Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КРЕАТИВНОСТИ: ОПЫТ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ'

ПУБЛИЧНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КРЕАТИВНОСТИ: ОПЫТ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативность / речевая креативность / будущий учитель / дебаты / публичная дискуссия / публичное выступление / педагогика / профессиональные реалии / речевая компетентность / коммуникативная культура / creativity / speech creativity / future teacher / debates / public discussion / public speaking / pedagogy / professional realities / speech competence / communicative culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жирнова Александра Ильинична

Современное образование XXI века обусловлено тенденцией универсальности: педагогическое сообщество готовится к реалиям, где базовое умение будущего учителя – «видеть общую картину». Однако, доминирование задач репродуктивного характера подавляет личностно-профессиональную инициативу педагога. Результатом становится потеря способности творчески и самостоятельно выражать профессиональную позицию, что приводит к отсутствию креативности в решении сложных педагогических ситуаций. Важно помнить, что речь будущего учителя – это не только основной инструмент образовательной деятельности, но и образец для усвоения и подражания его учениками. Развитие речевой креативности будущего учителя посредством дискуссии позволяет нивелировать выявленные недостатки. Под речевой креативностью будущего учителя я понимаю умение вести диалог с аудиторией (коллеги, обучающиеся, родители, администрация), владение интонацией и тембром голоса (как факторы влияния на заинтересованность), способность говорить спонтанно слаженно и четко. Добиться таких навыков будущему учителю позволяет публичная дискуссия – как площадка для тренировки своих коммуникативных компетенций. К преимуществам публичной дискуссии следует отнести такие пункты как возможность подготовиться заранее, выработать стратегию выступления, одновременно с подготовкой к спонтанной речи – ответы на вопросы из зала, обсуждение с коллегами, получение обратной связи. Таким образом, центральная задача публичной дискуссии как средства развития речевой креативности – практическая тренировка навыков, саморазвитие и активное участие в научной сфере высшего образования. Изменение социокультурной ситуации, учет контекста межкультурной коммуникации, современные образовательные тенденции изменения высшей школы обличают проблему профессиональной подготовки будущего учителя. Развитие речевой креативности будущего учителя посредством публичной дискуссии позволяет выпустить готового и современного специалиста, способного решать образовательные вызовы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC DISCUSSION AS A MEANS OF DEVELOPING SPEECH CREATIVITY: THE EXPERIENCE OF A YOUNG TEACHER

Modern education in the 21st century is shaped by the trend of universality. The pedagogical community is preparing for the realities where a fundamental skill of future teachers is the ability to «see the big picture.» However, the dominance of reproductive tasks suppresses the personal and professional initiative of educators. This results in a loss of the ability to express professional positions creatively and independently, leading to a lack of creativity in solving complex pedagogical situations. It is important to remember that the speech of a future teacher is not only the primary tool in educational activities but also an example for students to learn and emulate. The development of the future teacher’s speech creativity through discussion helps mitigate the identified shortcomings. Speech creativity in this context encompasses the ability to engage in dialogue with various audiences (colleagues, students, parents, administration), mastery of intonation and voice tone (as factors influencing engagement), and the ability to speak spontaneously, coherently, and clearly. Achieving these skills for future teachers is facilitated by public discussion as a platform for practicing their communicative competencies. Public discussions offer advantages such as the opportunity to prepare in advance, develop a presentation strategy, and simultaneously prepare spontaneous responses to audience questions, engage in discussions with colleagues, and receive feedback. Thus, the central purpose of public discussion as a means of developing speech creativity is practical training, self-development, and active participation in the academic sphere of higher education. Changes in sociocultural situations, consideration of intercultural communication contexts, and modern educational trends in higher education highlight the challenge of preparing future teachers professionally. Developing the speech creativity of future teachers through public discussion enables the production of prepared and contemporary specialists capable of addressing educational challenges.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КРЕАТИВНОСТИ: ОПЫТ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ»

DOI: 10.25198/1814-64517-240-39 УДК 378

Жирнова А.И.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия E-mail: kobylyanskaya95@bk.ru

ПУБЛИЧНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КРЕАТИВНОСТИ: ОПЫТ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

