в объективации потенциальности, и прежде всего интеллектуального потенциала общества, призвана сыграть информация, значение которой на современном этапе неизмеримо возрастает, в том числе и через медиа-пространство. Интеллектуальный потенциал общества - это его традиционные и инновационные возможности, использование которых позволяет решать задачи цивили-зационного развития. Производство и освоение интеллектуального потенциала, по мнению В.Ж. Келле, - это интег-ративное взаимодействие различных социальных реальностей: науки и производства, государства и граждан, искусства и его почитателей и др.2

Жизненный мир повседневности представляет собой бытие настоящего, интеллектуальные ресурсы которого должны непрерывно освобождаться от устаревающих ресурсов прошлого и непрерывно обогащаться ресурсами будущего, рождаемыми социальным творчеством участников этой практики для активного их использования в практической деятельности. Осовременивать настоящее - это значит привносить будущее в реальное бытие3, сохранять продуктивные ресурсы, отказываясь от устаревшего прошлого.

На современном этапе отечественной практики существует и продолжает расти значительный разрыв между интеллектуальными ресурсами, рождаемыми в общественной практике, и теми из них, которые воплощаются в практи-

1 См.: Урсул А.Д. Природа информации. М., 1968; Урсул А.Д. Информация. М., 1971; Игнатьев В.И., Владимирова Т.В., Степанова А.Н. Социальная система как информационное взаимодействие. Новосибирск, 2009.

2 См.: Келле В.Ж. Указ. соч., с. 22.

3 См.: Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М., 2007, с. 571.

ческих делах, которые удовлетворяют потребности участников социальной практики. Система целеполагания и це-леосуществления, действующая в жизненном мире повседневности, призвана в полной мере использовать результаты интеллектуального взаимодействия. В рамках медиа-пространства это взаимодействие осуществляют создаваемые в ней медиареальности, которые на основе медиаком-муникаций обеспечивают реализацию интегративной функции журналистики - обеспечение медиапубличности участников социальной практики как системы информационного обмена в жизненном мире повседневности, создаваемого в медиапространстве. Публичность, по мнению С.Г. Корконо-сенко, - основа целостности журналистики и организуемого ею массового информационного процесса1. Это интегра-тивный результат, который рождается и непрерывно поддерживается в жизненном мире повседневности на основе взаимодействия различных медийных реальностей, функционирующих в медиапространстве, как реальных, так и потенциальных, виртуальных.

Одна из этих реальностей - оптимизированная повестка дня СМИ, по сути являющаяся по своему содержанию ме-диареальностью публичного разума2. Это важный этап, обеспечивающий реализацию принципа свободы социального творчества в рамках текущей социальной практики. Благодаря ему обеспечивается коллективность участия субъектов социальной практики в создании и обновлении медиареальности публичного разума, а также освоении ее содержания.

Ресурсы обновляемого публичного разума тесно связаны с системами целеполагания и целеосуществления, действующими в жизненном мире повседневности. Потенциальный публичный разум как обновляемый информационный потенциал общества становится реальной информацией в медиакартине мира, отражаемой в сознании аудиторных общностей. Эта информация выступает как важный фактор непрерывной оптимизации систем целепо-лагания и целеосуществления на основе медиакартины мира, постоянно обновляемой в сознании субъектов социаль-

1 См.: Корконосенко С.Г. Дисциплинарный статус теории журналистики // Теория журналистики в России. СПб., 2018, с. 11-41.

2 См.: Кант И. Ответ на вопрос: «Что такое просвещение?» // Кант И. Собр. соч.: В 8 т. М., 1994, т. 8, с. 29-37.

ной практики, превращающей потенциальную информацию

в реальную. Медиакартина мира - это еще одна медийная

1

реальность в рамках жизненного мира повседневности .

Этой медиакартине должна быть присуща гармонизация процессов изменчивости и устойчивости в ней. Интеллектуальное взаимодействие посредством медиакоммуника-ций призвано обеспечить эту гармонизацию, чтобы достигалась непрерывная оптимизация системы целеполагания и целеосуществления в сознании участников социальной практики и достигался необходимый уровень их социальной зрелости. Публичному разуму, содержащемуся в повестке дня СМИ, важно сохранять в целеполагании текущей социальной практики дееспособные ресурсы и вносить в него те продуктивные ресурсы, которые создаются каждодневным социальным творчеством. Медиареальность публичного разума, содержащаяся в информационном потенциале повестки дня СМИ, призвана становиться реальной информацией в сознании личности, коллектива субъектов социальной практики, обогащая, обеспечивая необходимый уровень зрелости интеллекта участников этой практики по отношению к непрерывно обновляемому интеллектуальному потенциалу, обеспечивая при этом свободу социального творчества, его коллективность, публичность.

