УДК 37.022
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Тюкавкина Л. Ю., Савицкая Т. А. Использование приемов смыслового чтения в рамках современного урока // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 84-95. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/05apr2023/kvo109/
Тюкавкина Лариса Юрьевна | tuk-larisa@yandex.ru
Методист кафедры общего образования
Калининградский областной институт развития образования Калининград,Россия
Савицкая Татьяна Александровна | 31072002@mail.ru
Методист кафедры общего образования
Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия
Использование приемов смыслового чтения в рамках современного урока
Аннотация. В статье рассматривается организация образовательного процесса на уроке с использованием приемов смыслового чтения. Представлены описания стратегий предтекстовой, текстовой, послетекстовой деятельности и видов чтения. Рассмотрены такие приемы смыслового чтения, как «Мозговой штурм», «Тезаурус», «Анонс», «Исследование авторской позиции», «Свертывание и развертывание текста», «Попеременное чтение», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с паузами», «Чтение про себя с пометками», «Отношение между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист» и др. В статье приведены примеры практического использования приемов трех стратегий и пяти видов чтения: ознакомительное, поисковое, просмотровое, изучающее, интерпретирующее, критическое — на разных этапах урока. Разработана инструктивная карта для учителя по использованию приемов стратегий и
видов чтения на различных этапах инновационного урока: мотивационно-це-левом, операционно-деятельностном и рефлексивно-оценочном. Делается вывод о необходимости и важности проведения работы по развитию читательской грамотности в соответствии с основополагающими документами системы образования — федеральным государственным образовательным стандартом и федеральной основной общеобразовательной программой, которые определяют обязательные планируемые результаты и оценку уровня читательской грамотности выпускника.
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, чтение, технологии, образование, приемы смыслового чтения.
В целях обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования в мире и в рамках реализации
УДК 37.022
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Тюкавкина Л. Ю., Савицкая Т. А. Использование приемов смыслового чтения в рамках современного урока // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 84-95. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/05apr2023/kvo109/
Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» школы актуализировали работу по формированию и развитию всех направлений функциональной грамотности, которые формируют способность применять знания, умения, навыки для решения задач в различных сферах.
Всего выделяют шесть направлений функциональной грамотности: естественно-научную, математическую, финансовую, читательскую, глобальные компетенции и креативное мышление. Навыки владения приемами каждого направления очень важны, поскольку они обеспечивают уровень профессионализма специалиста любой отрасли, но овладение всеми без исключения видами грамотности начинается с читательской. Безусловно, этот вид функциональной грамотности имеет важнейшее значение на протяжении всей жизни человека.
Одним из ключевых факторов, способствующих эффективному формированию функциональной грамотности современного массового школьника, является интерес. Чтобы подпитывать неподдельный интерес обучающегося, педагог должен постоянно предлагать ему такие формы деятельности, которые стимулируют интеллектуальную активность. Обучающийся должен быть вовлечен в действие, в активную работу, что соотносится с содержанием базовых идей систем-но-деятельностного подхода. Задания, используемые педагогом, должны
соотноситься с опытом обучающегося, в том числе практическими житейскими ситуациями. Понимание любого задания невозможно без владения навыками читательской грамотности.
Читательская грамотность важна не только при изучении гуманитарных предметов. В содержании каждого учебного предмета естественно-научного, социально-экономического направлений присутствуют задачи, решение которых становится невозможным, если обучающийся не понимает сути условия, не владеет основами читательской грамотности. Задания, как известно, используются при изучении абсолютно любого предмета. Да, при изучении математики и информатики важная роль отводится также формированию и развитию математической и финансовой грамотности, но читательская грамотность все равно остается основой основ.
В федеральной основной общеобразовательной программе отмечается, что в результате изучения всех без исключения учебных предметов выпускники приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией, т. е. освоят стратегии смыслового чтения [1], поэтому так важно развивать у школьника этот навык на всех ступенях обучения. Для эффективного использования приемов читательской грамотности в обучении необходимо знать базовые стратегии и виды чтения.
Стратегии смыслового чтения — комплекс приемов читательской грамотности,
УДК 37.022
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Тюкавкина Л. Ю., Савицкая Т. А. Использование приемов смыслового чтения в рамках современного урока // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 84-95. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/05apr2023/kvo109/
использующийся для восприятия, воспроизведения текстовой информации и ее трансформации в личные смысловые установки, приоритеты, понятийные сюжеты [5, с. 82].
