Научная статья на тему 'О порядке заключения потребительских договоров'

О порядке заключения потребительских договоров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1314
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ДОГОВОР / ПУБЛИЧНАЯ ОФЕРТА / АКЦЕПТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Внуков Николай Александрович

В статье рассматриваются особенности порядка заключения потребительских договоров. Обозначены проблемы правового регулирования данных правоотношений, и предложены пути их решения. Автором также сформулировано определение электронного договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О порядке заключения потребительских договоров»

УДК 347.45/.47

ВНУКОВ Н.А. О порядке заключения

потребительских договоров

В статье рассматриваются особенности порядка заключения потребительских договоров. Обозначены проблемы правового регулирования данных правоотношений, и предложены пути их решения. Автором также сформулировано определение электронного договора.

Ключевые слова: потребитель, публичный договор, потребительский договор, публичная оферта, акцепт.

В основе любой договорной конструкции лежит соглашение сторон. Так, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям (ст. 432 ГК РФ). Таким образом, для заключения потребительского договора стороны должны достичь соглашения, как минимум, по всем существенным условиям и соблюсти требуемую законом форму. Поэтому для раскрытия понятия заключения потребительского договора нужно отдельно рассмотреть его составляющие элементы, которые необходимы для его возникновения и в то же время необходимы для признания договора действительным. Такими составляющими являются стороны договора, соглашение, достигнутое между ними по всем существенным условиям, и в требуемых случаях установленная форма.

Выделенные нами составляющие начнем рассматривать с одного из фундаментальных элементов потребительского договора - с соглашения. Следует отметить, что не всякое соглашение представляет собой потребительский договор, а только то, которое направлено на установление обязательственных отношений между сторонами с целью удовлетворения их имущественных интересов. Сущность же соглашения состоит во встречно на-

правленных и взаимно согласованных волеизъявлениях контрагентов, так что они должны непременно совпасть в определенный момент времени. При этом «такое совпадение обеспечивается тем, что стороны как бы с противоположных позиций стремятся к достижению общего правого результата»1. Но и этого для договорного соглашения также недостаточно. Необходимо еще, чтобы «волеизъявление каждого из контрагентов было доведено до противоположной стороны и усвоено ей, так что они должны быть взаимопоз-нанными», на что указывал Г.Ф. Шерше-невич,2 что, в сущности, отражает порядок заключения потребительского договора. Такое понимание сущности соглашения, которое берет свое начало из римского права,3 практически одинаково было воспринято как в отечественном праве4, так и в зарубежном5.

Прежде чем заключить соглашение, потребитель определяет свой имущественный интерес и подыскивает контрагента, который сможет его удовлетворить. Желание удовлетворить свой имущественный интерес каждой из сторон и составляет волевой момент будущего потребительского договора, тот фундамент, на котором это соглашение будет строиться. Воля здесь выступает как «детерминированное и мотивированное желание лица достичь поставленной цели»6. При

этом волю нужно рассматривать как «процесс психического регулирования поведения субъектов»7. Вместе с тем воля потребителя формируется под влиянием внешних социально-экономических факторов, которые и заставляют его вступать в договорные отношения с целью удовлетворения своих бытовых потребностей. Но воля - это лишь желание или намерение потребителя вступить в потребительский договор. Такое намерение, как писал В.В. Меркулов, есть «психический феномен внутреннего порядка, соотносящийся с волей субъекта, которая должна быть выражена внешне определенным способом»8. Воля должна быть выражена, т.е. должно произойти волеизъявление, посредством которого носитель воли доводит до лица, с которым желает заключить потребительский договор, свое намерение.

Несмотря на очевидную важность волеизъявлений в гражданском обороте, ГК РФ полностью не отдает предпочтение этой составляющей договорного соглашения. Достаточно обратиться к положениям ст. 431 ГК РФ о толковании договора, где для выяснения намерений сторон суд должен принимать во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений, т.е. исследовать акт письменного волеизъявления. И в случае, если это не позволит определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон. Действительно, в гражданском обороте отделить волю и волеизъявление порой достаточно трудно, поэтому на современном этапе развития гражданско-правовых отношений, когда степень доверия между контрагентами не столь высока, будет наиболее предпочтительным при установлении действительности заключенного соглашения рассматривать и волю, и волеизъявление сторон. И здесь мы разделяем мнение тех авторов, которые рассматривают сделку в единстве субъективного и объективного элемента - воли и волеизъявления9.

При этом, по мнению автора, необходимо считать действительными те сделки, по которым лицо втайне рассчитывает на то, что выраженная им воля не соот-

ветствует его истинной воле. В связи с этим есть смысл ст. 166 ГК РФ дополнить п. 3, изложив его в следующей редакции: «Сделка является действительной, если лицо, изъявившее волю, втайне рассчитывало на то, что выраженная им воля не соответствует его истинной воле, за исключением случаев, когда об этом было известно другой стороне по сделке».

