Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК КЛЮЧЕВОГО ЭЛЕМЕНТА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК КЛЮЧЕВОГО ЭЛЕМЕНТА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЦИФРОВОЕ ПРАВО / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ЦИФРОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эриашвили Нодари Дарчоевич, Федулов Вячеслав Ильич

Рассмотрены проблемы правового регулирования искусственного интеллекта как ключевого элемента развития цифрового права, а также особенности его правовой регламентации как объекта в законодательстве Российской Федерации. Проанализированы особенности нормативного закрепления дефиниции искусственного интеллекта, а также механизмы его правоприменения в развивающейся сфере цифровой экономики Российской Федерации. На основе сложившейся практики применения IT обоснована необходимость учета интересов государства в системе цифровых правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Эриашвили Нодари Дарчоевич, Федулов Вячеслав Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE AS A KEY ELEMENT OF THE DIGITAL ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The problems of legal regulation of artificial intelligence as a key element in the development of digital law, and the peculiarities of its legal regulation as an object in the legislation of the Russian Federation are being considered. The peculiarities of the normative fixation of the definition of artificial intelligence, as well as the mechanisms of its enforcement in the developing sphere of the digital economy of the Russian Federation are being analyzed. Based on the established practice of using digital technologies, the need to take into account the interests of the state in the system of digital legal relations is justified.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК КЛЮЧЕВОГО ЭЛЕМЕНТА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-264-270 NIION: 2015-0066-6/22-573 MOSURED: 77/27-011-2022-06-772

Правовое регулирование искусственного интеллекта как ключевого элемента цифровой экономики Российской Федерации

Нодари Дарчоевич Эриашвили1, Вячеслав Ильич Федулов2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Рассмотрены проблемы правового регулирования искусственного интеллекта как ключевого элемента развития цифрового права, а также особенности его правовой регламентации как объекта в законодательстве Российской Федерации. Проанализированы особенности нормативного закрепления дефиниции искусственного интеллекта, а также механизмы его правоприменения в развивающейся сфере цифровой экономики Российской Федерации. На основе сложившейся практики применения IT обоснована необходимость учета интересов государства в системе цифровых правоотношений.

Ключевые слова: искусственный интеллект, цифровое право, цифровая экономика, технологии искусственного интеллекта, цифровые правоотношения

Для цитирования: Эриашвили Н. Д., Федулов В. И. Правовое регулирование искусственного интеллекта как ключевого элемента цифровой экономики Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2022. № 6. С. 264-270. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-264-270.

Original article

Legal regulation of artificial intelligence as a key element of the digital economy of the Russian Federation

Nodari D. Eriashvili1, Vyacheslav I. Fedulov2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]

2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The problems of legal regulation of artificial intelligence as a key element in the development of digital law, and the peculiarities of its legal regulation as an object in the legislation of the Russian Federation are being considered. The peculiarities of the normative fixation of the definition of artificial intelligence, as well as the mechanisms of its enforcement in the developing sphere of the digital economy of the Russian Federation are being analyzed. Based on the established practice of using digital technologies, the need to take into account the interests of the state in the system of digital legal relations is justified.

Keywords: artificial intelligence, digital law, digital economy, artificial intelligence technologies, digital legal relations

For citation: Eriashvili N. D., Fedulov V. I. Legal regulation of artificial intelligence as a key element of the digital economy of the Russian Federation. Bulletin of economic security. 2022;(6):264-70. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-264-270.

В январе 2021 г. был принят Федеральный закон от 31 июля 2020 года «Об экспериментальных-правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» [1]. В соответствии с его положениями

© Эриашвили Н. Д., Федулов В. И., 2022

лица, причастные к разработке и внедрению цифровых инноваций должны реализовать их практическое применение в контексте снятия установленных ограничений нормативными правовыми актами. Таким образом,

эти режимы позволят сократить затраты на проработку, модернизацию, тестирование, а также внедрение новых технологий для субъектов коммерческой деятельности с постепенным снижением консалтинговых, юридических, коммерческих и иных рисков.

В соответствии с абзацем 2 ст. 2 вышеуказанного Закона закреплено нормативное определение термина «цифровые инновации», под которыми понимаются новые или существенно улучшенные продукты (товар, работа, услуга, охраняемый результат интеллектуальной деятельности) или процесс, новый метод продаж или организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях, введенные в употребление, созданные или используемые по направлениям, предусмотренным частью 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, с применением технологий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, Центральным банком Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ № 1618 от 07 октября 2020 г. «О внесении изменений в пункт 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации» [2] Министерство экономического развития Российской Федерации определено в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти с целью правового регулирования экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций.