Выделяют стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности. С целью создания условий для эффективного и продуктивного процесса чтения необходимо подготовить обучающихся к этому процессу с помощью предтексто-вой деятельности, научить их критически осмысливать текст еще до прочтения, прогнозировать его содержание.
Исследователи предлагают следующие наиболее продуктивные предтекстовые методические приемы:
- «Мозговой штурм» — активизация мозговой активности, актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста;
- «Тезаурус» — актуализация и повторение словаря, связанного с темой, понятиями, смысловыми линиями текста;
- «Анонс» — смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия, анонсирование сюжета текста;
- «Исследование авторской позиции» — мотивация человека на понимание текста и создание его читательской интерпретации до и во время прочтения книги (например, на основе иллюстрации или основных тезисов) [3, 4].
В процессе работы с текстом учитель может применять все приемы чтения,
комбинировать их. Это позволит более глубоко осмыслить суть текста, даст возможность организовать работу в группах или по парам, получить более качественный планируемый результат.
Наиболее эффективными приемами текстовой деятельности, с нашей точки зрения, являются следующие:
- «Свертывание и развертывание текста» (свернуть в схему, таблицу, на основе рисунка предложить текст и пр.);
- «Попеременное чтение» (чтение в группах, в парах, ролевое чтение, актерское чтение, сольное чтение и т. д.);
- «Чтение про себя с вопросами» — внимательное и осмысленное чтение текста с использованием вопросов к его содержанию (вопросы сам себе задает читатель, чтобы лучше разобраться в содержании текста);
- «Чтение с паузами» — управление процессом осмысления текста во время чтения;
- «Чтение про себя с пометками» — использование примечаний, комментариев читателя при работе со сложными научными текстами. Читатель акцентирует внимание на важном, оставляя визуальные пометки (выделение текста маркером, дописывание комментариев рядом с текстом и др. приемы) [Там же].
Не менее важным этапом является и деятельность читателя после прочтения текста. Важно не просто прочитать текст, важно осмыслить прочитанное, усвоить
УДК 37.022
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Тюкавкина Л. Ю., Савицкая Т. А. Использование приемов смыслового чтения в рамках современного урока // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 84-95. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/05apr2023/kvo109/
информацию, обозначенную в тексте. Учитель может дополнить эту информацию, расширить, углубить ее. Далее возможна смена формы работы: семинар с обсуждением прочитанного, корректировка читательской интерпретации. На данном этапе авторы статьи предлагают использовать следующие приемы после-текстовой деятельности:
- «Отношение между вопросом и ответом» (чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста; если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их);
- «Вопросы после текста» (по фактической информации текста, изложенной вербально; подтекстовой информации, скрытой «между строк», в подтексте; оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста);
- «Тайм-аут» (самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения его в парах и в группе);
- «Проверочный лист» (проверка понимания текста).
Если говорить более подробно о читательской грамотности, то важно отметить, что развить читательские умения можно при условии владения разными видами чтения: ознакомительным, поисковым / просмотровым, изучающим, интерпретирующим, критическим.
1. Ознакомительное чтение — умение извлекать ключевую информацию, выделять главное содержание в тексте.
2. Поисковое / просмотровое чтение — умение находить причинно-
следственные связи, факты, аргументы, конкретную информацию.
3. Изучающее чтение — умение извлекать полную и точную информацию, интерпретировать содержание текста, интегрировать, сжимать текст, сопоставлять разные точки зрения из разных источников информации.
4. Интерпретирующее чтение — передача прочитанного своими словами.
5. Критическое чтение — умение соотне-
сти содержание текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями и собственным опытом [Там же].
При любом виде чтения текст является главным инструментом работы. Добиться максимального результата извлечения информации возможно, лишь владея приемами разных видов чтения.
Рассмотрим один из методических подходов, применяемых для развития и формирования навыков поисково-просмотрового чтения. Обучающимся 9-го класса предлагается изучить текст с элементами предметного, метапредметного, межпредметного, ситуационного или познавательного содержания — любого, в зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой педагог. Перед прочтением текста предлагается выполнить задания.
1. Определите по заголовку главную мысль текста.
2. Соотнесите первое предложение текста и заголовок.
3. Прочитайте первый абзац и сопоставьте его с собственным
УДК 37.022
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Тюкавкина Л. Ю., Савицкая Т. А. Использование приемов смыслового чтения в рамках современного урока // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 84-95. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/05apr2023/kvo109/
представлением о главной мысли текста.
