Дискуссионная трибуна
УДК 0.70
DOI 10.34823/SGZ.2020.4.51411
О.В. СМИРНОВА кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
М.В. ШКОНДИН доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
Интегративная роль информационного обмена в медиапространстве в контексте оптимизации социальной практики
В статье обосновывается важность анализа процессов информационного обмена в структуре социального взаимодействия общества, в котором медиа являются ключевым посредником в обмене информацией между участниками социальной практики -субъектами цивилизационного процесса.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, информационный обмен, медиапространство, публичность, информационный потенциал общества.
O.V. SMIRNOVA PhD in Philology, Associate Professor, Head at the Chair of Periodical Press, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University
' Смирнова Ольга Владимировна, e-mail: [email protected]
M.V. SHKONDIN Doctor of Philology, Full Professor, Leading Researcher at the Chair of Periodical Press, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University
The integrative role of information flow in the media space in the context of social practice optimization
The article justifies the importance of analyzing the processes of information sharing in the structure of society's social interaction, in which media are a key mediator in the information flow between social practice participants - subjects of the civilization process.
Keywords: social interaction, information flow, media space, publicity, information potential of the society.
В современных условиях медиаисследования понимаются как самостоятельная научная область, которая изучает системы массовой и индивидуализированной коммуникации, опосредованной медиа. К интегрированному объектному полю медиаисследований относят в том числе взаимодействие медиаканалов, медиаконтента, его производителей, а также потребителей, аудитории. Отмечается при этом, что такое взаимодействие приводит, в том числе, к «взаимодействию в медиасреде явлений общественной и
индивидуальной природы, влияющих на социальную и
1
индивидуальную жизнь<...>» .
Таким образом, современные подходы предполагают важнейшим не просто распространение информации по медиаканалам, а именно информационный обмен в медиа-пространстве, что становится самостоятельным направлением для системных исследований медиа. Следует также подчеркнуть необходимость анализа процессов информационного обмена в медиапространстве в структуре социального взаимодействия общества2, в котором медиа являются ключевым посредником в обмене информацией
1 Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М., 2019, с. 35, 45.
2 См.: От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследо-ваний в современной России / Под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2019; Вартанова Е.Л. Теория медиа как перекресток научных подходов и методов // Вопросы теории и практики журналистики, 2018, т. 7, № 1, с. 165-176.
между участниками социальной практики - субъектами цивилизационного процесса. Такое информационное посредничество осуществляется не только между личностями, конкретными общностями и организациями, но также и между экономической, политической, научной, образовательной, художественной и другими социальными реальностями, между представителями различных способов освоения и преобразования мира.
Исследователи философских аспектов социального взаимодействия обращают внимание на принципы организации социального бытия, ее различных реальностей в процессе цивилизационного развития1. Существующие в настоящее время обобщающие социально-философские концепции информации и информационного взаимодействия рассматривают информационный обмен как фундаментальный механизм социального взаимодействия. При этом внимание уделяется преимущественно мировоззренческим вопросам информатизации социума, но не изучению базовых механизмов социальности и их информационной природы2. Тем не менее, исследователи сходятся во мнении о том, что различные формы социального взаимодействия носят информационный характер. Фундаментальным механизмом социального взаимодействия является обмен социальной информацией, т.е. социальное взаимодействие представляет собой информационный обмен.
Следует также подчеркнуть важность интегративной функции социального взаимодействия. Эта функция заключается в том, чтобы обеспечить оптимизацию информационного обмена в рамках всего жизненного мира повседневности, используя для этого весь совокупный механизм инфосферы. Результатом такого информационного обмена является публичность как критерий оптимальности информационных отношений между участниками текущей социальной практики, информационных отношений в рамках всего жизненного мира повседневности, а также различных социальных реальностей, взаимодействие между теорией и практикой, наукой и производством, государством и его гражданами, личностью и обществом и др. (о
1 См.: Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006.
2 См.: Игнатьев В.И., Розанов Ф.И. Информационный обмен как фундаментальный механизм социального взаимодействия // Идеи и идеалы, 2011, № 2(8), т. 1, с. 106-116.
характере публичности см. работы И. Канта, Х. Арендт, Ю. Хабермаса, Н. Лумана, а также современных отечественных авторов Е.Л. Вартановой, Я.Н. Засурского, А.С. Пую, С.Г. Корконосенко, М.А. Бережной, С.С. Бодруновой, Т.И. Фроловой и др.).
