Научная статья на тему 'Сущностные характеристики образовательной среды университетского колледжа'

Сущностные характеристики образовательной среды университетского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1054
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Братко Мария Васильевна

В статье представлены результаты анализа подходов к пониманию среды, определены сущностные черты образовательной среды высшего учебного заведения, сформулирована авторская дефиниция понятия «образовательная среда университетского колледжа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики образовательной среды университетского колледжа»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

и реализации ценных качеств, созидательных способностей, социальной субъектности. В его структуру включены образовательный(интеллектуальный), ценностно-мотивационный, общественно-политический, духовно-нравственный, трудовой и инновационный потенциал. Системообразующим в данной структуре является образовательный потенциал, который определяется уровнем и качеством полученного образования. В структуре признаков социального потенциала на первый план, на наш взгляд, выходят инициативность, активность и ответственность, обеспечивающие социально - эффективные формы жизнедеятельности молодёжи. При этом, инициативность мы рассматриваем как интегрированное свойство личности, отражающее её способность к самостоятельным начинаниям, определяющее достижение социального успеха, характеризующее позитивное, созидательное отношение к своей жизни, обществу и природе. Социальный потенциал классифицируется по ряду оснований. По уровню индивидуализации - личностный, групповой. По отношению к обществу и к самой системе - конструктивный, деструктивный. По уровню способностей - высокий, средний, низкий. По уровню проявления социальной активности - активный, незначительно активный и пассивный виды потенциала. Носители активного типа потенциала активны, стремится достичь успеха в различных сферах, готовы нести ответственность за результаты деятельности; носители вида незначительной активности потенциала стремятся избежать необходимости нести ответственность, перенести ее на кого-либо другого. Носители пассивного вида потенциала не стремятся проявлять активность к чему-либо, большинство сфер «достижения успеха» оцениваются как недоступные или не входят жизненные планы таких людей. В значительной мере он формируется, развивается и сформированный молодёжный потенциал в зависимости от существующих условий может раскрываться, реализовываться в разной степени. Проблема формирования социального потенциала молодёжи становится крайне актуальной на всех уровнях управления: глобальном, государственном, региональном и муниципальном. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию и проблема формирования и реализации социального потенциала молодежи носит комплексный характер, а ее решение лежит в сфере межведомственного подхода.

Список использованной литературы:

1. Алаторцева, И.С. Борисова, Т.С. Формирование социального потенциала молодёжи стратегический приоритет государственной молодёжной политики // Социальная педагогика в России. - 2015. - №2.

2. Осипов Г.В. Социологияи социальное творчество.- м.,2002. - с.156

3. Социальный потенциал молодежи / Под ред.Н.М. Байкова и Ю.В. Березутского. - Хабаровск: ДВАГС, 2004

4. ФилипповВ.Э. Социальный потенциалсовременной молодежи в условиях модернизации российского общества: социологический анализ:Автореферат дисс.. канд. соц. наук. - М., 2007.

© Борисова Т.С., 2016

УДК 377:378

Братко Мария Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент, директор Университетского колледжа Киевского университета имени БорисаГринченко, г. Киев, Украина

E-mail: m .bratko@kubg .edu.ua

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация

В статье представлены результаты анализа подходов к пониманию среды, определены сущностные

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

черты образовательной среды высшего учебного заведения, сформулирована авторская дефиниция понятия «образовательная среда университетского колледжа».

Ключевые слова

Среда, образовательная среда, образовательная среда высшего учебного заведения, образовательная среда университетского колледжа.

Bratko Mariia Vasilevna

THE ESSENTIAL CHARACTERISTICS EDUCATIONAL ENVIRONMENT

OF UNIVERSITY COLLEGE

The article presents an analysis of approaches to understanding the environment. It identified the essential features of the educational environment of higher school. Formulated the concept of the author's definition of "educational environment of university college.

Keywords

Environment, educational environment, educational environment of university college.