4. Обратите особое внимание на первые предложения каждого абзаца. Соответствуют ли они вашему представлению о главной мысли текста?
5. Только на основании первых предложений каждого абзаца сформулируйте ответ на вопрос: «О чем повествуется в тексте?»
6. Внимательно прочитайте текст.
Текст «В защиту чтения»
Современные обучающиеся мало читают, их интерес к чтению незначителен. А «влюблены» в чтение единичные представители современной молодежи. В сегодняшнем «оцифрованном» мире информацию можно передать другому человеку и через визуальный канал восприятия, и через аудиоканал, посредством бумажных или электронных носителей или средств связи. Средства связи (телефоны, смартфоны, компьютеры, ноутбуки, планшеты и др.) поражают разнообразием предоставляемых возможностей для воспроизведения, обработки, корректировки и анализа информации.
Но, тем не менее, читать нужно!
Во-первых, постоянное чтение — это тренажер для мозга. Постоянная тренировка. При прочтении происходит визуализация текста. Зрительная память не позволит в большинстве случаев сделать орфографическую ошибку при написании ранее прочитанного слова. Хорошая и интересная книга способствует
улучшению настроения, интенсифицирует концентрацию внимания, усидчивость и самоорганизацию.
Во-вторых, с чтением книг расширяется кругозор, обогащается словарный запас и синтаксический строй языка: мысли становятся детализированными и конкретными, что также способствует развитию речи.
В-третьих, чтение — это просто увлекательно и интересно! Мотиватором к чтению для современных людей может быть и то, что благодаря чтению есть шанс найти новых интересных собеседников, друзей, единомышленников. Книг на свете великое множество, и поэтому каждый читатель может выбрать себе свою книгу, которая станет для него своего рода путеводителем, проводником в прошлое или будущее.
Чтение сопровождает человека на всех стадиях его роста и развития. В глубоко почтенном возрасте книги могут стать спасением от одиночества и даже «пищей» для разговоров с более молодыми членами семьи. Чтение формирует человека, помогает ему социализироваться и справиться с различными жизненными трудностями.
Задания после прочтения текста
1. Подытожьте прочтение и анализ текста формулированием вывода о полезности информации, содержащейся в нем. Ответьте на вопрос: «Пригодится ли данная информация в жизни?»
УДК 37.022
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Тюкавкина Л. Ю., Савицкая Т. А. Использование приемов смыслового чтения в рамках современного урока // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 84-95. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/05apr2023/kvo109/
2. Определите, была ли необходимость в более детальном ознакомлении с текстом для использования полученной информации или по заголовку и с помощью просмотра текста «по диагонали» удалось понять главную мысль, основные доводы, уточнения. Аргументируйте свою позицию, свое мнение.
Предложения по использованию рассмотренных выше приемов стратегий и видов чтения на различных этапах инновационного урока (с добавлениями) представлены в таблице 1. Рекомендуем использовать нижеследующую инструктивную карту при формировании и развитии читательской грамотности на всех уроках с 5-го по 11-е классы.
Таблица 1 — Инструктивная карта инновационного урока (с использованием приемов читательской грамотности) для учителя
№ этапа Наименование этапа
1-й этап урока Мотивационно-целевой. Учитель должен мотивировать аудиторию для включения в учебную деятельность, вызвать у нее интерес, активную позицию
На данном этапе учитель может использовать приемы стратегии предтекстовой деятельности «Мозговой штурм», «Тезаурус», «Банк вопросов», «Опережающие вопросы», «Анонс», «Алфавит за круглым столом», «Соревнуемся с писателем» и др. Что является основополагающим на данном этапе — мотивация или целеполагание — учитель определяет самостоятельно в зависимости от особенностей урока
2-й этап урока Операционно-деятельностный. Учитель должен организовать деятельность учащихся с целью формирования у них новых понятий
Наиболее эффективны приемы «Попеременное чтение», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с паузами», «Чтение про себя с пометками»
3-й этап урока Рефлексивно-оценочный. Оценка деятельности и рефлексия
Для решения задач третьего этапа можно использовать стратегии послетекстовой деятельности «Отношение между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Чек-лист», «Анкета обратной связи», семинар «Обмен мнением» и др.
Если педагог видит, что для решения задач необходим прием предтекстовой деятельности на операционно-целевом этапе, то необходимо применять и его. Применение приемов разных стратегий строго не регламентировано
Ниже приведен пример технологической карты урока географии (5-й класс) с использованием приемов формирования
читательской грамотности. Тема урока: «Эпоха географических открытий» (таблица 2).
