Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБНОВЛЕНИЯ'

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЕГО ВИДЫ / ПУБЛИЧНОСТЬ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / ПРИНЦИПЫ / МОДЕЛИ / КОММЕНТАРИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бутько Людмила Васильевна, Лепешкина Ольга Викторовна, Лепешкин Егор Борисович

В статье систематизированы сложившиеся в российском законодательстве, научной литературе и юридической практике подходы к выбору современных моделей правового регулирования защиты прав потребителей, предлагается вариативность их оценок. Указанные процессы представлены в контексте проходящего в Российской Федерации конституционного обновления, подняты проблемы противоречий правового регулирования в целях восстановления баланса защитной деятельности в условиях ее публичности. В статье на основе постулатов теоретической и исторической науки и проходящего в РФ конституционного обновления, в целях восстановления баланса правового регулирования сферы защиты прав потребителей предлагается оценка сформулированных в литературе и законодательстве подходов к вопросам публично-правового регулирования защиты прав потребителей, возникших при этом противоречий и разногласий по содержанию его моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бутько Людмила Васильевна, Лепешкина Ольга Викторовна, Лепешкин Егор Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC LAW REGULATION CONSUMER PROTECTION: THE NEED FOR IMPROVEMENT AND PROSPECTS FOR RENEWAL

The article systematizes the approaches to the choice of modern models of legal regulation of consumer protection that have developed in Russian legislation, scientific literature and legal practice, and suggests the variability of their assessments. These processes are presented in the context of the constitutional renewal taking place in the Russian Federation, the problems of contradictions of legal regulation are raised in order to restore the balance of protective activity in the conditions of its publicity. The article, based on the postulates of theoretical and historical science and the constitutional renewal taking place in the Russian Federation, in order to restore the balance of legal regulation of the sphere of consumer protection, offers an assessment of approaches formulated in the literature and legislation to the issues of public legal regulation of consumer protection, the contradictions and disagreements that have arisen on the content of its models.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБНОВЛЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_204 УДК 340

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБНОВЛЕНИЯ PUBLIC LAW REGULATION OF CONSUMER PROTECTION: THE NEED FOR IMPROVEMENT AND PROSPECTS FOR RENEWAL

БУТЬКО Людмила Васильевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет».

350032, Российская Федерация, г. Краснодар, пос. Лазурный, ул. Советская, № 39/1. E-mail: lvbutko@mail.ru;

ЛЕПЕШКИНА Ольга Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». 350072, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Зиповская, 24/29. E-mail: ovlepeshkina@mail.ru;

ЛЕПЕШКИН Егор Борисович,

старший преподаватель кафедры административного и финансового права СКФ РГУП. 350072, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Зиповская, 24/29. E-mail: ovlepeshkina@mail.ru;

BUTKO Lyudmila Vasilievna.,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law Kuban State University.

350032, Russian Federation, Krasnodar, village Lazurny, Sovetskaya str., No. 39/1. E-mail: lvbutko@mail.ru;

LEPESHKINA Olga Viktorovna,

associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law Kuban State University,

of Legal Sciences, Associate Professor.

350072, Russian Federation Krasnodar, st. Zipovskay, 24/29.

E-mail: ovlepeshkina@mail.ru;

LEPESHKIN Egor Borisovich,

Senior Lecturer of the Department of Administrative and Financial Law of the SKF GROUP 350072, Russian Federation Krasnodar, st. Zipovskay, 24/29. E-mail: ovlepeshkina@mail.ru

Краткая аннотация. В статье систематизированы сложившиеся в российском законодательстве, научной литературе и юридической практике подходы к выбору современных моделей правового регулирования защиты прав потребителей, предлагается вариативность их оценок. Указанные процессы представлены в контексте проходящего в Российской Федерации конституционного обновления, подняты проблемы противоречий правового регулирования в целях восстановления баланса защитной деятельности в условиях ее публичности. В статье на основе постулатов теоретической и исторической науки и проходящего в РФ конституционного обновления, в целях восстановления баланса правового регулирования сферы защиты прав потребителей предлагается оценка сформулированных в литературе и законодательстве подходов к вопросам публично-правового регулирования защиты прав потребителей, возникших при этом противоречий и разногласий по содержанию его моделей.

