Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬ / ЗАЩИТА / ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ / СФЕРА ПОТРЕБЛЕНИЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА / ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАЧАЛА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бутько Людмила Васильевна, Жбырь Оксана Николаевна, Лепешкина Ольга Викторовна

Актуальность темы, избранной для научной статьи, объясняется тем, что в условиях рыночных отношений, когда сфера потребления значительно расширена, такие вопросы касаются буквально каждого. Потребитель наиболее уязвим, он нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства. Наблюдается резкий рост числа споров по вопросам защиты прав потребителей, потребители затрудняются в решении проблем, с которыми сталкиваются, в силу незнания закона и отсутствия эффективных механизмов воздействия на тех, кто предоставляет товары и оказывает услуги. Решению отдельных проблем такого характера посвящено данное исследование. В статье сформулированы элементы структуры концепции потребительских прав и механизмов их защиты, дан обзор критических замечаний правового регулирования сферы защиты прав потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF CONSUMER PROTECTION

There is a sharp increase in the number of disputes on consumer protection issues, consumers find it difficult to solve the problems they face due to ignorance of the law and the lack of effective mechanisms for influencing those who provide goods and services. This study is devoted to solving individual problems of this nature. The article formulates the elements of the structure of the concept of consumer rights and mechanisms of their protection, provides an overview of the critical remarks of the legal regulation of the sphere of consumer protection. This study is devoted to solving individual problems of this nature. The article formulates the elements of the structure of the concept of consumer rights and mechanisms of their protection, provides an overview of the critical remarks of the legal regulation of the sphere of consumer protection.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_1 _222 УДК 347. 131.3

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF CONSUMER PROTECTION

БУТЬКО Людмила Васильевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет».

350032 Российская Федерация, г. Краснодар, пос. Лазурный, ул. Дружбы, 10.

E-mail: ovlepeshkina@mail.ru;

ЖБЫРЬ Оксана Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». 350040 Российская Федерация, г. Краснодар, ул. 2-я Пятилетка, 5. E-mail: pravogon@mail.ru;

ЛЕПЕШКИНА Ольга Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». 350072 Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Зиповская, 24/29. E-mail: ovlepeshkina@mail.ru;

Butko Lyudmila Vasilievna,

Professor at the Department of Constitutional and Administrative Law FSBEI HE "Kuban State University", Doctor of Law, Professor. 350032 Russian Federation Krasnodar, pos. Azure, st. Friendship, 10. E-mail: ovlepeshkina@mail.ru;

Zhbyr Oksana Nikolaevna,

Associate Professor of the Department of Theory and history of state and law FSBEI HE "Kuban State University", PhD in Law.

350040 Russian Federation Krasnodar, st. 2nd Five-Year Plan, building 5. E-mail: pravogon@mail.ru;

Lepeshkina Olga Viktorovna,

associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law Kuban State University,

of Legal Sciences, Associate Professor.

350072 Russian Federation Krasnodar, st. Zipovskay, 24/29.

E-mail: ovlepeshkina@mail.ru

Краткая аннотация: Актуальность темы, избранной для научной статьи, объясняется тем, что в условиях рыночных отношений, когда сфера потребления значительно расширена, такие вопросы касаются буквально каждого. Потребитель наиболее уязвим, он нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства. Наблюдается резкий рост числа споров по вопросам защиты прав потребителей, потребители затрудняются в решении проблем, с которыми сталкиваются, в силу незнания закона и отсутствия эффективных механизмов воздействия на тех, кто предоставляет товары и оказывает услуги. Решению отдельных проблем такого характера посвящено данное исследование. В статье сформулированы элементы структуры концепции потребительских прав и механизмов их защиты, дан обзор критических замечаний правового регулирования сферы защиты прав потребителей.

Abstract: There is a sharp increase in the number of disputes on consumer protection issues, consumers find it difficult to solve the problems they face due to ignorance of the law and the lack of effective mechanisms for influencing those who provide goods and services. This study is devoted to solving individual problems of this nature. The article formulates the elements of the structure of the concept of consumer rights and mechanisms of their protection, provides an overview of the critical remarks of the legal regulation of the sphere of consumer protection. This study is devoted to solving individual problems of this nature. The article formulates the elements of the structure of the concept of consumer rights and mechanisms of their protection, provides an overview of the critical remarks of the legal regulation of the sphere of consumer protection.