Тюкавкина Л. Ю., Савицкая Т. А. Использование приемов смыслового чтения в рамках современного урока // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 84-95. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/05apr2023/kvo109/
Таблица 2 — Технологическая карта урока географии (5-й класс) с использованием приемов формирования читательской грамотности
Деятельность учителя Деятельность ученика Методические приемы, универсальные учебные действия
Мотивационно-целевой этап
1. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать тему «Эпоха географических открытий». Вспомните ученых, которые стояли у истоков географической науки и время их открытий. 2. Обратите внимание на доску. На ней записаны первые буквы имен великих путешественников Средневековья — тех, кто открыл Землю для европейцев. С достижениями некоторых мы уже познакомились. Наша задача — вспомнить этих путешественников и дописать их имена. Как мы видим, у нас осталось много свободных букв. Просмотрите параграф и наидите недостающие имена. Внесите их в наш список. 1. Предполагаемый ответ: Аристотель (IV в. до н. э.), Эратосфен (III-II вв. до н. э.), Птолемей (I-II вв.). 2. Обучающиеся по одному выходят к доске и вписывают имена путешественников. Приемы смыслового чтения: просмотровое чтение. Коммуникативные универсальные учебные действия: сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные универсальные учебные действия: постановка цели
3. Определите цель работы на уроке. Предположите тему урока 3. Определяют цель, предлагают задачи, название темы урока
Операционно-деятельностный этап
4. Вы определили имена путешественников, внесших огромный вклад в изучение нашей планеты. Ваша следующая задача — определить вклад в географические открытия каждого путешественника, используя информацию параграфа. Полученный результат внести в таблицу. 5. Назовите колонки таблицы, которые остались без информации. 6. Годы жизни нам представит ученик, который готовил этот вопрос в качестве домашнего задания. Вы продолжаете заполнение таблицы. 4. С помощью текста параграфа определяют вклад путешественника, работают с таблицей. 5. Предполагаемый ответ: годы жизни, личный интерес. 6. Продолжают работу с таблицей. Приемы смыслового чтения: перекодирование информации (заполнение таблицы). Познавательные универсальные учебные действия: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, представлять информацию в разных формах.
УДК 37.022
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Тюкавкина Л. Ю., Савицкая Т. А. Использование приемов смыслового чтения в рамках современного урока // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 84-95. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/05apr2023/kvo109/
Деятельность учителя Деятельность ученика Методические приемы, универсальные учебные действия
7. Кто из путешественников заинтересовал вас больше всего? Почему? 8. Прошу всех выбрать из списка пять фамилий и заполнить дома четвертую колонку таблицы «Чем для вас лично интересен». 9. А теперь, пожалуйста, дайте название таблице, с которой вы работали. 10. Определите, достигли ли вы поставленной вами цели урока. Соответствует ли название таблицы теме урока? 11. Запишите в тетради число, тему и название таблицы. 12. Откройте карту «Маршруты важнейших путешествий», нанесите их на контурную карту 7. Три ученика предлагают свой ответ. 8. Слушают домашнее задание. 9. Предлагают варианты названий таблицы, например, «Великие путешественники и их открытия». 10. Определяют уровень достижения цели, соответствие теме. 11. Представляют результат записи. 12. Работают с контурной картой Коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение. Личностные универсальные учебные действия: осознавать свои эмоции
Рефлексивно-оценочный этап
13. На партах у вас лежат карточки с фотографиями событий географических открытий. Посовещайтесь в паре и прикрепите карточку к тому материку, к открытию которого она имеет отношение. 14. Оцените результат своей работы. Как вы считаете, достигли ли вы цели урока? 15. Кто-нибудь из вас слышал о «Полярной гонке»? А что такое «Терра Нова»? Кто такой каюр? Какой паре досталась карточка с именем путешественника, которого нет в вашей таблице? Назовите это имя. О том, как все это связано между собой, на следующем уроке нам расскажет эта пара. Спасибо за урок! 13. Совещаются, прикрепляют фотографии на доску. 14. Оценивают степень достижения цели. 15. Отвечают на вопросы, обмениваются мнениями Коммуникативные универсальные учебные действия: организовывать работу в паре. Регулятивные универсальные учебные действия: оценивать степень достижения цели
УДК 37.022
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
УДК 37.022
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Тюкавкина Л. Ю., Савицкая Т. А. Использование приемов смыслового чтения в рамках современного урока // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 84-95. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/05apr2023/kvo109/
Использование приемов читательской грамотности возможно также и работниками сферы образования, занимающими административные должности (руководители образовательных организаций, заместители руководителей), которым приходится работать с документами не в одну сотню страниц. Приведем пример методического приема, с помощью которого целесообразно ознакомить коллектив с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [2] без раздражения. Используя прием «Свертывание информации», нормативно-правовой документ превращается в схему на один лист (рисунок 1).
