Научная статья на тему 'Основные векторы и проблемы цифровой трансформации органов государственной власти и местного самоуправления в России'

Основные векторы и проблемы цифровой трансформации органов государственной власти и местного самоуправления в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / машиночитаемое право / машинопроектируемое право / органы государственной власти и местного самоуправления / «Умный город» / «Активный гражданин» / национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» / digitalization / machine-readable law / machine-projected law / public authorities and local self-government / “Smart city” / “Active citizen” / national program “Digital Economy of the Russian Federation”

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Привалов Сергей Александрович, Шиндина Анна Владимировна

Введение: статья посвящена анализу существующих направлений цифровой трансформации институциональной, правовой, а также функциональной составляющих механизма публичной власти, а также исследованию основных проблем, сопровождающих данный процесс. Актуальность темы обусловлена перманентным и необратимым процессом цифровизации всех областей общественной жизни, в том числе цифровизации органов государственной власти и местного самоуправления. Цель — исследовать существующие направления цифровизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Методологическая основа: метод материалистической диалектики, а также методы анализа и синтеза. Результаты: изучены как сложившиеся, так и гипотетические векторы цифровизации органов государственной власти и местного самоуправления, нормативная база их регламентирования, а также проблемы их правового регулирования. Выводы: сегодня в Российской Федерации предпринимаются определенные организационные и правовые шаги по широкомасштабному и глубокому внедрению цифровых «инструментов» в деятельность органов государственной власти. Наибольшее внимание уделяется социальным направлениям цифровой трансформации (например, развитие и продвижение концепций «Умный город» и «Активный гражданин»). Рассматриваются и более глобальные вопросы цифровизации права, например развитие концепта машиночитаемого права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Привалов Сергей Александрович, Шиндина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN VECTORS AND PROBLEMS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL SELF-GOVERNMENT IN RUSSIA

Background: the article is devoted to the analysis of the existing directions of digital transformation of institutional, legal, and functional components of the mechanism of public authority, as well as the study of the main problems accompanying this process. The relevance of the topic is due to the permanent and irreversible process of digitalization of all areas of public life, including the digitalization of public authorities and local self-government. Objective — to study of the existing areas of digitalization of the activities of state and local authorities. Methodology: the dialectic method, methods of analysis and synthesis. Results: both established and hypothetical vectors of digitalization of public authorities and local self-government bodies, the normative base of their regulation, as well as the problems of their legal regulation are studied. Conclusions: today in the Russian Federation, certain organizational and legal steps are being taken to introduce digital “tools” into the activities of public authorities on a large scale and in depth. The greatest attention is paid to the social areas of digital transformation (e.g., the development and promotion of the concepts of “Smart City” and “Active Citizen”). Considerable attention is also paid to more global issues of legal regulation of digitalization, such as the development of the concept of machine-readable law.

Текст научной работы на тему «Основные векторы и проблемы цифровой трансформации органов государственной власти и местного самоуправления в России»

DOI 10.24412/2227-7315-2023-5-45-49 УДК 342.55

С. А. Привалов, А. В. Шиндина ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ

И ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ*

Введение: статья посвящена анализу существующих направлений цифровой трансформации институциональной, правовой, а также функциональной составляющих механизма публичной власти, а также исследованию основных проблем, сопровождающих данный процесс. Актуальность темы обусловлена перманентным и необратимым процессом цифровизации всех областей общественной жизни, в том числе цифровизации органов государственной власти и местного самоуправления. Цель — исследовать существующие направления цифровизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Методологическая основа: метод материалистической диалектики, а также методы анализа и синтеза. Результаты: изучены как сложившиеся, так и гипотетические векторы цифровизации органов государственной власти и местного самоуправления, нормативная база их регламентирования, а также проблемы их правового регулирования. Выводы: сегодня в Российской Федерации предпринимаются определенные организационные и правовые шаги по широкомасштабному и глубокому внедрению цифровых «инструментов» в деятельность органов государственной власти. Наибольшее внимание уделяется социальным направлениям цифровой трансформации (например, развитие и продвижение концепций «Умный город» и «Активный гражданин»). Рассматриваются и более глобальные вопросы цифровизации права, например развитие концепта машиночитаемого права.

