10. Чекменев Д.С. Историческая динамика общественных настроений населения СССР и России в конце 70-х гг. ХХ в. - начале XXI в // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 2. С. 35-45.
11. Чекменев Д.С. Политические партии как субъекты общественно-политического дискурса // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2013. № 2. С. 245-248.
12. Чекменев Д.С. Категория «общественно-политический дискурс» в системе смежных и тождественных категорий // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2014. № 2. С. 159-163.
13. Аствацатурова М.А., Чекменев Д.С. Политико-управленческий и организационно-управленческий сегменты образовательного дискурса (мотивационноценностные установки в локальном контексте) // Гуманитарий Юга России. 2013. № 1. С. 92-102.
14.Chekmenev D.S. Transformation of the Civil Legislation in the Russian Federation in the Context of the Accession to WTO: Main Focus Areas of Discourse // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 17. № 11. С. 1546-1550.
15. Astvatsaturova M.A., Chekmenev D.S. Ethno-Political Discourse as Segment of Modern Northern Caucasus Socio-Political Discourse // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 17. № 11. С. 1532-1536.
16.Чекменев Д.С. Политические субъекты общественно-политического дискурса // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-4. С. 23-27.
Карпов К.В., к.п.н.
доцент
кафедра гуманитарных дисциплин АОУ
«ИЭУП» Россия, г. Кисловодск ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙТСВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА Под публичными слушаниями понимают проводимые представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования заседания с участием жителей для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
В качестве цели проведения публичных слушаний определяется обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования [1-3]. В этой
формуле определяются две основные цели:
- информирование жителей муниципального образования о наиболее важных вопросах, по которым предполагается принятие соответствующих решений органами и должностными лицами местного самоуправления [4-6];
- выявление мнения жителей по поводу как содержания этих вопросов, так и по поводу качества представляемых проектов решений [7].
В отличие от депутатских слушаний, которые являются формой деятельности представительного органа местного самоуправления, публичные слушания определяются федеральным законодателем как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления [8]. У депутатских и публичных слушаний также разная правовая основа, различные требования к проведению процедуры и разный характер принимаемых в итоге решений [9]. Порядок проведения депутатских слушаний регулируется, как правило, регламентом представительного органа местного самоуправления. Кроме того, о статусе публичных слушаний следует говорить как о публичных слушаниях всего муниципального образования, а не какого-либо органа или должностного лица местного самоуправления [10-12]. Таким образом, можно сказать, что институты публичных слушаний и депутатских слушаний не тождественны между собой.
В муниципальной практике впервые встречается форма непосредственной демократии рекомендательного характера, которая, тем не менее, обязательно должна проводиться по некоторым вопросам местного значения [13].
Решение определенных вопросов раньше не требовало обязательного привлечения населения муниципального образования к их обсуждению. Введение данной формы должно способствовать активизации участия населения в осуществлении местного самоуправления и развитию демократии на местном уровне [14].
По итогам проведения публичных слушаний могут быть приняты резолюции, рекомендации и обращения [15]:
- представительному органу муниципального образования;
- главе муниципального образования;
- жителям муниципального образования;
- органам государственной власти;
- предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным на территории муниципального образования и т.п.
Рекомендации органов государственной и муниципальной власти
могут содержать изложение и альтернативных точек зрения по обсуждаемому вопросу. Данные решения носят рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления [16].
Учитывая сложность и значимость вопросов, подлежащих обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, для качественного и всестороннего их рассмотрения, выявления различных точек зрения населения, систематизации позитивных предложений и т.д. необходимо тщательно планировать и готовить публичные слушания с привлечением экспертов, специалистов, авторитетных жителей муниципального образования, представителей различных политических сил и общественных объединений.
В число мер, обеспечивающих надлежащую подготовку и проведение публичных слушаний, должны входить по крайней мере следующие:
- информирование населения о ходе подготовки публичных слушаний;
- привлечение экспертов и специалистов для выполнения консультационных и экспертных работ;
- анализ материалов, представленных инициаторами проведения публичных слушаний;
- подготовка заключений по представленным материалам;
- подготовка проектов решений, предлагаемых для рассмотрения на публичных слушаниях;
- заблаговременное информирование населения о времени и месте ознакомления заинтересованных жителей с материалами, выносимыми на публичные слушания, а также представление их жителям.
