Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность педагога как основа его профессиональной деятельности'

Коммуникативная компетентность педагога как основа его профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные компетенции / коммуникативная компетентность / педагогическое общение / педагогический диалог / речевой этикет / вербальная агрессия / дистанционное обучение / communication skills / communicative competence / pedagogical communication / pedagogical dialogue / speech etiquette / verbal aggression / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сытина Александра Владимировна

В данной статье коммуникативная компетентность учителя показывается с точки зрения его профессиональной деятельности. Рассмотрены признаки монологической речи педагога, понятия «педагогическое общение» и «педагогический диалог», проанализирована структура этого диалога. Подчеркнута важность овладения навыками педагогического диалога, так как в условиях обновления ФГОС основного общего образования учебное общение в рамках обучающего занятия не может ограничиваться лишь монологической речью учителя. Педагогический диалог, таким образом, представляется как наиболее эффективное средство развития умственной деятельности обучающихся и их коммуникативно-речевых навыков. Автор статьи также акцентирует внимание на том, что овладение нормами речевого этикета является одной из важнейших составляющих коммуникативной компетентности педагога ввиду того, что речевой этикет позволяет установить правила в различных коммуникативных ситуациях, в том числе и конфликтных. Проанализированы конфликтные ситуации, в которых обучающиеся и учителя проявляли вербальную агрессию, предложены конкретные жанры и средства речевого этикета, направленные на предотвращение речевой агрессии и, как следствие, повышение уровня развития коммуникативных компетенций педагога. На основании проведенного анализа автор приводит рекомендации для педагогов по предотвращению конфликтных ситуаций, возникающих в рамках обучающих занятий, в том числе проводимых в дистанционной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative competence of teachers as a foundation of their professional activity

This study analyzes teachers’ communicative competence in their professional activity. Characteristics of teachers’ monologue, terms of "pedagogical communication" and "pedagogical dialogue" are considered, the structure of its dialogue is analyzed. The article emphasizes the importance of mastering pedagogical dialogue skills since the educational communication of students cannot be limited by only teacher’s monologue in the frames of the updated Federal State Education Standards. Thus, pedagogical dialogue is presented as one of the most effective means of increasing mental activity of learners as well as their communication and oral skills. The author of the article focuses on mastering speech etiquette as one of the most important components of teacher's communicative competence, since the speech etiquette allows to dictate the rules of communication and conflict resolutions. The conflict situations are analyzed where teachers and students were expressing verbal aggression. The author suggests certain genres and means of speech etiquette aimed at preventing verbal aggression and fostering the level of developing teachers’ communicative skills. Based on the conducted analysis, the author offers recommendations for teachers to prevent conflict situations arising in learning activities, including distance learning.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность педагога как основа его профессиональной деятельности»

УДК 371.123

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Сытина А. В. Коммуникативная компетентность педагога как основа его профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 29-37. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/29sent2023/kvo303/

Сытина Александра Владимировна | a.v.sytina@mail.ru

Методист кафедры общего образования

Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Коммуникативная компетентность педагога как основа его профессиональной деятельности

Аннотация. В данной статье коммуникативная компетентность учителя показывается с точки зрения его профессиональной деятельности. Рассмотрены признаки монологической речи педагога, понятия «педагогическое общение» и «педагогический диалог», проанализирована структура этого диалога. Подчеркнута важность овладения навыками педагогического диалога, так как в условиях обновления ФГОС основного общего образования учебное общение в рамках обучающего занятия не может ограничиваться лишь монологической речью учителя. Педагогический диалог, таким образом, представляется как наиболее эффективное средство развития умственной деятельности обучающихся и их коммуникативно-речевых навыков. Автор статьи также акцентирует внимание на том, что овладение нормами речевого этикета является одной из важнейших составляющих коммуникативной компетентности педагога ввиду того, что речевой этикет позволяет установить правила в различных коммуникативных ситуациях, в том числе и конфликтных.

Проанализированы конфликтные ситуации, в которых обучающиеся и учителя проявляли вербальную агрессию, предложены конкретные жанры и средства речевого этикета, направленные на предотвращение речевой агрессии и, как следствие, повышение уровня развития коммуникативных компетенций педагога. На основании проведенного анализа автор приводит рекомендации для педагогов по предотвращению конфликтных ситуаций, возникающих в рамках обучающих занятий, в том числе проводимых в дистанционной форме.