Современное образование XXI века обусловлено тенденцией универсальности: педагогическое сообщество готовится к реалиям, где базовое умение будущего учителя - «видеть общую картину». Однако, доминирование задач репродуктивного характера подавляет личностно-профессиональную инициативу педагога. Результатом становится потеря способности творчески и самостоятельно выражать профессиональную позицию, что приводит к отсутствию креативности в решении сложных педагогических ситуаций. Важно помнить, что речь будущего учителя - это не только основной инструмент образовательной деятельности, но и образец для усвоения и подражания его учениками. Развитие речевой креативности будущего учителя посредством дискуссии позволяет нивелировать выявленные недостатки. Под речевой креативностью будущего учителя я понимаю умение вести диалог с аудиторией (коллеги, обучающиеся, родители, администрация), владение интонацией и тембром голоса (как факторы влияния на заинтересованность), способность говорить спонтанно слаженно и четко. Добиться таких навыков будущему учителю позволяет публичная дискуссия - как площадка для тренировки своих коммуникативных компетенций. К преимуществам публичной дискуссии следует отнести такие пункты как возможность подготовиться заранее, выработать стратегию выступления, одновременно с подготовкой к спонтанной речи - ответы на вопросы из зала, обсуждение с коллегами, получение обратной связи. Таким образом, центральная задача публичной дискуссии как средства развития речевой креативности - практическая тренировка навыков, саморазвитие и активное участие в научной сфере высшего образования. Изменение социокультурной ситуации, учет контекста межкультурной коммуникации, современные образовательные тенденции изменения высшей школы обличают проблему профессиональной подготовки будущего учителя. Развитие речевой креативности будущего учителя посредством публичной дискуссии позволяет выпустить готового и современного специалиста, способного решать образовательные вызовы.

Ключевые слова: креативность, речевая креативность, будущий учитель, дебаты, публичная дискуссия, публичное выступление, педагогика, профессиональные реалии, речевая компетентность, коммуникативная культура.

Zhirnova A.I.

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: kobylyanskaya95@.ru

PUBLIC DISCUSSION AS A MEANS OF DEVELOPING SPEECH CREATIVITY: THE

EXPERIENCE OF A YOUNG TEACHER

Modern education in the 21st century is shaped by the trend of universality. The pedagogical community is preparing for the realities where a fundamental skill of future teachers is the ability to «see the big picture.» However, the dominance of reproductive tasks suppresses the personal and professional initiative of educators. This results in a loss of the ability to express professional positions creatively and independently, leading to a lack of creativity in solving complex pedagogical situations. It is important to remember that the speech of a future teacher is not only the primary tool in educational activities but also an example for students to learn and emulate.

The development of the future teacher's speech creativity through discussion helps mitigate the identified shortcomings. Speech creativity in this context encompasses the ability to engage in dialogue with various audiences (colleagues, students, parents, administration), mastery of intonation and voice tone (as factors influencing engagement), and the ability to speak spontaneously, coherently, and clearly. Achieving these skills for future teachers is facilitated by public discussion as a platform for practicing their communicative competencies.

Public discussions offer advantages such as the opportunity to prepare in advance, develop a presentation strategy, and simultaneously prepare spontaneous responses to audience questions, engage in discussions with colleagues, and receive feedback. Thus, the central purpose of public discussion as a means of developing speech creativity is practical training, self-development, and active participation in the academic sphere of higher education.

Changes in sociocultural situations, consideration of intercultural communication contexts, and modern educational trends in higher education highlight the challenge of preparing future teachers professionally. Developing the speech creativity of future teachers through public discussion enables the production of prepared and contemporary specialists capable of addressing educational challenges.

Key words: creativity, speech creativity, future teacher, debates, public discussion, public speaking, pedagogy, professional realities, speech competence, communicative culture.

Образование в современном мире занимает лидирующую позицию в сфере духовного и культурного развития нашего государства. Ключевая роль в воспитании новых поколений принадлежит учителю, именно через его деятельность реализуется государственная политика, направленная на укрепление культурного, духовного и интеллектуального потенциала нации, сохранение и приумножение культурного наследия.

Профессиональная деятельность современного педагога в условиях глобализации и непрерывной модернизации отечественного образования усложняется и пополняется новым содержанием. Требование постоянного личностного и профессионального роста всегда является высоко актуальным для профессии педагога, что связано с донесением до широких масс общественности новейших достижений в культуре, науке и технике, высоких норм и идеалов с целью обеспечения прогрессивного развития. Для этого современный учитель должен сам достичь высокого уровня, что становится возможным только благодаря постоянному саморазвитию. Программы принципиального обновления системы образования учитывают непрерывность педагогического образования или образования на протяжении жизни, что подразумевает способность современного учителя развиваться с учетом требований профессии и общества. Становится актуальным исследование механизмов профессионального развития учителя с целью его быстрой адаптации, гибкости в условиях современного образования. Одним из важнейших аспектов выделенного механизма является способность будущего учителя вести грамотную публичную дискуссию, владение на высоком уровне речевой креативностью.