Ключевые слова: потребитель, защита, права потребителя, сфера потребления, правонарушение, защита прав потребителей, правовое регулирование, экономические отношения, экономическая система, потребительские права, правовая основа защиты прав потребителей, концептуальные начала.

Keywords: consumer, protection, consumer rights, consumer sphere, offense, consumer rights protection, legal regulation, economic relations, economic system, consumer rights, legal basis for consumer rights protection, conceptual principles.

Дата направления статьи в редакцию: 19.10.2021

Дата публикации: 31.01.2022

Правовая основа сферы защиты прав потребителей формировалась в условиях современных конституционных преобразова-ний.[1,2,3,5,6] Состояние нормативных актов, равно как и анализ научной литературы свидетельствуют о том, что данной сфере уделяется явно не достаточное внимание. К примеру, правовой статус, компетенция, формы и способы реагирования на факты нарушения прав потребителей, ответственность государственных структур, уполномоченных в рассматриваемой сфере, урегулированы не последовательно и не полно. Серьезные замечания вызывает регламентация экономических гарантий защиты прав потребителей. Существуют разночтения, не только в понимании самой категории защиты прав потребителей, но и в вопросах признания и соблюдения потребительских прав. В механизмах защиты весьма скупо обеспечена опора на такие неотъемлемые ценности конституционно-правового статуса человека и гражданина как свобода, равенство, справедливость и другие, нравственные и юридические категории. Сказанное свидетельствует о наличии серьезных проблем в механизмах защиты прав

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

потребителей и их обеспечения, требующих научного разъяснения и концептуального обновления.

Важная роль в обеспечении перечисленных выше ценностей принадлежит теоретико-правовому обоснованию защиты прав потребителей, как самостоятельного правового явления, его понятийного и содержательного оформления. Концептуальные основы потребительских прав берут свои начала, прежде всего, в теории прав человека и гражданина, его основных свобод. Следует также учитывать, что защита нарушенных интересов в сфере потребления становится возможной в связи с функционированием специализированных государственных и общественных структур, наделенных соответствующими полномочиями в сфере защиты прав потребителей. Деятельность этих субъектов содержит признаки контроля как особого вида юридической деятельности.

Следовательно, доктринирование защиты прав потребителей должно включать теоретические положения, ориентированные, прежде всего, на компоненты учения о правовом положении личности, его принципы, организационные механизмы, гарантии реализации потребительских прав, формы и способы их защиты.

В этом контексте полагаем, что в структуру концептуальных основ защиты прав потребителей должны быть включены такие элементы,

как:

- дефинирование потребительских прав, определение их места в системе прав, свобод и обязанностей личности, соотношение с другими видами прав и свобод;

- определение их юридического содержания и особенностей;

- принципы реализации и защиты потребительских прав;

- условия и система гарантий реализации и защиты потребительских прав;

- организационные механизмы, посредством которых обеспечивается реализация потребительских прав;

- отличительные черты форм и способов защиты потребительских прав.

Но если мы обратимся к базовому закону [1] в этой сфере, то обнаруживается весьма скромное внимание законодателя к регулированию, как самой совокупности потребительских прав, так и деятельности государственных и общественных структур в сфере защиты прав потребителей. В нем перечислены основные элементы системы федеральных органов, осуществляющих контроль и надзор в потребительской сфере; основные направления их деятельности и ограниченный перечень полномочий на федеральном и региональном уровнях.

И если система государственных органов представлена в этом законе более или менее удовлетворительно (ст. 40), то основные направления их деятельности, а главное - полномочия, такой оценкой не отличаются. Они нацелены в основном на контроль за деятельностью по производству продукции предпринимателями, изготовителями и другими участниками сферы услуг, за соблюдением обязательных требований к товарам, работам, услугам. Интересы же самого потребителя при таком подходе в лучшем случае остаются на втором плане, а нередко реакция законодателя на них вовсе отсутствует. В конечном итоге потребительские права не обеспечиваются. Имеет место недооценка ценности самих потребительских прав.