Ключевые слова: коммуникативные компетенции, коммуникативная компетентность, педагогическое общение, педагогический диалог, речевой этикет, вербальная агрессия, дистанционное обучение.

Педагогику как сферу деятельности отличает повышенная речевая ответственность, ввиду этого речь учителя и степень владения им коммуникативными компетенциями нуждаются в особом внимании.

УДК 371.123

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Сытина А. В. Коммуникативная компетентность педагога как основа его профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 29-37. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/29sent2023/kvo303/

Универсальными коммуникативными компетенциями должен обладать каждый человек вне зависимости от его профессии. Выделяют следующие коммуникативные компетенции:

- владение языком;

- владение культурой речи;

- умение устно и письменно общаться на родном языке;

- способность успешно и эффективно взаимодействовать с людьми и / или группой людей;

- способность сопереживать другим людям;

- способность регулировать собственное поведение.

Коммуникативная компетентность в различных источниках рассматривается как

- умение не только выслушивать, но и принимать во внимание точку зрения собеседников, вступать в дискуссии, отстаивать свое мнение, осуществлять публичные выступления, работать в команде, осуществлять переговоры [6];

- способность вступать в коммуникацию, непринужденно общаться и быть понятым [5];

- умение достигать поставленных результатов посредством коммуникации, избегая нежелательных эффектов [1].

Коммуникативная компетентность заключается в готовности учителя применять лингвистические и языковые знания и компетенции сообразно педагогической ситуации.

Выделяют ряд педагогических ситуаций:

- знакомство с обучающимися;

- объяснение материала и его комментирование;

- побуждение обучающихся к действию;

- устное оценивание работы обучающихся;

- пресечение нарушения норм поведения;

- исправление собственных ошибок, оговорок перед классом и т. д.

Педагог вынужден относиться к своей речи строже, чем представители иных профессий ввиду того, что именно речь учителя является для обучающихся образцом речевого поведения, формирующим коммуникативные умения учеников.

Одними из основных задач учителя в процессе коммуникативной деятельности является установление контакта с обучающимися, преодоление пассивности их восприятия и вовлечения учеников в активную мыслительную деятельность. В идеале монологическая речь учителя должна приводить к диалогу с обучающимися на уровне мышления.

Монолог учителя на уроке должен обладать следующими признаками:

- наличие отклика (педагог должен контролировать поведение и настроение аудитории, быть способным корректировать речь и ход урока в зависимости от реакции обучающихся);

- преимущественно устная форма общения (монологическая речь

УДК 371.123

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Сытина А. В. Коммуникативная компетентность педагога как основа его профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 29-37. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/29sent2023/kvo303/

учителя должна быть выстроена таким образом, чтобы обучающиеся с разным уровнем подготовки были способны воспринять и усвоить полученную в устной форме информацию); - предварительная подготовка перед учебным занятием (учительская речь должна быть тщательно подготовлена и приближена к книжной, однако в момент устного выступления в речи могут появляться элементы разговорного стиля. Опытный учитель способен искусно перейти от книжного стиля к живой речи).

При переходе к живой, разговорной речи педагог рискует нарушить границы официального общения. Само определение специфики педагогического общения с позиции официальности достаточно условно, ввиду того, что педагогическое общение можно считать эффективным не столько при соблюдении правил делового общения, сколько при создании доброжелательной атмосферы взаимодействия внутри коллектива, побуждении к творческой деятельности, достижении совместных успехов, что зачастую приводит к отходу от рамок официального общения. Таким образом, возникает потребность в особом термине, характеризующем общение между педагогом и обучающимися. Такой стиль коммуникативного взаимодействия принято называть учебным или педагогическим общением.

В работе «Педагогическое общение» А. А. Леонтьев отмечает: «Оптимальное педагогическое общение — такое общение

учителя (и шире — педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению "психологического барьера"), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные качества учителя» [Цит. по: 4, с. 8].

Для учителя-предметника особенно важно свободное владение языком своего предмета, что предполагает умение отбирать из персонального арсенала теоретических знаний и речевых средств именно те формы воздействия, которые будут наиболее актуальны и эмоционально созвучны с поставленной учебной задачей.

В условиях введения обновленных ФГОС учебное общение в рамках обучающего занятия не может ограничиваться лишь монологической речью учителя. Наиболее эффективным средством развития умственной деятельности обучающихся и их коммуникативно-речевых навыков представляется педагогический диалог.

