Научная статья на тему 'Публичная власть в научном творчестве профессора В. Т. Кабышева'

Публичная власть в научном творчестве профессора В. Т. Кабышева Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция Российской Федерации / публичная власть / единая система публичной власти / конституционализм / трансформация / конституционная реформа / Constitution of the Russian Federation / public authority / uniform system of public authority / constitutionalism / transformation / constitutional reform

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комбарова Елена Валерьевна

Введение: в статье рассмотрены вопросы формирования В. Т. Кабышева как исследователя проблем науки конституционного права, а также отражена его роль в формировании концептуальных основ публичной власти. В связи с конституционной реформой 2020 г. нормативное закрепление получили категории «публичная власть», «система публичной власти», был провозглашен принцип единства системы публичной власти, приобретшие особое значение, однако нормативное закрепление дефиниции категории «публичная власть» до сих пор отсутствует. Цель — конституционное закрепление и правовое содержание принципов публичной власти вызывает необходимость дать определение дефиниции «публичная власть» и выделить ее основные элементы. Методологическая основа: метод диалектики, который способствует обобщению конституционно-правовых взглядов на природу публичных отношений, организации власти на различных ее уровнях; структурно-функциональный метод направлен на выявление структурных элементов в системе органов публичной власти, а также изучение их роли, функций и взаимодействия; формально-юридический и сравнительно-правовой методы обеспечивают изучение указанной проблематики с точки зрения сопоставления и сравнения нормативно-правового регулирования и практики реализации рассматриваемых отношений. Результаты: публичная власть и механизм ее осуществления представляют собой сложный конституционный и политико-правовой институт. Имеются две ключевые особенности системы публичной власти: во-первых, в соответствии с Основным Законом сложилась новая модель общественно-политического союза в России (в основе организации публичной власти лежат права человека и гражданина); во-вторых, впервые закрепляются правовые основы публичной власти. Выводы: с учетом необходимости развития демократических основ Конституции РФ и совершенствования нормативно-правового закрепления принципов функционирования публичной власти в России необходимо расширить понятие «единая система публичной власти». Публичная власть — это не только органы государственной власти и местного самоуправления как ее составляющие элементы, но и система, содержащая механизм реализации народного суверенитета, закрепленный на конституционном уровне, включающий институты общественного контроля и функционирование общественных советов при органах публичной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC POWER IN THE SCIENTIFIC WORK OF PROFESSOR V. T. KABYSHEV

Background: the article considers the issues of V.T. Kabyshev's formation as a researcher of the problems of the science of constitutional law, and also reflects his role in the formation of the conceptual foundations of public power. In connection with the constitutional reform of 2020, the results of which, in particular, were the normative consolidation of the categories of “public power”, “system of public power” and the proclamation of the principle of “unity of the system of public power”, which have acquired special importance, but there is still no normative consolidation of the definition of “public power”. Objective — the constitutional enshrinement and legal content of the principles of public power makes it necessary to clarify the definition of “public power” and emphasize its main elements. Methodology: the method of dialectics contributes to the generalization of constitutional and legal views on the nature of public relations, the power organization at different levels. The structural-functional method is aimed at identifying the structural elements in the system of public authorities, as well as studying their role, functions and interaction. Formal-legal and comparative-legal methods provide the study of the specified problems in terms of comparison and correlation of normative-legal regulation and practice of implementation of the relations in question. Results: public power and the mechanism of its realization are a complex constitutional and political-legal institution. There are two key features of the system of public power: firstly, the Russian Basic Law established a new model of social and political union, where the organization of public power is based on the rights of man and citizen; secondly, for the first time the legal foundations of public power are enshrined. Conclusions: taking into account the need to develop the democratic foundations of the Constitution of the Russian Federation and improve the normative-legal consolidation of the principles of functioning of public power in Russia, it is necessary to expand the concept of “unified system of public power”. Public power is not only the system of state authorities and local self-government as a constituent element, but also the system containing the mechanism of realization of people's sovereignty, enshrined at the constitutional level, including institutions of public control and functioning of public councils at public authorities.

