Научная статья на тему 'Понятие потребительских договоров и их особенности'

Понятие потребительских договоров и их особенности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6620
607
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ДОГОВОРОВ / ПОНЯТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ДОГОВОРОВ / ПРИЗНАКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ДОГОВОРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудина Светлана Анатольевна, Чернова Гульнара Шарифуловна

В статье рассматриваются понятие и особенности потребительских договоров, обозначаются проблемы правового регулирования в данной сфере правоотношений и предлагаются пути их решения. Задача - Исследуются понятие потребительских договоров и их особенности. Модель - Методологическая основа работы - всеобщий диалектико-материалистический метод познания объективной действительности. Использовались общенаучные методы - анализ и синтез, индукция и дедукция. Посредством частно научного - формально-юридического метода проанализировано и обобщено содержание норм законодательства, регламентирующих анализируемую проблему. Выводы - Выделены следующие особенности договоров, регулирующих потребительские отношения: особый субъектный состав, особый предмет рассматриваемого договора, возмездный характер потребительских отношений; особое содержание и форма рассматриваемых договоров, а также процедура заключения и способы обеспечения исполнения обязательств. Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы - Содержание работы дополняет научно-правовые основы договорных отношений с участием граждан-потребителей; может быть использовано в дальнейших изысканиях, связанных с разработкой анализируемой проблемы. Практическое значение - Отдельные выводы работы могут учитываться в практической деятельности при возникновении вопросов применения законодательства о защите прав потребителя. Оригинальность/ценность - На основе сравнительно-правового анализа действующего законодательства в области регулирования отношений с участием потребителей, изучаются потребительские договоры и выделяются их особенности. Предназначена для ученых, преподавателей, обучающихся по всем направлениям юридического профиля, а также практических работников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF CONSUMER CONTRACTS AND THEIR FEATURES

The article discusses the concept and features of consumer contracts are referred to the problems of legal regulation in this sphere of legal relations and the ways of their solution. Task Explores the concept of consumer contracts and their characteristics. Model Methodological basis of the work universal dialectic-materialistic method of cognition of objective reality. We used the General scientific methods of analysis and synthesis, induction and deduction. Through private scientific formal legal method analyzed and summarized the content of the legislation regulating the analyzed problem. Conclusions Highlighted the following features of the treaties governing consumer relations: special subject composition, a special subject of the Treaty under consideration, the onerous nature of consumer relationships; specific content and form of the subject contracts, as well as the procedure of making and methods of enforcement of obligations. Scope of the study/the possibility of subsequent use of the results of scientific work the work complements the scientific and legal basis of contractual relations with the participation of citizens-consumers; can be used for further studies associated with the development of the analyzed problem. The practical value of some of the conclusions of the work can be considered in practice if you have any questions of application of the legislation on consumer protection. Originality/value based comparative legal analysis of the current legislation in the field of regulation of relations with the participation of consumers, we study consumer contracts and highlight their features. Intended for scientists, teachers, students in all areas of legal profile, as well as practical workers of law enforcement bodies.

Текст научной работы на тему «Понятие потребительских договоров и их особенности»

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

3.2. ПОНЯТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ДОГОВОРОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Кудина Светлана Анатольевна, канд. юрид.наук. Должность: Старший преподаватель. Место работы: Уфимский юридический институт МВД РФ. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected] Чернова Гульнара Шарифуловна, канд. юрид. наук. Должность: Заместитель начальника кафедры. Место работы: Уфимский юридический институт МВД РФ. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]

Аннотация: в статье рассматриваются понятие и особенности потребительских договоров, обозначаются проблемы правового регулирования в данной сфере правоотношений и предлагаются пути их решения.

Задача - Исследуются понятие потребительских договоров и их особенности.

Модель - Методологическая основа работы - всеобщий диалектико-материалистический метод познания объективной действительности. Использовались общенаучные методы - анализ и синтез, индукция и дедукция. Посредством частно научного -формально-юридического метода проанализировано и обобщено содержание норм законодательства, регламентирующих анализируемую проблему.

Выводы - Выделены следующие особенности договоров, регулирующих потребительские отношения: особый субъектный состав, особый предмет рассматриваемого договора, возмездный характер потребительских отношений; особое содержание и форма рассматриваемых договоров, а также процедура заключения и способы обеспечения исполнения обязательств.

Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы - Содержание работы дополняет научно-правовые основы договорных отношений с участием граждан-потребителей; может быть использовано в дальнейших изысканиях, связанных с разработкой анализируемой проблемы.

Практическое значение - Отдельные выводы работы могут учитываться в практической деятельности при возникновении вопросов применения законодательства о защите прав потребителя.

Оригинальность/ценность - На основе сравнительно-правового анализа действующего законодательства в области регулирования отношений с участием потребителей, изучаются потребительские договоры и выделяются их особенности. Предназначена для ученых, преподавателей, обучающихся по всем направлениям юридического профиля, а также практических работников правоохранительных органов.

Ключевые слова: правовое регулирование потребительских договоров, понятие потребительский договоров, признаки потребительских договоров.

THE CONCEPT OF CONSUMER CONTRACTS AND THEIR FEATURES

Kudina Svetlana Anatolevna, PhD at law. Position: senior lecturer. Place of employment: Ufa law institute of MIA Russia. Department: Civil law disciplines chair. [email protected]

Chernova Gulnara Sharifullina, PhD at law. Position: Deputy Head of chair. Place of employment: Ufa law institute of MIA Russia. Department: Civil law disciplines chair. E-mail: [email protected]

Annotation: the article discusses the concept and features of consumer contracts are referred to the problems of legal regulation in this sphere of legal relations and the ways of their solution.

Task - Explores the concept of consumer contracts and their characteristics.

Model - Methodological basis of the work - universal dialectic-materialistic method of cognition of objective reality. We used the General scientific methods of analysis and synthesis, induction and deduction. Through private scientific - formal legal method analyzed and summarized the content of the legislation regulating the analyzed problem.

Conclusions Highlighted the following features of the treaties governing consumer relations: special subject composition, a special subject of the Treaty under consideration, the onerous nature of consumer relationships; specific content and form of the subject contracts, as well as the procedure of making and methods of enforcement of obligations.

Scope of the study/the possibility of subsequent use of the results of scientific work - the work complements the scientific and legal basis of contractual relations with the participation of citizens-consumers; can be used for further studies associated with the development of the analyzed problem.

The practical value of some of the conclusions of the work can be considered in practice if you have any questions of application of the legislation on consumer protection.

Originality/value - based comparative legal analysis of the current legislation in the field of regulation of relations with the participation of consumers, we study consumer contracts and highlight their features. Intended for scientists, teachers, students in all areas of legal profile, as well as practical workers of law enforcement bodies.

Keywords: legal regulation of consumer contracts, the concept of consumer contracts, the characteristics of consumer contracts.

Нормативное закрепление понятия «потребительский договор» в России отсутствует. В юридической литературе также не сложилось четкой позиции по его определению. Более того, наряду с термином «потребительский договор» применяются также термины «договор с участием потребителя» или «договор в сфере обслуживания» [1].

Смысловое значение термина «договор с участием потребителей» несколько шире нежели «потребительский договор». Так как в экономическом смысле потребителями могут быть не только физические лица, но и юридические лица. Договор с участием потребителей - более общее понятие, свойственное не только договорам с участием граждан, но и юридических лиц. В этой связи термин «договор с участием потребителя» более точно отражает его специфические признаки, в частности то, что одной стороной должен выступать потребитель. В работе для удобства использования, термины «потребительский договор» и «договор с участием потребителей» будет применяться к догово-

84

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ Кудина С.А.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ДОГОВОРОВ Чернова Г.Ш.

рам, одной из сторон которых выступает гражданин-потребитель, а его контрагентом - хозяйствующий субъект, как равнозначные. В основе данного подхода лежит подход законодателя.

По мнению А. М. Аврах, гражданско-правовой договор, в том числе договор с участием потребителей, -это система совершаемых конкретными сторонами в соответствующей форме и посредством специальных юридических процедур волеизъявлений, в совокупности представляющих собой соглашение, на основании которого с целью достижения в рамках определенной процедуры (процедура исполнения договора) необходимого договорного эффекта (имущественного и (или) неимущественного - удовлетворение потребительских нужд, извлечение прибыли) возникают, изменяются и прекращаются обязательственные правоотношения [2, с. 12].

Таким образом, в своем авторском определении договора с участием потребителя А. М. Аврах попыталась объединить основные доктринальные представления о гражданско-правовом договоре. Безусловно, данное определение, несмотря на его развернутость и объемность, не вполне точно описывает потребительский договор - в нем не отражена специфика договорных отношений с участием граждан-потребителей.