Отечественный и зарубежный опыт вовлечения будущего учителя в опыт публичной дискуссии с целью решения актуальных задач педагогического образования во всем мире характеризуется положительно. Мы правомерны считать, что национальные системы педагогического образования мирового сообщества имеют сходные проблемы, что служит основанием для обращения к анализу существующего международного опыта использования публичной дискуссии в системе высшей школы.

Отмечается положительная тенденция интеграции отечественного и зарубежного опыта

в современном педагогическом образовании. Однако, возможности публичной дискуссии в развитии речевой креативности будущего педагога недостаточно исследованы. В данной статье мы предполагаем уточнить содержание понятий «речевая креативность», «публичная дискуссия», на основании проведенного эксперимента определить причины недостаточного уровня развития речевой креативности молодых учителей, дать практические советы по устранению выявленной проблемы.

Проблема развития речевой креативности личности будущего учителя является междисциплинарной:

- исследовано понятие креативности в отечественных: как творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания (Ю.И. Салов); достижение чего-либо значимого и нового (Д. Фельдман); значимое условие педагогической деятельности, объективная профессиональная необходимость учительского труда (В.Г. Рындак); и зарубежных исследованиях: как способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм); как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знании, дисгармонии (Е.П. Торренс);

- раскрыта сущность речевой креативности: как креативность мышления, отображаемая в речи (Л.В. Разумова); как способность человека легко и свободно аргументировать, влиять на людей и вести их за собой (Е. Тара-рина); как способность личности к творческому мышлению, проявляющаяся в создании нового оригинального речевого (словесного) продукта в любой его вербальной форме (И.А. Славкина, Л. С. Шмульская); как способность свободно импровизировать в любой ситуации, с аудиторией любого возраста и статуса (С. Кузикова);

- рассмотренное публичное выступление: как последовательная серия высказываний участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения (И.Г. Морозова); как дискуссия с

собеседником, которая подразумевает задачу произвести нужное впечатление на публику, в чем-то ее убедить (Е.И. Цветкова); как мероприятие, в ходе которого происходит обмен мнениями по какому-либо вопросу, обсуждение проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений в соответствии с определенными правилами (Центр гражданского анализа и независимых исследований (ГРАНИ), г. Пермь); последовательные выступления участников относительно спорного общественно значимого вопроса или проблемы (Д. Петров);

- определена публичная дискуссия в работах отечественных: как наиболее продуктивная форма спора, обмен мнениями, направленный на поиск истины или компромиссного решения (Д. Петров), как открытое обсуждение проблемы (И. Ашманов), как способ ненасильственного достижения согласия: коммуникативного или аккламационного (М. Велижев); и зарубежных: как коммуникация с целью передачи информации и влияния на получателя (J. Habermas); как эффективное раскрытие риторических приемов с целью убеждения (P. Schmid) исследованиях.

Цель исследования - трансформировать отечественный и зарубежный опыт использования публичной дискуссии в профессиональное образование с целью развития речевой креативности будущего учителя и повышения уровня профессиональных навыков.

Согласно исследованиям китайских коллег, креативное, творческое воспитание не нуждается в специализированных курсах и формах, но должно опираться на реформу существующего образовательного мышления, образовательного содержания и методов обучения для достижения, особенно с учетом:

- стиля ведения урока, типа открытия и творчества;

- конвергентного мышления и эффекта дивергентного мышления;

- взаимосвязи между творческим обучением и закономерностью физического и умственного развития обучающихся;

- роли предметного обучения, методов обучения и внеклассной деятельности [7].

При этом основное место в креативной образовательной деятельности занимает речевое воспитание будущего педагога как неотъемле-

мый элемент профессиональной деятельности. Повышает потребность в речевой креативности будущего учителя и особенность обучаемого поколения - клиповое мышление, перенасыщение доступной информацией.

Теоретический анализ и анализ опыта автора статьи позволяют отметить, что под речевой креативностью будущего учителя понимается как устойчивая характеристика его творческой способности преодолевать образные и словесные стереотипы в речемыслительной деятельности, обеспечивающей появление оригинальных идей, нестандартное разрешение проблемных педагогических ситуаций.