Данный закон принят в рамках «Федерального проекта нормативное регулирование цифровой среды» [3], направлен на создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе в каждой сфере, а также «реализацию задач национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [4], сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях развития России до 2030 г.» [5]. Федеральный проект регламентирует разработку и принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на устранение приоритетных барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики, в частности, в таких областях, как: гражданский оборот, финансовые технологии, интеллектуальная собственность телекоммуникации, а также стандартизация и судебные разбирательства.

Создание гибкой системы правового регулирования может быть направлено не только на развитие технологий, но и на предотвращение различных негативных последствий, которые могут быть вызваны действиями по использованию роботов, объектов робототехники, влияющих на быстрое развитие самих технологий. Появление гибкой системы стимулирования развития технологий искусственного интеллекта обеспечивается посредством специальных «песочниц». Метафора «песочницы» является иллюстративным, поскольку конкретный эксперимент должен быть ограничен участ-

никами, технологией, применимые требования и т. д. При этом метафорический характер юридической терминологии уже становятся характерным для стратегических документов, связанных со сферой цифровых технологий [6].

Основной предпосылкой для введения специального регулирования на базе песочницы является то, что развитие технологий зачастую происходит быстрее, чем предполагает общее регулирование. В этих условиях государство находится в постоянном поиске способов сделать более гибкой данную сферу регулирования, способствуя устойчивому и эффективному развитию в различных областях экономики. Как справедливо отмечает Клаус Шваб, основатель и постоянный президент Всемирного экономического форума, «нам нужен новый нормативно-правовой климат, без которого невозможно уверенно применять инновационные технологии. Устаревшее законодательство плохо приспособлено к описанным проблемам - это огромный гандикап» [7]. При таких обстоятельствах и в силу того, что невозможно установить адекватность регулирование большинства инноваций без практического опыта, государства ищут способы опробовать новые подходы без фундаментальных изменений в законодательстве [8].

В целом механизм «регуляторной песочницы» предусматривает методы тестирования новых технологий и бизнес-процессов в ограниченном числе участников по конкретным правовым требованиям, что означает либо удаление некоторых обязательных требования для экспериментальных целей, либо разработку специальных требований и индивидуальных положений. Оба этих варианта имеют ограниченный срок для проверки новых технологий или бизнес-процессов и результатов их внедрения.

При этом аналитики уже использованного подхода правового регулирования, говоря о его перспективах, обращают внимание на то, что, поскольку в рамках пандемии, цифровые технологии приобретают все большее значение в новых сферах общественной жизни таких как экономика, государственное и муниципальное управление, текущая ситуация с СОУГО-19 может привести к развитию как цифровых инноваций, так и песочниц [9], однако есть сомнения в эффективности гибких правил в балансе общественных интересов и бизнес-стратегии.

«Целями экспериментального правового режима является формирование, по результатам его внедрение новых видов, форм и методов хозяйственной деятельности; разработка конкуренция; расширение состава, повышение качества или доступности товаров, работы и услуги; повышение эффективности государственного или муниципального управления; обеспечение развитие науки и социальной сферы; совершенствование общего регулирования на основе результатов реализации экспериментального правового режима; привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации;

создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций» [8, с. 407].

Установление типа изучаемого правового режима означает применение специальных, отличных от общеустановленных правовых норм (специальных норм и норм общего регулирования - в определениях анализируемого закона) хозяйствующим субъектам - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. На основе специальных положений закон определяет систему правовых институтов, которые заметно отличаются от общих установок, используемых в отношении его участников на определенный период времени. Поскольку фундаментальной основой регулирования выступает федеральный закон, то специальное регулирование осуществляется только в тех случаях, когда федеральными законами предусмотрено их применение.

Специальное правовое регулирование со стороны регулятора должно включать инициативное взаимодействие с установлением конкретизированных правил поведения участников данной системы правоотношений при проведении эксперимента, а также разработка положения о контроле за их деятельностью со стороны основного органа.