Сегодня, как никогда, актуальна проблема создания системы образования, отвечающей современным цивилизационным требованиям и вызовам. Наш современник, немецкий философ В. Бек, анализируя современную социальную ситуацию, приходит к выводу, что мы живем в «обществе риска». Наша реальность, констатирует ученый, характеризуется постоянными изменениями, своеобразной «неуверенностью духа времени», которую отрицать - цинично, а поддаться без сопротивления - опасно. Таким образом, утверждает В. Бек, «в обществе риска обхождение со страхом и неуверенностью становится в биографическом и политическом плане ключевой цивилизационной квалификацией, а выработка соответствующих способностей - существенной задачей педагогических заведений» [1, с. 93]. Если вызовы сегодняшнего дня вселяют чувство неуверенности в человека, то образование должно вселить в него веру в свои силы, вооружить знаниями и умениями, чтобы его квалификация и компетентность позволяли справляться с жизненными задачами как личностными, так и профессиональными. В целом, общество образованных людей имеет больше возможностей для успеха и процветания. Очевидно, что эффективность развития общества и государства сопряжена с эффективностью системы образования. Образование - это непрекращающийся процесс создания и развития интеллекта, человеческого капитала. Потребности, ожидания, требования общества к образованию лежат в плоскости обеспечения качества образовательных результатов, которые зависят от качества составляющих системы, ее функционирования и управления на всех уровнях, в том числе и на уровне конкретного учебного заведения, его образовательной среды. Актуализация средового подхода связана с поиском эффективных технологий образовательной практики. Среда, окружающий личность мир является одним из объективных и решающих факторов становления и развития личности. Человек живет в «очеловеченной» среде, созданной им, которая, в свою очередь, формирует человека. Теоретик бихевиоризма Б. Скиннер (B. Skinner ) настаивал на том, что научными методами можно постичь все поведение человека, поскольку оно объективно детерминировано окружающей средой, и следовательно, усилия ученых должны быть направлены на установление факторов среды, определяющих и контролирующих поведение человека. Технология управления поведением индивида, согласно Б. Скиннеру, заключается в «правильном» управлении средой [6].

Проведенный анализ научных источников позволяет сделать вывод, что достаточно основательно педагогические аспекты среды человека изучают социальная педагогика, теория воспитания. Однако недостаточно реализуется потенциал средового подхода в высшем образовании. Следует заметить, что для педагогической науки является актуальным не только изучение реальной социальной и культурной среды, под влияние которой подпадает человек, то есть, констатация факта. Есть необходимость в разработке научных оснований для проектирования и реализации среды с определенными характеристиками, прямое и опосредованное влияние которых на формирующуюся личность будет благоприятным и положительным. То есть, восприятие среды как условия трансформируется в понимание ее как фактора, средства, ресурса

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

обучения, воспитания и развития личности. Следовательно, средовой подход может быть теорией и технологией опосредованного управления процессом образования и развития личности на всех этапах образовательного процесса.

Несмотря на повышенный интерес к проблеме реализации средового подхода в образовании, всестороннего изучения феномена образовательной среды, на сегодня нет единства в понимании содержания базового понятия проблемы.

Цель нашей публикации - на основе существующих научных подходов к пониманию сущности феномена образовательной среды высшего учебного заведения предложить авторское определение понятия «образовательная среда университетского колледжа».

Для достижения поставленной цели мы применили совокупность теоретических (описание, анализ, синтез, сравнение, обобщение) и эмпирических (наблюдение) методов исследования.

Актуализированный научный интерес к проблеме взаимодействия среды и человека подтверждается многочисленными трудами наших современников. Результаты исследования образовательной среды отражены в работах психологов и педагогов, а именно: В. Авдеева, Г. Беляева, С. Братченко, Е. Галимова, Н. Гонтаровской, Ю. Громыко, С. Дерябо, В. Дрофы, А. Каташова, К. Куракина, Н. Крыловой, В. Лебедева, А. Леонтьева, Ю. Мануйлова, И. Мешковой, Л. Новиковой, В. Орлова, В. Панова, Ю. Песоцкого, К. Приходченко, В. Рубцова, Н. Селивановой, С. Сергеева, Г. Серикова, В. Слободчикова, В. Ясвина. Исследованию потенциала образовательной среды высшего учебного заведения посвящены работы А. Артюхиной, Е. Васильевой, Е. Зеер, В. Козырева, Н. Князевой, В. Мастеровой, Т. Менг, В. Новикова, Г. Поляковой, Л. Редько О. Ярошинской. и др.