К речевой креативности можно отнести не только различные формы языковой игры, метафоры, транспозиции, гибридизации и аппроксимации [2], но и умение вести диалог с аудиторией, владение интонацией и тембром голоса, способность говорить спонтанно слаженно и четко. В развитии речетворческой деятельности исследователи выделяют три уровня:

- репродуктивный уровень проходит без участия речевого творчества; предполагает действие по образцу, отсутствие которого затрудняет выполнение задания, отсутствует мотивация к выполнению каких-либо творческих речевых заданий и/или участию в коллективной творческой деятельности;

- на репродуктивно-продуктивном уровне некоторые элементы творчества, которые все еще основаны на подражании с опорой на образец начинают появляться. Проявляется большая самостоятельность высказывания; однако не всегда удается успешно выполнять поставленную задачу, и обучающемуся часто требуется помощь;

- продуктивный уровень развития можно охарактеризовать мотивацией к речетворческой самореализации. Результатом речетворческой деятельности на этом этапе является построенное по замыслу высказывание, отличающееся своеобразием и своеобразием [1].

Отметим роль публичной дискуссии в развитии речевой креативности будущего учителя. Публичная дискуссия - это последовательная серия высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, обеспечивающая необходимую связность обсуждения [5]. Тема публичной дискуссии известна участникам и

слушателям заранее, что позволяет осуществить должную подготовку как к тексту выступления и его стратегии, так и продумать возможные вопросы, сформулировать предполагаемые ответы.

Основной задачей публичной дискуссии мы правомерны считать выявление многообразия точек зрения по поставленной проблеме, сбор аргументации, убеждения в приоритетной точке зрения и приведения сторон к обоюдно удовлетворяющему согласию. Особо отметим характеристики, которые отличают публичную дискуссию от других видов спора: публичность и аргументированность, что способствует реализации эффективной стратегии убеждения благодаря принятию чужой точки зрения через призму собственной.

Принципиальный локус публичной дискуссии - ориентация на аудиторию [4]. Ауди -тория будущего учителя - его профессиональное окружение. Молодому специалисту важно обладать умением искренне, убедительно, доказательно и заинтересовано общаться с обучающимися, коллегами, родителями, выступать на педсоветах, совещаниях, конференциях, что является вариациями формы публичной дискуссии.

Результаты исследования

Для изучения результатов эксперимента, проведенного в рамках XIII городского конкурса профессионального мастерства молодых педагогов «Педагогический дебют - 2023» (г. Оренбург), этап «Публичные выступления», мы использовали комплекс методов (беседа, наблюдение, анализ опыта, статистические методы).

В ходе наблюдения выявлено, что проблема участия будущего учителя в публичной дискуссии и развитие у него речевой креативности является актуальной и востребованной, однако осложняется отсутствием полноценно сформированной методической базы и узконаправленных занятий. Отметим, что в ожидании своего выступления молодые специалисты испытывали сильных страх, выраженный в невербальной форме (жесты, мимика). Уровень уверенности в защите собственной позиции находился в прямо пропорциональной зависимости от уровня речевой креативности, так как публичное выступление было усложнено и последующей

дискуссией с профессионалами в области образования, ведущими педагогами города. Следует обозначить и тот факт, что конкурсанты продемонстрировали низкую культуру публичной дискуссии - как вербально, так и невербально.

Нами были отобраны несколько выступлений, опыт которых, на наш взгляд, ложится в основу проблемы развития речевой креативности будущего учителя посредством публичной дискуссии. Остановимся на их подробном рассмотрении. Для оценки мы опирались на такие критерии как:

- оригинальность языкового оформления высказывания;

- интонационная презентативность;

- этикетная когерентность;

- стилистическая адекватность.

Учитывалось соблюдение регламента выступления, приверженность собственному мнению, частота опоры на письменные источники.

Выступление 1. Участник читает с листа, дублирует текст с презентации в выступлении, что снижает уровень убедительности - интонационная репрезентативность на недопустимом уровне, голос участника «уходит вниз», становится монотонным и однообразным в связи с монотонным чтением и направлением артикуляционного аппарата. Логические паузы отсутствуют. Темпе речи скорый, эмоционально не окрашен. Оригинальность языкового высказывания на недопустимом уровне, так как участник допускает ошибки при чтении с листа, имеет несвязные логические предложения, написанные на этапе подготовки. Этикетная когерентность охарактеризована также недопустимым уровнем, участник не соблюдает тайминг выступления, не использует вежливые речевые обороты во время обсуждения темы, не соблюдает правил проведения публичной дискуссии. Стилистическая адекватность на оптимальном уровне, отмечается наличие профессиональной лексики и уместное ее использование.

Выступление 2. Участник имеет физиологический дефект речи - заикание, однако отмечается, что при свободной речи, без опоры на письменные источники заикание практически нивелируется - интонационная репрезентативность на допустимом уровне, интонационный рисунок гомогенный, без ярко выраженной эмоциональной окраски. Оригинальность язы-

кового высказывания на допустимом уровне, участник говорит связно, согласованно. Этикетная когерентность охарактеризована также на оптимальном уровне, участник соблюдает тайминг выступления (нарушен незначительно), часто использует вежливые речевые обороты во время обсуждения темы, обращается к аудитории, взаимодействует с составом конкурсного жюри, соблюдая базовые правила проведения публичной дискуссии. Стилистическая адекватность на оптимальном уровне, отмечается наличие профессиональной лексики и уместное ее использование.