Abstract. The article systematizes the approaches to the choice of modern models of legal regulation of consumer protection that have developed in Russian legislation, scientific literature and legal practice, and suggests the variability of their assessments. These processes are presented in the context of the constitutional renewal taking place in the Russian Federation, the problems of contradictions of legal regulation are raised in order to restore the balance of protective activity in the conditions of its publicity. The article, based on the postulates of theoretical and historical science and the constitutional renewal taking place in the Russian Federation, in order to restore the balance of legal regulation of the sphere of consumer protection, offers an assessment of approaches formulated in the literature and legislation to the issues of public legal regulation of consumer protection, the contradictions and disagreements that have arisen on the content of its models.

Ключевые слова: правовое регулирование, его виды, публичность, цели, задачи, принципы, модели, комментарий законодательства, условия совершенствования защитной деятельности.

Keywords: legal regulation, its types, publicity, goals, objectives, principles, models, comment of the legislator, conditions for improving protective activities.

Для цитирования: Бутько Л.В., Лепешкина О.В., Лепешкин Е.Б. Публично-правовое регулирование защита прав потребителей: необходимость совершенствования и перспективы обновления // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 204-209. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_204.

For citation: Butko L.V., Lepeshkina O.V., Lepeshkin E.B. Public law regulation of consumer protection: the need for improvement and prospects for renewal // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 204-209. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_204.

Статья поступила в редакцию: 25.05.2023

Главным стимулом обновления защиты прав потребителей, гарантирования их реализации становится юридическое признание публично-правовой природы их нормативного регулирования. Официально такой статус был провозглашен в ходе принятия и применения конституционных поправок 2020 года. Однако, руководящие начала для формирования обновленной концептуальной платформы были заложены еще в 2017 г. принятием «Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года»1.

В этом документе дана оценка состояния правовых, организационных, гарантийных, защитных механизмов в потребительской сфере с

1 Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2017 N 1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года» // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256217/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ доступ 25.03.2023.

ее достоинствами и недостатками; сформулированы цели и задачи по дальнейшему совершенствованию защиты потребительских прав, включая те, о которых мы писали ранее, и те, что предложены в последующие годы; обозначены результаты, на достижение которых можно рассчитывать по итогам воплощения в жизнь принятого документа.

Понимание самого термина «стратегия», как «искусства руководить действиями какого-либо коллектива для достижения общих, главных целей...»1, предполагает возможным и необходимым дать обновленное толкование защиты прав потребителей и ее правового регулирования. Как и любое иное исследуемое явление, обрамленное «Стратегическими» документами, данная сфера общественных отношений должна быть представлена с позиций, во-первых, их концептуального обновления, во-вторых, с точки зрения качества правового обеспечения стратегических планов, в-третьих, обоснования основных направлений совершенствования механизмов защиты, форм и способов ее реализации.

По своей сути «Стратегией.» 2017 года учреждены новые основы государственной политики РФ в сфере защиты прав потребителей, а, следовательно, в ней должна быть предложена и новая модель публично-правового регулирования. По меньшей мере, должны быть заложены основы его понимания и применения. Но постановка такой цели содержанием документа подтверждена не очень убедительно.

К примеру, в «Стратегии.» сформирована и закреплена правовая основа, необходимая для ее реализации, которая включает: Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", другие федеральные законы. Указаны также документы стратегической направленности, утвержденные указами Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 22 декабря 2015 г. резолюцией № 70/186.2.

Однако, спустя 5-6 лет указанный перечень нельзя признавать достаточным, потому его следует оценивать лишь как предварительную правовую основу новой концепции правового регулирования защиты прав потребителей. Во-первых, в документах 2017-18 гг.- не использован термин «публично-правовое регулирование», в отличие от документов современных 20-х годов. Потому приведенный перечень уточняется обновленными нормативными актами и дополняется новыми. Их совокупность мы предлагаем рассматривать как перспективную правовую основу концептуального обновления сферы защиты прав потребителей, модели ее правового регулирования, именуемого сегодня как публично-правовое.

Важную роль в дальнейшем развитии событий должен был выполнить «План мероприятий по реализации «Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года», утвержденный распоряжением Правительства РФ № 481-р от 23 марта 2018 г. Этот правовой документ содержит преимущественно нормы рекомендательного характера и его роль в формировании новой концепции публично-правового регулирования защиты прав потребителей не может считаться приоритетной. К примеру, концептуально направленным является положение ст. 3, в которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться этим планом при разработке и реализации региональных целевых программ и иных документов. Концептуальный характер просматривается и в ст. 4 Распоряжения Правительства № 481-р, Что же касается всех позиций самого «Плана мероприятий.», то его концептуальная направленность на публично-правовое регулирование в каждом пункте документа практически не просматривается.