Текст научной работы на тему «Публичная власть в научном творчестве профессора В. Т. Кабышева»

DOI 10.24412/2227-7315-2023-5-22-28 УДК 342.31

Е. В. Комбарова

ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ПРОФЕССОРА В.Т. КАБЫШЕВА

Введение: в статье рассмотрены вопросы формирования В.Т. Кабышева как исследователя проблем науки конституционного права, а также отражена его роль в формировании концептуальных основ публичной власти. В связи с конституционной реформой 2020 г. нормативное закрепление получили категории «публичная власть», «система публичной власти», был провозглашен принцип единства системы публичной власти, приобретшие особое значение, однако нормативное закрепление дефиниции категории «публичная власть» до сих пор отсутствует. Цель — конституционное закрепление и правовое содержание принципов публичной власти вызывает необходимость дать определение дефиниции «публичная власть» и выделить ее основные элементы. Методологическая основа: метод диалектики, который способствует обобщению конституционно-правовых взглядов на природу публичных отношений, организации власти на различных ее уровнях; структурно-функциональный метод направлен на выявление структурных элементов в системе органов публичной власти, а также изучение их роли, функций и взаимодействия; формально-юридический и сравнительно-правовой методы обеспечивают изучение указанной проблематики с точки зрения сопоставления и сравнения нормативно-правового регулирования и практики реализации рассматриваемых отношений. Результаты: публичная власть и механизм ее осуществления представляют собой сложный конституционный и политико-правовой институт. Имеются две ключевые особенности системы публичной власти: во-первых, в соответствии с Основным Законом сложилась новая модель общественно-политического союза в России (в основе организации публичной власти лежат права человека и гражданина); во-вторых, впервые закрепляются правовые основы публичной власти. Выводы: с учетом необходимости развития демократических основ Конституции РФ и совершенствования нормативно-правового закрепления принципов функционирования публичной власти в России необходимо расширить понятие «единая система публичной власти». Публичная власть — это не только органы государственной власти и местного самоуправления как ее составляющие элементы, но и система, содержащая механизм реализации народного суверенитета, закрепленный на конституционном уровне, включающий институты общественного контроля и функционирование общественных советов при органах публичной власти.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, публичная власть, единая система публичной власти, конституционализм, трансформация, конституционная реформа.

© Комбарова Елена Валерьевна, 2023

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права имени профессора И.Е. Фарбера и профессора В.Т. Кабышева (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Kombarova Elena Valeryevna, 2023

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Constitutional Law named after Professor 22 i.e. Farber and Professor V.T. Kabyshev (Saratov State Law Academy)

E. V. Kombarova

PUBLIC POWER IN THE SCIENTIFIC WORK OF PROFESSOR V.T. KABYSHEV

Background: the article considers the issues of V.T. Kabyshevs formation as a researcher of the problems of the science of constitutional law, and also reflects his role in the formation of the conceptual foundations of public power. In connection with the constitutional reform of 2020, the results of which, in particular, were the normative consolidation of the categories of "public power", "system of public power" and the proclamation of the principle of "unity of the system of public power", which have acquired special importance, but there is still no normative consolidation of the definition of "public power". Objective — the constitutional enshrinement and legal content of the principles of public power makes it necessary to clarify the definition of "public power" and emphasize its main elements. Methodology: the method of dialectics contributes to the generalization of constitutional and legal views on the nature of public relations, the power organization at different levels. The structural-functional method is aimed at identifying the structural elements in the system of public authorities, as well as studying their role, functions and interaction. Formal-legal and comparative-legal methods provide the study of the specified problems in terms of comparison and correlation of normative-legal regulation and practice of implementation of the relations in question. Results: public power and the mechanism of its realization are a complex constitutional and political-legal institution. There are two key features of the system of public power: firstly, the Russian Basic Law established a new model of social and political union, where the organization of public power is based on the rights of man and citizen; secondly, for the first time the legal foundations of public power are enshrined. Conclusions: taking into account the need to develop the democratic foundations of the Constitution of the Russian Federation and improve the normative-legal consolidation of the principles of functioning of public power in Russia, it is necessary to expand the concept of "unified system of public power". Public power is not only the system of state authorities and local self-government as a constituent element, but also the system containing the mechanism of realization of people's sovereignty, enshrined at the constitutional level, including institutions of public control and functioning of public councils at public authorities.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, public authority, uniform system of public authority, constitutionalism, transformation, constitutional reform.