Возвращаясь к понятию соглашение, которое, как мы определили, состоит из встречно направленных и взаимно согласованных волеизъявлений контрагентов, эта направленность должна носить взаимопротивоположный характер. Так, если предприниматель продает товар в розницу, то согласование и, следовательно, совпадение его волеизъявления может быть лишь с тем потребителем, который желает купить данный товар. В этом случае воля и волеизъявление сторон направлены на достижение взаимопротивоположного правового результата: у одной стороны - на прекращение права собственности и получение денежных средств, у другой соответственно - на приобретение права собственности на вещь. Итак, соглашение, лежащее в основе потребительского договора, необходимо понимать как совпадающее в определенный момент времени взаимное волеизъявление, точным образом отражающее волю сторон, направленных на достижение взаимопротивоположного правового результата бытового характера.

Для взаимного познания волеизъявлений сторонами потребительского договора и их дальнейшего совпадения необходима определенная последовательность выражения воли, которая есть не что иное, как порядок заключения потребительского договора. Хотя А.Г. Быков считает, что «порядок заключения договора -это предусмотренные правовыми нормами последовательность и способы оформления договорных отношений, так что способом будет определенного вида действие, посредством которого достигается взаимосогласованная воля сторон»10. По нашему мнению, заключению потребительского договора предшествует определенная последовательность действий

субъектов в виде волеизъявлений. В свою очередь, последовательность волеизъявлений выражается в соответствующих стадиях, предложения заключить потребительский договор (публичная оферта) и согласия на него потребителем (акцепт). В этой последовательности волеизъявлений большое значение имеют способы выражения воли вовне, которые известны нам еще из римского права.

Выражение воли вовне возможно различным образом: словесно (в виде устной речи и на письме), конклюдентными действиями и даже молчанием (отсутствием слов и действий). Такие способы волеизъявлений в римском праве И.Б. Новицкий обозначил как формы выражения воли11. В науке гражданского права такие способы выражения и засвидетельствования воли получили название «форма сделки».

Современная сфера информационно-коммуникационных технологий продолжает поражать своей стремительной динамикой. Непрекращающееся увеличение пользователей социальных сетей, огромная популярность блогов и подкастов, беспрецедентный рост продаж нетбуков - все это свидетельствует о том, что еще недавно звучавшие прогнозы специалистов о наступлении века информационных технологий постепенно становятся реальностью. Появление новых экономических и правовых явлений, таких как «электронная сделка», «электронная цифровая подпись», «аналог собственноручной подписи», «электронный документ», «электронная коммерция», свидетельствует об изменении самого образа общественного мышления. Развитие сети Интернет вносит много нового в отношения между субъектами, пользующимися ею. Теперь появилась возможность за считанные секунды, не вставая из-за рабочего стола и не отходя от компьютера, заключить потребительский договор с хозяйствующим субъектом из другого региона или страны. При этом новые задачи возникают и у гражданского права, заключающиеся в том, чтобы подготовить правовую базу для регулирования возникших общественных отношений12.

По мнению автора, для правовой регламентации «электронных сделок» в дей-

ствующее законодательство необходимо внести следующие изменения:

1. Ст. 160 ГК РФ дополнить п. 4, изложив его в следующей редакции: «Письменная форма сделки может быть заменена электронной формой, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из обычаев делового оборота». При заключении потребительского договора в электронной форме согласно п. 2 ст. 160 ГК РФ факсимильное воспроизведение подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом наиболее быстрым и удобным способом подписания электронной сделки является аналог собственноручной подписи. В потребительском договоре должно быть прямо предусмотрено, что стороны признают юридическую силу за документами, подписываемыми аналогом собственноручной подписи. Такой позиции придерживается и суд. Так, в определении № 653/08 от 07.02.2008 г. ВАС РФ указал на то, что договор поставки товара, являясь по своей правовой природе сделкой, подписанный посредством факсимиле, доказательством заключения сторонами такого соглашения являться не может, учитывая отсутствие в его тексте специально оговоренного условия.

Стороны потребительского договора, совершаемого в электронной форме, должны согласовать, что именно будет являться аналогом собственноручной подписи. Это может быть логин и пароль к аккаунту на сайте, адрес электронной почты, код доступа, отправленный на номер сотового телефона, и т.п. Одним из наиболее приемлемых вариантов, по мнению автора, является адрес электронной почты и код доступа, отправленный на сотовый телефон, т.к. только конкретные лица имеют доступ к конкретному электронному ящику, а сообщения фиксируются (сохраняются) на почтовых серверах (такие документы надежнее в доказательственном плане).