Ключевые слова: цифровизация, машиночитаемое право, машинопроектируе-мое право, органы государственной власти и местного самоуправления, «Умный город», «Активный гражданин», национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

© Привалов Сергей Александрович, 2023

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права имени профессора И.Е. Фар- а

бера и профессора В.Т. Кабышева (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: priwalov. е [email protected] и

© Шиндина Анна Владимировна, 2023 *

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права имени профессора Ю

И.Е. Фарбера и профессора В.Т. Кабышева (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: 1 [email protected] )

© Privalov Sergey Alexandrovich, 2023 2

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Constitutional Law named after Professor I.E. Farber 33

and Professor V.T. Kabyshev (Saratov State Law Academy); e-mail: [email protected] © Shindina Anna Vladimirovna, 2023

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Constitutional Law named after Professor I. E. Farber and Professor V.T. Kabyshev (Saratov State Law Academy)

* Авторы выражают благодарность Российскому научному фонду за финансовую поддержку научно-исследовательской работы № 23-28-01252 «Трансформация института местного самоуправления в Российской Федерации в условиях развития современных цифровых технологий: правовые аспекты», в рамках которой была подготовлена данная статья. 45

S. A. Privalov, A. V. Shindina

THE MAIN VECTORS AND PROBLEMS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL SELF-GOVERNMENT IN RUSSIA

Background: the article is devoted to the analysis of the existing directions of digital transformation of institutional, legal, and functional components of the mechanism of public authority, as well as the study of the main problems accompanying this process. The relevance of the topic is due to the permanent and irreversible process of digitalization of all areas of public life, including the digitalization of public authorities and local self-government. Objective — to study of the existing areas of digitalization of the activities of state and local authorities. Methodology: the dialectic method, methods of analysis and synthesis. Results: both established and hypothetical vectors of digitalization of public authorities and local self-government bodies, the normative base of their regulation, as well as the problems of their legal regulation are studied. Conclusions: today in the Russian Federation, certain organizational and legal steps are being taken to introduce digital "tools" into the activities of public authorities on a large scale and in depth. The greatest attention is paid to the social areas of digital transformation (e.g., the development and promotion of the concepts of "Smart City" and "Active Citizen"). Considerable attention is also paid to more global issues of legal regulation of digitalization, such as the development of the concept of machine-readable law.

Keywords: digitalization, machine-readable law, machine-projected law, public authorities and local self-government, "Smart city", "Active citizen", national program "Digital Economy of the Russian Federation".

а Перманентное развитие информационных технологий и вовлеченность тех-

£ нологий искусственного интеллекта во все сферы общественной деятельности

становятся неотъемлемой характеристикой современного общества. | Векторные направления трансформации современного общества базируются

1 на основах цифрового развития и массовой интеграции автоматизированных § процессов в любой вид деятельности, в том числе в деятельность органов пу-| бличной власти. Вопрос цифровизации органов власти, а также переориентации Ц государственных услуг с позиции сервисного государства — неизбежные преобразования, о необходимости которых неоднократно говорилось, в том числе | и в конце XX в. [1].

| Безусловно, краеугольным камнем таковой деятельности выступает сохра-

| нение конституционно закрепленного концепта «права человека и гражданина — высшая ценность». Указанное неоднократно подчеркивал в своих трудах § профессор В.Т. Кабышев. Например, Владимир Терентьевич указывал, что права § человека — «это единственная высшая ценность, все остальные общественные

° О О О

I ценности по отношению к ней занимают иной конституционный уровень и не мо-

I

§ гут ей противоречить» [2, с. 240].

т

Одним из вариантов развития правового регулирования на уровне органов государственной власти и органов местного самоуправления для улучшения качества жизни человека и гражданина является разработка концепта машиночитаемого права, а также развитие векторов его практического применения. Председатель Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькин так отметил акту-46 альность рассматриваемого вопроса: «Первое, что необходимо сделать, — это

преодолеть бессистемность в разработке законодательства, несогласованность между различными законодательными актами, нечеткость формулировок норм законодательных актов. Различные законы готовятся различными группами разработчиков, из-за этого часто возникают нестыковки по многим понятиям»1. Так, гипотетическим вариантом решения данной проблемы, может стать такое уникальное направление концепции машиночитаемого права, выделяемое И.В. Понкиным, как машинопроектируемое право [3, с. 75; 4, с. 64].

Как указывает Т. Я. Хабриева, происходящая технологическая революция ставит новые задачи перед правом, «с одной стороны, оно продолжает быть средством и инструментом, обеспечивающим цифровизацию государственного и муниципального управления, правосудия, форм и способов реализации прав и свобод, цифровизацию экономики, других публичных и частных сфер жизнедеятельности; с другой стороны, право и его институты подвергаются циф-ровизации, становятся ее объектом, возникают кросс-отраслевые юридические нормы, а также создаются циклические соединения в праве и циклические правовые массивы» [5, с. 89].

Утвержденная Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности Концепция развития технологий машиночитаемого права2 определяет развитие машиночитаемого права через призму создания онтологий. Мы же считаем, что указанный программный документ стоит усилить в части определения векторных направлений цифровизации права и, как следствие, деятельности государственных и муниципальных органов. Предлагаем рассмотреть следующие базовые направления трансформационной деятельности в области цифровизации права: 1) алгоритмизация юридических процессов и нормотворчества; 2) внедрение в процесс нормотворчества принципов работы посредством использования компьютерного кода; 3) приведение к единообразию всех определений и понятий, используемых в различных нормативных актах; 4) выявление малоэффективных правовых норм и разработка предложений, направленных на их трансформацию; 5) стратегическое планирование нормотворческой работы; 6) увеличение качественных и оперативных показателей нормотворческой работы.

Считаем, что предложенная работа должна в первую очередь проводиться на уровне органов местного самоуправления. Стоит отметить, что интеграция машиночитаемого права в трансформационные процессы цифровой деятельности органов местного самоуправления — средство достижения задач, поставленных программными документами, направленными на устойчивое развитие муниципалитетов.

Проявлением указанного ранее выступает наличие ряда документов стратегического планирования на уровне национальных приоритетов государства, ориентированных на формирование информационного общества и цифровой экономики для органов местного самоуправления. Например, Национальная

1 Зорькин В. Законодательство должно быть открытым // Российская газета. URL: https:// rg.ru/2006/07/07/zorkin.html (дата обращения: 27.06.2023).

2 См.: Концепция развития технологий машиночитаемого права// Министерство экономического развития Российской Федерации: сайт. URL: https://www.economy.gov.ru/material/fil e/792d50ea6a6f3a9c75f95494c253ab99/31_15092021.pdf (дата обращения: 27.06.2023). 47

программа «Цифровая экономика Российской Федерации»1 в своей структуре содержит направление «Цифровое государственное управление», в рамках которого запланирована работа по созданию комплекса системных мер, нацеленных на ускорение цифровой трансформации муниципалитетов по ключевым направлениям, в том числе в сфере предоставления муниципальных услуг, развития информационной инфраструктуры в муниципальных учреждениях, внедрения цифровых платформ инвентаризации, учета и контроля энергоресурсов и имущественных комплексов муниципалитетов. Дополнительно приказом Минстроя России от 25 декабря 2020 г. № 866/пр утверждена концепция проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город»2.

Одним из качественных показателей реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»3 является «обеспечение удовлетворенности граждан качеством предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде». Стоит отметить, что распоряжением Правительства РФ от 1 октября 2021 г. № 2765-р утвержден Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года4, в которых качественным показателем реализации данного критерия выступают «увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов». Ввиду указанного необходимо подчеркнуть, что проведение рассматриваемых процессов во многом зависит от реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы5, положения которой направлены на подключение к Интернету, в том числе и граждан, не имеющих возможности подключения к Сети. Как видно из срока реализации Стратегии, в настоящее время этот вопрос не решен. Примечательно, что, по данным Росстата, домашнего доступа к Интернету нет у 28,6 % российских домохозяйств, при этом большинство из них не могут его установить из-за отсутствия средств или по другим причинам. Кроме того, 38,3 % семей в России живут без стационарного или портативного компьютера. Мобильного телефона нет у 1,4 % домохозяйств6. Указанная статистика ставит под вопрос цифровую зрелость современного российского общества и позволяет говорить о том, что задел и, следовательно, дальнейшая перспектива есть у предполагаемых трансформационных процессов органов местного самоуправления.

Резюмируя, выделим основные выводы:

происходящие трансформационные процессы цифровизации права и органов государственной власти и местного самоуправления не футуристическая концепция, а сформированная целостная государственная политика;

5 1 См.: Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://

° digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 07.06.2023).

§ 2 См.: Приказ Минстроя России от 25 декабря 2020 г. № 866/пр «Об утверждении Концепции

" проекта цифровизации городского хозяйства "Умный город"». URL: https://minstroyrf.gov.ru/

1 docs/81884/(дата обращения: 07.06.2023).

S 3 См.: Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://

digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 07.06.2023).

4 См.: Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. URL: https:// https://www.economy. gov.ru/search =1&s (дата обращения: 10.06.2023).

5 См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». URL: http://pravo. gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102431687 (дата обращения: 12.06.2023).

6 См.: Росстат: почти треть домохозяйств не имеет доступа к интернету. URL: https://www. 48 kommersant.ru/doc/4900915 (дата обращения: 10.05.2023).

заложенные векторные ориентиры развития инновационных подходов государственных органов и местного самоуправления стоит реализовывать на местном уровне, так как есть позитивная практика работы цифровых проектов «Умный город» и «Активный гражданин»;

технологии машиночитаемого права могут позволить ускорить процесс интеграции государственных приоритетов и обеспечить их качественное правовое сопровождение.

Библиографический список

1. Drucker Peter F. The Practice of Management. Harper Collins, 2010. 416 p.

2. Кабышев B.T. Защита прав человека и гражданина — критерий эффективности публичной власти // В.Т. Кабышев. С Конституцией по жизни: избр. науч. тр. М.: Формула права, 2013. 320 с.

3. Панкин И.В. Концепт машиночитаемого и машиноисполняемого права: актуальность, назначение, место в РегТехе, содержание, онтология и перспективы // International Journal of Open Information Technologies. 2020. Т. 8, № 9. С. 59-69.

4. Вашкевич A.M. Автоматизация права: право как электричество. М.: Симплоер, 2019. 256 с.

5. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 85-102.

References

1. Drucker Peter F. The Practice of Management. Harper Collins, 2010. 416 p.

2. Kabyshev V.T. Protection of Human and Civil Rights — the Criterion of Public Authority Efficiency // V.T. Kabyshev. With the Constitution in Life: selected scientific works. M.: Formula of Law, 2013. 320 с. !

н

3. Ponkin I.V. Concept of Machine-Readable and Machine-Executable Law: Relevance, 1 Purpose, Place in RegTech, Content, Ontology and Prospects // International Journal а of Open Information Technologies. 2020. Vol. 8, no. 9. Р. 59-69. I

4. Vashkevich A.M. Automation of Law: Law as Electricity. M.: Simpler, 2019. 256 p. |

5. Khabrieva T.Y., Chernogor N.N. The Right in Conditions of Digital Reality // Journal ° of Russian Law. 2018. No. 1. Р. 85-102. P

"О !

5 д

а

д

ю 1

5 )

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.