Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБНОВЛЕНИЯ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
353
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЕГО ВИДЫ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бутько Людмила Васильевна, Лепешкина Ольга Викторовна, Лепешкин Егор Борисович

В статье систематизированы сложившиеся в научной литературе и юридической практике исторические подходы к пониманию правового регулирования защиты прав потребителей, на основе их особенностей и вариативности оценок сформулированы проблемы противоречий правового регулирования, цели восстановления баланса защитной деятельности и повышения авторитета ее публичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бутько Людмила Васильевна, Лепешкина Ольга Викторовна, Лепешкин Егор Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF CONSUMER PROTECTION: HISTORY AND PROSPECTS OF RENEWAL

The article systematizes the historical approaches to understanding the legal regulation of consumer protection that have developed in the scientific literature and legal practice, based on their features and variability of assessments, the problems of contradictions of legal regulation, the goals of restoring the balance of protective activity and increasing the authority of its publicity are formulated.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБНОВЛЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_219 УДК 340

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБНОВЛЕНИЯ LEGAL REGULATION OF CONSUMER PROTECTION: HISTORY AND PROSPECTS OF RENEWAL

БУТЬКО Людмила Васильевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет».

350032, Российская Федерация, г. Краснодар, пос. Лазурный, ул. Советская, № 39/1. E-mail: lvbutko@mail.ru;

ЛЕПЕШКИНА Ольга Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». 350040, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Ставропольская,149. E-mail: ovlepeshkina@mail.ru;

ЛЕПЕШКИН Егор Борисович,

старший преподаватель кафедры административного и финансового права СКФ ФГБОУ ВО "РГУП". 350072, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Зиповская, 24/29. E-mail ovlepeshkina@mail.ru;

BUTKO Lyudmila V.,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law Kuban State University,

350032 Russian Federation, Krasnodar, village Lazurny, Sovetskaya str., No. 39/1 E-mail: lvbutko@mail.ru;

LEPESHKINA Olga Viktorovna,

associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law Kuban State University,

of Legal Sciences, Associate Professor.

149 Stavropol str., Krasnodar, 350040, Russian Federation.

E-mail: ovlepeshkina@mail.ru;

LEPESHKIN Egor Borisovich,

Senior Lecturer of the Department of Administrative and Financial Law of the SKF GROUP 350072, Russian Federation, Krasnodar, Zipovskaya str., 24/29. E-mail ovlepeshkina@mail.ru

Краткая аннотация. В статье систематизированы сложившиеся в научной литературе и юридической практике исторические подходы к пониманию правового регулирования защиты прав потребителей, на основе их особенностей и вариативности оценок сформулированы проблемы противоречий правового регулирования, цели восстановления баланса защитной деятельности и повышения авторитета ее публичности.

Abstract. The article systematizes the historical approaches to understanding the legal regulation of consumer protection that have developed in the scientific literature and legal practice, based on their features and variability of assessments, the problems of contradictions of legal regulation, the goals of restoring the balance of protective activity and increasing the authority of its publicity are formulated.

Ключевые слова: публичность, правовое регулирование, его виды, исторический обзор, цели, задачи, принципы защитной деятельности, модели.

Keywords: publicity, legal regulation, its types, historical overview, goals, objectives, principles of protective activity, models.

Для цитирования: Бутько Л.В., Лепешкина О.В., Лепешкин Е.Б. Правовое регулирование защиты прав потребителей: история и перспективы обновления // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 219-223. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_219.

For citation: Butko L.V., Lepeshkina O.V., Lepeshkin E.B. Legal regulation of consumer protection: history and prospects of renewal // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 219-223. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_219.

