УДК 347.45/.47
ВНУКОВ Н.А. Правовые особенности
договорного регулирования гражданских правоотношений с участием граждан-потребителей
В статье рассматриваются особенности договоров с участием граждан-потребителей, обозначаются проблемы правового регулирования в данной сфере правоотношений и предлагаются пути их решения. Автором рассматриваются также признаки по-требительско-предпринимательского договора, анализ которых позволяет сформулировать авторское определение данного договора.
Ключевые слова: потребитель, публичный договор, потребительский договор, по-требительско-предпринимательский договор.
Общественные отношения, одной из сторон которых выступают потребители (так называемые «потребительские» отношения), составляют особую область в сфере действия гражданского права. Это обусловлено тем, что, во-первых, понятие «потребитель» включает в себя весьма широкий круг субъектов гражданского оборота; во-вторых, четко определена область распространения данных отношений - потребительский рынок; в-третьих, базовым основанием их возникновения является договор. Проанализировав соотношение терминов «договор с участием потребителей» и «потребительский договор», а также оценив саму возможность использования второго выражения, считаем, что правильнее будет употреблять термин «договор с участием потребителей», поскольку такое название типа гражданско-правового договора более точно отражает его специфические признаки системности и, в частности, то, что одной стороной соглашения обязательно должен выступать потребитель.
Потребительский договор может существовать только в рамках противопоставления «потребительский договор» - «предпринимательский договор», поскольку для одной стороны (гражданина) он по цели будет потребительским, а для другой (про-
давца, исполнителя, уполномоченных лиц) - предпринимательским либо хозяйственным. Таким образом, рассматриваемый договор, как правило, является по-требительско-предпринимательским. Следует, однако, признать, что термин «потребительский договор» применяется некоторыми авторами в области исследования правового регулирования договорных отношений с участием потребителей1.
Наряду с этим нужно учитывать, что в науке и практике смысловое значение термина «договор с участием потребителей» несколько шире, чем «потребительский договор». Наш вывод основывается на том, что «договор с участием потребителей» - более общее понятие, свойственное не только договорам с участием граждан, но и юридических лиц, которые могут быть, как показано выше, в известном (прежде всего экономическом) смысле потребителями. Однако в настоящей работе термины «потребительский договор» и «договор с участием потребителей» мы будем применять к договорам, одной из сторон которых выступает гражданин-потребитель, а его контрагентом - хозяйствующий субъект.
Гражданско-правовой договор является правовой формой экономических отно-
шений товарно-денежного оборота, формой юридической организации деятельности, способной регулировать наравне с нормативными правовыми актами экономические, организационные и технические вопросы, а договорное регулирование - самостоятельным правовым способом организации конкретных индивидуальных договорных связей хозяйствующих субъектов и потребителей.
Проблема гражданско-правовой активности и договорного регулирования имущественных отношений в условиях формирования рыночной экономики в последнее время являлась предметом многих циви-листических исследований. Так, В.Ф. Яковлев отмечает две главные тенденции современного договорного права: во-первых, договор превратился в самостоятельное и главное средство регулирования экономических отношений, во-вторых, появилась свобода в заключении договора, свобода в определении его содержания, формировании условий, чем осуществляется одно из основных условий свободной рыночной экономики - свобода договора2.
Советская цивилистическая доктрина традиционно исходила из того, что договорное регулирование есть особый способ (метод) правового воздействия на экономику, а также процесс его осуществления. В этом смысле договорное регулирование рассматривалось как сложная, многогранная деятельность органов государства и хозяйствующих субъектов, связанная с нормативно-правовой и индивидуальной регламентацией имущественных отношений, складывающихся в народном хозяйстве, то есть деятельность по разработке и реализации норм договорного права. В составе механизма договорного регулирования выделялись три группы договорных средств, различающихся по своей целевой направленности и способу действия: 1) сред-ства-регламентаторы (нормы договорного права и договоры); 2) средства, стимулирующие и обеспечивающие надлежащее исполнение договорных обязательств (санкции, меры поощрения) и 3) средства, служащие формами реализации норм договорного права (регулятивные, охранительные правоотношения)3.