2. П. 1 ст. 420 ГК РФ дополнить абзацем 2, изложив его в следующей редакции: «Электронным договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, заключенное в электронной форме и подписанное электронными цифровыми подписями данных лиц или иными аналогами собственноручной подписи».

3. Закон о защите прав потребителей дополнить ст. 26.2 «Продажа товаров, оказание услуг по электронной сделке», изложив ее в следующей редакции: «В случае заключения потребительского договора в электронной форме продавец обязан незамедлительно подтвердить потребителю: электронной почтой получение его заказа; создать возможность при заключении договора запросить информацию об условиях договора, включая общие условия сделок, и сохранить ее в пригодной для воспроизведения форме; создать возможность в доступной форме в любой момент отказаться от договора возмездного оказания услуг».

Выражение воли сторонами потребительского договора нельзя рассматривать оторванно от самих участников, так как только они способны к ее выражению. Однако нужно заметить, что, несмотря на фактическую способность формировать и выражать свою волю практически всеми субъектами гражданского оборота, юридически закон признает такую способность не за всеми лицами. Поэтому субъекты потребительского договора должны юридически обладать способностью формировать и выражать свою волю, чтобы вступать в договорные отношения.

Последовательность действий сторон при заключении потребительского договора в общем порядке выражается в соответствующих стадиях: предложения заключить договор (публичная оферта) и согласия на него (акцепт).

В п. 2 ст. 432 ГК РФ установлено, что договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор, для потребительского договора данное предложение всегда будет публичным, поэтому оно и получило на-

звание публичная оферта) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Поэтому в современной юридической литературе порядок заключения потребительского договора рассматривается в виде двух этапов: предложения заключить договор, именуемой в законодательстве публичная оферта, и его принятия - акцепт. Хотя в последнее время ряд авторов искусственно расширяют две классические стадии заключения договора13, либо добавляя к ним две факультативные, либо рассматривают уже три стадии: направление оферты, принятие предложения - акцепт и получение акцепта стороной, направившей оферту14. Мы склонны рассматривать все же две стадии в общем порядке заключения договора, так как и оферта, и акцепт имеют свое отдельное регулирование в соответствующих нормах ГК РФ, предъявляющее к ним определенные требования.

Необходимость выделения и изучения этих стадий возникла в связи с глобализацией, развитием мировой торговли, сети Интернет и т.д., когда стороны могут выдвигать предложение и принимать его, находясь на значительном расстоянии друг от друга. Так что заключение договора происходит между отсутствующими в одном месте контрагентами, в результате чего имеет место разрыв во времени, отделяющий волеизъявление одной стороны от его восприятия другой.

Под публичной офертой понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Публичную оферту в современной литературе Н.Д. Егоров рассматривает как предложение, обращенное к любому и каждому15. В свою очередь М.И. Брагинский считает, что «адресатом такой оферты является неопределенная множественность лиц»16. Но рассматривать такое публичное предложение как оферту можно только в случае, если она содержит все существенные условия будущего потребительского договора и другая сторона выражает безоговорочное

согласие на его заключение. Публичная оферта должна быть направлена к неопределенному кругу лиц; иметь возможность немедленного акцепта; выражать намерение оферента заключить договор на указанных в оферте условиях; содержать все существенные условия договора, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 494 ГК РФ. Юридические последствия признания предложения публичной офертой заключаются в том, что оферент должен заключить договор на условиях, предусмотренных в оферте, с любым, кто отзовется на такое предложение. Заключение договора на иных условиях недопустимо, в этом случае контрагент вправе требовать возмещения понесенных убытков.

Публичная оферта может совершаться как в письменной, так и в устной форме (например, по телевидению и т.д.). В качестве исключения из общего правила ст. 494 ГК РФ устанавливает, что выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признаются публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

По общему правилу, согласно ст. 437 ГК РФ, реклама и иные предложения, адресованные неопределённому кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в приглашении. Однако при указании предмета рекламы и цены (например, автомобиля, одежды и т.д.) такое предложение, по правилам п. 2 ст. 437 ГК РФ, надлежит считать офертой. Многие рекламодатели в таких случаях указывают, что цены действительны на момент публикации.

Рассматривая публичную оферту как предложение неопределенному кругу лиц или обращенное ко всем и каждому, авторы приводят в качестве примеров товар, размещенный в магазине или такси, сто-

ящее с включенным огоньком. Наиболее наглядно данный вопрос можно исследовать на примере розничной купли-продажи с использованием автоматов. Здесь оферта сделана для неограниченного количества покупателей путем выставления автомата с предоставлением информации в письменной форме о продавце товара и условиях его приобретения с указанием действий, которые должен совершить для этого покупатель. В такой оферте имеются все существенные условия договора купли-продажи. И покупателю достаточно для заключения договора конклюдент-ными действиями акцептовать такую оферту, совершив необходимые действия по получению товара.