Ученые Университета Осло (University of Oslo) Айад Абуалраб (Iyad Abualrub), Берит Карсес (Berit Karseth), Берн Стенсейкер (Bj0rn Stensaker) в 2013 году, создавая базу научных источников для исследования феномена образовательной среды и реализации средового подхода в высшей школе, используя возможности поисковой системы Гугл Школар (Google Scholar), обнаружили более 80 англоязычных публикаций по теме. Обратим внимание, что исследователи ограничили поиск исключительно такими параметрами: «образовательная среда» (learning environment) и сфера применения - высшее образование (higher education) [8]. Подражая норвежским ученым, в 2016 году, используя тот же поисковик и те же параметры, мы обнаружили 133 научных источника на украинском и русском языках. Такой широкий перечень научных источников подтверждает активизацию научного интереса к созданию и эффективной реализации профессионально ориентированной образовательной среды в высшей школе и побуждает к ее детальному изучению в структурном, функциональном, содержательном измерении.

Благодаря специфике феномена среды ее изучение носит междисциплинарный характер. Влияние среды на личность, организация среды с целью обеспечения ее положительного влияния на развитие личности исследуются философией, экологией, этикой, социологией, психологией, педагогикой. Дефиниции понятия «среда», понимание ее феноменальных особенностей, зависит от теоретических позиций конкретной науки, конкретного исследователя. Заметим, что дефиниции всегда раскрывают сущность научного подхода, который использовался для изучения феномена, отражают взгляды исследователей на сущность исследуемого феномена, не противоречат, а дополняют друг друга. В широком смысле под средой понимают окружение, состоящее из совокупности природных, материальных, социальных факторов, которые прямо или косвенно влияют на человека. Среда - это то, что находится между объектами и является посредником между ними. Среда - это «субстанция, которая, в отличие от незаполненного пространства, имеет определенные свойства, влияющие на осуществление взаимодействия между объектами» (Выготский Л.С.) [2], «сущностное содержание определенной реальности» (Слободчиков В.И.) [5].

Английский исследователь среды и ее влияния на человека Н. Теймур (N.Teymur) в своей монографической работе приводит более 40 определений понятия среды [10]. Обобщая содержание этих определений, ученый представляет такие концептуальные идеи относительно содержания исследуемого понятия:

- среда создается самим человеком, поэтому, «мы и есть среда»;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

- среда - это то, что нас окружает, все то, что «не мы»; условия, которые влияют на нас (биологическое понимание сущности феномена среды);

- среда - это определенное соотношение между нами и окружением; с одной стороны - это физические факты, с другой - система человеческого опыта;

- среда - это открытая система, связанная с сверх системой [6].

Психология среды, которая рассматривает человека в единстве со средой и как продукт среды, позволяет по-новому воспринимать организацию обмена информацией между человеком и средой, а следовательно, может предложить научное основание для решения многих педагогических проблем высшей школы. Психологи X. Штейнбах и В. Еленский, считают, что эффект воздействия среды становится ощутимым только после длительного пребывания в ней [7, с. 5]. Представители когнитивной психологии, в частности, американцы Роберт Соммер (Robert Sommer), Ульрик Найссер (Ulric Neisser), эстонцы Мате Хейдметси Томас Нийт отмечают, что человек все время находится в среде. Этот фактор влияния очень важен, потому что качество среды (во всех его измерениях) определяет его как человека. Американец Роджер Баркер (Roger Garlock Barker), основатель школы экологической психологии, считал, что реализация человека в значительной степени детерминируется условиями среды [7, с. 16]. Становление субъектов образовательного процесса в высшем учебном заведении происходит в определенной социокультурной и пространственно-предметной среде - образовательной среде вуза. А значит, нельзя упустить потенциальные возможности среды высшего учебного заведения для содействия процессу становления личности. Ведь молодые люди, становясь студентами, на длительное время приходят в высшее учебное заведение, соответственно, влияние уникальной окружающей среды высшего учебного заведения является пролонгированным и может, по нашему мнению, оказать значительное влияние на формирование и развитие личности. И это влияние возможно и должно регулироваться в желаемом направлении. Ученый из Лондонского университета (University of London) Ян Бемфорд (Jan Bamford) утверждает, что предоставление студентам учебной среды, которая позволяет им развивать свои знания, навыки и ценности, является одной из основных значимых обязанностей высшего образовательного учреждения [9].