Статья поступила в редакцию: 25.05.2023

Цивилистический подход в оценках правового регулирования сферы защиты прав потребителей, сложившийся исторически, долгое время признавался в Российской Федерации наиболее предпочтительным и считался распространенным. По результатам научных исследований в последние десятилетия постепенно формируется концепция полиотраслевого правового регулирования при сохранении в нем приоритета частноправового аспекта. Наряду с этим в литературе все чаще звучат утверждения о недостаточности внимания, уделяемого наукой проблемам указанной сферы общественных отношений. В частности, понимание полиотраслевого правового регулирования основывалось преимущественно на систематизации права, сложившейся еще в досоветские и советские времена, на дифференциации элементов системы права, характерной для экономических отношений, ушедших в прошлое.

Преобразования, производимые в современных политических и социально-экономических условиях, постепенно изменяли укоренившиеся подходы, обеспечивали появление новых отраслей права и законодательства. Затронув различные сферы правового регулирования, они не обошли стороной и сферу защиты прав потребителей, исходя из многообразия ее особенностей. Нынешнее к ней внимание актуализировалось в свете происходящих конституционных преобразований, подтвердив полезность и целесообразность исследования предложенной темы в ключе общего концептуального обновления, с учетом причин и перспектив развития правового регулирования на основе его исторических тенденций.

Свою задачу в исследовании мы видим в том, чтобы главный ориентир был нацелен на формируемый в современных условиях общетеоретический аспект концептуального обновления, на необходимость практической направленности правового регулирования в целом и перспектив развития его публичного характера, на повышение качества гарантий и эффективности защиты прав потребителей с опорой на исторические достижения.

Зарождение законодательства в сфере защиты прав потребителей чаще всего связывается с формированием в Российской Федерации рыночных отношений, получивших наибольший расцвет в последние три десятилетия. Их появление и распространение объясняется колоссальным ростом производства товаров, работ и услуг на основе разнообразного, сложного и динамичного развития технологий, развития международных отношений, созданием множества функционирующих хозяйствующих субъектов.

Все эти процессы ставят отдельного потребителя в неравноправное положение по сравнению с другими участниками отношений в сфере потребления - деловыми партнерами, а именно: продавцами, производителями, исполнителями услуг. Неравенство проявляется не только в неадекватной экономической организации потребителей по сравнению с предпринимателями. Имеет место и нарушение равновесия в пользу предпринимателей и против потребителей. Такую тенденцию, по нашему мнению, следует связывать с особенностями современных моделей капиталистических отношений. Восстановление равновесия, как правило, обеспечивается принятием тех или иных правовых регуляторов. Главной по эффективности мерой является принятие специальных законов о защите прав потребителей.

История свидетельствует о том, что законодательство о защите прав потребителей в разных странах зарождалось в разное время. Наиболее результативным в этом плане считается ХХ век. Так, во Франции уже в 1905 году был принят закон «Об обманных действиях и фальсификации продуктов и услуг». В Германии закон в исследуемой сфере введен в 1977 году. В России первый специальный Закон «О защите прав потребителей» был принят только в 1992 году.

Но принятию специального законодательства, стоящего на защите прав и интересов потребителей, предшествовали этапы создания и функционирования отдельных правовых норм, защищающих потребителей товаров и услуг. Эти правовые нормы, устанавливая специализированные правила поведения, имеют глубокие исторические корни, они появились намного раньше, когда еще не были известны сами понятия «потребитель», «потребительское законодательство», а использовались такие термины как «покупатель», «заказчик», «клиент» в зависимости от того, в какого рода правоотношениях они участвовали. К таковым относились правоотношения, вытекающие из договоров купли-продажи, подряда, перевозки, либо договоров возмездного оказания услуг (связи, медицинских, по обучению), либо других договоров, подпадающих сегодня под действие законодательства о защите прав потребителей. И этот исторический опыт не может быть отвергнут.

