2.Федеральный закон от 29.12.2012г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации" ст.29 "Информационная открытость образовательной организации".
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил размещения на официальных сайтах образовательных Организаций в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации. Об образовательной организации» от 10.07.2013г. N582
4.Приказ от 29 мая 2014г. N 785 Рособрнадзора "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации".
5.Олейник В.И. "Публичная отчётность образовательной организации", материалы семинара «Публичные доклады профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Московской области», АСОУ, 29.10.15г 2015г.
6.Морозова Н.В. "Методические аспекты подготовки публичных докладов", материалы семинара «Публичные доклады профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Московской области», АСОУ, 29.10.15г 2015г.
7.Т.А.Мерцалова Публичный доклад: смена формата в поисках эффективности, Методические рекомендации по итогам конкурса на «Лучший публичный доклад» о результатах деятельности в 2012 - 2013 учебном году, Центр стратегических разработок Академия социального управления Московская область 2014г., с.3-11
© Брязгин А.С., Морозова Н. В., 2016
УДК 371
Буршит Ирина Евгеньевна,
канд. пед. наук, доцент кафедры общей педагогики ТИ имени А.П.Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ),
г.Таганрог, РФ [email protected] Зайцева Анастасия Александровна, студентка 1 курса факультета дошкольного, начального и дополнительного образования ТИ имени А.П.Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ),
г. Таганрог, РФ
ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы о роли сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка-дошкольника, особенностях сюжетно-ролевых игр, анализируется деятельность, осуществляемая в данном направлении воспитателями детского сада «Сказка».
Ключевые слова
Сюжетно-ролевая игра, развитие, дети дошкольного возраста, структура сюжетно-ролевой игры, особенности, принципы организации сюжетно-ролевой игры
Особое значение в развитии ребенка имеет игра. В ней происходит познавательное, личностное и поведенческое развитие ребенка.
Теме игры уделяется большое внимание в исследованиях отечественных исследователей. Например, в исследованиях А.Н. Леонтьева, игра рассматривается как деятельность, которая имеет большое значение в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
развитии ребенка и в которой происходит ориентация в отношениях между людьми, а также овладение ребенком навыками кооперации [3, с. 25].
Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития [6]. По утверждению К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни» [4, с. 207].
Предметом особенного интереса со стороны исследователей была и до сих пор остается сюжетно-ролевая игра. Она является наиболее характерной для дошкольников.
Сюжетно-ролевая игра имеет свою структуру, в которую входят сюжет, содержание, роль.
Сюжет является главным компонентом игры, без которого не может быть самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та деятельность, которая воспроизводится ребенком в ее процессе. Он представляет собой определенные действия, события и взаимоотношения жизни и деятельности окружающих, которые находят отражение в деятельности ребенка. Сюжеты игр могут быть разнообразными.
Содержание игры - центральный момент деятельности, в которой отражаются отношения между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной и другой деятельности. В зависимости от того, в какой мере ребенок имеет представление о деятельности взрослых, меняется и содержание игры. В игре нет и абсолютной свободы действий, так как в ней действуют определенные законы и правила, сходные с теми, которые существуют в действительности. Как указывал Л. С. Выготский, всякая ролевая игра - это «игра с правилами, имеющимися внутри роли, которую берет на себя ребенок» [2, с. 56].
Основу сюжетно-ролевый игры составляют роль и действия, которые с ней связаны. В такой роли, по мнению Д.Б. Эльконина, «в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционально-техническая стороны деятельности» [5, с. 62]. При этом на протяжении взросления ребенка происходит и развитие роли: от ролевых действий к ролям-образам.
Кроме сюжета, содержания и роли, психологи выделяют и такие структурные компоненты как правило, игровое действие, предметы-заместители, воображаемую ситуацию и партнера по игре.
Согласно многим исследованиям сюжетно-ролевая игра возникает у ребенка не спонтанно, а передается другими людьми. В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Большое значение сюжетно-ролевых игр заключается в том, что дети научаются пользоваться и оперировать человеческими символами и знаками. Это лежит в основе развития высших форм психики и приспособления человека к окружающей среде.
Согласно договору между институтом имени А.П.Чехова и образовательными учреждениями города и Неклиновского района студенты в любое время, а не только во время практики могут знакомиться с деятельностью воспитателей, оказывать им помощь и др.
Анализируя деятельность, проводимую в данном направлении воспитателями детского сада «Сказка», можно констатировать, что работа в данном направлении ведется значительная. В частности, стоит отметить, что в ДОУ сюжетно-ролевые игры используются с учётом возможностей самого дошкольного учреждения и особенностей детей дошкольного возраста.
Например, в средней группе воспитателем М.Н.Кушкиной составлена картотека сюжетно-ролевых игр. Также в детском саду оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов игры.
В своей работе воспитатели детского сада «Сказка» используют следующие принципы организации
игры:
• Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, воспитатель сам играет с детьми.
• В игре с детьми воспитатель принимает позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.
• В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, воспитатель не допускает принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.
Организуя игры с детьми среднего дошкольного возраста, воспитатели решают задачи по развитию у них самостоятельности и самоорганизации, формированию умения договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.
Дошкольник часто испытывает «определенные трудности при выполнении совместной со сверстниками деятельности. Это может проявляться в следующем:
■ трудно принять и осознать заданную цель как общую для всех и удержать ее в течение выполнения деятельности;
■ трудно согласовывать свои действия с действиями партнеров;
■ трудно изменить свою точку зрения, даже если она является ошибочной, принять вместо нее мнение партнера даже при осознании его правоты;
■ трудно оценить общий результат» [1].
Важно отметить, что воспитатели довольно часто хвалят и поощряют каждого ребёнка, чтобы никто из детей не потерял интереса к игре, имел возможность самореализоваться в игре, проявить своё неповторимое творчество.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками.
При этом ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. А развивать можно и нужно посредством доступной для их возраста деятельности - игры. Список использованной литературы:
1. Буршит И.Е. Формирование способности к ненасильственному взаимодействию у дошкольников [Текст] / И.Е.Буршит // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14247. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14247.htm. - Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. [Текст] / Л.С.Выготский //Психология развития. СПб, Питер, 2001.
3. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А.Н.Леонтьев // Психологическая наука и образование. - 1996. - №3. С. 25-27.
4. Ушинский К.Д. Сочинения [Текст] / К.Д.Ушинский // М. Лениздат, 2007 т.8. - С.207.
5. Эльконин Д. Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры [Текст] / Д.Б.Эльконин // Хрестоматия по возрастной и педагогической у психологии. - М., 1981.
6. Эльконин Д. Б. Психология игры [Текст] / Д.Б.Эльконин // - 2-е изд. - М: Просвещение, 1999. -300с.
© Буршит И.Е., Зайцева А.А., 2016
УДК 378
Галиахметова Альбина Тагировна
к.п.н, доцент, доцент кафедры «Иностранные языки» Казанский государственный энергетический университет
г. Казань, Российская Федерация e-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА В ВУЗЕ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос внедрения современных педагогических технологий, а в частности