_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
3. Новиков В.Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор/ В.Н.Новиков // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 20745885 - 2012, - №1.
4. Про вищу освггу: Закон Украши вщ 01.07.2014 №1556-VII (3i змшами, що внесет Законом Украши вщ 02.06.2015 №498-VIII) // Вiдомостi Верховно1 Ради Украши. - 2015. - №31.
5. Слободчиков В.И. Структура и состав образовательной сферы: категориальный анализ //Психология обучения . - 2010. - №1. - С. 4-24.
6. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Личность, теории упражнения, эксперименты /Пер. с англ. - СПб: прайм-ЕВ-РОЗНАК, 2004. - 608 с.
7. Штейнбах Х. Еленский В.Психология жизненного пространства. - Санкт-Петербург, 2004. - 240 с.
8. Abualrub I., Karseth B., Stensaker B., 2013, The various s understandings of learning environment in higher education and its quality implications Quali ty in Higher Education, 2013 Vol. 19, No. 1, 90-110.
9. Bamford, J., 2008, 'The enhancing series case studies: international learning experience strategies for the improvement of international students' academic and cultural experiences of studying in the UK', Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Network-Enhancing Series: Internationalisation (York, Higher Education Academy).
10.Teymur N. Environmental Discourse. / N. Teymur, London. - 1982. - 220 с.
© Братко М. В. , 2016
УДК 373
Брязгин Аркадий Султанович
к.т.н., старший научный сотрудник организационно-методического отдела центра развития профессионального образования ГБОУ ВО МО "Академия социального управления", г. Москва, РФ
E-mail: [email protected] Морозова Наталья Владимировна начальник организационно-методического отдела центра развития профессионального образования ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"Ю, г. Москва, РФ
E-mail:[email protected]
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИИ ГЛАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЪХ ОРГАНИЗАЦИЙ МОСКОСВКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В статье приводятся результаты мониторинга публичных докладов профессиональных образовательных организаций Московской области, размещенных на сайтах организаций (далее - ПОО МО). Особо подчёркнута необходимость в актуальности и достоверности информации, быстрого доступа к ней для различных целевых групп, имеющих разные интересы. Приведены основные статистические данные мониторинга публичных докладов.
Ключевые слова
Информация, сайт, публичный доклад, целевая аудитория, информационная открытость, главная страница, документы, мониторинг.
Любая образовательная система, как отмечено, например, в [1], и это требование времени, должна
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
становиться всё более открытой для общества. Среди многочисленных инструментов повышения такой открытости:, регулярная информация в СМИ о ПОО МО, использование новых информационных и рекламных технологий особое место занимает публичный доклад руководителя ПОО МО.
Публичный доклад - аналитический публичный документ в форме периодического отчета ПОО МО перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития образовательной организации.
Публичный доклад адресован широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям средств массовой информации, общественным организациям и другим заинтересованным лицам
Публичный доклад сегодня -это необходимый атрибут современной образовательной организации вообще. На наш взгляд цель публичного доклада —создание информационной основы для организации диалога всех участников образовательного процесса, включая представителей общественности. Диалог призван ответить на ряд, чрезвычайно насущных вопросов о том, как образовательная организация выполняет свои функции, демонстрирует свои возможности по качеству даваемого детям образования, отвечает на вопросы, связанные с социально-воспитательной функцией, приводит сравнительные данные относительно других образовательных систем. В то же время доклад даёт характеристику своих педагогов, оценивает перспективы и востребованность будущих выпускников и т.д.
Нормативная база для работы над публичным докладом определена в [2-4]и детально обсуждена в [5].
Нами был проведен мониторинг и анализ публичных докладов ПОО МО . Основные результаты этого мониторинга изложены в [6]. Здесь же мы приведём некоторые сведения об особенностях публичных докладов и наиболее типичных недостатках, свойственных значительному числу их.
Прежде всего - некоторые статистические данные.
Изучались сайты 55 ПОО МО, представление публичных докладов на официальных сайтах организаций - около 90%.
В целом двум основным критериям (расположению доклада на Главной странице или на выбор - в разделе Документы и соответствие рекомендованной структуре) соответствуют около 65%всех публичных докладов. Существенные структурные отклонения имеются у 16%организаций.К ним мы относили такие, как отсутствие рекомендованного раздела, недостаточный объём и информативность доклада. Установлено, что организациями нарушены рекомендации (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2010 г. N 13-312 "О подготовке Публичных докладов" ) по объёму доклада 40-60с., не включая приложений. Отклонения имеются в обе стороны. Докладов, содержащих 20-40с, оказалось около 12%. Докладов с количеством страниц больше, чем 60- 12%, у 8 %организаций в докладах более, чем 100 страниц.
Отметим некоторые особенности изучаемых докладов, не отнесённые нами к серьёзным структурным отклонениям, но мешающие оценке полезности представленной работы. В первую очередь - это непропорциональность изложения материала по разделам. В той или иной степени, подобным недостатком страдают более одной трети всех организаций. К примеру, в одном докладе объёмом 36с., 4 страницы отведено таблице мероприятий с излишней детализацией её об отборочных внутриучрежденческих соревнованиях.
Без ущерба для содержания доклада, часть материала следует перемещать в приложения, а ненужную детализацию удалять вовсе. В то же время в докладе весьма полезным было бы отражение некоей сравнительной интегральной динамики процессов, в том числе и внутриучрежденческих за последние 3-4 года.
