Научная статья на тему 'Предмет и иные элементы договоров с участием граждан-потребителей'

Предмет и иные элементы договоров с участием граждан-потребителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1249
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН-ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ДОГОВОР / ПРЕДМЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ДОГОВОРА / ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР / ДОГОВОР ПРИСОЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Внуков Николай Александрович

В статье рассматриваются предмет и иные элементы договоров с участием граждан-потребителей. Обозначены проблемы правового регулирования данных правоотношений, и предложены пути их решения. Автором также сформулировано определение потребительского договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предмет и иные элементы договоров с участием граждан-потребителей»

УДК 347.45/.47

ВНУКОВ Н.А. Предмет и иные элементы

договоров с участием граждан-потребителей

В статье рассматриваются предмет и иные элементы договоров с участием граждан-потребителей. Обозначены проблемы правового регулирования данных правоотношений, и предложены пути их решения. Автором также сформулировано определение потребительского договора.

Ключевые слова: гражданин-потребитель, потребительский договор, предмет потребительского договора, публичный договор, договор присоединения.

Проблемы правового регулирования договорных отношений с участием граждан-потребителей всегда в той или иной степени разрабатывались в отечественной цивилистике, это обусловлено значением потребительских договоров как одной из основных конструкций, на основе которой возникают правоотношения с участием граждан-потребителей. Договоры с участием граждан-потребителей занимают особое место в обширнейшем массиве гражданско-правовых норм договорного права, представляя собой один из важнейших институтов гражданского права в силу особой значимости данных общественных отношений как для конкретных граждан-потребителей, для их контрагентов по договору, так и для государства и общества в целом.

Систему договорного регулирования потребительских отношений целесообразно строить исходя из общей правовой природы данных отношений, которая обеспечивает единство потребительских договоров. При этом однородные договорные потребительские отношения должны регулироваться общими нормами права. В связи с этим в целях повышения эффективности правового регулирования и правоприменительной практики необходимо установить в гражданском законодательстве единую (универсальную) юридическую конструкцию договора с участием гражданина-потребителя (потребительского договора). Автор предлагает включить в ГК РФ главу «Продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг с участием граждан-потребителей», общие по-

ложения которой должны применяться к потребительским отношениям по отчуждению имущества, по передаче его в пользование, по производству работ и по оказанию услуг на возмездной основе.

Общие положения отдельных типов договоров должны применяться к их видам, являющимся, в свою очередь, отдельными видами потребительского договора, если это не противоречит общим положениям о потребительском договоре и правовой природе потребительских отношений. Правовая регламентация данного типа гражданско-правового договора позволит также избежать проблем, связанных с появлением новых видов потребительского договора, способов оформления прав и обязанностей сторон (в виде электронной сделки), способов осуществления расчетов (посредством sms-платежей) и т.д.

Необходимость единого правового регулирования потребительских договоров вызвана их однородностью, которая обусловлена особой правовой природой такого договора, состоящей, во-первых, в особом субъектном составе, во-вторых, исходя из общей каузы (цели), которую преследуют граждане-потребители, заключая потребительский договор, в-третьих, в особом предмете рассматриваемого договора в части предназначения объекта исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской или иной профессиональной и социально значимой деятельности, в-четвертых, в однородности потребительских обязательств, возникающих из

такого договора, в части применения к ним потребительского законодательства и,в-пя-тых, в особом порядке заключения.

В российской цивилистике структуру конкретного договора, а соответственно и потребительского договора традиционно принято рассматривать через элементы, к которым относят: стороны договора; предмет; цену; срок; форму и содержание, т.е. права и обязанности сторон.1

Именно в такой последовательности данные элементы договора указаны в ст. 432 ГК РФ, определяющей основные положения о заключении договора. Отметим, что приведенный перечень элементов потребительского договора является исчерпывающим. Элементы потребительского договора находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, образуя структурную систему элементов данного договора. Юридическое значение данной структурной системы для практики, по справедливым выводам некоторых цивилистов, усматривается в том, что, во-первых, они необходимы для признания потребительского договора юридическим фактом (для его оформления); во-вторых, они позволяют отграничивать один потребительский договор от другого, например, договор розничной купли-продажи от договора энергоснабжения; в-третьих, по элементам договора проводится процедура проверки договорных условий.

Итак, проанализируем первый выделенный нами элемент, входящий в структуру потребительского договора, - стороны договора (субъектный состав потребительского договора).

Для потребительских договоров характерно наличие особого субъектного состава: одной стороной всегда выступает гражданин-потребитель, его контрагентом является хозяйствующий субъект (исполнитель, продавец, импортер, изготовитель, если он выполняет функции продавца либо исполнителя), в зависимости от вида потребительского договора это может быть продавец, подрядчик, коммунальные службы, туристические агентства и т.д.

В качестве исключения из общего правила к такому субъекту, как гражданин-потребитель следует, относить не только физическое лицо, заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не свя-

занных с осуществлением предпринимательской или иной социально значимой и профессиональной деятельности, но и физических лиц, пользующихся товаром (работой, услугой) на законных основаниях с согласия непосредственного её приобретателя. При этом такие третьи лица должны приобретать лишь специальные (потребительские) права, не приобретая общих прав, свойственных исключительно правовой природе только соответствующего вида потребительского договора.

Следующим системным элементом договорной конструкции, находящимся во взаимосвязи с иными элементами структуры, является предмет потребительского договора.

В самом широком смысле понятие предмета договора определяется формулой Г.Ф. Шершеневича о том, что это «то юридическое последствие, на которое направлена воля двух или более лиц»2. Другие ученые признают предметом договора предмет обязательства, понимаемый как «имущественные отношения, связанные с передачей вещей, выполнением работ или оказанием разного рода услуг»3. Однако этот подход почти всегда обнаруживает свою непоследовательность в анализе конкретных обязательств, поскольку предметом договора там признаются уже не отношения, а, например, «действия по возмездной передаче права собственности на товар».

Широко распространенным в юридической литературе является представление о предмете договора как о предмете или объекте возникающего из него обязательства. В данном случае в отношении предмета договора логично распространяются и основные положения теории объекта прав - экономических благ. При этом фактически и юридически понятия объекта прав и предмета (или объекта) обязательства и договора совпадают или использование понятия объекта правоотношения считается более правильным, нежели понятие объекта прав4.

Но если понятие предмета договора свести только к обозначению соответствующих задействованных объектов прав, это, на наш взгляд, приведет к неоправданному сужению значения предмета договора - в таком случае это понятие потеряет и собственную самостоятельность, ведь его можно будет заменить понятием предмета обязательства или объектов гражданских прав.

Настоящее значение предмета договора заключается не только в определении круга имущественных объектов, но и закономерностей их обращения, то есть закономерностей деятельности субъектов права по поводу этих объектов. С этой точки зрения предмет гражданско-правового договора должен включать и действия его сторон по обеспечению его исполнения, то есть реализации своих прав и обязанностей в отношении соответствующих объектов прав.

Только в таком виде предмет потребительского договора наиболее точно отражает его правовую природу. В силу того, что различные виды потребительского договора могут иметь как один и тот же, так и различные объекты, объединенные при этом общим предназначением - исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, только в совокупности с соответствующими действиями можно определить, что речь идет о потребительском обязательстве.

Законом о защите прав потребителей в качестве объектов, по поводу которых могут возникать отношения с участием граждан-потребителей, установлены товары, работы и услуги. Рассмотрим товары, работы и услуги применительно к потребительскому договору в отдельности.

Ни ГК РФ, ни Закон о защите прав потребителей не дают легального определения понятию «товар». Но такое определение можно найти в экономической литературе. Товар в самом широком смысле - это продукт труда, произведенный для продажи5. Любой товар является определенной вещью, то есть материальным, физически осязаемым предметом, имеющим экономическую форму продукта труда и потому являющимся объектом гражданского оборота6. Развитие производства и экономики, влияние научно-технического прогресса и конкуренции на потребительском рынке привели к качественному изменению и количественному расширению имущества и соответственно к юридическому признанию множественности новых его разновидностей.

Основным признаком товара как объекта потребительского договора является в конечном счете способность удовлетворять потребности граждан. В этом его экономическое предназначение. Хотя, как мы

видим, гражданское законодательство относит к категории товаров не все объекты материального мира (вещи), а только их часть - полностью оборотоспособные и ограниченно оборотоспособные.

Наряду с товарами, которые отчуждаются в собственность потребителям, объектами потребительского договора выступают работы и услуги.

Следующим элементом потребительского договора является цена. Цена - объективная экономико-правовая категория, определяющая соотношение и характеристику обмениваемых благ7. Договорная цена зависит от стоимости товара как таковой. Общий уровень цен находится в прямой зависимости от действия закона спроса и предложения. Оптимальная цена товара должна учитывать баланс между производственными издержками и доходами. Она должна быть достаточно низкой, чтобы удовлетворить гражданина-покупателя (контрагента), и в то же время достаточно высокой, чтобы бизнес был доходным.

По потребительским договорам цена, как правило, устанавливается хозяйствующим субъектом и является существенным условием. По общему правилу предприниматель свободен в установлении цены, за исключением отдельных случаев. Так, например, согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (в ред. от 23.12.2010) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Такие случаи установлены, например, гл. 12 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 29.11.2010 г.).

Как мы уже отмечали, большинство потребительских договоров являются публич-

ными, основным признаком которых является равенство цены для всех граждан-потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (ст. 426 ГК РФ).

Анализ действующих нормативных актов показал, что к таким законам, безусловно, относится Федеральный закон от 12 января 1995 г. (в ред. от 09.12.2010 г.) «О ветеранах», в соответствии с которым льготы предоставляются по договору перевозки транспортом общего пользования и в некоторых случаях по договору розничной купли-продажи (например, продажа лекарственных препаратов).

Вместе с тем в последнее время многие продавцы, осуществляющие продажу товаров в розницу, применяют систему дисконтных карт, различных скидок, бонусов и т.д. Установление цены подобным образом не закреплено ни специальным законом, ни Правилами продажи отдельных видов товаров. Дифференцированная цена для граждан-потребителей, имеющих дисконтную карту, не может рассматриваться как равная для всех. Поэтому необходимо внести соответствующие изменения в правовые акты относительно предоставления льгот владельцам дисконтных карт либо норму п. 2 ст. 426 ГК РФ изложить в следующей редакции: «Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом, иными правовыми актами или соглашением сторон допускается предоставление льгот для отдельных категорий граждан-потребителей».

Хозяйствующий субъект согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июня 1997 г № 720 «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за

вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.

В соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г № 1036, каждое предприятие общественного питания должно располагать информацией о ценах и условиях оплаты услуг, т.е. иметь меню и другие документы.

Форма рассматриваемого нами договора также имеет ряд особенностей. Так, по общему правилу, в соответствии с п. 1 ст. 434 ГК РФ, законодатель определяет, что договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Анализируя данную норму, М.И. Брагинский и В.В. Витрянский справедливо делают вывод о том, что «требование к форме договора означает лишь недопустимость выбора более простой формы по сравнению с предусмотренной законом»8. В то же время положение п. 1 ст. 434 ГК РФ о том, что, если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась, свидетельствует о возможности сторон по своему выбору избрать «более сложную форму сделки»9. Данные свойства характерны и для потребительского договора. Форма договора с участием граждан-потребителей зависит не только от волеизъявления сторон о форме его заключения, но и от вида самого договора, поскольку, как правило, нормативно для потребительских договоров предусматривается своя определенная форма, которая в известной степени непосредственно влияет на структуру самого договора.

Так, в соответствии с законом договор розничной купли-продажи может быть заключен в любой форме, предусмотренной для сделок: устно, если он исполня-

ется при совершении в том числе путем конклюдентных действий (например, ст. 498 ГК РФ предусматривает такую форму при продаже товаров с использованием автоматов), либо письменно (например, согласно п. 20 и п. 21 Правил продажи товаров по образцам доставка товара покупателю оформляется квитанцией или иным документом установленной формы и содержания). Письменно заключается также договор при продаже товара в кредит или с условием о его передаче потребителю к определенному сроку. При заключении договора бытового или строительного подряда договор зачастую оформляется письменно. Письменная форма договора предусматривается и для купли-продажи недвижимости (ст. 550 ГК РФ), определенная форма предусмотрена для заключения договоров энергоснабжения10, оказания коммунальных услуг, для договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя-гражданина, туристских услуг и т.д.

В случае заключения потребительского договора в письменной форме к нему применяются правила, установленные п. 2 ст. 434 ГК РФ, в соответствии с которыми договор в письменной форме может быть заключен путем составления единого документа, подписанного сторонами (например, квитанция подписана и потребителем, и исполнителем), а также путем обмена документами, в которых сформулированы существенные условия договора между сторонами, посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Документом, подтверждающим письменную форму сделки, является и квитанция. Так, например, в соответствии с п. 4 Правил бытового обслуживания населения договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме, в т.ч. квитанцией11. Существуют и такие потребительские договоры, которые считаются заключенными с момента государственной регистрации договора (п. 3 ст. 433 ГК РФ). Такая ситуация возможна в случае, если соответствующий договор в силу закона подлежит государственной регистрации. Например, договор участия в долевом строительстве в силу п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря

2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» подлежит обязательной государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

В ряде случаев нормативно установлены типовые договоры, формуляры, стандартные формы. Такие письменные документы обеими сторонами не разрабатываются, поскольку потребитель только выражает свое согласие на вступление в конкретные отношения, условия которых содержатся в предложенном договоре-форме.

В качестве общего правила о форме потребительского договора следует предусмотреть следующую норму: потребительский договор должен быть заключен в письменной форме в случаях, указанных в статье 161 ГК РФ. При этом потребительский договор может быть заключен в устной форме в случаях, предусмотренных законом и ст. 159 ГК РФ.