Так, в п. 1 предписана разработка концепции кодификации законодательства в сфере защиты прав потребителей. Термин «концепция» воспроизводится в нем как обязывающее предписание, но публично-правовой характер такой кодификации не обозначен и не просматривается ни в каком варианте. Для пунктов 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 15, 16 «Плана.» выполнение концептуальной функции вытекает из предполагаемого содержания отношений, регулирование которых планируется принятием соответствующих нормативных правовых актов. Однако предлагаемые в них общественные отношения преимущественно ориентированы на частноправовое (гражданско-правовое) регулирование. Публично-правовой аспект можно усматривать только в отдельных пунктах.

По нашему мнению, лишь в отдельных пунктах с известной долей условности просматривается их публично-правовая направленность. К ним можно отнести:

а) п. 2 - установление особых мер защиты прав социально уязвимых групп и административной ответственности за их нарушение;

б) п.3. - нормы, закрепляющие полномочия органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей, могут быть представлены в концептуальном обновлении;

в) п.4 - введение запрета на понуждение потребителей под угрозой отказа в совершении сделки к предоставлению персональных данных в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации и не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг), а также через установление административной ответственности за нарушение такого запрета;

г) п.п. 7, 9, 10 - создание качественных механизмов, направленных на обеспечение полноты и достоверности информации по проблемам защиты прав потребителей, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В общей сложности «Планом.» предусмотрено принятие 12-ти новых федеральных законов, одного Постановления Правительства РФ, двух Приказов Роспотребнадзора. Завершается выполнение этого Плана мероприятий принятием в ноябре 2023 г. нового Федерального закона «О защите прав потребителей в Российской Федерации». Его концепция пока еще находится в разработке законодателей3.

1 Ушаков Л.Н. Толковый словарь русского языка. Т. 3. М. 2001. С. 328.

2 Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2017 N 1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года» // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256217/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ доступ 25.03.2023.

3 См. Распоряжение Правительства РФ от 23.03.2018 N 481-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2017 N 1837-р // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_294630/// доступ 25.03.2023.

Подведение промежуточных итогов выполнения «Плана мероприятий по реализации Стратегии государственной политики в сфере защиты прав потребителей» представлено Законом о защите прав потребителей от 07.02 1992 года № 2300-1 в редакции ФЗ от 05.12.2022 г» 478-ФЗ. Анализ этой редакции показал, что в ходе выполнения намеченных «Планом.» мероприятий были приняты 15 федеральных законов1, которыми внесены изменения в различные федеральные законы, включая и Закон о защите прав потребителей 1992 года. Но только 6 из них непосредственно посвящены именно последнему2. Предметом изменений норм всех остальных актов были отношения других сфер правового регулирования, а защита прав потребителей затрагивалась в них лишь в связи и по ходу3.

И даже ФЗ № 478 от 05.12.2022 г., под редакцией которого Закон о защите прав потребителей вошел в историю 2023 года, обозначил его в числе «отдельных», т.е. второстепенных законов. И не только потому, что ФЗ № 478 назван: «О внесении изменений в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты РФ», но главным образом тем, что этим ФЗ, в отличие от других по списку, внесена всего одна единственная и совсем несущественная поправка в Закон о защите прав потребителей.

Фрагментарный обзор федеральных законов, которыми в 2017-2022 гг. внесены изменения в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1, позволяет сделать определенные выводы. В связи с существенным расширением массива и объема нормативных правовых актов, предназначенных для регулирования сферы защиты прав потребителей, особое внимание должно быть уделено систематизации отношений, составляющих предмет правового регулирования данной сферы. Такая необходимость продиктована спецификой этих отношений, концептуально объясняемой их традиционной принадлежностью, как к публичному, так и к частному праву в их историческом толковании. Тем не менее, последовательность выполнения такого правила в произведенных изменениях не наблюдается.

Такой же оценки заслуживает и обновление концепции методов правового регулирования этой сложной сферы общественных отношений, до конца не исследованной в изменяющихся экономических условиях и процессах. Суть концептуального обновления предмета исследуемой сферы и методов ее правового регулирования, по нашему убеждению, должен составить отказ от противопоставления публичного и цивилистического аспектов в их позиционирование.