Считаем необходимым подчеркнуть, что ценностная характеристика потребительских прав, как и любых иных прав человека и гражданина, равно как и принципов свободы, равенства, справедливости при их реализации, обеспечивается посредством акта их признания государством в своем законодательстве, обществом - действующими в нем социальными нормами, международным сообществом - в его основополагающих актах, регламентирующих основные свободы и права человека. То или иное правовое явление приобретает свой ценностный статус только в результате такого признания и лишь в той мере, в какой они содержат в себе момент признания [7].

Обратившись к анализу норм российского права, убеждаемся в том, что отправной нормой в этом вопросе является ст. 2 Конституци и РФ, в которой установлена обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Важно отметить, что этой нормой установлено единство трех неразрывно связанных правомочий - не только по признанию, но и по соблюдению и защите прав и свобод. В равной степени должно быть обеспечено взаимосвязанное исполнение обязанности по их реализации. Такую диалектику отмечает М.В. Мархгейм, подчеркивая, что «конституционное употребление термина «обязанность» в контексте статьи 2 Конституции Российской Федерации ориентирует на восприятие этих трех элементов в единстве» [8].

Если с указанных позиций попытаться оценить нормы законодательства о защите прав потребителей, то такое единство представляется нарушенным. Прежде всего, это подтверждается тем, что возможность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области защиты прав потребителей (их территориальных органов), а также иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), быть привлеченными судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей, не облечена в императивную норму. Потому обязательность участия государственной правозащитной структуры в главном механизме защиты нарушенных прав гражданина - в судебном, остается не гарантированной. Выбор на участие остается не за тем, чьи права нарушены, а за государственной структурой, для которой защита нарушенного права приобретает статус всего лишь возможности, но не обязанности.

Такой же, по сути, декларативный характер имеют и другие нормы закона. Известно, что одной из функций федерального органа исполнительной власти в рассматриваемой сфере является разработка государственной политики в области защиты прав потребителей. Но при этом у них не возникает обязанность давать разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, поскольку в законе отсутствуют указания по процедуре обращений к

названному субъекту за такими разъяснениями. Более того, практика свидетельствует о том, что даже если такое обращение последует, то отсутствуют примеры того, что ответ на него носит характер разъяснения как элемента в процедуре толкования нормы права. Поэтому данную норму следует считать исключительно фиктивной.

Не дают достаточных гарантий и нормы права, устанавливающие основные направления деятельности органов государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей, поскольку параметры такого правового регулирования не дают представления о полномочиях указанных органов, реализуя которые можно было бы защитить права потребителей, не позволяют выстроить взаимоотношения между пострадавшим потребителем и нарушившим его права продавцом или изготовителем.

Обратившись к проблеме дефинитивного обеспечения триединства элементов обязанности государства, убеждаемся в том, что позиция конституционно-правового обоснования в этом вопросе представляется не достаточно аргументированной. Аксиоматичной можно признать лишь обязанность государства по признанию прав и свобод, соглашаясь с суждением М.В. Мархгейм в том, что «исходя из конституционных положений, прерогатива признания прав и свобод человека и гражданина принадлежит государству и его законодательным органам» [8].

Что же касается правового дефинирования содержания категории «соблюдение», то в этом вопросе законодатель пошел по пути не допущения принятия законов, отменяющих или ущемляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ) и потому их ограничение федеральным законом допустимо лишь «в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Кто же относится к категории «других лиц», забота о нравственности, здоровье, правах и законных интересах которых возведена в ранг целей защиты? Такая очевидная неопределенность субъектного состава и приводит к судебному произволу при принятии решений по делам о защите прав потребителей, когда суд не связан обязанностью защитить нарушенные права, а опять же обладает альтернативой выбора.