Использованные источники:
1. Чекменев Д.С. Колебания общественных настроений в России на различных этапах осуществления «радикальных реформ» (90-е гг. ХХ в.) // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2005. № 3-4. С. 159-163.
2. Чекменев Д.С. Историческая динамика общественных настроений населения СССР и России в конце 70-х гг. ХХ в. - начале XXI в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова. Пятигорск, 2009. 28 с.
3. Чекменев Д.С. Историческая динамика общественных настроений населения СССР и России в конце 70-х гг. ХХ в. - начале XXI в. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Кабардино-
Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова. Пятигорск, 2009. 198 с.
4. Состояние научной экспертизы по проблемам этнической истории, культуры, межэтнических и конфессиональных отношений в Северокавказском федеральном округе. Экспертный доклад / ред. В.А. Тишков. Пятигорск, 2013.
5. Межэтнические и конфессиональные отношения в Северо-кавказском федеральном округе: экспертный доклад. Ставрополь, 2013.
6. Состояние межнациональных отношений и религиозная ситуация в СКФО (по состоянию на первое полугодие 2014 г.). Экспертный доклад / Ставрополь, 2014.
7. Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал. Редакторы: Тишков В.А., Бараш Р.Э., Степанов В.В.. Москва, 2014.
8. Чекменев Д.С. Историческая динамика общественных настроений в СССР во второй половине 1980-х гг // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2007. № S2. С. 121125.
9. Аствацатурова М.А., Чекменёв Д.С. Этнический дискурс как фактор становления российской гражданской идентичности в реинтеграции северокавказского пространства // Научная мысль Кавказа. 2013. № 4 (76). С. 27.
10. Чекменев Д.С. Историческая динамика общественных настроений населения СССР и России в конце 70-х гг. ХХ в. - начале XXI в // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 2. С. 35-45.
11. Чекменев Д.С. Политические партии как субъекты общественно-политического дискурса // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2013. № 2. С. 245-248.
12. Чекменев Д.С. Категория «общественно-политический дискурс» в системе смежных и тождественных категорий // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2014. № 2. С. 159-163.
13. Аствацатурова М.А., Чекменев Д.С. Политико-управленческий и организационно-управленческий сегменты образовательного дискурса (мотивационноценностные установки в локальном контексте) // Гуманитарий Юга России. 2013. № 1. С. 92-102.
14. Chekmenev D.S. Transformation of the Civil Legislation in the Russian Federation in the Context of the Accession to WTO: Main Focus Areas of Discourse // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 17. № 11. С.
1546-1550.
15. Astvatsaturova M.A., Chekmenev D.S. Ethno-Political Discourse as Segment of Modern Northern Caucasus Socio-Political Discourse // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 17. № 11. С. 1532-1536.
16.Чекменев Д.С. Политические субъекты общественно-политического дискурса // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-4. С. 23-27
Касимова М.З. студент 922 группы экономический факультет Рыжкова О.И. доцент
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА Россия, г. Ижевск СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА УДМУРТСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
Аннотация. В данной статье рассматривается сущность понятия «специализация», ее особенности в сельскохозяйственном производстве. Также представлены и проанализированы данные по сельскому хозяйству Удмуртской Республики.
Ключевые слова: специализация, коэффициент специализации сельское хозяйство, производство, аграрный комплекс.
Возникновение понятия «специализация» неразрывно связано с общественным разделением труда. Впервые сущность разделения труда была сформулирована Адамом Смитом в 1776 году в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он писал: «Основным условием разделения труда является выгода, которая должна рассматриваться с разных точек зрения: для изготовителя - это экономия времени на производство продукта труда; для потребителя - это качество и цена продукта. Таким образом, специализация представляет собой такое разделение труда, которое позволяет получать выгоду от этого».
Так что же такое специализация? Специализация - это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях. Это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.
Специализируясь на производстве, например, одного вида продукции,