Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ'

ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовой институт / публичный договор / государственное регулирование экономики (ГРЭ) / legal institution / public contract / state regulation of the economy (SRE)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каньшин Алексей Владимирович

Современная практика экономической деятельности нуждается, как известно, в разнообразных правовых формах организации и регулирования хозяйственных связей. Договор применяется в этой плоскости давно и успешно, являясь юридическим инструментом обустройства хозяйственной жизни. Однако такая традиционность существования и оформления договорных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами не исключает введения новых, ранее не упоминавшихся в законодательстве правовых понятий и категорий. К такого рода новеллам следует отнести и категорию публичных договоров, в обобщенном виде попавшую в арсенал действующего экономического законодательства с вступлением в силу части первой нового Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ). Публичный договор выступает как полноценный правовой институт государственного регулирования экономики и успешно справляется со своими задачами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC CONTRACT AS A LEGAL INSTITUTE OF STATE REGULATION OF THE ECONOMY

Modern practice of economic activity needs, as is known, in a variety of legal forms of organization and regulation of economic relations. The contract has been applied in this area for a long time and successfully, being a legal instrument for the development of economic life. However, such a tradition of the existence and execution of contractual relationships between economic entities does not preclude the introduction of new legal concepts and categories not previously mentioned in the legislation. This type of novels should also include the category of public contracts, which summarized in the arsenal of current economic legislation with the entry into force of the first part of the Civil Code of the Russian Federation (hereinafter the Civil Code). The public contract acts as a full-fledged legal institution of state regulation of the economy and successfully copes with its tasks.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ»

КАНЬШИН Алексей Владимирович главный специалист Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования (ФСС) РФ, E-mail: dobrinka82@mail.ru

ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Современная практика экономической деятельности нуждается, как известно, в разнообразных правовых формах организации и регулирования хозяйственных связей. Договор применяется в этой плоскости давно и успешно, являясь юридическим инструментом обустройства хозяйственной жизни. Однако такая традиционность существования и оформления договорных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами не исключает введения новых, ранее не упоминавшихся в законодательстве правовых понятий и категорий.

К такого рода новеллам следует отнести и категорию публичных договоров, в обобщенном виде попавшую в арсенал действующего экономического законодательства с вступлением в силу части первой нового Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Публичный договор выступает как полноценный правовой институт государственного регулирования экономики и успешно справляется со своими задачами.

Ключевые слова: правовой институт, публичный договор, государственное регулирование экономики (ГРЭ).

KAN'SHIN Alexey Vladimirovich

Chief Specialist of the Lipetsk Regional Department of the Social Security Fund of the Russian Federation, e-mail: dobrinka82@mail.ru

PUBLIC CONTRACT AS A LEGAL INSTITUTE OF STATE REGULATION OF THE ECONOMY

Modern practice of economic activity needs, as is known, in a variety of legal forms of organization and regulation of economic relations. The contract has been applied in this area for a long time and successfully, being a legal instrument for the development of economic life. However, such a tradition of the existence and execution of contractual relationships between economic entities does not preclude the introduction of new legal concepts and categories not previously mentioned in the legislation.

This type of novels should also include the category of public contracts, which summarized in the arsenal of current economic legislation with the entry into force of the first part of the Civil Code of the Russian Federation (hereinafter - the Civil Code). The public contract acts as a full-fledged legal institution of state regulation of the economy and successfully copes with its tasks.

Keywords: legal institution, public contract, state regulation of the economy

(SRE).

Под публичным договором в ст. 426 ГК РФ понимается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2017. № 9.

Являясь соглашением сторон, классический договор строится на основе соблюдения принципа свободы договора, что соответствует духу конкурентных начал рыночных отношений. Гарантией реализации этих базовых положений служит законодательно оформленный в п. 1 ст. 421 ГК РФ запрет на какое-либо понуждение к заключению договоров. Исключение из него сделано лишь для двух категорий обстоятельств: 1) когда обязанность заключить договор предусмотрена законом, в том числе и ГК РФ; 2) когда обязанность заключить договор принята по воле самого участника обязательственных отношений. Добровольно принятое обязательство по заключению того или иного договора вполне соответствует пониманию последнего как соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ).

Такое обязательство возникает, например, из предварительного договора юридически равных сторон (ст. 429 ГК РФ). Но не всегда юридическое равенство сторон, гарантированное правовой нормой, столь же сильно подкреплено экономически. В этом случае следует адресоваться к категории публичного договора, относящегося именно к той группе перечисленных выше обстоятельств, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом. Гражданский кодекс (п. 3 ст. 426) не допускает отказа коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги или выполнить для него определенные работы. А при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Таким образом, путем введения категории (типа) публичного договора законодатель пытается обеспечить оптимальное удовлетворение в определенных сферах потребностей экономически слабой стороны, то есть в основном массового потребителя. Следовательно, именно потребители выступают на стороне контрагента коммерческой организации, которая, сообразуясь с характером своей хозяйственной деятельности, должна осуществлять конкретные дей-

30

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2017. № 9.