На социетальном уровне публичность обеспечивает единство сознания и деятельности, которое непрерывно поддерживается благодаря обмену информацией между участниками текущей социальной практики. В результате такого обмена формируется и обновляется система целе-полагания и целеосуществления этой практики в соответствии с развитием условий жизнедеятельности общества1.
Роль медиа как фактора информационного обмена стремительно возрастает в условиях современного цивилиза-ционного развития, в условиях дигитализации и интеллектуализации важнейших социальных реальностей - экономических, политических, научных, образовательных, художественных и др. Под влиянием этих процессов жизненный мир повседневности в первую очередь претерпевает существенные изменения в характере текущей социальной практики, в возрастании массовости социального творчества и в необходимости обеспечить свободу этого творчества2.
Сами медиа превращаются в «интеллектуальное расширение» социума, подтверждая таким образом, что появление и развитие медиатехнологий является ответом на общественный запрос. Мысль М. Маклюэна о медиа как расширении человека наталкивает исследователей на новые аналогии: медиа расширяют как человека, так и все общественные пространства и сферы, становятся источником новых социальных и личных возможностей. Е.Л. Вартанова, выделяя актуальные векторы таких расширений, подчеркивает, что медиа обладают способностью интегрировать разные социальные среды, «пласты общественной и индивидуальной жизни». Именно благодаря такой интеграции формируется общедоступная публичная сфера. Именно эта публичная среда аккумулирует в себе содержание, идеи,
1 См.: Дроздова А.В. Специфика визуальных исследований в современном гуманитарном знании // Ярославский педагогический вестник, 2015, № 3, с. 254-259.
2 См.: Вартанова Е.Л. Динамика общего и особенного: современные теоретические подходы к анализу российской медиасистемы // Параллели и меридианы медиапространства. М., 2014.
смыслы, ценности, что в свою очередь создает условия для
1
неразрывной связи медиа как каналов и содержания .
Информационное взаимодействие в том числе приводит к формированию особых отношений, базирующихся на посредничестве, которые обозначаются исследователями как медиатизация всех сфер окружающего мира2. В этих условиях медиатизация жизненного мира повседневности обретает всеохватывающий характер, возрастает значение медиапространства в стремительно развивающейся инновационной системе как одного из основных механизмов социального взаимодействия.
Важнейшим для понимания этих процессов является также понятие медиапространства - структурного образования в рамках системы социального взаимодействия, обеспечивающего информационный обмен в текущей социальной практике посредством медиа. Именно медиапрост-ранство позволяет непрерывно обновляться жизненному миру повседневности, соединяя традиционное и инновационное, устраняя возникающие противоречия между новым и старым, прошлым, настоящим и будущим в соответствии с развитием условий жизни общества, различных социальных реальностей.
Медиапространство можно также обозначить как структурный инвариант медиа как среды. В медиапространстве осуществляются различные формы социального взаимодействия, в том числе PR и рекламные коммуникации. Мы хотели бы остановиться на некоторых аспектах информационного обмена в рамках интеллектуального взаимодействия в социуме. Интеллектуальное взаимодействие в медиапространстве - это информационный обмен между участниками текущей социальной практики как разновидности социального взаимодействия в обществе. Его целостность состоит в том, чтобы непрерывно обновлять коллективно выработанный публичный разум, представляющий собой информационный потенциал общества, поддерживаемый участниками социального творчества -
1 См.: Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge,1991.
2 См.: Гуреева А.Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2016, № 6, с. 192-208.
субъектами цивилизационного созидания, непрерывно обновляющими инновационные ресурсы.
Цифровизация медиапространства и развитие интернета дают возможность в значительной мере отразить в нем этот потенциал - не только его динамику, но и статику, характер взаимодействия традиционных интеллектуальных ресурсов (знаниевых, аксиологических, поведенческих) и ресурсов инновационных, возникающих в социальном творчестве участников социальной практики как субъектов цивилизационного процесса. Эти ресурсы информационного потенциала общества непрерывно обновляют потенциальный публичный разум, формируемый в том числе
1
посредством медиа .
Интеллектуальное взаимодействие связано с необходимостью непрерывного обновления публичного разума жизненного мира повседневности в процессе рождения в социальной практике инноваций. Это в свою очередь обеспечивает непрерывность обновления информационного потенциала жизненного мира повседневности, непрерывной гармонизации традиций и инноваций в его интеллектуальном потенциале.