По мнению российского ученого В.И. Слободчикова, «центральным компонентом сферы образования выступает образовательная среда; именно она центрирует в себе и цели, и содержание, и организацию образования в конкретной социокультурной ситуации, определяет вектор и состав способностей и качеств человека, развивающий потенциал образования»[5].

Анализ научных источников свидетельствует, что изучение образовательной среды в педагогических исследованиях последнего двадцатилетия проводится в рамках изучения таких научных проблем: педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений (Г. Беляев, 2000), фактор развития школьника (Н. Гонтаровская, 2012), средовой подход в воспитании (Ю. Мануйлов, 1997), управление взаимодействием общеобразовательных учреждений с образовательной средой региона (Д. Полукшт, 2004), формирования межкультурной компетентности будущих специалистов в образовательной среде классического университета (А. Снеговская, 2014), информационно-образовательная среда вуза (А. Амбросимов, 2005, С. Мякишев, 2007, С. Атанасян 2009; Т. Юрченко, 2011), различные аспекты образовательной среды вузов, в том числе личностный и профессиональный рост студента (А. Артюхина, 2006; А. Бондаревская, 2004; А. Гингель 2011; А. Дружинина, 2011; В. Козырев, 1999; В. Литвиненко, 2002; В. Мастерова, 2003; К. Маслов, 2008; О.Ярошинская, 2015) и др.

Анализ подходов к толкованию содержания сложного, многомерного и субъективного понятия «образовательная среда высшего учебного заведения», позволяет сделать вывод, что большинство ученых под образовательной средой понимают многоуровневую систему условий, которая обеспечивает оптимальные параметры образовательной деятельности определенного образовательного субъекта во всех аспектах - целевом, содержательном, процессуальном, результативном, ресурсном. В большинстве случаев исследователи рассматривают образовательную среду конкретного образовательного учреждения, включающую совокупность факторов - материальных, пространственных, предметных, социальных, личностных, которые взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, «организовывают среду».

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Нам импонируют взгляды на образовательную среду вуза российского ученого В. Новикова, который воспринимает образовательную среду вуза как профессионально и личностно стимулирующую среду, определяет ее как совокупность материальных, педагогических и психологических факторов вузовской действительности, побуждающих субъектов образовательного процесса к профессионально-личностному развитию и саморазвитию [3].

Опыт наших теоретических изысканий, позволяет определить образовательную среду вуза как общий, совокупный, объединенный, интегральный, целостный фактор развития личности, играющий определяющую роль в модификации ее поведения, которое разворачивается в результате запланированных и незапланированных факторов среды; комплекс условий (возможностей) и ресурсов (материальных, финансовых, личностных, технологических, организационных, репутационных) для образования личности, сложившихся целенаправленно в учреждении, которое выполняет образовательные функции по предоставлению образования, что соответствует определенному уровню высшего образования; среду, предоставляющую возможности для общекультурного и личностного развития субъектов образовательного процесса.

Такой подход позволяет рассматривать в качестве «фактора влияния» на субъекта образовательного процесса в высшем учебном заведении любое из условий или любой ресурс образовательной среды. Следовательно, целенаправленно изменяя их, мы можем осуществлять опосредованное влияние на все составляющие образовательного процесса, в том числе и его результат - выпускника-специалиста. Ресурсы и возможности образовательной среды высшего учебного заведения определяют направление его стратегии, выделяют среди других учебных заведений, являются основными факторами образовательного процесса в конкретном вузе.