О глубине его исторических корней свидетельствуют, к примеру, утверждения о том, что отдельные упоминания о защите потребительских интересов (в части, касающейся качества продаваемого товара) можно обнаружить еще в ранних средневековых источниках саксонско-магдебургского права1

В период создания и строительства социализма прослеживается поэтапность становления института защиты прав потребителей и усиление в нем государственно-административных начал. Так, в Советском государстве на первом этапе преобладала концепция политики военного коммунизма, которая исключала возможность сколько-нибудь широкого развертывания товарно-денежных отношений, говорила об их несовместимости с социализмом и о необходимости развития прямого безэквивалентного распределения материальных благ. Господствовала концепция о ненужности права вообще, а гражданского права в особенности. Относящиеся к этому периоду научные работы сводились в основном к критике буржуазного гражданского права и разоблачению его эксплуататорского характера2.

Из всех дореволюционных норм в это время «советскому законодательству не противоречили статьи 1381, 1384, 1406, 1465, 1510, 1512, 1518 тома X Свода Законов» Российской Империи. Из этих статей важной для потребителей являлась статья 1518, которая закрепляла правило: «в случае, если в суде будет признано, что проданное имущество по своим качествам не соответствует условию или образцам, то оно возвращается продавцу, который в свою очередь обязан возвратить покупателю задаток»3.

С переходом к новой экономической политике, когда необходимость признания товарно-денежных отношений стала очевидной, ученые вновь обратились к выработанным и отшлифованным тысячелетиями нормам института защиты прав потребителей. С принятием в 19 22 году Гражданского кодекса РСФСР4 была предусмотрена ответственность за естественные (физические) недостатки проданного имущества, ей было посвящено 9 статей - 195 - 199, 201, 203 - 205. Источником положений перечисленных статей следует признавать нормы дореволюционного проекта Гражданского Уложения.

Устанавливая пределы ответственности продавца за непригодность проданной вещи, арбитражная практика в отдельных случаях применяла ограничительное толкование правил статьи 195. В частности, по одному из дел ВАК СТО признала, что, поскольку продавцу не было известно о назначении покупаемых изделий, на него не может возлагаться ответственность за непригодность вещи для определенной цели, избранной покупателем впоследствии5.

Таким, образом, в Гражданском кодексе РСФСР 1922 года довольно отчетливо прослеживается право потребителя (покупателя) на товар надлежащего качества, право на судебную защиту от неправомерных действий продавца, появляются задатки права на достоверную ин-

1 См. подробнее: Wiewiorowska-domagalska A. Consumer Sales Guarantees in the European Union. Walter de Gruyter, 2012.P.12.

2 Сергеев А.Л., Толстой Ю. К. Гражданское право. - М., 1998. - С. 56.

3 Свод Законов Российской империи. Т. X. Ст. 1518.

4 Гражданский кодекс Р.С.Ф.С.Р. от 11.11.1922. // СУ РСФСР. 1922. № 71. Ст. 904.

5 Решение ВАК от 4 сентября 1924. Вып. 1/ V / №28.

формацию о качестве товара.

С первых лет существования советской власти поднимался вопрос и о качестве продукции. Так, 25 декабря. 1918 г. было утверждено Положение о Главном Комитете лакокрасочной промышленности1. Оно установило контроль над качеством продукции и мерами по его улучшению. Нормы, устанавливающие ответственность за выпуск недоброкачественной продукции, находят свое отражение в Постановлении СНК РСФСР от 30 сентября 1921 г. «О государственных подрядах и поставках».

25 марта 1925 года при Президиуме ВСНХ СССР было образовано Особое совещание по вопросам о качестве продукции государственной промышленности2. На этот орган возложено обследование качества продукции, выяснение причин ухудшения качества и изыскание мер по его улучшению. 15 сентября 1925 г. был создан первый межведомственный центральный орган по стандартизации в стране - Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны3, вводилась система общесоюзных стандартов.