Рассуждая в ключе содержания новых нормативных актов, обеспечивающих реализацию Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей, назовем некоторые принципиальные начала их дальнейшего совершенствования. В их числе:

а) создание и развитие организационной инфраструктуры государственных органов по защите прав потребителей, разработка механизма координации взаимодействия различных государственных и общественных структур по вопросам практики защиты прав потребителей;

б) формирование системы социально-экономической статистики по вопросам защиты прав потребителей и постоянное пополнение единого государственного банка данных по этим вопросам;

в) создание системы информирования и просвещения населения по вопросам защиты прав потребителей;

г) систематическое изучение, обобщение и внедрение в практику лучшего собственного и зарубежного опыта по защите прав потребителей;

д) создание условий и предпосылок для развития самодеятельности населения по вопросам защиты прав потребителей.

1 См. Федеральный закон "О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О национальной платежной системе" от 01.05.2017 N 88-ФЗ // СПС Консультант плюс // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216082// доступ 25.03.2023.;

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 18.04.2018 N 81-ФЗ // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296076/ доступ 25.03.2023.

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 15 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" от 04.06.2018 N 133-ФЗ // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_299400/ доступ 25.03.2023.

Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 29.07.2018 N 250-ФЗ// СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303537/доступ 25.03.2023.

Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей" от 18.03.2019 N 38-ФЗ // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329309/доступ 25.03.2023. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 18.07.2019 N 191-ФЗ // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329309/ доступ 25.03.2023.

Федеральный закон "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 02.12.2019 N 425-ФЗ // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339102/ доступ 25.03.2023.

Федеральный закон "О внесении изменения в статью 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 24.04.2020 N 1 44-ФЗ // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351158/доступ 25.03.2023.

Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 31.07.2020 N 290-ФЗ// СПС Консультант плюс// https://wwwconsultant.ш/document/cons_doc_LAW_358782/доступ 25.03.2023.

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.12.2020 N 429-ФЗ// СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370097/ доступ 25.03.2023.

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 11.06.2021 N 170-ФЗ// СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_386909//доступ 25.03.2023.

Федеральный закон "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 01.05.2022 N 135-ФЗ // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416194/доступ 25.03.2023.

Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 14.07.2022 N 266-ФЗ // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421898/доступ 25.03.2023.

Федеральный закон от 05.12.2022 N 478-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"// СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433218/доступ 25.03.2023.

2. Федеральные законы «О внесении изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей» 1992 года: от 29.07.2018 № 250-ФЗ; от 18.03.2019 № 38-ФЗ; от 02.12.2019 № 425-ФЗ; от 24.04.2020 № 144-ФЗ; от 31.07.2020 № 290-ФЗ: от 01.05.2022 № 135-ФЗ.

3 См. к примеру: Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 11.06.2021 N 170-ФЗ // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_386909// доступ 25.03.2023.; Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 14.07.2022 N 266-ФЗ // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421898/доступ 25.03.2023.

Перечисленные позиции позволяют резюмировать, что по результатам пятилетнего обновления законодательства по защите прав потребителей наиболее существенные его изменения ориентированы на достижение целей, задач и направлений, прописанных в Стратегии, с приоритетным вниманием вопросам продовольствия, качеству и импортозамещению в производстве фармацевтической продукции, а также по оказанию слуг в сферах медицины, газоснабжения, энергоснабжения.

Также имеются причины говорить о предоставлении определенных преференций для потребителей, которые названы Стратегией наиболее слабой стороной в защитных правоотношениях и потому нуждающейся в дополнительных гарантиях защиты их прав и интересов. Для этих целей преамбулой Закона в редакции ФЗ от 21.12.2004 №171, ФЗ от 25.10.2007 № 234, ФЗ от 29.07.2018 № 250 уточнено содержание предмета правового регулирования данного закона. Повышен авторитет правил применения норм международных договоров РФ (ст. 2): «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора». Одновременно ФЗ № 429 от 08.12.2020. установлена недопустимость исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. ФЗ № 170 от 11.06.2021 скорректированы права потребителей на просвещение в области защиты и содержание предлагаемой им информации, предусмотренные ст. 3 Закона о защите. ФЗ № 250 от 29.07.2018 г. внесены изменения в статьи 9, 12, касающиеся повышения ответственности участников правозащитных отношений за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге). Статьей 16 предусмотрены недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителей и других участников отношений. Однако перечисленные новеллы лишь в определенной степени ориентируют на публично-правовое регулирование отношений в сфере защиты прав потребителей. В большей же своей части они подтверждают частноправовой характер регулирования этих отношении.