Выступление 3. Участник использует опору на письменный текст в качестве «подглядывания» последовательности частей выступления. Интонационная репрезентативность на высоком уровне, интонационный рисунок неоднородный, с ярко выраженной эмоциональной окраской. Оригинальность языкового высказывания на допустимом уровне, участник говорит связно, согласованно, с небольшими ошибками. Этикетная когерентность охарактеризована также на допустимом уровне, участник соблюдает тайминг выступления, частично использует вежливые речевые обороты во время обсуждения темы, соблюдая некоторые правила проведения публичной дискуссии. Стилистическая адекватность на низком уровне, отмечается обилие слов паразитов даже при наличии профессиональной лексики и уместном ее использовании.

Выступление 4. Участник не использует опору на письменный текст, говорит свободно, устанавливает зрительный контакт с аудиторией. Интонационная репрезентативность на высоком уровне, интонационный рисунок неоднородный, с ярко выраженной эмоциональной окраской, соответствует профессиональной деятельности (превалирует интонационное доминирование, повышенные тона, строгость в голосе). Оригинальность языкового высказывания на оптимальном уровне, участник говорит связно, согласованно, с небольшими ошибками. Этикетная когерентность охарактеризована на оптимальном уровне, участник соблюдает тайминг выступления, частично использует вежливые речевые обороты во время обсуждения темы, соблюдая некоторые правила проведения публичной дискуссии. Стилистическая адекват-

ность на оптимальном уровне, отмечается наличие профессиональной лексики и уместное ее использование.

Выступление 5. Участник не использует опору на письменный текст, но при этом не устанавливает зрительный контакт с аудиторией, чувствует себя неуверенно, выражая это невербально в мимике и движениях. Интонационная репрезентативность на недопустимом уровне, интонационный рисунок неоднородный, но сбивчивый, отмечаются эпизоды резкого подъема голоса и падения до шепота, связанные с волнением («дрожащий» голос). Оригинальность языкового высказывания на недопустимом уровне, участник говорит несвязно, несогласованно, с грубыми лексическими и синтаксическими ошибками. Этикетная ко -герентность охарактеризована недопустимым уровнем, участник не соблюдает тайминг выступления, не использует вежливые речевые обороты во время обсуждения темы, не соблюдая некоторые правила проведения публичной дискуссии. Стилистическая адекватность на недопустимом уровне, профессиональная лексика отсутствует.

Выступление 6. Участник не использует опору на письменный текст, но устанавливает зрительный контакт с аудиторией, чувствует себя уверенно, выражая это невербально в мимике и движениях, активно жестикулирует, привлекая внимание. Интонационная репрезентативность на высоком уровне, интонационный рисунок неоднородный, голос поставлен, участник хорошо владеет интонационными приемами акцентирования. Оригинальность языкового высказывания на допустимом уровне, участник говорит преимущественно шаблонными фразами. Этикетная когерентность охарактеризована допустимым уровнем, участник не соблюдает тайминг выступления, не использует вежливые речевые обороты во время обсуждения темы, при этом соблюдая некоторые правила проведения публичной дискуссии. Стилистическая адекватность на высоком уровне, профессиональная лексика присутствует в необходимом количестве.

Выступление 7. Участник использует опору на письменный текст, запинается, производит ощущения отсутствия осмысленности и понимания озвучиваемого текста. Интонаци-

онная репрезентативность на недопустимом уровне, интонационный рисунок сбивчивый. Оригинальность языкового высказывания на допустимом уровне, участник говорит преимущественно шаблонными фразами. Этикетная когерентность охарактеризована допустимым уровнем, участник не соблюдает тайминг выступления, не использует вежливые речевые обороты во время обсуждения темы, при этом соблюдая некоторые правила проведения публичной дискуссии. Стилистическая адекватность на допустимом уровне, профессиональная лексика присутствует в малом количестве.

Анализ отобранных выступлений согласно разработанной системы критериальных показателей позволяет отметить, что ни один из участников не показал высокого уровня речевой креативности. Негативные характеристики превалируют. Молодые учителя не только не умеют вести монолог, но и допускают ошибки в дискуссионной, монологической и полилогической речи. Отмечается страх, неуверенность, непонимание и неосознанность в производимых действиях.