В условиях рыночной экономики договорная форма стала основным правовым средством, при помощи которого устанавливаются и осуществляются экономические взаимосвязи между производством и потреблением, определяются потребности и возможности товаропроизводителя. Договор регулирует соответствующее поведение рыночных контрагентов (субъектов предпринимательской деятельности), формирует стабильную экономическую среду, создает внешние рамки (своеобразные ограничения) экономической деятельности каждого субъекта. Он предполагает обязательность принятых на себя обязательств, неотвратимость экономической (имущественной) ответственности.
Таким образом, договор является основным инструментом организации рыночных отношений, а договорное регулирование - самостоятельным правовым способом организации конкретных индивидуальных договорных связей хозяйствующих субъектов, существующих наряду с нормативно-правовой регламентацией. Поэтому нормы договорного права создают лишь правовую основу предпринимательской деятельности, определяют типовые модели, в соответствии с которыми договорные контрагенты формируют с учетом конкретных обстоятельств договорные обязательства, отвечающие их интересам. Таким образом, государственной волей определяются только границы договорного регулирования. Договорное регулирование по своему воздействию на рыночные отношения более широкое, нежели законодательное, поскольку последнее по своему воздействию способно лишь их упорядочивать, а не организовывать, формировать, оно «способно проникать в сферы, не затронутые нормативной регламентацией, юридически упорядочивать парные связи и индивидуальные действия, вообще не поддающиеся закреплению общеобязательными правилами»4.
Становление и развитие бизнеса, а также правовых отношений хозяйствующих субъектов с потребителями востребовало возможности договорного регулирования имущественных отношений, заключающихся в первую очередь в исполь-
зовании начал диспозитивности в правовом регулировании имущественных отношений. Гражданский кодекс РФ закрепил положение о том, что граждане и юридические лица осуществляют свои права своей волей и в своем интересе, свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п. 2 ст. 1).
Договорное регулирование основывается также на смежном с принципами дис-позитивности регулирования имущественных отношений - принципе свободы договора, основным выражением которого служит диктуемая интересами субъектов предпринимательской деятельности возможность вступать в юридические связи, своим согласованным волеизъявлением устанавливать в договорах условия, порождать субъективные права и обязанности, как установленные законом, так и не установленные в нем, а также по своему усмотрению осуществлять их в своем интересе. Свобода договора предоставляет субъектам предпринимательской деятельности возможность выбора, что предопределяет добровольность соглашения и состязательность самого процесса формирования договорных отношений.
По общему правилу договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Порядок заключения договора состоит в том, что одна из сторон направляет другой свое предложение о заключении договора (оферту), а другая сторона, получив оферту, принимает предложение заключить договор (п. 2 ст. 432 ГК РФ).
Обычно выделяют такие стадии заключения договора, как преддоговорные контакты сторон (переговоры), оферта, рассмотрение оферты и акцепт оферты. При этом если две стадии - оферта и акцепт оферты — являются обязательными для всех случаев заключения договора, то стадия преддоговорных контактов сторон (переговоров) носит факультативный характер и используется по усмотрению сторон, вступающих в договорные отношения,
а стадия рассмотрения оферты ее адресатом имеет правовое значение только в тех случаях, когда законодательство применительно к отдельным видам договоров устанавливает срок и порядок рассмотрения оферты (проекта договора), что имеет место в отношении тех договоров, заключение которых является обязательным для одной из сторон (ст. 445 ГК РФ)5.
Договоры с участием граждан-потребителей относятся к публичным договорам (ст. 426 ГК РФ), то есть к договорам, заключаемым коммерческой организацией, устанавливающей ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится6. Аналогичные обязанности, по смыслу данной статьи, существуют также и у индивидуальных предпринимателей. В связи с этим предлагается дополнить норму данной статьи, изложив ее в следующей редакции: публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и индивидуальным предпринимателем, устанавливающий их обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такие субъекты по характеру своей деятельности должны осуществлять в отношении каждого, кто к ним обратится.
