Научная статья на тему 'История и сущность понятия толерантности'

История и сущность понятия толерантности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6302
661
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТЕРПИМОСТЬ / ПРИНЯТИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Валеев Андрей Мусагитович, Фомин Евгений Михайлович

В статье раскрывается историческое происхождение и сущность понятия толерантности разных народов, религий. Представлено смысловое значение толерантности разных областей деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История и сущность понятия толерантности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

5.Олейник В.И. "Публичная отчётность образовательной организации", материалы семинара «Публичные доклады профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Московской области», АСОУ, 29.10.15г 2015г.

6.Морозова Н.В. "Методические аспекты подготовки публичных докладов", материалы семинара «Публичные доклады профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Московской области», АСОУ, 29.10.15г 2015г.

7.Т.А.Мерцалова Публичный доклад: смена формата в поисках эффективности, Методические рекомендации по итогам конкурсана «Лучший публичный доклад»о результатах деятельности в 2012 - 2013 учебном году, Центр стратегических разработок Академия социального управленияМосковская область 2014г., с.3-11

© Брязгин А.С., Морозова Н. В., 2016

УДК 902; 001.8:3

Валеев Андрей Мусагитович

к.п.н., доцент кафедры ФВ Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

г. Комсомольск-на-Амуре, РФ E-mail: [email protected] Фомин Евгений Михайлович ст. преподаватель кафедры ФВ Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

г. Комсомольск-на-Амуре, РФ E-mail: [email protected]

ИСТОРИЯ И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация

В статье раскрывается историческое происхождение и сущность понятия толерантности разных народов, религий. Представлено смысловое значение толерантности разных областей деятельности

Ключевые слова Толерантность, терпимость, принятие.

Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточно новым, но её смысловые корни, как отмечали историки и философы во все времена считались человеческой добродетелью. Толерантность подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом, поли конфессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.

Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований, идеологических противостояний и этнических конфликтов. Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни людей, народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим людям: все хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в результате этого «по-своему» возникает война. Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями. Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Войны описывались и анализировались в исторической литературе и многие историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI - XVII вв.: Д. Локк (1632-1704), П. Бейль (1647-1706), Вольтер (1694-1778), И. Гете (17491832) и др. Сама идея толерантности восходит к истории философской мысли. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал Д. Локк в «Очерках о терпимости» и «Письмах о терпимости», П. Бейль в нескольких своих философских сочинениях. Как философская категория толерантность была сформулирована в связи с проблемой нетерпимости и первоначально воспринята как осмысление итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих религиозных конфессий почти поголовно истребили друг друга.

Самым последовательным критиком религиозного фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. Более чем 200 лет назад он вел яростную философскую полемику с религиозной рознью, фанатизмом и несправедливостью. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах».

Важнейшим результатом деятельности философов, и, прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер.

В XIX и ХХ вв. проблема нетерпимости, приводящая к конфликтам, стала предметом изучения социологов. Социологи подчеркивали: «конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют». Если в конкурентных процессах, описывает, соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим уничтожил Карфаген или американские переселенцы практически перебили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними).

В современный период осознание политиками и общественностью опасности, которая связана с появлением форм нетерпимости в современном мире послужило принятием на Генеральной конференции ООН в Париже 16 ноября 1995 года Декларации Принципов Толерантности, разработанную для политических, национальных, межэтнических, меж общинных и межличностных отношений.

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов.

Чтобы обосновать сущность понятия толерантности, обратимся к её природе. Исторически толерантность - духовное, а не физиологическое явление. Любое общество, не имеющее этнической, социальной и культурной однородности для обеспечения своей стабильности, нуждается в толерантности.

Исследуя этот вопрос, мы пришли к выводу, что о необходимости существования определенного свода правил, кодекса взаимоотношений между людьми различной этнической принадлежности люди догадывались с глубокой древности. Весь набор ценностей, уважаемых тем или иным народом, примерно одинаков. Например, гостеприимство и почитание старших присущи не только кавказским народам, но и многим другим. Считалось, что уважение к живущим рядом, понимание их души, жизни, быта - надежный путь к национальному согласию. Исторически понимание сущности толерантности однозначно в разных этнокультурах и религиях народов.