Таким образом, аналогичный режим «вводится для поддержки и развития приоритетных секторов экономики, для ускорения появления и внедрения новых продуктов и услуг в области применения цифровых инноваций. Осуществление экспериментального режима в рамках формирования новой «нормативной» среды позволяет осуществить смягчение правового регулирования в течение определенного периода времени в областях разработки, тестирования и внедрение цифровых инноваций, а также сферах, имеющих важное значение для общества» [10].

Анализ взаимозависимости и взаимного влияния развития цифровых технологий, технологии и формирование этой среды в контексте цифровизации экономики, социальной сферы и других составляющих современного высокотехнологичного мира позволяет сделать вывод о том, что формируется принципиально иной регулятивный ландшафт как правовая основа в регулировании искусственного интеллекта, удаленной идентификации и аутентификации человека, обработки больших данных, технологий дополненной и виртуальной реальности.

Анализ Федерального закона от 31 июля 2020 года «Об экспериментальных-правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» предоставляет возможность в последующем использовать цифровые технологии во многих сферах жизни общества, не ограничиваясь лишь экспериментальными. В настоящее время, экспериментальные правовые режимы в область цифровых инноваций могут быть созданы в таких областях разработки, тестирования и внедрения цифровых инноваций как:

1) медицинская деятельность, включая использование телемедицинских технологий и технологий для

сбора и обработки информации о состоянии здоровья и диагнозах граждан, включая фармацевтическую деятельность;

2) проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, включая высокоавтоматизированные транспортные средства и беспилотные летательные аппараты, сертификация их операторов, обеспечение транспорта и логистики услуги и организация транспортных услуг;

3) сельское хозяйство;

4) финансовый рынок;

5) реализация товаров, работ, услуг дистанционным способом;

6) архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция, снос объектов капитального строительства, эксплуатация зданий, сооружений;

7) предоставление государственных и муниципальных услуг, а также осуществление государственного контроля (надзор) и муниципального контроля;

8) промышленное производство (промышленность);

9) другие области разработки, тестирования и внедрения цифровых инноваций, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Правовой эксперимент предполагается распространить на системы, основанные на цифровых инновациях, включая большие данные (big data), блокчейн, нейротех-нологии и искусственный интеллект, квантовый технологии, робототехника и т. д. [8, с. 409].

Однако в проекте не определен какой-либо полный список таких технологий, но используется только термин «цифровые инновации», определяемый как новый или существенно усовершенствованный продукт (продукт, работа, услуга, защищенный результат интеллектуальной деятельности) или процесс, новый метод продажи или организационный метод в бизнесе, практика, организация рабочих мест или внешних сношений» [11].

Нормативная песочница представляет собой правовую платформу, которая создается инициаторами (регуляторами или региональными органами) для целей тестирования или ограничения использования инноваций и предусматривающая конкретный режим правового регулирования для участников в контролируемой правовой среде.

Родиной «регуляторных песочниц» является Великобритания, где первая такая платформа была создана в 2016 году. Аналогичные механизмы существуют также в США, Канаде, Китае, Австралии, Сингапур, ОАЭ, Гонконг, Швейцария, Таиланд, Индонезия, Республика Казахстан, Бахрейн, Иордания, Сьерра-Леоне и ряд других стран [8, с. 405]. Несомненно, перечень государств, имплементирующих механизм «регуляторных песочниц», будет расширен в ближайшее годы, поскольку государства с различными правовыми системами заинтересованы в этом с использованием своих политических традиций.

Платформа для «проведения пятилетнего эксперимента по внедрению технологий искусственного интеллекта с целью апробации нового правового режима также была создана в г. Москве (Федеральный закон № 123-Ф3 от 24 апреля 2020 г. «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условия для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесение изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»)» [12].

Находясь под контролем государства, «песочница» может быть преобразована на основе специальных правил. Новые финансовые продукты, высокие технологии и инновационные бизнес-модели или процессы могут быть утверждены в соответствии с конкретным набором правил, положений и требований, обеспечивающих надлежащие гарантии и защита общественных интересов. При этом территориальные границы «песочницы» законодательно не установлены, они смогут работать в пределах муниципалитета, региона или всей страны. Закон в значительной степени регулирует процессуальную деятельность механизм создания, изменения, отмены и мониторинга изолированных сред. В пределах этого механизма по просьбе инициатора или по просьбе регулятора, власти и бизнес-сообщество смогут оценить инициативу и предложения по специальным правилам и принятие решения о возможности их урегулирования.