Другой автор, Б. А. Шабля, чье определение нам больше импонирует, раскрывает понятие потребительского договора через указание на его основные характеристики: под потребительским договором он понимает возмездный гражданско-правовой договор, заключаемый между потребителем в целях удовлетворения его личных (бытовых) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и организацией [3, с. 6].

Но достаточно ли этих двух посылок: возмездный характер договора и его направленность на удовлетворение личных (бытовых) нужд гражданина, при определении круга договоров, из которых могут возникнуть потребительские отношения?

Проведенный сравнительно-правовой анализ действующего законодательства в области регулирования отношений с участием потребителей позволяет заключить, что, закон, во-первых, не ограничивает круг отношений с участием граждан-потребителей, и, во-вторых, не закрепляет совокупность признаков, лежащих в основе системы договоров с участием потребителей.

Относительно неопределенности круга регулируемых отношений, законодателя можно понять. Представляется очевидным то, что развитие потребительских отношений находится в постоянной динамике. Поэтому в систему потребительских договоров входят все новые виды договорных связей (дистанционные договоры с участием потребителей).

Ориентиром в поиске гражданско-правовых форм потребительских отношений является примерный перечень договоров, из которых могут возникать отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, приведенный органами исполнительной власти [4].

Законом о защите прав потребителя в качестве объектов, по поводу которых могут возникать отношения с участием граждан-потребителей, установлены товары, работы и услуги.

В соответствии с этим можно классифицировать потребительские договоры (по направленности, целям, предмету) на следующие виды:

- потребительские договоры купли-продажи товаров: договор розничной купли-продажи, продажа недвижимости, договор энергоснабжения (договор снабжения электрической и тепловой энергией) и иные;

- потребительские договоры, направленные на оказание услуг: консультационных, информационных, услуг по охране и сопровождению грузов, финансовых услуг, посреднических услуг, коммунальных услуг; возмездного оказания иных услуг;

- потребительские договоры, направленные на выполнение работ: бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ и иные.

Что же касается вопроса о признаках, присущих и отграничивающих эти особые имущественные обязательственные правоотношения от иных правоотношений с участием физических лиц, то он требует более детального исследования.

В первую очередь необходимо остановится на признаке особенностей субъектного состава. В качестве субъектов данного договора, с одной стороны, должен выступать хозяйствующий субъект, а с другой - гражданин-потребитель, т.е. гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской или иной профессиональной и социально значимой деятельности.

То есть в любом потребительском договоре должно быть как минимум два субъекта: гражданин-

потребитель и его контрагент - хозяйствующий субъект, каждый из которых преследует свои социальноэкономические цели. Например, при заключении договора купли-продажи цель участия покупателя - получение товара, цель участия продавца - получение денежных средств.

Под «потребителем» понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими. Например, потребителем является как гражданин, который купил телевизор или билет в театр, так и гражданин, который пользуется этим телевизором или является зрителем в театре.

Между тем в отдельных случаях законодательством предусматривается, что пользоваться товаром, результатом работы или услугой может только гражданин, заключивший договор с продавцом, исполнителем (например, воспользоваться услугой по договору перевозки воздушным транспортом может только гражданин, который указан в билете).

Однако встречаются случаи, когда договоры с участием потребителей выступают как договоры в пользу третьего лица (например, договор страхования [5, с. 196], возмездного оказания туристских услуг и др.). В данном случае, гражданин, в пользу которого заключен подобный договор, выразил намерение воспользоваться своим правом по этому договору или же реально уже его использовал, то при соблюдении всех признаков потребителя он должен признаваться таким субъектом.

Следующей особенностью потребительских договоров является их предмет.

Предметом потребительского договора должны выступать товары, работы, услуги, предназначенные исключительно для личных, семейных, домашних и иных

85

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Принимая во внимание отсутствие легального определения товара в законодательстве, регулирующим потребительские отношения, обратимся к экономической литературе, где под товаром в самом широком смысле понимается продукт труда, произведенный для продажи [6, с. 19]. Экономическое предназначение товара, как объекта потребительского договора является его способность удовлетворять потребности граждан.