В отношении количества иллюстративного материала следует придерживаться рекомендаций, принимаемых для публичных докладов - навигаторов, получающих в последнее время всё большее распространение. Эти рекомендации по сути дела довольно жестки: в среднем две иллюстрации на страницу доклада. Причём, размещаться они должны таким образом, чтобы занимать не более одной трети пространства страницы[7].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
Чрезвычайно неудобным, для анализа содержания публичных докладов, является отсутствие оглавления, и это характерно для более, чем одной трети организаций. Очевидно, что не все из целевой аудитории, к которой обращаются авторы доклада, захотят читать его целиком. Одних, скажем, родителей студентов интересует одна конкретика ПОО МО, других - совершенно иная.. Оглавление -сигнал посетителю сайта, что ему рады, ему хотят помочь. Естественно, именно оглавление с постраничным указателем разделов является лучшим путеводителем для любого, зашедшего на сайт для ознакомления с содержанием публичного доклада
Вернёмся к главным рекомендуемым критериям оценки публичного доклада. Выше мы отмечали, что двум основным критериям (размещению доклада на Главной странице или в разделе документы, а также соответствия структуре) в целом отвечают около двух третей всех представленных докладов. Но при этом вариант размещения: главная страница - публичный доклад- случаи единичные. Их не более 10%. Остальные 55% докладов размещены в разделе Документы. И, казалось бы, рекомендации выполнены, но иногда сам раздел Документы приходится искать непозволительно долго. приходится констатировать что, рекомендация по размещению публичного доклада с тем, чтобы любому посетителю сайта её можно было найти в "три клика"[5], реально выдержаны в целом менее, чем у одной трети.
Последнее, что необходимо отметить, что и количество, и качество публичных докладов, представляемых ПОО МО на традиционный ежегодный областной конкурс "Лучший публичный доклад" с каждым годом растёт. Так для участия в конкурсе2014 - 2015 учебный год количество поданных на конкурс докладов достигло 70%.
В соответствии с Положением о проведении областного конкурса «Лучший публичный доклад» публичные доклады оцениваются по следующим критериям
1) оптимальность представления в публичном докладе основных направлений деятельности образовательной организации;
2) отражение в публичном докладе образовательной организации, муниципального органа управления образованием результатов реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2018 годы, губернаторской программы «Наше Подмосковье. Приоритеты развития»;
3) актуальность представленной в публичном докладе информации для общественности;
4) доступность языка и стиля публичного доклада для общественности;
5) квалифицированное использование статистических данных и аналитических индикаторов;
6) качество оформления публичного доклада;
7) удобство размещения публичного доклада на сайте.
Завершая рассказ об областном конкурсе на «Лучший публичный доклад» и, в целом, о публичной отчетности в Московской области, хочется еще раз подчеркнуть, что этот вид представления результатов работы прочно вошел в жизнь ПОО МО. Сегодня родители могут, выбирая ПОО МО для своего ребенка, ориентироваться не только на программу развития, образовательную программу, но и на публичный доклад, в котором доступно и понятно рассказывается о достижениях прошедшего учебного года и задачах ближайшего будущего.
Список использованной литературы:
1.Моисеев А.А. "Построение системы информационной работы образовательной организации". Известия АСОУ", М - Научный ежегодник 2014 ч.2, с3.9-45.
2.Федеральный закон от 29.12.2012г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации" ст.29 "Информационная открытость образовательной организации".
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил размещения на официальных сайтах образовательных Организаций в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации. Об образовательной организации» от 10.07.2013г. N582
4.Приказ от 29 мая 2014г. N 785Рособрнадзора"Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации".
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х
5.Олейник В.И. "Публичная отчётность образовательной организации", материалы семинара «Публичные доклады профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Московской области», АСОУ, 29.10.15г 2015г.
6.Морозова Н.В. "Методические аспекты подготовки публичных докладов", материалы семинара «Публичные доклады профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Московской области», АСОУ, 29.10.15г 2015г.
7.Т.А.Мерцалова Публичный доклад: смена формата в поисках эффективности, Методические рекомендации по итогам конкурсана «Лучший публичный доклад»о результатах деятельности в 2012 - 2013 учебном году, Центр стратегических разработок Академия социального управленияМосковская область 2014г., с.3-11
© Брязгин А.С., Морозова Н. В., 2016
УДК 902; 001.8:3
Валеев Андрей Мусагитович
к.п.н., доцент кафедры ФВ Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет
г. Комсомольск-на-Амуре, РФ E-mail: [email protected] Фомин Евгений Михайлович ст. преподаватель кафедры ФВ Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет
г. Комсомольск-на-Амуре, РФ E-mail: [email protected]
ИСТОРИЯ И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Аннотация
В статье раскрывается историческое происхождение и сущность понятия толерантности разных народов, религий. Представлено смысловое значение толерантности разных областей деятельности
Ключевые слова Толерантность, терпимость, принятие.
Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточно новым, но её смысловые корни, как отмечали историки и философы во все времена считались человеческой добродетелью. Толерантность подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом, поли конфессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.
Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований, идеологических противостояний и этнических конфликтов. Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни людей, народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим людям: все хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в результате этого «по-своему» возникает война. Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями. Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Войны описывались и анализировались в исторической литературе и многие историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость.