КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
DOI 10.24411/2227-7315-2020-10157 УДК 342.511
В.И. Радченко, О.А. Угланова
ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ РФ И УСТОЙЧИВОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ
Введение: статья посвящена конституционным реалиям принятия и действия новой Конституции. Цель: установить задачи по оптимизации структуры власти и новое понимание принципа разделения властей через усиление роли Федерального Собрания и его палат. Методологическая основа: системный подход, методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальный и диалектической логики. Применялись частнонаучные методы сравнительно-правовой и метод толкования правовых норм. Результаты: анализ позиций ученых и действующего конституционного права свидетельствует, что анализ всех поправок Конституции РФ — это широкое поле деятельности для многих ученых страны, а не только теоретиков права. Вывод: главная задача и цель поправок — это обеспечение устойчивого развития государства и общества, повышение эффективности публичной власти.
Ключевые слова: устойчивость, стабильность, Конституция Российской Федерации, поправки к конституции, референдум, конституционный статус личности, права и свободы человека и гражданина, общие принципы статуса личности, личность.
V.I. Radchenko, O.A. Uglanova
AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND STABILITY OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM OF RUSSIA
Background: the article deals with the constitutional realities of the adoption and operation of the new Constitution. Objective: to set all tasks for optimizing the power structure and a new understanding of the principle of separation of powers through strengthening the role of the Federal Assembly and its chambers. Methodology: system approach, methods of
© Радченко Василий Иванович, 2020 1
Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права имени профессора Исаака )
Ефимовича Фарбера (Саратовская государственная юридическая академия) 2
© Угланова Оксана Александровна, 2020 S
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права имени профессора Исаака ° Ефимовича Фарбера (Саратовская государственная юридическая академия)
© Radchenko Vasily Ivanovich, 2020
Doctor of law, Professor, Constitutional law department, named after Professor Isaac Efimovich Farber (Saratov State Law Academy)
© Uglanova Oksana Aleksandrovna, 2020
Candidate of law, associate Professor, Constitutional law department, named after Professor Isaac Efimovich Farber (Saratov State law Academy) 65
comparison, description, interpretation; theoretical methods of formal and dialectical logic as well as private scientific methods of comparative law and the method of interpretation of legal norms. Results: the analysis of the positions of scientists and the current constitutional law shows that the analysis of all amendments to the Constitution suggests a wide field of activity for many scientists of the country, not only legal theorists. Conclusion: the authors argue that the main task and goal of the amendments is to ensure the sustainable development of the state and society, and to increase the efficiency of public authorities.
Key-words: steadiness, stability, Constitution of the Russian Federation, amendments to the Constitution, referendum, constitutional status of the individual, human and civil rights and freedoms, general principles of the status of the individual, personality.
В юридической литературе по конституционному праву России есть множество определений сущности конституции, ее значения для развития государства как его экономической, политической, социальной, духовной, конфессиональной составляющей основы его бытия. При этом основополагающим остается одно: Конституция — это продукт национальной культуры государства, философия его бытия, в нашем случае, тысячелетней истории государства Российского, его становление и развитие, его победы и неудачи, понимании добра и справедливости, уважении и почитании прошлого и настоящего, духовности, любви и преданности к отечеству, патриотизму и сохранению самобытности многонационального народа страны.
В следовании Основному Закону страны заключается залог устойчивости и стабильности государства, его политической системы и институтов власти. § Дефиниции «устойчивость» и «стабильность» не тождественны. Устойчивость ~ государства предполагает дальнейшее развитие, тогда как стабильность — это 3- незыблемость основополагающих институтов государственной власти, и что за-И креплено его в Основном Законе в качестве аксиомы.
| Нам представляется, что устойчивость (в данном случае речь идет о нашем
| государстве и поправках к Конституции 1993 года, принятых на всенародном £ референдуме 1 июля 2020 года) определяют 3 аспекта: во-первых, экологиче-| ский — охрану и защиту окружающей среды; во-вторых, гуманитарный (здоро-
У
| вье человека, медицина, демография, здоровье и развитие нации); и в-третьих,
2 социально-экономическая (реализация национальных проектов, направленных
£ на решение задач, обозначенных в рамках двух первых аспектов). | Эти выводы соотносятся с «Концепцией перехода Российской федерации к
| устойчивому развитию^Якоторая определяет, что устойчивое развитие — это
° стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природ-
1 ной основы. Кстати, само определение «устойчивое развитие» было принято в
| решении Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро
I 1992 г.).
1 На протяжении более 20 лет мы можем наблюдать процессу запущенные
I принятием новой (на тот момент) Конституции РФ 1993 г.2 Нельзя не отметить,
1 См.: Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 15, ст. 1572.
2 См.: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной
66 власти» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 11, ст. 1416.
что Основной Закон 1993 г. прервал прежнюю традицию конституционной организации государства. Россия отказалась от прежнего типа социального устройства, ставшего тормозом техногенного развития страны, и, сохраняя при этом собственную цивилизационную идентификацию, конституировала такие принципы взаимоотношения государства и личности, к восприятию которых общество было готово [1, с. 8].
Начало масштабного преобразования Конституции РФ 1993 г. было озвучено в послании Президента России В.В. Путина Федеральному собранию 15 января 2020 г. «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти»3. Далее уже во втором чтении в Государственной Думе В.В. Путин добавил положения по внесению в целый ряд статей Основного Закона страны. Эти предложения Президента России возникли не 15 января 2020 г.: логика развития государства, его политической, экономической системы уже через 3 года после принятия Конституции 1993 г. были дополнены Указом Президента Б.Н. Ельцина от 9 января 1996 г. по изменению ст. 65 Конституции РФ (относительно названия двух республик Ингушетии и Северной Осетии-Алании)4 В дальнейшем в текст Конституции РФ внесено 11 поправок, касающихся как федеративного устройства России, так и совершенствования политической системы страны.
Если проанализировать суть предложений Президента РФ относительно поправок Конституции РФ 1993 г., то станет ясно, что перед Российской Федерацией стоят новые задачи, которые на десятилетия вперед определяют будущее Российского федерализма, на основе оптимизации структуры власти, нового понимания принципа разделения властей, через усиление роли Федерального | Собрания и его палат, путем включения института местного самоуправления в и единую систему исполнительной власти, посредством передачи части функций а субъектам Федерации через повышение их роли в федеральных округах. Очевид- о но, что необходимо решать столь важный для государственного строительства о вопрос, соблюдая принципы федеративного устройства РФ: права и свободы о
с
человека и гражданина, сохраняя сложившиеся исторические, хозяйственные и | культурные связи субъектов РФ, особенно их социально-экономические возмож- в
е
ности [2, с. 120]. Со всей строгостью необходимо определить степень федеральной о
интервенции, через уточнение и определение функций Федерального собрания, р
повышение роли Президента РФ как института интегрирующего российскую |
государственность, определяющего эффективность и действенность всех инсти- к
тутов власти в России, упрочение суверенитета страны, приоритета Конституции а
РФ. Вопросы к поправкам Конституции РФ, внесение в нее изменений, как и |
принятие нового Основного Закона, неоднократно обсуждались конституциона- ии
листами страны. Наиболее радикально эти предложения вносились к 20-летию №
Конституции РФ 1993 г. 11
3
Так, например, известный конституционалист С.А. Авакьян [3, с. 1-16] отме- ) чает, что исследуя проблемы теории и (особенно) практики действия и реализа- 00
3 См.: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 11, ст. 1416.
4 См.: Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 152. 67
ции в настоящее время Конституции РФ, необходимо обратить внимание на то, что общество в целом, основные социально-политические силы в стране приняли правила, установленные Конституцией РФ, тем не менее периодически возникают и вновь затухают споры о легитимности действующей Конституции РФ.
Достойный ответ на продолжающиеся попытки пересмотра Конституции, касающиеся конституционных основ, прав и свобод граждан России, дан Президентом РФ В.В. Путиным на встрече с заведующими кафедрами конституционно-правовых дисциплин в Ново-Огареве 7 ноября 2013 г.: «Любой закон в определенной степени — результат компромисса в обществе. Но Основной Закон претендует на то, чтобы быть самым стабильным... Как мы будем смотреть на стабильность конституционного строя, если будем менять сам текст?» [4, с. 43-54].
Концентрированы мнения о значении Конституции 1993 года и предложений по ее совершенствованию были высказаны многими учеными-конституционалистами и теоретиками права в сборнике «25 лет Конституции Российской Федерации: конституционный диалог» [5, с. 76-84]. Сборник вышел в виду значимости этого события и благодаря энтузиазму профессора В.Т. Ка-бышева, который привлек к конституционному диалогу выдающихся ученых-юристов. Говоря об определяющем значении Конституции 1993 г. В.Т. Кабышев подчеркивал ее определяющее значение для политической стабильности страны, предотвращения ее распада. В «диалоге. » профессоров А.Н. Кокотова, В.В. Мамонова [6, с. 39-53; 7, с. 47-53] подчеркивается роль Конституции РФ 1993 года, как основного вектора цивилизационного развития страны, как согласие, которое определяет развитие общества и достижение компромиссов. Ролью и особенностями конституционализма, его значением для устойчивого развития государства, по мнению профессора Н.А. Бобровой [8, с. 45-82], предопределяется персонифицированный режим политического властвования в России.
О проблемах реализации Конституции РФ 1993 года, и намеченных в ее тенденциях и будущего российского федерализма и парламентаризма, а также о принципе разделения властей в Российской Федерации шла речь в дискуссиях С.А. Авакьяна, С.В. Кабышева, А.А. Джингаряна, А.Р. Еремина, М.А. Липчан-ской [9, с. 133-155; 10, с. 155-167; 11, с. 167-179; 12, с. 179-192; 13, с. 192-207]. Видимо, после известной статьи С.А. Авакьяна авторы поставили конкретные вопросы отражающие различные позиции принятия нового Основного Закона страны, до убеждения о необходимости конкретных изменений его текст.
Подчеркнем, что до известного выступления Президента РФ В.В. Путина о поправках в Конституцию РФ, почти все указанные авторы конкретизировали ряд положений, которые сыграли известную роль при принятии и внесении изменений в Основной Закон страны. Мы привели столь подробный и исчерпывающий анализ этой дискуссии, поскольку не только ранее, начиная с 1996 г., но и за два года до принятия всенародным референдумом 1 июля 2020 года поправок к Конституции 1993 г.5 не только указанные авторы, но и целый ряд конституционалистов, теоретиков государства и права, философов, социологов, историков и др. были заинтересованы не только в то, чтобы показать значимость и величие сложного этапа становления новой российской государственности, но
5 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек.; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 27, ст. 4196.
и проявили искреннии интерес к развитию нашего конституционного строя, его будущего и настоящего.
Все вопросы, которые были сформулированы в поправках к Основному Закону страны, одобрены решением Конституционного Суда РФ; они открывают новые возможности для обеспечения устойчивости конституционного строя России, который, как известно, есть: «особая система правовых отношений, закрепляющая соответствующий способ организации демократического государства».
На наш взгляд, конституционный строй любой страны с демократической, республиканской формой правления всегда отвечает на два вопроса; первый — кому принадлежит власть в государстве, и второй — каким образом эта власть осуществляется, т.е. каков механизм власти.
По сути дела, речь идет о народовластии, т.е. о рационализации политического процесса и, как следствие, обеспечении политического единства народа, многопартийности и плюрализма. Таким образом, демократия — это форма государства, от имени которого выступают все ветви власти, функционируя либо на основе представительного или прямого волеизъявления. Все это неоднократно было подтверждено и записано рабочей группой в ряде поправок в Конституцию РФ (ст. 67, 67(1), 69 (2), 75 (1) 95 (2, 3, б, в, 3, 4), 103 (а, а1) 118 ч. 3, 129 ч. 1, 131 ч. 1 1(1).
В науке конституционного права есть несколько определений понятия «конституционный строй». Так, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин полагают, что конституционный строй — это определенная форма, способ организации государства, закрепленный в Конституции [14, с. 44]; М.В. Баглай дает определение конституционного строя, как порядка, при котором соблюдаются права человека и | гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией [15, с. 44]. и Профессор Д.С. Велиева рассматривает конституционный строй в широком и а узком понимании: как совокупность регулируемые нормами конституции эко- о номических, социальных, политических, идеологических, правовых, духовно- к культурных отношений в мировом понимании; в узком понимании это способ о
с
организации государства, закрепленный в конституции (эту точку зрения рас- а сматривают и другие авторы) [16, с. 68]. в
е
Мы столь подробно дали различные на первый взгляд определения конститу- о ционного строя России, чтобы показать, что при различных трактовках рассма- ю
Т5
триваемой дефиниции суть остается неизменной: конституционный строй — это |
способ организации власти и управления и механизм их функционирования. к
Не случайно отцы основатели Конституции РФ 1993 г. дали 1-й главе название а
«Основы конституционного строя» тем самым подчеркнув базовые устои госу- |
дарства, его принципы, на основе которых должны работать все последующие ии
главы и нормы Основного Закона, особенно закрепив, положение о том что они не №
могут быть изменены, иначе как в порядке, установленном самой Конституцией. 1
Незыблемость этих основ для государства и общества (а речь идет об институтах )
власти, его носителях, политических партий и организаций и др.) есть гарантия 0 государства в отношении того, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя, а любые попытки изменения этих основ есть узурпация власти и должны рассматриваться как государственное преступление. Сущность основ конституционного строя, закрепленная в первой главе Конституции, — это его (государства) подчинение
праву, обеспечение реальных гарантий и основных правовых предписаний, 69
которые в совокупности обеспечивают стабильный способ организации государства, что дает законодательной, исполнительной, судебной власти и местному самоуправлению, должностным лицам и гражданам право определять его (государству) организацию и порядок.
Впервые новое видение основ конституционного строя страны было закреплено 12 июня 1990 г. в Декларации о государственном суверенитете (тогда еще РСФСР) принятой Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным советом РСФСР6; 15 статей этой Декларации не только провозгласили, но и закрепили задачи, программу и цели государства, его установление полного государственного суверенитета на всей территории страны, обеспечение каждому гражданину права на достойную жизнь; соблюдение и гарантию прав и свобод всех граждан России, равенство их прав; создание демократического правового государства; соблюдение общепризнанных норм международного права; источник государственной власти и форму их осуществления; разделение властей и политический плюрализм а так же ряд основополагающих принципов, закрепляющих отношение и подчинение государства, человеку и гражданину.
Минуло 30 лет с момента принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР и 27 лет со дня принятия общенародным референдумом Конституции РФ 1993 г. Страна прошла короткий по историческим меркам, но значительный период своей истории, который сделал ее сильным суверенным государством; расширена и укреплена политическая система страны, экономическая основа государства. Публичная власть, во главе с Президентом России сделала все для того, чтобы не только укрепить основы конституционного строя государства, но и наметить задачи по его устойчивому развитию. Все действия публичной власти были подчинены главной задаче и цели: сильное государство — это гарантии соблюдения и защиты прав и свобод граждан, наполнение этих гарантий социальным содержанием, совершенствование институтов власти: Президента РФ, Федерального Собрания, судебной системы, местного самоуправления, развития гражданского общества, межнациональному и межконфессиональному согласию, в целом стабильности страны [17].
Все эти достижения страны поставили перед ней новые задачи на длительную историческую перспективу, которые наполнили и дополнили основы конституционного строя суверенными правовыми гарантиями, делающим нашу страну еще более сильной и стабильной. Как отметил в своем заключении Конституционный Суд РФ — Закон Российской Федерации о поправках Конституцию Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации функционирования публичной власти»7 соответствует положением глав 1, 2 и 9 Конституции России, по которым общероссийское голосование не проводится. Вместе с тем в заключении Конституционного Суда РФ указано, что поправки в главы 3-8 не должны противоречить 1, 2 и 9 главам Конституции РФ 1993 г.
Особый механизм внесения изменений в Конституцию РФ, принятием специального закона о поправках позволяет в допустимых ею пределах корректировать отдельные положения ее глав 3-8, не меняя в целом Конституцию
6 См.: Декларация СНД РСФСР от 12 июня 1990 г. № 22-1 «О государственном суверенитете
Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2, ст. 22. 70 7 См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации 2020. № 1-3. 16 марта.
Российской Федерации. Таким образом, являясь базовой основой Конституции РФ главы 1, 2 и 9 развивают, дополняют и гарантируют нормы последующих глав, наполняют Основной Закон страны реальным содержанием, что и было сделано в 206 поправках к Конституции РФ 1993 года. Мы не ставим своей целью комментировать и анализировать все 206 поправок Конституции РФ 1993 г. Наша задача показать и прокомментировать те дополнения к Основному Закону страны, которые затрагивают, укрепляют и гарантируют незыблемость норм, составляющих основу конституционного строя страны. Так, ст. 4 Конституции — о суверенитете Российской Федерации гарантирована положением ст. 63 п. 28 о том, что действия, направленные на отчуждение части территории, или призывы к таким действиям не допускаются. Это норма прямого действия «Так, что разговоры, а тем более переговоры на эту тему теперь вне закона» [18]. Пожалуй, не случайно Государственная Дума Федерального Собрания РФ эти положения приняли в очередном порядке. Известно, что в марте 2018 г. кандидаты в президенты России К.А. Собчак и Г.А. Явлинский выступали за возвращение части территории России — Крыма в состав Украины. Теперь такие призывы (или даже публичные высказывания) будут преследоваться по закону. Статья 5 Конституции РФ дополнена положением о том, что Россия, является правопреемником и продолжателем Союза ССР в отношении международных обязательств и активов СССР за ее пределами. Государство, законодатель, развивая ст. 6 Основного Закона РФ гарантируют всем россиянам право на сохранение родного языка, создает условия для его развития, а культура является уникальным наследием всего нашего многонационального народа. Государство гарантирует права коренных малочисленных народов страны в соответствии с принципами международных договоров подписанных и ратифицированных Федерацией. Наибольшую поддержку населения страны получила реализация гарантированного государством ст. 7 Конституции РФ 1993 г. положение о социальной поддержке граждан России. До 1 июля 2020 г. эта норма имела прежде всего декларативный, программно-целевой характер. Теперь же, государство дополнением в Конституцию РФ (ст. 75 п. 6) что оно (государство) гарантирует адресную поддержку гражданам и индексацию социальных пособий и иных социальных выплат не менее 1 раза в год.
Поставлена точка в длительной дискуссии о месте и роли местного самоуправления, его статусе, как органа, входящего в единую систему исполнительной власти, ее четкой вертикали сверху донизу. Органы самоуправления являются самостоятельными в решении вопросов местного значения (ст. 131 п. 1 Конституции РФ). В свою очередь, органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления и решать вопросы назначения и освобождения входящих в их состав должностных лиц в случаях, установленных федеральным законом.
Устойчивость и стабильность Конституционного строя Российской Федерации определяются не только политической, экономической системой страны, но и духовными, религиозными, межконфессиональными традициями нашего много-
8 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2014 г. № 1567-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации „О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30, ч. II, ст. 4397. 71
национального народа. Поэтому не случайно в ст. 67 п. 2 внесено положение о сохранении памяти предков, передавших нам идеалы и веру в бога. Речь идет о духовных скрепах нашего государства, тысячелетней истории, объединяющей все народы страны. Как мы уже отмечали выше, подчеркивая незыблемость суверенитета и территориальной целостности страны, считаем, что и ст. 79 поправок дополняет ст. 4 Конституции 1993 г., закрепляет нашу независимость и самостоятельность во внешних отношениях и соблюдении норм международного права. Вместе с тем поправки в Основной Закон делают упор на то, что если международный договор влечет за собой ограничение прав и свобод человека и гражданина и противоречит основам конституционного строя, противоречит Конституции Российской Федерации, то он не подлежит исполнению на территории нашей страны.
В 2000 г. одним из авторов этой статьи (В.И. Радченко) была издана монография «Президент в конституционном строе Российской Федерации» (под редакцией профессора Б.С. Эбзеева) [19], в которой аргументируется, что универсальной модели разделения властей не существует поскольку «...принцип разделения властей в различных государствах в зависимости от формы правления специфичен». Поэтому, объем полномочий Президента РФ, наличие у него самостоятельных, не зависящих от других ветвей власти функций и полномочий позволяют сделать вывод о наличии четвертой ветви власти — Президента Российской Федерации, что не укладывается в классическую теорию Ш.Л. Монтескье.
Нельзя не отметить, что Ш.Л. Монтескье, его взгляды и идеи, воплотившиеся в классический принцип разделения властей, были сформированы исходя из ° социально-исторических условий того времени, когда стоял вопрос о преодолении ? феодального абсолютизма и становления гуманистических ценностей периода а становления прав личности. Главная идея его теории — это рационализация | власти, что и реализовано в поправках к Конституции РФ 1993 г. I Статья 11 Конституции РФ 1993 г. определяет, что государственную власть
| в Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, Фе-! деральное Собрание (Совет Федераций и Государственная Дума, Правительство
§ Российской Федерации, Суды Российской Федерации), т.е. 4 ветви власти. Соф
| гласно поправкам к Конституции РФ за Президентом страны закрепляется право | на основании Конституции РФ ст. 83 п. б1 определять органы государственной
'I власти, деятельность которых осуществляет Президент РФ, он фактически
| контролирует всю исполнительную власть РФ, назначает на должность после | консультаций с Советом Федераций и Государственной Думой и освобождает
^ О О
от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти | (включая федеральных министров, ведающих вопросами обороны, безопасно-§ сти государства внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения § чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, общественной | безопасности [19, с. 20].
| Более того, гл. 6 Конституции дополнена положение в п. 3 о том, что Прави-
тельство РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляется Президентом Российской Федерации. Считаем, что для стабильности и устойчивости конституционного строя страны справедливо было внесено в гл. 4 то, что Президент Российской Федерации 72 (в п. 31) может занимать должность, не только в течение оговоренных в п. 3 более
2 сроков подряд, но и без учета числа сроков, в течение которых он ее занимал. Нам представляется, что это принципиальная поправка, которая не только стабилизирует устойчивость всей политической системы страны, но и гарантирует его (Президента РФ) правовую и эмоциональную (духовно-культурную) связь с российским государством.
Значительно расширены полномочия и функции Федерального Собрания РФ — Государственной Думы и Совета Федерации. Изменена формулировка ст. 95 п. 2 вместо определения «член Совета Федерации» заменено на статус «сенатор Российской Федерации», вместо ч. 2 ст. 95, которая давала Президенту РФ возможность назначать не более 10% представителей Российской Федерации в состав сенаторов, стало внесение изменений о том, что 30 представителей Российской Федерации, из которых 7 могут быть сенаторами пожизненно. Внесены значительные изменения в положение о функциях Государственной Думы РФ и депутатов Государственной Думы РФ: Сенаторы не должны иметь двойного гражданства, конституционно узаконен запрет на открытие счетов в иностранных банках и наличия на них денежных средств. Совету Федераций также предоставлено право после проведения консультаций с Президентом РФ предлагать кандидатуры на должность федеральных министров, включая 5 кандидатур, которые указаны в пункте «д» ст. 83 Конституции РФ. Некоторые предложения внесены в компетенцию Правительства Российской Федерации, касающиеся развития социально ориентированной государственной политики в области культуры и науки, образования, семьи, научно-технического развития страны, социальной защиты инвалидов, институтов гражданского общества, волонтерского движения, развития предпринимательства и т.д. Значительные | дополнения внесены в гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть и прокуратура». и Как известно, эта глава до 5 февраля 2014 г. называлась «Судебная власть» и а предлагала усеченные полномочиям и статус субъектов власти. Сегодня четко о и ясно определена роль судебных органов и прокуратуры, Конституционного к Суда РФ, Верховного Суда РФ, роль Президента РФ от предложении на эти вы- о
с
сокие должности всего корпуса судебной системы и прокуратуры. Сокращен а до 11 человек количественный состав судей Конституционного Суда РФ, про- в
н
фессионалов высокого уровня, которые могли бы оперативно решать вопросы но Конституционного контроля и надзора, окончательного толкования норм Кон- ю
Т5
ституции Российской Федерации. | Вопросы к поправкам гл. 8 Конституции РФ мы осветили ранее. Однако к следует еще раз подчеркнуть, что поправки не ставят под сомнение ст. 12 Кон- а ституции 1993 года о его самостоятельности, но не исключают форм и порядка | особенностей осуществления публичной власти на отдельных территориях. ии Исходя из вышеизложенного, еще раз подчеркнем, что мы не ставили за- № дачи дать анализ всех поправок Конституции РФ 1993 г. — это широкое поле 11 деятельности для многих ученых страны, не только теоретиков права. Главная ) задача и цель Президента РФ, рабочей группы по внесению поправок в Основной 0 Закон страны, ученых, многих россиян сделать Конституцию страны реально действующей, чтобы правоотношения государства и всего общества, гражданина и власти стали не только конституционной нормой, но и реально действующим законом. В конечном итоге, главная задача и цель поправок — это обеспечение устойчивого развития государства и общества, повышение эффективности публичной власти. 73
Библиографический список
1. Эбзеев Б.С. Актуализация конституции России: собирательный образ поправок Президента РФ В.В. Путина и новые смыслы Основного закона // Государство и право. 2020. № 4. С. 8.
2. Угланова ОА. Конституционные основы регулирования субъектного состава Российской Федерации: теория и практика / под ред. В.И. Радченко; ГОУ ВПО «СГАП». Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «СГАП», 2009. С. 120.
3. Авакьян СА. Конституция как символ эпохи // Конституция как символ эпохи: в 2 т. / под ред. С. А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 2004. Т. 1. С. 11-16.
4. Авакьян СА. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 43-54.
5. Кабышев ВТ. 25 лет Конституции Российской Федерации: итоги конституционного диалога // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 2. С. 76-84.
6. Кокотов А.Н. «Конституция России и «болезнь самоотречения» // 25 лет Конституции Российской Федерации: конституционный диалог / под ред. В.Т. Кабышева; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2019. С. 39-46.
7. Мамонов В.В. Конституционное согласие в России // 25 лет Конституции Российской Федерации: конституционный диалог / под ред. В.Т. Кабышева; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2019. С. 47-53.
8. Боброва НА. «Особенности российского конституционализма» // 25 лет Конституции Российской Федерации: конституционный диалог / под ред. В.Т. Кабышева;
8 ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». Саратов: Изд-во
0
? ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2019. С. 75-82. а 9. Акавьян СА. Разделение властей: для каких уровней применять // 25 лет Кон-
^ ституции Российской Федерации: конституционный диалог / под ред. В.Т. Кабышева;
| ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». Саратов: Изд-во
| ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2019. С. 133-155. f 10. Кабышев С.В. Диалог в конституционной системе власти // 25 лет Конституции
>§ Российской Федерации: конституционный диалог / под ред. В.Т. Кабышева; ФГБОУ
S ВО «Саратовская государственная юридическая академия». Саратов: Изд-во ФГБОУ | ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2019. С. 155-167. 2 11. Джагарян А..А.. Местное самоуправление: между конституционным идеалом и
1 реальностью // 25 лет Конституции Российской Федерации: конституционный диа-ï лог / под ред. В.Т. Кабышева; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая I академия». Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая f академия», 2019. С. 167-179.
12. Еремин А.Р. Конституционная регламентация соотношения местного самоуправ-
« ления и публичной власти // 25 лет Конституции Российской Федерации: конститу-S. ционный диалог / под ред. В.Т. Кабышева; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная
I юридическая академия». Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная
ï юридическая академия», 2019. С. 179-192.
Ф
m 13. Липчанская МА. Осуществление муниципальных полномочий органами госу-
дарственной власти: конституционные параметры и современные практика // 25 лет Конституции Российской Федерации: конституционный диалог / под ред. В.Т. Кабышева; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2019. С. 192-207.
14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 5-е изд., 74 перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. 592 с.
15. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов. 2 изд. и доп. М.: Норма-Инфра М, 1999.
16. Велиева Д.С., Воронкова М.Л., Кузнецова О.В. и др. Конституционное право. Саратов, 2017. С. 68.
17. Радченко В.И. Публичная власть и обеспечение государственной целостности Российской Федерации: конституционно-правовые проблемы. Саратов. 2003. 317 с.
18. Крашенниников П.В. // Российская газета. 8 июля.
19. Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации / под ред. Б.С. Эбзеева. Саратов: Изд-во Саратовской государственной академии права, 2000. 184 с.
References
1. Ebzeev B.S. Actualization of the Constitution of Russia: Collective Image of Amendments of the President of the Russian Federation V.V. Putin and New Meanings of the Basic Law // State and law. 2020. No. 4. P. 8.
2. Uglanova O.A. Constitutional Bases of Regulation of the Subject Structure of the Russian Federation: Theory and practice / ed. Saratov: Publishing house of GOU HPE «SGAP», 2009. P. 120.
3. Avakyan S.A. Constitution as a Symbol of the Era // Constitution as a Symbol of the Epoch: in 2 vols. / ed. by S. A. Avakyan. M.: MSU Publishing House, 2004. Vol. 1. P. 11-16.
4. Avakian S.A. Political Relations and Constitutional Regulation in Modern Russia: Problems and Prospects // Journal of Russian law. 2003. No. 11. P. 43-54.
5. Kabyshev V.T. 25 Years of the Constitution of the Russian Federation: Results of the Constitutional Dialogue // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2019. No. 2. P. 76-84.
6. KokotovA.N. «The Constitution of Russia and the Disease of Self-denial» // 25 years of ш the Constitution of the Russian Federation: constitutional dialogue / ed. by V.T. Kabyshev; | Saratov State Law Academy. Saratov: Publishing House of the Saratov State Law Academy, £ 2019. P. 39-46. 0
7. Mamonov V. In Constitutional Consent in Russia // 25 Years of the Constitution of к the Russian Federation: Constitutional Dialogue / ed. by V.T. Kabyshev; Saratov State Law Г Academy. Saratov: Publishing House of the Saratov State Law Academy, 2019. P. 47-53. |
8. BobrovaNA. «Features of Russian constitutionalism» // 25 Years of the Constitution T of the Russian Federation: Constitutional dialogue / ed. By V.T. Kabyshev; Saratov state law H Academy. Saratov: Publishing House of the Saratov State Law Academy, 2019. P. 75-82. й
9. Akavyan SA. Separation of Powers: for which Levels to Apply // 25 Years of the | Constitution of the Russian Federation: Constitutional Dialogue / ed. by V.T. Kabyshev; 4 Saratov State Law Academy. Saratov: Publishing House of the Saratov State Law Academy, 0 2019. P. 133-155. К
10. Kabyshev S.V. Dialog in the Constitutional System of Power // 25 Years of the Ш Constitution of the Russian Federation: Constitutional Dialogue / ed. By V.T. Kabyshev; | Saratov State Law Academy. Saratov: Publishing House of the Saratov State law Academy, № 2019. P. 155-167. |
11. Dzhagaryan A.A. Local Self-government: between the Constitutional Ideal and 3) Reality // 25 Years of the Constitution of the Russian Federation: Constitutional Ddialogue g / ed. by V.T. Kabyshev; Saratov State law Academy. Saratov: Publishing House of the 0 Saratov State law Academy, 2019. P. 167-179.
12. Eremin A.R. Constitutional Regulation of the Ratio of Local Self-government and Public power // 25 Years of the Constitution of the Russian Federation: Constitutional Dialogue / ed. by V.T. Kabyshev; Saratov State Law Academy. Saratov: Publishing House of the Saratov State Law Academy, 2019. P. 179-192.
13. Lipchanskaya M.A. Implementation of Municipal Powers by State Authorities: Constitutional Parameters and Modern Practice // 25 Years of the Constitution of the Russian Federation: Constitutional Dialogue / ed. By V.T. Kabyshev; Saratov State Law Academy. Saratov: Publishing House of the Saratov State Law Academy, 2019. P. 192-207.
14. KozlovaE.I., Kutafin O.E. Constitutional Law of Russia: textbook. 5th ed., reprint. and suppl. M.: Prospect, 2015. 592 p.
15. Baglay M.V. Constitutional Law of the Russian Federation: textbook for law schools and faculties. 2 ed. and suppl. M.: Norma-infra M, 1999.
16. Velieva D.S., Voronkova M.L., Kuznetsova O.V. et al. Constitutional Law. Saratov, 2017. P. 68.
17. Radchenko V.I. Public Power and Ensuring the State integrity of the Russian Federation: Constitutional and Legal Problems. Saratov. 2003. 317 p.
18. Krashenninikov P.V. // Rossiyskaya Gazeta. July 8.
19. Radchenko V.I. The President in the Constitutional System of the Russian Federation / under the editorship of B.S. Ebzeev. Saratov: Publishing house of the Saratov State Academy of Law, 2000. 184 p.