Поскольку товар является вещью, применительно к нему в рамках потребительских правоотношений среди прочего применяются общие положения ГК РФ об объектах гражданских прав. По гражданскому законодательству товары могут отчуждаться или переходить от одного лица другому иными способами, если они не изъяты из оборота.

Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т.п. могут рассматриваться в качестве товара в тех случаях, когда они реализуются потребителю продавцом по договору купли-продажи в качестве самостоятельной товарной единицы [7].

Понятия «услуга» и «работа» необходимо разграничивать по признаку наличия или отсутствия материально выраженного результата. При этом действия, которые имеют материальный результат и направлены на его получение являются результатом работ; а те действия, полезный результат которых заключается в них самих, неотделим от самой деятельности и потребляется в ее процессе - оказанием услуг.

Сфера действия Закона о защите прав потребителей не ограничивается лишь продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Ряд договоров, имеющих иную направленность, также относят к числу потребительских: договор проката (передача вещи во временное владение и пользование), кредитный договор (передача в собственность денежных средств с обязательством их возврата), договор участия в долевом строительстве.

Цель приобретения товаров является определяющим критерием, поэтому товары (работы, услуги) могут приобретаться (заказываться) для личных нужд (например, медицинские услуги) либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора для использования как дома, так и на занятиях).

В соответствии с приказом МАП РФ от 20.05.1998 № 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей» Д8] не является потребителем гражданин, который приобретает товар для организаций и за их счет, а также заказывает для организаций за их счет работы, услуги с целью использования их в производстве (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве, редакции, химическая чистка штор и т.д.).

В тоже время потребителем услуги признается и тот гражданин, который пользуется услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услугой по перевозке, по размещению в гостинице во время командировки).

В судебной практике цель приобретения товаров (оказания услуг, результат работ) также является определяющим критерием при решении вопроса о применении законодательства о защите прав потребителя. Так, Арбитражный суд Красноярского края при решении вопроса о применении законодательства о

защите прав потребителей к кредитному договору, заключенному банком с заемщиком-гражданином, пришел к выводу об отсутствии потребительских отношений, так как заемщик имел статус индивидуального предпринимателя, а в договоре не были указаны цели кредитования Д9].

Возмездный характер потребительских отношений является обязательным условием, свойственным договорам данного типа. Признак возмездности потребительских отношений исключает применение законодательства о защите прав потребителей к отношениям из гражданско-правовых договоров с участием граждан, имеющих безвозмездный характер. Примером подобной ситуации являются отношения, вытекающие из договора безвозмездного хранения вещей в гардеробах организаций, если вознаграждение за хранение не оговорено или иным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение (ст. 924 ГК РФ). Такие отношения законодательством о защите прав потребителей не регулируются, а применяются общие правила гражданского законодательства.

При этом, отсутствие в возмездном договоре условия о цене не препятствует применению к отношениям сторон законодательства о защите прав потребителей, если цена может быть определена в порядке ст. 424 ГК РФ об использовании цены, которая используется при сравнимых обстоятельствах при заключении аналогичных договоров.

Как правило, по потребительским договорам, цена устанавливается хозяйствующим субъектом (за исключением отдельных случаев, когда федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценки) к ценам на них) и является существенным условием потребительских договоров.

Следующей особенностью является процедура заключения договора по сравнению с классическим гражданско-правовым регулированием договорных отношений.

Процедура заключения договора видоизменяется, в связи с тем, что в потребительских договорах используется конструкция договора присоединения (ст. 428 ГК РФ) и (или) публичного договора (ст. 426 ГК РФ) либо в целом, потребительские договоры, являются таковыми.

В доктрине отмечается, что хотя положения ст. 428 ГК РФ и сформулированы как общие для всех участников гражданских правоотношений, ограничения, установленные для предпринимателей (п. 3 ст. 428 ГК РФ), а также низкая вероятность заключения договоров присоединения обычными гражданами между собой, которые бы при этом не превращались в предпринимателей (п. 4 ст. 23 ГК РФ), фактически сводят сферу применения соответствующих норм к потребительским договорам Д10, с. 12].

По мнению В.С. Ема, публичный договор и договор присоединения с точки зрения порядка их заключения и формирования их содержания являются «особыми разновидностями договоров». При этом «договор присоединения не сливается с понятием «публичный договор», поскольку «последний предполагает возможность его принудительного заключения по требованию потребителя, тогда как смысл договора присоединения, напротив, состоит в предоставлении потребителю более широкой, чем обычно, возможности добиваться его изменения или расторжения» Д11, с. 144].