Усилению публично-правового аспекта в регулировании исследуемой сферы больше всего были подвергнуты нормы главы 4 Закона 1992 г. № 2300-1. В частности, затронуты вопросы совершенствования полномочий, прежде всего, органов государственной власти, управляющих сферой потребления и ее контролирующих. Изменения коснулись деятельности и других участников исследуемых правоотношений. Заметный шаг сделан в регулировании роли и деятельности органов местного самоуправления по защите прав потребителей. Для этого Правительству РФ предоставлено право издавать правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг (ФЗ № 144 от 24.04.2020).

Вместе с тем оставлены без изменений и некоторые заметные недостатки и противоречия, сохранившиеся в Законе о защите прав потребителей. К примеру, совершенно не затронуты полномочия и роль общественных объединений по защите прав потребителей. Нельзя также не заметить некоторую логическую несогласованность отдельных положении новой редакции Закона. Так, п. 2 статьи 1 Закона о защите, где речь идет о том, что «Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей», по нашему мнению, не согласуется с нормами Конституции, Федерального конституционного закона «О правительстве Российской Федерации» и с другими федеральными законами, регламентирующими полномочия Правительства РФ во взаимоотношениях с иными органами исполнительной власти.

Подводя итог, считаем возможным подчеркнуть, что анализ состоявшихся новелл не дает полных оснований спешить с констатацией положения о «своевременной актуализации законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, его гармонизации и последующей самостоятельной кодификации», отмеченного в Стратегии в качестве одного из ключевых результатов ее реализации.

Полагаем, что окончательное решение этой задачи возложено на новый Федеральный закон «О защите прав потребителей в Российской Федерации», принятие которого запланировано на конец 2023 года. В наших рекомендациях о содержании и юридическом статусе нового Федерального закона предпочитаем согласиться с мнением авторов монографии «Защита прав потребителей: в поисках оптимальной модели» П.Д. Багрянской, М.О. Дьяконовой, П.П. Кабытова и др. о комплексном характере данного нормативного акта, «что исключает разработку и принятие самостоятельных отраслевых законов о защите потребителей отдельных видов товаров, работ, услуг. В целях исключения противоречий и пробелов в правовом регулировании в различных отраслевых законодательных актах, закрепления единых гарантий для потребителей вне зависимости от сферы отношений с их участием регулирование защиты потребителей должно быть объединено в едином федеральном законе»1.

Отметим также, что поскольку правовое регулирование сферы защиты прав потребителей даже при наличии единого федерального закона сохраняет свой спорный характер, считаем необходимым продолжить поиск моделей именно публично-правового регулирования. Напомним в связи с этим о существовании нескольких типов таких моделей. Главным разграничителем для них считается классический ориентир в лице, с одной стороны, модели предмета правового регулирования, используемой в момент принятия нормативного правового акта, с другой - сферы правового регулирования в ее реальном состоянии в моменты применения норм права. Наиболее разумное сочетание в указанном обстоятельстве традиционного несовпадения «предмета» и «сферы» следует обеспечивать путем установления, как пределов правового регулирования, так и пределов правоприменения. Установление таких пределов в равной степени должно быть соблюдено как правотворцем, так и правоприменителем. В настоящее время для обеспечения такой сбалансированности созданы достаточно эффективные методы регулирования, обусловленные модернизацией права в целом, динамикой компетенционных изменений участников регулируемых общественных отношений и другими тенденциями.

1 П.Д. Багрянская, М.О. Дьяконова, П.П. Кабытов и др. Защита прав потребителей: в поисках оптимальной модели; отв. ред. С.А. Синициын, М.Л. Шелютто; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТАКТ», 2021. - С. 254.

Библиография:

1. Бутько Л.В., Жбырь О.Н., Лепешкина О.В. Некоторые проблемы правового регулирования защиты прав потребителей. Право и государство: теория и практика. 2022. № 1 (205). С. 222-224.

2. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие. М. 2006. С. 3.

3. Лепешкина О.В., Лепешкин Е.Б. Основные направления государственной политики в сфере защиты прав потребителей. Проблемы юридической науки и правоприменительной деятельности. Труды КГАУ. Серия «Право» Вып. 15. Краснодар. 2012 г. С. 22-26.