Оптимизация интеллектуального взаимодействия в ме-диапространстве имеет свою специфику. Целостность этого взаимодействия состоит в том, чтобы оптимизировать ме-диакартину мира в сознании участников текущей социальной практики как субъектов цивилизационного процесса. Информационный обмен в дискурсивных пространствах медиа должен быть организован так, чтобы обеспечить представительность в этом информационном обмене, чтобы это был потенциал актуальных знаниевых, аксиологических, поведенческих и других ресурсов2.
Таким образом, представляется, что интегративная роль информационного обмена в медиапространстве состоит в том, чтобы обеспечить публичность жизненного мира повседневности. Она заключается в непрерывном обнов-
1 Владимирова Т.Н., Панферова В.В., Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Шкондин М.В. Журналистика и интеллектуальный потенциал общества: теоретические подходы к системному анализу интеллектуального взаимодействия в медиа-пространстве // Вопросы теории и практики журналистики, 2020, т. 9, № 1, с. 90-105.
2 См.: Вартанова Е.Л. Медиаисследования в России: столкновение парадигм и методологий // Актуальные проблемы медиаисследований. М., 2018.
лении информационного потенциала медиа, обеспечивающего обновление потенциального публичного разума как оптимизацию общественного интеллекта на основе инновационной деятельности во всех социальных реальностях с использованием всех способов освоения мира: духовно-теоретического, духовно-практического и практического. Журналистика в этой связи как способ освоения изменчивости жизненного мира повседневности призвана осовременивать настоящее, участвуя в интеллектуальном осмыслении этой изменчивости. Информационный обмен в этом контексте является ключевым инструментом социального взаимодействия, в том числе интеллектуального обмена информацией между участниками социальной практики как
субъектами цивилизационного процесса в условиях дина-
1
мичных перемен в различных социальных реальностях .
Интеллектуальный потенциал общества предстает в повестке дня медиа как результат информационного обмена между участниками социальной практики. На основе этой картины непрерывно обновляется интеллект личности, различных общностей как их реальный публичный разум, т.е. как их оптимизируемая интеллектуальная культура. Существо этого процесса оптимизации информационное, но результат - непрерывное преодоление возникающего разрыва между реальным потенциалом субъектов цивилизационного процесса и непрерывно обновляемого участниками социального созидания интеллектуального потенциала общества. В результате освоения потенциальная информация становится реальной, обновляя медиакартину мира в сознании участников социальной практики, на основе которой они обновляют свою интеллектуальную культуру.
Интеллектуальное взаимодействие в медиапространстве выступает фактором формирования потенциального публичного разума как результата совместного участия всех творчески активных сил общества в обновлении ресурсов его интеллектуального потенциала. Содержание этого потенциала - знаниевые, аксиологические, поведенческие и другие ресурсы, непрерывно обновляющие информационный потенциал СМИ на основе публичного дискурса.
1 См.: Корконосенко С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение. М., 2010.
В условиях активизации взаимодействия динамики и статики жизненного мира повседневности, которое наблюдается на современном цивилизационном этапе становления информационного общества, преобразуется система информационного обмена текущей социальной практики. Процесс превращения физического и умственного труда в труд интеллектуальный сопровождается массовизацией актов социального творчества в различных социальных реальностях. Активно обновляемый интеллектуальный потенциал общества, располагающий знаниевыми, аксиологическими, поведенческими и другими ресурсами, нуждается в том, чтобы на основе обеспечения свободы социального творчества, свободы в распространении и получении информации активно обновлялся информационный потенциал медиа.
На современном цивилизационном этапе на жизненный мир повседневности, как уже подчеркивалось выше, решающее влияние оказывают процессы дигитализации (цифрови-зации). В этих условиях медиа становятся общественными коммуникаторами, обеспечивающими двусторонний коммуникационный процесс1. Медиа также приобрели статус важнейшего института, осуществляющего социализацию людей, особенно молодежи2. Таким образом, представляется, что система информационного обмена, функционирующая на основе медиапространства, устраняющая противоречия между новым и старым в социальной практике и непрерывно поддерживающая необходимый уровень социальной зрелости, приобретает все более значимую роль в контексте оптимизации общественных процессов и всестороннего развития интеллектуальной культуры.
1 См.: Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М., 2019.
2 См.: Dunas D., Kulchitskaya D. New Patterns of Youth Self-Actualisation in the Digital Age // Digitalising Media: Communication, Audience, Policies. Abstracts. The 11* International Media Readings in Moscow Mass Media and Communication 2019, 2019, pp. 46-47.