Во всех религиях было заложено понятие толерантности, главной заповедью которых было и есть главное правило: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Христианство), «Не делай другому того, чего не хотел бы от других» (Конфуцианство), «Никто из вас не верен, покуда вы не возжелаете для ближнего того, что желаете для себя» (Ислам), «Только та натура

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой» (Зороастризм), «Не уязвляй других тем, что уязвляет тебя самого... Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову» (Буддизм), «Не делай другим того, что ненавистно тебе самому» (Индуизм), «В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе» (Джайнизм), «Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны» (Сикхизм), «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей» (Даосизм), «Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе» (Иудаизм). Из чего видно, что разные конфессиональные положения говорят о том, как относиться к другому отличному от нас человеку и что разные религии описывают это равнозначными понятиями.

В эпосах разных народов нашли определенное отражение истоки традиционных народных знаний о человеке и обществе. В истории накопления этих знаний прослеживается сущность понимания толерантности, призывающая к осторожности, деликатности, такту и даже в какой-то степени к подавлению своего «я»: «Бог терпел и нам велел»; «Терпенье и труд всё перетрут»; «На всякое хотенье есть терпенье»; «Терпенье - лучшее спасенье»; «Без терпенья нет уменья»; (русские народные поговорки); «Будешь только о себе заботиться один и останешься»; (нанайская поговорка); «Не стучись в чужие ворота, и в твои стучаться не будут» (татарская поговорка). Несмотря на краткость пословиц и поговорок, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в другом обществе: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» (русская); «В какой народ придешь, такую шапку и наденешь» (русская); «В чей обоз сел, те песни и пой» (абхазская); «В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь» (итальянская); «Когда находишься в Риме, поступай как римлянин» (английская); «Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено» (японская).

В переводе с разных языков мира мы видим однородность понятия толерантности, произошедшее от латинского (tolerantia) - «терпение»: В английском языке, толерантность (tolerance) - «Готовность быть терпимым, снисходительность; готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском (tolerance) - «Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным (kuan го^)значит «Позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность (tasamul) - «Прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В персидском - «Терпение, выносливость, готовность к примирению». В переводе с испанского толерантность (tolerancia) означает «Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения».

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.

В педагогике оно обозначает: «терпимость к чужим мнениям и верованиям, снисходительное отношение» [2].

В этике понятие «толерантность» отождествляют с понятием «терпимость» - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей [3].

Психологический смысл толерантности интерпретируется как: «Отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию» [1, с.388].

С точки зрения философии толерантность - это мировоззренческая жизненная позиция «за» или «против» принципов, норм, убеждений, вырабатываемая в результате этнического, духовного опыта личности [5, с.457].

Социологи дают понятие толерантности как «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Один из основных демократических принципов,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы социальной и прав человека» [4].

В политическом плане толерантность интерпретируется, как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.

В экономике отмечается, что наступает эпоха экономической толерантности, когда единственным критерием допустимости деятельности становится ее экономическая эффективность независимо от размеров, формы собственности, степени хозяйственной самостоятельности и т.д. Без экономической терпимости сегодня невозможно формирование цивилизованного рынка. Для реализации этого, необходимо соблюдение «толерантного кодекса» поведения на рынке.

Обсуждение проблемы толерантности показывает, сколь широки интерпретации этого понятия. Но в своей основе сущность толерантности предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Список использованной литературы:

1. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. - 468 с.

2. МардахаевЛ.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие / Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.

3. Словарь по этике / А.А. Гусейнов, И.С. Кон. - М.: 1998. - 392с.

4. Современная западная социология. Словарь. - М: Изд. Политической литературы, 1990. - 432с.

5. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 567с.

© Валеев А.М., Фомин Е.М., 2016

УДК 373.24

Вальтер Ирина Викторовна

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №120 "Сказочный" г. о. Тольятти,

Самарская обл., РФ [email protected]

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Аннотация

В представленной статье прописана работа педагога по закреплению пройденного материала по лексической теме «Дикие животные». Работа проводится в режимных моментах. В работе автор представил логику проведения образовательного процесса.

Ключевые слова

Федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольная организация, режимные моменты,

образовательная деятельность, дошкольники.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в детском саду №120 «Сказочный» решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, совместной и самостоятельной деятельности, но и в режимных моментах. Режимные моменты - это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.