Теоретический анализ и анализ опыта автора статьи позволяет выделить практические советы для подготовки и проведения публичных дискуссий для будущих учителей (подготовка к публичной дискуссии, начало дискуссии, ведение дискуссии, поощрение участников дискуссии). Обратимся к подробной характеристике.

1) Подготовка к публичной дискуссии.

Ведение дискуссии должно быть заранее спланировано. Несмотря на то, что идеальная дискуссия спонтанна и непредсказуема, у будущего учителя должна быть четкая цель/задача для обсуждения, план подготовки себя и обучающихся, и общее представление о форме ведения обсуждения (например, с помощью заданий, видео, вопросов и т. д.).

Помогите обучающимся подготовиться к обсуждению. Вы можете раздать список вопросов для каждого обсуждения, попросить обучающихся внести свои вопросы, предложить ключевые концепции или темы, на которых они должны сосредоточиться, или попросить их собрать доказательства, которые проясняют или опровергают определенную концепцию или проблему. Обсуждения будут более удовлетворительными для всех участников, если они будут подготовлены.

Установите основные правила участия в обсуждении. Чтобы обсуждение было эффективным, обучающиеся должны понимать ценность активного слушания своих сверстников, терпимости к противоположным точкам зрения и непредубежденности. Им также необходимо осознавать важность сохранения концентрации и ясного самовыражения. Вы можете провести первое занятие изучая характеристики эффективных и неэффективных дискуссий.

Изучите этикет дискуссии. Попросите обучающихся назвать свое имя, прежде чем они начнут говорить и используйте их имя, отвечая на их вопрос или точку зрения. Сведите фоновый шум к минимуму.

2) Начало дискуссии.

Обратитесь к вопросам, которые вы раздали. Начните обсуждение, задав один из заданных вами учебных вопросов или спросив членов дискуссионной группы, какие из вопросов они считают наиболее сложными.

Составьте список ключевых моментов. Определите и перечислите важные моменты из прочитанного и используйте их в качестве отправной точки для обсуждения.

Используйте партнерскую активность. Попросите обучающихся прийти на обсуждение с 3 или 4 подготовленными вопросами. Начните обсуждение, попросив участников разбиться на пары и поочередно задавать вопросы и отвечать на них.

Используйте мозговой штурм. Попросите обучающихся поделиться идеями, связанными с темой обсуждения и запишите все идеи на доске. По истечении установленного периода критически оцените все идеи или классифицируйте темы.

Задайте вступительный вопрос и дайте обучающимся несколько минут, чтобы записать ответ. Процесс записи ответов позволит обучающимся генерировать новые идеи, а также вопросы. После того, как они закончат писать, попросите слушателей/зрителей поделиться и своими идеями. Это упражнение также дает более спокойным обучающимся возможность подготовить ответы, которыми они могут поделиться с дискуссионной группой.

Разделите обучающихся на небольшие группы, чтобы обсудить конкретный вопрос или проблему. Обязательно задайте четкие во-

просы и рекомендации и дайте группам время для выполнения упражнения. Также попросите их выбрать записывающего и/или репортера, который будет отчитываться перед всей дискуссионной группой.

Поставьте спорный вопрос и организуйте неформальную дискуссию. Сгруппируйте обучающихся в соответствии с их аргументами «за» или «против» и попросите группы сформулировать 2-3 аргумента или примера в поддержку своей позиции. Напишите утверждения каждой группы на доске и используйте их в качестве отправной точки для обсуждения.

3) Ведение дискуссии.

Составьте четкую повестку дня для обсуждения и запишите вопросы/проблемы на доске, чтобы проинформировать и напомнить всем о направлении обсуждения. Краткие промежуточные итоги также полезны, если они не мешают ходу обсуждения. Если обсуждение сбивается с курса, остановитесь и вернитесь к ключевым вопросам. Повторите ключевую мысль всех комментариев или вопросов для остальной части класса.

Обязательно запишите ключевые моменты, возникшие в ходе обсуждения, и используйте их для подведения итогов сессии. Вы также можете каждую неделю назначать другому члену дискуссионной группы конкретную роль в записи и подведении итогов обсуждения.

Будьте внимательны к признакам того, что обсуждение ухудшается. Признаки того, что обсуждение ломается, включают: подгруппы, участвующие в частных беседах, участники, не слушающие друг друга и пытающиеся навязать свои идеи, чрезмерные «придирки» и отсутствие участия. Изменение темпа путем введения нового задания или вопроса может дать толчок обсуждению.