4. Райлян А.А. Потребительское право России: Основные положения. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005. С. 14-17.

5. Ушаков Л.Н. Толковый словарь русского языка. Т. 3. М. 2001. С. 328.

6. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 05.12.2022) // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ доступ 25.03.2023.

7. Федеральный Закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (ред. от 11.06.2021) // СПС Консультант плюс// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8797/ доступ 25.03.2023.

8. Федеральный Закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (ред. от 02.07.2021) // СПС Консультант плюс// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20315/. доступ 25.03.2023.

9. Федеральный Закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 04.11.2022) // СПС Консультант плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ доступ 25.03.2023.

10. Федеральный Закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ред. от 13.07.2020) // СПС Консультант плюс// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/ доступ 25.03.2023.

11. Федеральный закон "О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О национальной платежной системе" от 01.05.2017 N 88-ФЗ (последняя редакция) //// СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216082// доступ 25.03.2023.

12. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 18.04.2018 N 81-ФЗ // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296076/ доступ 25.03.2023.

13. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 15 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" от 04.06.2018 N 133-ФЗ // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_299400/ доступ 25.03.2023

14. Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 29.07.2018 N 250-ФЗ// СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303537/доступ 25.03.2023.

15. Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей" от 18.03.2019 N 38-ФЗ // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329309/доступ 25.03.2023.

16. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 18.07.2019 N 191-ФЗ // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329309/ доступ 25.03.2023.

17. Федеральный закон "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 02.12.2019 N 425-ФЗ // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339102/ доступ 25.03.2023.

18. Федеральный закон "О внесении изменения в статью 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 24.04.2020 N 144-ФЗ // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351158/доступ 25.03.2023.

19. Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 31.07.2020 N 290-ФЗ// СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358782/доступ 25.03.2023.

20. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.12.2020 N 429-ФЗ// СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370097/ доступ 25.03.2023.

21. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 11.06.2021 N 170-ФЗ// сПс Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_386909//доступ 25.03.2023.

22. Федеральный закон "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 01.05.2022 N 135-ФЗ // СПС Консультант плюс // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416194/доступ 25.03.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 14.07.2022 N 266-ФЗ // СПС Консультант плюс // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421898/доступ 25.03.2023.

24. Федеральный закон от 05.12.2022 N 478-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"// СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433218/доступ 25.03.2023.

25. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1100 (ред. от 31.08.2022) "О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)" (вместе с "Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)") // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389344/ доступ 25.03.2023

26. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2017 N 1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года» // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256217/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ доступ 25.03.2023.

27. Распоряжение Правительства РФ от 23.03.2018 N 481 -р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2017 N 1837-р // СПС Консультант плюс// https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_294630/// доступ 25.03.2023.

References:

1. Butko L.V., Zhbyr O.N., Lepeshkina O.V. Some problems of legal regulation of consumer protection. Law and the State: theory and practice. 2022. No. 1 (205). pp.

222-224.

2. Gafarova G.R. Consumer protection: textbook. M. 2006. P. 3.

3. Lepeshkina O.V., Lepeshkin E.B. The main directions of state policy in the field of consumer protection. Problems of legal science and law enforcement. Proceedings of the KGAU. Series "LaW' Issue 15. Krasnodar. 2012, pp. 22-26.

4. Raylyan A.A. Consumer law of Russia: Basic provisions. St. Petersburg: Legal Center Press, 2005. pp. 14-17.

5. Ushakov L.N. Explanatory Dictionary of the Russian language. Vol. 3. M. 2001. p. 328.

6. Law of the Russian Federation of February 7, 1992 No. 2300-1 "On protection consumer rights" (ed. from 05.12.2022) // SPS Consultant plus// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305 / accessed 25.03.2023.

7. Federal Law No. 3-FZ of January 9, 1996 "On Radiation Safety of the Population" (ed. from 11.06.2021) // SPS Consultant plus// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8797 / accessed 25.03.2023.

8. Federal Law No. 157-FZ of September 17, 1998 "On immunoprophylaxis of infectious diseases" (ed. of 02.07.2021) // SPS Consultant plus// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20315 /. Accessed 25.03.2023.

9. Federal Law No. 52-FZ of March 30, 1999 "On sanitary and epidemiological welfare of the population" (ed. of 04.11.2022) // SPS Consultant plus http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481 / accessed 25.03.2023.