ствия (продать товар, выполнить работу, оказать услугу) в отношении каждого, кто к ней обратится. Областью экономической активности такого рода организаций является обычно сфера удовлетворения общественных нужд (например, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское и иное обслуживание). Данная сфера деятельности и определяет объекты зарождающихся обязательств.

Содержание возникающих при этом правоотношений состоит в обязанности данной организации заключить и исполнить договор. Подобная обязанность предусмотрена и в ст. 26 Закона РФ «О защите прав потребителей». В ней прямо закреплено, что исполнитель, занимающий доминирующее положение на рынке, обязан заключить с потребителем договор на выполнение работ или оказание услуг, за исключением случаев, если он докажет, что их выполнение (оказание) выходит за рамки его уставной деятельности или производственных возможностей. При этом доминирующий на рынке субъект должен организовывать свою производственную или иную хозяйственную деятельность так, чтобы потребности граждан удовлетворялись надлежащим образом и бесперебойно.

Из приведенной нормы видно, что обязанность по заключению договоров на выполнение работ или оказание услуг связывается не только с фактическим характером деятельности субъекта хозяйствования или его производственными возможностями (как это предусмотрено в пп. 1, 3 ст. 426 ГК РФ), но и с рамками его уставной деятельности. Здесь следует уточнить, что в настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 49 и п. 2 ст. 52 ГК РФ допускается существование как общей, так и специальной правоспособности юридических лиц. Предмет и цели деятельности коммерческой организации обязательно определяются учредительными документами лишь в особых, предусмотренных законом случаях. Видимо, поэтому ст. 426 ГК РФ связывает реализацию норм о публичных договорах с характером фактической деятельности субъекта, а не с ее формальным отражением в учредительных документах. Но вместе с тем и ранее в судебной

практике учитывалось, что деятельность исполнителя, соответствующую

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2017. № 9.

уставным задачам, даже при отсутствии прямых указаний об этом в учредительных документах нельзя расценивать как выходящую за рамки уставной.

Кроме того, адресатом обязанностей, изложенных в ст. 26 Закона о защите прав потребителей, является не любой хозяйствующий субъект, а исключительно с доминирующим положением на федеральном или региональном товарных рынках в сфере выполнения работ или оказания услуг. Напротив, в ст. 426 ГК РФ такой специальный субъект не упоминается, что позволяет распространить ее положения на более широкий субъектный состав.

Общая норма ст. 26 Закона о защите прав потребителей была отражена и в подзаконных актах, то есть в правилах оказания отдельных видов услуг, утвержденных Правительством Российской Федерации. Так, п. 33 Правил предоставления услуг телеграфной связи (утверждены постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 года № 347) закрепил за хозяйствующим субъектом с доминирующим положением в сфере предоставления определенной услуги телеграфной связи обязанность заключить соответствующий договор. Основаниями для освобождения от нее не могли служить обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащей организации производственного процесса. К ним Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении от 29 сентября 1994 года № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» отнес, например, отсутствие у ответчика на время обращения потребителя необходимого количества сырья и материалов, комплектующих изделий, запасных частей. В настоящее время, используя терминологию ст. 426 ГК, ссылки на приведенные обстоятельства могут рассматриваться как необоснованное уклонение коммерческой организации от заключения публичного договора.

Согласно положениям ГК РФ, условия договора могут определяться: 1) по усмотрению сторон, заключающих конкретный договор; 2) примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида, опубликованными в печати и применяемыми сторонами договора; 3) соответствующими обычаями делового оборота; 4) обязательными для сторон правилами, содержащимися в правовых актах.

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2017. № 9.

Применительно к типу публичного договора особое значение приобретают последние правила, установленные законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Такого рода правила (типовые договоры, положения), обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, вправе издавать в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ. В качестве примера можно назвать Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утверждены постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 года № 1099), Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 года № 669) и др.

В них, в частности, определяются:

1. Обязательный и дополнительный объем предоставляемых услуг;

2. Качественные характеристики предоставляемых услуг;

3. Специальные права и обязанности хозяйствующего субъекта - исполнителя;

4. Льготы для отдельных категорий потребителей;

5. Ценообразовательная процедура.

Остановимся подробнее на двух последних элементах, имеющих значение при формировании условий публичного договора.

Цена как составляющая договорных отношений определяется соглашением сторон или регулируется уполномоченными государственными органами. Поэтому возможность государственного регулирования цен (тарифов) закладывается и в области использования публичного договора. Например, в Федеральном законе «О связи», в Правилах предоставления услуг телеграфной связи оговаривается, что по отдельным видам услуг и для определенных хозяйствующих субъектов тарифы регулируются государством.

Применение публичных договоров тесно связано и с вопросами потребительских льгот, большинство из которых носит ярко выраженный ценовой характер. Вообще предоставление каких-либо льгот (в том числе и ценовых) для

отдельных категорий потребителей, сообразуясь с принципом равнодоступно-

33

сти, является исключением из общего правила, сформулированного в п. 2 ст. 426 ГК РФ. Цена товаров (работ, услуг), а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Льготы как исключение из действующего правового режима предоставляются только в случаях, предусмотренных либо законом, либо иными правовыми актами, и должны касаться не отдельных потребителей, а их категорий (групп).

Согласно п. 5 той же статьи ГК условия договора, не соответствующие указанным требованиям, ничтожны. Кроме потребительских существуют льготы для самих предприятий. Например, в соответствии со ст. 7 Закона о конкуренции органам исполнительной власти запрещается необоснованно наделять отдельного хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов льготами, ставящими их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара. Такой запрет необходим с целью создания объективных условий для добросовестной конкуренции на рынке. Там же, где она по экономическим причинам нерентабельна (например, при естественной монополии), должна действовать специальная система регулирования. Естественная монополия и её сферы определены законодательно в Указе Президента РФ от 23 февраля 1995 года № 220.

Будучи ее составной частью, публичный договор сможет стать правовой формой воздействия государства на сферы естественной монополии. Тем более, что многие из них прямо перечислены в анализируемой ст. 426 ГК РФ и, следовательно, совпадают с областью применения публичного договора. В целом же принцип установления одинаковых условий публичного договора для всех потребителей позволяет избежать различного рода злоупотреблений, дискриминаций потребителей (особенно со стороны регулируемых монополий) и применить типовые договорные формы.

Правовые нормы части первой ГК РФ закрепляют целый ряд ограничений для коммерческих организаций, обозначенных в п. 1 ст. 426, по заключению публичных договоров; среди них важно отметить следующие.

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2017. № 9.

Коммерческая организация не вправе устанавливать необоснованные с точки зрения действующего законодательства преимущества одного лица перед другим в отношении заключения публичного договора. Такое преимущество должно быть предусмотрено законом или иными правовыми актами (например, в виде внеочередного обслуживания).

Коммерческая организация не вправе отказаться от заключения публичного договора, если у нее имеются возможности для предоставления потребителю необходимых товаров, услуг, работ. Необоснованное уклонение коммерческой организации от заключения публичного договора, то есть не заключение обязанным предприятием конкретного договора без достаточных на то причин, рассматривается как правовое основание для обращения потребителя в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении причиненных убытков. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить такие убытки согласно ст. 15 и п. 4 ст. 445 ГК РФ.

Для реализации указанных норм, как видно, будет иметь ключевое значение, насколько в производственном отношении и юридически обосновано уклонение соответствующей коммерческой организации от заключения публичного договора. Практика применения предшествующего нынешнему ГК законодательства в сфере обязательного заключения договоров (прежде всего в связи со ст. 26 Закона о защите прав потребителей) свидетельствует, что обязанное юридическое лицо, принявшее все зависящие от него меры по надлежащей организации своей хозяйственной деятельности, в принципе может быть освобождено от обязанности заключить договор по мотивам невозможности исполнения конкретного заказа потребителя, так как его выполнение превышает производственные (например, технологические) возможности предприятия.

Итак, появление в российском законодательстве специального института публичного договора обусловлено необходимостью защиты интересов потребителей как экономически слабой стороны. В наибольшей степени интересы потребителей обеспечиваются с помощью добросовестной конкуренции. В тех

сферах, где она по тем или иным причинам отсутствует, потребитель нуждается

35

в особой защите, а предприятия - в продуманной системе регулирования. Публичный договор применяется и в том, и в другом случае. Поэтому его можно рассматривать как составную часть институциональной системы государственного регулирования экономических отношений в России.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ, N 51-ФЗ). [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 08.11.2017).

2. Тотьев К. Государственная и естественная монополии // Закон. 1995. №4. С. 60-63.

3. Шамаев, И. Н. Роль и место естественных монополий в российской экономике. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 29-33. [Электронный ресурс]. КиберЛенинка: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-estestvennyh-monopoliy-v-rossiyskoy-ekonomike (дата обращения: 08.11.2017).

References

1. Civil Code of the Russian Federation (Civil Code of the Russian Federation, N 51-FZ). [Electronic resource]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (access date: 11/08/2017).

2. Tot'ev K. State and natural monopolies // Law. 1995. №4. Pp. 60-63.

3. Shamaev, I. N. The role and place of natural monopolies in the Russian economy. // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. 2011. № 2. S. 29-33. [Electronic resource]. CyberLeninka: URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rol-i-mesto-estestvennyh-monopoliy-v-rossiyskoy-ekonomike (access date: 08.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.