Не допускайте, чтобы обсуждение переросло в жаркий спор. Напомните обучающимся об основных правилах обсуждения: они должны практиковать активное слушание, оставаться непредубежденными и сосредотачиваться на идеях и содержании, а не на людях и личных проблемах. Разбавьте аргументы спокойным замечанием и верните дискуссию в нужное русло.

Завершите дискуссию. Объявите, что обсуждение подходит к концу, и спросите у дис-кусионной группы, есть ли какие-либо заключи-

тельные комментарии или вопросы, прежде чем собирать идеи воедино. Ваши заключительные замечания должны показать обучающимся ход обсуждения, выделить 2-3 ключевых момента и связать идеи с общей темой обсуждения. Завершение обсуждения имеет решающее значение для того, чтобы члены дискуссионной группы ушли с чувством удовлетворения от того, что они чего-то достигли.

4) Поощрение участия в дискуссии.

Создайте инклюзивную среду для обсуждения. Обучающиеся с большей вероятностью будут участвовать в обсуждении, если они будут чувствовать себя в безопасной и комфортной обстановке. Позвольте обучающимся задавать вопросы или делиться идеями в классе анонимно или без «высказывания» - распространяйте карточки для заметок, чтобы учащиеся могли писать вопросы или комментарии или отвечать на ваши вопросы. Онлайн-инструменты, такие как Question Cookie и Tricider, могут помочь обучающимся в режиме онлайн задавать вопросы или делиться комментариями.

Дайте обучающимся возможность подумать и обсудить контент с минимальными ставками - реализуйте подход «терпимости к ошибкам». Обучающимся иногда приходится ошибаться, рисковать или пробовать разные идеи, чтобы учиться, и необходимо донести до них эту мысль.

Организуйте небольшие обсуждения между обучающимися, прежде чем попросить их поделиться со всем классом. Многим участникам нужно некоторое время и пространство, чтобы сначала опробовать идеи друг с другом.

Организуйте небольшие действия до начала обсуждения и вопросов, чтобы у обучающихся было время и пространство для составления своих мыслей. Например, чтобы помочь им подготовиться к обсуждению, дайте им возможность в течение нескольких минут спокойно писать или решать поставленные проблемы.

Используйте онлайн-ресурсы и системы управления контентом для расширения дискуссий в классе. Не у всех студентов будет возможность внести свой вклад в большую лекцию, поэтому используйте дополнительные способы параллельного участия.

Положительно поощряйте вклад обучающихся. Вы можете подчеркнуть ценность отве-

тов обучающихся, перефразируя их комментарии, записывая их идеи на доске и/или проводя связи между их комментариями и обсуждением в целом. Поддерживайте зрительный контакт и используйте невербальные жесты, такие как улыбка и кивание головой, чтобы показать свое внимание и интерес к ответам.

Ограничьте собственное участие. Не поддавайтесь искушению говорить слишком много и/или отвечать на замечания каждого участника дискуссии. После того, как вы зададите ученикам вопрос, сосчитайте в уме как минимум до пяти, прежде чем ответить на него самостоятельно. Когда вы задаете обучающимся вопрос, если вы действительно хотите, чтобы они подумали и смогли дать ответ, будьте готовы подождать его. Постарайтесь поощрять обучающихся развивать свои собственные идеи и реагировать друг на друга (то есть на взаимодействие со сверстниками).

Сбалансируйте голоса обучающихся во время обсуждения. Выделим некоторые стратегии работы с членами проблемной группы, которые могут повлиять на уровень участия:

- Препятствуйте обучающимся, которые монополизируют дискуссию, внедряя структурированную деятельность, требующую участия каждого члена дискуссионной группы, избегая зрительного контакта с ним/ней, назначая доминирующему обучающемуся определенную роль, которая ограничивает участие (например, запись обсуждения), или вводя ограничения по времени.

- Вовлекайте тихих обучающихся в обсуждение, задавая общие вопросы, не требующие подробного или правильного ответа, поручайте небольшую конкретную задачу (например, получить информацию для следующего урока).

Выводы

В завершение уточним, что при формировании речевой креативности средствами публичной дискуссии, как уже было упомянуто ранее, значимым является этикет и культура публичных выступлений. «Многие важные понятия, такие как «язык тела» при публичном выступлении, общепринятые протоколы выступления (приветствия, вводные фразы) упоминаются редко, что замедляет опыт овладения речевой креативностью» [3].