Что же касается публичных договоров, то ГК РФ прямо относит ряд договоров с участием потребите-

86

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ Кудина С.А.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ДОГОВОРОВ Чернова Г.Ш.

лей к публичным, например: договор проката (ст. 626); договор бытового подряда (от. 730); договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (от. 834); договор хранения в ломбарде принадлежащих гражданину вещей, а также договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций (от. от. 919 и 923); договор личного страхования (от. 927) и т.д.

И потребительским и публичным договор характерен следующий набор признаков: во-первых, в качестве субъекта договора, на стороне которого лежит обязанность по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, должна выступать коммерческая организация; в роли контрагента такой организации может оказаться любое физическое лицо, которое в данной договорной связи является потребителем товаров, работ, услуг, производимых или осуществляемых коммерческой организацией; во-вторых, данная коммерческая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг в отношении каждого, кто к ней обратится.

Наличие обязанности заключить договор является исключением из принципа свободы договора, установленного в ч. 2 от. 1, ч. 1 от. 420, ч. 1 от. 421 ГК РФ, и не исключает свободного согласования сторонами условий договора. Так стороны свободно определяют товар и цену, подлежащие передаче, и, по соглашению определяются взаимные права и обязанности.

В то же время, необходимо отметить, что действующее законодательство о защите прав граждан-потребителей и нормы о публичных договорах не идентичны по содержанию, и не все договоры с участием граждан-потребителей носят публичный характер.

Так, к публичным договорам относятся следующие потребительские договоры: розничной купли-продажи, энергоснабжения, проката, бытового подряда, перевозки транспортом общего пользования, личного страхования; возмездного оказания услуг связи, медицинских, гостиничных, туристских и других видов услуг (работ); хранения товаров на складах общего пользования, хранение в камерах хранения транспортных организаций, а при определенных условиях - хранение в ломбарде и договоры банковского вклада.

Между тем, принимая во внимание задачи установления режима публичного договора и целевую направленность законодательства о защите прав граждан-потребителей, необходимо в качестве общего правила распространить условия о публичном договоре на все потребительские договоры, установив критерии, по которым будут определяться исключения из этого правила.

Анализ правовых норм, регулирующих сферу потребительского рынка свидетельствует о предоставлении субъекту, обладающему статусом потребителя, в соответствующих договорных отношениях дополнительных, достаточно широких возможностей, определяемых специальными нормами законодательства о защите прав потребителя, в том числе и в случае правонарушения, с целью защиты своих прав.

В частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» [12], конкретизированы многие вопросы, связанные с порядком исчисления договорных и законных неустоек, предусмотренных положениями статей 23,

23.1, 28, 30, 31 Закона о защите прав потребителей и предусмотрен особый способ обеспечения исполнения обязательств, возникающих из потребительских договоров.

В Постановлении сказано, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем,

импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Таким образом, Пленум Верховного Суда РФ однозначно указал на то, что указанный штраф следует рассматривать как предусмотренный Законом особый способ обеспечения исполнения обязательств (статья 329 ГК РФ) в гражданско-правовом смысле этого понятия (статья 307 ГК РФ), а не как судебный штраф (статья 105 ГПК РФ), который налагается лишь в случаях и в размере, предусмотренных непосредственно ГПК РФ, либо административный штраф, который согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 3.2 и статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) является одним из видов административного наказания за совершение административных правонарушений и в силу части 1 статьи 1.1 КоАП РФ не может быть предусмотрен нормативным правовым актом, не относящимся к законодательству об административных правонарушениях.

Итак, проведенное исследование понятия и особенностей, присущих потребительским договорам, позволяет утверждать - потребительский договор представляет собой обособленный тип гражданско-правовых договоров, который занимает собственное место в системе гражданско-правовых договоров и классифицируется на следующие виды:

- потребительские договоры купли-продажи товаров (договор розничной купли-продажи, продажа недвижимости, договор энергоснабжения и др.);

- потребительские договоры, направленные на оказание услуг (консультационных, информационных, услуг по охране и сопровождению грузов, финансовых услуг, посреднических услуг, коммунальных услуг; возмездного оказания иных услуг);

- потребительские договоры, направленные на выполнение работ (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ и др.).

Особенности договоров, регулирующих потребительские отношения состоят, во-первых, в особом субъектном составе, во-вторых, в особом предмете рассматриваемого договора в части предназначения объекта исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в-третьих, в возмездном характере потребительских отношений; в-четвертых, в особом содержании и форме рассматриваемых нами договоров, а также в процедуре заключения и способах обеспечения исполнения обязательств.

Список литературы:

1. См., н-р: Нигматуллин К.Р. Договор бытового подряда: диссертация на соискание уч. степени к.ю.н. Ка-

87

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

зань: Казанский государственный университет, 2005. С. 36; Кабалкин А.Ю. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания. М.,1980.

2. Аврах А.М. Договор с участием потребителей в системе гражданско-правовых договоров: Автореф. Дис. ...к.ю.н. Казань, 2007 .

3. Шабля Б.А. Права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита: автореф. Дисс. ...к.ю.н., Омск, 1999. С. 6.

4. Приказ Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20.05.1998 № 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 2.

5. Игбаева Г.Р. Обязательное страхование как способ защиты прав и интересов страхователей и третьих лиц // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2009. № 1. С. 194-201.

6. Ахметшин Р.А. К вопросу о нормативно-правовом регулировании продовольственного снабжения населения Башкирии в первые годы новой экономической политики // Вестник ВЭГУ. 2013. № 6. С. 17-21.

7. <Письмо>Роспотребнадзора от 11.03.2005 №

0100/1745-05-32 «О направлении информационного материала по защите прав потребителей» //

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52631

8. Приказ Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от

20.05.1998 № 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 2.

9. Обобщение практики Арбитражного суда Красноярского края по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ от 31.03.2008 (авторы - Е.В. Севастьянова, Д.Н. Майлова) // www.krasnoyarsk.arbitr.ru (10 февраля 2013 г.).

10. Ширвиндт А.М. Ограничение свободы договора в целях защиты прав потребителей в российском и европейском частном праве // Вестник гражданского права. 2013. № 1. С. 12.

11. Российское гражданское право: учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2010. Т. 2: Обязательственное право. С. 144, 147 (автор раздела - В.С. Ем).

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета. № 156. 11.07.2012.

13. Мицык Г.Ю. Роль системы субъектов отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, в механизме охраны прав потребителей // Черные дыры в Российском законодательстве. 2012. № 6. С. 88-91.

14. Отческий И.Е. Новые предложения по защите прав потребителей в сфере туристического обслуживания // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 4. С. 157-159.

Рецензия

на статью «Понятие потребительских договоров и их особенности», подготовленную старшим преподавателем кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, канд. юрид. наук Кудиной Светланой Анатольевной, заместителем начальника кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, канд. юрид. наук Черновой Гульнарой Шари-фулловной

Представленная научная статья посвящена весьма интересной и практически значимой проблеме регулирования отношений с участием потребителей. Актуальность темы обусловлена несколькими причинами: во-первых, особой социальной значимостью проблем в сфере потребительских отношений; во-вторых, отсутствием системности подхода законодателя к вопросу о видах потребительских договоров; в-третьих, существованием разных доктринальных подходов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но не может быть принят полностью.

Проведенный сравнительно-правовой анализ действующего законодательства в области регулирования отношений с участием потребителей, позволивший авторам работы выделить круг отношений с участием граждан-потребителей и закрепить совокупность признаков, лежащих в основе системы договоров с участием потребителей - составляют научную новизну работы.

Несомненным достоинством данной работы служит исследование многих спорных правоотношений, возникающих в сфере потребительского рынка. В работе авторы анализируют термин «потребительский договор», исследуют его правовую природу и дают подробную классификацию видов потребительских договоров (потребительские договоры купли-продажи товаров; потребительские договоры, направленные на оказание услуг; потребительские договоры, направленные на выполнение работ). В качестве особенностей договоров, регулирующих потребительские отношения, авторы выделяют: особый субъектный состав, особый предмет, возмездный характер потребительских отношений; особое содержание и форма рассматриваемых договоров, а также процедура заключения и способы обеспечения исполнения обязательств.

Работа представляет собой законченное исследование, отражающее отдельные аспекты нормативнотеоретического осмысления потребительских договоров. На основании изложенного, можно рекомендовать данную статью к опубликованию в открытой печати.

Профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор А. П. Герасимов

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.