Из анализа текста ст. 426 ГК РФ, а также иных норм материального и процессуального законодательства обычно делается вывод, что организации, являющиеся субъектами публичного договора, не вправе оказывать предпочтение кому-либо из потребителей, обратившихся к ней для установления договорных отношений.
Вопросы правовой природы публичного договора достаточно подробно освещены в юридической литературе7. Стоит признать, что нормы ГК РФ и других нормативных правовых актов, посвященные публичному договору, содержат элемент публично-правового регулирования, что объясняется защитой публичных интересов. Несмотря на публично-правовой характер регулирования данной договорной конструкции, он является институтом гражданского права8.
К общим чертам публичных договоров с участием граждан-потребителей (потребительских договоров) можно отнести:
1. В качестве субъектов данного договора, с одной стороны, должна выступать коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, а с другой - потребитель, т.е. гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Также из определения понятия другой стороны потребительского договора, данного в Законе «О защите прав потребителей» (далее ЗПП), следует, что на стороне контрагента потребителя могут выступать и органы публичной власти, при условии, если они на основании договоров возмездно оказывают потребителям услуги, также возмездно выполняют для них работы или продают им товары. Вместе с тем встречаются случаи, когда договоры с участием потребителей выступают как договоры в пользу третьего лица. Согласно п. 1 ст. 430 ГК РФ договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Такими договорами с участием потребителей могут быть, например, договоры страхования, возмездного оказания туристских услуг и др. Если гражданин, в пользу которого заключен подобный договор, выразил намерение воспользоваться своим правом по этому договору или же реально уже его использовал, то при соблюдении всех признаков потребителя он должен признаваться таким субъектом.
2. Далеко не все коммерческие организации и индивидуальные предприниматели могут быть признаны потенциальными субъектами публичного договора. Важное значение имеет характер деятельности такой организации. В связи с этим необходимо отметить, что среди многих видов предпринимательской деятельнос-
ти выделяются такие, которые должны осуществляться соответствующими коммерческими организациями в отношении всех и каждого, кто к ним обращается (в большинстве случаев такого рода отношениями выступают гражданские правоотношения, в которых контрагентом является потребитель).
3. Предметом договора, определяемого как публичный с участием потребителей, должны выступать товары, работы, услуги, предназначенные исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
4. Отношения продавца с потребителем возникают на основе договора купли-продажи, подряда, проката, возмездного оказания услуг, причем такие договоры всегда являются возмездными. Если же товар приобретен гражданином каким-либо другим путем, например по договору мены, нормы Закона о ЗПП к отношениям сторон применяться не могут. Исследователи в данной области отмечают, что возмездный характер договорных отношений свидетельствует о том, что сегодня Закон о ЗПП не применяется в случаях, когда выполнение работ или оказание услуг носит безвозмездный харак-тер9. В таких случаях применяются общие правила гражданского законодательства (ранее данный признак в Законе о ЗПП отсутствовал, что позволяло применять нормы данного закона и к безвозмездным договорам по оказанию услуг или выполнению работ потребителю). Таким образом, возмездный характер договоров с участием потребителей является обязательным условием, свойственным для данных видов договоров, а также проявлением еще одного признака системности потребительских договоров. Оценивая возмездность потребительского договора, стоит обратить внимание на то, что здесь имеется в виду гражданско-правовая, но не публично-правовая возмезд-ность. О последней, например, речь идет в случае уплаты сборов, установленных законодательством о налогах и сборах.
5. Еще один признак публичного потребительского договора - это его в изве-
стной мере процедурный характер. Данный признак проявляется в том, что для таких видов договоров свойственна своя совокупность стадий процедуры договора, позволяющая отличить его от других видов соглашений. Конечно, поскольку потребительский договор - разновидность обязательственного правоотношения, возникающего из договора, то для него свойственны общие стадии процедур договорных обязательств, но для потребительского договора характерны и свои процедурные особенности, например процедура получения информации о качестве и безопасности товара (работы, услуги), процедура заключения договора, связанная со спецификой его формы (нередко посредством конклюдентных действий), и т.д. Одна из специфических особенностей потребительского договора (один из его системных признаков) состоит в том, что осуществление процедур заключения и исполнения этого договора обеспечивается заключением и исполнением целого комплекса обслуживающих потребительский рынок договоров без участия потребителей (обеспечительных договоров -поставки, аренды, хранения, возмездного оказания услуг и проч.). Таким образом, система договоров, оформляющих отношения на потребительском рынке, состоит из потребительских договоров и указанных обслуживающих (обеспечительных) договоров.