Простая письменная форма потребительского договора считается соблюденной, если гражданину-потребителю выдан:

• кассовый или товарный чек, квитанция, свидетельство или иной документ, подписанный лицом, уполномоченным на заключение потребительского договора;

• номерной жетон (номер), иной знак, если такая форма подтверждения приема заключения потребительского договора предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида потребительского договора.

Несоблюдение простой письменной формы потребительского договора не лишает гражданина-потребителя права ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения потребительского договора и его условий.

В случаях и в порядке, предусмотренных законом, потребительский договор подлежит государственной регистрации.

Срочность является сущностной характеристикой всех потребительских обязательств. Срочность потребительского договора проявляется в двух сроках - сроке действия и сроке существования договора, поскольку именно в них более всего проявляется изначальная ограниченность договора временными рамками. Срок действия потре-

бительского договора рассматривается применительно к договору-сделке, а срок существования договора - к договору-обяза-тельственному отношению12. Основное различие между указанными сроками обусловлено тем, что продолжительность первого срока закрепляется в законе или соглашении сторон, длительность же срока существования потребительского обязательства зависит от целого ряда обстоятельств: наличия сроков, предусмотренных потребительским законодательством (например, срок, предусмотренный ст. 18 Закона о защите прав потребителей, в течение которого гражданин-потребитель может обменять товар надлежащего качества), наличия гарантийного обязательства, возможности причинения вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг. Примерные временные границы последнего предопределяются сроком действия потребительского договора и (или) сроками исполнения договорных обязательств. Однако у срока существования потребительского обязательства своя собственная судьба. Продолжительность этого срока можно констатировать только в момент прекращения потребительского обязательства, ибо по общему правилу окончание срока действия договора не влечет прекращения обязательства и нельзя предусмотреть, каким образом будет развиваться обязательство и когда оно прекратится.

Временные пределы действия потребительского договора определяются в ст. 425 ГК РФ. По общему правилу п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу с момента его заключения. Вступление потребительского договора в силу означает, что с этого момента стороны должны им руководствоваться13.

Именно момент вступления договора в силу служит отправной точкой для течения срока действия потребительского договора. Применительно к моменту заключения потребительского договора речь идет о констатации времени заключения договора.

1 См.: Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев и др. Гражданское право: учеб.: в 3 т. 4-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: ТК Велби; изд-во Проспект, 2008. Т 2. С. 7.

2 См.: Шершеневич Г.Ф. Курс русского гражданского права. Т. 2. С. 74 (Цит. по: Брагинский М.И., Витрянский В.В.).

3 Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2009. С. 22 (автор главы - О.Н. Садиков). При этом, по мнению О.Н. Садикова, договоры есть

разновидность гражданско-правовых обязательств, а обязательства являются частью, подотраслью гражданского права. Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2004. С 37.

4 В частности, М.М. Агарков писал, что применительно к обязательствам, «во избежание путаницы», следует указывать объекты прав - то, на что направлено поведение обязанного лица, прежде всего вещь, поведение же обязанных субъектов следует называть содержанием правоотношения (Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву / Избранные труды по гражданскому праву. М., 2002. С. 195); и далее: в определенном отношении объекты прав имеют одинаковое значение как для вещного, так и для обязательственного права (там же. С. 206). Обратим внимание также на то, что М.М. Агарков установил, что права как объекты в правоотношении являются не только объектами обязательства, но и объектом распоряжения со стороны участников обязательства.

5 Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-е. М., 1977. Т. 26. С. 19.

6 Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. 2-е изд. М., 1999. С. 38.

7 См.: Винниченко С.И. Цена как условие гражданско-правового (предпринимательского) договора. Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. С. 7.

8 См.: Брагинский М.И. Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М.: Статут, 2008. С. 342.

9 См.: Там же.

10 Это вытекает из нормативных правовых актов, регулирующих данные договорные отношения. Например, из п.п. 9-11 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 (с изм. и доп. от 7 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 770.

11 Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № Ю25 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 34. Ст. 3979.

12 Как в научной литературе, так и в судебной практике можно встретить упоминание о сроке действия обязательства (см., например: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2008. С. 685 (автор - Н.И. Клейн); п. 2 Письма Высшего Арбитражного суда РФ от 10 августа 1994 г. № С1-7/ОП-555 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» // Вестник ВАС РФ. 1994. № 10.

13 По мнению Н.И. Клейн, в п. 1 ст. 425 ГК РФ закрепляется принцип обязательности и исполнимости договора (pacta sunt servanda) (Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Ч. 1 / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2008. С. 684).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.