Изменение социокультурной ситуации, учет контекста межкультурной коммуникации, современные образовательные тенденции изменения высшей школы обличают проблему подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности, креативному и быстрому решению профессиональных задач.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные в результате эксперимента выводы имеют практическую значимость, выраженную в необходимости развития речевой креативности у будущих учителей в современном поликультурном образовательном пространстве. Важно принимать во внимание высокий темп обновления педагогических технологий, уделять внимание междисциплинарности и гу-манистичности креативного образования. Высокий уровень креативности будущего учителя позволяет обществу получить «качественное преобразование его личностных, предметных и метапредметных результатов, расширения возможностей для самопрезентации публичных дискуссий» [3]. В связи с этим, на наш взгляд, возникает необходимость разработки теоретико-методического курса по выявленной проблеме в ключе профессионально-креативной подготовки будущего учителя к образовательной деятельности в условиях современной педагогической парадигмы и внедрения данного курса в процесс обучения в формате риторического модуля.

20.09.2023

Список литературы:

1. Никулина, Т. Г. Методическая модель речетворческого развития школьников / Т. Г. Никулина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - №11(126). - С. 212-214.

2. Гермашева, Т. М. Лингвокреативный дискурс: к постановке проблемы / Т. М. Гермашева // Дискурс-Пи. - 2016. - №3-4(24-25). - С. 166-172.

3. Рындак, В. Г. Речевая креативность будущего учителя :теория и опыт России и Китая/В. Г. Рындак, А. И. Жирнова//Известия Российской академии образования. - 2021. - №1-2(54). - С. 10-23. - Э01 10.51944/2073-8498_2021_1-2_10.

4. Васильев, Л. Г. Трансакциональная модель прагматики дискуссии и публичного выступления / Л. Г. Васильев // Проблемы лингвистической прагматики: Доклады Международной научной конференции, Калуга, 10-12 сентября 2021 года / Редколлегия А.Н. Ерёмин (отв. ред.) [и др.]. - Калуга: ФБГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского», 2021. - С. 22-30.

5. Потапова, Л. С. Убеждающие жанры публичной речи (дискуссии, споры, полемика) / Л. С. Потапова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: Электронный сборник статей по материалам ЬХШ студенческой междуна-

родной научно-практической конференции.. Том №3 (63): Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2018. - С. 23-26.

6. Actualization of the problem of forming the public speaking experience / V. G. Ryndak, O. V. Saldaeva, A. M. Allagulov [et al.] // REVISTA DE INVESTIGACIONES-UNIVERSIDAD DEL QUINDIO. - 2022. - Vol. 34. - No S3. - P. 99-108. - DOI 10.33975/ riuq.vol34nS3.1002.

7. Baidu: "frM'tt^ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/%E5%88%9B%E9%80%A0%E6%80% A7%E5%AD%A6%E4%B9%A0/10639712

References:

1. Nikulina, T.G. (2012) Methodological model of speech development of schoolchildren. Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University, No. 11 (126), pp. 212-214.

2. Germasheva, T.M. (2016) Linguistic and creative discourse: to the formulation of the problem. Discourse-Pi, No. 3-4 (24-25), pp. 166-172.

3. Ryndak, V.G. and Zhirnova, A.I. (2021) Speech creativity of the future teacher: theory and experience of Russia and China. Proceedings of the Russian Academy of Education, No. 1-2 (54), pp. 10-23. DOI 10.51944/2073-8498_2021_1-2_10.

4. Vasiliev, L.G. (2021) Transactional model of pragmatics of discussion and public speaking. Problems of linguistic pragmatics: Reports of the International Scientific Conference, Kaluga, September 10-12, 2021. Editorial Board A.N. Eremin (responsible ed.) [and others]. Kaluga: FBGOU VPO «Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky», pp. 22-30.

5. Potapova, L.S. (2018) Persuasive genres of public speech (discussions, disputes, controversy). Scientific community of students of the XXI century. Humanities: Electronic collection of articles based on the materials of the LXIII student international scientific and practical conference.. Volume No. 3 (63): Association of Researchers «Siberian Academic Book», pp. 23-26.

6. Ryndak, V.G., Saldaeva, O.V., Allagulov, A.M. et al. (2022) Actualization of the problem of forming the public speaking experience. REVISTA DE INVESTIGACIONES-UNIVERSIDAD DEL QUINDIO, vol. 34, No S3, pp. 99-108. DOI 10.33975/riuq.vol34nS3.1002.

7. Baidu: ФШ'Й^Ч. Available at: https://baike.baidu.com/item/%E5%88%9B%E9%80%A0%E6%80%A7%E5%AD%A6% E4%B9%A0/10639712

Сведения об авторе:

Жирнова Александра Ильинична, аспирант 3 курса Оренбургского государственного педагогического университета E-mail: kobylyanskaya95@bk.ru

460000 РФ, г Оренбург, Советская 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.