6. Форма рассматриваемого нами договора также имеет ряд особенностей. Потребительские договоры могут заключаться в нотариальной форме, только если об этом будет достигнуто предварительное согласие между сторонами. В соответствии со ст. 157 ГК РФ договор розничной купли-продажи может заключаться в устной форме независимо от цены договора и субъектного состава. Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в
подтверждение заключения договора и его условий (ст. 593 ГК РФ). Однако в некоторых ситуациях, в частности в случае продажи товаров в кредит или при продаже товара с условием о его передаче потребителю к определенному сроку, договор обычно оформляется письменно (в простой письменной форме). Также потребительский договор совершается письменно в случаях, прямо предусмотренных законом, например,письменно совершается договор проката (п. 2 ст. 626 ГК РФ).
В случае заключения потребительского договора в письменной форме к нему применяются правила, установленные п. 2 ст. 434 ГК РФ, в соответствии с которыми договор в письменной форме может быть заключен путем составления единого документа, подписанного сторонами (например, квитанция подписана и потребителем, и исполнителем), а также путем обмена документами, в которых сформулированы существенные условия договора между сторонами, посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Документом, подтверждающим письменную форму сделки, является и квитанция. Так, например, в соответствии с п. 4 Правил бытового обслуживания населения договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме, в т.ч. квитанцией10. Существуют и такие потребительские договоры, которые считаются заключенными с момента государственной регистрации договора (п. 3 ст. 433 ГК РФ). Такая ситуация возможна в случае, если соответствующий договор в силу закона подлежит государственной регистрации. Например, договор участия в долевом строительстве в силу п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» подлежит обязательной государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
7. Нарушение условий потребительского договора со стороны продавца или исполнителя может повлечь: а) общие гражданско-правовые санкции (например, возмещение убытков и др.); б) специальные санкции, закрепленные в законодательстве о защите прав потребителей, например законную неустойку (ст. 23 и ст. 28 Закона о ЗПП).
Из анализа текста ст. 426 ГК РФ, а также иных норм материального и процессуального законодательства делается вывод о наличии четырех видов последствий для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора с участием бытовых потребителей.
Во-первых, коммерческая организация не вправе по своему усмотрению ни выбирать контрагента, ни решать вопрос о заключении договора. Однако это ограничивает, а не исключает действие принципа свободы договора, как указывают некоторые авторы11. Договор, в котором полностью исключается действие принципа свободы договора, гражданско-правовым быть не может. В самом деле, хозяйствующий субъект не может по своему усмотрению ни выбирать потребителя, ни решать вопрос о заключении договора, однако он может отказаться от заключения публичного договора при отсутствии возможности предоставить потребителю товар, выполнить работу или оказать услугу. Бытует мнение, что такая невозможность должна носить технический характер, т.е. ограниченность технической базы хозяйствующего субъекта. В других случаях отказ коммерческой организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающих из этого факта негативных последствий, как, например, понуждение коммерческой организации к заключению публичного договора судами общей юрисдикции (бытовой потребитель) и арбитражными судами (потребитель для иных, кроме бытовых, нужд). Бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию. Кроме того, разно-
гласия по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой орга-низации12.
Во-вторых, хозяйствующие субъекты, являющиеся субъектами публичного договора, не вправе оказывать предпочтение кому-либо из потребителей, обратившихся к ним для установления договорных отношений. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными правовыми актами. Так, те или иные приоритеты могут устанавливаться относительно потребителей, обладающих, определенным социальным статусом: ветераны войны, инвалиды и некоторые другие категории потребителей.
В-третьих, условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В-четвертых, споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон.
В-пятых, договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда в случае необоснованного уклонения коммерческой организации. Потребитель вправе потребовать и взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора, даже в том случае, когда в судебном порядке будет установлена невозможность заключения договора, о которой потенциальный абонент не был в установленный срок проинформирован.