Это, на наш взгляд, можно считать первой демонстрацией публичности в сфере защиты прав потребителей. Интересы покупателя в отношении качества товара охранялись рядом специальных указаний Наркомторга СССР, приказами Министерства торговли СССР. Так, Постановлением Наркомвнуторга СССР от 8 августа 1935 г. были утверждены правила обмена недоброкачественных товаров. Постановлением от 2 декабря 1936 года № 1454 Наркомвнуторг СССР установил порядок обмена и возврата по любым мотивам промтоваров, купленных в магазинах. Впервые стало возможным обменять или сдать обратно в магазин товар ненадлежащего качества.

В советский период идет процесс усиления государственно-правовых и административно-правовых начал в применении данного института, в формировании механизмов защиты прав потребителей. Являясь закономерностью, этот процесс обусловлен особенностями исторического типа советского государства: моделью его экономических отношений, формой правления, формой государственно-территориальной организации СССР, содержанием государственного политического режима.

Подводя итог историческому обзору, сформулируем некоторые исторически обусловленные выводы. Институт защиты прав потребителей сформировался на протяжении всех этапов развития российской государственности, при этом был использован зарубежный опыт правового регулирования отношений в сфере защиты потребителей, начиная с римского права, учитывая памятники русского права и правовые акты советского периода. Преобладающую роль в структуре данного института традиционно занимали нормы гражданско-правового содержания. Однако в России имели место и некоторые особенности правового регулирования. Главная из них, предопределившая современное состояние сферы защиты прав потребителей и наше к ней внимание, состояла в ограничении гражданско-правовых и усилении административно-правовых, государственных начал в регулировании исследуемой сферы общественных отношений.

В ходе реформ конца ХХ века после периода определенного правового вакуума в правовом регулировании сферы защиты прав потребителей наблюдалось противостояние между государственными и общественными началами в организации сферы защиты прав потребителей. Действие преемственности привело к тому, что постепенно возобладала тенденция возвышения государственных начал и достижение определенного паритета в соотношении с общественными началами.

С учетом изложенного отметим, что предмет, цели и задачи данного исследования определены также на основе действующего российского законодательства в сфере защиты прав потребителей, сформированного в ходе становления конституционных основ современного исторического типа нашего государства, под влиянием конституционных процессов, начавшихся в конце 80-х годов прошлого столетия и продолжающихся до настоящего времени4. Совершенно очевидно, что качество правового регулирования чаще всего признавалось недостаточным. Некоторые аргументы таких оценок нами уже были предложены ранее5.

В практике применения исследуемого института были сформированы цели, задачи, важнейшие принципы защитной деятельности, что в совокупности составило первичные основы государственной политики в сфере защиты прав потребителей. Была поставлена цель формирования комплексной системы защиты прав потребителей, которая включала кроме государственных институтов - органов государственной и муниципальной власти, еще и институты общественного контроля. В итоге на законодательном уровне утвердился принцип сочетания государственных и общественных интересов.

Достижение указанных целей было сориентировано на решение таких задач, как

а) создание и постоянное совершенствование нормативно-правовой базы защиты прав и интересов потребителей;

б) создание и постоянное развитие организационной инфраструктуры государственных органов по защите прав потребителей;

1 СУ РСФСР. 1918. № 95. Ст. 3.

2 СЗ СССР. 1925. №23. Ст. 163.

3 СЗ СССР. 1925. №71. Ст. 523.

4 См.: Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 05.12.2022) // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ доступ 25.03.2023;

Федеральный Закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 04.11.2022) // СПС Консультант плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ доступ 25.03.2023;

Федеральный Закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ред. от 13.07.2020) // СПС Консультант плюс// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/ доступ 25.03.2023;

Федеральный Закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (ред. от 02.07.2021) // СПС Консультант плюс// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20315/. доступ 25.03.2023.

Федеральный Закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (ред. от 11.06.2021) // СПС Консультант плюс// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8797/ доступ 25.03.2023.

Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1100 (ред. от 31.08.2022) "О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)" (вместе с "Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)") // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389344/ доступ 25.03.2023.