10. Federal Law No. 29-FZ of January 2, 2000 "On the quality and safety of food products" (ed. of 13.07.2020) // SPS Consultant plus// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584 / accessed 25.03.2023.

11. Federal Law "On Amendments to Article 16.1 of the Law of the Russian Federation "On Consumer Rights Protection" and Federal the law "On the National payment system" dated 01.05.2017 N 88-FZ (latest edition) //// SPS Consultant plus// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216082 // accessed 25.03.2023.

12. Federal Law "On Amendments to certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated 18.04.2018 N 81-FZ // SPS Consultant plus// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296076 / accessed 25.03.2023.

13. The Federal Law "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation and the Invalidation of Part 15 of Article 5 of the Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On Compulsory Insurance of Civil Liability of Vehicle Owners" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" in Connection with the Adoption of the Federal Law "On the Commissioner for the rights of consumers of financial services" dated 04.06.2018 N 133-FZ // SPS Consultant plus// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_299400 / accessed 25.03.2023

14. Federal Law "On Amendments to the Law of the Russian Federation "On Consumer Rights Protection" dated 29.07.2018 N 250-FZ// SPS Consultant plus// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303537/flocTyn 25.03.2023.

15. Federal Law "On Amendments to the Law of the Russian Federation "On Consumer Rights Protection" regarding the Improvement of state Policy in in the sphere of consumer rights protection" dated 18.03.2019 N 38-FZ // SPS Consultant plus// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329309/flocTyn 03/25/2023.

16. Federal Law "On Amendments to certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated 18.07.2019 N 191-FZ // SPS Consultant plus// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329309 / accessed 25.03.2023.

17. Federal Law "On Amendments to Article 4 of the Law of the Russian Federation "On Consumer Rights Protection" dated 02.12.2019 N 425-FZ // SPS Consultant plus// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339102 / accessed 25.03.2023.

18. Federal Law "On Amendments to Article 1 of the Law of the Russian Federation "On Consumer Rights Protection" dated 04/24/2020 N 144-FZ // SPS Consultant plus// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351158/flocTyn 25.03.2023.

19. Federal Law "On Amendments to the Law of the Russian Federation "On Consumer Rights Protection" dated 31.07.2020 N 290-FZ// SPS Consultant plus// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358782/flocryn 03/25/2023.

20. Federal Law "On Amendments to certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated 08.12.2020 N 429-FZ// SPS Consultant plus// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370097 / accessed 25.03.2023.

21. Federal Law "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Adoption of the Federal Law "On State Control (supervision) and municipal control in the Russian Federation" dated 11.06.2021 N 170-FZ// SPS Consultant plus// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_386909//flocryn 25.03.2023.

22. Federal Law "On Amendments to Article 16 of the Law of the Russian Federation "On Consumer Rights Protection" dated 01.05.2022 N 135-FZ // SPS Consultant plus // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416194/flocTyn 03/25/2023.

23. Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On Personal Data", Certain Legislative Acts of the Russian Federation and the Invalidation of Part Fourteen of Article 30 of the Federal Law "On Banks and Banking Activities" dated 14.07.2022 N 266-FZ // SPS Consultant plus // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421898/flocryn 03/25/2023.

24. Federal Law No. 478-FZ dated 05.12.2022 "On Amendments to the Federal Law "On Information, Information Technologies and Information Protection" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation"// SPS Consultant Plus// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433218/flocTyn 25.03.2023.

25. Decree of the Government of the Russian Federation of 30.06.2021 N 1100 (ed. of 31.08.2022) "On Federal state sanitary and epidemiological control (supervision)" (together with the "Regulations on Federal State sanitary and epidemiological control (supervision)") // SPS Consultant plus // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389344 / accessed 25.03.2023

26. Decree of the Government of the Russian Federation dated 28.08.2017 N 1837-r "On approval of the Strategy of the state policy of the Russian Federation in the field of consumer protection for the period up to 2030" // SPS Consultant plus// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256217/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2 / accessed 25.03.2023.

27. Order of the Government of the Russian Federation dated 23.03.2018 N 481 -r "On approval of the action plan for the implementation of the Strategy of the State Policy of the Russian Federation in the field of consumer protection for the period up to 2030, approved. By Order of the Government of the Russian Federation dated 28.08.2017 N 1837-r // SPS Consultant plus// https://www . consultant.ru/document/cons_doc_LAW_294630 /// accessed 25.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.