В этом году празднуется 30-летний юбилей Конституции Российской Фе- к

дерации — знаменательное событие в истории новой России, а также 110 лет а

к

со дня рождения основателя саратовской научной школы конституционного е

права, видного ученого и педагога, доктора юридических наук, профессора |

Исаака Ефимовича Фарбера и 85 лет со дня рождения одного из выдающихся ¡5

ученых-конституционалистов, доктора юридических наук, профессора Влади- 5

мира Терентьевича Кабышева. В 60-х гг. XX столетия наблюдался оживленный ~

интерес исследователей в области конституционного права к проблемам власти § и суверенитета. И.Е. Фарбер отмечал, что «главным объектом изучения науки конституционного права является государственная власть, ее сущность, организация, структура, компетенция, элементы» [1, с. 80]. Им были сделаны интересные умозаключения о социологическом понятии власти, конституционном механизме народовластия. Понятие власти как «необходимой функции любого

коллектива по руководству своими членами для налаживания совместной дея- 23

тельности» [1, с. 88], предложенное И.Е. Фарбером, было поддержано и развито его учеником В.Т. Кабышевым, который на протяжении всей своей научной деятельности рассматривал вопросы власти, проблемы народовластия. Владимиром Терентьевичем был представлен институционно-структурный анализ понятия власти, исследованы тенденции конституционного регулирования отношений властвования, конституционные гарантии прямого народовластия, сформулированы элементы психологии властвования в российском обществе и государстве.

Главные труды профессора, посвященные психологии власти [2-7], являются значительным вкладом в науку конституционного права. По справедливому утверждению В.Т. Кабышева, «исследование вопросов психологии властвования — это анализ и выявление социально-психологических путей становления российской государственности» [8, с. 123].

Безусловно, интерес к институту власти значительно усиливается в периоды кардинальных преобразований. Так, масштабные преобразования Конституции РФ по итогам общероссийского голосования 1 июля 2020 г., прошедшая пандемия и вызванные ею новые эпидемиологические реалии, проведение специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины, беспрецедентное санкционное давление на Российскую Федерацию в настоящий момент со стороны западных государств, террористические атаки актуализировали проблемы психологии и социологии власти и подтвердили справедливость и точность научных мыслей и утверждений профессоров И.Е. Фарбера и В.Т. Кабышева. Если в советской юридической науке публичная власть никак не обособлялась от государственной власти и специальные исследования этого феномена отсутствовали, то в новой России сформировалась традиция его осмысления. Публичная власть выступает одним из базовых объектов конституционно-правового регулирования. В первую очередь следует отметить, что понятие «публичной власти» приобрело новую трактовку в связи с внесением в 2020 г. поправок в Конституцию РФ 1993 г.1 В частности, ст. 132 Основного Закона дополнена положением о вхождении в единую систему публичной власти органов государственной власти и органов местного самоуправления. Обновленная Конституция РФ шесть раз упоминает понятие «публичная власть», которое на более ранних этапах конституционного развития России нормативно не закреплялось. Конституционным Судом РФ были сформированы теоретические и методологические основы функционирования органов публичной власти в России.

Сложность понимания и теоретическая оценка категории «публичная власть» обусловлены многочисленными научными изысканиями, результатами которых являются теории с неоднородным и противоположным пониманием публичной власти. Главная проблема понимания категории «публичная власть», на наш взгляд, коренится в отождествлении публичной власти с властью государственной причем как в российской, так и в зарубежной науке. Первопричина такого понимания, скорее всего, исходит из римского права.