Еще более размытой представляется позиция законодателя при определении категории «защита прав», которой посвящены, как правило, лишь нормы-цели, нормы-принципы. Такой подход породил и научную неопределенность авторов в вопросе дефинирования данного правомочия. Четко разграничиваются охрана и защита прав и свобод, первая из которых адресована ненарушенным правам, а вторая - нарушенным. Н.И. Матуз-ов на этот счет еще в прошлом веке отметил, что «охрана и защита субъективного права или охраняемого законом интереса - не одно и то же: охраняются они постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются. Защита есть момент охраны, одна из ее форм. Эти понятия не совпадают»[9].

Попытаемся представить себе действие этих категорий в нашумевших ситуациях с продажей изготовленных подпольно алкогольных напитков (октябрь 2021 года) и убедимся в том, что система государственной охраны не работает. Защита же в том положении, когда люди уже погибли, оказывается не нужной, а по отношению к оставшимся в живых или еще не успевшим купить такой продукт она должна расцениваться как охрана. Потому различать их можно чисто теоретически, практическое значение такого различия весьма условно и потому сознанием человека, чьи права нарушены, не воспринимается. Для осуществления качественной охраны нарушенных прав потребителей субъектами, наделенными охранными полномочиями, в число этих полномочий должны быть включены эффективные превентивные меры.

Вывод: Предложенный обзорный анализ конституционных преобразований свидетельствует о том, что их влияние на механизмы защиты прав потребителей не может быть признано эффективным. Необходимы более радикальные меры по преобразованию таких механизмов защиты, наполнению их функционирования большей императивностью и усилением ответственности государственных структур за возложенные на них обязанности.

Библиогра фия:

1. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»// СПС Консультант плюс// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ доступ 17.10.2021

2. Федеральный Закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»// СПС Консультант плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ доступ 17.10.2021

3. Федеральный Закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»// СПС Консультант плюс// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/ доступ 17.10.2021

4. Федеральный Закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» // СПС Консультант плюс// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20315/. доступ 17.10.2021.

5. Федеральный Закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // СПС Консультант плюс// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8797/ доступ 17.10.2021.

6. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» //СПС Консультант плюс// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28005/. доступ 17.10.2021.

7. Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. Харьков, 2002. С. 277.

8. Мархгейм М.В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Дисс...докт. юрид. наук, М., 2005. С. 26.

9. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987. С 130-131. References (transliterated):

1. Zakon Rossijskoj Federacii ot 7 fevralya 1992 g. № 2300-1 «O zashchite prav potrebitelej»// SPS Konsul'tant plyus// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ dostup 17.10.2021

2. Federal'nyj Zakon ot 30 marta 1999 goda № 52-FZ «O sanitarno-epidemiologicheskom blagopoluchii naseleniya»// SPS Konsul'tant plyus http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ dostup 17.10.2021

3. Federal'nyj Zakon ot 2 yanvarya 2000 g. № 29-FZ «O kachestve i bezopasnosti pishchevyh produktov»// SPS Konsul'tant plyus// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/ dostup 17.10.2021

4. Federal'nyj Zakon ot 17 sentyabrya 1998 g. № 157-FZ «Ob immunoprofilaktike infekcionnyh boleznej» // SPS Konsul'tant plyus// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20315/. dostup 17.10.2021.

5. Federal'nyj Zakon ot 9 yanvarya 1996 g. № 3-FZ «O radiacionnoj bezopasnosti naseleniya» // SPS Konsul'tant plyus// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8797/ dostup 17.10.2021.

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24 iyulya 2000 g. № 554 «Ob utverzhdenii Polozheniya o gosudarstvennom sanitarno-epidemiologicheskom nadzore Rossijskoj Federacii i Polozheniya o gosudarstvennom sanitarno-epidemiologicheskom normirovanii» //SPS Konsul'tant plyus// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28005/. dostup 17.10.2021.

7. Maksimov S.I. Pravovaya real'nost: opyt filosofskogo osmysleniya. Har'kov, 2002. S. 277.

8. Marhgejm M.V. Konstitucionnaya sistema zashchity prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossijskoj Federacii. Diss. doktora yurid. Nauk, M., 2005. S. 26.

9. Matuzov N.I. Pravovaya sistema i lichnosf. Saratov. 1987. S 130-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.