Представляется, что под возможностью немедленного акцепта должна пониматься и возможность немедленного направления согласия заключить договор (акцепта) другой стороной, и возможность немедленного принятия акцепта оферентом в момент его поступления.

Для заключения потребительского договора потребитель должен выразить согласие с публичной офертой путем ответа в виде согласия на все условия, поставленные в публичной оферте. Такое согласие на заключение договора именуется акцептом, и согласно п. 1 ст. 438 ГК РФ им признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Причем акцепт является второй после оферты и последней стадией в процессе заключения потребительского договора между сторонами в общем порядке. Акцепт, как и оферта, представляет собой волеизъявление лица, направленное на заключение потребительского договора, и, чтобы иметь юридическую силу, он должен отвечать определенным требованиям.

Акцепт должен быть полным и безоговорочным. «Полнота акцепта должна выражать не просто одобрение всему, что указано в оферте, а быть еще и достаточно определенным17. Из него должно четко явствовать намерение стороны заключить договор на предложенных ей условиях18. Поэтому ответы типа: «ваше предложение является достаточно интересным» нужно рассматривать только как намерение ве-

№ 4 2010 г.

сти дальнейшие переговоры, а не как акцепт. Безоговорочность акцепта должна состоять в том, что он, кроме прямого согласия на предложенные условия, не должен содержать не только дополнительных условий, но и каких-либо изменений, пусть даже незначительных18 (например: уменьшить цену, изменить сроки или размер неустойки). В противном случае такой ответ, содержащий иные условия, чем предложенные в оферте, нужно рассматривать как акцепт на иных условиях, который не является акцептом, а признается новой офертой (ст. 443 ГК РФ).

1 Вердников В.Г, Кабалкин А.Ю. Гражданско-правовые формы товарно-денежных отношений. М.: Юридическая литература, 1970. С. 45.

2 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. СПб., 1907. С. 397.

3 См.: Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М., 1994. С. 363.

4 См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право. В 2-х ч. Ч. 2. М., 1997. С. 510; Советское гражданское право / Под общей редакцией В.Ф. Маслова и А.А. Пушкина. Киев, 1977. С. 387; Гражданское право: В 2 т. Том 2.: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М., 2010. С. 169.

5 См.: Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Васильев. М., 1992. С. 261.

6 Ойгензихт В.А. Воля и волеизъявление (Очерки теории, философии и психологии права). Душанбе, 1983. С. 24.

7 Там же.

8 Меркулов В.В. Гражданско-правовой договор в механизме регулирования товарно-денежных отношений /Монография. Рязань, 1994. С. 20.

9 Этой теории придерживалась и A.M. Белякова. См.: Советское гражданское право. Т. 1 / Отв. ред. Грибанов В.П., Корнеев С.М. М., 1979. С 220. (Автор гл. 8 - A.M. Белякова).

10 Советское гражданское право. Т. 1 / Отв. ред. Грибанов В.П., Корнеев С.М. М., 1979. С. 468. (Автор гл. 13 - А.Г. Быков).

11 Новицкий И.Б. Римское право. Изд. 6-е. М.: Теис, 1997. С. 131.

12 Козлов П. Электронная сделка - новая форма для новых возможностей [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: // www.advolex.ru/articles/elctron

13 Так, В.В. Витрянский наряду с офертой и акцептом выделяет еще и факультативные стадии: преддоговорные контакты сторон (переговоры) и рассмотрение оферты акцептантом. (См.: Гражданское право: В 2-х т. Том 2. Полутом 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М., 2008. С. 170. (гл. 30. § 4. В.В. Витрянский).

14 Ранее такую идею высказывал В.В. Вит-рянский (См.: Комментарий части первой ГК РФ. М., 1995. С. 403 (гл. 27, 28 - Витрянский

B.В.)), которую поддержал С.А. Денисов (См.: Денисов С.А. Некоторые общие вопросы о порядке заключения договора / Актуальные проблемы гражданского права /Под ред. М.И. Брагинского. М.,1999. С. 248).

15 См.: Гражданское право. Том 1. Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2004. С. 502. (гл. 25 - Н.Д. Егоров).

16 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М.: Статут, 2009. С. 199.

17 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М.: Статут, 2009. С. 202.

18 См.: Советское гражданское право. Т. 1 / Отв. ред. Грибанов В.П., Корнеев С.М. М, 1979.

C. 474. (гл. 23 - А.Г. Быков).

19 Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.