В Древнем Риме термином «публичный» обозначалось то, что является государственным и одновременно общественным, поэтому существенного различия не устанавливалось. Показательно в связи с этим и этимологическое толкование республики (от лат. res — вещь, дело + publico — общее) — это общее, публич-

1 См.: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной 24 власти» // СЗ РФ. 2020. № 11, ст. 1416.

ное дело. Несомненно, определение понятия «публичная власть» гораздо более сложное, чем определение категории «власть», ведь власть публичная проистекает из общества и выступает его проводником в лице различных институтов в зависимости от природы конкретного государства.

В философских работах начала XIX в. осуществлялись попытки анализа властных полномочий через публичность. Так, Г.В.Ф. Гегель обозначал публичность как всеобщую осведомленность в делах государства [9, с. 351]. В свою очередь Ф. Энгельс публичную власть (öffentliche Gewalt) называл в числе признаков государства как особого явления, сменившего первобытнообщинную организацию [10, с. 170].

Представители отечественной правовой школы полагают, что появление публичной власти обусловлено рядом специфических предпосылок. Так, в частности, Н.Н. Алексеев определял публичность как что-то открытое для всех, не тайное, доступное всем и не замкнутое для определенного узкого круга лиц или для одного лица [11, с. 216]. Именно такой подход к публичности предполагает отношение к обществу как к целому. Следует отметить и то, что возникновение публичной власти обусловлено не только цельным объединением людей, едиными интересами, но и ассиметрией, проявляющейся в наличие властеотношений, то есть факта подчинения.

Отечественные ученые также нередко отождествляют различные типы и разновидности власти. Так, Л.А. Григорян писал, что «публичная власть означает всего лишь власть общественную» [12, с. 16-21]. По мнению М.И. Байтина, «политическая, государственная власть представляет собой разновидность общественной, публичной власти» [13, с. 134]. На наш взгляд, не стоит ставить знак i равенства между публичной, общественной, государственной и политической и властью. С

ш

Важно понимать, что публичная власть — это разновидность социальной о власти, носящей общественный характер, так как прежде всего используется о для регулирования социально-экономических, политических, культурных о

с

отношений в обществе. Причем социальная публичная власть отличается и по- 1 литическим характером, потому как применяет особые средства принуждения, в

е

которых не может быть, например, в общественном объединении и в семье. о Поэтому публичная власть — это не просто власть общественная, исходящая ю

TD

от народа, но и власть политическая. |

Любопытен подход В.Е. Чиркина, определяющего специфическую характе- К

ристику публичной власти, которая отличает ее от любого иного вида власти, а

а именно, что основу организации публичной власти составляют территориальные |

публично-правовые образования [14, с. 64]. Такая трактовка, по-нашему, позво- |

ляет применять широкое толкование термина «публичная власть» в контексте g

понимания единства государства и единой системы публичной власти. 1

5

Как отмечает А. А. Югов, «"публичная власть" — это система всеобщего ) участия населения в решении совместных дел» [15, с. 12]. Поэтому особенность 3 публичной власти определяется общественно важным значением, которая подчеркивает ее многоуровневый территориальный характер и демократический базис ее осуществления.

Одним из авторитетных мнений, объясняющих конституционно-правовой смысл категории «публичная власть», выступает позиция С.А. Авакьяна, который делает вывод, что публичная власть — это власть народа Российской 25

Федерации, власть, осуществляющаяся в интересах всего народа и самим народом в целом и его частью, обращенная ко всему обществу и к каждому человеку в отдельности и имеющая общественно важное значение [16, с. 355].

Вся полнота власти в нашей стране принадлежит народу, что отражено в ст. 3 Конституции РФ. Как отмечал В.Т. Кабышев, «органы государственной власти являются одним из каналов осуществления власти народа» [17, с. 9], именно народ участвует в формировании органов публичной власти. Таким образом, государственная власть предстает в качестве лишь одного из способов осуществления публичной власти. Следует отметить, что понимание публичной власти не сводится лишь к государственной и муниципальной власти, а непосредственно связано с общественными институтами, обусловлено тесным взаимодействием общества и государства. Публичная власть служит инструментом обеспечения стабильности и качественного развития государства.