Современному человеку доступны разнообразные формы информации. Что это — возможности или непроходимый лабиринт трудностей? Ежедневно человеку приходится работать с большим объемом разнообразной информации, обрабатывать огромные массивы данных. При этом далеко не каждый способен с этим справиться и подстроиться
под современный ритм жизни, а многие люди в режиме многозадачности вообще испытывают негативные эмоции. Используя различные ресурсы, человек может стать либо пользователем, либо «листателем», либо читателем... Если человек овладеет приемами смыслового чтения, то он станет внимательным читателем, который не пропустит важную информацию, высокопрофессиональным специалистом, владеющим стратегическим ресурсом, мастером, умеющим распределять нагрузку и принимать современные вызовы.
Используя приемы формирования читательской грамотности, педагог способен приобрести новый опыт организации образовательного процесса и создания образовательной среды. Развивая читательскую грамотность обучающихся, педагог получает возможность совершенствовать авторский педагогический стиль, воспитывать обучающихся, готовых к применению знаний и умений на практике при решении жизненных и ситуационных задач, к самообразованию, критическому осмыслению действительности.
УДК 37.022
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Тюкавкина Л. Ю., Савицкая Т. А. Использование приемов смыслового чтения в рамках современного урока // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 84-95. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/05apr2023/kvo109/
Рисунок 1 — Схематическое изображение профессионального стандарта педагога
УДК 37.022
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Тюкавкина Л. Ю., Савицкая Т. А. Использование приемов смыслового чтения в рамках современного урока // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 84-95. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/05apr2023/kvo109/
Список литературы
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 года № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http:// publication.pravo.qov.ru/Document/ View/0001202212220024 (дата обращения: 25.01.2023).
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. — URL: https:// base.qarant.ru/70535556/ (дата обращения: 25.01.2023).
3. Сметанникова, Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС: Пособие для учителя / Н. Н. Сметанникова. — М.: Баласс, 2013. — 128 с.
4. Сметанникова, Н. Н. Стратегиаль-ный подход к обучению чтению / Н. Н. Сметанникова. — М.: Школьная библиотека, 2005. — 512 с.
5. Читательская грамотность современного школьника: Сборник лучших практик / под ред. В. И. Громова. — Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. — 224 с.
Larisa Y. Tyukavkina
Kaliningrad Regional Institute of the educational development Kaliningrad, Russia
Tatiana А. Savitskaya
Kaliningrad Regional Institute of the educational development Kaliningrad, Russia
Application of semantic reading techniques in a modern class
Abstract. The article discusses the organization of the educational process in the classroom using semantic reading techniques. The description of strategies of pre-text, text, post-text activity and types of reading are given. Such semantic reading techniques as "Brainstorming", "Thesaurus", "Announcement", "Research of the author's position", "Folding and unfolding of the text", "Alternate reading", "Reading to yourself with questions", "Reading with pauses", "Reading to yourself with notes" "Relationship between the question and the answer", "Questions after the text", "Time-out", "Checklist", etc are considered. Examples of practical use of techniques of three strategies and five types of reading are given: extensive, searching, scanning, studying, interpreting, critical at different stages of the lesson. The instructional map has been developed for teachers on the use of techniques of strategies and types of reading at various stages of the innovative lesson: motivational-targeted, activity-operated and reflexive-evaluative.
УДК 37.022
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Тюкавкина Л. Ю., Савицкая Т. А. Использование приемов смыслового чтения в рамках современного урока // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 1 (17) / апрель. — С. 84-95. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2023/05apr2023/kvo109/
The conclusion is made about the necessity and importance of carrying out work on the development of reading literacy in accordance with the fundamental documents of the education system: the Federal state educational standard and the Federal basic general education program,
which determine the obligatory planned results and assessment of the level of reading literacy of the graduate.
Keywords: functional literacy, reading literacy, reading, technology, education, semantic reading techniques.
Статья поступила в редакцию 27.02.2023;The article was submitted 27.02.2023; одобрена после рецензирования 13.03.2023;approved after reviewing 13.03.2023; принята к публикации 14.03.2023. accepted for publication 14.03.2023.