При этом исследователи обращают внимание на возможные проблемные вопросы практического характера реализация этого механизма [11]. К ним относятся вопросы, связанные с коррупционными рисками из-за отсутствия установленных законом критериев принятия решений, рисков несправедливых компонентов и ограниченных раскрытие бизнес-данных при обработке заявки, налоговая нагрузка для участников песочницы и другие.

В настоящее время стадию независимой антикоррупционной экспертизы проходит проект Федерального Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», который определяет перечень отдельных законодательных требований, «которые по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с программами экспериментального правового режима, могут быть неприменимы в рамках экспериментального правового режима».

Как отмечалось выше, законопроект предусматривает исключения из некоторых законодательных актов требования в таких областях разработки и тестирования цифровых инноваций, как медицина производство, проектирование и эксплуатация высокотехнологичных транспортных средств, предоставление транспортных и

логистических услуг, а также организация транспортного обслуживания. Предлагаемый перечень исключений из некоторых законодательных требований предполагает возможность неприменения положений соответствующих федеральных законов, когда установлен экспериментальный правовой режим.

В середине марта 2021 года стало известно о первых проектах, представленных Правительством Российской Федерации, для которых установлен специальный экспериментальный правовой режим с целью использования цифровых инноваций.

Перечень проектов включает проекты, предлагаемые ПАО «МТС» и Яндекс. Первый проект, представленный МТС, интересен тем, что обеспечивает возможность дистанционного заключения договоров на оказание услуг связи с использованием биометрических технологий, т. е. дает практическую возможность заключить соглашение об услугах сотовой связи без непосредственного посещения салона сотового оператора, и идентификация личности будет осуществляться биометрически.

Второй проект ПАО «МТС», выбранный Правительством Российской Федерации, на который будет распространяться специальный правовой режим -в сфере применения высокотехнологичной медицины. Цель проекта заключается в повышении доступности высококвалифицированных медицинских услуг. Для успешной реализации этого проекта требуется значительный пересмотр действующего законодательства, касающегося действующего Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [13].

В этой связи статья 36.2 данного закона, в частности, налагает определенного рода ограничения на медицинскую помощь, а также предоставление консультаций пациенту с использованием телемедицины в первую очередь подлежит изъятию в рамках применения экспериментального правового режима.

Ряд изменений должен касаться вопросов, которые определяют, в каком порядке и кем принимаются решения об использовании инновационных услуг, несмотря на их отсутствие в перечне, стандартах медицинской помощи и клинических руководствах на дату экспериментального внедрения инновационного сервиса. По мнению экспертов, реализация этой инициативы должна существенно повлиять на изменение законодательства в этой области.

Также в списке первых «песочниц» оказался инновационный проект компании «Яндекс», суть которого заключается в использовании беспилотного транспорта в коммерческом отношении - в высшей степени автоматизированные транспортные средства. Законодательство в сфере обеспечения безопасного дорожного движения не допускает эксплуатацию автомобилей без водителя, и требования эксперимента по пробной эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования значительно ограничивают

развитие «НАУ технологии». Это нововведение предполагает значительный пересмотр законодательства РФ и внесение в нее существенных изменений (в таких вопросах, как страхование, технический осмотр, безопасность движения).

В этой связи законопроект не предполагает возможность применения ряда положения таких законов, как ФЗ «О безопасности дорожного движения» [14], Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [15], ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электротранспорта» [16], «О техническом осмотре транспортных средств и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [17] и др.

В базе данных Федерального Собрания Российской Федерации имеется законопроект № 1129501-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых технологий инновации в Российской Федерации» [18], который вводит ряд исключений из действующего законодательства, регулирующего связь, использование персональных данных, а также внесение существенных изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в вопросах, касающихся безопасности движения, и допускает правовые исключения для некоторых цифровых инновационных проектов. Список проектов, которые планируется обеспечить особым правовым режимом, приведен в пояснительной записке к законопроекту. И предварительные выводы об эффективности и адекватности использования механизма «регуляторных песочниц» могут быть сделаны только после подведение итогов реализации первых проектов.

В настоящее время Правительство Российской Федерации пересматривает Концепцию развития регулирования в сфере искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года, подготовленную Минэкономразвития, «Сбербанком» и «Сколково». Сообщается, что эта концепция перечисляет пробелы и проблемы регулирования, включая неприкосновенность частной жизни и ответственность за ущерб от использования искусственного интеллекта и роботизированных систем.