Принятый в 2020 г. Федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации»1 впервые закрепил понятие «единая система публичной власти», однако в данной трактовке народ как носитель народного суверенитета и источника власти в стране не относится к элементам системы публичной власти. С учетом необходимости развития демократических основ Конституции РФ и совершенствования нормативно-правового закрепления принципов функционирования публичной власти в России необходимо расширить понятие «единая система публичной власти». Публичная власть — это не только органы государственной власти и местного самоуправления как составляющие ее элементы, но и система, включающая наряду с ними механизм реализации народного суверенитета, закрепленный на конституционном уровне, содержащая институты общественного контроля и функционирование общественных советов при органах публичной власти, институты гражданского общества [18, с. 339]. Следовательно, единая система публичной власти представляет собой целостную совокупность, характеризующуюся внутренним единством, взаимосвязью и взаимозависимостью ее элементов, таких как органы государственной власти, органы местного самоуправления и институты гражданского общества, целью которой выступает соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, создание условий для социально-экономического развития государства, а также решение иных, стоящих перед государством задач. Исходя из данной дефиниции нам представляется возможным не отождествлять категории «единая система органов публичной власти» и «единая система публичной власти», а соотносить их как часть и целое соответственно.

Сегодня вопросы, связанные с пониманием публичной власти, единой системы публичной власти, а также с формированием единства в Российской Федерации являются крайне важными. В трудах Владимира Терентьевича Кабышева — ученого общероссийского и международного масштаба мы черпаем глубокие мысли, которые побуждают нас к творчеству, а также находим ответы на интересующие нас вопросы. В реалиях современной жизни необходимо продолжать и развивать научные идеи Владимира Терентьевича, поскольку его научное наследие носит характер длительной исторической перспективы.

1 См.: Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 50, ч. 3, ст. 8039.

Библиографический список

1. Фарбер И.Е., Ржевский BА. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1967. Вып. 1. 319 с.

2. Кабышев B.T. Социально-психологические вопросы народовластия в СССР (к постановке проблемы) // Актуальные вопросы советской юридической науки. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 1978. Ч. 1. С. 75-78.

3. Кабышев B.T. Социально-психологические аспекты народовластия в СССР // Советское государство и право. 1980. № 3. С. 22-27.

4. Кабышев B.T. Психология власти в системе конституционного строя России: конституционное измерение // Конституционное развитие России: межвуз. сб. науч. ст. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2009. Вып. 10. С. 7-23.

5. Кабышев B.T. Психология власти: механизм реализации и ответственности // Публичная власть: проблемы реализации и ответственности / Н.И. Матузов, О.И. Цы-булевская. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2011. С. 193-216.

6. Кабышев B.T. Психология власти: конституционно-правовой механизм реализации // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 2. С. 3-9.

7. Кабышев B.T. Вопросы психологии власти в работах русских государствоведов конца XIX - начала ХХ в. // Государство и право. 2022. № 8. С. 129-135.

8. Кабышев B.T. Анализ психологии власти в работах конституционалистов советского и постсоветского этапов развития России // Государство и право. 2022. № 9. С. 122-127.

9. Гегель r.B.Ô. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.

10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. М.: Полит. лит., 1974. Т. 21. 222 с.

11. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб.: Юрид. ин-т, 1998. 216 с.

12. Григорян ЛА. Народовластие в СССР. М.: Юрид. лит., 1972. 296 с.

13. Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972. 239 с.

14. Чиркин B.E. Территориальная организация публичной власти. М.: Норма : ИНФРА-М, 2022. 209 с.

15. Югов АА. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации: монография. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. 121 с.

16. Авакьян СА. Конституционное право России: учеб. пособие для студентов вузов: в 2 т. М.: Норма, 2023. Т. 1. 936 с.

17. Кабышев B.T. Конституционная система власти в современной России // Вестник Саратовской государственной академии права. 1998. № 3. С. 3-11.