Интеграция науки и образования в различные сферы общества обусловливает интеграционные процессы в самой системе образования, результатом которых является создание образовательных комплексов различных типов, в том числе и университетских. Идея интеграции компонентов подготовки специалистов по различным образовательным программам и дальнейшего их профессионального совершенствования в полной мере реализуется в сложных образовательных комплексах. Университетские комплексы благодаря научно-образовательному потенциалу способности реализовывать фундаментальную и прикладную составляющую высшего образования, обеспечивающие непрерывность и много профильность подготовки будущих специалистов по различным образовательно-квалификационным программам и уровням, интегрируя до университетскую, университетские и послеуниверситетские формы обучения, эффективно адаптируются к работе в условиях рыночной экономики.

Примером такого учебно-научно-производственного комплекса является учебно-методический, научно-производственный образовательный комплекс Киевского университета имени Бориса Гринченко (далее - Университетский комплекс). Создание этого комплекса в 2007 году связано было, прежде всего, с обновлением структуры и содержания подготовки педагогических кадров для столицы Украины. Комплекс, состоящий из университетского колледжа и институтов, а также научно-методических и учебно-методических центров, научных лабораторий, издательства «Университет», в полной мере реализует идею преемственности в системе «до вузовская подготовка - колледж - университет - после дипломное образование, переподготовка и повышение квалификации кадров». Ключевой идеей университетского комплекса является интеграция образовательных учреждений различных уровней, начиная от среднего общего образования и заканчивая послевузовским, с целью более эффективного обеспечения непрерывности подготовки кадров и повышения качества профессионального образования специалистов на всех уровнях.

Статус Университетского колледжа в Университетском комплексе определяется Законом Украины «О высшем образовании»(2014), в котором указано, что колледж - это отраслевое высшее учебное заведение или структурное подразделение университета, академии или института, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением степеней младшего бакалавра и / или бакалавра, проводит прикладные научные исследования. Колледж также имеет право осуществлять подготовку специалистов образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста. В переходный период имплементации нового закона о высшем образовании существенным отличием университетского колледжа

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

от других учебно-научных структурных подразделений университетского комплекса (институтов) остается осуществление профессиональной подготовки специалистов по образовательно-профессиональной программе младшего специалиста в сочетании с общеобразовательной подготовкой.

На сегодня Университетский колледж - это инновационное многопрофильное высшее учебное заведение I уровня аккредитации, которое является учебно-научной составляющей университетского комплекса и осуществляет профессиональную подготовку согласно ОКУ «младший специалист» по специальностям, которые согласуются с направлениями подготовки специалистов в университете.

Целью образовательной деятельности в условиях Университетского колледжа является, прежде всего, соответственная профессиональная подготовка будущего специалиста и содействие эффективному развитию индивидуальных способностей личности, формированию личностной системы ценностей и интересов; профессиональных компетенций, которые обеспечат конкурентные преимущества на рынке труда, построение и реализацию успешной жизненной траектории, в том числе профессиональной карьеры, посредством вовлечения студента в многомерную университетскую образовательную среду. Выпускник колледжа, в идеале, должен быть готов к дальнейшей учебе в университете по сокращенной программе, работе по специальности на рабочем месте; учебе на протяжении всей жизни.

Образовательная среда университетского колледжа - это постоянно развивающиеся поли субъектное и поли предметное образование, целенаправленно и стихийно влияющее на профессионально-личностное развитие будущего специалиста с высшим образованием согласно ОКУ «младшего специалиста», обеспечивающее его готовность к профессиональной деятельности и / или продолжения обучения. Это специфическая среда, в которой целенаправленно создаются ситуации - учебные, воспитательные, квазипрофессиональные, в которых студент получает опыт самостоятельной деятельности (образовательной, учебной, развивающей, воспитательной, созидающей и т.д.). Менеджмент образовательной среды университетского колледжа заключается в принятии и реализации управленческих решений, которые приводят к изменениям на уровне ее компонентов - личностного, аксиологично-смыслового, информационно-содержательного, организационно-деятельностного, пространственно-предметного и системы в целом, для обеспечения оптимальных условий реализации образовательных целей.