Характер целостности медиапространства состоит в реализации на структурно-информационной основе медиа функций интеллектуального взаимодействия в жизненном мире повседневности, в осовременивании публичного разума на основе репрезентации в нем непрерывно обновляемого интеллектуального потенциала общества, рожденного в социальном творчестве участников текущей социальной практики. Это интеллектуальное взаимодействие достигается на основе непрерывного информационного взаимодействия, в результате которого формируется и непрерывно обновляется информационный потенциал общества, содержащийся в повестке дня СМИ.

1 См.: Анненкова И.В. Медиакартина мира как инвариант языковой картины мира // Русская речевая культура и текст: Материалы VIII Междунар. науч. конф. Томск, 2014, с. 81-86; Бережная М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. СПб., 2009; Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. М., 2014.

Освоение, потребление этой информации аудиторией СМИ делает ее реальной, обновляющей медиакартину мира в сознании участников текущей социальной практики. Публичный разум становится фактором непрерывного обновления интеллектуального потенциала потребителя информации, фактором оптимизации интеллектуальной культуры личности, других участников социальной практики в системе общественного разделения труда, обеспечивая как единство действий, так и их дифференцированность в соответствии с развитием условий жизнедеятельности общества. Интеллектуальная зрелость включает в себя не только высокую степень освоения настоящего, но и степень осознания будущего

1

как механизма цивилизационного выживания .

Интеллектуальная зрелость - основа медиапубличности - может быть достигнута, если:

- будет выявлена вся совокупность интеллектуальных ресурсов, которые могут обновить настоящее жизненного мира актуальными интеллектуальными ресурсами, обогащающими интеллектуальный потенциал общества в результате социального творчества;

- значимость для общества этих ресурсов будет обсуждена в дискурсивном пространстве широкой общественностью;

- о содержании этих ресурсов будет сообщено аудиторным общностям, действующим в системе общественного разделения труда, а их значимость будет им объяснена, способствуя тем самым формированию и обновлению, оптимизации медиакартины мира в их сознании, превращая потенциальную информацию в реальную, корректируя, оптимизируя на этой основе систему целеполагания и целе-осуществления этих общностей. Если предлагаемая потенциальная информация будет освоена аудиторией и станет реальной в медиакартине мира участников социальной практики, то будет оптимизирован интеллект личности, различных общностей в плане оптимизации их интеллектуальной культуры как участников цивилизационного процесса.

Достигаемая и поддерживаемая при этом непрерывно интеллектуальная зрелость участников текущей социаль-

1 См.: Корконосенко С.Г. Медиажизнь и гарантии коммуникационной свободы // Акценты, 2011, вып. 5-6, с.т 6-14 и др.

ной практики есть интеллектуальная зрелость субъектов цивилизационного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Они участвуют в создании и непрерывном обновлении медиареальности публичного разума, создавая и обновляя ресурсы интеллектуального потенциала общества и репрезентируя эти ресурсы в медиасообщениях.

• Они обновляют свою медиакартину мира на основе ресурсов коллективного социального творчества, входящих в содержание медиареальности публичного разума.

• Они непрерывно оптимизируют свою систему целе-полагания и целеосуществления на базе оптимизации своей интеллектуальной культуры и обеспечивая на ее основе единство сознания и деятельности, т.е. свою интеллектуальную зрелость настоящего и будущего.

Жизненный мир повседневности как главная социальная реальность вбирает в себя текущую социальную практику, представляющую собой движущуюся социальную реальность, имеющую устойчивые тенденции и непрерывную изменчивость как преодоление противоречий настоящего и переход из настоящего в будущее. Важным фактором этой устойчивости и изменчивости современности выступает информационный обмен в этом мире, в том числе и опосредованный медиапространством. Он служит функциям социального взаимодействия в обществе, в том числе важнейшей ее составляющей - интеллектуальному взаимодействию.

С теорией информационного обмена, применительно к социальному взаимодействию, связаны теории публичности, публичной сферы, публичного пространства в обществе, которым посвятили свои труды многие исследователи1. Оптимальный информационный обмен в жизненном мире повседневности имеет своей целью обеспечение единства сознания и деятельности участников социальной практики как субъектов цивилизационного процесса. Обеспечить публичность участников социальной практики - значит обеспечить непрерывное обновление всеми творчески активными силами общества публичного разума на основе инновацион-

1 См.: Бодрунова С.С. Концепции публичной сферы и медиакратическая теория: поиск точек соприкосновения // Журнал социологии и социальной антропологии, 2011, т. 14, № 1, с. 110-132.

ных ресурсов, рождаемых социальной практикой и оптимизирующих систему целеполагания и целеосуществления в обществе. Обеспечить публичность жизненного мира повседневности, текущей социальной практики - значит обеспечить также, на основе обновления медиакартины мира, в сознании участников этой практики оптимизацию их интеллектуальных ресурсов, их целостности как социальной зрелости, т.е. непрерывную оптимизацию их интеллектуальной культуры в соответствии с развитием общественного интеллекта, рождающей единство действий в обществе в целом, в системе общественного разделения труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.