18. Constitutional principles of Russian public authority system with regard to constitutional reform / E. V. Kombarova, V. V. Kabyshev, T. V. Zametina, T. V. Troitskaya // European proceedings of social and behavioural sciences : International Scientific and Practical Conference "State and Law in the Context of Modern Challenges" (SLCMC 2021), Saratov, June 17, 2021 / Editor(s): Sergey Afanasyev, Alexander Blinov, Sergey Belousov. Vol. 122. Saratov: European Publisher, 2022. P. 339.

References

1. Farber I.E., Rzhevsky VA. Questions of the Theory of Soviet Constitutional Law. Issue 1. Saratov: Volga Publishing House, 1967. 319 p.

2. Kabyshev V.T. Socio-Psychological Issues of Democracy in the USSR (Towards the Formulation of the Problem) // Actual Issues of Soviet Legal Science. Saratov: Saratov University Publishing House, 1978. Р. 1. Р. 75-78.

3. Kabyshev V.T. Socio-Psychological Aspects of Democracy in the USSR // Soviet State and Law. 1980. No. 3. Р. 22-27.

4. Kabyshev V.T. Psychology of Power in the System of the Constitutional System of Russia: Constitutional Dimension // Constitutional Development of Russia: an interuniversity collection of scientific articles. Saratov: Saratov State Academy of Law Publishing House, 2009. Issue 10. P. 7-23.

5. Kabyshev V.T. Psychology of Power: the Mechanism of Implementation and Responsibility // Public Power: Problems of Implementation and Responsibility / N.I. Matuzov, O.I. Tsybulevskaya. Saratov: Saratov State Academy of Law Publishing House, 2011. P. 193-216.

6. Kabyshev V.T. Psychology of Power: Constitutional and Legal Mechanism of Implementation // Constitutional and Municipal Law. 2019. No. 2. P. 3-9.

7. Kabyshev V.T. Questions of the Psychology of Power in the Works of Russian Statesmen of the Late Nineteenth and Early Twentieth Centuries // State and Law. 2022. No. 8. P. 129-135.

8. Kabyshev V.T. Analysis of the Psychology of Power in the Works of Constitutionalists of the Soviet and Post-Soviet Stages of Russia's Development // State and Law. 2022. No. 9. P. 122-127.

9. Hegel G.V.F. Philosophy of Law. M.: Thought, 1990. 524 p.

10. Engels F. Origin of the Family, Private Property and the State // K. Marx, F. Engels. Works. M.: Political literature, 1974. Vol. 21. 222 p.

11. Alekseev N.N. Fundamentals of the Philosophy of Law. St. Petersburg: Law Institute, 1998. 216 p.

12. Grigoryan L.A. Democracy in the USSR. M.: Legal literature, 1972. 296 p.

13. Baitin M.I. State and Political Power. Saratov: Saratov University Publishing House, 1972. 239 p.

14. Chirkin V.E. Territorial Organization of Public Power. M.: Norm : INFRA-M, 2022. 209 p.

15. Yugov A.A. Legal Foundations of Public Power in the Russian Federation: monograph. Yekaterinburg: Ural State Law Academy Publishing House, 1999. 121 p.

16. Avakian S.A. Constitutional law of Russia: textbook for university students: in 2 volumes. M.: Norm, 2023. Vol. 1. 936 p.

17. Kabyshev V. T. Constitutional System of Power in Modern Russia // Bulletin of the Saratov State Academy of Law. 1998. No. 3. P. 3-11.

18. Constitutional Principles of Russian Public Authority System with Regard to Constitutional Reform / E.V. Kombarova, V.V. Kabyshev, T.V. Zametina, T.V. Troitskaya // European Proceedings of Social and Behavioral Sciences : International Scientific and Practical Conference "State and Law in the Context of Modern Challenges" (SLCMC 2021), Saratov, June 17, 2021 / Editor(s): Sergey Afanasyev, Alexander Blinov, Sergey Belousov. Vol. 122. Saratov: European Publisher, 2022. P. 339.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.