Влияния, под которые подпадает личность в процессе получения профессионального образования, очень разноплановые, неоднозначные, иногда противоречивые. Следовательно, одной из самых актуальных задач высшей школы является создание в вузе такой среды, которая бы максимально способствовала эффективности и результативности процесса получения личностью профессионального образования, обеспечивала возможности для ее саморазвития и стимулировало активность, ведь образовательной среда образовательного учреждения становится только тогда, когда выполняет свои основные задачи: способствует подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, развитию личностных качеств и повышению общекультурного уровня студентов.

Ведущую роль в формировании уникальной образовательной среды высшего учебного заведения играют ее экстралогические составляющие - дух, ценности, традиции, лидерство. Социальный аспект управления образовательной средой вуза заключается в добровольном принятии коллективом вуза определенных образовательных целей, которые могут быть представлены в обобщенном виде в миссии, корпоративных ценностях, представляющих общественности общие интересы существования высшего учебного заведения как образовательного учреждения. В результате управленческих воздействий, образовательная среда вуза выступает в качестве ключевой компетентности высшего учебного заведения, которая будет выделять его среди других и создавать максимум возможностей для развития личности студента во всех измерениях - как специалиста и человека.

Список использованной литературы:

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну/Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой; Послесл. А. Филиппова. - М: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. - М.:Педагогика, 1991.- 480 с.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

3. Новиков В.Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор/ В.Н.Новиков // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 20745885 - 2012, - №1.

4. Про вищу освггу: Закон Украши вщ 01.07.2014 №1556-VII (3i змшами, що внесет Законом Украши вщ 02.06.2015 №498-VIII) // Вiдомостi Верховно1 Ради Украши. - 2015. - №31.

5. Слободчиков В.И. Структура и состав образовательной сферы: категориальный анализ //Психология обучения . - 2010. - №1. - С. 4-24.

6. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Личность, теории упражнения, эксперименты /Пер. с англ. - СПб: прайм-ЕВ-РОЗНАК, 2004. - 608 с.

7. Штейнбах Х. Еленский В.Психология жизненного пространства. - Санкт-Петербург, 2004. - 240 с.

8. Abualrub I., Karseth B., Stensaker B., 2013, The various s understandings of learning environment in higher education and its quality implications Quali ty in Higher Education, 2013 Vol. 19, No. 1, 90-110.

9. Bamford, J., 2008, 'The enhancing series case studies: international learning experience strategies for the improvement of international students' academic and cultural experiences of studying in the UK', Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Network-Enhancing Series: Internationalisation (York, Higher Education Academy).

10.Teymur N. Environmental Discourse. / N. Teymur, London. - 1982. - 220 с.

© Братко М. В. , 2016

УДК 373

Брязгин Аркадий Султанович

к.т.н., старший научный сотрудник организационно-методического отдела центра развития профессионального образования ГБОУ ВО МО "Академия социального управления", г. Москва, РФ

E-mail: arcady1942@yandex.ru Морозова Наталья Владимировна начальник организационно-методического отдела центра развития профессионального образования ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"Ю, г. Москва, РФ

E-mail:morozovanat@bk.ru

ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИИ ГЛАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЪХ ОРГАНИЗАЦИЙ МОСКОСВКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье приводятся результаты мониторинга публичных докладов профессиональных образовательных организаций Московской области, размещенных на сайтах организаций (далее - ПОО МО). Особо подчёркнута необходимость в актуальности и достоверности информации, быстрого доступа к ней для различных целевых групп, имеющих разные интересы. Приведены основные статистические данные мониторинга публичных докладов.

Ключевые слова

Информация, сайт, публичный доклад, целевая аудитория, информационная открытость, главная страница, документы, мониторинг.

Любая образовательная система, как отмечено, например, в [1], и это требование времени, должна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.