В «Кратком словаре современной педагогики» дано следующее определение: «Педагогический диалог — 1) особый тип педагогических отношений, построенный на принципах сотрудничества,

УДК 371.123

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Сытина А. В. Коммуникативная компетентность педагога как основа его профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 29-37. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/29sent2023/kvo303/

сотворчества, взаимоуважения и взаимопонимания; 2) специфическая форма общения, предполагающая не только информационную связь субъектов, но и их духовное единение; 3) особая форма педагогического взаимодействия, направленного на решение проблемы» [Цит. по: 2, с. 65].

Другими словами, педагогический диалог — это процесс речевого общения учителя и обучающихся на уроке, характеризующийся информативностью, структурной и смысловой целостностью, тематическим единством, связностью и завершенностью.

Объяснительный педагогический диалог имеет следующую структуру: начало диалога — основная часть диалога — завершение диалога.

Начало диалога обычно содержит вступительное слово преподавателя, учебные задания, направленные на закрепление материала, который был изучен ранее, а также формулировку проблемы, которую предстоит решить в процессе диалога, что позволит подвести обучающихся к самостоятельному формулированию цели учебного занятия.

Основная часть диалога наиболее содержательно насыщена и представляет собой процесс решения сформулированной ранее проблемы.

Разрешение проблемы происходит непосредственно в завершении диалога. Также на данном этапе обобщаются

выводы и подводятся итоги учебного занятия.

Таким образом, навыки ведения диалога в различных учебных ситуациях особенно важны для педагогов.

Коммуникативная деятельность педагога и его речевое поведение регулируются нормами речевого этикета. Исследователь русского речевого этикета Н. И. Фор-мановская дает следующее определение: «Речевой этикет можно определить как регулирующие правила речевого поведения. Это широкая зона единиц языка и речи, которая словесно выражает этикет поведения, дает нам в руки те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного, «нормального» отношения к людям, а это значит отношения доброжелательного» [Цит. по: 7, с. 69].

Овладение нормами речевого этикета является одной из важнейших составляющих коммуникативной компетентности педагога. Речевой этикет позволяет установить правила в различных коммуникативных ситуациях, в том числе и конфликтных. Речь образцовой языковой личности педагога должна не только соответствовать литературным нормам, отличаться красотой и выразительностью, но и подчиняться правилам речевого этикета, разработанным ритуалам просьб, отказов, извинений и обращений, позволяющих предотвратить речевую агрессию обучающихся, которая может выражаться в раздражении или несогласии с педагогом.

УДК 371.123

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Сытина А. В. Коммуникативная компетентность педагога как основа его профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 29-37. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/29sent2023/kvo303/

Стоит отметить, что зачастую речевую агрессию по отношению к обучающимся проявляют сами педагоги. Данное явление может иметь непоправимые последствия. У обучающихся понижается самооценка, они становятся неуверенными в себе, начинают опасаться педагога, ввиду этого снижается мотивация и успеваемость. Обучающиеся могут проявлять ответную агрессивную реакцию, как результат склонности учеников перенимать и копировать коммуникативное поведение учителя.

Речевая агрессия педагога имеет различный характер. Она может проявляться как непроизвольная или даже оборонительная, также вербальная агрессия может быть и осознанной, преднамеренной.

В тех случаях, когда агрессивная реакция педагога является защитой от действий со стороны обучающихся, она представляется оправданной, хотя и демонстрирующей примитивный уровень общения в условиях эмоционального дискомфорта. В определенных ситуациях вербальная агрессия может быть единственной допустимой реакцией учителя и наиболее эффективным способом воздействия на обучающихся, который позволит указать ученикам на нарушение ими этикетных рамок общения.

Оборонительная речевая агрессия наиболее часто проявляется в - грубых побудительных предложениях («Сядь нормально!»);

- прямых оскорблениях, которые чаще всего направлены на умственные способности обучающихся;

- недоброжелательных замечаниях («Вы мне надоели!»).

Случаи, когда речевая агрессия со стороны педагога является целенаправленной, в рамках учебного общения недопустимы. Такое общение переходит на манипулятивный уровень и противоречит основным требованиям профессиональной этики педагога.

Преднамеренная вербальная агрессия имеет скрытый характер. Осознанная агрессия педагога может иметь воплощение в таких речевых жанрах:

- угроза («Ставлю два, но пока карандашом»);

- целенаправленное оскорбление («Сидит, лохмы распустила»);

- насмешка («Для особо одаренных повторяю...»).