Согласно имеющимся сведениям, эта концепция основана на понятии «стимулирование до регулирования», которое означает, что ограничения будут вводиться только при наличии риска внедрения новых технологий. Второй подход, ориентированный на человека, означает, что использование искусственного интеллекта (ИИ) не должно причинять вреда самому человеку. Они указывают на определенные препятствия на пути внедрения новых технологий, включая адаптацию законов о данных для учета проблем конфиденциальности, создание безопасного режима доступа данных и снятие ограничений на использование данных.

Еще одна проблема - разграничение ответственности за ущерб, причиненный ИИ и роботизированными системами. Разработка инструментов страхования в сочетании с четким описанием условий, в которых система ИИ идентифицирует себя при непосредственном контакте с человеком. Концепция также рекомендует упростить правила для облегчения экспорта технологий ИИ и улучшить права интеллектуальной собственности. Необходимо найти баланс между конфиденциальностью данных и экспериментами и недостаточностью действующих нормативных «песочниц» для тестирования беспилотных транспортных систем.

Таким образом, экспериментальные правовые режимы такого типа являются наиболее перспективными и эффективными инструментами для создания специальных процедур тестирования и последующего внедрения решений в области искусственного интеллекта и обработки больших данных. Они позволяют своевременно осуществлять реализацию разработок в обход извилистых бюрократических процессов, которые не учитывает специфику искусственного интеллекта или больших данных. Вышеназванные правовые режимы также не требуют корректировки действующего законодательства и обеспечивают надлежащий уровень безопасности и защиты граждан Российской Федерации. Экспериментальный юридический режим создаст надлежащие условия для понимания того, что необходимо исправить в нынешней концепции искусственного интеллекта, и позволит проводить последовательное и целенаправленное тестирование правовых норм в этой сфере правового регулирования.

Список источников

1. Федеральный закон от 31 июля 2020 года «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_358738/ (дата обращения: 25.03.2022).

2. Официальный интернет-портал правовой информации // http://publication.pravo.gov.ru/Document/ Уiew/0001202010130016 (дата обращения: 27.04.2022).

3. Официальный сайт федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» // https://digital.ac.gov.ru/about77/ (дата обращения: 28.04.2022).

4. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации // https://digital.gov.ru/ru/activity/ directions/858/ (дата обращения: 21.04.2022).

5. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов // https://docs.cntd.ru/ document/557309575 (дата обращения: 18.04.2022).

6. Алексеева М. М., Федулов В. И. Актуальные проблемы правового регулирования искусственного интеллекта в Российской Федерации // Юридический мир. 2022. № 10. С. 25-29.

7. Шваб К. Технологии четвертой промышленной революции // Top Business Awards. 2018. P. 320.

8. Мамина О. И. Экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций и механизм специального регулирования : новые понятия российского законодательства. В сборнике : Искусственный интеллект и тренды цифровизации : техногенный прорыв как вызов праву. 2021. С. 404-411.

9. D. Ahlstrom, J.-L. Arregle, M. A. Hitt, G. Qian, X. Ma, D. Faems, J. of Management Studies 57(3), 411 (2020).

10. Артемова С. Т., Жильцов Н. А. Чердаков О. И. Цифровой разрыв и конституционные гарантии цифрового равенства // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 10.

11. Салихов Д. Р. «Регулятивные песочницы» в России : новые горизонты и вызовы // Цифровое право. Том 1. № 2. 2020.

12. Официальный сайт Российской газеты // https:// rg.ru/2020/04/28/tehnologii-dok.html (дата обращения: 18.04.2022).

13. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации // https://minzdrav.gov.ru/ documents/7025-federalnyy-zakon-323-fz-ot-21-noyabrya-2011-g (дата обращения: 15.04.2022).

14. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_8585 (дата обращения: 19.04.2022).

15. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СПС «Консультант Плюс» // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36528/ (дата обращения: 22.04.2022).

16. Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08 ноября 2007 г. № 259-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_72388/ (дата обращения: 17.04.2022).

17. Официальный портал правовой информации http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102148780 (дата обращения: 20.04.2022).

18. Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации https://sozd.duma.gov.ru/ bill/1129501-7 (дата обращения: 28.04.2022).

References

1. Federal Law of July 31, 2020 «On experimental legal regimes in the field of digital innovations in the Russian Federation» // SPS «Consultant Plus» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358738/ (accessed: 25.03.2022).