В-шестых, принцип свободы договора в отношении публичных договоров ограничивается изданием в случаях, предусмотренных законом, правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении данных договоров (типовые договоры, положения и т. д.). В соответствии с п. 4 ст. 426 ГК обязательные правила могут быть установлены не только федеральными законами, но и актами Правительства
РФ, содержащими императивные правовые нормы, определяющие условия публичного договора.
Таким образом, исходя из вышесказанного, следует сформулировать авторское определение понятия потребительско-предпринимательского договора. Попытки дать определение потребительского договора уже встречались в научной ли-тературе13. Однако данное определение не отражает в полной мере правовую природу данного договора, а также не учитывает целый ряд деталей и тонкостей договорных отношений с участием потребителей. По нашему мнению, потребитель-ско-предпринимательский договор - это соглашение, на основании которого одна сторона (исполнитель, продавец, изготовитель, если он выполняет функции продавца либо исполнителя, или иные уполномоченные лица) обязуется передать имущество в собственность или во временное владение и (или) пользование, по заданию заказчика выполнить работу или оказать услугу, т.е. совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность в пользу другой стороны (гражданина-потребителя), предназначенные исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, при этом последний обязуется принять это имущество, результат работ и уплатить обусловленную стоимость (цену).
1 Нигматуллин К.Р. Договор бытового подряда: Диссертация на соискание уч. степени к.ю.н. Казань: Казанский государственный университет, 2005. 193 с.
2 Яковлев В.Ф. Новое в договорном праве // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1994. № 7. С. 122. Об этом также см.: Ершов Ю.Л. Принцип свободы договора и его реализация в гражданском праве РФ: Дис... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001; Танага А.Н. Принцип свободы договора в гражданском праве России: Дис... канд. юрид. наук. Краснодар, 2001.
3 Федоров И.В. Особенности механизма договорного регулирования товарно-денежных отношений в сфере предпринимательства
// Актуальные вопросы правоведения в современный период. Томск, 1995. С. 132-135.
4 Пугинскж Б.И., Сафиуллин Д.Н. Правовая экономика: проблемы становления. М., 1991. С. 144.
5 Бартов А.В. Заключение гражданско-правового договора в общем порядке: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004; Ком-кова Е.В. Заключение договора по российскому гражданскому праву: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2001; Кучер А.Н. Акцепт как стадия заключения предпринимательского договора // Законодательство. 2001. № 7. С. 36-43.
6 Брагинский М.И. Применение статьи 426 «Публичный договор» Гражданского кодекса РФ // Право и экономика. 2001. № 9. С. 70-71; Абрамов С., Ларина Т. Несколько заметок о публичном договоре в России // Юридический мир. 2004. № 6. С. 80-81; Семеусов В.А. О применении конструкции публичного договора в гражданском праве // Академический юридический журнал. 2004. № 4. С. 30-32.
7 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения: Изд. 2-е, испр. М.: Статут, 2009. С. 245-258; То-тьев К. Публичный договор // Хозяйство и право. 1995. № 6. С. 3-7; Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2-х т. Т 1 / Отв. ред. О.М. Олейник (автор главы Андреева Л.В.). М.: Юрист, 2000. С. 423-424.
8 Вахнин И. Учет соотношения частного и публичного порядка регулирования при определении условий договора // Хозяйство и право. 1998. № 11. С. 40.
9 Ткачев В.Н. Защита прав потребителей в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2005. С. 11.
10 Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № Ю25 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 2 октября 1999 г.; 30 сентября 2000 г.; 1 февраля 2005 г.) // СЗ РФ. 1997. № 34. Ст. 3979.
11 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2009. С. 146.
12 Богданова Е. Понуждение к заключению договора // Право и экономика. 2005. № 1. С. 18-21; Кучер А.Н. Ответственность за недобросовестное поведение при заключении договора // Законодательство. 2002. № 10. С. 17-25.
13 Аврах А.М. Договор с участием потребителей в системе гражданско-правовых договоров. Дис... канд. юрид. наук. Казань, 2007.