Вербальная агрессия, в особенности преднамеренная, не позволяет учителю достичь ни воспитательных, ни методических целей. Таким образом педагоги проявляют авторитаризм в общении и недостаток профессионализма. Бестактность и грубость со стороны учителя приводят к враждебности и отчужденности обучающихся.

При возникновении конфликтных ситуаций следует использовать конкретные жанры и средства речевого этикета, которые будут направлены

УДК 371.123

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Сытина А. В. Коммуникативная компетентность педагога как основа его профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 29-37. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/29sent2023/kvo303/

на предотвращение речевой

агрессии:

- извинение способно предотвратить развитие конфликтной ситуации и, как следствие, проявления вербальной агрессии;

- грамотное и вежливое выражение просьбы может представлять собой косвенное побуждение («Не затруднило бы вас...?»);

- нарушение нормы употребления обращений может спровоцировать недовольство и протест со стороны собеседника, однако неожиданная форма обращения в рамках конфликтной ситуации может продемонстрировать негативное отношение к определенным действиям или поступкам и при этом позволить избежать открытой агрессии. В условиях педагогического общения эффективным представляется обращение к обучающимся на «Вы» с использованием полной формы имени: «Николай, Вы отвлекаете нас от решения проблемы» (ср. «Коля! Ты нас отвлекаешь!»);

- несогласие следует выражать вежливо. Зачастую педагоги резко реагируют на ответы обучающихся, если озвученное утверждение противоречит мнению преподавателя, что может спровоцировать речевую агрессию с обеих сторон. Вежливое несогласие может быть выражено в ряде форм: предположение («У меня создается впечатление, что это не совсем так.»); неуверенность («Опасаюсь, что это не точная информация»); сомнение («Возможно, данное предположение не совсем верно») и т. д.;

- сожаление представляется более смягченным, этикетным вариантом упрека, выражения недовольства или осуждения. В том случае, если обучающийся опоздал на урок можно не ставить его перед фактом фразой «Опять ты опоздал», а выразить свое сожаление: «Мне очень жаль, что ты опоздал», «Как жаль, что мы не встретились вовремя»;

- эвфемизмы занимают особое положение в ряду средств устранения вербальной агрессии. «Эвфемизмы — дозволенные и пристойные наименования, по природе своей перифрастические или образные, скрывающие свой предмет, отвлекающие от его узнавания» [Цит. по: 3, с. 111]. Применение эвфемизмов будет наиболее продуктивным при использовании описательных оборотов или перефразировании во избежание проявления речевой агрессии. Например, слово «ошибка» можно заменить словом «заблуждение».

В настоящее время трендом современного образования является дистанционное обучение. Данный вид обучения предполагает иную форму взаимодействия педагога с обучающимися.

При дистанционном обучении наиболее важна атмосфера взаимопонимания и толерантности. Именно конструктивный диалог между учителем и обучающимися и учениками между собой позволит сократить расстояние в процессе обучения. Деловой стиль общения, в свою очередь, позволит создать условия,

УДК 371.123

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Сытина А. В. Коммуникативная компетентность педагога как основа его профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 29-37. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/29sent2023/kvo303/

необходимые для реализации продуктивного онлайн-обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При онлайн-обучении преподаватель должен стать для обучающихся коммуникативным лидером. Это должно проявляться в следующих формах:

- педагогу необходимо создать соответствующий восприятию информация психологический настрой. Необходимо принять во внимание тот факт, что обучающиеся могут воспринимать обучение в режиме телеконференции как развлечение;

- вопросы и задания должны быть сформулированы четко и понятно, они должны вызывать интерес у обучающихся, содержать проблему, которая может быть решена с помощью знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях. Учителю необходимо мотивировать учеников давать исчерпывающие ответы на поставленные в процессе дистанционного обучения вопросы;

- в том случае, если педагогу необходимо вести беседу с обучающимися в онлайн-чате, он должен руководить дискуссией и направлять ее в нужное русло, не позволяя обучающимся уходить в сторону от завяленного изначально предмета обсуждения. Учитель должен уметь вовремя пресечь неподобающее поведение учеников в чате, необходимо понимать, что зачастую обучающиеся неспособны придерживаться делового стиля общения при онлайн-общении;

- стоит уделять повышенное внимание психологическим особенностям

обучающихся, стимулировать работу на онлайн-уроке интровертов, уметь тактично остановить экстравертов, дать возможность каждому ученику высказаться, предотвращая возможные конфликты.