5 Бутько Л.В., Жбырь О.Н., Лепешкина О.В. Некоторые проблемы правового регулирования защиты прав потребителей. Право и государство: теория и практика. 2022. № 1 (205). С. 222-224.

в) разработка и постоянное совершенствование механизмов координации взаимодействия различных государственных и общественных структур по вопросам практики защиты прав потребителей;

г) формирование системы социально-экономической статистики по вопросам защиты прав потребителей, создание и постоянное пополнение единого государственного банка данных по этим вопросам;

д) создание системы информирования и просвещения населения по вопросам защиты прав потребителей;

е) систематическое изучение, обобщение и внедрение в практику лучшего собственного и зарубежного опыта по защите прав потребителей ;

ж) создание условий и предпосылок для развития самодеятельности населения по вопросам защиты прав потребителей1.

Постепенно подоспела необходимость их решения с учетом социально-экономических изменений современного периода. В научной

литературе начинает формироваться позиция ученых, основанная на комплексном подходе к оценке отношений в сфере защиты права потребителей и межотраслевом характере их правового регулирования.

Такой подход встречаем в аргументах, высказанных по этой проблеме рядом ученых (Г.Ф, Гафаровой, А.А. Райляном и др.). В частности, утверждалось, что «круг данных отношений настолько обширен и разнообразен, что, в принципе, невозможно определить их исчерпывающий перечень. Поэтому объективно существующую специфику предмета законодательства о защите прав потребителей отражает разделение общественных отношений, которые возникают в рассматриваемой области, на два блока, а именно общественные отношения, целью которых является реализация: 1) частных интересов; 2) публичных интересов»2. Считаем, что такой подход следует расценивать всего лишь как первый шаг на пути перехода к полноценному публично-правовому регулированию.

В позиции А.А. Райляна более последовательно прослеживались виды правового регулирования - частноправовое и публично-правовое. Для этих целей отношения по защите прав потребителей были сгруппированы.

В первую группу включены имущественные отношения, складывающиеся между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами) при купле-продаже ими товаров, выполнении работ, оказании услуг и определены как гражданско-правовые и наиболее многочисленные в потребительской сфере. Вторую группу, по мнению ученого, составили публично-правовые отношения, преимущественно административно-правовые, возникающие при осуществлении государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей, контроля за качеством и безопасностью товаров, работ и услуг.

Отличительное название А.А. Райлян предложил для отношений третьей группы, которые возникают в ходе реализации органами местного самоуправления своих полномочий по защите прав потребителей. Они названы местно-самоуправленческими (муниципальными), с ориентацией на особенность их субъектного состава, но не на специфику существа правового регулирования. По такому же критери ю определена и четвертая группа отношений - общественно-правовые (корпоративные), которые объединили участие общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) в защите прав потребителей3.

Указанная классификация в основном соответствовала действующему на 2005 год законодательству в сфере защиты прав потребителей. Постепенно ситуация качественно изменялась. В итоге в Российской Федерации к концу второго десятилетия текущего века сложилась достаточно убедительная и вместе с тем первичная основа публично-правового регулирования сферы защиты прав потребителей.

В первую очередь утверждается публичность правового регулирования государственной защиты, осуществляемой через полномочные государственные органы и их региональные структуры, действующие в соответствии с законодательством Российской Федерации. В систему этих органов включаются субъекты, перечисленные в Главе 4 Закона о защите прав потребителей: органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органы местного самоуправления. Особое внимание уделяется судебной защите, которая является специфичной формой государственной защиты. Наряду с защитой, возмещающей экономический и моральный ущерб потребителю, этот механизм выполняет и карающую функцию в отношении нарушителя прав потребителей. Она признается решающей государственной инстанцией в защите прав и интересов потребителей. В итоге, правовое регулирование перечисленных механизмов претендует на признание его публичным.