2. Official Internet portal of legal information // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012020 10130016 (accessed: 27.04.2022).

3. Official website of the federal project «Regulatory regulation of the digital environment» // https://digital. ac.gov.ru/about/7/ (accessed: 28.04.2022).

4. Official website of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation // https://digital.gov.ru/ru/activity/ directions/858/ (accessed: 21.04.2022).

5. Electronic Fund of legal and regulatory documents // https://docs.cntd.ru/document/557309575 (accessed: 18.04.2022).

6. Alekseeva M. M., Fedulov V. I. Actual problems of legal regulation of artificial intelligence in the Russian Federation // Legal world. 2022. № 10. P. 25-29.

7. Shvab K. Technologies of the Fourth Industrial Revolution // Top Business Awards. 2018. P. 320.

8. Mamina O. I. Experimental legal regimes in the field of digital innovations and the mechanism of special regulation: new concepts of Russian legislation. In the collection : Artificial Intelligence and Digitalization trends : Technogenic breakthrough as a challenge to the law. 2021. P. 404-411.

9. D. Ahlstrom, J.-L. Arregle, M. A. Hitt, G. Qian, X. Ma, D. Faems, J. of Management Studies 57(3), 411 (2020).

10. Artemova S. T., Zhiltsov N. A. Cherdakov O. I. Digital divide and constitutional guarantees digital equality // Constitutional and municipal law. 2020. № 10.

11. Salikhov D. R. «Regulatory sandboxes» in Russia : new horizons and challenges // Digital law. Volume 1. № 2. 2020.

12. Official website of the Russian newspaper // https://rg.ru/2020/04/28/tehnologii-dok.html (accessed: 18.04.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Official website of the Ministry of Health of the Russian Federation // https://minzdrav.gov.ru/ documents/7025-federalnyy-zakon-323-fz-ot-21-noyabrya-2011-g (accessed: 15.04.2022).

14. Federal Law «On road traffic safety» dated 10.12.1995 № 196-FZ // SPS «Consultant Plus» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585 (accessed: 19.04.2022).

15. Federal Law № 40-FZ of April 25, 2002 (as amended on 28.12.2022) «On Compulsory Insurance of Civil Liability of Vehicle Owners» // SPS «Consultant Plus» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_36528/ (accessed: 22.04.2022).

16. Federal Law «Charter of motor transport and urban ground electric transport» dated November 08, 2007 № 259-FZ // SPS «Consultant Plus» // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72388/ (accessed: 17.04.2022).

17. Official portal of legal information http://pravo. gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102148780 (accessed: 20.04.2022).

18. Official website of the State Duma of the Russian Federation https://sozd.duma.gov.ru/bill/1129501-7 (accessed: 28.04.2022).

Информация об авторах

Н. Д. Эриашвили - профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования;

В. И. Федулов - доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Information about the authors

N. D. Eriashvili - Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Economic Sciences, Candidate of Legal Sciences, Candidate of Historical Sciences, Professor, Laureate of the prize of the Government of the Russian Federation in the field of science and technology, Laureate of the prize of the Government of the Russian Federation in the field of education;

V. I. Fedulov - Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activities of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 11.07.2022; одобрена после рецензирования 30.08.2022; принята к публикации 11.10.2022.

The article was submitted 11.07.2022; approved after reviewing 30.08.2022; accepted for publication 11.10.2022.

Информационные технологии в юридической деятельности

Информационные технологии в юридической деятельности.

2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. А. И. Уринцова. 351 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».

Рассмотрены основные понятия и категории информатики в юриспруденции, программное обеспечение, охватывающие практически все области юридической деятельности. Предложена оригинальная схема направлений информатики в аспекте их изучения в юридическом вузе. Приведены примеры использования в юридической деятельности современных информационных технологий, таких как мультимедиа, экспертные системы и др. Отдельные главы посвящены рассмотрению технологий работы с правовыми информационными системами, структуры, состава и принципов функционирования программного обеспечения информационных технологий. Изложены основы информационной безопасности и защиты информации в компьютерных системах. Разобраны проблемы защиты информации на персональном компьютере от потери и разрушения, несанкционированного доступа, вопросы восстановления утраченных данных, надежного удаления данных и т. д. Особое место отведено вопросам обеспечения защиты информации в компьютерных сетях.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Правоохранительная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.