Гибкость речи педагога позволяет организовать живое и интересное общение в рамках учебной деятельности, создать атмосферу сотрудничества, расположить к себе обучающихся и вызвать у них доверие по отношению к учителю, продемонстрировать ученикам, что их возможности и способности признаются. Результативность обучения и развития обучающихся повышается, если педагог способен выбрать такие речевые средства, которые позволят положительно воздействовать на учеников, создать для них комфортный психологический климат, направленный на продуктивный процесс восприятия.

В качестве практического задания, направленного на развитие коммуникативных компетенций, в том числе преодоления вербальной агрессии, педагогам предлагается ряд ситуаций, требующих решения.

1. В класс неожиданно влетела птица.

2. Обучающиеся на последних партах разговаривают и отвлекают педагога.

3. Обучающийся самовольно покидает класс.

4. По выражению лица обучающегося Вы видите, что он не согласен с Вашим мнением.

5. В классе погас свет.

УДК 371.123

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Сытина А. В. Коммуникативная компетентность педагога как основа его профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 29-37. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/29sent2023/kvo303/

6. Во время онлайн-урока Вы слышите посторонние звуки, нарушающие ход обучающего занятия.

Основными задачами педагогического общения являются передача знаний, успешное обучение и воспитание обучающихся, положительное влияние на них. Особое значение при решении данных задач имеют психологический климат, созданный в классе, и эмоциональный контакт между учителем и учениками, что делает педагогическое общение комплексным явлением. Однако педагогическое общение может быть успешно реализовано лишь при условии высокого уровня развития коммуникативных компетенций педагога.

Список литературы

1. Головко, Е. А. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Головко Елена Алексеевна. — Ставрополь, 2004. — 26 с.

2. Краткий словарь современной педагогики / сост. Т. Б. Санжиева, Ю. Г. Резникова, Т. К. Солодухина. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. — 100 с.

3. Ларин, Б. А. История русского языка и общее языкознание: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Б. А. Ларин; сост. Б. Л. Богородский, Н. А. Мещерский. — М.: Просвещение, 1977. — 224 с.

4. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. — М.: Знание, 1979. — 48 с.

5. Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация / Г. К. Селевко // Народное образование. — 2004. — № 4. — С. 138-143.

6. Суханова, К. Ю. Работа с подростками, имеющими трудности социальной адаптации / К. Ю. Суханова // Кор-рекционная педагогика. — 2003. — № 1. — С. 51-58.

7. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. — 2-е изд. — М.: Издательство ИКАР, 2005. — 250 с.

Alexandra V. Sytina

Kaliningrad Regional Institute of education development Kaliningrad, Russia

Communicative competence of teachers as a foundation of their professional activity

Abstract. This study analyzes teachers' communicative competence in their professional activity. Characteristics of teachers' monologue, terms of "pedagogical communication,€ and "pedagogical dialogue" are considered, the structure of its dialogue is analyzed. The article emphasizes the importance of mastering pedagogical dialogue skills since the educational communication of students cannot be limited by only teacher's monologue in

УДК 371.123

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Сытина А. В. Коммуникативная компетентность педагога как основа его профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 29-37. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/29sent2023/kvo303/

the frames of the updated Federal State Education Standards. Thus, pedagogical dialogue is presented as one of the most effective means of increasing mental activity of learners as well as their communication and oral skills. The author of the article focuses on mastering speech etiquette as one of the most important components of teacher's communicative competence, since the speech etiquette allows to dictate the rules of communication and conflict resolutions.

The conflict situations are analyzed where teachers and students were expressing

Статья поступила в редакцию 10.07.2023; одобрена после рецензирования 20.07.2023; принята к публикации 07.08.2023.

verbal aggression. The author suggests certain genres and means of speech etiquette aimed at preventing verbal aggression and fostering the level of developing teachers' communicative skills. Based on the conducted analysis, the author offers recommendations for teachers to prevent conflict situations arising in learning activities, including distance learning.

Keywords: communication skills, communicative competence, pedagogical communication, pedagogical dialogue, speech etiquette, verbal aggression, distance learning.

The article was submitted 10.07.2023; approved after reviewing 20.07.2023; accepted for publication 07.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.