В той же мере публичный характер приобретает и регламентация общественной защиты, осуществляемой общественными объединениями потребителей, создаваемыми на добровольной основе гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государство оказывает общественным объединениям граждан, защищающим права потребителей, всемерную поддержку путем: учреждения и расширения их прав в законодательстве об общественных объединениях; обеспечивает осуществление преференциальных мер в отношении этих объединений; оказание необходимой организационной помощи на уровне местных властей.

И все-таки, несмотря на то, что правовое регулирование перечисленных механизмов претендует на признание его публичным, применение судебных процедур при выполнении функции защиты интересов участников отношений в потребительной сфере в большей степени ориентировало на частноправовое регулирование исследуемых отношений.

Повышение авторитета публичности в правовой регламентации становится очевидным в связи с тем, что параллельно идет выявление иных концептуально значимых факторов: изменяется содержание сферы защиты прав потребителей, обновляется ее субъектный состав, усиливаются механизмы ответственности участников, внедряются новые технологии обеспечения потребительских интересов и др.

1 Лепешкина О.В., Лепешкин Е.Б.Основные направления государственной политики в сфере защиты прав потребителей. Проблемы юридической науки и правоприменительной деятельности. Труды КГАУ. Серия «Право» Вып. 15. Краснодар. 2012 г. С. 22-26.

2 Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие. М. 2006. С. 3.

3 См.: Райлян А.А. Потребительское право России: Основные положения. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005. С. 14-17.

По итогам происходящих изменений публично-правовой аспект регулирования приобретает характер системообразующего фактора, призванного обеспечить:

1) признание безусловных ценностей исследуемого явления, как самостоятельного, правового;

2) формирование его обновленных понятийных и терминологических основ;

3) обоснование и дифференциацию качественных характеристик, отличающих от других сфер публично-правового регулирования.

Кроме того, в обновленной модели данного института по-прежнему находят подтверждение, но более убедительное обоснование традиционные его составляющие в лице: содержания предмета правового регулирования, принципов, механизмов и особенностей правового регулирования защиты прав потребителей, сформированные в отечественном законодательстве на предшествующих этапах применения данного института.

Главным же итогом следует считать создание убедительных перспектив повышения авторитета публично-правового характера регулирования защиты прав потребителей, более четкое формирование направлений этого процесса. Таковыми должны быть признаны:

а) совершенствование норм тех отраслей права, которые обеспечивают публичный характер регулирования в лице конституционно-правового, административно-правового и финансово-правового законодательства;

б) совершенствование государственной политики в сфере защиты прав потребителей с ориентацией на современную и отдаленную перспективу применения данного института;

в) совершенствование институтов государственного и общественного контроля в сфере защиты прав потребителей;

г) усиление функциональной дифференциации норм законодательства о защите прав потребителей, прежде всего, при выполнении информационной функции, функции повышения качества гарантий защиты, функции обеспечения баланса интересов участников правозащитных отношений.

Библиогра фия:

1. Wiewiorowska-domagalska A. Consumer Sales Guarantees in the European Union. Walter de Gruyter, 2012.P.12.

2. Сергеев А.Л., Толстой Ю. К. Гражданское право. - М., 1998. - С. 56.

3. Свод Законов Российской империи. Т. X. Ст. 1518.

4. Гражданский кодекс Р.С.Ф.С.Р. от 11.11.1922. // СУ РСФСР. 1922. № 71. Ст. 904.

5. Решение ВАК от 4 сентября 1924. Вып. 1/ V / №28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. СУ РСФСР. 1918. № 95. Ст. 3.

7. СЗ СССР. 1925. №23. Ст. 163.

8. СЗ СССР. 1925. №71. Ст. 523.

9. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 05.12.2022) // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ доступ 25.03.2023;

10. Федеральный Закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 04.11.2022) // СПС Консультант плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ доступ 25.03.2023;

11. Федеральный Закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ред. от 13.07.2020) // СПС Консультант плюс// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/ доступ 25.03.2023;

12. Федеральный Закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (ред. от 02.07.2021) // СПС Консультант плюс// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20315/. доступ 25.03.2023.

13. Федеральный Закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (ред. от 11.06.2021) // СПС Консультант плюс// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8797/ доступ 25.03.2023.

14. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1100 (ред. от 31.08.2022) "О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)" (вместе с "Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)") // СПС Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389344/ доступ 25.03.2023.

15. Бутько Л.В., Жбырь О.Н., Лепешкина О.В. Некоторые проблемы правового регулирования защиты прав потребителей. Право и государство: теория и практика. 2022. № 1 (205). С. 222-224.

16. Лепешкина О.В., Лепешкин Е.Б. Основные направления государственной политики в сфере защиты прав потребителей. Проблемы юридической науки и правоприменительной деятельности. Труды КГАУ. Серия «Право» Вып. 15. Краснодар. 2012 г. С. 22-26.

17. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие. М. 2006. С. 3.

18. Райлян А.А. Потребительское право России: Основные положения. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005. С. 14-17.

References:

1. Wiewiorowska-domagalska A. Consumer Sales Guarantees in the European Union. Walter de Gruyter, 2012.P.12.

2. Sergeev A.L., Tolstoy Yu. K. Civil Law. - M., 1998. - P. 56.

3. Code of Laws of the Russian Empire. Vol. X. St. 1518.

4. Civil Code of the R.S.F.S.R. of 11.11.1922. // SU RSFSR. 1922. No. 71. St. 904.

5. Decision of the Higher Attestation Commission of September 4, 1924. Issue 1/ V / No. 28.

6. SU RSFSR. 1918. No. 95. St. 3.

7. SS USSR. 1925. No. 23. St. 163.

8. SS USSR. 1925. No. 71. St. 523.

9. Law of the Russian Federation of February 7, 1992 No. 2300-1 "On Protection of Consumer rights" (ed. of 05.12.2022) // SPS Consultant plus// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305 / accessed 25.03.2023;

10. Federal Law No. 52-FZ of March 30, 1999 "On sanitary and epidemiological welfare of the population" (ed. of 04.11.2022) // SPS Consultant plus http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481 / accessed 25.03.2023;

11. Federal Law No. 29-FZ of January 2, 2000 "On the quality and safety of food products" (ed. of 13.07.2020) // SPS Consultant plus// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584 / accessed 25.03.2023;

12. Federal Law No. 157-FZ of September 17, 1998 "On immunoprophylaxis of infectious diseases" (ed. of 02.07.2021) // SPS Consultant plus// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20315 /. accessed 25.03.2023.

13. Federal Law No. 3-FZ of January 9, 1996 "On Radiation Safety of the Population" (ed. from 11.06.2021) // SPS Consultant plus// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8797 / accessed 25.03.2023.

14. Decree of the Government of the Russian Federation of 30.06.2021 N 1100 (ed. of 31.08.2022) "On Federal State sanitary and epidemiological control (supervision)" (together with the "Regulations on Federal State sanitary and epidemiological control (supervision)") // SPS Consultant plus// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389344 / accessed 25.03.2023.

15. Butko L.V., Zhbyr O.N., Lepeshkina O.V. Some problems of legal regulation of consumer protection. Law and the State: theory and practice. 2022. No. 1 (205). pp.

222-224.

16. Lepeshkina O.V., Lepeshkin E.B. The main directions of state policy in the field of consumer protection. Problems of legal science and law enforcement. Proceedings of the KGAU. Series "LaW Issue 15. Krasnodar. 2012 p. 22-26.

17. Gafarova G.R. Consumer protection: textbook. M. 2006. p. 3.

18. Railyan A.A. Consumer law of Russia: Basic provisions. St. Petersburg: Legal Center Press, 2005. pp. 14-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.